Осударева дорога пришвин краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Бывают моменты у человека, когда природа является ему как зеркало собственной жизни и он видит себя не таким, как о себе думает, а таким, какой он есть.

Перед нами пример не самой удачной советской прозы, повествующей о вторжении человека в природу.

Сюжет незамысловат: освоение Карелии трудотрядами, сформированными из преступников разного пошиба. Конечно, основной акцент автор делает не на них (это же вам не Солженицын), а на советских рабочих людях, готовых за идею горы свернуть (если быть точнее, то в данном произведении Уланова и Сутулов свернули скалы). Не обошелся Пришвин и без староверов, исконных жителей Карелии. На мой взгляд, это самые удачные образы этой книги, живые, неоднозначные, ищущие.

Не совсем понятно, почему автор назвал свое произведение именно так. Осударева дорога – путь, по которому Петр I переносил по суше свой флот, проходящий аккурат по территории Карелии. Она неоднократно упоминается в повествовании, но совсем не вписывается в него. До последних страниц я была в полной уверенности, что Пришвин задумал провести параллель между уничтожением природы в 18 и 20 веках, что он хотел донести до читателя, что на каждом новом витке мы становимся все более жестокими и беспощадными по отношению к окружающему нас миру. Конец всё испортил, поставив мою догадку под серьезное сомнение. Уж слишком добродушным выглядит автор на последних страницах, благословляя и оправдывая строительство шлюзовой системы на месте древнего падуна.

В целом, книгу можно записать в крепкие середнячки. Временами блестящие наблюдения за живой природой перемежались откровенно слабыми просоветскими главами, которым, казалось, сам автор не верил. Вот и получился неправдивый роман о правдивых и даже трагичных событиях.

Более 300 лет назад, в 1702 году, по указу Петра I был воплощен в жизнь один из поистине фантастических — он выглядит таким и сегодня — проектов. За 20 дней по территории нынешней Карелии от Нюхчи, что Белом море, до Повенца на Онежском озере, через лес и болота была проложена почти 200-километровая дорога шириной шесть метров. При этом рабочими инструментами пяти тысяч крестьян, солдат, работавших на строительстве, были топоры лопаты, ломы…

Мировой рекорд? Может быть, и нет. Но вряд ли сегодня вооруженные современной строительной техникой дорожники сумеют повторить этот опыт. Магистраль прокладывалась тайно , чтобы известие о ней не дошло до вражеских лазутчиков. И свою задачу, для которой она и строилась, дорога выполнила.

Гать у Щепотевой горы, названной в честь Михаила Щепотева, сержанта бомбардирской роты Преображенского полка, одного из руководителей строительства дороги. Фото 2012 года

Гать у Щепотевой горы, названной в честь Михаила Щепотева, сержанта бомбардирской роты Преображенского полка, одного из руководителей строительства дороги. Фото 2012 года

3а 25 лет в рамках проекта было организовано 16 экспедиций. Уже в августе 1993 года, при проведении первой из них, участники обнаружили следы дороги. Выйдя на исходную позицию в Нюхче, они исследовали буквально каждый метр трассы, учились видеть дорогу по малейшим признакам. Однако, участники проекта все эти годы вели не только историко-ландшафтные исследования на петровской трассе (кстати, до них этим никто не занимался). Они собирали исторический, картографический, фольклорный материал , причем, с первой уже экспедиции ее участники убедились, что рассказы местных жителей — один из важных и надежных источников информации об Осударевой дороге. Поэтому в последние годы исследователи обязательно опрашивают по несколько авторитетных старожилов, записывают фонограммы, снимают видео. Именно местные жители села Нюхча помогли найти Щепотеву гору, гать возле нее.

Если получится, следующая экспедиция планируется в Сумский Посад , жители которого 300 лет назад тоже строили Осудареву дорогу.

Среди поморов память — а память народа, как известно, избирательна — о Петре I, строительстве Осударевой дороги дожила до наших дней. Исследователь петровской эпохи, санкт-петербургский ученый П. Кротов утверждает, что авторитет Петра I на Русском Севере был высоким. Он приводит пример того, как фольклористы и он сам уже в XXI веке записывали в этом регионе рассказы о царе Петре, передаваемые из поколение в поколение. Причем поморы никогда не называли и до сих пор не называют царя Петром I, а только Петр Алексеевич или Петр Великий: мол, прадеды его так звали и им завещали.

Это отношение к царю-реформатору, труженику проецировалось у поморов и на его дела, в том числе и на строительство Осударевой дороги — такое название дали трассе именно поморы, построенной в короткое время только благодаря тяжелейшему изнурительному труду нескольких тысяч крестьян и солдат.

В проект петрозаводских исследователей с каждой новой экспедицией включались не только историки, но и специалисты других научных отраслей — из ПетрГУ, Карельского научного центра, студенты, старшеклассники. Была обнаружена часть Осударевой дороги и достоверно доказано, что именно таковым этот участок и является.

Может ли иметь практический , а не только научный интерес эта работа? Один из проектов Института Петра Великого в Санкт-Петербурге — развитие туризма по памятным местам Европы и России, связанным с именем царя-реформатора.

Памятный знак, установленный в 2002 году в честь 300-летия Осударевой дороги у подножия Щепотевой горы участником проекта Тарасом Тюпко. Здесь же находится придорожный (вестовой) тур, сложенный из камней, вероятно, строителями Осударевой дороги. На снимке Александр Шелехов — один из руководителей проекта

Памятный знак, установленный в 2002 году в честь 300-летия Осударевой дороги у подножия Щепотевой горы участником проекта Тарасом Тюпко. Здесь же находится придорожный (вестовой) тур, сложенный из камней, вероятно, строителями Осударевой дороги. На снимке Александр Шелехов — один из руководителей проекта

На самой оконечности мыса Вардия сержант лейб-гвардии Преображенского полка Михаил Щепотев построил деревянную пристань для разгрузки кораблей, стоявших на рейде. Вероятнее всего, пристань располагалась именно здесь. На снимке карбасы, на которых участники экспедиции прибыли к Вардегоре. 2018 год

На самой оконечности мыса Вардия сержант лейб-гвардии Преображенского полка Михаил Щепотев построил деревянную пристань для разгрузки кораблей, стоявших на рейде. Вероятнее всего, пристань располагалась именно здесь. На снимке карбасы, на которых участники экспедиции прибыли к Вардегоре. 2018 год

Автор: Валентина Чаженгина Фото С. Никулина, С. Потахина, А. Шелехова

Большое спасибо, что дочитали до конца. Будем вам очень признательны, если вы поставите лайк этой публикации и поделитесь ею в своих соцсетях (нажав на логотип соцсетей справа), чтобы и другие люди могли увидеть этот материал.

У каждого из нас свой Пришвин
23.01.1873 -16.01.1954

Возможно, это оборот речи и не более. Как можно оскорбить какую-то часть чего-то несуществующего? Как можно разделить душу на части? И нужно ли написанное считать за аксиому?

А если все-таки она есть, то ей вратник или цербер требуется, чтобы не допускать тех, кто хочет ее растоптать. А еще лопата, а лучше бульдозер, чтобы накопившийся хлам из нее выгребать. Хлам из телевизора, интернета. Хлам от соприкосновения с миром.

Безнадежный мечтатель и хулиган с невероятным умением смотреть на мир глазами взрослого ребенка.

Читаешь и вспоминаешь походы в лес за черникой, клюквой, брусникой. Вспоминаешь так ярко, что даже чувствуешь запахи мха, папоротника, болотной таволги.

© Copyright: Валентина Ерошкина, 2019 Свидетельство о публикации №219032901055

Пришвин с пионерами.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 31.01.2021. ***
  • 30.01.2021. Бианки
  • 28.01.2021. бродский
  • 27.01.2021. Исаак Бабель
  • 25.01.2021. Памяти Владимира Высоцкого
  • 24.01.2021. Валерий Обоздинский
  • 22.01.2021. левитанский
  • 21.01.2021. ленин
  • 19.01.2021. кончаловская
  • 18.01.2021. Алан Милн
  • 17.01.2021. Варлам Шаламов
  • 16.01.2021. ***
  • 15.01.2021. Морита Додзи
  • 14.01.2021. Осип Мандельштам
  • 11.01.2021. ***
  • 07.01.2021. Рождество
  • 06.01.2021. Халиль Джибран
  • 03.01.2021. Абдулов
  • 01.01.2021. Дж. Фрэзер

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Читайте также: