Ифигения в тавриде краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Краткое содержание оперы

Вдалеке слышаться удары грома, свинцовые тучи плотно затягивают утреннее небо, кое-где среди них просачивается свет бушующих молний. Жрицы и Ифигения искренне молятся богам, что б они усмирили свой гнев и отвели его от их обители, чтобы смилостивились над ними и не заставляли проливать кровь жертв. Молитвы их услышаны - буря стихает, но Ифигения всё равно взволнована и никак не может найти себе места. Накануне ей приснился неприятный вещий сон. В нём она видела родительский дворец, пылающий в огне, её отец был весь окровавленный, а рядом с ним стояла с ножом в руке мать, который потом вручила ей. Затем перед Ифигенией предстал её брат Орест, но когда она протягивает к нему руку помощи, на его груди начинает проступать кровавое пятно. Неужели это она его проткнула?

Таосу, скифскому царю, было пророчество, что он встретит свою смерть от руки чужеземца, поэтому всемогущий царь приказал умерщвлять каждого, кто хоть одной ногой ступит на его землю. Пока бушевала страшная буря, к берегам Скифии прибило разбитое греческое судно, на котором только два юноши сумели спастись. Выполняя приказ царя Ифигения должна принести их в жертву великой богине Артемиде. Юношей бросают в темницу, а Ифигения не узнаёт в греках своего брата Ореста и его верного друга Пилада.

Орест проклят – его мать убила его отца Агамемнона, а он в месть за отца убил свою мать, за что теперь его преследуют богини мести, и, к сожалению, теперь вместе с ним обречен на гибель и его лучший друг. Но для друга Пилада нет ничего лучше, чем разделить судьбу, пусть и с плохим концом, с Орестом. В темнице юный грек пытается уснуть, но сон его тревожный и беспокойный, постоянно является мать в окружении фурий. В холодном поту он просыпается и видит перед собой прекрасную Ифигению. Она пытается утешить его боль, расспрашивает о семье и родине, так и не догадываясь, что это ее кровный брат. Орест повествует ей о том, что произошло с его семьёй и говорит, что все погибли, кроме второй дочери царя – Электры. Ифигенией овладевает чувство нежности к чужеземцу, и она очень хочет спасти его от казни и передать вместе с ним на родину письмо своей сестре Электре. Но юный грек настоятельно просить спасти Пилада, так как он не заслужил такой смерти, а для него самого смерть будет как раз избавлением от душевных мук и терзаний.

И вот время жертвоприношения пришло – Орест распростёрся на алтаре, а жрица Ифигения готовится принести его в жертву. За миг до смерти Орест не в силах больше молчать рассказывает Ифигении, что он и есть её брат. В слезах жрица отбрасывает нож и крепко обнимает Брата. В зал вбегает разъярённый Тоас и требует, что бы Ифигения была наказана за то, что позволила сбежать из темницы чужестранцу. Ифигения отказывается выполнять приказы Тоаса и тогда он решает сам чинить правосудие - казнить неверную жрицу и её брата. Однако путь скифскому царю преграждает Пилад, прибывший на помощь другу с греческим войском. Он безжалостно убивает Тоасоса и принуждает скифское войско бежать. Общую радость усиливает появления Дианы, которая снимает проклятье с Ореста. Теперь счастливые брат и сестра могут вернуться в родные края.

Тавридой древние греки называли современный Крым. Там жили тавры — скифское племя, которое чтило богиню-деву и приносило ей человеческие жертвы, которые в Греции давно уже вышли из обычая. Греки считали, что эта богиня-дева — не кто иная, как их Артемида-охотница. У них был миф, при завязке и при развязке которого стояла Артемида, и оба раза — с человеческим жертвоприношением, — правда, мнимым, несовершившимся. Завязка этого мифа была на греческом берегу, в Авлиде, а развязка — на скифском берегу, в Тавриде. А между завязкой и развязкой протянулась одна из самых кровавых и жестоких историй греческой мифологии.

Действие — в Тавриде перед храмом Артемиды. Ифигения выходит к зрителям и рассказывает им, кто она такая, как спаслась в Авлиде и как служит теперь Артемиде в этом скифском царстве. Служба тяжела: всех чужеземцев, каких занесёт сюда море, здесь приносят в жертву Артемиде, и она, Ифигения, должна готовить их к смерти. Что с ее отцом, матерью, братом, она не знает. А сейчас ей приснился вещий сон: рухнул аргосский дворец, среди развалин стоит одна лишь колонна, и она обряжает эту колонну так, как обряжают здесь чужеземцев перед жертвой. Конечно, эта колонна — Орест; а предсмертный обряд только и может значить, что он умер. Она хочет его оплакать и уходит позвать для этого своих прислужниц.

Пока сцена пуста, на неё выходят Орест с Пиладом. Орест жив, и он в Тавриде; им назначено похитить кумир вот из этого храма, и они присматриваются, как туда проникнуть. Они сделают это ночью, а день переждут в пещере у моря, где спрятан их корабль. Туда они и направляются, а на сцену возвращается Ифигения с хором прислужниц; вместе с ними она оплакивает и Ореста, и злой рок своих предков, и свою горькую долю на чужбине.

Вестник прерывает их плач. Только что на морском берегу пастухи схватили двух чужеземцев; один из них бился в припадке и заклинал преследовательниц Эринний, а другой пытался помочь ему и защитить его от пастухов. Обоих отвели к царю, и царь приказал обычным чином принести их в жертву Артемиде: пусть Ифигения приготовится к положенному обряду. Ифигения в смятении. Обычно эта служба при кровавой жертве в тягость ей; но сейчас, когда сон сказал ей, что Орест погиб, сердце ее ожесточилось и она почти радуется их будущей казни. О, зачем не занесло сюда виновников Троянской войны — Елену и Менелая! Хор горюет о далёкой родине.

Ифигения выходит из храма с деревянной статуей богини в руках, навстречу ей — царь. Служение Артемиде — женское дело, царь не знает его тонкостей и послушно верит Ифигении. Очищение кумира — это таинство, пусть же стража удалится, а жители не выходят из домов, а сам царь займётся окуриванием храма, чтобы у богини была чистая обитель. (Это тоже правда: богиню нужно очистить от крови человеческих жертвоприношений, а чистая обитель ей будет в афинской земле.) Царь входит в храм, Ифигения с молитвою Артемиде следует к морю, за ней ведут Ореста и Пилада. Хор поёт песню в честь вещего Аполлона, наставителя Ореста: да, бывают лживы сны, но не бывают лживы боги!

Пересказал М. Л. Гаспаров. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература древних эпох, средневековья и Возрождения / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 848 с.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Тавридой древние греки называли современный Крым. Там жили тавры — скифское племя, которое чтило богиню-деву и приносило ей человеческие жертвы, которые в Греции давно уже вышли из обычая. Греки считали, что эта богиня-дева — не кто иная, как их Артемида-охотница. У них был миф, при завязке и при развязке которого стояла Артемида, и оба раза — с человеческим жертвоприношением, — правда, мнимым, несовершившимся. Завязка этого мифа была на греческом берегу, в Авлиде, а развязка — на скифском берегу, в Тавриде. А между завязкой и развязкой протянулась одна из самых кровавых и жестоких историй греческой мифологии.

Действие — в Тавриде перед храмом Артемиды. Ифигения выходит к зрителям и рассказывает им, кто она такая, как спаслась в Авлиде и как служит теперь Артемиде в этом скифском царстве. Служба тяжела: всех чужеземцев, каких занесёт сюда море, здесь приносят в жертву Артемиде, и она, Ифигения, должна готовить их к смерти. Что с ее отцом, матерью, братом, она не знает. А сейчас ей приснился вещий сон: рухнул аргосский дворец, среди развалин стоит одна лишь колонна, и она обряжает эту колонну так, как обряжают здесь чужеземцев перед жертвой. Конечно, эта колонна — Орест; а предсмертный обряд только и может значить, что он умер. Она хочет его оплакать и уходит позвать для этого своих прислужниц.

Пока сцена пуста, на неё выходят Орест с Пиладом. Орест жив, и он в Тавриде; им назначено похитить кумир вот из этого храма, и они присматриваются, как туда проникнуть. Они сделают это ночью, а день переждут в пещере у моря, где спрятан их корабль. Туда они и направляются, а на сцену возвращается Ифигения с хором прислужниц; вместе с ними она оплакивает и Ореста, и злой рок своих предков, и свою горькую долю на чужбине.

Вестник прерывает их плач. Только что на морском берегу пастухи схватили двух чужеземцев; один из них бился в припадке и заклинал преследовательниц Эринний, а другой пытался помочь ему и защитить его от пастухов. Обоих отвели к царю, и царь приказал обычным чином принести их в жертву Артемиде: пусть Ифигения приготовится к положенному обряду. Ифигения в смятении. Обычно эта служба при кровавой жертве в тягость ей; но сейчас, когда сон сказал ей, что Орест погиб, сердце ее ожесточилось и она почти радуется их будущей казни. О, зачем не занесло сюда виновников Троянской войны — Елену и Менелая! Хор горюет о далёкой родине.

Ифигения выходит из храма с деревянной статуей богини в руках, навстречу ей — царь. Служение Артемиде — женское дело, царь не знает его тонкостей и послушно верит Ифигении. Очищение кумира — это таинство, пусть же стража удалится, а жители не выходят из домов, а сам царь займётся окуриванием храма, чтобы у богини была чистая обитель. (Это тоже правда: богиню нужно очистить от крови человеческих жертвоприношений, а чистая обитель ей будет в афинской земле.) Царь входит в храм, Ифигения с молитвою Артемиде следует к морю, за ней ведут Ореста и Пилада. Хор поёт песню в честь вещего Аполлона, наставителя Ореста: да, бывают лживы сны, но не бывают лживы боги!

Кристоф Виллибальд Глюк / Christoph Willibald Gluck

Опера К. В. Глюка в четырех действиях, либретто Н. Ф. Гийяра при участии Б. Леблана дю Рулле (М. Ф. Л. Г. Леблана) по одноименной трагедии Г. де ла Туша.

Премьера: Париж, Королевская академия музыки, 18 мая 1779 г.; в России — Петербург, Зимний дворец, силами итальянской труппы, 30 ноября 1779 г.; на русской сцене — 1886 г. (?), Кусково (близ Москвы), домашний театр графа Н. Шереметева.

Действующие лица:

  • Ифигения, великая жрица Дианы в Тавриде (сопрано)
  • Орест, ее брат (бас)
  • Пилад, друг Ореста (тенор)
  • Тоас, царь Тавриды (бас)
  • Диана (сопрано)
  • Греческие жрицы, скифы, эвмениды и демоны, греки из отряда Пилада

Действие происходит в Тавриде (Скифия) по окончании Троянской войны (1208 год до н. э.).

История создания

Сюжет

Священный лес, окружающий храм Дианы. Слышны удары грома; разражается страшная буря. Свет начинающегося дня омрачен тучами, озаряемыми молниями. Ифигения и жрицы молят богов отвратить свой гнев от их обители, умерить жестокость варваров, заставляющих их проливать кровь жертв. Гроза в природе стихает, но продолжает бушевать в сердце Ифигении. Этой ночью ей приснился вещий сон: отцовский дворец в Микенах, объятый пламенем, окровавленный отец и мать с ножом в руке; этот нож мать вручила ей; перед Ифигенией предстал Орест, она протянула ему руку помощи, но по несчастной случайности пронзила брату грудь. Появляется испуганный Тоас: оракул предрек ему смерть от руки чужестранца, и царь скифов требует, чтобы кровь первого же чужестранца окропила алтарь богов. Вбегают скифы; боги послали им жертвы, двух юных греков. Ифигения молит своих богов избавить ее от исполнения ужасного долга, а скифы прославляют песнями и плясками своих богов. Стражи вводят закованных Ореста и Пилада, которых Тоас приказывает заключить в темницу.

Покои Ифигении. Она тронута несчастьем пленника, черты которого так напоминают ей дорогого брата. Вводят Ореста и Пилада, они бросаются друг другу в объятия. Ифигения объясняет, что она — их соотечественница и может спасти одного из них. Каждый радуется, что его друг будет жить. Орест заклинает Пилада поменяться с ним жребием — ведь он жаждет смерти, не в силах более выносить преследования эвменид. Борьбу благородных чувств прекращает Ифигения. Орест убеждает ее, что покончит с собой, если его друг умрет, и вынуждает согласиться на спасение Пилада. Тот, оставшись один, клянется спасти Ореста.

Музыка

Кристоф Виллибальд Глюк / Christoph Willibald Gluck

Ифигения стала жрицей Артемиды в краю диких скифов, в Тавриде. Скифский царь Тоас, которому предсказана гибель от руки чужеземца, отдал приказ умерщвлять каждого, кто ступит на берег его страны. С разбитого греческого судна спаслись двое юношей. Повинуясь Тоасу, Ифигения должна принести их в жертву Артемиде. Один из них — не узнанный ею брат Орест, второй — его друг Пилад. Орест переживает душевные муки. Мстя за гибель отца, он убил мать, и теперь его преследуют фурии. Ифигения испытывает странное чувство нежности к чужестранцу, который так напоминает ей брата. Пилад бежит из темницы, чтобы попытаться спасти Ореста. Когда Ифигения отказывается принести Ореста в жертву и узнает в нем брата, Тоас велит умертвить обоих. Пилад поражает Тоаса мечом. Артемида останавливает скифов, бросающихся на цареубийцу, и возвещает волю богов: Орест прощен и может вместе с Ифигенией вернуться на родину.

Читайте также: