Отец гнедич краткое содержание

Обновлено: 01.05.2024

После гимназии Петр Гнедич поступил в Академию художеств, хотя особой склонности к рисованию не питал. Не закончив курса, он оставляет Академию и навсегда порывает с живописью: его влечет литературная карьера. Гнедич с огромной скоростью пишет рассказы и романы, пользовавшиеся у современников определенным успехом, но главным делом своей жизни считает драматургию - число пьес, им написанных, перевалило за сорок (одних только исторических драм он сочинил семь). Пожалуй, самые известные пьесы Петра Гнедича - это одноактная драма "Горящие письма", выбранная Константином Станиславским для своего режиссерского дебюта в 1889 году (кстати, в главной роли тогда выступила молодая Вера Комиссаржевская - тоже дебютантка), и трагикомедия "Холопы" - нравоучительная история из времен Павла Первого, которая была поставлена на сцене Александринского театра и в которой блистала тогдашняя примадонна Мария Гавриловна Савина.

Человек необыкновенно способный и разносторонний, Гнедич пробует себя и как историк искусства: в 1887 году выходит его трехтомная (!) "История искусств (зодчество, живопись, ваяние)". Он много переводит Шекспира и Мольера, занимается издательской деятельностью - вместе с Всеволодом Соловьевым издает журнал "Север", основывает и редактирует альманах "Ежегодник императорских театров". А с 1901 года в жизни Гнедича начинается поистине звездная полоса: его приглашают на должность управляющего труппой в Александринский театр. Здесь мятежный дух Петра Петровича развернулся в полной мере: он проводит беспощадные реформы, выгоняет театральных старожилов и приглашает на их место актеров и режиссеров прогрессивных и современных. Кроме того, он разворачивает безжалостную борьбу с театральными традициями: отменяет ежегодные актерские бенефисы, ограничивает число вызовов "на поклон". Вся эта кипучая деятельность длится до 1908 года, когда в результате громкого скандала Гнедичу приходится уйти в отставку: против него выдвигается не вполне беспочвенное обвинение в том, что он брал деньги с авторов за постановку их пьес. История вышла некрасивая, и осадок после нее остался неприятный - как у самого Гнедича, так и у всей артистической общественности.

Мемуары, написанные в эти годы, несут на себе отпечаток горечи и недовольства жизнью. Хорошо Гнедич не отзывается ни о ком, и нет здесь пощады ни старым, ни больным, ни убогим. Гимназия, в которой он учился, представляется этаким эталоном глупости и пошлой рутины. Древнегреческий язык отвратителен. Математика скучна. Словесность не преподается вовсе. Учителя. Да разве ж то учителя! Та же история повторяется и в Академии художеств. Все преподаватели - глупы и бездарны. Обучение поставлено из рук вон скверно, а все соученики - либо ничтожества, либо просто пренеприятные типы. Дальше - больше. Издатели, актеры, актрисы - все в описании Гнедича становятся как-то неуловимо несимпатичны. Причем зачастую создается впечатление, что автор не хотел сказать о своих героях ничего плохого, напротив, может быть, даже хотел похвалить: просто перо его заточено таким образом, что любые сообщаемые им сведения звучат уничижительно. На первых порах это может доставить читателю некоторое удовольствие (приятно иногда послушать, как другого размазывают по стенке, осознавая при этом полную собственную безопасность), но уже довольно скоро начинает активно раздражать.

Особенно неприятное впечатление оставляют насмешки в адрес стариков и безумцев: ироничный и стилистически очень изящный рассказ о Куинджи, под старость лет слегка помутившемся рассудком, кажется отчего-то циничным и непристойным. Такое же чувство вызывает и весьма остроумный сюжет о старом Островском, который приезжает в Петербург уже на закате своей литературной славы и оказывается практически никому не нужен и не интересен: уже в одиннадцать вечера ему некуда податься, и он в одиночестве едет домой.

Историй, подобных этим, в книге великое множество. И если сначала они забавляют, а потом раздражают, то ближе к концу вновь начинают забавлять. И дело тут не только в том, что желчный и точный стиль автора, не вызывая симпатии, невольно вызывает уважение. Просто в какой-то момент понимаешь, что мемуары типа мемуаров Вигеля, построенные по принципу "всем сестрам по серьгам", зачастую гораздо хуже характеризуют эпоху, нежели сочинения вроде "Книги жизни" Гнедича - резкие, ехидные и циничные.

совсем недавно,буквально на днях,была на окруном туре олимпиады по литературе в г. Москве. и там , помимо 2х стихотворений был предложен замечательный рассказ под названием "Отец". Повествовалось там о себействе,где отец немного ,как говориться, с чудинкой. а именно: герой(речь идёт от лица сына) говорит,что помнит своего отца поднимающегося по лестнице. семейство не очень богатое,а отец может продать сделанный корабль за ,скажем,15 рублей,хотя купил материал для него за 30. но основные события заключаются в том,что отец приносит домойсначала огромный треснувший мраморный рукомойник,потом столь же огромную и несуразную лампу,которая абсолютно не светит, а в кульминации-часы. "в каком пьяном угаре набо было придумать такие вещи,ума не приложу"-говорит герой.
но эти вещи кажутся хозяйке безумной глупостью, и отец вынужден постоянно ей отвечать "ты ничего не понимаешь!" и грустить. он-то хочет как лучше!
ну и в один из прекрасных дней узнаётся,что мать избавилась от вещей,по-моему даже доплатив ,чтобы их забрали.
теперь уже отец умер,но герой вспонимает его с теплом и лёгким оттенком горечи
удивительно ярко и даже весело опиывается отношение домашних к этим чудовищам,очень интересно читать.
рассказ чудесен, и очень бы хотелось прочитать его снова,но.
КТО ЕГО НАПИСАЛ
единственное,что помню-фамилия довольно длинная и необычная,по-моему на "А",хотя и не точно.

Аверченко Аркадий Тимофеевич. "Отец "

Мой отец был удивительным человеком. Все в нем было какое-то оригинальное, не такое, как у других.. . Он знал несколько языков, но это были странные, не нужные никому другому языки: румынский, турецкий, болгарский, татарский. Ни французского, ни немецкого он не знал. Имел он голос, но, когда пел, ничего нельзя было разобрать — такой это был густой, низкий голос. Слышалось какое-то удивительное громыхание и рокот, до того низкий, что казался он выходящим из-под его ног. Любил отец столярные работы, но тоже они были как-то ни к чему — делал он только деревянные пароходики. Возился над каждым пароходиком около года, делал его со всеми деталями, а когда кончал, то, удовлетворенный, говорил:
— Такую штуку можно продать не меньше чем за пятнадцать рублей!
— А матерьял стоил тридцать! — подхватывала мать.
— Молчи, Варя, — говорил отец. — Ты ничего не понимаешь.

гнедич николай иванович

Гнедич Николай Иванович: биография. Детство

Родился будущий писатель в Полтаве 2 февраля 1784 года. Родители его происходили из старинных дворянских родов, почти обнищавших к тому времени. Маленький Николай рано потерял мать, а потом сам едва не лишился жизни - оспа в те времена была страшной болезнью. Именно недуг изуродовал лицо Гнедича и лишил его глаза.

В 1793 году мальчика отправили на учебу в Полтавскую духовную семинарию. Спустя пять лет школу было решено перевести вместе с учениками в Новомиргород из Полтавы. Но Иван Петрович, отец Гнедича, забрал сына из учебного заведения и послал в Харьковский коллегиум. В те годы это учреждение считалось самой престижной украинской школой. Коллегиум будущий поэт окончил в 1800 году, после чего перебрался на постоянное место жительства в Москву.

Здесь его вместе с давним другом Алексеем Юношевским приняли в Гимназию Московского университета в качестве пансионеров. Но не прошло и нескольких месяцев, как юношу перевели студентом на факультет философии, который он блестящего окончил в 1802 году.

гнедич николай иванович стихи

Первые публикации

В университетские годы Гнедич Николай Иванович сблизился с членами Дружеского литературного общества, в которое входили А. Тургенев, А. Мерзляков, А. Кайсаров. Также поэт водил дружбу с драматургом Н. Сандуновым. В эти годы молодой человек увлекается тираноборческими идеями, зачитывается Ф. Шиллером.

Но денег, несмотря на то что его начали печатать, все равно не хватает, поэтому планы продолжить учебу приходится оставить. В 1802 году поэт переезжает в Санкт-Петербург. Здесь он устраивается чиновником в департамент народного просвещения. Это место Гнедич будет занимать до 1817 года.

Все свободное время писатель уделяет занятиям театром и литературой. В этой области он достиг немалых успехов, а также свел знакомство с Пушкиным, Крыловым, Жуковским, Державиным и несколькими будущими декабристами.

гнедич николай иванович биография

Служба

Гнедич Николай Иванович быстро приобрел известность отличного поэта и переводчика. Эта слава распахнула перед ним дома многих высокопоставленных и знатных особ Петербурга, среди которых Оленин и Строганов. Благодаря покровительству этих людей писатель в 1811 году стал членом Российской Академии, а затем назначен на должность библиотекаря Императорской публичной библиотеки, где заведовал отделом греческой литературы.

Вскоре Гнедич Николай Иванович близко сдружился с Олениным. Их объединял общий интерес к театру и античному миру. Это сильно изменило материальное и служебное положение поэта.

Больше всего в эти годы писатель уделяет времени работе в библиотеке. К 1819 году он составил каталог всех книг, которые находились в его отделе, и записал их в особую ведомость. Кроме того, Гнедич часто выступал с докладами на библиотечных собраниях.

гнедич николай иванович краткая биография

Собрание книг

В жизни был наивен и простодушен Гнедич Н. И. Биография писателя говорит о том, что единственной его страстью были литература и книги. Первая помогла ему получить звание академика и чин статского советника. Что касается книг, то Гнедич собрал в своей личной коллекции порядка 1250 редких, а подчас и уникальных томов. После смерти поэта все они отошли Полтавской гимназии по завещанию. После революции книги попали в Полтавскую библиотеку, а затем часть из них была перевезена в Харьков.

В 1826 году Гнедичу было присвоено звание члена-корреспондента Петербургской Академии наук. На протяжении жизни занимался переводами произведений Вольтера, Шиллера, Шекспира.

Болезнь и смерть

В 1833-м писатель заболевает гриппом. Ослабленный организм не выдерживает нового недуга, и 3 февраля 1833 года поэт умирает в возрасте 49 лет. На этом оканчивается краткая биография. Гнедич Николай был похоронен в Петербурге на Тихвинском кладбище. В последний путь его сопровождали Пушкин, Крылов, Вяземский, Оленин, Плетнев и другие видные литературные деятели того времени.

краткая биография гнедич николай

Творчество

В основе лирики писателя всегда была идея народности. Гнедич Николай Иванович стремился изобразить идеал гармоничного и трудового человека. Его герой всегда был исполнен страстей и свободолюбив. Именно этим вызван такой огромный интерес поэта к Шекспиру, Оссиану и античному искусству вообще.

Среди сочинений писателя стоит выделить следующие:

гнедич н и биография

Сама идея перевода пришла к Гнедичу еще в далеком детстве, когда он впервые прочитал творение Гомера. До него этим занимались многие известные писатели, в том числе Ломоносов и Тредиаковский. Но ни одна попытка не увенчалась успехом. Такое положение дел придало переводу Гнедича еще больше веса и значимости.

Интересные факты

Прожил довольно удивительную жизнь Гнедич Николай Иванович. Краткая биография писателя может быть составлена только из интересных событий, произошедших с ним:

В романе показана неприглядная сторона великосветского парижского общества, в котором царят тщеславие, испорченность и чрезмерная тяга к богатству.


Главные герои

  • Горио – пожилой мужчина, который пожертвовал всем ради счастья своих дочерей.
  • Эжен де Растиньяк – 22-летний студент, амбициозный, целеустремленный, мечтающий о красивой жизни.
  • Анастази де Ресто – старшая дочь отца Горио, которая вышла замуж за графа, светская львица.
  • Дельфина де Нусинген – младшая дочь отца Горио, вышедшая замуж за богатого немца-банкира, в дальнейшем любовница Эжена.

Другие персонажи

  • Воке – пожилая женщина, владелица пансиона, вдова, корыстная, беспринципная женщина.
  • Виконтесса де Босеан – кузина Растиньяка, одна из самых известных дам Парижа, обучала Эжена тонкостям светской жизни.
  • Вотрен – коварный, подлый мужчина, беглый каторжник по прозвищу Обмани-смерть.
  • Викторина Тайфер, молодая девушка, богатая наследница.

Краткое содержание

Тем временем Вотрен предложил Эжену обратить свое внимание на Викторину Тайфер, которую не желал знать отец, богатый банкир. Достаточно было устранить ее брата, чтобы Викторина стала единственной наследницей миллионного состояния. Вотрен готов был взять на себя решение этой проблемы, запросив двести тысяч франков – скромную сумму по сравнению с огромным наследством девушки. Однако студент опасался Вотрена и отказался от этой сделки.

Вотрен не уставал напоминать студенту о миллионах Викторины. Вскоре он оказался на прицеле у полиции, заподозрившей в нем беглого каторжника по прозвищу “Обмани-смерть”. Для его разоблачения необходимо было одно доказательство – клеймо на плече. За солидную плату Пуаре и Мишоно согласились взяться за это дело.

Вскоре мамаша Воке растеряла всех своих постояльцев. Вотрена арестовала полиция. Разгневанные предательством Мишоно и Пуаре, другие жильцы потребовали, чтобы они немедленно покинули пансион. В тот же день стало известно о смерти юного Тайфера, и отец вызвал Викторину и ее компаньонку к себе.

Заключение

В своем произведении Оноре де Бальзак описывает, как в извращенном светском обществе такие чувства и качества, как любовь, дружба, верность, милосердие, не имеют ровным счетом никакой цены. Миром правят деньги и власть, и это становится причиной гибели главного героя.

Читайте также: