Отличительные особенности от рождения до школы
Обновлено: 06.07.2024
Оценить 6760 0
Анализ и сравнение программ дошкольного образования «От рождения до школы и Детство"
Подготовила студентка группы ДО-3А:
- В Программе на первый план выдвинута развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.
- Программа поострена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций.
- Ведущий тип деятельности – игра.
- Развитие – важнейший результат успешности воспитания и образования детей.
- Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки
духовно-нравственного и эмоционального воспитания.
- Образование – процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд) .
- Программа соответствует всем принципам построения ООП в соответствии с ФГТ.
- Ведущие цели Программы:
* Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.
* Формирование основ базовой культуры личности.
* Всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
* Подготовка к жизни в современности обществе, к обучению в школе.
* Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
- Возрастная категория: от рождения до 7 лет.
- Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает выделение макро- и микросреды и их составляющих.
- Тематический принцип построения образовательного процесса.
Организация жизни и воспитания детей.
Содержательная часть по возрастным группам: возрастные особенности, организация жизни детей, содержание психолого-педагогической работы.
Итоговые результаты освоения программы.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.
Работа с родителями.
Рекомендации по составлению перечня пособий.
В конце Программы представлен широчайший список пособий, допустимых в использовании при работе в ДОУ. Педагоги могут самостоятельно выбрать необходимые для работы пособия.
взаимодействие взрослых с детьми. Отводится место для самостоятельной деятельности детей. Занятия, как форма обучения, не используется, предлагаются для работы игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности.
Так же программа позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику ДОУ, что так же делает ее заманчивой в плане основы для составления индивидуальной ООП ДОУ. А достаточно широкий список методических пособий, рекомендаций еще больше облегчают эту задачу.
- В Программе впервые практически реализован подход к организации целостного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения.
* укрепление физического и психического здоровья, формирование основ безопасного поведения, КГН;
* развитие у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;
* развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи;
* обогатить опыт самостоятельной деятельности, пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение.
- Программа соответствует всем восьми принципам построения Программы, утвержденным в ФГТ.
- Программа охватывает возраст от 3 до 7 лет.
Содержание педагогической деятельности воспитателя по освоению детьми образовательных областей: четвертый год жизни, пятый год жизни, шестой год жизни, седьмой год жизни (внутри каждого возраста отражены особенности возраста и организации жизни детей, задачи воспитания и развития и содержание по каждой из десяти образовательных областей) .
Дополнительная часть (региональный компонент) .
*ребенок знакомится с малой Родиной;
*ребенок познает родную страну и мир;
*ребенок в поликультурной и полиэтнической семье;
*ребенок изучает английский язык.
Самопознание ребенка активно лоббируется. Программа предлагает насыщенное образовательное содержание. Содержательные связи между разделами позволяют интегрировать образовательное содержание в психолого-педагогической работе.
Планирование по данной программе отличается гибкостью, в самой Программе нет условных схем, таблиц и пр., что дает простор для креативности педагогов.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;
воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей;
Диагностика, коррекция и профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
Принцип развивающего образования
Принципы научной обоснованности и практической применимости
Принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности
Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач
Принцип интеграции образовательных областей
Принцип комплексно – тематического построения образовательного процесса;
Принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка
принципу развивающего образования,
принципы научной обоснованности и практической примени-
соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности
единство воспитательных, развивающих и обучающих
целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста
принципа интеграции образовательных областей
на комплексно-тематическом принципе построения
решение программных образовательных задач в
совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
игровая деятельность (развивающие игры: настольно-печатные, динамические, словесные; театрализованные и режиссерские игры);
творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно-творческой деятельности детей (изобразительной, музыкально-исполнительской, театрально-игровой, двигательной, речевой);
исследование, экспериментирование (игровое экспериментирование и опыты с предметами и материалами);
прогулка в природу в разные сезоны (на различные городские и сельские объекты;
проектирование решения проблемы;
познавательная беседа (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр упражнений, заданий);
чтение, прослушивание сказки;
трудовая деятельность (труд в природе и хозяйственно-бытовой труд).
Структура ООП ДО
Цели и задачи реализации Программы
Принципы и подходы к формированию Программы
Отличительные особенности Программы
Перспективы работы по совершенствованию и развитию
Планируемые результаты освоения Программы
Система оценки результатов освоения Программы
Содержание психолого-педагогической работы
с детьми от 2 месяцев до 1 года (младенческая группа)
Содержание психолого-педагогической работы с детьми 1–2 лет (первая группа раннего возраста)
2. Преемственность:
3. Авторы программы Руководители авторского коллектива:
4. Краткое содержание Программы
Ведущие цели Программы:
создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком
дошкольного детства;
формирование основ базовой культуры личности;
всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии
с возрастными и индивидуальными особенностями;
подготовка к жизни в современном обществе;
формирование предпосылок к учебной деятельности;
обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
5. Отличительные особенности Программы
Направленность на развитие личности ребенка;
Патриотическая направленность Программы;
Направление на нравственное воспитание, поддержку традиционных
ценностей;
Нацеленность на дальнейшее образование;
Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей;
Направленность на учет индивидуальных способностей ребенка.
Наиболее существенной структурной характеристикой
Программы является принцип подачи материала – содержание
психолого-педагогической работы излагается в Программе по
образовательным областям, в каждой из которых обозначены
основные цели и задачи и содержание психологопедагогической работы.
Содержание психолого-педагогической работы в
образовательных областях изложено по тематическим блокам,
внутри которых материал представлен по возрастным группам.
7. Макет заголовка и объекта со SmartArt
Социальнокоммуникативное
развитие:
-Нравственное
воспитание,
формирование
личности ребенка,
развитие общения;
-Развитие игровой
деятельности
(сюжетно-ролевые
игры);
-Ребенок в семье и
сообществе;
-Формирование
позитивных установок
к труду и творчеству;
-Формирование основ
безопасности
Познавательное
развитие:
-ФЭМП;
-Развитие
познавательноисследовательской
деятельности;
-Ознакомление с
предметным
окружением;
-Ознакомление с
оциальным миром;
-Ознакомление с
миром природы
Речевое развитие:
-Развитие речи;
-Приобщение к
художественной
литературе
Художественноэстетическое
развитие:
-Приобщение к
искусству;
-Изобразительная
деятельность;
-Конструктивномодельная
деятельность;
-Музыкальная
деятельность;
-Развитие игровой
деятельности
(театрализованные
игры)
Физическое развитие:
-Формирование
начальных
представлений о
ЗОЖ;
-Физическая культура
Содержательная часть Программы изложена по возрастным группам:
Младенческая группа (от рождения до года);
Первая группа детей раннего возраста (от 1 года до 2 лет);
Вторая группа детей раннего возраста (от 2 до 3 лет);
Младшая группа (от 3 до 4 лет);
Средняя группа (от 4 до 5 лет);
Старшая группа (от 5 до 6 лет);
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет).
В программе расписано содержание психолого-педагогической работы с детьми
от 2 месяцев до 1 года и образовательная деятельность в соответствии с
направлениями развития детей от 2 лет до школы по всем 5 образовательным
областям
9. Преимущества
10. Преимущества
Большим преимуществом Программы является ее технологичность и
успешность применения в массовой практике. Для реализации программы не
требуется каких-то особых условий, нестандартного материальнотехнического обеспечения или специфической подготовки педагогических
кадров.
Все примерные перечни развлечений и праздников, списка литературы для
чтения детям и др. вынесены в Приложение. Это существенно сокращает
содержательную часть Программы и облегчает ее восприятие. Такое
построение Программы позволяет видеть, как содержание примерных
перечней изменяется в зависимости от возраста детей.
12. Недостатки
10 Предметно - пространственная среда Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание развивающей предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
11 Основные требования к организации среды Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть: содержательно-насыщенной, развивающей; трансформируемой; полифункциональной; вариативной; доступной; безопасной; здоровьесберегающей; эстетически-привлекательной.
13 Образовательные области коммуникативно- личностное развитие; познавательно-речевое развитие; художественно- эстетическое развитие; физическое развитие.
14 Социально- коммуникативное развитие Социализация, развитие общения, нравственное воспитание Ребенок в семье и сообществе - Образ Я - Семья - Детский сад Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание Культурно – гигиенические навыки Самообслуживание Общественно –полезный труд Труд в природе Уважение к труду взрослых Формирование основ безопасности Безопасное поведение в природе Безопасность на дорогах Безопасность собственной жизнедеятельности
15 Познава- тельное развитие Формирование элементарных математических представлений Развитие познавательно – исследовательс- кой деятельности -Познавательно – исследовательская деятельность -Сенсорное развитие -Проектная деятельн. -Дидактические игры Ознакомление с предметным окружением Ознакомление с социальным миром Ознакомление с миром природы Сезонные наблюдения
16 Художественно эстетическое развитие Приобщение к искусству Изобразительная деятельность - Рисование - Лепка - Аппликация Конструктивно- модельная деятельность Музыкальная деятельность -Слушание -Пение -Песенное творчество -Муз.ритмические движения -Муз-игровое, танцы -Игра на муз.инструментах
17 Речевое развитие Развитие речи -Развивающая речевая среда -Формирование словаря -Звуковая культура речи -Грамматический строй речи -Связная речь -Подготовка к обучению грамоте (подгот. гр.) Художественная литература Физическое развитие Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни Физическая культура -Подвижные игры
23 Спасибо за внимание! МБОУ Беляйская основная общеобразовательная школа
Читайте также: