Особенности взаимодействия с неполными семьями в доу

Обновлено: 30.06.2024

Консультация для воспитателей дошкольного образования:

"Организация педагогического взаимодействия с неполными семьями"

Для ребенка семья – целый мир. Мир, в котором учится любить, радоваться, сочувствовать, взаимодействовать, получает любовь, делает открытия. Всем известно, что именно в семье ребенок получает первоначальные навыки жить в социальном мире, первоначальный опыт общения. По данному вопросу большинство психологов и педагогов единогласны в следующем мнении: положение ребенка, растущего в неполной семье трудное, а зачастую и опасное. Опасность выражается в том, что ребенок переживает из год в год психологический стресс, что в последствии приводит к поведенческим нарушениям, проблемам в эмоционально-волевой сфере, что негативно влияет на развитие и формирование личности. В дальнейшем дети из неполных семей не приспособлены создавать и сохранять свои семьи, подвержены риску нервно-психических заболеваний, являются нарушителями как человеческих, так и правовые законы государства, в котором проживает. Зачастую дети из неполных семей, по сравнению с детьми из полных семей, имеют более низкую школьную успеваемость. Можно перечислить множество проблем, с которыми сталкиваются дети из неполных семей, но наша задача, как дошкольного учреждения, предотвратить расстройства детей на психологическом уровне в тот момент, когда можно корректировать мировоззрение, ощущения и восприятия детей.


Необходимым условием воспитания детей из неполной семьи – компенсационная деятельность взрослых. Это относится не только к близким родственникам, но и к участникам образовательного процесса в дошкольном учреждении. Воспитатели дошкольного образования должны с большей внимательностью наблюдать за детьми из неполных семей для выявления симптомов, сигнализирующих об остром переживании ребенком неприятностей между родителями.

Среди симптомов, которые могут сигнализировать об остром переживании ребенком неприятностей между родителями являются негативизм, нервозность, чувство вины, аутоагрессия, замкнутость и тому подобное. Недостаток внимания со стороны родителей, понимания и поддержки с большей вероятностью приводит к эмоциональной нестабильностью ребенка, появлению фобий и повышенному уровню тревожности.


Дошкольное учреждение ориентировано на удовлетворение потребностей детей и их семей, тем самым обязаны поддерживать родителей, оказывать грамотную консультативную помощь в воспитании ребенка в различных кризисных ситуациях, социальных нестабильностях.

Мастерство педагога проявляется в умении демонстрирвоать свою поддержку одиноким матерям в стремлении быть хорошим воспитателем для ребенка, даже если это демонстрация искусственная, мотивировать мать на педагогические достижения, замечать и подчеркивать позитивные изменения в ребенке и присваивать данные успехи к проявлению правильного педагогического подхода матери. Педагог должен корректно наладить связь матери с отцом ребенка, изменить позицию по отношению к участию бывшего мужа, его родителей в воспитании ребенка. Умение переключить мать с собственных обид на интересы ребенка – чем больше у него родных людей, которые его любят, тем счастливее будет ее малыш, заслуживает высшей степени мастерства педагога.

Педагогический коллектив в своей работе с неполными семьями должны иметь ряд форм и методов:

1. Банк данных о семьях воспитанников;

2. Неформальные беседы о детях (достигнутые успехи ребенка);

3. Систематическое изучение запросов родителей, требований к дошкольному учреждению;

4. Проведение открытых дверей в детском саду;

5. Организация, проведение и участие в внутрисадовских, районных, областных и республиканских конкурсах и фестивалях;

6. Посещение педагогом семей на дому;

7. Организация внутригрупповых досок Почета;

8. Привлечение родителей к организации и проведению внутрисадовских мероприятий;

9. Привлечение родителей к общественной деятельности;

10. Консультативная помощь специалистов дошкольного учреждения;

11. Плановые беседы с родителями по обсуждению индивидуального развития их ребенка;

12. Целевые наблюдения за развитием и формированием детско-родительского общения и особенностями поведения ребенка;

13. Проведение анкетирования, опросов родителей;

14. Проведение тематических, консультативных, внеплановых родительских собраний;

15. Наглядно-педагогическая пропаганда;

16. Совместные с детьми тематические вернисажи (книги, детские работы).

Таким образом , неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но тем не менее обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей. Родителю, в силу обстоятельств, оказавшемуся главой неполной семьи, необходимо трезво осознавать психологические особенности создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям. Опыт множества благополучных семей свидетельствует, что это возможно.

В данной статье рассматривается одна из актуальны тем нынешнего поколения – неполная семья, а также причины их возникновения, основные направления работы дошкольного учреждения с родителями неполных семей, цели, задачи и принципы работы с данной категорией семей по оптимизации детско-родительских отношений.

ВложениеРазмер
statya_dotdaevoy_v_kchgu_iyun_2017.docx 16.64 КБ

Предварительный просмотр:

Дотдаева Тахнима Ханапиевна.

В данной статье рассматривается одна из актуальны тем нынешнего поколения – неполная семья, а также причины их возникновения, основные направления работы дошкольного учреждения с родителями неполных семей, цели, задачи и принципы работы с данной категорией семей по оптимизации детско-родительских отношений.

Для ребенка семья – целый мир. Мир, в котором учится любить, радоваться, сочувствовать, взаимодействовать, получает любовь, делает открытия. Всем известно, что именно в семье ребенок получает первоначальные навыки жить в социальном мире, первоначальный опыт общения. По данному вопросу большинство психологов и педагогов единогласны в следующем мнении: положение ребенка, растущего в неполной семье трудное, а зачастую и опасное. Опасность выражается в том, что ребенок переживает из год в год психологический стресс, что в последствии приводит к поведенческим нарушениям, проблемам в эмоционально-волевой сфере, что негативно влияет на развитие и формирование личности. В дальнейшем дети из неполных семей не приспособлены создавать и сохранять свои семьи, подвержены риску нервно-психических заболеваний, являются нарушителями как человеческих, так и правовые законы государства, в котором проживает. Зачастую дети из неполных семей, по сравнению с детьми из полных семей, имеют более низкую школьную успеваемость. Можно перечислить множество проблем, с которыми сталкиваются дети из неполных семей, но наша задача, как дошкольного учреждения, предотвратить расстройства детей на психологическом уровне в тот момент, когда можно корректировать мировоззрение, ощущения и восприятия детей.

Необходимым условием воспитания детей из неполной семьи – компенсационная деятельность взрослых. Это относится не только к близким родственникам, но и к участникам образовательного процесса в ОУ. Педагоги должны с большей внимательностью наблюдать за детьми из неполных семей для выявления симптомов, сигнализирующих об остром переживании ребенком неприятностей между родителями.

Среди симптомов, которые могут сигнализировать об остром переживании ребенком неприятностей между родителями являются негативизм, нервозность, чувство вины, аутоагрессия, замкнутость и тому подобное. Недостаток внимания со стороны родителей, понимания и поддержки с большей вероятностью приводит к эмоциональной нестабильностью ребенка, появлению фобий и повышенному уровню тревожности.

ДОУ ориентировано на удовлетворение потребностей детей и их семей, тем самым обязаны поддерживать родителей, оказывать грамотную консультативную помощь в воспитании ребенка в различных кризисных ситуациях, социальных нестабильностях.

Мастерство педагога проявляется в умении демонстрирвоать свою поддержку одиноким матерям в стремлении быть хорошим воспитателем для ребенка, даже если это демонстрация искусственная, мотивировать мать на педагогические достижения, замечать и подчеркивать позитивные изменения в ребенке и присваивать данные успехи к проявлению правильного педагогического подхода матери. Педагог должен корректно наладить связь матери с отцом ребенка, изменить позицию по отношению к участию бывшего мужа, его родителей в воспитании ребенка. Умение переключить мать с собственных обид на интересы ребенка – чем больше у него родных людей, которые его любят, тем счастливее будет ее малыш, заслуживает высшей степени мастерства педагога.

Педагогический коллектив в своей работе с неполными семьями должны иметь ряд форм и методов:

  1. Банк данных о семьях воспитанников;
  2. Неформальные беседы о детях(достигнутые успехи ребенка);
  3. Систематическое изучение запросов родителей, требований к дошкольному учреждению;
  4. Проведение открытых дверей в ДОУ;
  5. Организация, проведение и участие в внутрисадоских, районных и всероссийских конкурсах и фестивалях;
  6. Посещение педагогом семей на дому;
  7. Организация внутригрупповых досок Почета;
  8. Привлечение родителей к организации и проведению внутрисадовских мероприятий;
  9. Вклад родителей в развитие и обучение своего ребенка (индивидуальные задания на дом);
  10. Привлечение родителей к общественной деятельности;
  11. Консультативная помощь специалистов ДОУ;
  12. Плановые беседы с родителями по обсуждению индивидуального развития их ребенка;
  13. Целевые наблюдения за развитием и формированием детско-родительского общения и особенностями поведения ребенка;
  14. Проведение анкетирования, опросов родителей;
  15. Проведение тематических, консультативных, внеплановых родительских собраний;
  16. Наглядно-педагогическая пропаганда;
  17. Совместные с детьми тематические вернисажи ( книги, детские работы).

Таким образом, неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но тем не менее обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей. Родителю, в силу обстоятельств, оказавшемуся главой неполной семьи, необходимо трезво осознавать психологические особенности создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям. Опыт множества благополучных семей свидетельствует, что это возможно.

Всю полученную информацию после анализа педагоги учитывают при планировании внутрисадовской работы с семьей, в общении с родителями, в оказании грамотной консультативной психолого-педагогической помощи.

  1. Укрепление здоровья детей (совместно с медицинской и психологической службами).
  2. Создание единого образовательного пространства развития и воспитания ребенка;
  3. Защита прав ребёнка,
  4. Повышение родительской компетентности в вопросах правовой и педагогической культуры;
  5. Организация семейного досуга.
  1. Создание атмосферы доверия и доброжелательности в общении между ДОУ и родителями.
  2. Оказание комплексной социально-психолого-педагогической помощи и поддержки неполной семьи.
  3. Проведение специальных мероприятий, компенсирующих неблагополучный опыт социализации и неблагоприятные условия жизни детей и их семей.
  4. Обеспечение диагностики, коррекции и консультирования по социально- педагогической проблематике для детей и семьей группы риска.
  5. Предупреждение социальной и педагогической запущенности детей из неполных семей.
  • Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живёт и развивается его ребенок);
  • Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
  • Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
  • Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка
  • Матери (или отца) на важность создания положительного отношения ребенка ко второму родителю;
  • Способствуем тому, чтобы общение ребенка с обоими родителями было систематическим;
  • Стараемся по возможности снизить или даже нейтрализовать влияния на детей родителей, ведущих себя аморально и безответственно (обращаемся за помощью в инспекцию по делам несовершеннолетних, в отдел опеки, в приют);
  • Проводим дифференцированную разъяснительную работу со старшими членами семьи, резко отрицательно реагирующими на общение ребенка с отцом,
  • Привлекаем по возможности родителей, отдельно живущих родителей к воспитанию ребёнка, к его жизни ребенка в детском саду.

Мы с уважением относится к одиноким родителям (в основном это матери). Тех, кто имеет хороший опыт воспитания, в нашем детском саду избираем в родительский комитет группы (детского сада), выражаем благодарности за активное участие в жизни ДОУ.

Но есть родители, к нашему большому сожалению, относящиеся к своим родительским обязанностям не серьезно, достаточно легкомысленно, равнодушно. К таким родителям приходится применять другие формы и методы работы совместно с инспекцией по делам несовершеннолетних, с отделом опеки администрации г.Апатиты. На опыте мы убедились, что нравственное развитие ребенка в неполных семьях зависит, прежде всего, от интенсивности и содержательности его общения с взрослыми (в том числе и с отцом), а также наличия положительного эмоционального микроклимата в семье.

Активное использование разнообразных форм и методов работы ДОУ с семьей позволяет добиваться понимания и интереса у большинства родителей к обсуждаемому материалу, возникновения у них ассоциаций с собственным опытом. Большинство родители из неполных семей стали нашими активными помощниками, союзниками. Дети из неполных семей стали намного общительнее, эмоциональнее, их отношения с другими детьми и взрослыми улучшились. Постоянное совершенствование профессионального уровня педагогами позволяет вести активную работу семьями дошкольников по различным направлениям.


ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА ДОУ С ДЕТЬМИ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Основное назначение семьи – удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха. Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость.

Роль семьи в обществе несравнима ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и закладывается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребёнка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Семья во все времена находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных деятелей и учёных, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. И это не удивительно. Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества.

Вопросы, посвящённые проблеме детско-родительских отношений, рассматривались учёными на протяжении всего развития психологической науки и практики. В отечественной психологии исследованиями в этой области занимались Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. В. Дубровина, М. И. Лисина, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, Г. Т. Хоментаускас, Д. Б. Эльконин и многие другие.

Чешский психолог З. Матейчек считает, что воспитание в неполной семье – это такое же обычное, нормальное воспитание, только оно осуществляется в более трудных условиях. Он утверждает, что более всего следует учитывать особенности личности того человека, который остаётся с ребёнком один. Способность этого воспитателя соответствовать всем требованиям играет в формировании личности ребёнка большую роль, чем тот факт, что семья неполная.

Исследованием проблем, которые возникают у детей, воспитывающихся в неполной семье, занимаются российские учёные. Например, Т. И. Пухова, Б. И. Кочубей, Е. Григорьева и др.

Все они, расходясь в каких-то аспектах, приходят к единому мнению, что не любая полная семья является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребёнка, но всё же наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие задачи, связанные с сохранением психического здоровья ребёнка.

В последние годы демографы, социологи, психологи, педагоги и другие специалисты проявляют тревогу в связи с глубоким системным кризисом института семьи, который проявляется в деформации традиционных семейных устоев и семейного воспитания.

Неполная семья – это не только семья разведённых родителей, но и семья, потерявшая кормильца, семья матери-одиночки, а также женщины, которая решилась взять ребёнка из детского дома. И каждая ситуация отличается своими психологическими особенностями и трудностями, с которыми сталкивается одинокая мать (реже – одинокий отец).

Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. Отсутствие одного родителя в семье может явиться причиной неполноценного, неудачного воспитания детей. В материнских неполных семьях мальчики не видят примера мужского поведения в семье, что способствует формированию в процессе их социализации неадекватного представления о ролевых функциях мужчины, мужа, отца. Поведение незамужней матери в семье во многом обусловлено отсутствием второго родителя. Это влияет и на социализацию воспитывающихся в материнских неполных семьях девочек, искажает их представления о ролевых функциях женщины, жены, матери. Дети, воспитывающиеся в монородительских семьях, лишены примера взаимоотношений мужчины и женщины в семье, что негативно влияет на их социализацию в целом и на подготовленность к будущей семейной жизни, в частности. Педагогика оценивает показатель идентификации детей со своими родителями одним из основных критериев эффективности семейного воспитания. При этом ребёнок выражает принятие нравственных и идеологических норм своих родителей. Осуществление этой составляющей воспитательного процесса в неполной семье деформируется в связи с отсутствием одного родителя. В отцовских неполных семьях к перечисленным выше проблемам добавляются отсутствие материнской ласки, без которой воспитание детей тоже не может быть полноценным.

Вследствие отсутствия одного из родителей, другому приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами. Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Большинство неполных семей возникают по причине ухода отца. Матери редко удаётся сдерживать и скрывать своё раздражение по отношению к нему; её разочарование и недовольство нередко бессознательно проецируется на их общего ребёнка. Возможна и иная ситуация, когда мать подчёркивает роль безвинной жертвы, в которой оказался ребёнок. При этом она стремится с избытком восполнить недостаток родительской заботы и переходит все разумные пределы. Во всех подобных случаях воспитательная атмосфера семьи искажается и отрицательно сказывается на становлении личности ребёнка.

Психологические исследования А. И. Захарова, О. Смирновой, B. C. Собкина, З. Матейчека, Я. Г. Николаевой и др. свидетельствуют, что в силу названных причин дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, обладают рядом психологических особенностей.

Немаловажно и то, что при отсутствии одного из родителей ребёнок лишён возможности полноценного формирования стереотипа поведения своего пола. Так, при отсутствии отца мальчик не имеет возможности на ближайшем примере наблюдать особенности мужского поведения и невольно перенимает женские черты. И для девочки мать в этой ситуации вынуждена совмещать собственную материнскую роль и роль отсутствующего отца; в результате психосексуальное развитие отличается противоречивостью.

В неполной семье отсутствует главное – пример брачных отношений. Поэтому отсутствует для детей – будущих супругов и родителей – определённая возможность формирования культуры чувств, отношений, характерных для взаимоотношений мужа и жены. Будущие мужья, воспитывающиеся без отца, нередко усваивают женский тип поведения, или же у них формируется искажённое представление о мужском поведении как агрессивном, резком, жестоком. А у будущих жён, выросших без отца, хуже формируются представления об идеале будущего супруга, в семейной жизни им значительно труднее адекватно понимать мужа и сыновей. Поэтому в таких семьях заведомо больше причин для конфликтов, разводов.

Воспитательные возможности в неполной семье ограничены: затрудняется контроль за детьми, отсутствие отца лишает детей возможности знакомиться с разными вариантами семейных отношений и влечёт за собой односторонний характер психического развития.

Сегодня для оказания помощи таким семьям в дошкольном учреждении работают психологи, которые систематически проводят диагностику неполных семей -выявляют основные проблемы, исследуют процесс развития и воспитания детей, вырабатывают рекомендации по усовершенствованию работы с детьми из неполных семей.

Социальная-педагогическая поддержка неполных семей в условии дошкольного учреждении.

Социально-педагогическая поддержка - форма социально-педагогической работы, когда в течение длительного времени неполной семье оказываются различные виды помощи, направленные на комплексное решение его проблем

Социально-педагогическая поддержка в дошкольном учреждении может быть индивидуальной (поддержка одного семьи) и групповой (поддержка нескольких неполных семей, имеющих схожие проблемы).

Поддержка - это комплексная форма, в основе которой лежит единство четырех функций:

​ диагностики существа возникшей проблемы;

​ информация о путях возможного решения проблемы;

​ консультация на этапе принятия решения и проектирования плана решения проблемы;

​ первичная помощь, направленная на решение возникшей проблемы.

Основными принципами поддержки неполной семьи в условиях жизнедеятельности являются:

1.​ Рекомендательный характер совета психолога. Ведущей идеей социально-педагогической поддержки в дошкольном учреждении выступает положение о необходимости развития самостоятельности неполной семьи в решении актуальных для него проблем. Все советы психолога могут носить только рекомендательный характер.

Ответственность за решение остается за неполной семьей (при работе с ребенком, ответственность за решения остается за родителем). На разных стадиях решения проблем психолог может стремиться дополнить своими советами.

2.​ Приоритет интересов социально-педагогической поддержки в дошкольном учреждении в возникновении проблемной ситуации выступает социальное окружение ребенка из неполной семьи.

Социально-педагогическая поддержка неполных семей в дошкольном учреждении будет эффективна при использовании тренинга, консультаций, бесед направленных на решение социальных проблем.

Тренинг - проигрывание каких-либо ситуаций, осмысление проблем неполной семьи. Групповая форма работы, эффективно влияющая на сознание и поведение. Тренинги способны донести необходимую информацию до неполны семей через участие в деятельности.

Консультация- форма социально-педагогической коррекции, при осуществлении которой психолог помогает изучить и понять суть существующей проблемы и предложить различные варианты поведения, для активного, конструктивного взаимодействия с людьми.

В социально-педагогической поддержке неполных семей велика роль психолога в дошкольном учреждении. Осуществляя социально-педагогическую поддержку неполных семей в дошкольном учреждении, психолог использует следующие функции:

​ учителя - дает социальные педагогические знания и помогает приобрести социально-педагогический опыт неполной семье;

​ консультанта-консультирует ребенка и его семью по возникающим вопросам;

​ брокера - направляет неполную семью, родителя, с которым проживает ребенок к специалистам и другим службам;

​ адвоката - защищает права неполной семьи и непосредственно его семьи при возникающих медицинских, психологических, педагогических проблемах;

​ советника - информирует неполную семью о важности и возможности взаимодействия с субъектами оказания социальной и других видов помощи;

​ мобилизатора-мобилизует неполную семью на решение жизненных проблем;

​ корректора - корректирует поведение ребенка из неполной семьи

Психологи осуществляют помощь в оказании социально-психологических проблем по предотвращению психологических проблем неполным семьям и проводят работу по решению уже имеющихся психологических проблем.

Психолог дошкольного учреждения осуществляет:

​ поиск и привлечение к работе воспитателей, которые могут помочь в решении проблем клиента;

​ обеспечение координации деятельности государственных и общественных учреждений для решения проблем;

​ неполных семей в активное решение собственных проблем;

​ помощь в социальном и педагогическом развитии неполных семей, включая повышение их социальной и педагогической культуры, развитие социальных потребностей, изменение нормативно-ценностной ориентации, повышение уровня социального самоконтроля;

​ помощь детям из неполных семей в поиске социально приемлемой для них среды, точки социального интереса (искусство, художественно-прикладное творчество, радиотехника и т.д.);

​ помощь в разрешении конфликтных ситуаций;

​ организация консультаций родителям по вопросам воспитания, проведения досуга.

Совместными усилиями специалистов разных учреждений достигается: психологическая коррекция, педагогическая коррекция, оздоровление.

Социально-педагогическая поддержка обеспечивает создание условий для принятия неполными семьями оптимальных решений в различных жизненных ситуациях.

Социально - психологическая коррекция вскрывает конфликты внутри семейных отношений и отношений между семьей и обществом. Ее цель помочь членам семьи узнать, как они взаимодействуют друг с другом, а затем помочь узнать, как сделать эти взаимодействия более конструктивными.

Социально-педагогическая поддержка неполных семей не может бьсть эффективной, если мы не знаем конкретных проблем семьи ребенка, эмоционально-психологический климат его семьи. Существует много способов и приемов диагностики семьи.

Социально-педагогическая работа в неполных семьях должна бьсть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов, социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала.

Пути и способы взаимодействия дошкольного учреждения с неполной семьей.

В условиях низкой мотивации обращения неполны семей за социально - педагогической, психологической помощью необходимо применение такой формы работы с неполными семьями как патронаж. Это одна из форм работы психолога, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно - реабилитационными цепями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей и ребенком объединением, своевременно выявляя проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.

Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения детей, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможность информировать семью о предстоящем визите и его цепях.

Также следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с неполной семьей. Консультирование, предназначено для оказания помощи людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач. Психолог в своей работе, использует наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, художественные аналоги, мини - тренинги и другое. При этом консультационная беседа может бьсть наполнена различным содержанием и, выполнять различные задачи - образовательные, психологические, психолого-педагогические. Конечная цель консультационной работы - с помощью специально организованного процесса общения актуализировать внутренние ресурсы детей их родителей, повысить их реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к детям и детей к родителям. Также в своей работе с неполной семьей, психолог применяет групповые методы, такие как тренинги. Которые ориентированы на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. Тренинг представляет собой сочетание многих приемов индивидуальной и групповой работы и является одним из самых перспективных методов решения проблемы психолого-педагогического образования родителей.

Взаимодействие с неполной семьей в дошкольном учреждении будет эффективной, если она основана на комплексном подходе. Он предполагает изучение и использование данных демографии (изучение рождаемости вне брака), социологии и социальной психологии (исследования и анализ удовлетворенности браком и семейными отношениями, причин семейных конфликтов), педагогики (воспитательная функция семьи).

Так же деятельность психолога в дошкольном учреждении предусматривает проведение просвещения педагогов, об особенностях неполной семьи и детей, воспитывающихся в ней для более эффективной работы, обучения детей, коррекции взаимоотношений, возникающих в детских группах.

В качестве организации досуга детей и родителей из неполны семей с целью коррекции детско-родительских отношений (особенно с родителем, не проживающим с ребенком, например, отцом) организуются и проводятся различные мероприятия, предполагающие совместную деятельность детей и родителей.

При работе с деты ли из неполных семей самой важной целью является адаптация и социальная интеграции детей в обществе, успешное осуществление которых невозможно без сотрудничества с семьей ребенка

Просвещение родителей, которые в одиночку воспитывают детей, ведется по следующему кругу вопросов: педагогическая и социально - психологическая подготовка родителей к воспитанию детей. Роль родителей в формировании у детей адекватного поведения в отношении к сверстникам; значение личного примера и авторитета родителей в воспитании детей, атрибуты роли отца и матери; методы педагогического воздействия на детей, формирования позитивных отношений между детьми и взрослыми; воспитание детей в неполной семье с учетом пола и возраста; поощрения и наказания в воспитании детей; ошибки родителей в воспитании детей; трудовое воспитание в семье, организация режима труда, отдыха, учебы в семье; нравственное, физическое, эстетическое, половое воспитание детей; приобщение к походам и занятию спортом и т.д.

1.​ Матейчек З. Некоторые психологические проблемы воспитания детей в неполной семье // Воспитание детей в неполной семье / пер. с чеш. Хваталовой Л. Н.; общ. ред. и послесл. Н. М. Ершовой. – М. : Прогресс,1980.

2.​ Смирнова Е.О., Собкин B. C. Специфика эмоционально-личностной сферы детей, живущих в неполной семье // Вопр. психол. – 1999. – № 6. – C.18−28.

3.​ Подольский А. С. Воспитание детей в неполных семьях как психолого-педагогическая проблема // Итоги 20 века. Гуманизация образования — Проблемы и перспективы: Сб. научн. докладов Международной научно-методической конференции. Ч. 2. Витебск: ИПК и ПРРи СО, 1998. С. 44-48.

Читайте также: