Особенности адаптации ребенка с овз к школе

Обновлено: 02.07.2024

Первые 2-3 месяца после начала обучения являются самыми сложными, ребенок привыкает к новому образу жизни, к правилам школы, к новому режиму дня. Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной, тем более, для детей с ОВЗ

Прежде всего адаптация заключается в появлении ощущения знакомого и привычного в прежде не знакомых условиях, незнакомой обстановке.

Учителю представляется возможным в значительной степени смягчить и ускорить процесс адаптации первоклассников к школе. Для этого важно дать первоклассникам возможность осознать, каким правилам поведения в школе они должны следовать, почему это важно, кого называют школьниками. При этом имеет смысл предоставить первоклассникам необходимую для знакомства со школьной ситуацией информацию в систематизированном виде, чтобы процесс вхождения в школьную жизнь имел плавный и последовательный характер. С этой целью на практике было использовано 6 занятий с первоклассниками.

1) создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников;

2) создание доброжелательной атмосферы в классе;

3) помощь первоклассникам в создании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников;

4) создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом;

5) организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества;

6) создание предпосылок для групповой сплоченности;

7) знакомство педагога с особенностями детей данного класса;

Показатели благоприятной адаптации первоклассника:

- сохранение физического (не болеет), психологического (испытывает желание ходить в школу) и эмоционального (находится в благоприятном расположении духа) здоровья;

- установление первоначального положительного контакта с

одноклассниками и учителями;

- формирование адекватного поведения школьника;

- начало формирования предпосылок к учебной деятельности.

. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции. Все это объясняется нарушением познавательных процессов. Кроме того, ребята не сразу усваивают новые правила общения со взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими.

Процесс адаптации зависит от особенностей нервной системы ребенка, его темперамента, характера, развития. Наиболее сложный период психологической и физиологической адаптации первоклассников занимает 4-6 недель, а у ослабленных детей 8 недель (с 1 сентября по 30 октября) .

Трудности в обучении детей с ОВЗ связаны со слабым развитием у них устной речи и отсутствием коммуникативных навыков. Ограниченный словарный запас мешает точно выражать свои мысли; дети не умеют слушать других, постоянно их перебивают. Здесь необходимо формировать у детей навыки общения, эта работа ведется в ходе всего учебного процесса

Вообще, для любого ребенка первый год обучения в школе — чрезвычайно сложный, переломный период в жизни. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Известно, что для ребенка с ОВЗ очень трудна эта нагрузка. Двигательная активность, так или иначе, становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу. Потребность же в движении остается большой.

Для многих первоклассников с ОВЗ, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности. В то же время, именно в 1-м классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того, чтобы дети с ОВЗ наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни мы ежедневно учитываем особенности психического и физиологического состояния каждого ребенка, возникающего с началом обучения в школе.

Трудности в обучении детей с ОВЗ связаны со слабым развитием у них устной речи и отсутствием коммуникативных навыков. Ограниченный словарный запас мешает точно выражать свои мысли; дети не умеют слушать других, постоянно их перебивают. Здесь необходимо формировать у детей навыки общения, эта работа ведется в ходе всего учебного процесса

Детям непросто сориентироваться в пространстве школы, оно не знакомо для них. Первоклассникам неизвестны многие правила поведения детей ученика в школе, на уроках, и необходимо какое-то время, чтобы даже самые элементарные правила стали привычными. Детям предстоит познакомиться друг с другом и построить свои отношения с одноклассниками

. Выявлено три уровня социально-психологической адаптации к школе.

В описании каждого уровня адаптации будут выделены возрастно-психологические особенности 6-7-летних учеников.

1. Высокий уровень адаптации (56%) адаптируются к школе в течение первых двух месяцев обучения. Первоклассник положительно относится к школе; учебный материал усваивает легко и полно овладевает программным материалом, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, занимает в классе благоприятное статусное положение.

2. Средний уровень адаптации (30%) имеет длительный период адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.(Гоженко, Мисинев, Москаленко, Часовников)

Таким образом, в силу возрастных особенностей первоклассники 6 летнего возраста могут достигнуть только среднего уровня адаптации к школе при отсутствии специальной организации педагогом учебного процесса и психологической поддержки.

Огромную роль в адаптации ребенка к школе и успешности его обучения играет общение. Благодаря общению ребенок с родителями, учителями, взрослыми, сверстниками происходит его психическое развитие. Только через общение ребенок может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в жизни. В начале школьного обучения для ребенка очень важно получить радостные и светлые чувства, связанные с общением. В процессе общения ребенок познает интеллектуальную, эмоциональную и поведенческую стороны общения. Для того чтобы пробудить у ребенка интерес к процессу обучения в школе, родителям необходимо оказать ребенку психологическую поддержку, развивать у него желание учиться, хвалить его за малейшие успехи, настраивать его на успешные результаты. На формирование у ребенка мотивации к успешному обучению огромное влияние оказывает поведение родителей.

С при ходом в школу у 1-классников полностью сменился уклад жизни, требуется сосредоточение на урок. Известно, что для ребёнка этого возраста потребность в движении ещё остаётся большой. Ему трудно сидеть на уроке, двигательная активность скованна. Первые 2 месяца для первоклассников являются самыми трудными. В 1 класс пришли 6 мальчиков и 2 девочки.

В организации благоприятной адаптационной среды, направленной на создание здоровьесберегающих и комфортных условий для начала обучения и воспитания первоклассника участвует не только учитель первого класса, но и весь педагогический коллектив образовательного учреждения.: воспитатели,сурдопедагоги, педагоги дополнительного образования.

На меня возложена большая ответственность . Сейчас я - объект общения. Фигура учителя для первоклассников затмевает собой даже родителей. Поэтому от того, в какой манере учитель общается со школьниками младших классов, многое зависит в их успешной адаптации к школе.

При всем многообразии различных проявлений поведения детей в период адаптации, можно сказать, что все первоклассники в этот нелегкий для них период нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых – учителя и родителей.

Бакулин Руслан( Аксай) До школы посещал д/с,. диагноз двусторонняя сенсоневральная тугоухость 2-3 степени, общее недоразвитие речи1 уровня на фоне с выраженным снижением ориентировочно-познавательной деятельности на резидуально-органическом фоне,. ММД, дизартрия, нарушение зрения. Мальчик ночует в интернате Практически сразу адаптировался. Сложности с пониманием обращенной речи, Со стороны выглядит довольно говорящим ребенком, но при общении не может ответить на простой вопрос. ( сколько треугольников? Красный. Покажи цифру два! Ручка) Очень общительный и претендует на лидера ( в играх)

Мисинев Илья. Живет в Ростове. Бинаурально протезирован 10.2019., что дало положительную динамику. Диагноз двусторонняя сенсоневральная тугоухость 3 степени,на фоне органического поражения ЦНС с задержкой формирования ориентировочно-познавательной деятельности, ОНР 1-2уровня,дизартрия. Малый обЪем активного словаря. Собственная речь представлена фразами,нечеткостью произношения,недоговаривает окончания. Миотонический синдром, гиперкинестический с-м и атактический с-м. Слабо развита общая моторика, затруднения в написании, но пишет сам ( письмо в виде волнистых линий). Эмоционально не стабилен. Может плакать( когда хочет домой и не хочет идти на рисование и танцы Трудно переключаться на других учителей).Просит помощи, когда ходит в туалет.

. Москаленко Богдан. ( с.Ремонтное)Посещал д/с. Диагноз: Диагноз двусторонняя сенсоневральная тугоухость 3 степени, смешанная задержка психического и речевого развития вследствие органического поражения ЦНС. Медленно выполняет задания, преобладает игровая деятельность(очень сильно) Графомоторные нарушения. Письмо рука в руке. Не читает и забывает буквы. Может отвечать только на знакомом материале, который забывает на следующий день.Звукопроизношение сильно нарушено. Нужен постоянный контроль и помощь ежеминутно.После выполненного нужна похвала обязательно( за любой выполненный момент) Просит помощи, когда ходит в туалет.

Часовников Кирилл. (Батайск) Диагноз двусторонняя сенсоневральная тугоухость3- 4 степени , органическое поражение ЦНС,ЗПРР, дислалия. . Малый обЪем активного словаря, речь представлена фразами,нечеткостью произношения,недоговаривает окончания . Трудности в произнесении звуков из-за строения речевого аппарата. На занятиях несобран и рассеян. Не может ничего найти в портфеле( У меня нет, мама не купила, нет денег) Занимается без особого желания. Не соблюдает строку( соскальзывает вниз) и пишет левой рукой.Эмоционально не всегда устойчив. Может отказаться делать работу или из-за замечания обидеться и выйти из класса.( протест, но не далеко)

Левина Арина До школы посещала детский сад. Диагноз двусторонняя сенсоневральная тугоухость 3- 4 степени, дизартрия. Самая подготовленная девочка. Умеет читать слоги, писать буквы печатные. Легко осваивает письмо прописными буквами.Леворукая. Словарь накапливает хорошо, Обобщающие понятия знает. Наблюдается плаксивость и эмоциональная нестабильность( хочет домой, не нравиться ничего, к другому учителю или воспитателю на данную минуту, может плакать очень долго)

Медунова Анна . Проживает в Ростове. До поступления в школу посещала детский сад. Слухопротезированна бинаурально 02.2018 г. Диагноз: двусторонняя сенсоневральная тугоухость 3 степени на фоне органического поражения ЦНС с задержкой формирования ориентировочно-познавательной деятельности с дефицитом внимания, общее недоразвитие речи1-2 уровня, расстройство экспрессивной речи.Обращенную речь понимает, говорит фразой на бытовом уровне Не читает, знает несколько букв и путает их. Хорошо может ответить отработанный материал, незнакомый произносит невнятно, т.к.нарушено звукопроизношение Не все обобщенные понятия знает. Речь агграматична, с перестановкой букв.Испытывает затруднения в письме, Не видит строчку и не различает большую и маленькую строчную букву. Хотя последние дни письмо начало выравниваться.Эмоционально не стабильна .Боится , если делаешь замечания, поэтому я стараюсь быть с ней максимально спокойной.

Жученя Валерий.До поступления в школу посещал д/с.( Волгодонск) Диагноз двусторонняя сенсоневральная тугоухость 4 степени . Задержка психоречевого развития. Имплантирован 08.2016 г. ,смешанные специфические расстройства, органическое поражение ЦНС с выраженной задержкой ориентировочно-познавательной деятельности,дизартрия,дислалия, эмоционально поведенческие расстройста, УО под вопросом. Врожденная оперированная катаракта, бруксизм. Синдром гиперактивности. Поведенческие особенности привели к тому, что Валерий находится в данный момент на дистанционном обучении( дома тоже ведет себя по-разному). В ноябре их кладут в больницу для прохождения лечения и предложена была аватерапия Мама говорит, что ему помогает терапия, но еще будут их обследовать Вопрос об обучении будет решаться.


В статье приведено теоретическое и эмпирическое исследование особенностей адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям школьной группы. Авторами исследованы особенности субъективного восприятия социальной поддержки, а также их взаимосвязь со школьной тревожностью и коммуникативным уровнем.

Ключевые слова: инклюзивное образование, школьная группа, обучающиеся, адаптация

Постановка проблемы. Согласно данным ВОЗ, школьников с ограниченными возможностями здоровья насчитывается более 13 %. Дети с ОВЗ, обучающиеся в условиях инклюзивного образования, нередко испытывают затруднения в адаптации к учебе и детскому коллективу. Это выражается, во-первых, в том, что школьники часто акцентируют внимание на особенностях внешнего вида и поведения таких одноклассников, могут сторониться его или даже вступать в открытый конфликт. С другой стороны, поведенческий репертуар ребенка с ОВЗ также может быть ограничен, а социальные навыки развиты недостаточно.

Вышеуказанные особенности свидетельствуют о том, что современными образовательными организациями недостаточно проработаны системы психологического сопровождения детей с ОВЗ. Отметим, что для построения программы психологического сопровождения школьников с ОВЗ, в первую очередь, необходимо исследовать особенности адаптации этих школьников.

Целью статьи анализ особенностей адаптации детей с ОВЗ в рамках инклюзивного образования.

Изложение основного материала. Всовременном мире отмечается тенденция ухудшения детского здоровья, в том числе увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [1].

Важно отметить, что дети с ОВЗ — это те дети, состояние здоровья которых затрудняет освоение основных программ образования вне специальных коррекционных школ. Дети с особенностями в развитии имеют серьезные отклонения от нормального физического и психического развития. Эти отклонения вызваны генетическими, врожденными или приобретенными дефектами. Согласно мнению специалистов, такие дети нуждаются в дополнительной психолого-педагогической помощи [3].

Инклюзивное образование, в свою очередь, предполагает реализацию этой помощи, а также выстраивает программы образования детей с ОВЗ в системе равенства [2]. Такой подход был отмечен еще в трудах Л. С. Выготского, который писал, что аномальный ребенок развивается не хуже и не лучше нормально. Согласно мнению ученого, этот ребенок развивается другими путями.

Одним из важных компонентов инклюзивного образования является успешная адаптация к условиям группы. Как правило, адаптация к условиям группы происходит с помощью реализации специальных психологических программ. Одним из критериев комфортной образовательной среды является ее доступность. Учреждения образования, которые обеспечивают сопровождение детей с ОВЗ, должны соблюдать как педагогические, так и специальные требования к оборудованию и оснащению пространства [2].

Другим важным критерием комфортной образовательной среды и адаптации ребенка с ОВЗ отмечена работа с семьей. Семья поддерживает ребенка на этапах вхождения в общество, в процессах развития различных форм коммуникации, а также освоения бытовых навыков. Однако, этим функционал не ограничивается, так как полученные школьные знания, умения и навыки закрепляются и в семье. Поэтому важным является систематическая поддержка семьи, в том числе обязательное вовлечение родителей в образовательную и реабилитационную среду [2].

Одним из важных направлений инклюзивного образования является психолого-педагогическое сопровождение социализации ребенка с ОВЗ в условиях школьной группы [3]. Отметим важность создания психологического портрета школьника с ОВЗ в период его адаптации.

Особенности социальной адаптации детей к новым условиям, в том числе и в рамках инклюзивного образования, предполагают возможность возникновения эмоциональных и поведенческих нарушений, в том числе повышенной тревожности, страхов, мышечного и эмоционального напряжения, дезадаптивного поведения [2, 3].

Причина возникновения подобных девиаций лежит как в социально-психологических факторах, так и в индивидуально-типологических особенностях самого ребенка. Особенно данная проблема характерна для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детям с умственной отсталостью, аутизмом, задержанным психическим развитием, которые поступили и адаптируются в незнакомой социальной среде [4, 5].

Таким детям характерно не только затрудненное выстраивание коммуникативного процесса и искаженное восприятие социума и социальных отношений, но и, в ряде случаев, ограниченный запас представлений об окружающей действительности. Указанные причины способны вызвать у ребенка выраженные тревожные и агрессивные состояния, что значительно ухудшает процесс социальной адаптации в условиях инклюзии, значительно затрудняет коррекционно-образовательный процесс [4].

Существующие исследования отмечают некоторые факторы, способствующие нарушению процесса адаптации школьников с ОВЗ, среди них [2, 5].

  1. Особенности самой нозологии (нарушение процессов зрения, слуха; психические и общие заболевания).
  2. Непосредственно психофизиологические особенности (темперамент и др.).
  3. Сниженный уровень физического здоровья (соматическая ослабленность).
  4. Недостатком психологических условий для общения со сверстниками.
  5. Ограниченностью возможностей принимать участие в деятельности, соответствующей их возрасту (игровой, учебной, трудовой, коммуникативной).

Итак, особенности развития личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе в рамках инклюзивного образования, предполагают вероятность возникновения эмоционально-поведенческих девиаций, в том числе стойкой дезадаптации, неврозоподобного состояния, тревожно-аффективных проявлений, повышенной эмоционально-мышечной зажатости. Важной становится проблема процесса адаптации к условиям школьной группы, так как именно этот процесс определяет дальнейшую образовательную успешность ребенка с ОВЗ.

Экспериментальный объект исследования. Висследовании приняли участие обучающиеся начальной школы (17 человек) с задержанным психическим развитием психогенного генеза (ЗПР).

Методы эмпирического исследования. Вкачестве эмпирических методов исследования были использованы следующие методы и методики: шкала социальной поддержки (многомерная шкала восприятия социальной поддержки — MSPSS Д. Зимет; адаптация В. М. Ялтонского, Н. А. Сироты) — для анализа субъективного переживания поддержки от окружающих; рисунок школы — для определения отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности.

Результаты эмпирического исследования. Анализ результатов исследования субъективного переживания поддержки от окружающих позволил выявить, что 64,71 % респондентов отмечают поддержку от значимых других. Значимыми другими, в представлении школьником, являются некоторые одноклассники, учителя и классный руководитель.

В ходе исследования было выявлено, что 58,82 % школьников получают достаточную социальную поддержку от семьи. Однако, были выявлены респонденты (82,35 %), которые переживают трудности в общении со сверстниками. Более того, классными руководителями отмечены проблемы в успеваемости, а также сниженный интерес к посещению школы.

Исследование отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности показало, что у 17,65 % респондентов сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, готовность к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем.

Среди всей выборки респондентов 35,29 % школьников с ОВЗ переживают тревогу по поводу школьного обучения как незнакомой для них ситуации. Согласно психологом-практикам, этим детям необходимо расширить круг знаний и представлений о школьно-учебной деятельности, формировать положительное отношение к учителю и одноклассникам. Одними из причин тревог могут быть нервозность и необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обучения в школе старших детей.

Также были выявлены обучающиеся (47,06 %), которым присущ выраженный страх перед школой, способствующий неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.

Исследование показало наличие достоверной связи между шкалами субъективного восприятия социальной поддержки и тревожностью: низкой социальной поддержкой от семьи и выраженным страхом перед школой (ρ=0,88); низкой социальной поддержкой от друзей и тревогой по поводу школьного обучения как незнакомой для ребенка ситуации (ρ=0,79).

Выводы. Проведенное эмпирическое исследование показало, что большему проценту обучающихся с ОВЗ присущи повышенная тревога перед школой, а также трудности в общении со сверстниками. Повышенная тревога перед школой влияет на снижение успеваемости, познавательной активности. Также в ходе исследования были выявлены достоверные связи между низкой социальной поддержкой от семьи и выраженным страхом перед школой; низкой социальной поддержкой от друзей и тревогой по поводу школьного обучения как незнакомой для ребенка ситуации.

  1. Волосовец Т. В. Инклюзивная практика в дошкольном образовании / Т. В. Волосовец. — Москва: Мозаика-Синтез, 2011. — 143 с.
  2. Дмитриев А. А. О некоторых проблемах интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями / А. А. Дмитриев // Дефектология. — 2005. –№ 4. — С.4–8.
  3. Егорова Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т. В. Егорова — Балашов: Николаев, 2002. — 80 с.
  4. Лебединская К. С. Задержка психического развития / К. С. Лебединская — М.: Педагогика, 2007. — 280 с.
  5. Лебединский В. В. Нарушение психического развития / В. В. Лебединский — М.: Педагогика, 2004. — 306 с.

Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, социальная поддержка, ребенок, ограниченная возможность здоровья, школьная группа, выраженный страх, особенность, том, школьная тревожность, школьное обучение.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в школе

на педагогическом совете

Первый год обучения ребенка в школе – это очень сложный период в жизни маленького школьника. Это и новые условия жизни и деятельности ребенка, и новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач. Меняется режим дня, требуется мобилизация всех сил ребенка.

Поэтому адаптация к школе происходит не сразу, это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.

В социально – педагогическом аспекте под адаптацией подразумевается выработка наиболее адекватных форм поведения в условиях меняющейся микросоциальной среды.

Адаптация в школе – довольно сложный процесс для любого ребенка, а тем более для ребенка с ОВЗ.

Немалую роль в успешной адаптации школьников на этапе взросления играют личностные особенности детей, сформировавшиеся на предшествующих этапах развития. Поэтому работа по успешной адаптации ребёнка начинается ещё в дошкольных ОУ. До школы большинство детей с ОВЗ не посещали детский сад, а значит, не имеют навыков общения в коллективе детей. Такие дети чаще всего не приучены к элементарным навыкам самообслуживания. Им постоянно требуется помощь взрослых.
Часто дети не понимают элементарных режимных требований, потому что не посещали дошкольные учреждения.
После однообразного пребывания в домашних условиях, где дети, чаще всего находились без присмотра и внимания и были предоставлены сами себе. В школе для них - всё иначе: новые требования, интенсивный режим, необходимость всё успевать. Как приспособиться к ним? Для этого нужны силы и время, а главное – поддержка родителей и кропотливая работа учителя начальных классов.

Из-за особенностей развития у детей с ОВЗ затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования. Эти дети испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм. Все эти особенности предопределяют трудности, с которыми может столкнуться ребенок с ОВЗ при общении со сверстниками. Младшие школьники часто акцентируют внимание на особенностях внешнего вида и поведения одноклассника, могут сторониться его или даже вступать в открытый конфликт.

Индикатором трудности процесса адаптации к школе служат изменения в поведении детей. Это может быть следующие проявления: заторможенность; депрессия; чувство страха; нежелание идти в школу. Все изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации к школе.

Одной из основных задач школ, в которых реализуется инклюзивная практика, является включение детей с ОВЗ в социальное пространство, их социальная адаптация в общеобразовательном классе. Этот процесс должен управляться педагогами, специалистами сопровождения образовательного процесса, координатором инклюзивного образования и пройти так, чтобы вызвать минимум дискомфорта и у ребенка с ОВЗ, и у его одноклассников.

Следующее направление - работа с семьей. Семья вводит ребенка в общество, прививает ему первые навыки самообслуживания, освоения различных форм коммуникации, удовлетворяющих потребность ребенка с ОВЗ в общении. Поэтому важным является в рамках данного направления организация консультативной поддержки семьи, а также обязательное включение родителей в образовательно-реабилитационную среду обучения и воспитания как условие реального взаимодействия.

Третье направление инклюзивного образования с учетом ФГОС НОО предполагает психолого-педагогическое сопровождение социализации ребенка с ОВЗ в условиях школьного сообщества. Это направление предполагает наличие в штате школы медицинского работника, психолога, тьютора и т.п.

Основная нагрузка и ответственность за результаты адаптации ложится на педагогов начальной школы. Нецелесообразно пытаться изменить поведение гиперактивного ребенка, внушая ему нормы и правила поведения. С данным ребенком необходимо работать в этом направлении путем вовлечения ребенка в групповые виды деятельности с одноклассниками, поручая ему несложное задание. Для создания благоприятных условий для включения ребенка с ОВЗ в социальное пространство необходима, прежде всего, работа с коллективом, в котором он находится.

Если ребенок сильно отличается по внешнему виду (например, передвигается на коляске), то детям следует рассказать о том, почему он не может ходить. Рассказывать нужно спокойным голосом, без лишних подробностей.

Со временем, когда дети лучше узнают друг друга, острота вопросов о непохожести их одноклассника обычно спадает. Дети просто привыкают и при соответствующем контроле со стороны взрослых стараются помогать своему другу, испытывающему сложности Рассказ о ребенке с особенностями развития должен быть больше похож на инструктаж, нежели на погружение в суть проблем их одноклассника. Для детей начальной школы важна четкая информация о том, как себя правильно вести.

Проводя различные тренинги, игры, коллективные дела, нужно показать коллективу, что все люди разные, что особенности внешнего вида – это не препятствие для общения, а также то, что гораздо продуктивнее сотрудничать друг с другом, а не конфликтовать.

Возможна реализация проектов, акций, где дети могут познакомиться с разными сторонами жизни людей с ограниченными возможностями.

С другой стороны, нужно и самого ребенка научить правилам общения с одноклассниками. Объяснить, как важно быть вежливым, внимательным к сверстникам — и общение в школе будет только в радость.

Адаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуется для того, чтобы маленький ученик освоился в школе. Несомненно, главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе принадлежит учителю. Ему нужно постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, чтобы ребенку хотелось идти в школу, было стремление получать знания. Учитель должен создать для ребенка ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками.

Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением, связаны с особенностями их психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний, не одергивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ребенка. В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ученика.

Предварительное знакомство ребенка со школой и классным помещением при встрече в августе, вместе с родителями.

Вся семья может пройтись по школе, посмотреть, где находится столовая, спортивный зал, туалет. Будет хорошо, если ребенок и его родители заранее познакомятся не только с учителем и тьютором, но и с другими взрослыми — специалистами сопровождения, учителями-предметниками, охранниками и др.

Во время посещения класса, будущий ученик может заранее выбрать место, которое ему нравится, посидеть за партой. В этом случае, уже с первых дней обучения, снизится его тревожность, обусловленная неизвестностью, большим количеством новых незнакомых людей вокруг.

На первых порах посещения школы детям с нарушениями развития, а особенно с нарушениями интеллектуального развития, расстройствами аутистического спектра сложно усвоить режим жизни в школе, расписание, длительность урока и перемены. Для облегчения адаптации можно предложить ребенку план дня в картинках. Учитель, тьютор или психолог может рассмотреть вместе с ребенком этот план в начале учебного дня. Очень важно предупредить ребенка о возможных изменениях — в расписании, кабинетах и т.д. Кроме этого, учителем и специалистами сопровождения должна проводиться работа по формированию у детей алгоритма деятельности в различных ситуациях - что делать:

— когда захотел в туалет;

— когда необходимо идти в столовую;

— когда следующий урок — физкультура;

— когда класс идет на прогулку;

— когда необходимо подготовиться к следующему уроку;

— когда звенит звонок и т. д.

Адаптационный период в 1 классе не заканчивается, т.к. ребенок постоянно приспосабливается к различным условиям в течение всего периода обучения в школе. А наша задача ему в этом помочь.


Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Нарушение процесса адаптации сказываются на становлении ученика как субъекта учебной деятельности в целом. Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режима.

Адаптация - это перестройка организма на работу в изменившихся условиях. Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Любой взрослый человек может согласиться с тем, что практически все дети, поступающие в первый класс, хотят быть хорошими учениками. Какой бы ни была их школьная мотивация, все-таки, большинство из них старается учиться хорошо. Но, к сожалению, не всем это удается, многие из них испытывают различные трудности в учебе.

Обычно адаптационный период в школе составляет от 1 до 2 месяцев. В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризны, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей. Увеличивается количество заболеваний, которые называют функциональными отклонениями, они вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, в связи со значительным увеличением тех требований, которым ребенок должен отвечать. Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается. У некоторых полноценной адаптации к школе на первом году обучения так и не происходит (это может протекать и на фоне хорошей успеваемости). Такие дети часто и подолгу болеют, причем болезни носят психосоматический характер, эти дети составляют группу риска с точки зрения возникновения школьного невроза.

Некоторые дети к середине дня оказываются уже переутомленными, т.к. школа для них является стрессогенным фактором. На протяжении дня у них не бывает возможности полного расслабления, как физического, так и умственного, эмоционального. Некоторые дети невеселы уже по утрам, выглядят переутомленными, у них появляются головные боли и боли в области живота. У многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак настоящего переутомления). У многих первоклассников наблюдаются головные боли, усталость, плохой сон, снижение аппетита, врачи отмечают появление шумов в сердце, нарушения нервно-психического здоровья и другие недомогания.

Именно в течение первой четверти число учащихся, имеющих нервно-психические отклонения, возрастает примерно на 14-16%, а к концу учебного года число таких детей увеличивается примерно на 20% .

Чтобы определить, как можно помочь ребенку с ограниченными возможностями здоровья адаптироваться в школе надо знать некоторые психологические особенности возраста 7-8 летнего ребенка.

К 7-8 годам повышается подвижность нервных процессов, отмечается большее, чем у дошкольников, равновесие процессов возбуждения и торможения. Но процессы возбуждения все еще превалируют над процессами торможения, что определяет такие характерные особенности младших школьников, как непоседливость, повышенная активность, сильная эмоциональная возбудимость. В физиологическом плане надо отметить, что в7-8 летнем возрасте созревание крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому детям легче выполнять сравнительно сильные, размашистые движения, чем те которые требуют большой точности, поэтому дети быстро устают при выполнении мелких движений (письмо).

Возросшая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, но в целом большинство детей испытывает высокую утомляемость, вызванную еще и дополнительными, не свойственными для данного возраста, школьными нагрузками (приходится много сидеть при жизненной потребности в движении). Работоспособность ребенка резко падает через 25-30 минут после начала урока и может резко снизиться на 2-ом уроке. Все это надо учитывать, имея в виду уже упоминавшуюся возбудимость детей.

С поступлением в школу в жизни ребенка-инвалида происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется новый для ребенка вид деятельности - учебная деятельность. На основе этой новой деятельности развиваются основные психологические новообразования: в центр сознания выдвигается мышление. Таким образом, мышление становится доминирующей психической функцией и начинает определять постепенно и работу всех других психических функций (памяти, внимания, восприятия). С развитием мышления другие функции тоже актуализируются и становятся произвольными. Развитие мышления способствует появлению нового свойства личности ребенка - рефлексии, то есть осознания себя, своего положения в семье, классе, оценка себя как ученика: хороший - плохой. Эту оценку "себя" ребенок черпает из того, как относятся к нему окружающие, близкие люди. В этот период у ребенка формируется такое важное личностное образование как чувство социальной и психологической компетентности или при неблагоприятных условиях - социальной и психологической неполноценности.

Завражин С.А., Фртова Л.К. Адаптация детей с ограниченными возможностями. – М: Академический проект. – 2005.

Специальная педагогика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002.

Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие. – М., 2006.

“Школьный психолог” газета №9 за 2003г. (Н.Семаго, М. Семаго Психологическая оценка готовности к началу школьного обучения.)

“Школьный психолог” газета №18 за 2003г. (Роза Рахманкулова Практическая работа по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников.)

Читайте также: