Наблюдение за первоклассниками в период адаптации к школе

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Исполнитель:

студентки 2 КП группы

Руководитель:

Пояснительная записка.

Цель: выявление и понимание особенностей психологического развития первоклассника для осуществления индивидуального подхода, определение уровня адаптации первоклассника к школе.
Задачи:

1) восприятие особенностей поведения ребёнка в разных видах деятельности;
2) фиксация результатов в карте наблюдения;
3) анализ полученных результатов.

Вид наблюдения: не включённый, строгоформализованный.
Условия, в которых осуществляется наблюдение. Наблюдение осуществляется за одним ребёнком, в рамках уроков, внеурочной деятельности, организационных и досуговых мероприятий. Примерная продолжительность 4 дня по 2 часа (8 часов). Фиксация результатов происходит во время наблюдения в карте наблюдения.

Адаптация к школе – перестройка познавательных мотивов и эмоционально-волевой сферы ребёнка при переходе к систематичному организованному школьному обучению.

Галина Михайловна Чуткина определила следующие уровни социально-педагогической адаптации ребёнка к школе : высокий, средний, низкий.

Придерживаясь данной классификации, мы выделяем такие блоки показателей:

- отношение ребёнка к выполняемому виду деятельности;
- особенности усвоения материала;
- способ выполнения ребёнком заданий;
- особенности взаимодействия ребёнка с учителем и учениками.

Условные обозначения и способы обработки результатов наблюдения:

Не проявляется никогда

Чаще не проявляется

Шкала перевода

Низкий - 0,76 – 1,5 Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе; нередки жалобы на нездоровье. Доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, необходимы постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха, для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная учебная помощь учителя и родителей; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

Средний - 1,6 – 2,25 Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным (готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда); общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.

Высокий – 2,26 – 3 Первоклассник положительно относится к школе. Предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом; решает усложненные задачи. Прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам), общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение. Как следует из описания, уровни развития всех показателей, перечисленных ранее, соответствуют высоким.



Поступление ребенка в школу ведет к смене его социальной роли и ведущего типа деятельности. От того, насколько быстро и полноценно ребенок интегрируется в образовательный процесс, зависит его социальный и интеллектуальный статус в дальнейшем. Поэтому данный процесс нельзя оставлять вне пристального внимания педагогов, психолога и родителей. Существуют различные методики диагностики адаптации первоклассников к школе, позволяющих определить успешность прохождения этого процесса. Рассмотрим подробнее.

Суть процесса адаптации первоклассников

Школа ставит перед ребенком большое количество новых задач, которые требуют мобилизации его физических и интеллектуальных сил. Первокласснику необходимо привыкнуть к новым условиям, возникшим в его жизни, подстроиться под них. Речь идет об адаптации к школе — самом напряженном периоде в первый год обучения. Она происходит на социальном, физиологическом и психологическом уровне.

Факторы социальной адаптации

Факторы физиологической адаптации

Факторы психологической адаптации

  1. Установлены новые формы отношений, новые коммуникативные связи.
  2. Сложились устойчивые способы взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
  3. Намечено направление дальнейшей личностной самореализации первоклассника в школе.
  1. Высокая работоспособность.
  2. Хороший сон и аппетит.
  3. Отсутствие симптоматических заболеваний.
  1. Нет перепадов настроения и капризов.
  2. Присутствует положительная мотивация к обучению.
  3. Овладение основными навыками учебной деятельности.
  4. Готовность к самооцениванию.

Основные вопросы проведения диагностики

Диагностика адаптации первоклассников подразумевает проведение глубокого индивидуального обследования. Она направлена на получение информации о качественных показателях основных необходимых изменений, которые должны произойти во всех сферах жизни и деятельности ребенка.

Главная цель диагностики заключается в определении детей, которые испытывают трудности в адаптации и нуждаются в профессиональной помощи. По результатам проведенного исследования должны быть определены индивидуальные траектории развития школьников и разработаны рекомендации для учителей и родителей по оказанию поддержки детям в процессе их школьной адаптации.

Проведение диагностики инициируется школьной администрацией, чтобы получить общую информацию об уровне адаптации всех первоклассников. Такой вид деятельности обязательно фиксируется в плане работы школы на учебный год. Непосредственно проведением исследований и обработкой данных занимается школьный психолог в тесном сотрудничестве с классным руководителем первоклассников.

Диагностика проводится в несколько этапов.

  1. Наблюдение — идет в течение первого месяца обучения для обнаружения особенностей в поведении ребенка на уроках и переменах.
  2. Обследование — проводится с 15 по 30 сентября. Направлено на установление:
  • уровня умственного развития первоклассников, выявление детей, у которых есть отставания от возрастной нормы;
  • степени сформированности мотивов к учению, выделение ведущего мотива;
  • стабильности эмоционального состояния школьника, наличия отрицательных или положительных эмоций, которые переживает ребенок в разных учебных ситуациях;
  • уровня школьной тревожности, анализ факторов, которые вызывают у первоклассника дискомфорт, напряжение, страх.
  1. Составление индивидуальных заключений — после проведения обследования делается итоговая обработка полученных данных, на основе которых:
  • определяются дети, попадающие в группу риска;
  • вырабатываются рекомендации для учителя и родителей.

Основой составления такого заключения должна быть сводная таблица с результатами диагностики. Она может иметь такой вид.


  1. Ознакомление участников учебного процесса с результатами диагностики адаптации первоклассников — итоговые заключения обсуждаются во время проведения:
  • малого педсовета или консилиума (чаще всего их проводят во время осенних каникул);
  • индивидуальных консультаций; .
  1. Составление индивидуальных программ работы с детьми, имеющими признаки дезадаптации — происходит в тесном взаимодействии со всеми заинтересованными сторонами. Эта работа должна быть закончена к концу первой четверти. В программу необходимо включить:
  • групповые занятия;
  • индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение;
  • индивидуальные формы работы, направленные на решение конкретных проблем.

Можно воспользоваться такими рекомендациями Р.В. Овчаровой.



  1. Реализация индивидуальных программ — занимает 1 – 4 месяца.
  2. Повторная диагностика — должна быть проведена в конце учебного года (апрель — май) для получения итоговых данных.
  3. Заключительный этап — необходим для сопоставления стартовых и окончательных показателей. На этом этапе анализируется динамика развития ребенка и устанавливается эффективность реализации выработанных рекомендаций и программ.

На основе предложенной информации психолог должен составить план проведения диагностики уровня адаптации первоклассников, конкретизируя указанные направления деятельности. Он может иметь такую форму:

Форма обобщения информации

Для получения полной и достоверной информации о каждом ребенке в процессе диагностики необходимо также проводить:

  • опрос родителей;
  • интервьюирование учителей;
  • изучение медицинских карт детей.

Основным направлением диагностической деятельности является проведение анкетирования и тестирования первоклассников с использованием различных методик. Она может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Обычно на обследование одного ребенка затрачивается 15 – 20 минут.

Основные методики проведения диагностики адаптации первоклассников

Для проведения диагностики адаптации первоклассников психолог отбирает наиболее эффективные методики, которые отвечают таким критериям:

  • направлены на изучение всех ключевых параметров адаптации;
  • не только выявляют признаки дезадаптации, но и позволяют выявить факторы, влияющие на появление проблем в адаптации;
  • не требуют значительных организационных, временных и материальных затрат для их проведения.

Наблюдение

Наиболее распространенный метод диагностики — наблюдение. Чаще всего используется выборочное наблюдение. В процессе его проведения фиксируются только те особенности поведения ребенка, которые выделяют его из общей массы первоклассников. Наблюдение проводится одновременно за всеми детьми в классе. Основные требования к организации наблюдения:

  • наличие схемы наблюдения;
  • систематичность;
  • объективность.

Наблюдение также должно включать:

В результате наблюдений происходит оценивание (по 5-балльной шкале) основных семи компонентов:

  • учебной активности;
  • усвоения программных материалов;
  • поведения на уроках;
  • поведения на переменах;
  • взаимоотношения с одноклассниками;
  • отношения к учителю;
  • эмоций.

Соответствующие баллы и выводы необходимо внести в карту школьной адаптации.


Суммарное количество баллов можно интерпретировать следующим образом:

  • 35 – 28 — высокий уровень адаптации;
  • 27 – 21 — средний;
  • 20 и меньше — низкий.

Для проведения наблюдений в период адаптации можно использовать карту Стотта, которая предусматривает изучение асоциальности, инфантильности, подчиняемости, активности и неуверенности.

Фактор Асоциальность, Инфантильность, Подчиняемость, Активность, Неувеременность — см. здесь.

При этой методике общий балл не выводится, а оценивается каждый критерий отдельно. После этого определяются группы детей, имеющие наиболее высокие (выше 65%) показатели по каждому фактору.

  • ценностных ориентаций;
  • социальных эмоций;
  • личностных отношений.

Этот тест представляет собой цвето-ассоциативное исследование. Автором теста является О.А. Орехова. Для его проведения необходимо подготовить:

  • опросный лист;
  • 8 карандашей (черный, серый, коричневый, фиолетовый, синий, зеленый, желтый, красный).

Карандаши не должны внешне отличаться друг от друга.

Для исследования нужно пригласить группу детей (10-15 человек), и рассадить их отдельно друг от друга. Обязательно следует исключить нахождение учителя в классе во время проведения диагностики. Дети должны выполнить три задания.

Предлагается картинка домика, к которому ведет дорожка из 8 прямоугольников. Первоклассникам предлагается по порядку разукрасить их, при этом каждый цвет можно использовать только один раз. Сначала нужно выбрать наиболее понравившийся цвет и разукрасить первый прямоугольник. Далее берется тот цвет, который больше нравится среди оставшихся. Последний прямоугольник будет разукрашен самым некрасивым, по мнению ребенка, цветом.

Дети будут разукрашивать картинку, на которой изображена улица с несколькими домиками. Психолог должен объяснить, что в этих домиках живут различные чувства и детям нужно для каждого из них подобрать тот цвет, ассоциация с которым возникает при назывании таких слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение.

В этом задании один и тот же цвет можно использовать несколько раз. Если школьники не понимают значение какого-либо из названных слов, то психолог его разъясняет.

Картинка используется такая же, как и в предыдущем задании. Теперь дети должны разукрасить домики в такой цвет, который символизирует их жителей. В первом домике живет душа ребенка. Обитатели 2-9 домиков отвечают за его настроение в таких ситуациях:

  • когда идет в школу;
  • на уроке чтения;
  • на уроке письма;
  • на уроке математики;
  • когда общается с учителем;
  • когда общается с одноклассниками;
  • когда находится дома;
  • когда делает уроки.

При подведении итогов этой диагностики адаптации первоклассников психолог должен ориентироваться на такую нумерацию цветов: 1 — синий, 2 — зеленый, 3 — красный, 4 — желтый, 5 — фиолетовый, 6 — коричневый, 7 — черный, 0 — серый.



Чтобы не заниматься самостоятельно такими сложными подсчетами, можно попробовать найти в интернете специальную программку, предназначенную для обработки результатов этого теста.

Для определения уровня адаптации первоклассников к школе можно использовать также диагностику мотивационной сферы ребенка по методике Н.Г. Лускановой. Она проводится в виде краткой анкеты, вопросы которой зачитываются вслух, а дети должны выбрать подходящий вариант ответа.

При обработке результатов все ответы нужно занести в таблицу, которая содержит специальный ключ для определения количества полученных баллов.

Результаты подсчета нужно интерпретировать следующим образом.

Такая методика позволяет не только выявить уровень адаптации школьников, но и выявить причины, приводящие к снижению мотивации ребенка к посещению школы.


Ребенку предлагается ознакомиться с такой расстановкой школьников на ступеньках:

  • на 1 — самые хорошие ребята;
  • на 2 и 3 — хорошие;
  • на 4 — ни хорошие, ни плохие;
  • на 5 и 6 — плохие;
  • на 7 — самые плохие.

Первоклассник должен обозначить ступеньку, на которой, по его мнению, должен находиться он сам. Можно нарисовать на этой ступеньке кружочек или поставить другую пометку. Не нужно при проведении теста акцентировать внимание на нумерации ступенек. Желательно, чтобы такая же лесенка была нарисована на доске, и психолог просто показывал бы на каждую ступеньку и объяснял ее значение, а дети просто соотносили бы ее со своим изображением.

Результаты оцениваются следующим образом:

  • 1 — завышенная самооценка;
  • 2 и 3 — адекватная;
  • 4 — заниженная;
  • 5 и 6 — плохая;
  • 7 — резко заниженная.

Также для определения уровня самооценки первоклассника можно воспользоваться способом исследования адаптации методом Люшера, который проводится при помощи специальных бланков.

Тест на тревожность

Для определения уровня тревожности у первоклассника предлагается провести опрос учителя и родителей, подробнее.

При подведении итогов необходимо посчитать общий балл, который суммирует результаты обоих опросов.

Есть еще одна похожая по своему направлению Проективная методика диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан).

Другие методики

Существует большое количество и других методик.

Для проведения полноценной диагностики уровня адаптации первоклассника не нужно использовать весь спектр имеющихся методик. Достаточно выбрать 4-6 различных методов и тестов, которые больше подойдут к условиям класса и стилю профессиональной деятельности психолога.

Иногда допускается применение двух похожих методик для уточнения полученных результатов. При повторной диагностике рекомендуется использовать те же методики, которые были использованы для первичного обследования.

В завершение хочется подчеркнуть следующие моменты. Индивидуальные результаты диагностики не должны находиться в публичном доступе. Они используются психологом и учителям только для осуществления коррекционной работы.

Неправильно сравнивать данные диагностики разных детей для осуществления экспертной оценки. Важно помнить, что динамика развития ребенка устанавливается только на основе его индивидуальных показателей в начале и на завершающем этапе диагностических исследований.

Также стоит иметь в виду, что приведенные способы интерпретации полученных результатов диагностики ориентированы на усредненные общепринятые нормы в поведении и учебных достижениях первоклассников. Поэтому необходимо осуществлять коррекцию полученных данных в соответствии с индивидуальными особенностями учебных умений, характера и темперамента ребенка. Принимая во внимание данный факт, следует проводить всестороннее обследование с учетом мнения родителей и экспертной оценки учителя.

Об авторе-составителе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

МИР ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ДИАГНОСТИКА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
СОДЕРЖАНИЕ ПОДБОРКИ:
Наблюдение в первом классе:
Наблюдение как метод определения уровня адаптированности учащихся к школе
Карта наблюдения (бланк)

МИР ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

МИР ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

МИР ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

МИР ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

МИР ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ "Я - ШКОЛЬНИК".

МИР ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

МИР ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

МИР ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

МИР ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Нина Полунина

МИР ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ДИАГНОСТИКА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ

МИР ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ПОСВЯЩЕНИЕ В ПЕРВОКЛАССНИКИ. ОБРЯДОВАЯ ИГРА-ИНИЦИАЦИЯ КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ

Актуальным направлением в работе школьного психолога является поддержка детей в начале учебного года. Особенно это важно в период адаптации детей, впервые пришедших в школу. Именно в этот период (первые 3–6 месяцев 1-го класса) вчерашние дошкольники сталкиваются с новым общественным институтом — школой, с новыми правилами и нормами, ценностями и мировоззрением, структурой и программой, которые они должны в сжатые сроки освоить и принять, научиться в них существовать и развиваться. Существуют разные подходы к тому, как и каким образом помощь должна осуществляться. Мы полагаем, что одним из способов может являться коллективная игра.

Принципиальное отличие коллективной игры от других разновидностей игр в том, что она выступает для своих участников как деятельность прежде всего совместная, коллективная. В ходе такой игры, которая может длиться несколько часов, участники проходят ряд испытаний, этапов, включаются в совместную детальность, участвуют в различных упражнениях и заданиях. Придуманная нами обрядовая игра-инициация — одна из разновидностей коллективной игры. Основной смысл ее заключается в том, что, преодолевая различные испытания и трудности, дети совершают символический переход на следующую возрастную ступень развития и тем самым закрепляют свой новый статус, что и способствует их адаптации к школе.

адаптация 1 класса в школе диагностика

Начало учебы — время серьезных испытаний в жизни детей, связанное с необходимостью привыкания к новому коллективу, обязанностям, распорядку дня. Выявить проблемы адаптации первоклассников к школе помогает диагностика посредством наблюдения за поведением, успеваемостью, тестирования в игровой форме, опроса учителей и родителей. Основная цель — определить и устранить факторы, снижающие уровень школьной мотивации, предотвратить развитие проблем психологического характера.

Суть процесса адаптации первоклассников

Столкнувшись с необходимостью ежедневно посещать школу, все первоклашки переживают. Им непросто ориентироваться в новом пространстве, правилах, взаимоотношениях. Требования подчиняться непривычным и сложным установкам могут вызывать внутреннее сопротивление, препятствующее успешному обучению. Выражаются они по-разному:

  • гиперподвижностью, суетливостью;
  • стремлением привлечь больше внимания;
  • скованностью;
  • рассеянностью;
  • застенчивостью;
  • психосоматической симптоматикой: повышением температуры, вялостью, головными или мышечными болями.

Со временем обстановка, одноклассники и учителя становятся детям хорошо знакомыми, уровень стресса постепенно снижается, уступая место эмоциональному комфорту, однако возможны обстоятельства, замедляющие адаптацию. Среди них:

  • отсутствие навыков общения в коллективе;
  • давление учителя;
  • индивидуальные особенности мышления;
  • конфликты со сверстниками или взрослыми.

Любой негатив на первом этапе способен привести к снижению самооценки, успеваемости, дезадаптации и резкому неприятию школьной атмосферы вообще. Динамическая диагностика своевременно определяет наиболее вероятные риски и дает основания для разработки индивидуальных программ коррекции.
Программа изучения уровня адаптации первоклассников к школе может быть представлена в следующей таблице:

Компоненты адаптацииЭмпирические характеристикиМетодики
Физиологическая подстройка организмаОтсутствие заболеваний в период адаптацииОпрос родителей
Отсутствие психосоматической симптоматикиАнализ медицинской статистики
Способность организма к энергозатратамПроективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики”
Освоение способов и приемов новой деятельностиУсвоение программы обученияЭкспертная оценка учителя
Эмоциональное принятие новой социальной ситуацииЭмоционально положительное восприятие процесса ученияОпрос родителей
Методика “Домики”
Эмоционально положительное отношение к учителюМетодика “Домики”
Эмоционально положительное отношение к себе в новой ролиМетодика “Домики”
Опрос родителей
Эмоционально положительное восприятие отношений с одноклассникамиМетодика “Домики”
Опрос родителей

Особенности диагностики адаптации первоклассников к школе

Полноценное обследование в 1 классе не требует использования большого числа методик. Достаточно 3–4 тестирований, индивидуальных и коллективных в совокупности. Повторную диагностику рекомендуется проводить теми же методами, которые применялись первично.

При интерпретации результатов тестирования следует учитывать характер, темперамент и индивидуальные склонности каждого ребенка, не ориентируясь только на усредненные нормы. Значение имеют беседы с родителями, учителем, анализ письменных работ, особенностей поведения учеников.

Результаты диагностики уровня адаптации к школе являются конфиденциальной информацией и не должны разглашаться. Сведения, полученные таким образом, предназначены только для коррекционной работы педагога-психолога. Никаких экспертных оценок на их основе существовать не может.

Основные вопросы

В ходе диагностических мероприятий должна быть собрана и систематизирована информация о так называемых качественных показателях адаптации. Они включают:

  • Уровень физиологической адаптации: работоспособность, энергичность, наличие неврологических и соматических симптомов, аппетит.
  • Уровень психологической адаптации: эмоциональное состояние первоклассника, наличие или отсутствие положительной мотивации, способность к концентрации внимания, усидчивости, отношение к себе.
  • Уровень социальной адаптации. Наличие новых контактов, дружбы с одноклассниками, взаимодействия со взрослыми, формирование структуры личностной самореализации.

Этапы диагностики

Исследования адаптации проводятся поэтапно, учитывая время наиболее вероятного возникновения трудностей привыкания к учебе в начальной школе.

  1. Наблюдение. Работа начинается с первых дней учебного года. На протяжении двух недель педагог обращает внимание на особенности поведения детей при общении друг с другом, степень их усидчивости, настроение на уроке.
  2. Непосредственное обследование. Проводится во второй половине сентября на протяжение 15 дней, предусматривает групповые и индивидуальные тестирования. На этом этапе выявляются: наличие мотивации и способностей к учению, эмоциональное состояние, причины и степень вероятной тревожности.
  3. Обработка результатов анализа. Полученные данные психолог систематизирует, определяет детей, входящих в группу риска дезадаптации. Знакомит с результатами исследования педагогов и родителей. К окончанию 1 четверти составляется программа индивидуальных занятий, включающая рекомендации по коррекционной деятельности учителю.
  4. Коррекционная работа. Проводится в течение 2–4 месяцев.
  5. Повторное обследование. Обычное время проведения: конец учебного года: апрель или май.
  6. Заключительный этап диагностики. Предусматривает сравнительный анализ первых полученных результатов с окончательными. На этой основе делается вывод о степени эффективности проведенной с детьми работы.

Методики диагностики

Для сбора первичных данных в ходе проведения диагностики рекомендуется завести журнал и вносить в него результаты наблюдений за первоклассниками. Документ должен включать следующие разделы:

  • поведение на уроках и переменах;
  • степень заинтересованности в учебе;
  • стремление к общению;
  • конфликтность;
  • трудности с усвоением нового материала.

Данные в отношении каждого ребенка должны фиксироваться отдельно.

  • черного;
  • зеленого;
  • серого;
  • желтого;
  • синего;
  • коричневого;
  • красного;
  • фиолетового.

В ходе занятия выполняется 3 задания:

  1. Необходимо закрашивать ступеньки крыльца к домику по одному, пока они не закончатся, каждый раз выбирая наиболее приятный цвет только однажды.
  2. На картинке, где нарисовано несколько домиков, предлагается выбрать по одному для чувств: обида, горе, справедливость, счастье и другие. У каждого чувства должен быть определенный цвет, любой из 8.
  3. На картинке с 10 домиками ребенку предлагают выбрать и раскрасить в соответствующие цвета 1 для себя, по 1 для своего настроения в различных ситуациях: на уроках письма, чтения, при общении со взрослыми, сверстниками, во время домашней работы и т. д. В последний дом нужно поселить наиболее важную эмоцию и назвать ее психологу.

Анкетирование

Для оценки уровня адаптации используется краткая анкета, разработанная Н. Г. Лускановой. В ней содержатся вопросы:

  • нравится ли ребенку находиться в школе;
  • хочется ли по утрам остаться дома;
  • радует ли отмена занятий, домашних заданий;
  • делится ли ребенок впечатлениями о школе с родителями;
  • строгий ли в классе учитель;
  • со многими ли одноклассниками удалось подружиться.

Методика Лестница

Используется для определения самооценки детей и уровня их взаимоотношений. Ребенок получает лист со схематично изображенной лестницей, где сверху вниз пронумерованы 7 ступеней. Его задача: разместить на каждой своих одноклассников:

  • на 1–2 верхних — очень хороших;
  • на 3 — тех, кто чуть хуже;
  • на 4–5 — значительно хуже;
  • на 6–7 — совсем плохих.

Себя ребенок тоже должен поставить на одну из ступеней, сделав особую отметку.

Опрос родителей

Продуктивный способ — анкетирование. В опросник должны быть включены разделы:

  • о физической активности дома;
  • об отношении к выполнению домашних занятий;
  • о желании или нежелании обсуждать события в школе;
  • об изменениях самочувствия: наличии психосоматических симптомов, нарушений сна, снижения аппетита;
  • об изменениях в эмоциональной сфере ребенка: периодах плохого настроения, замкнутости.

Способы обработки данных

Для оценки результатов в проекционных методиках и анкетировании используется шкала баллов, в которой варианту ответа на вопрос или выполнению задания соответствует определенное их количество. У каждой теста свой способ вычисления итогового результата, соответствующего критериям:

  • хороший;
  • удовлетворительный;
  • низкий.

При беседах с учителями и родителями, заполнении подробных опричников, выводы строятся в виде индивидуальных характеристик, с учетом выявления особенностей характера, способностей и здоровья детей.

Читайте также: