Особенности американской школы pr

Обновлено: 02.07.2024

Колыбелью ПР в США является политика. Первые ПР-акции в Америке носили ярко выраженный антианглийский характер, выступали как технологии давления на правительство Великобритании. ПР технологии работали на рекламирование в Европе преимуществ и дешевизны незаселенных американских земель с целью привлечения новых колонистов и средств в Америку в 16 веке. Эти акции имели целью сформировать устойчивый и привлекательный имидж колоний путем манипулирования общественным сознанием. В 70 -80-е годы 18 века ПР развивались преимущественно в политической сфере. ПР-кампании сторонников американской независимости являлись сугубо пропагандистскими. Продвигается как индивидуальный имидж лидера, так и политические и общественные идеи.

Большая часть американских газет приветствовала революцию, сформировав общественное мнение.

Таким образом, в период борьбы за независимость США отрабатывались первичные ПР-технологии, получившие в дальнейшем широкое распространение. Одна из первых политических кампаний по пропаганде и разъяснению первой в истории Декларации прав человека (декларация независимости США 1776г – т.Джефферсон) дала толчок развитию ПР в мире и в Америке в индустриальную эпоху.

Технический прогресс интенсифицировал развитие коммуникаций. Первой суперзвездой Америки стал Баффало Билл, превратившийся из героя борьбы с индейцами в героя легенды. Значительную роль в развитии политических связей с общественностью сыграли ПР-технологии президента А.Линкольна. Он не только использовал традиционные средства агитации (публикации. Письма протеста, петиции, выпуск новых газет), но и разработал новые приемы для завоевания общественных симпатий через СМИ: свободный доступ репортеров в Белый дом для получения информации из первых рук через секретаря президента, публикация президентских обращений. Их адресная рассылка по штатам, связи с европейскими движениями, например, за отмену рабства.

В 19 веке в США Пр-технологии начинают проникать во все сферы жизни – в банковскую сферу, на транспорт, в вооруженные силы, в правительственную и социальную сферы и даже в шоу-бизнес, где первым стал владелец цирка Пианес Т.Барнум. Он создал ажиотаж вокруг Джойс Хетт – старой негритянки, утверждавшей, что она 100 лет назад нянчила Джорджа Вашингтона. Об этом факте Барнум писал под вымышленными именами в газеты, и люди платили деньги, чтобы посмотреть на этот феномен.

Начало 20 века открыло историю прародителей современных ПР-агентств и отделов – бюро паблисити. Они появились в Бостоне в 1900 году и стали необходимым инструментом для многих сфер бизнеса, проводили ПР-консультации в разных областях жизни, отрабатывали новейшие ПР-технологии.

Ли можно считать основателем и такого направления ПР, как коммуникация в условиях кризисов ( ПР-акции в связи с забастовками, ж/д авариями, повышением тарифов). Методы Ли во время работы в годы Первой мировой войны в Обществе Красного Креста вызвали большой приток спонсорских средств и до сих пор копируются современными благотворительными институтами.

Заметное влияние на развитие ПР в 20-30-х годах 20 века оказал А. Пейдж. Он был автором идеи о социальной ответственности бизнеса, что важно для предпринимателей и общественности. Руководство корпорации должно удовлетворять потребности общественности и быть ответственным перед ней.

Несмотря на период Великой депрессии, именно на 30-е годы приходится интенсивная профессионализация и институонализация ПР: в 1936году основывается The National Association of Accredited Publicity Directors, в 1938 – The American Association of Industrial Editors, в 1939 – The American Council on Public Relations.

В послевоенный период происходит ряд значимых событий в области со: основание журнала Journal (1945), в результате слияния региональных ПР-ассоциаций образуется Public Relations Society of America (1948), которая разрабатывает первый Этический кодекс ПР(1954)и т.д.

К концу 70-х годов в США число аккредитованных специалистов выросло с 1 до 3 тыс. К 1980 году высшие учебные заведения ежегодно выпускали около 4 тыс. дипломированных специалистов. После 1980 года характерны следующие тенденции: разработка комплексных мер по контролю за ПР (попытка лицензирования ПР-практики), ухудшение отношений со СМИ, новая экспансия рекламы и маркетинга в ПР, переход от внешнего консультирования к принятию самостоятельных решений в организации и все более тесным связям с менеджментом, глобализация ПР (выход за национальные рамки).

На рубеже 20-21 веков уже сформировался зрелый рынок ПР-услуг. В США более 5 тыс. фирм занимаются ПР-консультированием.

Тема 4. История pr.

Древние корни PR. Американские корни - профессия, рожденная в эпоху перемен. Политика и перемены. Период взросления PR в США. Проведение политических кампаний с использованием методов PR. Роль PR в бизнесе. PR и крупные монополии в США. Эпоха подготовки почвы в США: 1900 - 1917 гг. Айви Ли, Рекс Харлоу - первопроходцы PR. Период первой мировой войны: 1917 - 1919 гг. эпоха экономического бума: 1920 -1929 гг. Э. Бернейз, Д. Флейшман, У. Липманн - авторы первых монографий по PR. Эпоха Рузвельта и вторая мировая война: 1930 - 1945 гг. - эпоха в развитии PR. Создание в 1942 г. Военного совета по рекламе и PR - как веха в осмыслении роли PR в США. Послевоенный экономический бум: 1945 -1965 гг. и устойчивый рост PR-программ. Эра глобальной информации: с 1965г. по настоящее время. Компьютерные технологии и PR. PR в Интернете. Опыт анализа истории европейского PR - от второй мировой войны до наших дней - Великобритания, Германия, Франция. PR в России. Путь развития, пройденный за 15 лет.

Тема 5. Исходная структура PR-деятельности.

Тема 6. Принципы и аксиомы PR.

PR и асимметричная двусторонняя коммуникация. PR и симметричная двусторонняя коммуникация. Принципы PR. Человек как символическое

существо. Главенство коллективного сознания над индивидуальным. Аксиома органичности сознания.

Тема 7. Информационные продукты в PR.

Понятие информационного продукта. Базовые информационные продукты и их классификация. Оперативные информационные продукты и их классификация. Измерение эффективности PR-работы с помощью измерения качества информационных продуктов. Тестирование оперативных информационных продуктов. Эффективность информационных продуктов и способы ее фиксации.

Тема 8. Имиджевые коммуникации.

Понятие имиджа и имиджевые коммуникации. Роль имиджа в истории: протоимиджи. Роль имиджа в связях с общественностью. Основные законы его формирования и воздействия. Возвышение имиджа, снижение имиджа, реклама имиджа. Имидж как канал PR-коммуникации. Уровни и виды имиджа: идеальный, моделируемый, реальный, зеркальный, желаемый; персональный и корпоративный; интимный, для близких, для всех. Алгоритм создания имиджа.

Персональный имидж: основные характеристики - не проверяемость, эмоциональность, гармоничность, управляемость, идеальность, целостность, стереотипичность, реалистичность, гуманистичность, вариабельность. Составляющие характеристики - биологические, коммуникативные, социальные, мифологические, профессиональные, контекстные, credo. Особенности персонального имиджа в политике и шоу-бизнесе.

Самоимидж и резюме. Профессиональный имидж специалиста по сервису и туризму: требования, задачи, целевая аудитория, основные составляющие и атрибуты, критерий эффективности. Преодоление барьеров восприятия через замену стереотипов. Имидживое самопозиционирование.

Корпоративный имидж: составляющие и законы функционирования. Атрибуты, отличительные черты, габитарные характеристики, миссия, слоган, корпоративная философия, самоидентификация, фирменный стиль, сервис и стиль руководства. Внешний и внутренний корпоративный имидж.

Законы сочетания имиджей: закон сложения, закон вычитания, закон деления, закон умножения. Формат имиджа.

Особенности имидживых конструкций в различных областях деятельности: специфика, стереотипы, направленность коммуникаций, характеристика каналов распространения, характер целевой аудитории. Особенности каналов подачи имидживой информации. Репутация, образ, социальная роль и имидж - взаимозависимость и различие. Снижение имиджа и защита имиджа. Перфоманс как метод создания яркого имиджа.

Формирование имиджа территорий. Составляющие: история, привлекательность, стабильность власти, правовое положение в регионе, ресурсы, социальные настроения, демографическая обстановка, внешняя активность, наличие международных связей. Роль национальной специфики. Негативные стереотипы и их нейтрализация. Рефрейминг. Туристическая привлекательность региона.

Специфика сервисного имиджа. Важность габитарного и корпоративного имиджа.

Интерес к профессиональной этике PR возникает на родине PR в США. У её истоков стояли инициаторы и руководители антиколониального движения – Д. Вашингтон, Б. Франклин, Т. Джефферсон, А. Гамильтон, Д. Адамс, Т. Пейн, а теоретико-эмпирическими апологетами стали А. Ли, Э. Бернейз, А. Пейдж, Р. Харлоу. Опыт создания системы регулирования профессиональных стандартов посредством общественных организаций и кодексов профессиональной этики также был накоплен прежде всего в американском обществе.

Для стран Европы опыт PR-этики США не стал примером для подражания вследствие традиционных историко-социальных, ментальных психологических, нравственных причин. Исследователи этики PR, рассматривая проблему на современном этапе, не уделяют внимания историко-социологическому аспекту явления. Генезис этики PR как явления можно выделить исключительно в дискурсах историков PR – С. Катлипа, Р. Почекаева, E. Бузни, Е. Лукиевой. Именно эти факторы и обусловили актуальность исследования, которое не имеет предшествующих научных изысканий и наработок. Наша цель – произвести сравнительный анализ развития этики PR в странах Европы и обосновать системные выводы об особенностях европейской школы этики PR.

Французская школа этики PR как самая мощная в Европе повлияла на другие национальные школы PR, в частности на британскую и германскую. Британская школа этики PR также начала активное развитие после Второй мировой войны. В Великобритании наиболее значительным теоретиком PR коммуникаций в послевоенный период стал основатель британской школы Д. Грирсон, который в1950-х гг. написал ряд научных статей, посвящённых этике PR.

Британский социолог Сэм Блек полагает, что PR могут быть успешными только тогда, когда основаны на нормах этики и осуществлены честными путями. В PR цель никогда не оправдывает применение ложных сомнительных или вредных средств. Невозможно использовать PR для поддержки неправого дела. К тому же, преследуя в конечном итоге открытые, социально приемлемые цели и основываясь на точной информации, деятельность в PR должна способствовать установлению и развитию социальной гармонии [1]. Наиболее лаконичное из ныне существующих определение паблик рилейшнз, также предложенное Сэмом Блеком: «PR – искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основывающееся на правде и полной информированности [1], свидетельствует о нравственной основе PR-деятельности.

Главные этические принципы, в соответствии с которыми должны строиться связи с общественностью, сформулированы С. Блеком: открытость, правдивость информации, опора на объективные закономерности массового сознания, а также отношения между людьми, организациями, фирмами и общественностью, решительный отказ от субъективизма, волюнтаристского подхода, давления на общественность, манипулятивных попыток выдавать желаемое за действительное; уважение к личности, ориентация на человека и его творческие способности [1]. По мнению С. Блека, сущность PR неотъемлема от категорий гуманистической этики.

Важнейшая роль в формировании профессиональных стандартов PR-деятельности, регламентировании нравственных принципов PR принадлежит общественным профессиональным организациям, то есть органам саморегулирования (ОСР). ОСР оказывают влияние на качество профессиональной среды, устанавливая стандарты профессиональной этики, нормы этики PR, которые не установлены и не регулируются на законодательном уровне. В пределах Западной Европы успешно функционируют: Институт PR (IPR, 1948); Британская ассоциация коммуникаторов в бизнесе (BACB); Французская ассоциация PR (AFREP, 1955); Национальний союз пресс-секретарей (UNAP, 1957); Национальний союз консультантов по связям с общественностью (SNCRP, 1957); Французская федерация по связям с общественностью (FFRP, 1973); Национальний союз работников сферы информации и коммуникации (SNPIC, 1973); Немецкое общество по связям с общественностью (DPRG, 1958); Федеральное объединение немецких пресс-атташе (BdP, 2003); Немецкая ассоциация политических консультантов ( 2002); Ассоциация агентств по связям с общественностью (GPRA, 1973), успешно работают также профессиональные ассоциации Австрии, Бельгии, Швеции, Голландии, Греции, Испании. Вопреки сравнительно позднему появлению профессии PR в странах Центральной и Восточной Европы, в 1990-х гг. были основаны: PR Ассоциация Венгрии (MPRS, 1990); Ассоциация PR Словении (APRSR,1990); PR Общество Польши (PSPR, 1994); Ассоциация PR-консультантов Польши (PPRCA, 2001); Ассоциация специалистов по связям с общественностью Румынии (ARP, 1995), Общество связей с общественностью Болгарии (PRSB, 1996); Ассоциация PR-агенств Чехии (APRA, 1995); Ассоциация PR-агенств Словакии (APRSR, 1998).

В русле тенденций глобализации формируются международные профессиональные объединения PR. Главной целью их деятельности является координация деятельности национальных ассоциаций на международном уровне. Сегодня действуют: Европейская конфедерация по связям с общественностью (CERP, 1959); Европейская ассоциация специалистов PR (CERP PRO); Международная ассоциация PR (IPRA, 1955) – советник ООН и ЮНЕСКО; Медународная организация компаний-консультантов по коммуникациям (ICCO, 1973).

Таким образом, предложенная эволюция профессиональной этики PR-деятельности показывает главные тенденции процесса становления не только профессии и её нравственных стандартов, а также основные этапы и национальные отличия специфики этики PR странах Европы, объединённые определяющими демократическое общество гуманистическими принципами свободы, достоинства, нравственного самоутверждения.


Как делают PR в той части света, где он существует уже много десятилетий, сколько стоит ретейнер и где точно не стоит питчить американского журналиста? Об особенностях PR в США основатель коммуникационного агентства PR Perfect Кристина Петрова поговорила с PR-специалистом Анастасией Головиной.

Настя получила журналистское образование в Москве. Последние три года она живёт в Нью-Йорке и работает в PR-агентстве Ditto PR. О ее клиентах пишут американский Forbes, The Wall Street Journal, The Financial Times и другие ведущие издания мира.

— Настя, сколько стоит пиар в Америке? Можно ли выделить какую-то среднюю стоимость ретейнера?

— Стоимость может варьироваться от 5 до 50 тысяч долларов в месяц, для среднего агентства — от 10 до 25. Как и в России, на цену влияют несколько переменных. В первую очередь, объем услуг, а также бренд агентства. Media relations – это основная услуга PR-агентств, но многие добавляют SMM, антикризисный пиар, разработку долгосрочных стратегий, производство контента. Все это увеличивает стоимость ретейнера.

В целом ретейнер — скорее нетипичная история для Америки, такая практика стала появляться относительно недавно. Традиционно старые известные агентства, такие как Edelman, работают по часам. Стоимость часа у специалистов разная — например, вице-президент может получать 350—400 долларов, junior — 100 долларов. В рабочие часы учитывается все: созвоны с клиентами, исследование рынка, любое действие, которое сотрудник делает для клиента, учитывается, и за него нужно будет заплатить.

— Какие KPI могут быть прописаны у американского агентства в договоре с клиентом?

— Я думаю, у всех по-разному. В моем агентстве мы прописываем цели, которые ставим перед началом работы, например, количество публикаций, контента (статей, которые готовим для клиента) или кампаний с инфлюенсерами.

Когда агентство работает по часам, KPI размытые. Платят именно за работу. Даже за время, когда сотрудник готовил список СМИ, питч, вам все равно придется заплатить деньги. По моему опыту, работа с агентством на почасовой оплате менее эффективна, чем работа в рамках ретейнера. Ретейнеры, кстати, стали появляться как раз потому, что платить за часы приходится много в любом случае, даже если результат невелик.

— Как выглядит американский агентский бизнес, много ли бутиковых агентств?

— Да, маленьких агентств очень много, и, как правило, это агентства, которые специализируются на какой-то отдельной нише или конкретном направлении пиара — публикации в медиа, digital-маркетинг, контент и так далее. В некоторых случаях они могут быть более эффективны, чем большие игроки. Например, если компании нужен конкретный результат, а не оплата по часам, я бы смотрела в сторону маленьких агентств, которые, как правило, лучше понимают ваш бизнес и нишу.


Вообще в агентства часто обращаются из-за имени. Когда компании вырастают из стартапа или выходят на биржу, то зачастую они хотят, чтобы их представляло большое агентство, у которого есть свой бренд, чтобы можно было заявить, что я работают с тем-то . Это добавляет веса бренду самой компании, но в плане результата это менее эффективно, чем работа с небольшим агентством. В крупных агентствах чаще работают джуниоры. Выходит, что вы идете за опытом, а получаете начинающих специалистов.

— Цена услуг PR-агентств в Америке зависит от их размера, маленький – значит дешевый?

Не всегда цена коррелирует с масштабом агентства. В основном зависит от объема и масштаба работ, а также способа оплаты — по часам или по ретейнеру. Агентство, в котором я работаю, например, среднее, но у нас есть клиенты с очень высоким ретейнером.

— Через какие каналы принято общаться с журналистами (почта, мессенджеры, соцсети)?

С Facebook вообще интересно. В России это бизнес-платформа. В Америке никто из моих коллег Facebook не пользуется. Общество воспринимает эту соцсеть как монополию, и это у многих вызывает большое отторжение. Люди стремятся поскорее удалить свои профили и избегают этой соцсети, насколько могут.

О Clubhouse в Америке все забыли, а вот его конкурент Twitter Spaces — популярная платформа, где можно голосом общаться с аудиторией.

В целом Twitter я рекомендую использовать для налаживания связей с журналистами. Они пишут там и о работе, и о личном, можно комментировать их посты, делиться своими мыслями, и именно там можно выстроить отношения, если вы не знакомы.

О Clubhouse в Америке все забыли, а вот его конкурент Twitter Spaces — популярная платформа, где можно голосом общаться с аудиторией. Для пиарщиков это отличная возможность, во-первых, послушать журналистов вживую, а во-вторых — вступить в дискуссию и познакомиться.

Twitter Spaces — это новый виток развития Twitter, и для пиарщиков он будет полезен. Еще я общаюсь с журналистами в Instagram, но только с теми, с кем мы знакомы лично и дружим. Но, конечно, питчить в Instagram я бы не стала ☺

Очень часто политические и социальные журналисты используют Signal как платформу для коммуникаций. Это мессенджер наподобие Telegram c фокусом на приватность. Во всем мире обсуждают скандал с Pegasus Software, из-за которого многие журналисты оказались под слежкой.

Pegasus – софт, который отслеживает переписки, фото, данные о местоположении и может без ведома владельца использовать камеру и микрофон. Поэтому часто бывает, что журналисты, которые пишут на какие-то острые темы, могут не ответить вам из соображений безопасности.

Многие пиарщики не любят звонить, но телефон — хороший способ коммуникации. Есть распространенный стереотип, что журналисты не звонят сами и не любят, когда им звонят. Отчасти это правда, но на своей практике я заметила, что если вы уже установили первоначальный контакт с журналистом, то телефон работает почти всегда.

Конечно, не стоит звонить по любому поводу, но если вы точно уверены, что новость подходит журналисту, и можете объяснить, почему это интересно, очень рекомендую позвонить – это работает, проверено!

— Насколько эффективно российские пиарщики, которые находятся в России, могут работать с американской прессой?

— Честно сказать, добиваться хороших результатов без знания контекста и погружения в среду очень сложно, но не невозможно. Я сама начинала также. Многим русскоязычным пиарщикам не хватает понимания коммуникационного этикета в Америке. Такие вещи сложно выучить или понять, не находясь в среде. Я помогаю некоторым российским пиарщикам, которые выходят на американский рынок.

Очень часто питч может быть хорошим (пиарщик действительно знает продукт и понимает СМИ), но по тому, как он написан на уровне правил общения и коммуникаций, американцу сразу будет понятно, что человек не местный. И дело здесь совсем не в знании языка, а в том, что человек просто не знает правил коммуникационного этикета: как структурировать письмо, чтобы его прочитали, как завершить питч и что уместно предложить.

В целом в Америке нет дискриминации. Не важно, питчит тебя человек с русской фамилией или американской. Если питч грамотный, и написан по правилам коммуникации, то проблем нет.

Если есть потребность выхода в американских СМИ, я рекомендовала бы обращаться к российским пиарщикам-фрилансерам, которые живут в Америке и знают оба контекста — и американский, и российский.

Питч может быть хорошим, но по тому, как он написан на уровне правил общения и коммуникаций, американцу сразу будет понятно, что человек не местный.

Это будет компромиссом в плане цены, но результаты, скорее всего, будут более качественными, чем у пиарщиков из России, в том числе, из-за наличия личных контактов. У пиарщиков, которые находятся здесь, действительно есть личные налаженные отношения с журналистами, и это огромное преимущество. У вас может быть сколько угодно хороший питч, но журналист будет лояльнее к пиарщику, которого знает лично.

Другое дело, что пиарщики с российскими корнями – это скорее уникальные истории, таких здесь почти нет, и такие специалисты – на вес золота. Также в России есть очень классные специалисты, которые успешно работают с западными рынками, но их тоже очень немного.

А вот американских пиарщиков-фрилансеров достаточно много. Вполне себе можно попробовать поработать с ними, если вам интересен американский подход. Но часто слышу, что возникают проблемы в коммуникации с русскоязычными клиентами. Заказчики не понимают, как работают консультанты, почему им нужно платить за работу по часам, а не за результат.

При выборе американского пиарщика важно обращать внимание на отзывы и стоит попросить рекомендации. Американцы очень дорожат своей репутацией и рекомендациям от бывших клиентов можно доверять

— А насколько американские журналисты вообще открыты к общению с пиарщиками, к предложениям писать на какую-то тему, если ты заходишь в холодную?

— Тут вопрос не в открытости, а в том, как сделать так, чтобы тебя заметили. В Америке журналисты получают до 1 000 питчей в день, особенно в топовых изданиях. А так, в большинстве своем, предубеждений никаких нет — тут журналисты лучше понимают, как работает пиар и зачем он нужен, в отличии от России.

— Насколько американские СМИ независимы сегодня? Уровень доверия к ним общественности высокий?

— Я бы сказала, что уровень доверия к СМИ здесь гораздо более высокий, чем в странах СНГ. В целом СМИ в Америке — все-таки достаточно независимый институт. По моим личным ощущениям, СМИ больше влияют на государство, а не наоборот.

Америка достаточно специфична в том плане, что здесь есть четкое разделение на политические партии (республиканцы и демократы) и соответствующие направленности СМИ. Республиканцы доверяют Fox Business, Fox News, а все, что в New York Times, считают неправдой. Свои доверяют своим.

— Какую роль играют местные СМИ в разных штатах?

— Национальные СМИ (федеральные) очень значимы, у них огромная читаемость. Но если у клиента локальный бизнес в каком-то штате, гораздо эффективнее выходить на местную прессу, она в Америке сильная и тоже имеет большой вес. Некоторые локальные СМИ со временем разрослись до федерального уровня, например New York Times и Washington Post.

В Америке большинство людей обязательно выписывают какое-то местное СМИ. Люди могут вообще не читать федеральную прессу, но читают локальную.

В целом США так устроены, что каждый штат достаточно автономен. Между ними существуют значительные культурные различия, даже питчить журналистов нужно по-разному. В Бостоне, например, очень консервативные СМИ, которые плохо реагируют на холодные питчи и неохотно общаются. Если у проекта нет локальной привязки, в них почти невозможно попасть, но если все же удастся, все местное комьюнити будет о тебе знать.

В Америке большинство людей обязательно выписывают какое-то местное СМИ. Люди могут вообще не читать федеральную прессу, но читают локальную. Плюс у каждого штата свои политические предпочтения – республиканские или демократические. Жители одного штата не будут читать СМИ соседнего с противоположной политической направленностью.

Если говорить про стартапы, в основном все стремятся попасть в федеральные СМИ. Но я бы рекомендовала обращать внимание на местное телевидение, особенно на Калифорнию, Флориду, Нью-Йорк, потому что охват и эффективность гораздо выше, если попадаешь в одно из них.

В Сан-Франциско сильные локальные СМИ, они очень открыты к иностранным проектам из-за большого сосредоточения венчурных фондов. То же самое в Нью-Йорке. При этом в Нью-Йорке все же больший поток новостей и, следовательно, выше конкуренция, СМИ больше интересуются политикой и социальной сферой, а в Сан-Франциско они настроены именно на технологии и стартапы.

— Инфлюенс-маркетинг и вообще работу с блогерами в Америке делают PR-агентства или это строго SMM-история, есть ли здесь четкое разделение?

— Зависит от размера агентства. Как только агентства вырастают и от клиентов появляется запрос на добавление новых услуг — они добавляют. Чем больше агентство, тем шире спектр услуг, которые оно предлагает. При этом есть четкое разделение между пиаром, маркетингом и другими услугами. Здесь большинство людей понимают, что такое пиар, что такое маркетинг, что включают в себя эти понятия, и по каждому направлению есть отдельные специалисты. Эти области не смешиваются.

Интервью взяла Кристина Петрова, основатель коммуникационного агентства PR Perfect

Читайте также: