Особенности контингента обучающихся в школе

Обновлено: 05.07.2024

Расскажу, как сейчас все устроено в современной школе.

Например, в первый класс деток набирают три учителя. Обычно это бывают классы "А" - "Б" - "В"

Первый учитель - просто мечта. Много заслуг, почет, отличная репутация. Дети любят, родители уважают.

Второй учитель - тоже ничего.

Третий учитель - беда. И многолетний опыт имеется и награды получены, а репутация "ниже плинтуса". "Сарафанное радио" не обманешь.

Все хотят попасть к первому учителю? Как быть?

Не смотря на то, что по официальной версии, повлиять на распределение по классам невозможно, к первому учителю попадут:

👍🏻 те, чьи родственники трудятся в этом педагогическом коллективе, проще говоря, дети и внуки учителей

👍🏻 те, за кого сделали звоночек директору школы из вышестоящих организаций

👍🏻 те, чьи родители в дружеских отношениях с учителем или те, за кого попросили те, кто в дружеских отношениях с учителем

👍🏻 ну и те, счастливчики, кто хорошо проявил себя на подготовке к школе, то есть потенциальные отличники (этих учитель отбирал лично)

Ко второму учителю попадут те, кому не хватило места у первого.

Догадались какой контингент соберется у третьего учителя?

Правильно. Все остальные, отбросы общества.

Многодетные, малоимущие, всевозможные льготники, дети из не полных и неблагополучных семей, с временной регистрацией, и.т.д.

Класс будет разношерстным и многонациональным. Учиться будет весело. Драки будут постоянно. Курить дети начнут со второго класса. Многих поставят на учет милиции. После 14-ти лет кто-то переедет в колонию для несовершеннолетних. И много чего еще, всех прелестей в одной статье и не расскажешь.

Хотите чтобы ваш ребенок попал в такой класс? Легко. Просто пустите все на самотек и дальше верьте, что повлиять на распределение детей по классам невозможно.

P.S. Вчера позвонила знакомая, похвасталась, что ее внучок пойдет в школу в этом году.

- Здорово, а класс-то хороший?, - спрашиваю я

- Конечно, лучший класс и отличная учительница, у меня же дочь работает в этой школе. Ты же сама знаешь, что главное в школе - это контингент.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

РМО учителей математики г. Сальска

«Особенности преподавания в малочисленных классах:

особенности контингента обучающихся

МБОУ СОШ №78 п. Гигант

Целью моего доклада является рассмотрение особенностей преподавания в малочисленных классах, учитывая особенности контингента обучающихся и резервы качества. И в соответствии с темой нашего сегодняшнего заседания, в большей степени, доклад будет касаться сельских школ.

От того, как работает школа, во многом зависит и подготовка будущих специалистов, и уровень культуры сельского населения, и нравственный облик села, так как во многих сельских поселениях школа является культурным центром.

О сельской школе впервые заговорили в начале 80-х годов. Резкое уменьшение количества учащихся проблемой не считали, но особенности преподавания в малочисленном классе отмечали.

Такое явление как малокомплектная школа, очень частое в советское время, в современных условиях перестаёт существовать (за некоторым исключением) и чаще стали появляться школы с малочисленными классами. В каких-то школах с 1-го по 11-й классы, а в каких только в 10-11 классах. Кстати, такая тенденция присуща и некоторым городским школам.

Но как бы не менялась жизненная ситуация, результативность современной российской школы, согласно программным документам, должна качественной.

Качество образования в широком смысле -- соответствие образования (результата, процесса, технологий, образовательной системы) многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам. В узком смысле: уровень компетентности выпускников. Составляющие компетентности: мобильность, динамизм, конструктивность, умение действовать в ситуации неопределенности .

Школьное образование во-первых, готовит к жизни, какой она есть, к существующему порядку вещей, но готовит таким образом, что, во-вторых, человек оказывается способным вносить собственный вклад в этот порядок, вплоть до его реформирования.

Школа – место, где комфортно работать и общаться. Достойная оплата труда. Детям уютно, тепло, их ждут. Дети получат хорошее образование. Учителя и ученики не боятся, что их обидят. Уважение к детям. Хочется вернуться (прийти). Можно реализовать себя, может реализоваться ученик.

Каким должен быть педагог: Учитель – Человек, психолог, профессионал, яркий! Творческий! Любящий детей! Интересный человек! Справедлив, честен, имеет чувство юмора. Был здесь и был хорошим!

Тогда школа будет чувствовать гордость. Больше внешнего признания. Уверенность в будущем своем и школы. Работа школы помогла выпускникам адаптироваться в социуме. С гордостью говорили и родители, и ученики. Чтобы социальный заказ соответствовал реальности

Преподавание в сельской школе имеет свои особенности. С одной стороны, преимущества работы, с небольшой группой учащихся: реальные возможности осуществить индивидуальный подход к каждому школьнику. С другой стороны, затруднения, возникающие в условиях сельской школы и класса с малочисленным составом учащихся.

В процессе выполнения социального заказа в основной сельской школе возникают следующие проблемы:

Как адаптировать хорошо зарекомендовавшие себя в практике массовой школы формы, методы и средства обучения к обстоятельствам, сложившимся в малочисленных школах?

Как добиться эффективности этих методов в условиях проявления индивидуально-психологических особенностей детей, нестабильности типологических групп обучающихся, отсутствия соревновательности в усвоении знаний?

Как повысить качество знаний выпускников сельских школ, обеспечить правильную профессиональную ориентацию обучающихся, гарантировать им равные условия при поступлении в высшие и средние учебные заведения?

В классах с малой накопляемостью весь учебный день и каждую минуту урока ребята находятся под контролем учителя и в непосредственном контакте с ним. Поэтому учителю приходится реагировать на психологические особенности. Рациональное сочетание на уроке различных видов учебной деятельности способно снять психологические перегрузки. Рассмотрим некоторые особенности организации самостоятельной работы с обучающимися, имеющими ярко выраженный тип нервной деятельности. Обучающиеся с разными темпераментами различным образом воспринимают одно и тоже задание, по-разному приступают к его выполнению.

Для холериков характерно то, что их мысли и действия чаще всего находятся в соответствии. Поэтому если они не слушают, это сразу заметно. Если же они слушают или читают, то их внимание сконцентрировано на этом занятии. В непонятных местах они сами спросят – таков их характер. Поэтому если учитель корректировал действия холериков и сангвиников, то он может не бояться за работу этих обучающихся.

Ученики, которые отличаются медлительностью умственных действий (флегматики и меланхолики), не сразу переключаются на другой вид деятельности. Их мысли и чувства как бы отстают от происходящего, переживая и обдумывая ситуацию, предшествующую данной. Потому при организации работы с флегматиками и меланхоликами учитель должен своевременно переключить внимание этих обучающихся на предстоящую деятельность. Это может быть вопрос, есть ли что-то непонятное в условии задания, совет быть внимательнее или предложение вспомнить задачи, решенные накануне, либо краткая беседа – консультация. Такое короткое общение помогает обучающимся установить соответствие между собственными мыслями и требуемыми действиями .

Малая накопляемость классов, свойственная большинству современных сельских школ, предъявляет особые требования к построению учебного процесса. Изучение специфики малочисленного класса позв оляет определить особые организационно-педагогические факторы, которые положительно сказываются на ходе учебно-воспитательного процесса, облегчают выполнение педагогом своих функций, активизируют познавательную деятельность учеников.

Рассматривая особенности контингента учащихся в старших 10-11 классах, хочется отметить, что снижение числа учащихся в классе качественно меняет и работу учителя и деятельность учащихся. Учитывая то, что после выпуска из основной школы в 10 класс, в большинстве своём, приходят более подготовленные ребята и, за редким исключением, это серьёзные и ответственные молодые люди, работа с которыми показывает неоспоримые преимуществами в обучении и подготовке к ГИА.

1.Они выигрывают в создании атмосферы душевного комфорта.

2.Влияние учителя распространяется буквально на каждого.

3.Эти классы располагают благоприятными условиями – в них есть уникальная возможность научить каждого ученика различным формам работы.

4.У учащихся есть возможность выступить в роли учителя.

В малых классах почти отсутствует потеря времени на разного рода организационные и дисциплинарные отвлечения, которые в больших классах порой занимают до 5 минут времени урока. В таких классах каждый ученик постоянно находится в поле зрения учителя в позиции отвечающего, что само по себе ведёт к возрастающей эмоциональной нагрузке. И чем меньше учеников, тем больше контроль. Поэтому, во избежание эмоциональной перегрузки и формированию стресса ожидания, хорошо зарекомендовала себя практика когда в роли учителя выступает ученик, который может помочь разобраться в каких-то вопросах, в это время учитель работает индивидуально. Понятно, что такая форма работы не повседневна, она хороша при отработке навыков. Поэтому и малые классы требуют от учителя умения и готовности к постоянной перестройке в работе, умения разнообразить её, включить в работу каждого из учеников класса.

Учение – это целенаправленный и мотивированный процесс, поэтому задача учителя состоит в том, чтобы включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей.

Новизна в методах обучения и воспитания состоит в том, что учитель:

переходит с позицией носителя знаний в позицию организатора собственной познавательной деятельности обучающихся;

мотивирует познавательную деятельность ученика на уроке за счет коммуникации и добивается интереса к предмету;

организует творческие и самостоятельные работы на уроке;

использует коллективные способы обучения;

организует помощь в деятельности ученику;

создает ситуацию успеха;

организует гуманную систему взаимоотношений;

организует самоанализ деятельности ученика.

Таким образом, и малочисленные классы предъявляют повышенные требования в работе учителя и умению организовывать и управлять учебной деятельностью.

Общее количество учащихся в классах по очной форме обучения

5-9 классы девочки

10-11 девочки мальчики

Общее количество учащихся в классах по очно-заочной,

заочной формам обучения

Количество обучающихся (категория ребёнок-инвалид)

Обучаются по программам СКО

Обучаются индивидуально по медицинским показаниям.

Учащихся из неполных семей

Учащихся из многодетных семей

Учащихся из малообеспеченных семей

Получают социальную поддержку в виде бесплатного питания в школьной столовой, по местному бюджету (многодетные, неполные, опекаемые)

в т.ч.дети -инвалиды (через ЦСР)

Учащихся из семей социального риска

Учащихся из семей с безработными родителями

Учащихся из семей с родителями - неработающими

Воспитанники детского дома

Учащихся, проживающих в общежитии

Учащихся, проживающих за городом (подвоз)

Количество обучающихся, совершивших правонарушения

Количество учащихся, состоящих на ВУ.

Микрорайон имеет развитую социокультурную среду: детский сад, музыкальная и художественная школы, городская библиотека, культурно-музейный центр, спортивная игровая площадка, торговые комплексы (13 отдельных зданий), предприятия общественного питания (6), государственные учреждения (5).

В гендерном составе учащихся традиционно имеет место значительно смещение в пользу мальчиков в 1-9 классах (превышение в 1-4 кл. - 22%; в 5-9 кл. - 20%; в 10-11 кл. юношей на 8% меньше).

Большинство учащихся хорошо воспитаны, с любовью и уважением относятся к родителям, к семейным традициям, к социальному окружению. Ребята - открыты для общения, имеют свою позицию, умеют аргументировано ее отстаивать, коммуникабельны. С большим желанием ребята участвуют в общественно-значимых делах, в социальных проектах и практиках. Родителями активно поддерживаются пушкинская программа, кадетское (девять классов), миротворческое и добровольческое (10 отрядов), экологическое движения.

Из общего числа обучающихся имеют личные жизненные проблемы 10% (было 11%): опекаемые дети, дети из детского дома, дети из семей социального риска, дети с ОВЗ и др. В осложненных жизненных обстоятельствах проживает 48 % (было 45 %) обучающихся: неполные, многодетные, малообеспеченные семьи и др.



ТЕЛЕФОНЫ ГОРЯЧИХ ЛИНИЙ

Дистанционное обучение


Анализ наполняемости и состава контингента Центра образования района.

Наполняемость сформировывается из двух форм обучения: очная форма (с 7 по 11) и заочная форма (с 8 по 12). Далее классы заочной формы обучения делятся на классы Центра образования и ПЛ, ПУ №№ 25,42,89,116 Кировского района Санкт-Петербурга.

Процесс наполняемости классов проходит в течение всего учебного года. Большой рост учащихся в основном происходит в дневных классах.

Если проанализировать сеть ОУ в течение 4-х лет, то количество классов очной формы обучения увеличилось. В 2011-2012 очных классов было 6,начиная с 2012 года их стало 9. Но и заочная форма постоянно пополняется учащимися до конца учебного года.

Образовательные и социальные задачи, решаемые центром образования в настоящее время.

Формирование образовательной среды, позволяющей создать современную модель центра образования, которая создаст условия для достижения всеми нашими выпускниками уровня, предусмотренного перспективной моделью выпускника школы и для обеспечения качественно нового уровня подготовки учащегося к жизни и труду.

Мы опираемся на уже апробированные и проверенные временем уровни сформированности компетентностей на разных этапах образовательной деятельности учащихся.

Отличительной особенностью развития является обеспечение интеграции двух образовательных систем – общего образования и начального профессионального. На практике это реализуется посредством взаимодействия двух типов учреждений - образовательного центра и профессиональных лицеев (училищ).

Сотрудничество нашего центра и ПУ района (а на сегодняшний день мы имеем договоры с 4 из них- 25, 42, 89, 116) продолжается уже шесть лет – с 2004 года, когда в школе был создан первый Учебно-консультационный пункт на площадке ПУ района. К 2008 году в связи с переходом ко всеобщему полному среднему образованию возникла необходимость внесения корректив в работу с ПУ. Школой и училищами был разработан и согласован КО совместный учебный план, предполагающий не только овладение профессией, но и получение ПСО за 2 года. Центр предоставляет учащимся возможность выбирать формы получения образования - это очная, очно-заочная (вечерняя), заочная и экстернат. Для каждой из них существует учебный план, разработанный на основе Базисного учебного плана.

Для работы в условиях переходного периода мы смогли создать учебный план, позволяющий детям, уже начавшим обучение в ПУ получить ПСО в порядке экстерната в течение 1 года. Таким образом, в результате совместной работы школы и ПУ при переходе к полного среднего образования мы не потеряли учащихся. У нас в районе нет отсева. Дети, идущие в ПУ, имеют возможность выбирать свой образовательный маршрут – либо они идут на специальности, где ПУ дает среднее образование, либо учатся только профессии, а образование получают в школе.

Выполняя социальный заказ, образовательный Центр создает предпосылки для дальнейшего процесса социализации личности, приобщает учащихся к культуре, здоровому образу жизни, развивает у них активную гражданскую позицию.

В Центре работает творческий педагогический коллектив, имеющий потенциал и реальные возможности для обеспечения результативности своей работы. Создана особая формирующая образовательная среда, которая оказывает позитивное, стимулирующее влияние на учащихся. Благодаря этому у них повышается мотивация учебной деятельности, и в результате сокращается число прогулов, снижается отсев. За последние четыре года достаточно большое количество учащихся исправились, их сняли с учета ВШК, ОДН, КДН.м Очень много времени приходится уделять учащимся, состоящим на учете в ОДН. ОУ постоянно сотрудничает с инспектором ОДН Кировского района

Центр помогает определиться с дальнейшим образовательным маршрутом. Выпускники заочной формы обучения поступают в ВУЗы (более 70%). Выпускникам 9-ых классов также помогают в определении их образовательных потребностей, хотя ранее им казалось, что это не возможно.

Сильной стороной нашего Центра является гибкость форм обучения, умелое сочетание урочной и зачетной системы, индивидуальных и групповых занятий, доброжелательный подход к ученикам, стремление вдохнуть в них силы и способности, помощь в социальном становлении.

Пути дальнейшего развития в сети района на наш взгляд должны содержать в себе реализацию прав учащихся на получение качественного образования подростками и молодежью (как работающей, так и не работающей) используя вариативность и свободу выбора в образовании, а также обеспечение социальной защиты, адаптации и реабилитации учащихся с учетом их индивидуальных познавательных возможностей и способностей, оказания им психолого – педагогической поддержки.

Читайте также: