Особенности региональных архитектурных школ

Обновлено: 05.07.2024

Владимиро-Суздальская. Почему - мне трудно сказать, я не специалист. Мне просто ближе строгость, воздушность и возвышенный дух Владимиро-Суздальской храмовой архитектуры, эстетически что ли.
Однако всегда испытываю некую нежность и и пиетет к древним Черниговским храмам. Родина моей прабабушки там.

Спасибо за участие в опросе!
Как видите, я тоже проголосовал в первую очередь за Владимиро-Суздальскую архитектуру.
Но если Вам нравится также Черниговская, почему Вы не проголосовали также и за неё? Такая возможность есть.

Владимиро-Суздальская. Хотя в остальных тоже есть потрясающие экземпляры.

Кстати, было бы здорово добавить ссылки или на школы, или на сооружения. Ну или хотя бы кратко описать особенности архитектурных школ, зодчих и пр.

Спасибо за участие!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Архитектурные школы Древней Руси

Древнерусская архитектура

Киевская школа

Новгородская школа

Московская школа

Владимиро-Суздальская школа

Древнерусское зодчество при наличии большой монументальности характеризуется чрезвычайной пластичностью форм, ощущением их спокойствия и незыблемости, соизмеримостью с размерами человека, его масштабами и потребностями.

Характерные черты – органическое сочетание с природным ландшафтом.

Зодчие стремились выделить храмовые сооружения среди остальных городских построек. В северных городах, где архитектурным фоном были бревенчатые дома, церкви делали белоснежными, в южных, где постройки промазывали глиной и белили, церкви оставляли в красно-розовой окраске. После монголо-татарского разорения русская архитектура переживала пору застоя и упадка, таким образом в конце XIII в. во многом приходилось начинать все сначала. Очевидно, что разделение русской архитектуры на школы не уничтожило близости между ними, не привело к распаду русского зодчества на самостоятельные части.

В течение почти всего XI в. Киев был единственным городом Руси, где имелась строительная организация, способная возводить монументальные здания. Отдельные области были тесно связаны с Киевом также и после утраты им

центрального руководящего значения (Черниговское, Волынское,

Смоленское княжества), другие (Новгородское, Галицкое, Владимиро-

Суздальское, Полоцкое) в результате обособления создали собственную

архитектурную традицию. В отдельных областях сформировались

архитектурные традиции, отличные от киево-черниговской. Прежде всего,

это удаленные от Киева, северные области: Новгородская и Владимиро-

Отличительные черты новгородской архитектуры — монументальность, простота, отсутствие излишней декоративности. Храмы отличаются простотой и некоторой тяжеловесностью форм.

Превращение Москвы в сильный политический центр привело к стремительному развитию архитектуры на территории города и княжества. Архитектурные традиции Владимиро-Суздальского княжества успешно перенимались московскими зодчими, к концу XVI века уже можно говорить о собственной московской архитектурной школе. В раннемосковском зодчестве конца XIV - начала XV в. продолжаются традиции русской архитектуры предшествующего периода. Москва воспринимала формы зодчества разных русских земель и объединяла их в своем строительстве. Для московских церквей того времени характерен пирамидально-ярусный переход от основного объема к куполу, что было свойственно смоленским и черниговским храмам XII-XIII вв. В декоративном убранстве фасадов и барабана в определенной мере возрождались приемы владимиро-суздальского зодчества. У новгородско-псковских мастеров было воспринято практичное отношение к использованию внутреннего пространства: столбы делались не крестовидными в сечении, а квадратными или даже круглыми, отсутствовали пилястры на поверхностях стен в интерьере.

Уникальность владимиро-суздальского зодчества состоит в том, что оно не просто продолжило традиции византийской и южнорусской архитектуры, но и значительно обогатило их западноевропейскими идеями и элементами. Специфическая особенность Владимиро-Суздальских храмов – скульптурная декорация. В интерьере храма было много драгоценных икон в золотых окладах, стены украшала фресковая живопись. Владимиро-суздальские храмы имели компактный кубовидный объем и увенчивались одной главой. Внешние массы и внутреннее пространство статичны. Постройки обогащены каменной пластикой и иногда деталями из золоченой меди; интерьеры расписаны фресками.

• Золотые — символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.
•Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.
•Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа.
•Храмы, посвященные святым, часто увенчаны зелеными или серебряными куполами.
•В монастырях встречаются черные купола - это цвет монашества.

Церковь Благовещения в Городищах 1103 г.

Рождественский собор Антоньева монастыря 1117–1119 гг.

Церковь Фёдора Стратилата 1361 г.

Спасо-Преображенская церковь на Ильине улице 1374 г.

Храм Петра и Павла в Кожевниках 1406 г.

Новгородская архитектурная школа

Общие черты по отношению к древнерусской архитектуре

Принципиально отличительные черты от других школ

Для понимания причин становления особой отличной от других архитектурных традиций необходимо понимание социального и политического положения Новгорода как обособленной области. Напомним, что в XII веке Новгород становится республикой, свободной от княжеской власти. Возглавляют область бояре и архиепископ, но большую роль также играют ремесленники и торговцы. Те же сословия определяли принципы монументального зодчества: зодчие возводят небольшие домовые (боярские) четырехстолпные храмы или же приходские церкви. Упрощается не только общая композиция и масштаб сооружения, но также внутреннее пространство: оно становится более лаконичным и просторным, столбы не крестообразные, а квадратные в плане, упрощаются хоры. Нередко к храму примыкает дополнительный объем – придел, посвященный покровителю заказчика. Отличается также техника кладки: вместо плинфы (плоского кирпича) используют известняковые плиты, затираемые с фасада раствором, во избежание выветривания. Ряды плит прокладывают рядами кирпичей (в целях выравнивания фасада). В рамках описанной техники мастера отказались от сложных декоративных элементов фасадов, оставив наиболее простые в исполнении. Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы. Форма луковицы — символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы - свет миру". Цвет купола также важен в символике храма.

Новгород был связан культурными традициями с Западной Европой и подвергался тем самым влиянию романской архитектуры, поэтому для архитектуры Новгорода характерны художественные и конструктивные решения, не известные ни южнорусскому, ни византийскому зодчеству: кладка стен из огромных, неправильной формы камней, двускатные перекрытия, наличие лопаток на фасадах, аркатурный пояс на барабане, отсутствие пышного скульптурного убранства стен.

Влияние традиций школы на дальнейшее развитие архитектуры

Постепенно влияние типов и отдельных форм архитектуры Москвы усиливается, что приводит в Новгороде к отказу от традиционного одноабсидного решения алтарной части и замене его на трехабсидное, а также к появлению в Новгороде и Пскове пятиглавых храмов (а в Новгороде - и трехглавых). Большое значение имело появление трапезных с церквами в новгородских и псковских монастырях: их тип и декорация были попросту перенесены из архитектурной практики Северо-Восточной Руси. Следует отметить, что в 1530-1540-е гг. московское влияние шло часто не напрямую из Москвы, а транслировалось через зодчество Ростовской епархии, развивавшееся в близком к Новгороду Белозерском крае. После разгрома Новгорода в 1569 г. и серьезного ослабления обоих центров в конце Ливонской войны пути новгородской и псковской архитектурных школ разошлись: в Новгородской земле мастера в монастырских постройках конца XVI в. продолжали традицию местного варианта "грозненского стиля", но архитектурное качество форм было уже во многом утрачено, а во Пскове произошло возвращение к чистой местной традиции, что привело к появлению ряда архаичных памятников. К рубежу XVI-XVII вв. Новгород хотя и сохраняет "особность" своего зодчества, но превращается по сути в провинциальные архитектурные центры Московского государства.

В период феодальных усобиц началось широкое строительство храмов. В это время излюбленным становится одноглавый храм кубической формы с четко ограниченными плоскостями фасада и скупым декоративным убранством. К середине XII в. стали возникать и первые самобытные архитектурные школы. Появляется Новгородская школа, в которой даже маленький храм казался величественным, и более яркая школа во Владимиро-Суздальском княжестве, отличавшаяся большим изяществом пропорций и наглядностью внешнего декора, особенно виртуозной резьбой по белому камню.

После перенесения столицы из Киева во Владимир князь Андрей Боголюбский созывал к себе мастеров не только из Византии, но и из других земель. Среди последних во Владимире появились зодчие от немецкого императора Фридриха Барбароссы. С помощью иноземных архитекторов был сперва построен дворцовый ансамбль в Боголюбове, а в 1166 г. недалеко от Боголюбовского дворца, там где река Нерль впадает в Клязьму, один из шедевров древнерусской архитектуры — храм Покрова на Нерли. Расположенный на искусственном каменном холме, храм словно парит над широкой гладью заливных лугов. Здание поражает прежде всего своими пропорциями и законченностью форм. Это ощущение создается гармоничными пропорциями, трехчастным делением фасада, которое соответствует организации внутреннего пространства церкви, арочным завершением стен (так называемые закомары). Стены храма украшены каменным орнаментом, придающим стенам легкость и воздушность. На всех трех фасадах повторяется одна и та же композиция рельефов. В центральных закомарах помещена фигура библейского псалмопевца Давида. Образ Давида ассоциировался с самим Андреем Боголюбским, стремившимся прекратить усобицы и установить мир на Русской земле. С двух сторон от Давида симметрично расположены два голубя, которые воплощают идею мира, и под ними фигуры львов — символы побежденного зла.

В 1185—1189 гг. во Владимире был возведен собор во славу Успения Богоматери. В собор поместили величайшую русскую святыню — икону Владимирской Богоматери, которая, по преданию, была написана евангелистом Лукой и тайно вывезена из Киева Андреем Боголюбским. Собор был воздвигнут в центре Владимира на высоком берегу Клязьмы, возвышаясь над городом. Это был шестистолпный одноглавый крестово-купольный храм с притвором. После пожара он был восстановлен и стал пятинефным и пятиглавым. Новый белокаменный собор отличался роскошным убранством: здание имело цоколь, стены были расчленены пилястрами сложного профиля, украшены узкими колоннами и резными капителями; по середине стены проходил аркатурный пояс со стилизованными висячими колонками. Собор был также расписан фресками.

К середине XII в. Русь окончательно распалась на несколько княжеств, каждое из которых пошло своим путем. На северо-западе своеобразно развивался Новгород. Церковь здесь была самостоятельной, верующие сами выбирали себе духовного пастыря. Принципы демократии давали возможность участвовать в жизни республики не только знати, но и городскому плебсу. В условиях давления с Запада и с Востока Новгородская республика стремилась сохранить свой тип развития. Благодаря этому в XII в. город становится крупнейшим центром древнерусской культуры. Все искусство Новгорода отличалось чертами яркого своеобразия.

В архитектуре фасады всех новгородских храмов имеют трехлопастное завершение, крыши, как правило, восьмискатные. Такое отступление в строении крыши от общевизантийского стиля определялось местными климатическими условиями — частыми дождями и снегопадами. Нетрадиционное устройство перекрытий в свою очередь продиктовало и особую организацию внутреннего пространства новгородского храма: столбы, поддерживающие своды, широко расставлены и близко придвинуты к стенам. Из-за этого внутри здание кажется выше, чем есть на самом деле. Новгородские церкви строились целиком из кирпича или из разноцветного булыжника, что обеспечивало переливы цвета от серовато-голубого до ярко-коричневого и придавало зданию необычайную живописность.

Выдающимся произведением ранней новгородской архитектуры стал Софийский собор (XI в.), в облике которого уже угадываются некоторые черты будущего новгородского архитектурного стиля. Этот собор значительно строже киевского Софийского собора, имеет пять куполов, расположенных в символическом порядке. В его интерьере нет ярких мозаик, а только фрески, но не такие динамичные, как в Киеве, и избыток орнаментальных украшений языческой древности.

Характерным признаком псковского церковного зодчества является асимметрия, создававшаяся наличием придела и звонницы.

Подводя итоги развития древнерусской культуры, можно сделать вывод, что уже к XI в. древнерусская культура в своем развитии достигла уровня передовых стран Европы. Православный характер русского христианства и тесные экономические, политические, культурные связи с Византией определили стилевые особенности древнерусской культуры. В первые века ее развития по многим художественным, ценностным ориентирам древнерусскую культуру можно рассматривать как дочернюю от византийской, но к концу периода древности во всех направлениях художественного творчества она обрела собственную специфику.

Весна 2020 года однозначно проходит под знаком пандемии и самоизоляции. Парадоксальным образом запрет на прямое, непосредственное общение стимулировал общение в пространстве идей и мыслей.
Впрочем, до карантина успели состояться три из четырех главных сибирских архитектурных событий года – Зимний университет в Иркутске, молодежная АРХБУХТА на Байкале и горнолыжный АРХИГЕШ в Шории.

В номере


Архитектура как школа / Architecture as a school

Анализируются проблемы архитектурного образования, механизмы формирования архитектурных школ, их особенности в зависимости от конкретно-социальных и культурных задач. Предметом изложения автор делает понятия учебной и неучебной школы, соотношения архитектурной практики и университетского лидерства. Описываются российские варианты региональных архитектурных практик, взаимодействие архитектурной теории и практики с политической властью и бизнесом, отношения столицы и провинции.

I. Неучебная школа
Неучебная школа – явление неформальное; полуметафора-полуреальность. Учебная школа – официальное юрлицо, готовящее специалистов. Неучебная школа – порождение профессиональной практики. Учебная и неучебная школы очевидно нуждаются друг в друге. Одной необходимы адепты и последователи, другой – приток актуальной информации. Разрыв с практикой, неспособность к обновлению и адаптация стали причиной кризиса, снесшего в 1968 году знаменитую Les Beaux-Arts de Paris
(Школа изящных искусств). И, напротив, результатом объединения школ, симбиозом рутины и развития становятся многие университеты, где профессор – признанный практик. Своей результативностью ВХУТЕМАС обязан связи с ОСА и АСНОВА, а уникальный потенциал Академии архитектуры СССР не мог бы сложиться в отсутствие школы-мастерской Жолтовского.




Читайте также: