Отдел алексей сальников краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Игорь в принципе не ждал хорошего от этой работы: заброшенная котельная в промзоне, коллеги с волчьими билетами, ну какие там могли быть цели и задачи. Надо напиться, думает Игорь, поднимаясь к вашим соседям. Раз-два-три-четыре, главное не перепутать этаж. Слышите шум наверху? Это не дети расшалились, это выстрелы.

Лингвистический анализ текста:

Приблизительно страниц: 282

Активный словарный запас: низкий (2637 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 92 знака, что гораздо выше среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 48%, что гораздо выше среднего (37%)

Похожие произведения:

Издания на иностранных языках:

detective.book, 5 ноября 2021 г.

majj-s, 8 сентября 2020 г.

Ты присягаешь стране и всё: сегодня страна дает тебе приказ бороться с этим типом людей, завтра с тем. И неважно, кто это: террористы и коррупционеры, оппозиционеры или нарушители авторского права.

В общем, кое-какой опыт восприятия вещей, которые кажутся потенциально невоспринимаемыми, имеется. Это не отменяет того, что книга ввергает в тихий ужас, а фраза, сказанная коллегой и тезкой во время символического инструктажа при приеме на работу, в дальнейшем раскроется, как и предположить не можешь сначала. Что за фраза? Про то, что лучше сразу избавиться от романтических шор и представить, что тебе предложили работу охранника в Освенциме. Что, так плохо? Местами даже и хуже.

Тут, понимаете, какая штука. Все хотят быть хорошими и сочиняют оправдание самым гадким своим поступкам. Пусть не произнося вслух, пусть не обращенные к другим, но самому себе непременно объяснишь, что это не ты виноват, а обстоятельства так сложились или сторонняя сила тебя заставила — не мы такие, жизнь такая. А как быть, если и перед собой нечем оправдаться? Ты пришел туда, где твоей работой будет убивать гражданское население. Да, доведен до отчаяния тем, что после увольнения из органов год не мог никуда устроиться. Да, самооценка на нуле и в семье дрязги. Но по миру ведь не пошли? С голоду не пухнете? Руки-ноги есть у тебя, голова на месте, не старый еще,неужто не мог найти себе более достойного применения?

Мы смотрим на мир через многие волшебные стекла. Вопреки расхожему мнению, там не только розовые или черные, и даже пятьюдесятью оттенками серого не исчерпывается. Отдел позволяет взглянуть через линзы оттенка, какой вы прежде и вообразить не могли. Но без специальной подготовки не рекомендую.

Это был необъяснимый магнетизм причастности к защите страны. Многие люди, очарованные этим магнетизмом, строили генеральские дачи или крышевали бизнес,

MarchingCat, 6 мая 2019 г.

Прочитав роман, почитал чужие отзывы на него. И так скажу: то, что каждый находит/видит в романе что-то своё — уже плюс. Большой плюс.

Если читать произведение просто по сюжету — фигня получается. Нельзя этот роман читать буквально по центральной сюжетной линии. По центру перед нами флегматичная шизофрения с пачкой неправдоподобных допусков. Другого определения не смог подобрать. Но ведь не о том книга! Уверен, роман — обо всём, что рядом. А рядом с центральным сюжетом мы видим море изумительного бытописания микросоциумов. Рабочих коллективов, семьи, производственных отделов. Масса мелочей и фразочек приводят ну просто в восторг, вспомним слова завхоза:

А семья главного героя, семьи и личностные судьбы каждого из персонажей? Веришь в каждое и в каждого. Плюс-минус нюансы, они вокруг нас.

В плюс авторский юмор и ирония.

В минус, кроме уже названных глобальных сюжетных неправдоподобностей, финал. Финал в такой книге и не может быть другим по сути. Лишь так — сказав что хотел сказать, автор, под каким-то предлогом, сворачивает сюжет. То есть, прекращает писать эту книгу. Но что иначе никак — хорошим это не становится.

По сумме — очень доволен проведённым за книгой временем. Спасибо автору.

IW-GDK, 17 апреля 2019 г.

Ginger, 30 октября 2018 г.

В общем 7/10, только за первые три четверти книги и за то, что я дочитала.

prouste, 25 июня 2018 г.

monkey_do, 22 января 2019 г.

Nikquest, 29 июля 2018 г.

Mishel5014, 13 августа 2018 г.

Это сильная книга.

chupasov, 10 декабря 2018 г.

Первое мне показалось на редкость удачным: фантастическое допущение, помещает сто раз описанные вещи в современность – с просто ошеломляющим эффектом.

История с новым сверхразумным видом сюда, в принципе, очень хорошо встает (взгляд с точки зрения вечности), но только в теории. На деле получился какой-то довесок, мало чего меняющий в основной линии.

Алексей Сальников. Отдел. Спорная книга

Алексей Сальников. Отдел
М: Livebook, 2018

Отдел занимается убийствами. Не в смысле их расследует, а в смысле вламывается в квартиры и дома, надевает на обитателей наручники, задает 168 идиотских вопросов из анкеты (Игорь им был нужен именно для того, чтобы анкетировать), убивает и уничтожает следы, а потом пишет отчеты. Они убивают молодых программистов и старых пьяниц, одинокую мать и ее маленького ребенка — пол, возраст, сфера занятий и образ жизни жертв не имеет значения. Что накладывает отпечаток на психику сотрудников — в Отделе большая текучка, и не все сотрудники доживают до старости.

Сальникову свойственно изолировать своих героев от внешнего мира: одни замыкаются в болезненном бреду, как Петров, другие — в дисфункциональной семье или стране, способной лишь отдавать приказы и убивать безвинных пенсионеров, женщин и детей. Тот, кто внимательно вглядывался в “Петровых”, замечал, что в определенный момент реальность в романе начинает рябить, словно сломанный телевизор, впуская в повествование приметы неродственных ему жанров. Там повседневность сочилась загадками. “Отдел” же, напротив, не выходит за рамки бытовых перипетий: если ады и разверзаются, то окунать в них читателя автор не намерен. Эта недосказанность — несомненная удача романа.

При этом Сальников всякий раз обещает чуть больше, чем дает. В сильных, по-настоящему впечатляющих сценах он немногословен и точен — взять хотя бы абсурдные допросы, которые приходится проводить главному герою.

К чему клонит Сальников, становится понятно довольно рано, и хотя мысль эта, несомненно, благородная, иллюстрирующей ее сложносочиненной метафоры на весь роман как-то не хватает — более того, оголившаяся метафора словно размалывает романную фактуру в труху, лишает ее всякой самодостаточной ценности. Не помогают ни хорошо прописанный бытовой фон, ни забористое авторское остроумие, ни остальные удачи, которых здесь более чем достаточно. Даже редкий талант по примирению абсурдной романной реальности с абсурдной жизнью за окном так, чтобы ни одну из них не дискредитировать — и тот пасует перед заданностью авторского высказывания. Слишком ощутимо Сальников конструирует это самое высказывание, слишком уж хочет достучаться до читателя — мало кого подобные желания доводили до добра, и никаких исключений сегодня не предвидится. Сам того, возможно, не осознавая, автор сужает художественное пространство своей книги до врачебной воронки, которую, как заправский отоларинголог, вставляет в ухо читателю и принимается делиться своими открытиями.

Да, это в чем-то очень похоже на “Петровых”. Но нет, это совершенно другая книга. Похожа языком, стилем, манерой изложения и тем, что Сальников снова воспевает простой человеческий быт.

В какой-то степени “Отдел” — это намек и пародия на Пелевина. Главный герой становится демиургом поневоле, но пелевинские персонажи в основном решают судьбы человечества, а у Сальникова Игорь просто становится соучастником убийств каких-то странных людей. С другой стороны, “Отдел” в чем-то близок к традиции американской параноидальной литературы: к примеру, к Томасу Пинчону. Герой постоянно скован цепями случайных (или неслучайных) совпадений.

О чем?

В центре внимания – уволенный из органов Игорь, который безуспешно ищет новую работу. До того уже весь обыскался, что почти врос в домашние тапочки и превратился в типичную российскую домохозяйку.

Но вот, кажется, все-таки выпал шанс пристроить себя худо-бедно к делу: поступило предложение из Отдела. Отдела чего? Отдела где? Меня зовут Бонд, Джеймс Бонд… В смысле, Отдел, просто Отдел.

Располагается в промзоне, включает всего пятерых сотрудников. Вместе с Игорем – шестерых. Вопросы задавать нельзя, цель работы знать не полагается, отлынивать настоятельно не рекомендуется, соцгарантий обещать никто не собирается. В общем, на статус работы мечты совершенно не тянет.

А самое главное, требуется реализовывать грязную во всех смыслах деятельность, из-за которой текучка в Отделе страшная. Но куда деваться, если тебя уволили по статье, а батрачить охранником супермаркета ну совсем не хочется?

Главное достоинство

И в создании запоминающихся героев Сальников преуспел! Главный герой, традиционно, не особенно выделяется из толпы, но на периферии все время маячит некто умопомрачительный.

В общем, к чему это все. К тому, что в Отделе работают очень отличающиеся друг от друга герои.

Есть обычный условно нормальный главный герой.

Есть суровый, но мудрый и добрый в душе начальник.

Есть оперативник, похожий на бандита из 90-х.

Есть инфантильный мальчик-технарь с богатым и влиятельным папой за спиной.

Есть зануда-кладовщик, который едет кукухой от любых алкогольных возлияний.

Есть тихий и немного грустный парень удивительной внешней красоты, от которого ушла жена – парня поймали на ухаживании за мальчиком-подростком.

Записываешь вот так ходульно типажи словами и понимаешь, что они похожи на карикатурных персонажей. Однако в романе оживают!

И не так уж интересно, в чем состоит тайна Отдела и смысл работы – люди, которых никогда не существовало, занимают все внимание.

Алексей Сальников - Отдел

Алексей Сальников - Отдел краткое содержание

Отдел - читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

Жена пятый раз за полтора часа позвонила Игорю и спросила, когда он будет дома. С той поры, как его выгнали из органов, она стала удивительно властной язвой. Все пять раз, что она звонила, жена намекала, что задержится на работе, поэтому он должен забрать сына из детского сада.

– Слушай, – не выдержал наконец Игорь, – тебе что там, заняться нечем, кроме как названивать?

В кабинете кафель сменялся линолеумом, старые половицы заскрипели под ногами Игоря, и полный, приземистый человек, сидевший спиной ко входу, лицом к экрану ноутбука и что-то набиравший на бесшумной клавиатуре, блеснул абсолютной лысиной, озвучивая равнодушный вопрос.

– Чего надо? – спросила лысина тусклым голосом.

– А-а, – сказал человек даже как бы с разочарованием. – Ну, садись, садись.

Он показал на стул сбоку от стола. Загипнотизированный его разочарованием, Игорь послушно сел. Человек продолжил шарить по клавиатуре толстенькими пальцами, кольца на безымянном пальце правой руки не было. Он будто забыл об Игоре минут на десять. За это время Игорь успел устать, скашивая глаза на убранство кабинета, более походившего на вотчину советского директора школы, со всеми этими стеклянными шкафами, где хранились журналы, потускневшими вымпелами на стене, пыльными спортивными кубками на подоконнике, красным дисковым телефоном на столе. Стул под хозяином кабинета поскрипывал. Спортивный костюм человека за ноутбуком не вязался с его одышливым посвистывающим дыханием. Возникал вопрос: если лысый так дышит, когда просто сидит, то что же происходит с его дыхалкой, когда он передвигается.

– Пришел, значит, – сказал человек так внезапно, что Игорь подпрыгнул от неожиданности на своем онемевшем от сидения заду.

– Игорь Петрович? Так?

– Так, – кивнул Игорь.

Толстяк бросил папку обратно в ящик стола и с нескольких попыток задвинул его. Он обратил глаза в сторону посетителя, и от этого взгляда Игорю стало как-то нехорошо, у него создалось впечатление, что к толстяку приделаны глаза от кого-то другого, будто швейцарской овчарке пересадили глазки питбуля.

– Давай сразу на ты, Игорь Петрович, – сказал толстяк. – Меня зовут Сергей Сергеич, я тут главный, я тебе и звонил.

Толстяк не сделал никакого движения, хотя бы намекающего на то, что он собирается протянуть руку для рукопожатия, Игорь подумал, что если протянет руку первым – это будет как-то унизительно в свете того, что устроили ему на прежней работе, и в свете того, что творилось у Игоря в семье. Он решил, что унижений ему хватит, и через это в знакомстве Игоря и Сергея Сергеевича образовалась неловкая пауза с пятисекундными гляделками.

– Ты знаешь, чем мы тут занимаемся? Справки у бывших коллег не наводил? – в последнем вопросе толстяка сквозила некая, понятная им обоим, издевка. Игорь невольно хмыкнул, а Сергей Сергеевич расценил это хмыканье иначе, нежели это мыслил Игорь. В хмыканье Игоря должна была угадываться горечь, типа, какие, на хрен, бывшие коллеги. Сергей Сергеевич же угадал какую-то насмешку над деятельностью своей и своих коллег.

– Нет, ну понятно, – вздохнул Сергей Сергеевич, – но при этом ты же пришел сюда. Или совсем все плохо? Даже начальником охраны никуда не берут? Даже бухгалтером в какое-нибудь СМУ не хотят?

Алексей Сальников. Отдел. М.: Лайвбук, 2018

Первое: умение рассказывать смешно. Причем это не тонкое, со вторым дном, чувство юмора. Представьте эпизод из фильма Чарли Чаплина, где кто-нибудь в очередной раз поскальзывается на банановой кожуре и падает: ничего нового, и опять смешно. Сальников, условно говоря, может этот инцидент написать текстом — и он не станет скучнее. Самая, пожалуй, смешная сцена в книге — жена погибшего коллеги избивает главного героя плюшевым львом (подождите закатывать глаза, сначала прочитайте). Странно, да и жалко, что еще не анонсирована комедия, в которой Сальников был бы сценаристом, а Хлебников, скажем, режиссером.

Читайте также: