Особые образовательные потребности детей с овз в доу таблица

Обновлено: 04.07.2024

Специальные условия для обучения детей с ОВЗ.

В качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается создание условий для получения образования.

Приоритетным направлением этой деятельности является выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы с детьми, имеющими такие нарушения. Своевременное оказание необходимой психолого –медико -педагогической помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала обучения на ступени начального общего образования и, таким образом, подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении.

В рамках данного направления необходимо обеспечить дифференцированное развитие, раннюю диагностику и коррекцию нарушений развития у детей, оказание психологической, педагогической, социальной, медицинской, правовой помощи семьям с детьми, имеющими недостатки в физическом и (или) психическом развитии, по месту жительства.

Второе важнейшее направление деятельности по реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья - создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

В настоящее время в России существует дифференцированная сеть специализированных образовательных учреждений, непосредственно предназначенных для организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - коррекционные образовательные учреждения). Она включает в себя, прежде всего, дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Кроме того, в последние годы в России развивается процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками. Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования, других образовательных учреждениях, не являющихся коррекционными (далее - образовательные учреждения общего типа).

Модели интеграции инклюзивного образования

Существуют различные модели интеграции. Первая, более распространенная в России, предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) классах при образовательных учреждениях общего типа.

Другим вариантом интегрированного образования является обучение детей с ограниченными возможностями в одном классе с детьми, не имеющими нарушений развития. Такая модель интегрированного образования внедряется в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов ряда субъектов Российской Федерации.

Развитие интегрированного образования следует рассматривать как одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.

Специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ

Самое общее и основное условие включения ребенка с ОВЗ в социальное и – в частности – образовательное пространство – создание универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов в общество. При этом на уровне образовательного учреждения это условие дополняется задачей создания адаптивной образовательной среды.

Перечислим далее основные группы условий:

1. Материально-техническая база, оснащение специальным оборудованием; возможность организации дистанционного обучения.

2. Организационное обеспечение образовательного процесса, включающее в себя нормативно-правовую базу, финансово-экономические условия, создание инклюзивной культуры в организации, взаимодействие с внешними организациями и родителями (необходима разработка регламентов взаимодействия с внешними организациями, локальных актов образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику), информационно-просветительское обеспечение.

3. Организационно-педагогическое обеспечение. Реализация образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Обеспечение возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса. Реализация вариативных форм и методов организации учебной и внеучебной работы. Использование различных видов образования. Применение современных технологий образования и психолого-педагогического сопровождения. Адаптация методик обучения и воспитания к особым образовательным потребностям обучающихся и воспитанников с ОВЗ.

4. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, организация коррекционной работы.

5. Кадровое обеспечение. Специальная подготовка педагогического коллектива к работе с детьми с ОВЗ (детьми-инвалидами), работе в условиях инклюзивной практики.

Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

Материально-техническая база, оснащение специальным оборудованием; возможность организации дистанционного обучения.

В образовательном учреждении общего типа должны быть созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организации их пребывания и обучения в этом учреждении (включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование и так далее). Создание подобных условий, предусмотренных статьей 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", необходимо обеспечивать в обязательном порядке, как при строительстве новых образовательных учреждений общего типа, так и при проведении работ по реконструкции и капитальному ремонту существующих образовательных учреждений.

Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, обучающихся в обычном классе образовательного учреждения общего типа, должны осуществляться по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.

Вопросы, связанные с переводом детей с ограниченными возможностями здоровья в следующий класс, оставлением их на повторное обучение должны решаться в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании в РФ".

Формы и степень образовательной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья могут варьироваться в зависимости от степени выраженности недостатков его психического и (или) физического развития. Например, дети, уровень психофизического развития которых в целом соответствует возрастной норме, могут на постоянной основе обучаться по обычной образовательной программе в одном классе со сверстниками, не имеющими нарушений развития, при наличии необходимых технических средств обучения.

Для детей, уровень развития которых не позволяет им осваивать учебный материал в одинаковых условиях с нормально развивающимися обучающимися, более предпочтительным может стать обучение в специальном (коррекционном) классе образовательного учреждения общего типа. Рекомендуется также обеспечивать участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях.

Особое внимание следует уделять развитию системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития. К этой категории относятся, в частности, дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, сложным дефектом (имеющие сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии), аутизмом, включая детей, находящихся в домах-интернатах системы социальной защиты населения. При организации работы в данном направлении целесообразно руководствоваться разработанными на федеральном уровне методическими рекомендациями, учитывающими специфику образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.

Детям-инвалидам, по состоянию здоровья временно или постоянно не имеющим возможности посещать образовательные учреждения, должны быть созданы необходимые условия для получения образования по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому. Установление порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации, которые вправе самостоятельно определять количество учебных часов и нормативы затрат на организацию надомного обучения детей-инвалидов в объеме, позволяющем обеспечить качественное образование и коррекцию недостатков ребенка.

В качестве эффективного средства организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно детей, имеющих трудности в передвижении, целесообразно рассматривать развитие дистанционной формы их обучения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

Одной из основных составляющих социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является обеспечение в дальнейшем их общественно полезной занятости, что обусловливает необходимость получения ими конкурентоспособных профессий. В связи с этим значительное внимание должно уделяться созданию условий для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья начального, среднего и высшего профессионального образования как важного звена в системе их непрерывного образования, значительно повышающего возможности их последующего трудоустройства.

Для содействия детям с ограниченными возможностями здоровья в реализации их права на получение среднего профессионального и высшего профессионального образования следует обеспечивать возможности для сдачи ими единого государственного экзамена в условиях, соответствующих особенностям физического развития и состоянию здоровья данной категории выпускников.

Психолого -медико-педагогическое сопровождение

Ведущую роль в решении вопросов своевременного выявления детей с ограниченными возможностями здоровья, проведения их комплексного обследования, подготовки рекомендаций по оказанию им психолого -медико- педагогической помощи и определения форм их дальнейшего обучения и воспитания играют психолого- медико- педагогические комиссии.

Указанные вопросы решаются также федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в процессе осуществления ими в установленном порядке деятельности, связанной с признанием несовершеннолетних граждан детьми-инвалидами и разработкой для них индивидуальной программы реабилитации инвалида, содержащей, в том числе, рекомендации по организации их обучения.

Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, должен решаться исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). Обязательным условием при этом является соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционные образовательные учреждения (классы, группы).

Важными аспектами деятельности по обучению и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья являются информирование населения о проблемах детей данной категории, формирование в обществе толерантного отношения к детям с недостатками в физическом и психическом развитии, популяризация идей обеспечения равных прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования, развития интегрированного образования.

Информацию подготовил заместитель заведующего по социально-психологическому сопровождению.

Специальные образовательные программы, специальные методы обучения и воспитания,специальные дидактические материалы,специальные технические средства индивидуально или коллективного пользования,услуги ассистента, тьютора, индивидуальные или групповые коррекционные занятия.

ВложениеРазмер
zadanie_2.docx 19.81 КБ

Предварительный просмотр:

Специальные условия для детей с ограниченными возможностями здоровья в МКДОУ детский сад №-19 Центр развития ребенка города Россоши

Перечень специальных условий

Характер нарушения у детей

Имеющиеся специальные условия

Необходимые специальные условия

Специальные образовательные программы

Дети с нарушениями зрения

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата

дети с нарушениями речи (общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие);

· дети с задержкой психического развития (конституциональной, соматогенной, психогенной);

· дети с нарушенными формами поведения органического генеза (гиперактивность, синдром дефицита внимания);

Для организации и проведения развивающих мероприятий необходимо знать некоторые особенности дидактического материала. При подборе материала для детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры, контрастность цветов; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата подбирать выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность.

В соответствии с возможностями детей с ОВЗ педагоги определят методы обучения и технологии. При планировании работы используются наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов, технологий решается педагогом в каждом конкретном случае.

В тех случаях, когда программа не может быть освоена из-за тяжести физических, психических нарушений, проектируются индивидуальные коррекционные программы, направленные на социализацию воспитанников и способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности.

«Под специальными условиями получения образования детьми с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование адаптированных образовательных программ (в том числе, программ коррекционной работы, индивидуальных специальных программ); специальных методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, компьютерные средства с включением специального оборудования, представление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных и коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ

Специальные методы обучения и воспитания

сопровождение детей с ОВЗ специалистами, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

Специальные дидактические материалы

Дети с нарушением зрения

В ДОУ имеется дидактический материал и учебные пособия для проведения образовательной деятельности с детьми, имеющими нарушения зрения.

Специальные технические средства индивидуально или коллективного пользования

Специальных технических средств обучения детей с ограниченными возможностями здоровья нет.

Специальных технических средств обучения детей с ограниченными возможностями здоровья нет.

Услуги ассистента, тьютора

В работе педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда , используются специальные учебные пособия и дидактические материалы, обеспечивающие все направления коррекционно-развивающего обучения. Имеется систематизированный дидактический материала, подобранный с учетом комплексно-тематического планирования.

В МБДОУ используются специально технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования. В МБДОУ активно применяются информационно-коммуникационные технологии образования. В групповых помещения, музыкальном зале установлено современное mimio оборудование, в кабинете учителя-логопеда - интерактивный mimio стол, имеются ноутбуки для педагогов. Более подробная информация размещена в разделе официального сайта «Материально-техническое обепечение и оснащенность образовательного процесса.

Индивидуальные и/или групповые коррекционные занятия

под руководством психолога в дошкольном учреждении разрабатываются индивидуальные карты развития определенного содержания.

Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:

  • организует взаимодействие педагогов;
  • разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;
  • проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
  • организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
  • повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
  • проводит консультативную работу с родителями.
  • диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
  • составляет индивидуальные планы развития;
  • проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);
  • консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;
  • Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
  • Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подбор материала для занятий;
  • Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.

Инструктор по физической культуре:

  • Осуществляет укрепление здоровья детей;
  • Совершенствует психомоторные способности дошкольников.
  • проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
  • воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
  • организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
  • применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
  • консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
  • проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
  • осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.

В процессе образовательной деятельности в детском саду гибко сочетается индивидуальный и дифференцированный подходы, что способствует активному участию детей в жизни коллектива.

Архитектурная доступность помещений дошкольной образовательной организации

обеспечена доступность входной группы: установлен пандус, построено новое крыльцо, имеющее навес, заменена входная дверь, соответствующая требованиям, установлена кнопка вызова персонала и электрический доводчик, приобретена вывеска детского сада с использованием шрифта Брайля;

- обеспечена доступность помещений коридора первого этажа: расширены дверные проемы, заменено покрытие пола – на нескользящую керамическую плитку, установлена бегущая строка;

- обеспечена доступность помещений раздевалки групповой, помещений групповой: выровнен пол, заменено покрытие пола, увеличены дверные проемы, заменены двери;

- обеспечена доступность помещений детской туалетной комнаты: выровнен пол, заменено его покрытие, расширено пространство комнаты за счет демонтажа перегородки, расширены дверные проемы и установлены новые двери, отремонтировано покрытие стен, установлены умывальные раковины и детский унитаз со специальными поручнями ;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Создание специальной корекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.Предметно.


Работа инструктора физкультуры с проблемными детьми, задачи, методы и способы организации , воспитания и развития.


На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол.


Повышение психолого - педагогической компетенции педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в ДОУ. Организационно-педагогические условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья сред.

Специальная индивидуальная программа реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (паталогия атастический церебральный паралич, ЗПР, ЗРР) в условиях дошкольного образовательного учреждения

СодержаниеЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ………………………………………………3Пояснительная записка &helli.


Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Правильно - организованная коррекционно- развивающая среда- залог успешного получения образования.

Дети с ОВЗ Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания

Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарат.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дети с ОВЗ – дети с особыми познавательными интересами и образовательными потребностями, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого–медико-педагогической комиссией и препятствующие освоению всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения без создания специальных условий воспитания и обучения.

На современном этапе концепция равного доступа к образованию для всех обучающихся с разными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями ( инклюзия) является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе. Распространение процесса инклюзии представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с Законом об образовании.

З аконодательно закреплены две категории детей: дети с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) и дети-инвали ды ( Статус инвалида гражданам РФ присваивает Бюро медико-социальной экспертизы ( п. 1 Правил признания лица инвалидом, утв. постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 ).

К группе лиц с ОВЗ относятся:

с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, кохлеарно имплантированные);

нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

тяжелыми нарушениями речи (фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи, заикание);

нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА);

задержкой психического развития (ЗПР);

расстройствами аутистического спектра (РАС);

со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития);

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Алгоритм выявления детей с ОВЗ.

Детей с ОВЗ выявляют в образовательной организации в начале нового учебного года (педагог – психолог, учитель – логопед, воспитатели)

По результатам обследования на ПМПК даются рекомендации по созданию для ребёнка специальных образовательных условий (спец. образовательные программы, методы обучения и воспитания, учебные пособия и дидактические материалы).

Специалисты ПМПК разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут и / или адаптированную образовательную программу с учётом психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая, коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Реализация программы и динамичное наблюдение за развитием ребёнка. Заседания консилиума по уточнению индивидуального образовательного маршрута и /или адаптированной образовательной программы должны проводиться не реже одного раза в 3 месяца.

Где учатся дети с ОВЗ и дети-инвалиды

Перечень образовательных организаций представлен в Федеральном законе № 273-ФЗ ( ч. 4 ст. 79, ч. 5 ст. 41). Образование детей с ОВЗ, в т. ч. детей-инвалидов, организуют:

• в дошкольных ОО — в группах компенсирующей направленности, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам; в группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ.

• в группах общеразвивающей или оздоровительной направленности, где ребенок с ОВЗ обучается совместно с обучающимися без ограничений возможности здоровья по индивидуальной адаптированной образовательной программе (далее — АОП);

• медицинских организациях или на дому — для детей, нуждающихся в длительном лечении, по индивидуальным учебным планам.

Формы получения образования и режим пребывания детей с ОВЗ в ДОУ могут быть реализованы в различных структурных подразделениях организации. Инклюзивное образовательное пространство основано на предоставлении новых форм дошкольного образования для детей с разными стартовыми возможностями. Создаются дополнительные структурные подразделения: центр игровой поддержки развития (ЦИПР), Консультативный пункт (КП), лекотека, служба ранней помощи (СРП), группа кратковременного пребывания, деятельность которых напрвлена на оказание вариативных образовательных услуг семьям в возрасте от 2 мес. До 7 лет.

Кто организует образовательную деятельность с детьми с ОВЗ и детьми – инвалидами.

Обучение и воспитание детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательной организации обеспечивает администрация . Необходимым условием реализации ООП ДО с группами комбинированной направленности является соблюдение кадровых условий – наличие в штатном расписании учителя–логопеда, учителя дефектолога, сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога, педагога–психолога, ассистенты, тьюторы, медицинские работники или использование ресурсов других организаций на основе договора о сетевом взаимодействии ( ст. 15 Федерального закона № 273-ФЗ ).

Все специалисты должны пройти профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации в объеме от 72 часов по особенностям организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, подтвержденные дипломом о профессиональной переподготовке или удостоверением о повышении квалификации.

Условия воспитания и обучения детей с ОВЗ.

Создание адекватной возможностям ребёнка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, обеспечивающей полноценное развитие всех видов детской деятельности (физкультурно – игровые и оздоровительные сооружения, игротека, детская библиотека)

Широкое варьирование разных форм организации коррекционно – развивающей работы: групповые, подгрупповые, индивидуальные.

Оснащение детского сада специальным оборудованием:

- для детей с нарушениями ОДА: спец.столы, наличие пандуса, кресла с подлокотниками

- для детей с нарушением зрения: оптические средства (лупы, очки, линзы), тактильные панели, рациональное освещение помещения и рабочего места

- для детей с нарушением слуха: слуховые аппараты, пиктограммы, система жестов

4. Подбор специального дидактического материала (цвет, размер, поверхность).

5. Используются наиболее доступные методы: наглядные, словесные, практические. Выбор альтернативных методов создаёт условия, способствующие эффективности процесса обучения.

6. В тех случаях, когда программа не может быть полностью освоена детьми с ОВЗ, проектируются индивидуальные программы обучения и воспитания.

7. Для детей с ОВЗ целесообразно вводить пропедевтические разделы (восполнение в элементарной форме недостающих знаний об окружающем мире).

8. Включение инновационных технологий, оригинальных методик, предметов.

9. Повышение квалификации специалистов, работающих с детьми с ОВЗ.

10. Включение родителей в совместную деятельность со специалистами (обучение педагогическим технологиям).

Другими словами, для таких детей должны быть созданы некоторые специальные условия, без которых будет невозможно или затруднено усвоение содержания образовательной программы.

Эти специальные условия могут быть:

- организационные ( Большинство детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной организации образовательной среды. Многие нуждаются в пролонгированности процесса обучения (сроки пребывании в школе увеличиваются на год), в патронаже учреждения образования после его окончания, в согласованном взаимодействии специалистов разных профилей (педагоги, психологи, медики, социальные работники. Организационное обеспечение включает в себя несколько пунктов:

- система взаимодействия со сторонними организациями;

- организация питания и медицинского сопровождения;

- педагогические ( В образовательную программу вводятся специальные разделы и целые предметы, отсутствующие в содержании образования нормально развивающихся детей (Двигательная мобильность, социально бытовая ориентировка , социальное ориентирование, сенсорное развитие, современные средства коммуникации).

- материально-технические ( В учреждениях образования, где обучаются дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, это лифты, подъемники, пандусы, расширенные дверные проемы)

Условия обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.

Категории детей с нарушением зрения: слепые (незрячие), слабовидящие, с косоглазием и амблиопией.

Наглядная информация должна поступать в комплексе с сенсорной и осязательной информацией, насыщенный предметно – практический опыт за счёт стимулирования разных анализаторов (слуховой, зрительный). Дети учатся через прикосновения или слух с прикосновением.

Усвоение и использование неязыковых средств общения, мимики, жестов, интонации (тифлопедагог)

Оказание помощи в передвижении по помещениям ОУ.

Оптимальное освещение рабочего места.

Хорошая слышимость во всех зонах группы.

Возможность рассмотреть наглядный материал

Использование аудиозаписи, диктофона на занятиях и режимных моментах.

Чёткое дозирование зрительной нагрузки (10- 20 минут непрерывной работы).

Точные высказывания, описания и инструкции педагога.

Наглядный и раздаточный материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру и силуэту; правильно размещаться.

Использование увеличивающих вспомогательных средств.

Условия обучения и воспитания детей с нарушениями слуха.

Категории детей со стойким нарушением слуха: глухие, слабослышащие.

Обязательное использование слухового аппарата или кохлеарного импланта определяется специалистами (сурдологом, сурдопедагогом). Педагог следит за их исправностью

Организация систематической коррекционно- развивающей работы по формированию словесной речи.

Педагог должен сотрудничать с сурдопедагогом и родителями ребёнка.

Педагог обеспечивает полную адаптацию ребенка в детском коллективе.

Выполнение методических требований: месторасположение относительно ребёнка, контроль понимания ребёнком заданий и инструкций до выполнения задания, подготовка индивидуальных дидактических пособий, использование специальных методов, приёмов и средств обучения, решать коррекционные речевые задачи на занятии.

Условия обучения и воспитания детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата (ОДА)

Дети с нарушением ОДА – неоднородная группа, основной характеристикой которой являются задержки формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями координации, темпа движений, ограничение их объёма и силы, что приводит к невозможности или частичному нарушению осуществления движения (дети с ДЦП).

Для таких детей необходимо создать следующие условия:

Безбарьерная архитектурно-планировочная среда

Соблюдение ортопедического режима

Соблюдать рекомендации лечащего врача по определению режима нагрузок, организации образовательного процесса

Подбирать мебель, соответствующую потребностям детей

Осуществлять работу по формированию навыков самообслуживания и гигиены

Предоставлять ребёнку возможность передвигаться по ОУ доступным ему способом в доступном темпе

Проводить целенаправленную работу с родителями и их обучению доступным приёмам коррекционно – развивающей работы

Формировать толерантное отношение к детям с ОВЗ у нормально развивающихся детей и их родителей

Привлекать детей с ОДА к участию в совместных досуговых и спортивно – массовых мероприятиях.

Условия воспитания и обучения для детей с нарушениями речи:

Большую группу детей с ОВЗ составляют дети с общим недоразвитием речи (ОНР).

Общее недоразвитие речи - это тяжелая речевая патология у детей с первично сохранным слухом и интеллектом, при которой страдают все структурные компоненты речи, а именно: фонетика, фонематические процессы, лексико-грамматический строй. Разнообразие степеней выраженности речевого недоразвития в современной логопедии, согласно Р.Е. Левиной, принято делить на три уровня: - первый уровень - отсутствие употребительной речи; - второй уровень - начатки общеупотребительной речи; - третий уровень - развернутая речь с выраженными элементами фонетикофонематического и лексико-грамматического недоразвития. Классификация Р.Е. Левиной была дополнена Т.Б. Филичевой. Так, Т.Б. Филичева вылила четвёртый уровень речевого развития детей с ОНР – нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР).

Особые образовательные потребности воспитывающихся с нарушениями речи определяют специфику коррекционной работы. Выделяют следующие направления коррекционно – логопедической работы:

- Преодоление нарушений фонетического компонента речевой функциональной системы;

- Преодоление фонологического дефицита;

- Совершенствование лексико-грамматического строя речи и связной речи;

- Профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.

Условия обучения и воспитания умственно – отсталых детей

Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Степень выраженности интеллектуальной неполноценности относится со сроками, в которые возникло поражение ЦНС – чем оно произошло раньше, тем тяжелее последствия. Также степень выраженности интеллектуальных нарушений определяется интенсивностью воздействия вредных факторов. Нередко умственная отсталость отягощена психическими заболеваниями различной этиологии, что требует не только их медикаментозного лечения, но и организации медицинского сопровождения таких воспитывающихся в образовательных организациях .

К общим потребностям относятся: время начала образования, содержание образования, разработка и использование специальных методов и средств обучения, особая организация обучения, расширение границ образовательного пространства, продолжительность образования и определение круга лиц, участвующих в образовательном процессе.

Для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характерны следующие специфические образовательные потребности:

раннее получение специальной помощи средствами образования;

развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой;

специальное обучение способам усвоения общественного опыта ― умений действовать совместно с взрослым, по показу, подражанию по словесной инструкции

Условия обучения и воспитания детей с ЗПР.

Задержка психического развития — это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой утомляемости в интеллектуальной деятельности. Для детей с ЗПР характерна низкая познавательная активность.

К образовательным потребностям детей с ЗПР относят такие потребности:

- в получении специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития, т.е. в дошкольном возрасте;

- в получении начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;

- в периоде подготовки к школьному обучению, обеспечении преемственности между дошкольным и школьным образованием как условия непрерывности коррекционно-развивающего процесса ;

- в обеспечении коррекционно-развивающей направленности обучения в рамках основных образовательных областей;

- в обеспечении непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности ребенка, продолжающегося до достижения ее минимально достаточного уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;

- в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических процессов у детей с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);

- в постоянном стимулировании познавательной активности, побуждении интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;

- в постоянной помощи ребенку в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;

- в комплексном сопровождении, гарантирующем получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;

- в развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), в формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов;

- в обеспечении взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества с родителями, активизации ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей)

-в упрощении системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

- в наглядно-действенном характере содержания образования;

-в использовании позитивных средств стимуляции деятельности и поведения.

Специальные образовательные условия для детей с ЗПР подразделяются на несколько видов:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Получение детьми с ОВЗ образования является одним из неотъемлемых условий их успешной социализации,обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Особые образовательные потребности

дошкольников с ОВЗ

«Получение детьми с ОВЗ образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Сегодня образование стало качественно иным: оно ориентируется не столько на запрос государства, сколько на учет запросов всех участников образовательных отношений, включая изучение образовательных потребностей обучающихся и их индивидуальных особенностей.

Особые образовательные потребности у детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлены закономерностями нарушенного развития:

• трудностями взаимодействия с окружающей средой, прежде всего, с окружающими людьми,

• нарушениями развития личности;

• меньшей скоростью приема и переработки сенсорной информации;

• меньшим объемом информации, запечатляющимся и сохраняющимся в памяти;

• недостатками словесного опосредствования (например, затруднениями в формировании словесных обобщений и в номинации объектов);

• недостатками развития произвольных движений (отставание, замедленность, трудности координации);

• замедленным темпом психического развития в целом;

• повышенной утомляемостью, высокой истощаемостью.

С учетом особых образовательных потребностей для детей с ОВЗ создаются специальные образовательные условия (сопровождение дошкольников).

Модель комплексного сопровождения дошкольников с ОВЗ имеет цель – создание оптимальной системы комплексного сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольной организации, направленного:

на максимальное всестороннее развитие ребёнка в соответствии с его возможностями;

коррекцию его психофизических недостатков;

актуальное включение в окружающую социальную среду;

подготовку к школьному обучению.

Алгоритм системы комплексного сопровождения детей с ОВЗ включает в себя:

сбор информации и составление банка данных о детях с ОВЗ;

повышение психолого – педагогической компетентности и профессионального самосовершенствования всех участников комплексного сопровождения в т.ч. и родителей;

выбор технологии воспитания и развития детей с ОВЗ;

разработка основных видов деятельности специалистов сопровождения с учётом компетентности взаимодействия;

психолого – педагогическая диагностика детей, определение основных направлений коррекционно – развивающей работы, составление адаптированных индивидуальных коррекционно – развивающих программ;

ИОП – документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучени и воспитания на определённой ступени образования.

При моделировании такой программы важно учитывать следующие положения,

всесторонний характер образовательной работы, общность набора направлений коррекционно-развивающей работы для всех детей, независимо от уровня психофизического развития и личностных особенностей;

комплексный характер участия в подготовке программы и ее реализации всех специалистов, работающих с ребенком, участие родителей в разработке программы как полноценных участников образовательного процесса;

приоритетность задач воспитания, направленность на адаптацию, социализацию и социальное развитие ребенка;

определение объема содержания, методов и специфических приемов работы в зависимости от характера и выраженности первичных и вторичных отклонений в развитии;

учет сохранных способностей и обучаемости ребенка, опираясь на которые можно решать задачи коррекционного воздействия;

концентрический характер отбора материала на каждом последующем этапе: постепенное обогащение содержания различных тем, реализация принципа от простого к сложному;

отражение сквозных тематических связей между различным разделами программы в деятельности учителей-дефектологов и воспитателей, других специалистов, родителей

Этапы моделирования такой программы включают:


анализ медицинских данных и комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка участниками педагогического процесса;

определение задач, содержания и методов образовательной и коррекционно-развивающей работы на определенный период работы (от 2 месяцев с детьми раннего возраста до 1 года или 3 лет с дошкольниками), совместное обсуждение и установление взаимосвязи между всеми направлениями работы, коррекционными разделами и образовательными областями;

оформление программы в соответствии с принятой в данном учреждении формой;

текущее планирование и коррекционное обучение в соответствии с программой;

корректирующий контроль результатов образования и составление индивидуальной программы на следующий период обучения.

В структуре программы должны быть представлены:

общие сведения о ребенке и его психолого-педагогическая характеристика;

условия развития, воспитания и обучения;

образовательные и коррекционно-развивающие программы, на которых строится обучение и воспитание;

задачи и содержание образовательной деятельности с учетом уровня готовности ребенка к освоению основной или адаптированной программы;

педагогический замысел и содержание коррекционной работы по всем направлениям, осуществляемым специалистами (с разделением их на кварталы иди этапы обучения);

методы воспитания и обучения, коррекции и соответствующие им методические приемы (игры, упражнения, действия с предметами и картинками и т.д.);

материал для работы в семье

Проект состоит из нескольких этапов.

1 этап- сочинение стихов, рассказов детьми совместно с воспитателями, логопедом, родителями), заучивание собственных произведений;

на втором этапе дети совместно с воспитателем по изодеятельности рисуют иллюстрации к своим стихам и рассказам;

следующим этапом выступает отправка детских сочинений и рисунков на участие в различных конкурсах;

далее музыкальным руководителем идет подборка музыкальных номеров на тематику детских произведений;

совместными усилиями оформляется книга, в которую входят детские сочинения, иллюстрации и наградные документы;

все виды проведенной творческой деятельности объединяются и представляются родителям детей и педагогам доу на поэтической гостиной, где дети читают стихи, на экране расположена иллюстрация к стихам. В виде музыкальных пауз исполняются песни и танцы. Здесь же детям вручаются грамоты и дипломы за участие или победу в конкурсе.

Новым видом творческих проектов на данном этапе работы является оформление индивидуальных, авторских детских книг.

Заключительный этап /аналитико-обобщающий/.

Заключительный этап включает итоговую диагностику, совместный анализ результатов коррекционной работы (эффективность совместной деятельности участников сопровождения), рефлексию (проектирование последующей работы с детьми).

ОВЗ, или ограниченные возможности здоровья — это нарушения физического и (или) психического развития. Педагогика и медицина подходят к ним, исходя из своих задач, и имеют собственные расшифровки. На их основе Министерство Просвещения разработало классификацию и соответствующие ей адаптивные программы обучения, изложив в Федеральном Государственном образовательном стандарте. Рассмотрим все эти варианты для создания общего представления о детях с ОВЗ.

Расшифровка категорий ОВЗ в образовании

При их подтверждении ППМК рекомендует конкретные специальные условия обучения ребенка.

Расшифровка категорий ОВЗ в медицине

МКФ-ДП определяет 5 уровней нарушений в процентном соотношении (от 0-4 % – при отсутствии или незначительных нарушениях, до 96-100% – при абсолютных) и 4 уровня задержек, учитывая, что задержки могут исчезнуть. Нарушения и задержки регистрируются по кодам, присвоенным функциям и структурам организма, способностям к обучению и применению знаний на практике, социальным отношениям и влиянию окружающей среды. Классификация опубликована на сайте ВОЗ.

ОВЗ по ФГОС

глухие, 4 варианта АООП НОО

слабослышащие, 3 варианта

слепые, 4 варианта

слабовидящие, 3 варианта

с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), 4 варианта

с задержкой психического развития (ЗПР), 3 варианта

с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), 3 варианта

с расстройствами аутического спектра (РАС), 4 варианта

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 варианта(3)

ФГОС рекомендует обучать таких детей в инклюзивных школах и Центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС). Центры ППМС чаще всего организуются на базе коррекционных школ и постепенно приходят им на замену. Вместе с тем, коррекционные школы 8 видов продолжают выполнять свою миссию. Познакомимся с категориями их воспитанников.(2)

Если с ребенком трудно

I категория. Неслышащие, глухие дети без речи

Дети с глубоким стойким двусторонним нарушением слуха: рано потерявшие слух, родившиеся со слуховыми нарушениями или потерявшие слух до периода развития речи. Они не воспринимают речь и не могут самостоятельно ею овладеть. Чтобы разговаривать, им необходимо специальное обучение. Такие дети воспринимают мир зрением и осязанием. Их мыслительные процессы основаны не на речи, а на образах и действиях. Поэтому им трудно определять причины и следствия, свойства и отношения. Их внимание и память характеризуются неустойчивостью и низким объемом из-за утомляемости.

В обучении речи главную роль играет специальная акустическая и сурдоаппаратура. И хотя речь остается неразвитой, преобладают слова, обозначающие предметы и очень мало слов, описывающих качества и движение, они все же могут говорить. Пусть и допуская ошибки в звуках, заменяя слова похожими по звучанию.

Между собой дети общаются жестами и пытаются перенести такое общение в мир слышащих, имитируя жестикуляцией и мимикой разные объекты и их признаки. Иногда это воспринимается как агрессия, и идет такой же агрессивный ответ. Это одна из причин, почему дети с глухотой обладают низкой самооценкой.

II категория. Слабослышащие дети

Дети с частичной потерей слуха, тугоухостью и различной степенью недоразвития речи. Дети, сохранившие остаточный слух и самостоятельную речь . Они продолжают накапливать словарный запас.

Развитие их психических и познавательных процессов зависит от того, насколько рано они потеряли слух. Сохраненный низкий уровень слухового восприятия создает иллюзию, что на него можно опереться, но полученная информация очень искажается.

Главная задача при их обучении — развивать зрительное восприятие и учить концентрироваться на губах говорящего, параллельно обучая чтению. Как следствие, повысится устойчивость внимания и начнет развиваться наглядная память.

В отличие от глухих детей, слабослышащие имеют высокую и даже завышенную самооценку, поскольку любое малейшее их достижение воспринимается окружающими взрослыми как невероятный успех.

III и IV категории. Нарушения зрения (рассматриваются вместе)

Дети незрячие, в том числе слепорожденные и ослепшие до 3-х лет, слабовидящие и поздноослепшие, с косоглазием и амблиопией.

Слепые дети воспринимают окружающий мир исключительно слухом и осязанием, имеют повышенную вибрационную чувствительность. Сохранившие остаточное зрение через смутные и искаженные образы. Такой способ познания обедняет мыслительные процессы, мешает их целостности. Дети с трудом определяют расстояние, местоположение не только объектов, но и собственное. В итоге не имеют четких уверенных суждений.

Обучение данной категории основано на создании у них полисенсорного опыта: отсутствующий анализатор заменяется активизацией других. В первую очередь, с помощью речи. Но нужно учитывать, что слабовидящие дети приобретают речевые навыки позже своих здоровых сверстников, их лексика бедна и произносимые слова не всегда совпадают с реальными образами. Любое вербальное описание для них требует осязательного исследования.

Учеба развивает их неустойчивое внимание, не имеющее целевой направленности. Повышается его объем, концентрированность и произвольность. То же и с памятью, в первую очередь, словесно-логической.

Слепые и слабовидящие дети бывают конфликтны, несдержанны, не имеют целей. Но общение, совместные учебные и трудовые дела с видящими ровесникам развивают у них самостоятельность и конкурентоспособность.

V категория. Тяжелая речевая патология

Дети немые, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения отдельных звуков: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия. При алалии сохраняется нормальный слух и интеллект, но из-за органических поражений речевых областей головного мозга нарушается развитие речи. Появляются аграмматизмы, трудности при чтении и письме, снижается словарный запас.

Афазия характеризуется разрушением уже сформировавшейся речи, когда поражен двигательный или речевой центр головного мозга. В первом случае речь полностью отсутствует или сохраняется в виде отдельных фраз и слов с дефектами произношения. Во втором — нарушается дифференцированное восприятие звуков и слов. Ребенок перестает понимать, что ему говорят, но нормально воспринимает неречевые звуки.

Дизартрия и ринолалия — это нарушение произношения. При дизартрии – из-за недостаточного развития речевого аппарата, при ринолалии – из-за анатомических дефектов строения органов артикуляции. В результате страдают все психические процессы, за исключением логической, смысловой и зрительной памяти.

Обучение проходит через развитие моторики с помощью гимнастики, ритмики, музыки. В результате восстанавливается устойчивый познавательный интерес и адекватная самооценка.

Читайте также: