Особенности цветового решения школьных интерьеров

Обновлено: 05.07.2024

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Интерьер основных школьных помещений

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Учебные помещения школ должны иметь естественное освещение. Можно освещать вторым светом коридоры, но они не должны выполнять функцию рекреационных помещений, а также зоны умывален, душевых и раздевалок спортивных залов. Искусственное освещение используется только для актовых залов, гардеробных для преподавателей и учеников, душевые и санузлы для работников столовых, подсобные и технические помещения, различные кладовые. Направление света в учебных классах располагается с левой стороны. Допускается устраивать вспомогательные световые проемы справа и сзади, при главном свете-слева, а также создавать дополнительный верхний свет.


В целом, интерьер школьного здания имеет сложную пространственную структуру, которая отличается большим количеством помещений различного назначения и площади: классы, кабинеты и лаборатории, рекреационные залы, вестибюли и гардеробные, столовая, актовый зал и гимнастический зал, многочисленные кладовые и обслуживающие помещения. Большую роль в решении интерьера выполняет организация циркуляции учащихся по территории школы и развитие пространства, использование осветительной аппаратуры, мебели, оборудования, использование фактуры и цвета отделочных материалов. Итак рассмотрим интерьер основных помещения

Интерьер учебных классов школы








Интерьер актового зала школы




Интерьер столовой школы





Интерьер спортивного зала школы





Интерьер вестибюля школы




Интерьер библиотеки школы




Интерьер зоны рекреации школы








Таким образом, различным интерьерам помещений школы предъявляются определенные требования для достижения противопожарной безопасности, зрительного и эмоционального комфорта.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выбор цветового решения помещений, как основа здоровьесберегающего дизайна школы.

Мы редко задумываемся над тем, какое значение имеет применение того или иного цвета на уроке. Выбор фона для наглядных пособий, цвета мела или заголовка для стенгазеты, объявления да и нашей одежды, как правило, произволен. Это касается и интерьера класса. А ведь настроение, поведение, самочувствие ученика тесно связаны с цветовой гаммой окружающей среды.

При оформлении школьного интерьера, прежде всего нужно думать о здоровьесбережении детей, эстетическом оформлении. Не стоит забывать, что школа- детское учреждение, а не офис. Школа должна оформляться светлыми, чистыми, жизнерадостными, обучающими, гармоничными цветами.

Чтобы решать данные задачи, учителям необходимо грамотно разбираться в цвете.

Цветне является чисто физическим признаком предметного мира. Ведь цвет – это энергия, которая оказывает на человека психофизиологическое воздействие. На протяжении нескольких столетий ученые-физики доказывают, что цвета в природе нет. Окружающий нас мир бесцветен, как черно-белое кино. И лишь некоторые животные, в том числе и человек имеют хитрую оптику - глаз, превращающий свет в цвет. Цвета которые окружают нас, являются самыми содержательными, самыми эмоциональными элементами окружающей среды, воздействующими как на наше сознание так и подсознание. Происходит это мгновенно и помимо нашей воли. В предаваемых цветом ощущениях скрыты природные ассоциации, заложенные в нашем сознании почти на генетическом уровне – так называемая память предков. Потом следуют более тонкие слои личных ассоциаций в цветовых воспоминаниях. От того, какие природные особенности, какие краски окружают человека в детстве, зависит, в определенной мере, и цветовое пристрастие человека.

СанПином разрешены цвета для детских образовательных учреждений на текущие пять лет: пастельные-зеленые, голубые, желтые, бежевые, розовые и белые оттенки. Эти цвета рекомендуется использовать в оформлении стен, потолков, пола. Остальные цвета могут использоваться, но в небольшом количестве.

Так же современные классы нежелательно перегружать мебелью, чтобы не затемнять помещение.

При выборе цвета необходимо знать основные законы оформления школьного интерьера.

Первый закон говорит о теплохолодности цвета. Благодаря этому закону, мы можем в интерьере класса изменить ощущение от теплых и холодных цветов. На физиологическом уровне происходит изменение или понижение кровообращения . То есть человек воспринимает цвет кожей (явление синтезации). Теплые цвета помогают человеку переносить холодные температуры, холодные цвета – высокие температуры. Благодаря окрашенным стенам в голубой колер, можно понизить ощущение температуры на 2-3 градуса, А окрасив стены желтым теплым цветом – температура будет казаться на 2-3 градуса выше, чем она есть на самом деле.

Второй закон дизайна рассказывает нам о выступающих и отступающих оттенках. Теплые оттенки приближают, холодные – отдаляют. Можно с помощью цвета увеличить или уменьшить помещение визуально.

Третий закон говорит нам о возбуждающих и успокаивающих оттенках. Благодаря этому закону был выбран общемировой стандарт школьной доски.

Современные дизайнеры рекомендуют использовать зеленые, приглушенные по оттенку доски, поскольку ученики несколько часов смотрят на это большое цветовое пятно, зеленый цвет воздействует успокаивающе. К тому же белый шрифт лучше считывается с зеленого или синего приглушенного фона.

Четвертый закон говорит об активных и пассивных цветах.

Все теплые цвета относятся к активным цветам усиливают жизнедеятельность организма, возбуждают и поднимают настроение, увеличивают мышечную работоспособность, влияя тем самым на трудовые процессы. Холодные цвета относятся к пассивным, замедляющим жизнедеятельность организма, пассивные цвета успокаивают и даже угнетают психику человека.

Спортивные залы рекомендуется оформлять активными цветами, поскольку они будут стимулировать двигательную активность ребенка. В классах нам нужны активные учащиеся. Исходя из этого и цвета надо подбирать активные, если позволяет температурный режим помещения. А вот школьные рекреации можно оформлять успокаивающим расслабляющими, пастельными оттенками: голубыми, зелеными.

Пятый закон гласит о тяжелых и легких цветах. Все темные цвета относятся к тяжелым и действуют на психику человека угнетающе.

Легкими называются цвета, обладающие небольшой насыщенностью. Поэтому школьные интерьеры должны оформляться пастельными светлыми оттенками. К тому же этот подход в дизайне будет решить еще одну серьезную проблему: нехватку солнечного света. В осенний, зимний и весенний пасмурный период в нашем регионе мало солнца. В классах наблюдается большая затенённость. Эту проблему можно решить с помощью подбора правильного цвета. Рекомендуется столы классов оформлять пастельными активными желтыми оттенками, так же желтый цвет считается самым ученическим, школьным в мире. Он идеально подходит для образовательных учреждений. Желтый цвет дает прямую ассоциацию солнечного света. Так же он способствует пониманию, поэтому его используют для оптимизации учебного процесса.

Этот цвет поддерживает у учащихся немереные учиться, особенно учиться считать. Желтый цвет способствует интеллектуальному развитию детей. Стимулирует умственные способности учащихся. Желтый – это приятный заряд бодрости, добродушия, обретения внутреннего равновесия. Этот цвет помогает облекать образы, мысли в слова.

Так же желтый цвет оказывает на организм человека лечебный эффект. Поскольку желтый ассоциируется с солнечным цветом, он способствует быстрому выводу человека из депрессии.

Но нужно помнить, что отдельные цвета можно использовать в определенных ситуациях. Голубой – ослабляет напряженность, поэтому эффективен для мест, где решаются спорные вопросы, где часты конфликтные ситуации. Розовый, абрикосовый пастельный оказывает успокаивающее действие в помещениях, где царит шум, и люди постоянно перемещаются с места на место, его рекомендуют применять в работе с подростками.

Если необходима высокая концентрация внимания и значительные умственные усилия, можно использовать энергию бирюзового пастельного цвета. Светлый бирюзовый цвет способствует выразительности и плавности речи учащихся, помогает облекать образы и мысли в слова, что с успехом можно использовать в школьных кабинетах, где приходится много писать и формулировать (кабинеты русского языка и литературы, логопедический кабинет).

В помещениях, где царит суета, где все находятся в постоянном движении, в качестве окраски стен уместны спокойные, пастельные тона синего, зеленого и бирюзового цветов.

Когда во время учебного дня может возникнуть перевозбуждение, в это случае полезно смотреть на спокойный зеленый цвет, например комнатные растения.

Коричневый цвет по возможности нужно исключить из школьного обихода, особенно школьную коричневую доску, так как коричневый цвет угнетает любую творческую и мыслительную деятельность.

Отрицательно на учащихся воздействуют и черные школьные доски, вызывающие депрессию. Черный производит сильное угнетающее и тормозящее действие на психику ребенка.

Красный цвет увеличивает мускульное напряжение, повышает артериальное и внутриглазное давление, учащается пульс и дыхание. Вместе с увеличением силы мышц, красный цвет увеличивает скорость движения, вплоть до суетливости. В начале работы красный цвет сильно повышает работоспособность, но затем быстро вызывает утомление и она падает.

Красный цвет вызывает возбуждение, волнение беспокойство, усиливает нервное напряжение, повышает уровень тревоги. Его надо осторожно и ограничено использовать в школьных интерьерах.

Оранжевый – цвет пылкий и блестящий, цвет огня и солнца. Он согревает, стимулирует и так же порождает возбуждение, но не внешнее, а внутреннее, мягкое и приятное. Оранжевый цвет создает ощущение веселья, радости, благополучия, усиливает жизнерадостность и чувство полноты жизненных ощущений, укрепляет волю ученика, делает его терпимым по отношению к другим. Активно стимулирует физиологические процессы – повышается мускульная сила, трудоспособность, усиливается деятельность вегетативной нервной системы. Этот цвет несколько ускоряет кровообращение, но не вызывает повышения артериального давления, а пульс и частоту дыхания учащает весьма незначительно.

Гораздо сильнее оранжевый цвет действует на пищеварение: он резко повышает аппетит.

Именно поэтому он рекомендуется для окраски интерьеров школьных столовых. Однако следует помнить, что его не должно быть много (не рекомендуется окрашивать стены). При избыточном количестве он может вызвать перевозбуждение, головную боль и головокружение.

Голубой цвет снижает артериальное давление и мускульное напряжение, делает дыхание более редким. Несколько снижает частоту и силу пульса. Очень интенсивно влияет на восприятие времени и пространства, причем время удлиняется, а пространство расширяется. В психологическом плане – успокаивает, понижает уровень тревоги, расслабляет. При избыточном применении может вызвать переутомление, головную боль, ощущение холода и тоски.

В заключении хочу заметить, что к цветовому решению школьных интерьеров необходимо относиться очень ответственно и серьезно, так как наша задача создать комфортный, здоровьесберегающий, красивый, современный интерьер. А здоровые дети – это благополучие общества.

В статье представлен материал как грамотно,современно и функционально использовать пространство в стенах школы.

ВложениеРазмер
statya.docx 22.37 КБ

Предварительный просмотр:

Эстетичность и функциональность школьного интерьера

Правильная организация пространства в школе - это комфорт пребывания детей и удобство работы персонала. А интерьер - это понятие многоплановое, обладающее огромной силой воздействия на человека.

Центральное место в холе отведено зоне ресепшн, где, как правило, находится стойка, за которой располагаются сотрудники. Для их размещения не требуется много места, главное — это чтобы стойка кроме функциональности была достаточно презентабельна.

При входе всегда привлекает внимание красиво и гармонично оформленная информация. Информационные стенды — традиционные средства наглядной педагогической пропаганды. Они всегда должны быть в центре внимания. Их отличает необычная форма, красочность, удобство и многофункциональность в использовании. Также уместны приветливые обращения, выражения признательности, разъяснительные тексты о целях, задачах, приоритетах школы. Грамотно оформленные стенды — огромная помощь в организации работы учителей и администрации школы в воспитании детей.

Окраска помещений, освещение, меблировка, оборудование, оформление стен, окон, расстановка растений, оказывают на людей значительное влияние.

Цветники в специальных поддонах или просто группы растений непременно украсят школьные рекреации. Правильно подобранные и расположенные в помещении растения создают экологически и психологически благоприятную среду, положительно влияют на настроение людей, придают помещению своеобразный колорит и создают уют. При размещении растений нужно учесть легкую доступность для ухода за ними. Поэтому в рекреациях школы удобно создать островки комнатных растений. Дополнением к оснащению зеленых уголков станут банкетки. Окраска их может быть яркой, праздничной.

Безусловно, не последнюю роль в эстетическом оформлении школы играют красиво оформленные окна. В первую очередь надо начать с замены оконных блоков, если есть в этом необходимость. Современные стеклопакеты красивы, являются настоящим украшением помещения, а если оформить их при помощи жалюзи, то эффект будет гораздо более впечатляющим.

Жалюзи для школы являются наиболее эффективным решением по сравнению со шторами, поскольку сами учащиеся привыкли видеть последние у себя дома. По этой причине шторы у них не ассоциируются с образовательным процессом, а, наоборот, формируют для них домашнюю расслабленную атмосферу. А жалюзи воспринимаются более серьезно и располагают к официально-деловому стилю. Создается более предпочтительный вид. По этой причине жалюзи теперь можно встретить практически в любой школе.

Оформление школы включает в себя как декор коридоров, так и непосредственно кабинетов, где проводятся уроки.

Школьный класс оборудуется по действующим нормативам и в зависимости от возраста обучающихся имеет соответствующих габаритов мебель. Нельзя забывать, что класс — это рабочая комната, и цвет должен способствовать продуктивной учебе, не отвлекая внимание резкими пятнами насыщенных тонов. Следует также избегать пестроты, не перегружать пространство наглядными пособиями, не имеющими к уроку отношения. Ненужными будут и яркие вставки, хотя они и снимают цветовое утомление, усталость. Этим целям служат места для проведения перемен.

Оформление кабинетов начальной школы должно быть эстетичным, продуманным и выполненным в едином стиле. Желательно при оформлении кабинетов начальных классов уделить внимание государственной символике и здоровому образу жизни и правил ПДД. Наличие методических материалов должно быть минимальным, преобладают элементы, отражающие успехи класса, посвященные творчеству учащихся, игровые задания, пробуждающие интерес к учебе.

Кроме учебных кабинетов, где дети получают знания, у обучающихся в школе всегда должно быть место, в котором они могут раскрыть свои творческие способности, а учитель имеет возможность организовать внеклассное мероприятие. Сегодня каждая современная школа имеет конференц-зал. Его оформление должно начинаться с мысли о функциональности.

Конференц-зал сочетает в себе возможности проведения презентаций, совещаний, конференций, мероприятий с общественностью и просмотра видео со звуковой поддержкой. Для таких мероприятия, необходимо, чтобы конференц-зал был оснащен всей необходимой аппаратурой. В связи с функциональным предназначением, цветовое решении представляет собой светлые тона. Мебель лучше всего делать на заказ с учетом индивидуальных особенностей помещения. Кроме того, она должна быть удобной и практичной, должна иметь презентабельный внешний вид. Можно выбрать один большой стол классической формы, либо использовать модульные столы и удобные стулья. А вдоль стены помещения могут разместиться стенды с информацией об уже выполненной работе или планах на будущее. Оживить конференц-зал помогут живые цветы, которые немного смягчат официальную обстановку.

Актовый зал можно оформить в строгом классическом стиле, подчеркнув торжественность или же обратиться к популярным в наши дни направлениям. В актовом зале проводятся торжественные мероприятия, праздники, вечера, собрания, встречи. Здесь может собираться почти вся школа. Его главным составляющим является сцена. Необходимо точно продумать цвет, занавес, оформление задника — к красным датам календаря, выпускному вечеру, тематическим вечерам. В архитектуре вряд ли можно многое изменить: освещение, стулья, занавеси обычно заданы и остается лишь отдельными деталями видоизменить облик пространства. За счет передвижных софитов возможно увеличивать освещенность сцены, выхватить светом отдельные фрагменты. Любое торжество украсят цветы, обилие декоративных растений на сцене, хорошо начертанный лозунг, боевой призыв. Этому и нужно уделить внимание.

Чтобы решить вопрос, как оформить школьную столовую, нужно включать не только фантазию, но и придерживаться определенных норм, которые соблюдать в этом помещение просто необходимо. При этом важно чтобы место, где проходит непосредственно прием пищи: было просторное, уютное, светлое, а атмосфера всячески стимулировало к приему пищи.

Столовые обычно решаются в жизнерадостных тонах. Здесь как нельзя к месту использовать красные, оранжевые, желтые краски в отделке стен, подборе мебели. Хороши репродукции натюрмортов, пейзажных зарисовок, графика. Декоративные фрагменты также создадут настроение. Однако надо всегда помнить, что чистота и гигиеничность — обязательные условия, которые должны соблюдаться в столовой.

Отдельно стоит сказать о том, какую роль играет оформление школьной библиотеки. Главная задача данного хранилища книг – обеспечить учеников учебниками и книгами для чтения по школьной программе. Школьная библиотека обслуживает своих читателей на протяжении всех тех лет, что они посещают образовательное учреждение. Для этого необходимо оповещать читателей о различных событиях. Ведь очень важно, чтобы все мероприятия были замечены посетителями, и они имели возможность следить за всеми новинками. Тут на помощь придет творческий дизайн. Оригинальным и ярким должно быть оформление стендов школьной библиотеки. Мебель для школьной библиотеки заказывается по индивидуальным эскизам, либо же выбирают из представленного ассортимента. Необходимо при выборе столов и стульев для учеников учитывать их анатомические особенности. Важно, чтобы стеллажи вмещали максимальное количество книг, и обеспечивался легкий доступ к желаемому тому.

Ещё одно немаловажное помещение в школе – музей. Школьный музей традиционно является одним из средств патриотического воспитания, поскольку он обладает огромным образовательно – воспитательным потенциалом. Основным признаком музея является наличие экспозиции, которые должны быть размещены соответствующим образом и выставлены для обозрения.

Оформление помещения, отведенного под музей, зависит от его тематической направленности и функциональности. Необходимо использовать для оформления школьного музея витрины и стенды. Первые защитят экспонаты от возможных повреждений, а вторые сделают подачу материала более наглядной. Важно продумать и цветовое решение. Обычно стены и потолки в музеях имеют нейтральные оттенки, которые не привлекают к себе излишнего внимания.

Добиться гармоничности обстановки, ее цветового ритма — одна из трудных задач в оформлении школьного интерьера. Но именно решение этой задачи и дает наибольший результат.

Комплексное решение дизайна школы позволяет организовать гармоничное образовательное пространство. Обучающиеся, переходя из одной зоны в другую, будь то учебный кабинет, столовая, рекреация, библиотека чувствуют себя одинаково комфортно и уверенно везде. Комфортные условия значительно повышают эффективность образовательного и воспитательного процесса. Подросток находится в безопасном, светлом, красивом, удобном пространстве, позволяющем, как сосредоточиться во время обучения, так и расслабиться на переменах и творческих мероприятиях. Известно, цвет создает настроение. Именно в стенах школы, где проводится едва ли не большая часть времени, ребенок имеет уникальную возможность быть внутри полной цветовой гаммы красок. Необходимо сделать атмосферу комфортной и уютной, чтобы детям было интересно учиться и приятно находиться в стенах школы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Умело и грамотно подобранный цвет классной комнаты, с учетом его свойств, поможет добиться в нем не только гармонии, уюта, успешности но и сохранения психологического здоровья обучающихся. Пренебрегая свойствами цвета и его психологией можно впасть в крайность – сделать помещение унылым и невыразительным, или наоборот, излишне пестрым для ежедневного восприятия, а, следовательно, утомляющим глаза и мозг.

Доказано, что грамотно подобранный цвет для классного помещения, повышает эффективность учебной деятельности, влияет на умственные способности, а также на самочувствие и здоровье. Цветовая символика имеет давнее происхождение, возникнув в те времена, когда человек научился добывать, и использовать природные краски. Концепция цвета была выработана Гетте: все темные цвета успокаивают, светлые возбуждают. Из тьмы выходит первым синий цвет, из света – желтый. Это основные цвета, из них идут остальные. Цвета могут оказывать физическое (очень мимолетное) и психическое (при рассматривании определенного предмета) воздействие.

В настоящее время можно выделить три подхода к определению понятия цвет- это:

- механический подход И. Ньютона,

-феноменологический подход Э. Геринга,

- эстетико-феноменологический подход Гёте.

Беккер в 1953 году показал, что цветовое видение связано как с корой, так и с подкоркой головного мозга. Способность различать цвета, их идентификация, распознование и эстетическая реакция — все это является функцией коры; с другой стороны, различение цвета связано с различением контраста и влиянием на физиологические системы через средний мозг.

Гавриленко О. Н. выявил связь между цветовым предпочтением, личностной и ситуативной тревожностью у испытуемых. По его сведениям, лица с высокой личностной тревожностью предпочитают желтый цвет, а с высокой ситуативной тревожностью — предпочитают красный и отвергают синий.

Н. В. Серов говорит о трех уровнях информационно-энергетического влияния цвета на человека:

а) сознательный (дорожный знаки);

б) подсознательный (красный — отвага, синий — разум);

в) бессознательный (красный — ускоряет пульс).

Существует множество захватывающих идей и исследований о связи мифологии с семантикой цвета в разных цивилизациях.

Промежуточное положение между двумя последними занимает точка зрения ряда психологов, изучающих воздействие цвета на человека. Когда мы оформляем или окрашиваем классную комнату, то влияем на цветовое решение помещения, а это цветовое решение в свою очередь влияет на тех, кто в нём находится. Вот почему одно помещение вызывает у нас хорошее, легкое, приподнятое настроение, в другом мы чувствуем – угнетенность, оно подавляет, сдерживает. Цвет может оказывать разное психологическое воздействие на человека – то он возбуждает в нас чувство холода, а то теплоты, он может придавать бодрости или наоборот, усталости, легкости, тяжести или раздражения.

Цветовое решение в оформлении классных комнат играет немаловажную роль при планировании интерьера и его дизайна. Грамотное цветовое решение интерьера классной комнаты — весомая часть успеха выполняемой в ней деятельности. При разумном подборе основных цветовых оттенков, акцентов и цветовых пятен интерьер приобретает ту самую необходимую атмосферу уюта и настроения. При неправильном подборе цветовой гаммы может не состояться любой проект, даже самый интересный и хорошо продуманный. Иными словами, все зависит от цветового решения интерьера. Цвет – феномен загадочный. Он сопровождает нас повсюду каждое мгновение. Даже во сне и с закрытыми глазами мы не перестаем видеть цвета. Цвет- источник многих парадоксов мышления.

Феномен цвета значительно богаче, чем он представлен в психологии в настоящее время. К цветовым явлениям следует относить не только воспринимаемые человеком цвета, но и цвет в представлениях и сновидениях, индивидуальное предпочтение цвета, естественные символические значения цветов, воздействие различных цветов на психологическое состояние человека. Вот два примера того, насколько сильно влияние цвета на человека: первый - производитель должен изучать с этой точки зрения спрос, чтобы обеспечить себе успех и выйти победителем в конкурентной борьбе. Если он занимается производством сахара, то знает, что он должен упаковывать свою продукцию в голубую тару, или, по крайней мере, голубой цвет должен присутствовать на упаковке; что следует решительно избегать в данном случае зеленого цвета. Выбор цвета на упаковке объясняется тем, что психологическое ощущение сладости связано с синим цветом, зеленый же вызывает ощущение вязкости и липкости. А вот работники авиакомпаний наоборот используют спокойные, релаксирующие цвета для отделки салонов самолетов.

Когда встаёт необходимость подбора цветов для оформления учебного помещения лучше использовать специальную палитру — каталог различных цветов, или веер. С помощью такой палитры очень просто выбрать необходимые цвета и проверить, насколько гармонично они сочетаются между собой. Такие меры тем более необходимы, если вы хотите получить достойную цветовую гамму для вашего учебного кабинета и создать в нём необходимую атмосферу.

Перед тем как подбирать цвета, следует помнить, что для интерьера классной комнаты существуют свои ограничения обозначенные в САН ПиН. Это обусловлено тем, что каждый цвет по-разному влияет на психику человека. Особенно об этом не стоит забывать при оформлении классных комнат для младших школьников. Слишком яркое и пестрое оформление может сильно нагружать психику ребенка. Не стоит делать комнату очень яркой, как бы этого ни хотелось.

Эмоциональное воздействие цветов можно определить благодаря вашим ассоциациям относительно каждого из них: так, например – синий – холодный. От зрения восприятие цвета идет на органы и доходит до тактильных ощущений.

Цвет оказывает влияние на кровяное давление – оно повышается от синего к зеленому, к желтому и красному (в совокупности и по отдельности), обратный процесс при обратном предъявлении.

Хорошо известен эксперимент, проведённый Х. Вольфартом (Канада). Он показал своим студентам на несколько минут карточку с изображением ярко- красного цвета. До и после эксперимента он измерил пульс, давление крови и частоту дыхания. Произошло то, что и следовало ожидать. При рассматривании оранжево-красного цвета эти вегетативные функции повысились. Когда студентам был показан темно-синий цвет теста Люшера, их нервная система реагировала обратным образом. Наступало успокоение. Пульс становился спокойнее, давление крови снижалось, а дыхание замедлялось.

Воздействие отдельных цветов, вызывает определенные впечатления и состояния у человека. В своё время Гете проводил параллель между цветовой гармонией и гармонией психики. Как только глаз видит какой-нибудь цвет, то приходит в деятельное состояние. Его природе свойственно создать другой цвет, который вместе с данным содержит цельность цветового круга. Так и душа человека стремится к цельности и всеобщности. Эти положения Гете, во многом предвосхищают результаты экспериментальных исследований С.В. Кравкова связей между цветовым восприятием и деятельностью вегетативной нервной системы (ВНС) человека.

Остановимся на традиционных представлениях о значении цветов известного ученого-психолога. Рассмотрим одну из основных классификаций цветовых значений- М. Люшера.

1. Темно-синий: покой, слияние, объединение, гармония, начало координат, любовь (матери и младенца). Темно-синий — это небо и первичный океан, где зародилась жизнь. Это состояние блаженства еще не родившегося ребенка. Созерцание синего оказывает успокаивающее воздействие на центральную нервную систему. Кровяное давление, частота пульса и дыхания снижаются. Тело настраивается на релаксацию и восстановление, так что потребность в этом цвете повышается в периоды болезни и истощения. В психологическом плане также усиливается чувствительность, ранимость.

2. Темно-зеленый: символ — росток, пробивающийся сквозь асфальт.

4. Лимонно-желтый: символ — расширяющийся луч солнца, изменение, новые горизонты, творчество, гибкость, растворение, отзывчивость на внешние стимулы, все проникновение, радость.

Основными чертами желтого является его яркость, отражательная способность, лучезарность и необоснованная жизнерадостность. Желтый выражает несдержанную экспансивность, расслабленность и разрядку. Желтый символически соответствует приему солнечного тепла, возвышенному сиянию чаши Грааля, духу жизнерадостности и счастью.

5. Фиолетовый: слияние красного с синим, искусство, мистичность, необычность, гармония духовности, перерождение, рождение нового, удвоение сущности, хрупкое динамическое равновесие. Данный цвет в преизбытке вызывает депрессивное состояние.

6. Светло-коричневый (сочетание красного и черного, желтого и черного): тревога, беспокойство, болезнь, неприкаянность, неуверенность, переживание неуютности, физический и психологический дискомфорт, важность соматических ощущений.

7. Черный: символ — коллапс, пустота, ночь, смерть, уничтожение, является усилителем стоящего рядом цвета — эксцентричность. Это самый темный цвет, или отсутствие цвета вообще. Он выражает идею угасания бытия. Черный как отрицание означает отречение, отказ, завершенность.

В случаях предпочтения человеком одного цвета и отвержения другого, выявляется существование определенного состояния души, гармонию баланса или того и другого - это отношение является универсальным и оно существует независимо от расы или пола, т.к. человек длительное время был открыт природным цветам.

Кроме психологии цвета надо обращать внимание на форму – одни цвета поглощают форму (желтый, белый), другие ею поглощаются (синий черный). Цветовое решение интерьера учебных комнат может визуально, как расширять пространство, так и сужать его, делать меньше, теснее. С помощью цвета можно придавать интерьеру прозрачность и массивность, раскрытость или замкнутость. Вот, к примеру, если в интерьере классной комнаты будут присутствовать: зеленый и его оттенки ? это будет способствовать развитию ребёнка; желтая цветовая гамма ? поможет усваивать знания; голубой и его оттенки ? в целом отвечают за продвижение карьеры. Как правило, окрашивать потолок рекомендуется в белый цвет, ведь он создает иллюзию воздуха, простора, в отличие от темных оттенков. Но, если в маленьком помещении, но очень высоком, потолок можно покрасить темными цветами, а стены сделать светлыми, холодные тона, комната при таком решении визуально будут казаться просторнее и ниже обычных размеров.

Окрашивание потолка в темный цвет оправдано только тогда, когда помещение высокое и узкое, но и в этом случае оттенок нужно подбирать очень и очень осторожно. При недостаточном естественном освещении, особенно в старых домах, используются для оформления теплые светлые оттенки и тона – оранжевый, белый, зеленый, бежевый, серый, голубой. Именно эти цвета отражают в 2 раза больше естественного света, чем другие цвета. В южных светлых городах используют для оформления комнат более темные цвета, ведь они поглощают избыток солнечного света – это голубой, терракотовый, темно-голубой.

Однако во всём необходимо соблюдать меру. Ниже представлены основные цвета и обобщенные вызываемые ими ассоциации, которые могут возникать при употреблении большого количества конкретного цвета в интерьере.

Красный (алый) — чаще всего ассоциируется с силой, энергией, властью, боем, борьбой. Уместно использовать частично, только в виде акцентных пятен в помещениях, где требуется постоянная активность, — спортзалах, го­стиных, кабинетах. Этот цвет неуместно использовать в местах отдыха, а особенно в детских комнатах отдыха. Исключения — в стилях авангард, ардеко и прочих, более агрессивных стилях, где красный может использоваться как один из основных цветов. Но даже там это редкость.

Желтый (слайд 1, 2) — чаще всего ассоциируется с солнцем, радостью, весельем. Это универсальный цвет, его можно использовать в оформлении классной комнаты. Но будьте осторожны с ярким, спектральным цветом — ярко-желтый, лимонный может сильно давить на психику, и человек, находящийся в этом помещении, будет быстро уставать.

Вообще использование чистых спектральных цветов может негативно сказаться на самочувствии. Гораздо уместнее для помещения использовать пастельные светло-желтые, бежевые цвета и охру.

Зеленый (слайд 4, 5, 6, 7, 8) Чаще всего под этим названием подразуме­ваются три различных зеленых цвета — салатный (желто- зеленый), травяной зеленый и цвет морской волны.

Салатный цвет — это цвет радости, детства, беспечности и ранней весны. Его можно применять в самых различных помещениях — от туалета до детской комнаты отдыха. Но даже в этом случае избегайте чрезмерно ярких и насыщенных оттенков.

Травяной зеленый чаще всего ассоциируется со спокойствием, умиротворенностью, величием. Больше подойдет помещениям, предназначенным для уединенного отдыха или сосредоточенной работы, — библиотеке, кабинету.

Цвет морской волны — сине-зеленый — ассоциируется с морем, прохладой, оказывает небольшое угнетающее действие. Данный цвет подойдет для мест отдыха, но не используйте его для учебных помещений, так как все оттенки синего (даже в таком сложном цвете) вызывают чувство сонливости и расслабленности.

Синий, голубой (слайд 9, 10, 11, 12) — эти цвета чаще всего ассоциируются со спокойствием, небом, водой, легкостью и воздухом (два последних пункта больше относятся к голубому цвету). Эти цвета уместно использовать в помещениях для отдыха — спальнях, детских, библиотеках, комнатах отдыха. Нежелательно присутствие синих тонов в рабочих помещениях. Синий цвет может нагонять сонливость.

Фиолетовый (слайд 18) цвет чаще всего вызывает чувство угнетения и депрессии. Данный цвет не рекомендуется использовать ни в каких помещениях. Возможны варианты использования лишь как акцентного цвета или цветово­го пятна в текстиле или декоре.

Сиреневые оттенки также могут вызывать легкие не­гативные эмоции, но не такие сильные, как в случае с фи­олетовым цветом. Сиреневые оттенки допускаются лишь в помещениях отдыха.

Розовые (слайд 19) тона чаще всего ассоциируются с кокетством, непосредственностью и имеют некоторый агрессивный оттенок, но его можно ограниченно использовать в помещениях для отдыха. Для детских комнат уместнее будет использование светло-розовых тонов, но не ярких, кричащих, а, наоборот, слегка приглушенных.

Черный и белый цвета чаще всего ассоциируются со светом и тенью, с добром и злом, радостью и печалью. Данные цвета рекомендуется использовать как цветовые пятна и в небольших количествах. Не стоит без особой необходимости и четких требований конкретного стиля использовать их в виде основных цветов интерьера.

Стоит отметить, что для каждого человека ассоциации с тем или иным цве­том индивидуальны, и вы можете выбирать цвета для будущих интерьеров самостоятельно, руководствуясь лишь вашим собственным вкусом. Однако к выбору цветовой гаммы для детских и учебных помещений следует отнестись особенно внимательно: дети очень воспри­имчивы и могут быть сильно возбуждены в помещении, выдержанном в красных тонах, или же более пассивны в комнате синего цвета. Как в детских и учебных комнатах, так и в других помещениях не­обходимо придерживаться золотой середины, конечно же, если яркая или монохромная черно-белая гамма не заложена в основу выбранного вами стиля интерьера.

Каким же может быть цветовое решение интерьера классной комнаты?

Синий цвет, наиболее предпочитаемый в интерьерах цвет, а все благодаря своему спокойному умиротворяющему воздействию. В природе мы наблюдаем сложные постоянно меняющиеся комбинации синего цвета – от нежного голубого до насыщенного черно-фиолетового. Оглянитесь вокруг – воздух, вода, глубина, даль, анодированная поверхность – все это оттенки синего. В помещении простой синий, как правило, выглядит довольно холодно, но если его разложить на сложные тоновые оттенки или соединить с желтым или красным, то воспринимается он совсем по-другому. Сочный насыщенный желтый с ярким синим, дают неожиданную комбинацию солнечного природного окружения, и мрачное сочетание синего и коричневого ассоциируется с небом и землей. Коричневые оттенки, бежевый цвет с синим, уместны для оформления спокойного и стильного помещения – гостиной, рабочего кабинета, детской или спальной комнаты. Синий – предпочтителен для залов заседаний – способствует организованности; в переизбытке негативен для детских комнат – меланхолия.

Если вы хотите использовать в оформлении своего интерьера голубой цвет, знайте, он придает комнате строгий, немного холодный вид, а еще делает ее просторнее, больше. Бледно – голубой положителен в спальной комнате и ещё помогает сдерживать эмоции болельщиков.

Фиолетовый цвет зрительно создает ощущение тяжести помещения, замкнутости, порой вызывает гнетущее, депрессивное настроение. А потому использовать насыщенный фиолетовый цвет в интерьерах без профессиональной поддержки дизайнера нужно очень и очень осторожно.

Хотите, чтобы ваша комната вызывала состояние покоя? Тогда самый лучший цвет – зеленый. Это цвет природы и листвы, это цвет свежести. Зеленый цвет благотворно влияет не только на психику, он снижает давление, а при умственном перенапряжении он влияет очень благотворно на мозги. Зеленый отлично подходит для оформления интерьеров комнат, но помещение, окрашенное или оклеенное обоями разбавленного зеленого, выглядит скучно, бездушно и нежизнеспособно. В зеленый лучше оформлять помещения, предназначенные для расслабления, отдыха. Темно – зеленый положителен в нежилых комнатах, в библиотеке, то есть там, где проводят много времени. Чтобы избежать перенасыщенности зеленого цвета лучше не использовать его в помещениях с большими широкими окнами, которые выходят к тому же в сторону зеленых парков, массивов.

Использование в интерьере желтого цвета способствует хорошему влиянию на мозг, зрения, желтый также снимает нервное напряжение, создает радостное настроение, солнечную живую атмосферу. Присутствие жёлтого цвета всегда увеличивает пространство помещения, делает его боле легким, просторным. В комбинации с белым – он не утомляет глаза, придает комнате воздушность. Даже самая маленькая, заставленная комната при помощи желтого и белого цветов может превратиться в светлую и просторную. Желтый – предпочтителен в салоне самолета, кухне, экзаменационных аудиториях. А белый- следует избегать в больницах и детских учреждениях.

Коричневый – создает уют, но располагает к расслабленности и отдыху – нельзя использовать в библиотеке, хорошо использовать в суде (как цвет незыблемости).

Бесспорно, цветовое решение интерьера играет важную роль. От того какую цветовую гамму вы предпочтёте в своём классе, как расставите цветовые акценты, будет зависеть непосредственно ваш профессиональный успех и успех ваших обучающихся.

Читайте также: