Отличительные особенности от рождения до школы

Обновлено: 06.07.2024

Оценить 6760 0

Анализ и сравнение программ дошкольного образования «От рождения до школы и Детство"

Подготовила студентка группы ДО-3А:

- В Программе на первый план выдвинута развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.

- Программа поострена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций.

- Ведущий тип деятельности – игра.

- Развитие – важнейший результат успешности воспитания и образования детей.

- Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки

духовно-нравственного и эмоционального воспитания.

- Образование – процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд) .

- Программа соответствует всем принципам построения ООП в соответствии с ФГТ.

- Ведущие цели Программы:

* Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.

* Формирование основ базовой культуры личности.

* Всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

* Подготовка к жизни в современности обществе, к обучению в школе.

* Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

- Возрастная категория: от рождения до 7 лет.

- Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает выделение макро- и микросреды и их составляющих.

- Тематический принцип построения образовательного процесса.

Организация жизни и воспитания детей.

Содержательная часть по возрастным группам: возрастные особенности, организация жизни детей, содержание психолого-педагогической работы.

Итоговые результаты освоения программы.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

Работа с родителями.

Рекомендации по составлению перечня пособий.

В конце Программы представлен широчайший список пособий, допустимых в использовании при работе в ДОУ. Педагоги могут самостоятельно выбрать необходимые для работы пособия.

взаимодействие взрослых с детьми. Отводится место для самостоятельной деятельности детей. Занятия, как форма обучения, не используется, предлагаются для работы игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности.

Так же программа позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику ДОУ, что так же делает ее заманчивой в плане основы для составления индивидуальной ООП ДОУ. А достаточно широкий список методических пособий, рекомендаций еще больше облегчают эту задачу.

- В Программе впервые практически реализован подход к организации целостного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения.

* укрепление физического и психического здоровья, формирование основ безопасного поведения, КГН;

* развитие у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;

* развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи;

* обогатить опыт самостоятельной деятельности, пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение.

- Программа соответствует всем восьми принципам построения Программы, утвержденным в ФГТ.

- Программа охватывает возраст от 3 до 7 лет.

Содержание педагогической деятельности воспитателя по освоению детьми образовательных областей: четвертый год жизни, пятый год жизни, шестой год жизни, седьмой год жизни (внутри каждого возраста отражены особенности возраста и организации жизни детей, задачи воспитания и развития и содержание по каждой из десяти образовательных областей) .

Дополнительная часть (региональный компонент) .

*ребенок знакомится с малой Родиной;

*ребенок познает родную страну и мир;

*ребенок в поликультурной и полиэтнической семье;

*ребенок изучает английский язык.

Самопознание ребенка активно лоббируется. Программа предлагает насыщенное образовательное содержание. Содержательные связи между разделами позволяют интегрировать образовательное содержание в психолого-педагогической работе.

Планирование по данной программе отличается гибкостью, в самой Программе нет условных схем, таблиц и пр., что дает простор для креативности педагогов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;

воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей;

Диагностика, коррекция и профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

• творческая организация воспитательно-образовательного процесса;

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

Принцип развивающего образования

Принципы научной обоснованности и практической применимости

Принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности

Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач

Принцип интеграции образовательных областей

Принцип комплексно – тематического построения образовательного процесса;

Принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка

принципу развивающего образования,

принципы научной обоснованности и практической примени-

соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности

единство воспитательных, развивающих и обучающих

целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста

принципа интеграции образовательных областей

на комплексно-тематическом принципе построения

решение программных образовательных задач в

совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;

строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

игровая деятельность (развивающие игры: настольно-печатные, динамические, словесные; театрализованные и режиссерские игры);

творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно-творческой деятельности детей (изобразительной, музыкально-исполнительской, театрально-игровой, двигательной, речевой);

исследование, экспериментирование (игровое экспериментирование и опыты с предметами и материалами);

прогулка в природу в разные сезоны (на различные городские и сельские объекты;

проектирование решения проблемы;

познавательная беседа (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр упражнений, заданий);

чтение, прослушивание сказки;

трудовая деятельность (труд в природе и хозяйственно-бытовой труд).

Структура ООП ДО

Цели и задачи реализации Программы

Принципы и подходы к формированию Программы

Отличительные особенности Программы

Перспективы работы по совершенствованию и развитию

Планируемые результаты освоения Программы

Система оценки результатов освоения Программы

Содержание психолого-педагогической работы

с детьми от 2 месяцев до 1 года (младенческая группа)

Содержание психолого-педагогической работы с детьми 1–2 лет (первая группа раннего возраста)

2. Преемственность:

3. Авторы программы Руководители авторского коллектива:

4. Краткое содержание Программы

Ведущие цели Программы:
создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком
дошкольного детства;
формирование основ базовой культуры личности;
всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии
с возрастными и индивидуальными особенностями;
подготовка к жизни в современном обществе;
формирование предпосылок к учебной деятельности;
обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

5. Отличительные особенности Программы

Направленность на развитие личности ребенка;
Патриотическая направленность Программы;
Направление на нравственное воспитание, поддержку традиционных
ценностей;
Нацеленность на дальнейшее образование;
Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей;
Направленность на учет индивидуальных способностей ребенка.

Наиболее существенной структурной характеристикой
Программы является принцип подачи материала – содержание
психолого-педагогической работы излагается в Программе по
образовательным областям, в каждой из которых обозначены
основные цели и задачи и содержание психологопедагогической работы.
Содержание психолого-педагогической работы в
образовательных областях изложено по тематическим блокам,
внутри которых материал представлен по возрастным группам.

7. Макет заголовка и объекта со SmartArt

Социальнокоммуникативное
развитие:
-Нравственное
воспитание,
формирование
личности ребенка,
развитие общения;
-Развитие игровой
деятельности
(сюжетно-ролевые
игры);
-Ребенок в семье и
сообществе;
-Формирование
позитивных установок
к труду и творчеству;
-Формирование основ
безопасности
Познавательное
развитие:
-ФЭМП;
-Развитие
познавательноисследовательской
деятельности;
-Ознакомление с
предметным
окружением;
-Ознакомление с
оциальным миром;
-Ознакомление с
миром природы
Речевое развитие:
-Развитие речи;
-Приобщение к
художественной
литературе
Художественноэстетическое
развитие:
-Приобщение к
искусству;
-Изобразительная
деятельность;
-Конструктивномодельная
деятельность;
-Музыкальная
деятельность;
-Развитие игровой
деятельности
(театрализованные
игры)
Физическое развитие:
-Формирование
начальных
представлений о
ЗОЖ;
-Физическая культура

Содержательная часть Программы изложена по возрастным группам:
Младенческая группа (от рождения до года);
Первая группа детей раннего возраста (от 1 года до 2 лет);
Вторая группа детей раннего возраста (от 2 до 3 лет);
Младшая группа (от 3 до 4 лет);
Средняя группа (от 4 до 5 лет);
Старшая группа (от 5 до 6 лет);
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет).
В программе расписано содержание психолого-педагогической работы с детьми
от 2 месяцев до 1 года и образовательная деятельность в соответствии с
направлениями развития детей от 2 лет до школы по всем 5 образовательным
областям

9. Преимущества

10. Преимущества

Большим преимуществом Программы является ее технологичность и
успешность применения в массовой практике. Для реализации программы не
требуется каких-то особых условий, нестандартного материальнотехнического обеспечения или специфической подготовки педагогических
кадров.
Все примерные перечни развлечений и праздников, списка литературы для
чтения детям и др. вынесены в Приложение. Это существенно сокращает
содержательную часть Программы и облегчает ее восприятие. Такое
построение Программы позволяет видеть, как содержание примерных
перечней изменяется в зависимости от возраста детей.

12. Недостатки

10 Предметно - пространственная среда Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание развивающей предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.

11 Основные требования к организации среды Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть: содержательно-насыщенной, развивающей; трансформируемой; полифункциональной; вариативной; доступной; безопасной; здоровьесберегающей; эстетически-привлекательной.

13 Образовательные области коммуникативно- личностное развитие; познавательно-речевое развитие; художественно- эстетическое развитие; физическое развитие.

14 Социально- коммуникативное развитие Социализация, развитие общения, нравственное воспитание Ребенок в семье и сообществе - Образ Я - Семья - Детский сад Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание Культурно – гигиенические навыки Самообслуживание Общественно –полезный труд Труд в природе Уважение к труду взрослых Формирование основ безопасности Безопасное поведение в природе Безопасность на дорогах Безопасность собственной жизнедеятельности

15 Познава- тельное развитие Формирование элементарных математических представлений Развитие познавательно – исследовательс- кой деятельности -Познавательно – исследовательская деятельность -Сенсорное развитие -Проектная деятельн. -Дидактические игры Ознакомление с предметным окружением Ознакомление с социальным миром Ознакомление с миром природы Сезонные наблюдения

16 Художественно эстетическое развитие Приобщение к искусству Изобразительная деятельность - Рисование - Лепка - Аппликация Конструктивно- модельная деятельность Музыкальная деятельность -Слушание -Пение -Песенное творчество -Муз.ритмические движения -Муз-игровое, танцы -Игра на муз.инструментах

17 Речевое развитие Развитие речи -Развивающая речевая среда -Формирование словаря -Звуковая культура речи -Грамматический строй речи -Связная речь -Подготовка к обучению грамоте (подгот. гр.) Художественная литература Физическое развитие Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни Физическая культура -Подвижные игры

23 Спасибо за внимание! МБОУ Беляйская основная общеобразовательная школа

Читайте также: