Особенности взаимодействия доу с семьей мигрантов

Обновлено: 02.07.2024

Цель: Создание благоприятных условий для наиболее полной социокультурной адаптации детей мигрантов.

Ожидаемые результаты:

1. Усвоение детьми мигрантами основных культурных традиций и особенностей коммуникации страны проживания;

2. Создание условий для обеспечения необходимого минимума равенства воспитанников в многонациональной группе и обязательный учёт их различий;

3. Повышение речевой культуры детей мигрантов;

4. Повышение мотивации к творчеству;

5. Формирование позитивного уважительного отношения к многообразию культур и их представителям на основе усвоения знаний об иных культурах, осознания различий и сходств, общего и особенного между культурами, традициями, образом жизни.

Название мероприя тия

Получение и анализ первичной информации о ребенке и его семье, изучение потребностей родителей в образовательных услугах.

День открытых дверей для родителей детей-мигрантов

Дать родителям полезную информацию о содержании работы с детьми в ДОУ

Формирование положительного имиджа детского сада в сознании родителей. Демонстрация видов воспитательно-образовательной работы коллектива ДОУ с детьми. Установление партнерских отношений с семьями воспитанников.

Круглый стол

Воспитание уважения к культурной самобытности и национальным ценностям разных народов

Вечер досуга

Знакомство с национальными играми детей разного этноса, проведение параллели с русскими народными играми Родители,

Развивать коммуникативные навыки, вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу,

(Работы с элементами национального творчества) Привлечение родителей к работе детского сада. Взаимодействие родителей и детей.

Знакомство с традициями встречи нового года представителями различных народностей.

Посвящено Международному дню родного языка.

Посвящено Международному дню детской книги.

Воспитывать уважительное отношение к национальным ценностям

Повышение педагогической грамотности родителей в воспитании у детей культуры поведения.

Учить выражать свои чувства, эмоции посредством изодеятельности

Привлечение родителей к активному участию в фольклорном празднике.

Развитие эмоционально насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников ДОУ.

Формирование положительного имиджа детского сада через демонстрацию досуговой деятельности

Обогащение педагогических знаний родителей о том, как знакомить детей с достопримечательностями Челябинска. Знакомство детей с памятными, историческими местами.

Привлечение родителей к детскому творчеству.

Развитие позитивного взаимодействия взрослого и ребенка.

Привлечение родителей к участию проведения детского праздника.

Закрепление творческого взаимодействия детского сада и семьи

Перспективный план работы с родителями. Перспективный план работы с родителями в рамках реализации регионального компонента (старшая -подготовительная группа) Месяц. Форма проведения.

Перспективный план работы с родителями

Перспективный план работы с родителями Перспективный план работы с родителями на 2017-2018 учебный год Сентябрь 1. Вводное общее садовское собрание: «Задачи воспитания и обучения.

Перспективный план работы с родителями (сентябрь-июнь)

Перспективный план работы с родителями (сентябрь-июнь) Сентябрь № Активные формы работы Индивидуальная работа Цель Группы 1. Совместная подготовка к учебному году. Беседы по адаптации, советы.

Перспективный план работы с родителями для старшей группы Формы работы с родителями: 1. Родительское собрание (круглый стол, собрание, мастер-класс, чаепитие) 2. Пространственная среда (фотогазета,.

Перспективный план работы с родителями в старшей группе Перспективный план работы с родителями в старшей группе 2017-2018 год Воспитатель: Безрукова А. А. Месяцы Название мероприятия Цель проведения.

Главная Адаптация

Психолого-педагогическое сопровождение семей-мигрантов в процессе адаптации ребёнка к условиям ДОУ

Психолого-педагогическое сопровождение семей-мигрантов в процессе адаптации ребёнка к условиям ДОУ

Развитие науки и быстрое изменение технологий ведет к тому, что большие массы людей вынуждены перемещаться вслед за изменением условий труда и работы (Блинова, 2009). Резкое изменение привычных условий жизни, вызванное переездом семьи в другую страну (внешняя миграция) или регион (внутренняя миграция) с иными культурными традициями, часто другим языком, приводит к стрессовым сдвигам в организме ребенка-дошкольника, предъявляет повышенные требования к нему для скорейшего освоения новой информации (А. Г. Асмолов, 2000). Ребенок, попадая в детское учреждение, с одной стороны, перенимает элементы новой культуры, представленной в особенностях поведения детей, живущих в Петербурге от момента рождения, с другой. – неосознанно навязывают в поведении элементы той культуры, в которой они родились (А. Дмитриев и др., 2009).

Однако такое умение не появляется спонтанно. Необходима большая работа педагогов, как с детьми, так и с родителями, причем не только с мигрантами, но и с постоянными жителями Санкт-Петербурга. Для такой работы необходимо проведения исследования, показывающего, с одной стороны, болевые точки проблемной адаптации ребенка–мигранта, с другой, позволяющего на основе полученных данных создать программу работы с детьми.

В то же время подобных работ, прежде всего на материале Санкт-Петербурга, явно недостаточно (Е. И. Николаева, Е.Ю. Ковалева, 2003).

Чтобы эффективно адаптироваться в детском коллективе, нужно понимать свои и чужие эмоции, а также переводить их в слова (Е. И. Николаева, М.Л. Поведенок, 2003). Это позволить ребенку точно оценить ситуацию и при необходимости воспользоваться поддержкой взрослых. Умение переводить в слова собственные эмоциональные переживания и наблюдаемые у других людей чувства в настоящее время описывается как эмоциональный интеллект (И. Н. Андреева, 2007). Можно предположить, что именно здесь могут возникать проблемы детей-мигрантов, приехавших в Санкт-Петербург и стран ближнего зарубежья (В. Малахов, 2014). Именно поэтому в исследовании делается акцент на изучение эмоциональной сферы детей и их эмоционального интеллекта.

Цель исследования: изучение особенностей психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей-мигрантов в условиях ДОУ.

Объект исследования: процесс адаптации детей из семей мигрантов.

Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей-мигрантов в условиях ДОУ.

Были поставлены следующих задач:

  1. Проанализировать современные подходы к проблеме адаптации детей мигрантов и обосновать целесообразность и необходимость психолого-педагогического сопровождения семей мигрантов в процессе адаптации их ребёнка в условиях ДОУ.
  2. Изучить факторы, влияющие на процесс адаптации детей мигрантов в условиях ДОУ.
  3. Сравнить параметры эмоционального интеллекта как у детей, так и у родителей, относящихся к трем группам: постоянные жители Санкт-Петербурга, внутренние и внешние мигранты. Внутренними мигрантами в данной работе называются взрослые и дети, приехавшие в Санкт-Петербург из других районов Российской федерации, внешними – взрослые и дети, приехавшие в Санкт-Петербург из других стран.

Гипотеза исследования состоит в том, что эмоциональный интеллект как детей, так и взрослых, прибывших из других стран, будет ниже, чем у граждан России, как постоянных жителей Санкт-Петербурга, так и внутренних мигрантов, приехавших в наш город из других регионов страны.

База исследования: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 123 Центрального района, г.Санкт-Петербурга.

Результаты исследования и их обсуждение

Данные анкетирования на определение исходного статуса детей-мигрантов показали, что самый низкий уровень образования отмечен в семьях внешних мигрантов. Именно в последних семьях больше половины родителей с трудом владеют русским языком и общаются с ребёнком дома на своём родном языке, что затрудняет процесс адаптации и социализации дошкольника к условиям ДОУ. Родители- внешние мигранты не посещают театры, музеи, культурные мероприятия, т.е. не знакомятся с традициями и не интегрируют в культуру города и страны, в которую они приехали.

Уровень адаптации к условиям ДОУ детей постоянных жителей соответствует высокому уровню. Данные по мигрантам показывают, что среднее значение показателя максимально приближено к высокому уровню адаптации. Если же учитывать стандартное отклонение, т.е. разброс между границами данного показателя, то оказывается, что у мигрантов уровень адаптации находится ближе к диапазону границ по среднему уровню адаптации ребёнка в ДОУ.

Данные свидетельствуют о том, что у детей из семей внешних мигрантов уровень адаптации ниже, чем у детей из семей внутренних мигрантов; а уровень адаптации детей из семей внутренних мигрантов ниже, чем у детей из семей постоянных жителей Санкт-Петербурга.

Анализ симптомокомплексов (групп признаков, полученные при анализе рисунка семьи ребенка), дал следующее. В семьях внутренних мигрантов ситуация более благоприятна, чем в семьях внешних мигрантов, где выявлено самое низкое значение этого показателя среди всех групп испытуемых.

У родителей внутренних мигрантов среднее значение общего эмоционального интеллекта выше, чем у остальных групп испытуемых и фактически совпадает со средним значением у родителей, постоянных жителей Санкт-Петербурга.

Таким образом, данные исследования позволяют констатировать тот факт, что дети внешних мигрантов имеют более низкий уровень адаптации и эмоционального интеллекта. Их родители хуже других описывают эмоции представителей другой культуры. Дети из семей внутренних мигрантов не отличаются от детей постоянных жителей Санкт-Петербурга по параметра эмоционального интеллекта.

Следовательно, процесс адаптации в условиях ДОУ детей из семей мигрантов будет более эффективным при создании условий психолого-педагогического сопровождения: учёт исходного уровня статуса семьи детей мигрантов; повышение мотивации семей мигрантов к освоению русского языка и приобщение к культуре Санкт-Петербурга; развитие эмоционального интеллекта ребенка в данной группе; формирование толерантной обстановки в группе детского сада; системная работа в рамках программы психолого-педагогического сопровождения.


В работе приводятся основные задачи, которые необходимо решить в первую очередь для включения детей-мигрантов в процесс активной жизни образовательного учреждения.

Содержимое разработки

Особенности работы с детьми из семей мигрантов

Подготовила: Марахтанова М.А

Учитель математики филиала

Выходцев из республик СНГ, в основном из Киргизии и Таджикистана, сейчас можно встретить практически в каждом классе.

Такие дети слабо владеют русским языком, что приводит к тому, что они плохо понимают или вовсе не понимают речь учителя, не усваивая по этой причине не только русский язык, но и другие школьные предметы учебного плана.

В связи с этим возникла настоятельная необходимость в разработке теоретических основ социальной педагогики для работы с детьми-мигрантами.

В работе приводятся основные задачи, которые необходимо решить в первую очередь для включения детей-мигрантов в процесс активной жизни образовательного учреждения, а именно:

- Педагогической службе нужно организовать обучение детей, слабо или вовсе не владеющих русским языком, без ущерба для образования других учащихся.

- Социальной и психологической службе нужно ввести в процесс занятия, обеспечивающие координирование личности в новом коллективе, облегчающие коммуникативный процесс.

Воспитательной службе нужно организовать досуговую деятельность детей (посещение кружков, спортивных секций, клубов по интересам и пр.).

Работа может быть полезна учителям малокомплектных сельских школ.

Основная часть

Работа с детьми-мигрантами в школе имеет свои особенности.

Двуязычие, а порой и просто незнание русского языка, психологический дискомфорт и социальная неуверенность таких детей усложняет их обучение и требует дополнительного внимания со стороны педагога.

Анализ учебных ситуаций показывает, что академическая успеваемость школьников-мигрантов становится выше, если в обсуждении проблемы успешности обучения принимают участие их родители. Родители и школа должны стать активными участниками этого процесса. Такая технология исходит из прямой зависимости между результативностью педагогической поддержки детей-мигрантов и степенью вовлеченности их родителей в учебный процесс.

Трудности социального характера (плохое материальное положение семьи, отсутствие комфортного жилья, перемена места жительства и др.) требуют в первую очередь разработки комплекса мер педагогической, психологической и социальной поддержки, обеспечивающих оптимальное социальное развитие детей из семей мигрантов, их адаптацию к новой социальной среде, создание условий, способствующих предотвращению, устранению и смягчению личных и общественных конфликтов, а также развитие способностей к коммуникативности, самостоятельности и терпимости в условиях диалога и взаимопонимания и успешную социализацию.

Для того чтобы помочь ребенку-мигранту лучше адаптироваться в новых условиях, усвоить учебную программу, педагогу необходимо:

- Ясно и однозначно объяснить ребенку и его родителям правила поведения в школе и классе, правил этикета, распределения существующих обязанностей. Инструкции учителя должны быть четкими и немногословными, тон учителя – нейтральным, слова и фразы – понятные каждому ребенку. Необходимо обучить ребенка адекватным способам выражения просьбы к учителю, одноклассникам во время урока.

- Чтобы ребенок чувствовал себя полноправным членом классного коллектива необходимо привлечь его к выполнению простых поручений учителя (раздать тетради, учебные принадлежности). В первый период адаптации утомляемость может быть резко повышена. Необходима смена видов деятельности в зависимости от утомляемости ребенка.

- Необходимо развивать навыки самоконтроля. В случае индивидуальной работы ребенок перед началом работы сам формулирует для себя советы: на что, по его мнению, необходим обратить внимание. При необходимости с помощью взрослого ребенок составляет письменный алгоритм. Нужно обучить ребенка навыкам планирования собственной деятельности, уметь составлять список необходимых действий и последовательно их вычеркивать.

- По возможности, нужно предоставить ребенку место на первой парте, где учителю легче контролировать его поведение, при этом возможностей отвлекаться – меньше. Объясняя учебный материал, желательно чаще смотреть ребенку в глаза. При необходимости – объяснить материал ребенку индивидуально (один на один). Необходимо соотносить объем учебного материала, несущего языковую нагрузку, с объемом внимания ребенка. В случае необходимости уменьшить объем задания, дать дополнительное время для завершения начатого задания, сделать перерыв между заданиями, требующими активного внимания, дать за короткий промежуток времени только небольшой объем нового материала, требующего активной языковой нагрузки.

- Четко, но в тоже время тактично контролировать выполнение ребенком заданий: регулярно проверять тетради, дневник, устно опрашивать. Установить моментальную обратную связь в виде поощрения - наказания непосредственно вслед за событием, в сопровождении краткого и ясного объяснения.

- Учитель должен демонстрировать неагрессивное поведение, доброжелательное спокойное отношение. Недопустимы (даже в экстремальной ситуации) вербальные оскорбления, физическое насилие. А с учеником необходимо отработать навыки выражения обиды, непонимания или гнева в социально-приемлемой форме, разобрать на конкретных примерах, как возникают и как могут конструктивно решаться ситуации непонимания.

- Классные руководители должны обеспечить максимальное общение такого ребенка со всеми членами классного коллектива, по мере возможности или необходимости вовлекают его во внеклассную и внешкольную деятельность, работники библиотеки должны обеспечить ребенка из семьи мигрантов необходимыми учебниками, рекомендовать посещение в свободное от учебы время библиотеки, помочь сориентироваться в выборе заинтересовавшей или необходимой литературы.

Дети из семей мигрантов испытывают проблемы разнообразного характера: бытовые, материальные, психолого-педагогические, это приводит к разным формам психосоциальной и педагогической дезадаптации.

У многих детей из семей мигрантов неудовлетворительное отношение к учебе, слабая инициативность, отклонения личностного развития (заниженная самооценка, повышенная тревожность, сниженное самочувствие, активность, настроение; имеют место проявления агрессивности, нарушения поведения, изменения мотивационно-потребностной сферы, негативное отношение к социокультурным нормам других народов).

Нужно помнить, что психолого-педагогические особенности детей и подростков из семей мигрантов, спровоцированные всем комплексом проблем, с которыми приходиться сталкиваться семьям мигрантов в связи с переменой места жительства, могут затруднить полноценное развитие личности.

Возникают и другие психологические проблемы, связанные с пребыванием ребенка в образовательных учреждениях. Так, положение детей из семей мигрантов в школе, как правило, наносит ущерб их самоутверждению. Незнание языка и культуры региона нового поселения приводит к отставанию от других учащихся в изучении школьных предметов, к чувству дискомфорта. Стремление сохранить приверженность к прежним ценностям создает дополнительные проблемы в школе.

Для полного включения детей-мигрантов в процесс активной жизнедеятельности образовательного учреждения прежде всего нужно решить следующие задачи:

- Провести диагностику учащихся с целью выявления уровня развития устной и письменной речи, уровня предметных знаний, соответствующих возрасту. В случае необходимости провести дополнительные занятия для детей-мигрантов по обучению их русскому языку по специальной программе.

- Изучить состояние психического развития ребенка, оценить уровень стрессоустойчивости и в случае необходимости провести корректировку.

- Изучить жилищно-бытовые условия проживания ребенка, провести диагностику социальной характеристики семьи, наладить связь школа-семья.

Для осуществления педагогической поддержки и защиты детей мигрантов определены условия, предполагающий высокий уровень профессионально-личностной культуры педагога, его педагогическую компетентность, атмосферу сотрудничества в педагогическом коллективе, наличие реальной связи семья-школа.

Работа с такими детьми из семей мигрантов включает в себя, прежде всего, организацию, развитие и совершенствование системы педагогической поддержки.

Для детей мигрантов важным является социально-психологическая адаптация к новой ситуации обучения в новой языковой и культурной среде, так как, попадая в школьную среду, ребенок оказывается перед множеством разнообразных факторов, касающихся всех сторон жизни: обучение в школе, взаимоотношения с учителями, общение со сверстниками, отношение к тем или иным требованиям и нормам.

Исходя из перечисленных выше проблем в педагогической поддержке детей-мигрантов должна вестись работа с обучающимися, педагогами, родителями (законными представителями) образовательного учреждения в направлении толерантного отношения к детям-мигрантам, обучения навыкам коммуникации и помощи в формировании жизненных установок.

Необходимо приобщать детей-мигрантов :

- к участию в олимпиадах по предметам

- к участию в спортивных секциях, спортивных соревнованиях, спортивных праздниках

- к участию в кружках эстетического развития и воспитания

- к участию в работе школьной детско-юношеской организации

Ожидаемый результат данной работы предполагает:

Создание в муниципальном общеобразовательном учреждении единой целостной системы педагогического подхода к воспитанию детей из семей мигрантов.

Социальную адаптацию и социализацию, профессиональное самоопределение детей-мигрантов.

Формирование у детей-мигрантов чувства сопричастности к истории, культуре, традициям России, ответственности за ее будущее развитие, гуманистических норм общения, здорового образа жизни, позитивных жизненных установок и ценностных ориентаций.

4. Укрепление воспитательного потенциала семьи.


-80%

Нажмите, чтобы узнать подробности

И в семье, и в детском саду в общении с педагогами и сверстниками дошкольники осваивают пространство культуры, приобретают жизненные навыки, усваивают норма поведения. В личностном взаимодействии взрослых с детьми, самих детей друг с другом происходит формирование и изменение мотивационно-ценностной системы личности ребенка, возникает возможность для предъявления детям социально значимых норм и способов поведения. Взаимодействие, построенное на основе общечеловеческих ценностей, взаимном принятии его участников, обеспечивает достижение общих целей, результативность сотрудничества.

Детский сад и семья — важнейшие институты первичной социализации ребенка-дошкольника.

И в семье, и в детском саду в общении с педагогами и сверстниками дошкольники осваивают пространство культуры, приобретают жизненные навыки, усваивают норма поведения. В личностном взаимодействии взрослых с детьми, самих детей друг с другом происходит формирование и изменение мотивационно-ценностной системы личности ребенка, возникает возможность для предъявления детям социально значимых норм и способов поведения. Взаимодействие, постро енное на основе общечеловеческих ценностей, взаимном принятии его участников, обеспечивает достижение общих целей, результативность сотрудничества.

Исходя из исследований по работе детского сада с родителями, в работе обосновывается предположение, что основой взаимодействия взрослых является педагогическая компетентность педагогов и педагогическая культура родителей в организации адаптационного периода детей-мигрантов через поиск наиболее эффективных способов сотрудничества взрослых, разработку и реализацию соответствующей педагогической технологии взаимодействия.
Социально-экономическая жизнь семьи теснейшим образом связана с эмоциональным, поведенческим, личностным развитием ребенка. Поэтому в связи с переменой места жительства появляются и проблемы адаптации ребенка к новому дошкольному учреждению, которое он начинает посещать. Ребенок старшего дошкольного возраста уже владеет своим родным языком, он привык к определенному образу жизни в сферах семейных и межэтнических отношений, которые соответствуют традиционным ценностным ориентациям этноса.

Работа педагога-психолога в МАДОУ заключается не только с детьми-мигрантов, но и с педагогами и родителями.

Работа с детьми-мигрантов в первую очередь включает себя адаптацию к условиям поликультурного пространства МАДОУ, повышения уровня познавательных способностей и развития речи у детей-мигрантов. Психологическое сопровождение обеспечивается педагогом-психологом и заключается в диагностике уровня развития ребенка, его личностных особенностей, своеобразия интересов и склонностей, помощи в преодолении стресса, развитии коммуникативных способностей и когнитивной сферы.

Работа с педагогами заключается в развитии высокого уровня компетентности и готовности к педагогическому сопровождению ребенка из семьи мигрантов, стремление воспитателей к открытому, позитивному и доверительному общению с детьми и их родителями для благоприятного условия адаптации сверстников. Без глубокого осознания народной (этнической) природы воспитания не может быть взаимной толерантности взрослых участников образовательного процесса; нахождения подхода к ребенку со стороны педагогов, тактичного его педагогического сопровождения; компетентного ознакомления детей с национальной культурой.

3. Ознакомление родителей с национальными особенностями воспитания детей в России и странах семей-мигрантов. Необходимость данного этапа обусловлена тем, что у разных народов свои национальные особенности социальной жизни и культуры, свои обычаи, традиции, социальные установки и ценностные ориентации.

Именно семья и педагоги детского сада имеют решающее значение как в трансляции этнокультурной информации, так и в становлении этнотолерантных установок у дошкольников.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение ребенка из семьи мигрантов в организации его социальной адаптации в детском саду предполагает взаимодействие в работе с детьми и родителями всех специалистов дошкольного учреждения.

Адаптироваться к МАДОУ детям-мигрантов — задача не из легких. Происходит это у всех по-своему.

Программа предназначена для психологической адаптации детей-мигрантов к МАДОУ. Она включает в себя 25 занятий, каждое из которых направлено на формирование и развитие таких психических процессов как внимание, память, мышление, а также предполагает привитие детям коммуникативных навыков, расширение словарного запаса, формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции детей, устойчивой самооценки.

Цель: создание педагогической и социально – психологических условий, позволяющих ребёнку успешно функционировать и развиваться в системе дошкольных отношений.

создание условий для физического и психического здоровья детей;

создание специальных педагогических и социально – психологических условий, позволяющих осуществлять развивающую работу с детьми, а так же сделать наиболее безболезненным пребывание ребёнка в первые дни в МАДОУ;

создание условий для психологической адаптации детей;

знакомство с основными правилами МАДОУ;

привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы;

обучение элементарным приёмам обратной связи;

развитие внимания, памяти, мышления, воображения.

Основные принципы работы с детьми:

учёт психологических особенностей развития детей;

учёт индивидуальных особенностей детей;

учёт возрастной мотивационной непоследовательности ребёнка.

Данная программа ориентирована на коллективную форму работы. Рефлексия занятия предполагает ретроспективную оценку (понравилось, не понравилось) и смысловую (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия прошлого занятия предполагает, что дети вспоминают, что они делали в прошлый раз, что особенно понравилось, зачем они это делали.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

наличие положительного эмоционального отношения к МАДОУ детей-мигрантов;

проявление особого интереса к новому, необычному;

приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в новых условиях пребывания;

продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие со сверстниками) при решении различных творческих задач;

развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение друг к другу.

Социологические результаты:

наблюдение за различными явлениями жизни;

ориентированность в культурном разнообразии окружающей действительности, участие в жизни группы;

применение знаково-символических и речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач;

умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном разнообразии.

Предметные результаты:

развитие устойчивого интереса к познанию нового;

знание основных правил, поведения в МАДОУ;

Воспитанники научатся:

адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы педагогом-психологом;

выполнять работу по заданной инструкции;

использовать изученные правила и знаки;

Воспитанники получат возможность научиться:

понимать цель выполняемых действий,

адекватно оценивать правильность выполнения задания;

анализировать результаты собственной и коллективной работы;

решать творческую задачу, используя известные средства;

включаться в самостоятельную творческую деятельность.

Воспитанники научатся:

соблюдению правил поведения и режима дня в МАДОУ;

задавать вопросы в культурной форме.

Воспитанники получат возможность научиться:

работать в парах;

проводить самооценку и оценку выполненных заданий, действий, обосновывая её по критериям;

выработать умение договариваться друг с другом;

обращаться друг к другу за помощью

Воспитанники научатся:

отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

комментировать последовательность действий;

выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

участвовать в коллективном обсуждении;

умению выражать свои мысли;

умению вести дискуссии;

выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.

Воспитанники получат возможность научиться:

выражать собственное эмоциональное отношение к увиденному и услышанному;

быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством педагога-психолога).

Структура развивающих занятий

Занятия проводятся с использованием разнообразных игр, игр-драматизаций, сюжетно-ролевых игр, режиссерских игр на увлекательные и интересные для детей темы. Элементами игры являются специальные упражнения, направленные на развитие умений произвольной регуляции в разных сферах психики. Каждоеупражнение включается в деятельность, фантазию, чувства. Все предметы могут быть воображаемые. Проводить такие игры-занятия можно в любом возрасте, начиная с 3 лет. Участниками, персонажами игры становятся сами дети.

Разминка — приветствие — вхождение в занятие

сбросить инертность физического и психического самочувствия;

разогреть внимание и интерес, настроить на активную работу и контакт.

Психогимнастика. Гимнастика эмоций и чувств

выработать умение выразить образ фантазии в движении тела, наполнить эмоциональным, мимическим, невербальным (или звуковым) содержанием;

обогатить сферу навыков и умений, необходимых для создания атмосферы сотрудничества и сотворчества.

Физическое движение в психогимнастике выражает образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием. Дети осознают и называют словом и движением тела или мимики собственное эмоциональное состояние и состояние друг друга, упражняются в выражении и возврате чувств и эмоций, определяют собственные желания и интересы.

Постучим по барабану, как зайчики. Вы чувствуете, как напряглись пальчики? Чувствуете,

как напряглись кулачки, мышцы рук? А личико какое? (Веселое, радостное.) На празднике стучат зайчики по барабану. Теперь реже стучим, медленнее, тише. А сейчас быстрее, чаще, громче.

Устали ручки у зайчиков. Отдыхают. Почувствуйте, как ладошки, ручки расслабляются и отдыхают.

пробудить или раскрепостить эмоции в детях, раскрыть эмоциональное богатство, скрытое в каждом ребенке;

расширить диапазон средств самовыражения;

учить лучше ориентироваться в своем внутреннем мире (своих состояниях, желаниях, потребностях, возможностях, затруднениях).

В сюжет занятий включается 2-3 упражнения на эмоции и эмоциональный контакт, направленные на развитие способности понимать свои и чужие эмоции; интерес - внимательность, радость - удовольствие, удивление, горе - отчаяние - страдание - сострадание, гнев - злость - зависть, обиду - досаду, презрение - брезгливость, отвращение, страх - испуг, стыд - вину, тревогу — беспокойство, сочувствие - жалость - нежность, грусть - печаль.

Эти упражнения открывают детям эмоциональное богатство, скрытое в каждом человеке.

развивать вербальные и невербальные средства общения;

расширить диапазон практических умений конструктивного взаимодействия в условиях беседы, разговора, высказываний;

развивать способности к самоопределению и целеполаганию.

тренировать умение детей регулировать свои поведенческие реакции (ссоры детей, раздел игрушек, желание познакомиться, стеснительность, переживание наказания или обиды, переживание страха);

овладевать технологией разрешения межличностных противоречий и конфликтов;

развивать лучшее видение, умение слушать, чувствовать и понимать других детей и строить собственное продуктивное поведение.

Окончание занятия

закрепить полученный положительный эффект, создать положительные эмоции от совместной деятельности, формировать у каждого участника чувства принадлежности к группе;

овладевать некоторыми стратегиями достижения успеха.

Занятия начинаются с приветствия и заканчиваются прощанием, что является своего рода ритуалом, направляющим детей на совместную деятельность, сплочение детского коллектива. Поскольку эмоции заразительны, в сложившемся детском коллективе все эмоциональные переживания более яркие. Главное направление занятий - создать благоприятный эмоциональный фон, максимально спокойную и доброжелательную атмосферу для свободного общения и игры.

Использование сказок-метафор на занятиях

Сказка является эффективным средством общения с детьми. Слушая, рассказывая и придумывая сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они любят сказки в период своего самого интенсивного развития, в дошкольном возрасте. Дети запоминают их, требуют повторять, переделывают их, сочиняют сами, отождествляют себя с различными персонажами. Метафоры и персонажи сказки - это способ воздействия на детское подсознание. Через них дети получают больше информации, чем при обычном разговоре.

На развивающем занятии каждый может стать сказочником.

Как использовать прием создания и использования сказок-метафор?

Следует помнить, что, если мы хотим научить рёбенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо, интересно и понятно. Общаясь с детьми, старайтесь говорить с ними на языке, который им понятен, т. е. на языке детской фантазии и воображения, они на него лучше отзываются.

Читайте также: