Фатих амирхан татар кызы краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Фатих Амирхан и Габдулла Тукай

Жизнь Фатих Амирхана была полна нравственных исканий, сомнений, разочарований. Писатель питал большие надежды на революционные преобразования в России.
С искренней радостью Амирхан встретил Февральскую революцию. В 1920 году приветствовал образование Татарской АССР.
В двадцатые годы в прессе прошел ряд публикаций обвиняющих Ф. Амирхана во всех смертных грехах. На тот момент уже тяжело больной туберкулёзом писатель пратически не отреагировал на эти статьи. Последние дни публицист прожил недалеко от Ново-Татарской слободы в доме на улице Большая Красная.

Неизлечимая болезнь (у него были парализованы обе ноги), потрясения от мировой войны 1914—1918 годов, Гражданской войны, голода в Поволжье приводят Амирхана к мистицизму, который не покидает его до самой смерти. Писатель скончался 9 марта 1926 года и был похоронен на мусульманском кладбище рядом с могилами отца, дяди, деда. Похоронен был Амирхан и по-граждански, и с муллами по-религиозным обрядам, хотя не раз в своих произведениях высказывал своё видение религии, сильно отличное от того ислама, который есть.

Могила поэта на татарском кладбище в Ново-Татарской слободе Казани

Творчество

Фатих Амирхан известен как один из основоположников критического реализма в татарской литературе ХХ века. Художественные искания писателя не ограничивались рамками реализма. Он писал и романтические произведения, выступал как талантливый экспериментатор в области модернистских течений – импрессионизма, экспрессионизма, акмеизма и др.

Фатих Амирхан. 1915 г.

В повести доминируют эстетика прекрасного, глубокий лиризм, культ природы и любви; удачно использованы разнообразные формы психологического анализа: портреты, внутренние монологи, описание чувств, пейзаж.


Жизненный и творческий путь Ф.Амирхана был сложным. После того как в августе 1907 г. его разбил паралич, писатель до конца своих дней был прикован к инвалидной коляске.

Бурные исторические события и катаклизмы начала ХХ века определили синкретичность мировоззрения писателя, сосуществование в нем просветительских, революционно-демократических, социальных взглядов, преломленных через призму философских систем Востока и Запада.


Фатих и Ибрагим Амирхановы. 1915

Казань. Центр письменного и музыкального наследия ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ

Художественное творчество


Фатих Амирхан в момент прогулки на лошади в районе Дальнего Кабана. 1909

Казань. Центр письменного и музыкального наследия ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ

Ф.Амирхан известен как один из основоположников критического реализма в татарской литературе ХХ века. Художественные искания писателя не ограничивались рамками реализма. Он писал и романтические произведения, выступал как талантливый экспериментатор в области модернистских течений – импрессионизма, экспрессионизма, акмеизма и др.

В повести доминируют эстетика прекрасного, глубокий лиризм, культ природы и любви; удачно использованы разнообразные формы психологического анализа: портреты, внутренние монологи, описание чувств, пейзаж.

Пьеса фиксирует жизнь, полифонично отражает внутренний мир героев, тяготеет к эпичности. Повествовательное начало ее усиливается обилием авторских ремарок, вплетением в текст суждений о переустройстве экономических основ татарского общества, европеизации системы образования, эмансипации женщины, а также диалогами о любви, литературе, языке, музыке, живописи, русской культуре.


Фатих Амирхан. 1915

Казань. Центр письменного и музыкального наследия ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ

Ф.Амирхан – литературный критик


Фатих Амирхан с друзьями. 1913

Казань. Дальний Кабан. Слева направо: Ф.Амирхан (в лодке); Кабир Бакир (на берегу реки); Рауза Аитова (жена И. Аитова), за ней Исмагил Аитов. Центр письменного и музыкального наследия ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ

Ф.Амирхан – один из основоположников татарской реалистической литературной критики.

Большинство его статей посвящены анализу мировоззренческих и художественных особенностей творчества:

отдельным произведениям З.Хади, Ф.Карими, Я.Вали, М.Гафури, С.Рамеева, Г.Кулахметова.


Фотограф Иванов С.И. Г.Тукай среди членов редколлегии газеты Аль-Ислах. Казань. 1907–1908. 1907–1908

Слева направо: редактор и издатель газеты Вафа Бахтияров, театральный критик Габделькабир Бакир, идейный руководитель и активный сотрудник Фатих Амирхан, сотрудник редакции Ибрагим Амирхан, Габдулла Тукай. Центр письменного и музыкального наследия ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ

Сочинения


Фатих Амирхан в своей квартире. 1916

Казань. Центр письменного и музыкального наследия ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ

Избранное: рассказы и повести. М., 1975.

Сайланма әсәрләр: 2 томда. Казан, 1957–1958.

Әсәрләр: 4 томда. Казан, 1984–1986.


Дом, где в 1923–1926 гг. проживал Фатих Амирхан

На углу улицы Жуковского, 12. Центр письменного и музыкального наследия ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ

Литература

Краткая литературная энциклопедия. М., 1962. Том 1.

Сайганов А. У истоков эстетики реализма: эстетика Фатиха Амирхана и ее место в развитии татарской реалистической литературы. Казань, 1982.

Магдеев М. Фатих Амирхан: краткий очерк о жизни и творчестве писателя. Казань, 1986.

Идейно-эстетическое наследие Фатиха Амирхана: межвузовский сборник научных трудов. Казань, 1989.

Нуруллин И.З. Прометей из Ново-Татарской слободы. Казань, 1991.

Духовное наследие: поиски и открытия / под ред. И.Г. Гумерова. Казань: ИЯЛИ, 2016. Вып. 2: Фатих Амирхан.

Ахметова Д.И. Фатих Амирхан в фотографиях. Казань: ИЯЛИ, 2016.

Нуруллин И.З. Фатих Әмирхан. Казань, 1988.

Хисматуллин Х. Фатих Әмирхан: тормышы һәм иҗаты турында кыскача популяр очерк. Казань, 1961.

Сайганов А.Д. Фатих Әмирхан әсәрләренең библиографиясе һәм язучы турында фәнни әдәбият. (1906–1972). Казань, 1972.

Гайнуллин М. Татар әдипләре. Казан, 1978.


Близкие родственники у тела покойного Фатиха Амирхана. 9 марта 1926 г

Слева направо: Фатыма Апакова, Разия Амирханова, Габдулла Амирханов, Гумер Амирханов, Газиза Яушева (мать Нафисы, жены Ибрагима Амирханова), Махмут Амирханов, Габдулхамит Апаков, Закария Амирханов. Национальный музей РТ

Сегодня мы расскажем, кто такой Фатих Амирхан. Биография его будет подробно рассмотрена ниже. Речь идет о писателе, едко-ироничном публицисте, перо которого не щадило самых влиятельных и уважаемых мусульман. Он был и мудрым либеральным мыслителем.

Биография


Обучение


Фатих Амирхан получил превосходное богословское образование, а также прекрасные знания в литературе Востока и его истории. Кроме того, он приобрел навыки русского языка и открыл для себя ряд светских наук. Наш герой начал интересоваться русской культурой. Он проявлял любопытство как к русским, так и к европейским ее основам. Будущий писатель начал задаваться вопросами об основных причинах отставания восточной цивилизации. По характеру будучи лидером, но при этом инициативным человеком, он вокруг себя сплотил группу людей, которые также чувствовали, что рамки религиозной школы для них тесны.

Иттихад


Деятельность

Творчество


Татарский классик Фатих Амирхан – первый писатель-фантаст, предсказавший появление смартфонов?

Говорят, что у великих творцов есть дар предвидения. Вот некоторые авторы, предсказавшие в своих произведениях технические открытия будущего:

Будущее глазами Фатиха Амирхана:

Здания, построенные из зеркала



Современные дома, обшитые зеркальным покрытием, удивляют нас и сейчас. А Фатих Амирхан писал о таком явлении еще в далеком 1909 году.

Здания, напоминающие людей



По прогнозам Фатиха Амирхана, в 1950 году будут построены дома, внешность которых похожа на человека. Такие здания, хоть и очень редко, встречаются в некоторых странах.

Электронные игрушки

Фатих Амирхан пишет об электронных игрушках, которые сейчас можно купить в любом магазине.

Вертолет



Это можно назвать и прогнозом писателя, но можно объяснить и его осведомленностью о новейших достижениях того времени. Первый вертолет прошел испытания во Франции в 1907 году, но широкое использование вертолеты обрели лишь в середине XX века.

Смартфон с фронтальной камерой



Уже в 1909 году Фатих Амирхан пишет о смартфонах с фронтальной камерой.

«Только успел он произнести эти слова, как близ него негромко прозвенел звонок. Звук доносился из нагрудного кармана Ахмета. Ахмет вынул оттуда какой-то предмет, похожий на зеркальце, стал смотреть на него. Через минуту, к изумлению преосвященного, зеркальце заговорило человеческим языком.

Перепуганный Фатхулла увидел в зеркальце изображение Лейли. Ахмет поговорил с дочерью, но из их разговора Фатхулла ничего не понял.

– Это волшебное зеркало вы, предположим, изобрели с помощью науки симии? – спросил он, когда Ахмет, закончив разговор, положил зеркальце в карман.

Сотовый телефон был изобретен в 1957 году. А телефоны с фотокамерой стали использоваться лишь в 2000-х годах.

Онлайн-видеосвязь



Фатих Амирхан описал в повести видеоконференцию – обычное явление для нас сегодня.

Видеоконференция (с помощью проводного телефона) впервые была испытана в 1947 году в научно-исследовательском институте телевидения СССР. Массовое распространение началось лишь с 1999 года.

Летающие люди


Фатих Амирхан считал, что люди будущего будут летать.

Ричард Браунинг 28 сентября 2017 года испытал придуманный им специальный костюм. Он попал в Книгу рекордов Гиннесса, пролетев со скоростью 50 км/час.

Оживление умерших – пока на уровне прогноза

Почему произведение Фатиха Амирхана осталось неизвестным миру?

Почему это произведение Фатиха Амирхана не завоевало всемирную известность, не стало таким же популярным, как творения других фантастов? С этим вопросом мы обратились к литературоведам, изучавшим творчество Амирхана.

Кандидат филологических наук, доцент Тагир Гилязов:

Амирхан получил городское воспитание. Хоть он и был сыном муллы, но хорошо знал экономику, историю, смену обществ и понимал, какую роль играют их аспекты. Баки Урманче видит писателя как одного из гениев, державших курс на Европу.

Взглянем на его биографию: в самом рассвете юношества он остался прикованным к инвалидной коляске. Для него это стало большой трагедией. Но на всю жизнь он остается сильной личностью. Я читал его письма, статьи, произведения. Ни в одном из них нет ни нотки уныния. Сильный дух, согласие со своей участью или принятие судьбы, уготованной ему Аллахом… До сих пор это остается тайной.

Мне кажется, дар предвидения связан с тем, что Фатих Амирхан был сильной личностью. К тому же он учился в Москве, Самаре, был хорошо знаком с русским миром. Видимо, хоть мы и не связываем его с какой-либо политической партией, Фатиху Амирхану были известны труды Маркса, Энгельса, Ленина, писатель хорошо разбирался и в религиозной литературе.

Видно, что он был знаком с исламской культурой и философией, ставшими неотъемлемыми элементами нашей жизни, нашего духа. Как известно, он не ограничивался национальными рамками, отлично разбирался в мировой литературе, культуре, его ходом и течением.

Произведения Фатиха Амирхана не печатались на русском языке, не переводились на европейские языки, о них не знают… Мы все пишем на татарском.

Фатиха Амирхана нужно представить миру на английском языке, чтобы о нем писали в зарубежной прессе, его понимали и могли оценить.



– Цель данного произведения – изобличить отрицательные явления, препятствующие движению возрождения. Фантастика здесь выступает только как литературный прием. Произведение написано не в рамках фантастического жанра, писатель не ставил себе такой цели. Фантастика – лишь прием, чтобы во всей красе описать людей с отсталыми взглядами.

Если брать других фантастов, для них главной целью становится рассказать о научно-технических достижениях. Вероятно, причина того, что произведение не нашло широкого отражения, кроется и в том, что главный герой довольно груб, невежлив, к тому же сторонник прошлого, отжившего. С одной стороны, предположения автора о будущем могли бы стать основой замечательного фантастического произведения. Но почему Фатих Амирхан не стал развивать сюжет именно в этом русле? К сожалению, об этом нам остается лишь догадываться.

Фатих Амирхан так же, как и мировые известные писатели-фантасты, предсказал будущее. Вопрос о том, почему мы его недооцениваем и не представляем широкой общественности, довольно-таки спорный.

Амирхан смог предвидеть будущее. Если мы рассматриваем его как писателя-фантаста, то приходим к интересному, поучительному факту. А в произведении автор описывает Фатхуллу хазрата как объект насмешек, тем самым предсказания, мысли и предположения о будущем теряют свой смысл, становятся лишь фоном событий 1950 года.

Фатих Амирхан хорошо знал Коран. На сегодняшний день мы знаем, что описанные в священной книге мусульман явления имеют место в нашей жизни. Вероятно, он почувствовал и увидел в Коране эти важные мысли, то есть для своего времени он был, без сомнений, человеком передовых взглядов. Писатель, знающий русскую и европейскую литературу, искал способы изображения. И тогда отдал предпочтение не элементам фантастики, а изобличению своего героя.

Читайте также: