Особенности научной школы финансового университета

Обновлено: 30.06.2024

Юридическая наука начала формироваться в России достаточно поздно относительно стран Западной Европы, а активная фаза этого процесса пришлась на середину XVIII – начало XIX в., параллельно с развитием системы высшего юридического образования. Еще позже началось выделение самостоятельной науки финансового права. В связи с этим изучение российского финансового права через формирование и становление его научных школ и учебных дисциплин позволяет воссоздать относительно полную картину развития данной науки в целом. Между тем это развитие представляет собой длительный и сложный процесс.

При этом известную сложность представляет определение круга персонажей данного исследования в связи с ретроспективной дискуссионностью самого предмета науки финансового права. Трудность его осмысления заключается в том, что первоначально данная наука формировалась в рамках камеральных наук, политической экономии, а затем выделившейся из нее финансовой науки. Только с последней из них наука финансового права размежевалась во второй половине XIX в., причем это размежевание первоначально было неполным и достаточно непоследовательным.

Нередко финансовая наука (наука о финансах) и наука финансового права отождествлялись. Наука финансового права могла рассматриваться и как юридическая часть финансовой науки[17]. Как справедливо отмечает А. Н. Козырин, произошедшая во второй половине XIX в. дифференциация финансовой и финансово-правовой наук так и не смогла полностью освободить предмет науки финансового права от политических и экономических проблем[18].

1) личностный (учителя, ученики, администрация, технический персонал учебного заведения, научно-исследовательских учреждений и др.). Определенное значение для характеристики школы имеют ее основатель или основатели, обстоятельства и время основания, последующие лидеры. Важны ее качественный и количественный состав, предмет и методология научных исследований, формальные показатели научной работы (число научных публикаций, научные степени и звания и др.), наличие учеников – продолжателей научных исследований и др.

Еще менее характерной была смена места обучения для студентов, которая осуществлялась почти исключительно в вынужденном порядке (как дисциплинарная мера или способ наказания (исключение из университета), эвакуация в период войны и др.). Примечательно, что только в Варшавском, Дерптском и Томском университетах, а также в ярославском Демидовском юридическом лицее был разрешен прием выпускников не только гимназий, но и духовных семинарий. Это наложило отпечаток на социальный состав студенчества данных вузов;

2) материальный (материальная база учебного процесса: библиотеки, аудиторный фонд и др.). Практически все университеты располагались в губернских центрах (кроме Одессы и Дерпта), где находились губернаторы и попечители учебных округов, жандармерия и центр местного дворянского общества, затем – губернские земства и органы городского самоуправления. Центром губернии был и Ярославль с его Демидовским юридическим лицеем. Все это позволяет говорить об относительно развитой и достаточно однородной материальной базе учебного процесса. Этим Россия существенно отличалась от стран Западной Европы, где университеты первоначально создавались преимущественно в небольших городах. Это касается, в частности, Англии (Оксфорд (конец XII в.), Кембридж (1209)) и Германии (Геттинген (1734), Марбург (1527), Тюбинген (1477)). Университеты в столицах (Лондон (1836) и Берлин (1810)) были созданы существенно позднее. Университеты в крупных английских (Бирмингем, Ливерпуль, Лидс, Шеффилд, Бристоль) и немецких (Франкфурт, Кельн, Гамбург) городах формировались уже в XX в.

Отметим, что в общем объеме денежных средств города (расходы студентов по месту учебы, книжная торговля и издательское дело, зарплата преподавателей и обслуживающего персонала, материальные затраты вуза и др.) финансы российских вузов (кроме Дерпта) занимали не очень существенное место. В советский период университеты и юридические вузы располагались почти исключительно в Москве и Ленинграде, либо в столицах советских республик (союзных и автономных), или в областных центрах;

3) социокультурный (социальная и культурная среда в городе или населенном пункте, где располагается учебное заведение или научное учреждение). Преподаватели и студенты были интегрированы в местную общественную среду: снимали квартиры или комнаты, пользовались бытовым обслуживанием, давали частные уроки или преподавали в других местных учебных заведениях (в том числе в гимназиях, школах, народных университетах). Они посещали театры и концерты (либо сами устраивали театрально-концертные представления), сотрудничали с местными благотворительными, профессиональными и научными организациями. Впоследствии они участвовали в земском и городском самоуправление, в местных партийных организациях (прежде всего, кадетских). Городскими головами Казани, Одессы, Москвы и Дерпта уже во второй половине XIX в. стали профессора местных университетов. Представители юридических факультетов традиционно достаточно тесно сотрудничали с городскими службами. С 1858 г. они получили разрешение читать публичные лекции, а с начала XX в. организовывали и публичные диспуты. Немало представителей юрфаков принимали активное участие в деятельности местной печати. В советский период университетская общественность сохранила свое место в советских и партийных структурах.

Определенное значение имели даже архитектурные особенности зданий и учебных аудиторий, символизм профессиональной одежды, религия и нравственные устои местного населения, учеников и учителей, особенности языка, в том числе профессиональной терминологии, и принятых корпоративных норм поведения. Все это в совокупности создавало неповторимую атмосферу высшего учебного заведения, которой дышали как ученики, так и учителя. Данные компоненты в различных городах и регионах России имели существенные отличия, а в некоторых из них даже являлись уникальными.

Следовательно, у нас есть все основания анализировать развитие относительно единой российской (дореволюционной, советской и постсоветской) школы финансового права. Этот анализ осуществлен через изучение развития региональных ответвлений общероссийской школы. Это касается московской, петербургской (ленинградской), ярославской, казанской, томской, дерптской (юрьевской), варшавской, киевской, харьковской, одесской школ финансового права. Достаточно привести лишь несколько примеров, для того чтобы подтвердить вышеназванный тезис.

Так, совершенно очевиден особый путь развития дерптской школы финансового права. До реформы 1889 г. на юридическом факультете Дерптского университета преподавание ограничивалось преимущественно чисто юридическими предметами – гражданское и уголовное право с соответствующими процессами. Преподавание же таких предметов, как политическая экономия, финансовое право, полицейское право, не проводилось. В учебных планах эти дисциплины не включались в перечень главных обязательных предметов. Они лишь были рекомендованы студентам-юристам для посещения лекций без сдачи экзаменов и испытаний по этим предметам. Между тем названные дисциплины включались в учебные планы студентов других факультетов. Начиная с 1803 г. проводилась подготовка камералистов (экономистов) на технолого-экономическом разряде (отделении) философского факультета, а с 1850 г. – на историко-филологическом факультете. Там же и формировались соответствующие кафедры: кафедра политической экономии, кафедра камеральной науки, финансов и торговли. Соответственно такая организация учебного процесса и кафедр предопределяла и направленность научных исследований проблем финансового права (законодательства). Вряд ли эти исследования могли приобрести самостоятельность и обособленность от вопросов политической экономии и камеральных наук. Они могли рассматриваться попутно в рамках изысканий ученых-политэкономов и ученых-камералистов.

Залимгери Гедгафов

Научное Студенческое Общество Финансового университета при Правительстве РФ – это активно развивающееся объединение инициативных студентов, которые занимаются организацией множества проектов и популяризируют науку.
Показать полностью.

Нашей целью является создание условий для развития научного потенциала и творческой деятельности студентов, а также привлечение студентов к непосредственному участию в научно-исследовательской работе.

Мы активно сотрудничаем с различными ВУЗами, как в нашей стране, так и за границей, что позволяет нам идти в ногу с мировыми тенденциями.

Быть успешными – наша традиция!

Мы развиваемся для Вас, дорогие студенты! А вы развивайтесь вместе с нами!

Соавторы статьи

Соавторы конференции

Подписаться

Интересуешься масштабными мероприятиями? НСО подобрал для тебя топ внешних мероприятий, которые стоит посетить.

Научное Студенческое Общество Финуниверситета

Научное Студенческое Общество Финуниверситета запись закреплена

Научный отдел НСО ФУ проводит мероприятие в рамках XIII МНСК.

Дата и время проведения: 19.03.2022 с 11:00.
Показать полностью.

Вас ждут не только новые знания и опыт, но и призовые места!

Обращаем внимание на то, что регистрация открыта до 27 февраля, спиши заполнить всю информацию по ссылке.

Научное Студенческое Общество Финуниверситета

Научное Студенческое Общество Финуниверситета запись закреплена

Обсудили:
— самые эффективные финансовые инструменты в 2022 году;
— повышение ключевой ставки: хорошо или плохо для инвестора;
Показать полностью.
— будущее компаний с капитализаций в биткоинах
— пассивное VS активное инвестирование
— что происходит с инфляцией
— стратегии инвестирования
— книги для инвесторов.

Тайм-коды:
00:03 приветствие: о госте
00:54 что происходит с доходностями по ОФЗ в 2022 году
05:40 стратегии инвестора с облигациями
07:23 геополитические риски, внешний долг России и облигации
10:20 buy-back акций: что делать инвесторам
13:47 инфляция и фондовый рынок: что покупать
18:48 какие сектора экономики смогут вырасти в 2022 году
27:10 что происходит с Meta?
33:03 пассивное и активное инвестирование
39:03 криптовалюта и фондовый рынок
44:32 топ-3 книги для любого инвестора
49:11 принимаем инвестиционные решения: фундаментальные знания или обзоры аналитиков?

Финуниверситет прошёл большой путь от института, специализирующегося на подготовке специалистов в финансово-банковской сфере, академии - до крупного научно-образовательного комплекса.

 Фото: Михаил Джапаридзе / ТАСС

В 2010 году Финансовая академия, возглавляемая ректором Михаилом Абдурахмановичем Эскиндаровым получила статус Финансового университета при Правительстве РФ.

Сегодня Финуниверситет это: 50 000 студентов, в том числе 1530 иностранных, 14 учебно-научных департаментов, 15 факультетов; 11 общеуниверситетских кафедр, 11 базовых кафедр, созданных совместно с работодателями, 5 научных институтов, 15 научных центров и лабораторий, 2 колледжа и 1 лицей,1 агентство 1 бизнес-школа. Филиальная сеть Финуниверситета насчитывает 27 филиалов.

Фото: Сергей Куксин/ РГ

В 2009-2013 годах в ходе структурных преобразований, направленных на повышение качества образовательного процесса, было создано более 20 новых кафедр, образованы новые факультеты - финансово-экономический, кредитно-экономический, юридический, социологии и политологии, международный финансовый, менеджмента, математических методов и анализа рисков, факультет довузовской и дополнительной подготовки. Преобразования в подразделениях были направлены на создание единого информационного пространства вуза и адекватную информационно-технологическую поддержку учебного и научного процесса. Указом Президента России N 209 от 19 марта 2013 г. Финансовый университет, как ведущий университет России, был включен в перечень вузов, самостоятельно устанавливающих образовательные стандарты. Утвержден Стандарт гарантии качества образования в Финансовом университете и его филиалах в 2016 году на основе стандартов и рекомендаций для гарантии качества в Европейском пространстве высшего образования (ESG).

Вузу дано право самостоятельно устанавливать образовательные стандарты и присуждать ученые степени соискателям

Распоряжением Правительства РФ от 23.08.2017 № 1792-р Финуниверситету дано право самостоятельно присуждать ученые степени кандидата и доктора наук. Разработана концепция формирования и деятельности советов по защите диссертаций, приказами Финансового университета утверждены нормативные документы, ведется работа по формированию диссертационных советов вуза. К числу 10 собственных образовательных стандартов по направлениям подготовки "Экономика" (бакалавриат, магистратура, аспирантура), "Менеджмент" (бакалавриат и магистратура), "Юриспруденция" (бакалавриат, магистратура, аспирантура), "Управление персоналом" (бакалавриат и магистратура) добавлены еще 3 новых образовательных стандарта Финуниверситета по направлениям подготовки "Туризм" (бакалавриат и магистратура) и "Финансы и кредит" (магистратура).

Фото: Александр Корольков

Активно реализуются новые информационные технологии. Развернута новая платформа Открытой онлайн-академии Финуниверситета, которая интегрирована с ресурсом Одного окна приоритетного проекта "Современная цифровая образовательная среда в РФ". Разработаны 24 образовательных онлайн-курса. С открытыми лекциями в Финансовом университете выступали 8 лауреатов Нобелевской премии по экономике разных лет.

Важнейшее конкурентное преимущество вуза высокая (95 процентов) степень трудоустройства наших выпускников.

Дальнейший подъем всех видов деятельности вуза в начале нового тысячелетия. Совершенствование структуры и управления. Избрание в 2006 г. ректором Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации – М.А.Эскиндарова.

Рост конкуренции в сфере образовательных услуг. Углубление процессов глобализации. Актуализация учебной, научной и организационной работы вуза в связи с присоединением к Болонскому процессу.

Расширение автономии вузов, сопоставимые квалификации, соизмеримые критерии оценок и качества образования − дополнительные плюсы интеграции европейского образования. Противоречия и трудности Болонского процесса.

Создание Эндаумент-фонда. Роль, отводимая ему в развитии научной и образовательной деятельности вуза.

Расширение деятельности по реализации задач многоуровневой подготовки специалистов. Создание региональных представительств Финакадемии; Присоединение к вузу Благовещенского, Бузулукского, Звенигородского, Красноярского, Осташковского, Пермского, Ростовского, Уфимского, Кировского, Самарского и Ульяновского финансово-экономических колледжей.

Создание Факультета довузовской подготовки. Совершенствование профориентационной работы с абитуриентами.

Формирование новых кафедр под руководством известных ученых и практиков. Развитие научных школ. Основные направления научно-исследовательской работы: проблемы построения инновационной национальной экономической системы; модернизация финансово-экономического образования.

Получения статуса в 2010 г. – Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Принятие стратегии и развития Университета на 2010-2015 гг. на основе Концепции модернизации российского образования, Национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2025 г. и программы деятельности Университета по переходу в статус национального исследовательского университета.

Реорганизация в 2011 г. ВЗФИ и Московского государственного колледжа информатики и электронной техники, их присоединение к Финансовому университету при Правительстве Российской Федерации в качестве структурных подразделений. В 2012 г. реорганизация в форме присоединения к Финуниверситету ГУМФа и ВГНА, а также их филиалов.

Структурные преобразования в университете в 2011-2013 гг. (создание новых кафедр и факультетов – юридический, социологии и политологии, международный финансовый, менеджмента, математических методов и анализа рисков, факультет довузовской и дополнительной подготовки, образование Института финансово-экономических исследований в составе 6 научных центров (Центр исследования международных экономических отношений, Центр исследований проблем развития экономики, Центр финансовых исследований, Центр налоговых исследований, Центр исследований денежно-кредитных отношений, Информационно-аналитический центр), Института экономики и финансов образования, Института правовых исследований и инноваций, Центр исследований и перспективных разработок, Консультационного центра и Научного фонда.

Сертификат соответствия системе менеджмента качества и стандарту ИСО 9001:2008 в отношении разработки и реализации образовательных программ высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования, научно-исследовательской деятельности в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации.

Выпускники Финуниверситета – активные участники развития российской и мировой экономики XXI в.

Интеграция университета в мировое научное сообщество. Сотрудничество с зарубежными вузами, финансово-банковскими учреждениями и международными организациями. Развитие научного взаимодействия.

Развитие традиционных и новаторских форм внеаудиторной работы со студентами. Возрождение Студенческого совета.

Финуниверситет – ведущий вуз в системе современного российского высшего профессионального образования. Стабильно высокий рейтинг Финуниверситета среди финансово-экономических вузов России.

Международные связи Финуниверситета. Учебные и научные направления, формы и перспективы этих связей.

Читайте также: