Особенности микросоциума в школе

Обновлено: 02.07.2024

40. Характеристика микросоциума

Микросоциум – это функционирующая на определенной территории общность, содержащая в себе семью, соседство, группы сверстников, различные общественные, государственные, религиозные, частные и воспитательные организации, а также неформальные группы жителей.

Непосредственное влияние микросоциума на сам процесс социализации детей, подростков, юношей зависит от объективных или субъективных характеристик микросоциума.

Пространственные характеристики конкретного микросоциума: в городе тот или иной микрорайон может находиться в центре, на окраине, в срединной зоне и по-разному быть связанным с другими частями города; село (или поселок) может быть более или менее изолированным и отдаленным от других поселений.

С пространственными тесно связаны архитектурно-планировочные особенности микросоциума: в селе или поселке – компактная или разбросанная застройка; в городе – микросоциум с исторически сложившейся или индустриальной застройкой, соотношение малоэтажной и высотной застроек, открытость-замкнутость придомовых пространств, наличие, количество и качество малых архитектурных форм ит.д.

От всех этих характеристик зависит функциональная структура пространства микросоциума: присутствие мест для игр детей и подростков, возможностей для времяпрепровождения небольших групп ит.д.

Немаловажной характеристикой микросоциума надо считать демографическую,т. е. состав

его жителей: их этническая принадлежность, однородность или неоднородность; социально-профессиональный состав и степень его дифференциации; особенности половозрастного состава; состав семей.

Со стороны возможностей, которые имеются в м и к росоциуме для социализации детей, подростков, юношей, доминантную роль играет его культурно-рекреационная инфраструктура – наличие и качество работы учебно-воспитательных учреждений, кинотеатров, стадионов, бассейнов, музеев, театров, библиотек; наличие местных средств информации и др.

Одной из главных характеристик микросоциума с точки зрения направленности его влияния на социализацию является сложившийся в нем социально-психологический климат, который во многом есть результат взаимодействия всех предыдущих характеристик микросоциума.

Микросоциум включает в себя комплекс взаимосвязанных воспитательных, культурно-просветительных, общественных и иных организаций, местных средств массовой коммуникации (кабельное телевидение, местные радиостанции и газеты), специалистов различного профиля (социальные педагоги и работники, психологи, медики и др.).

Все эти характеристики воспитания дополняют друг друга в процессе оказания помощи в позитивном социальном функционировании и в личностном развитии входящих в микросоциум индивидов, семей и различных реальных и предполагаемых групп населения.

Результаты обследования уровня личностного развития детей, поступающих в МАДОУ, показывают, что поступают дети, существенно отличающиеся друг от друга по своему интеллектуальному и физическому развитию. Значительная неоднородность ученического контингента и определяет выбор модели школы личностного роста как оптимальной в существующих условиях.

К числу приоритетов совершенствования дошкольного образования относятся следующие направления:

· оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психического и духовно-нравственного здоровья обучающихся;

· усиление роли духовности и активной гражданской позиции личности, ее интеграции в мировую культуру;

· обеспечение условий для развития и становления личности каждого ребенка, проявления и реализации потенциальных возможностей каждого ребенка;

Анализ перечисленных выше направлений показывает, что они являются актуальными и востребованными участниками образовательного процесса ДОУ. Они видят образовательное учреждение как открытое информационное образовательное пространство, в котором созданы условия для личностного роста всех субъектов образовательного процесса.

Родители желают, чтобы ДОУ обеспечивало:

· удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей дошкольников;

· формирования информационной грамотности и овладения современными информационными технологиями;

· сохранения и укрепления здоровья детей;

· имелись комфортные психолого-педагогические и материальные условия для успешной игровой, учебной деятельности, общения, самореализации;

· создания в ДОУ комфортных психолого-педагогических и материальных условий для осуществления профессиональной деятельности;

· улучшения материально-технического обеспечения образовательного процесса;

· создания условий для творческой самореализации в профессиональной деятельности.

Нормативно-правовые, материально-технические, методические, кадровые ресурсы ОО для организации внеучебной деятельности и создания условий для самореализации обучающих их личностного роста, гражданско-правового воспитания.

МАДОУ ДС № 1 работает в соответствии с требованиями законодательных и нормативных правовых документов:

1. Конвенция о правах ребенка

4. О защите прав ребенка (с изменениями на 11 февраля 2016 года)

5. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Об информации, информационных технологиях и о защите информации (с изменениями на 19 декабря 2016 года) (редакция, действующая с 1 января 2017 года)

6. Федеральный закон О персональных данных (с изменениями на 22 февраля 2017 года)

7. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 15 мая 2013 года N 26 Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (с изменениями на 27 августа 2015 года)

8. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"

9. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями на 28 ноября 2015 года)

10. Министерство обрнауки РФ Приказ от 17 октября 2013г. №1155 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Жизнь ребёнка, пронизанная многообразными видами деятельности и включенная в систему позитивных отношений с окружающей действительностью способствует созданию материальных и духовных ценностей, постепенно содействуя переходу из позиции потребителя в позицию производителя материальных и духовных благ, а это стержень социализации личности, показатель развития и взросления человека (своими руками сделал подарок маме, вместе с друзьями сделали подарки для детского дома, рисовали панно для больницы, подготовили концерт).

Основным преимуществом внеучебной деятельности является предоставление воспитанникам возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

В рамках перехода образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, каждому педагогическому коллективу необходимо определиться с организацией неотъемлемой части образовательного процесса - внеурочной деятельностью.

Организовать – значит упорядочить, установить определённый порядок. Важно установить, какие аспекты, компоненты внеурочной деятельности требуется упорядочить, чтобы деятельность была организована. Исходя из анализа деятельности базовых площадок по апробации ФГОС, такими компонентами организации могут быть определены: условия, цели, мотивация, содержание, технологии, средства и результаты.

1. Способствовать личностному становлению;

2. Способствовать развитию творческих способностей, предоставить возможность реализации им в различных видах деятельности;

3. Способствовать формированию коллективно – распределённой деятельности в детских коллективах;

4. Проводить организационную и психолого-педагогическую подготовку.

Основные направления внеучебной деятельности: спортивно-оздоровительная, художественно-эстетическая, научно-познавательная, военно-патриотическая, общественно полезная и проектная деятельность - как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ.

· дифференциация по интересам;

· социально – воспитательные технологии;

Образовательная среда: учебное и игровое пространства

- для подвижных занятий и для спокойной работы,

- для общения и для уединения,

- для поиска информации.

- формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

- воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения жизненных задач;

- индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

Основными средствами реализации задач внеучебной являются имеющиеся ресурсы: теле-, видеоаппаратура, библиотечные ресурсы, персональные компьютеры, Интернет, СМИ и т.д.

Выстроенная, таким образом, внеучебная деятельность охватывает практически все стороны жизни и деятельности дошкольников, углубляет и привносит разнообразие в учебную деятельность: физическое развитие и укрепление здоровья, эстетическое, творческое (проектная деятельность), интеллектуальное развитие, воспитание патриотизма.

Материально-техническое обеспечение реализуется в здании 2014 года (после реконструкции), группа 2-3 года включает:

2 Мини-кабинет (ШКАФ) 1шт

3 Уголок природы нет

4 Уголок ИЗО 1шт

5 Автосервис нет

7 Маленький мастер 2шт

8 Стенка детская 1шт

10 Стол прямоугольный 1шт

11 Стол прямоугольный регулируемый 7шт

12 Стул детский 22шт

13 Стол письменный 1шт

14 Стеллаж с тумбой 1шт

16 Зеркало овальное 1шт

17 Стул полумягкий 1

18 Табуреты нет

20 Шкаф для одежды секционный 5шт

21 Скамейка 3шт

22 Кровать детская 22шт

23 Стол письменный 1шт

24 Шкаф книжный 2шт

25 Шкаф для одежды 1шт

26 Стул полумягкий 1шт

Материально-техническая база в группе способствует созданию условий для качественной организации образовательной деятельности, в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами, гарантирующими охрану жизни и безопасности здоровья воспитанников.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.008)

Школа расположена по проспекту Победы д. 47/3. В микрорайоне проживают в основном работники авиационного завода им. Гагарина, нефтеперерабатывающего завода и работники сферы услуг. 343 ученика школы представляют семьи рабочих и служащих, а 250 – семьи технической и творческой интеллигенции. 326 родителей имеют высшее образование.

Из 718 обучающихся:

Детей – инвалидов – 6 человек.

Многодетных семей – 35, в них детей – 59:

1-4 классы – 25 детей;

5-9 классы – 32 ребенка,

10-11 классы – 2 ребенка.

Малоимущие семьи – 33, в них учащихся – 37 человек.

Семей одиноких матерей – 29, в них детей – 30.

Семей вдов (вдовцов) – 35, в них детей – 45.

Неблагополучных семей – 39, в них детей – 45.

Количество опекаемых детей – 18:

1-4 классы – 5человек;

5-9 классы – 9человек,

10-11 классы – 4 человека;

Состоят на учете в ПДН – 6 школьников.

Микросоциум школы характеризуется следующими признаками:

значительным количеством неблагополучных и малообеспеченных семей, многие из которых мало занимаются вопросами воспитания и развития своих детей;

невысоким уровнем информационной культуры населения.

Результаты обследования уровня личностного развития детей, поступающих в школу, показывают, что в первый класс приходят ребята, существенно отличающиеся друг от друга по своему интеллектуальному и физическому развитию. Значительная неоднородность нашего ученического контингента и определяет выбор модели школы личностного роста как оптимальной в существующих условиях.

Социальный заказ и ожидаемые результаты развития школы.

Социальный заказ мы понимаем как спрогнозированный комплекс общих требований общества к школьнику ко времени окончания им школы.

Изучая социальные ожидания по отношению к школе, мы выделили субъекты, участвующие в формировании социального заказа нашему образовательному учреждению. Это:

государство (Россия, Хабаровский край, которые формулируют свой заказ в виде различных документов, определяющих государственную политику в области образования) и муниципалитет;

С точки зрения государства к числу приоритетов совершенствования школьного образования относятся следующие направления:

оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психического и духовно-нравственного здоровья обучающихся;

усиление роли социально-гуманитарного цикла дисциплин, способствующих формированию духовности и активной гражданской позиции личности, ее интеграции в мировую культуру;

введение профильного обучения в старшей школы в целях обеспечения профессиональной ориентации и профессионального самоопределения обучающихся;

обеспечение условий для развития и становления личности каждого ребенка, проявления и реализации потенциальных возможностей каждого школьника;

совершенствование системы оценивания учебных достижений учащихся на всех ступенях обучения и государственно-общественной системы оценки качества образования;

информатизация образовательной практики, формирование функциональной информационной грамотности выпускников как основы информационной культуры личности.

Анализ перечисленных выше направлений показывает, что они являются актуальными и востребованными участниками образовательного процесса нашей школы (учителями, учащимися, их родителями). Они видят свое образовательное учреждение как открытое информационное образовательное пространство , в котором созданы условия для личностного роста всех субъектов образовательного процесса.

Родители учащихся желают, чтобы школы обеспечила:

возможность получения ребенком качественного основного общего и среднего (полного) образования;

качественную подготовку школьников к поступлению в учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования;

начальную профессиональную подготовку учащихся третьей ступени школы;

интересный досуг детей;

а также создавала условия для:

удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей школьников;

формирования информационной грамотности и овладения современными информационными технологиями;

сохранения и укрепления здоровья детей.

Учащиеся хотят, чтобы в школе:

было интересно учиться;

имелись комфортные психолого-педагогические и материальные условия для успешной учебной деятельности, общения, самореализации;

была возможность получить качественное среднее образование и начальную профессиональную подготовку;

имелись условия для освоения современных информационных технологий.

создания в школе комфортных психолого-педагогических и материальных условий для осуществления профессиональной деятельности;

улучшения материально-технического обеспечения образовательного процесса;

создания условий для творческой самореализации в профессиональной деятельности.

Учитывая государственную стратегию развития среднего образования и систематизировав социальные ожидания по отношению к школе, нами были выявлены те потенциальные результаты, к достижению которых должна стремиться школа, и которые, по сути, определяют стратегические направления ее развития. Таковыми являются:

модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса в школе;

создание в рамках школы открытого информационного образовательного пространства;

адаптация и развитие форм предшкольного обучения детей через сотрудничество школы с дошкольными образовательными учреждениями;

создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса;

внедрение технологий здоровьесбережения, информационно-коммуникационных технологий.

Данные стратегические направления развития школы являются общими и требуют конкретизации, т.е. выделения частных задач и определения условий, способствующих эффективному их решению. Высокие результаты в развитии школы по данным направлениям явятся показателем достижения нового качества образования .

Концепция развития школы.

Концепция, как общий образ школы, возникает при анализе социального заказа, существующей ситуации в школе, то есть выявления потенциальных "факторов роста", "факторов развития", которые уже на сегодняшний момент имеются в школе:

- сложившиеся традиции в обучении, развитии и воспитания учащихся;

- кадровый потенциал, обладающий необходимым уровнем преподавания и способный к творческой поисковой работе;

- определенный контингент учащихся.

Эти факторы развития могут служить стартовой площадкой для формирования адаптивной модели школы.

Главная идея , положенная в основу концепции, – формирование компетентной, физически и духовно здоровой личности, способной к самоопределению в обществе через взаимодействие с субъектами внешней среды.

Стратегическая цель – адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню содержания обучения, условиям развития школы в целом, путем введения в учебно-воспитательный процесс новых методик обучения и воспитания, диагностики уровня усвоения знаний, умений и навыков, психологической диагностики уровня актуального развития, создания условий для максимального раскрытия творческого потенциала учителя, комфортных условий для развития личности ребенка.

эффективному участию в общественной и профессиональной жизни в условиях информационного общества.

Такая трактовка миссии школы логично подтолкнула нас к выбору модели школы личностного роста , которая, по нашему мнению, способна удовлетворить образовательные потребности всех субъектов образовательного процесса.

В определении перспектив развития нашей школы мы исходим и того, что развитие, как таковое позволяет нам добиваться достаточно стабильных результатов благодаря устоявшимся условиям нашей работы: кадровому составу, в целом удовлетворительному состоянию программно-методического и материального обеспечения. Развитие школы, на наш взгляд, должно не ломать то, что устоялось, а органически входить в систему наших ценностей, традиций и всего того, что составляет уклад школы.

Развитие школы представляет собой движение к школе с постоянно развивающейся информационной, образовательной, воспитательной средой, обеспечивающей свободу выбора собственной образовательной траектории, соответствующей индивидуальным способностям ученика, сохраняющей высокий уровень здоровья обучающегося.

Микросоциум школы характеризуется следующими признаками:

Значительное количество неблагополучных и малообеспеченных семей (73%), многие из которых мало занимаются вопросами воспитания и развития своих детей;

Разный уровень подготовки детей в начальную школу детей, неохваченных воспитанием в дошкольных образовательных учреждениях;

на вторую ступень обучения из всех начальных малокомплектных школ района, находящихся на территории сельсовета;

окончивших основные школы в районе, на третью ступень обучения (по заявлениям родителей);

Невысокий уровень информационной культуры населения, что связано с отсутствием свободного доступа к глобальной информационной сети.

Результаты обследования уровня личностного развития детей, поступающих в школу, показывают, что на всех ступенях обучения, вновь прибывшие существенно отличаются друг от друга по своему интеллектуальному и физическому развитию. Значительная неоднородность нашего ученического контингента и определяет индивидуально - дифференцированный подход в обучении детей.

Особенности воспитательного процесса

Главная цель в воспитательной работе - воспитание успешной личности, для которой являются главные жизненные ценности.

Для гармоничного развития личности школьный коллектив ставит перед собой задачи, способствующие более полному удовлетворению этих потребностей:

- создавать условия для охраны и укрепления здоровья;

-оказывать помощь в приобретении жизненных ценностей;

- организовывать разнообразную творческую деятельность детей;

- прививать навыки культурного общения;

- создавать здоровый климат в детском коллективе;

- организовать психологическое сопровождение;

- создавать условия для самоутверждения каждого ребенка.

более 5 лет педагогический коллектив ведет воспитательную деятельность по главным направлениям:

ные родительские собрания; дни открытых дверей, лектории, круглые столы, день Семьи, день Матери.

Встречи с ветеранами войны и труда, с участниками боевых действий и демобилизованными солдатами СА;

-празднование дней воинской Славы России;

- подготовка и проведение

Тематические классные часы, конкурсы;

-конкурс рисунков, фотовыставки

-народные календарные праздники;

-экскурсии и походы в лес;

-экскурсии по достопримечательным местам села, сбор информации о них;

-посещение музея в ТСОШ №1;

Тематические классные часы.

Работа школьных кружков и факультативов.

Концерты и народные праздники.

Традиционные школьные мероприятия.

Участие в тематических конкурсах.

В школе сложились свои традиции, используются разнообразные формы

работы, через которые осуществляется воспитание. Это традиционные календарные праздники, вечера встречи с выпускниками, посвящения в первоклассники, театрализованные игры, тематические мероприятия, Дни здоровья, праздники Семьи, месячники патриотического воспитания, акции милосердия, дискотеки, конкурсы, интеллектуальные и спортивные состязания, предметные недели, участие в проектах, выпуски газет, презентации и многое другое.

Школьный коллектив живет по принципам гуманизма, уважения, толерантности, ответственности, сотрудничества, системности.

В управление школь­ной жизнью включены все участники образовательного процесса — учащиеся, родители, педагоги.

Поддерживаем связи с творческими объединениями УДО, РДК.

Охват учащихся дополнительным образованием в школе

Цель: выявить охват учащихся кружковой работой, повысить посещаемость кружков, секций, факультативов.

На 1 октября в Тюхтетской средней общеобразовательной школе №2 обучается 204 ученика.

По результатам анкетирования выяснилось, что 149 учеников из 204 посещают кружки, объединения, секции различных учреждений, что составляет 73% от общего количества учащихся.

Из них 82 ученика обучается в младшем звене. Из 82 учеников 58 посещают кружки, что составляет 71%.

122 учеников обучается в старшем и среднем звене. Из них 91 учеников посещают кружки, это составляет 75 %.

Из 91 ученика 5-11 классов, МОУДОДЦВР посещают 51 ученик, РДК -38 учеников, ДШИ -16 учеников, ТСОШ №2-9 учеников. Это связано с тем, что в этом учебном году сократилось количество кружков для учащихся 5-11 классов с 9 кружков до 2.

Хочется отметить, что на базе нашей школы работает 6 кружков.

Читайте также: