Гектор и андромаха краткое содержание мифа

Обновлено: 30.06.2024

Счастье материнства нельзя сравнить ни с чем. Само по себе сознание о созданной новой жизни возвышает женщину и в мнении окружающих, и в собственных глазах. С первых мгновений появления на свет между матерью и ребенком устанавливается неразрывная, почти физическая связь. Еще толком не умея говорить и тем более связно выражать мысли, малыш знает о маме поразительно много. О ее характере, вкусах, привычках. Он впитывает это знание всеми органами чувств и бессознательно запечатлевает его. Душа его знает, какой должна быть мама.

Мать во многих мировых культурах является символом жизни, святости, вечности, тепла и любви. Космическая Мать-Земля, супруга Неба, Мать всего и вся на Земле, не видящая разницы между добром и злом. Один из примеров такой матери – древнегреческая богиня Гея. Она породила титанов, циклопов, пятидестиголовых великанов, все боги Олимпа были её потомками.

В славянской мифологии Мать-Землю представляет Мокошь. Всемогущие боги трепещут перед ней, ведь в руках богини священные нити судеб. Оборвётся такая ниточка, и человек, а то и бог умрёт. Мокошь была очень почитаемой богиней в славянской мифологии и входила в Пантеон князя Владимира.

Милостивая, всемогущая и одновременно жестокая Мать-Природа управляла всем, от чего зависел человек: дождями и засухами, жарой и морозами, удачей в охоте и собирательстве. С развитием человечества в некоторых религиях Мать-Природа стала делиться на покровительницу охоты (в греческой мифологии – Артемида) и земледелия (Деметра). Однако в других религиях образ Матери-Природы не разделился. Например, в славянском язычестве эту роль, по совместительству с Матерью-Землей до конца имела Мокошь.

Образ, на котором держится любая культура, – это положительная женщина-мать.

В данной книге, не претендующей на энциклопедичность и глубину исследования, приводятся жизненные истории матерей, которые оставили след в истории человечества либо тем, что воспитали замечательных людей, либо тем, что сами были замечательными личностями. Чаще всего в случае с матерями эти два обстоятельства взаимосвязаны.

Матери в мифологии

Мать Олимпийских богов

Рея в греческой мифологии была дочерью Урана и Геи. Уран – бог, олицетворяющий небо, он относится к самому древнему поколению богов. Уран является супругом Геи. Гея – древнегреческая богиня земли. Родилась вслед за Хаосом. Гея – мать всего, что живет и растет на ней, а также мать неба, моря, титанов и титанид, гигантов, циклопов и сторуких исполинов – гекатонхейров.

Одной из главных черт Урана была его бесконечная плодовитость. Но, боясь погибнуть от одного из своих детей, он возвращал их снова в недра земли. Пряча их в утробу Геи, Уран причинял ей тяжкие страдания. Для облегчения участи своей матери Кронос, её младший сын, оскопил Урана при помощи серпа. Плодоносная сила Урана была настолько велика, что от капель крови, упавших на землю, родились эринии, а от упавших в море – богиня Афродита. Результатом было отстранение Урана от продолжения рода богов-чудовищ и переход власти к его сыну Кроносу.

Титаны – в древнегреческой мифологии боги второго поколения, дети Урана и Геи. Их шесть братьев и шесть сестёр-титанид: Океан, Кей, Криос, Гиперион, Иапет, Кронос, Тейя, Тефида, Рея, Фемида, Мнемозина, Феба.

Они вступили в браки между собой и породили новое поколение богов: Прометея, Гелиоса, Лето, а также муз и других. Таким образом, Рея – титанида в древнегреческой мифологии, супруга титана Кроноса и мать олимпийских богов: богини домашнего очага Бестии, богини полей и плодородия Деметры, богини семьи и родов Геры, бога подземного царства Аида, бога морей Посейдона, бога грома и молнии Зевса.

Кронос боялся предсказания Геи, по которому кто-то из его детей, рождённых ему Реей, свергнет его, а поэтому проглатывал их одного за другим. Так проглотил он Бестию, Деметру, Геру, Аида и Посейдона. Рея, беременная Зевсом, не желая лишиться последнего ребенка, родила его в глубокой пещере на Крите и скрыла там, а Кроносу дала проглотить камень. Ее сопровождали куреты. Эти мифические существа подняли невообразимый шум, дабы заглушить им крики новорождённого бога и тем самым спасти его от неминуемой гибели в чреве своего отца. В полном вооружении они охраняли Зевса-младенца на Крите, ударяя копьями о щиты. Тем и спасли маленького Зевса. Позднее Кронос превратил их во львов, а Зевс сделал царями зверей.

Когда Кронос понял, что обманут, стал искать Зевса по всей земле. Выросший Зевс сделал зелье, которое заставило Кроноса изрыгнуть проглоченных им детей. Три брата – Зевс, Посейдон и Аид – разделили власть между собой. Зевсу досталось господство на небе, Посейдону – море, Аиду – царство мёртвых.

После десятилетней войны Кронос был свергнут Зевсом и заключен в глубочайшую бездну – Тартар. Сам Зевс воцарился над миром, сделав и своих сестер олимпийскими богинями: Гестию – богиней домашнего очага, Геру – женой и царицей богов, Деметру – богиней полей и плодородия. Свою мать Рею Зевс сделал благородной царицей всего живого.

Рея изображалась в матрональном типе, обыкновенно с короной на голове, или в покрывале, большей частью сидящей на троне, близ которого сидят посвященные ей львы. Атрибутом ее был тимпан.

С мифологического образа Реи в европейской художественной культуре начинается традиция отдания долга материнству

Мать древнегреческих богов

Гера – третья дочь Кроноса и Реи, сестра Деметры, Гестии, Аида и Посейдона. Великую богиню Геру, после того как ее и ее братьев и сестер изверг из своих уст побежденный Зевсом Крон, мать ее Рея отнесла на край земли к седому Океану; там воспитала Геру супруга Океана Тефида. В будущем она будет мирить дядю и тетку в их ссорах.

Гера долго жила вдали от Олимпа, в тиши и покое. Великий громовержец Зевс увидал ее, полюбил и похитил у Тефиды. Их тайная связь началась задолго до свадьбы, причем именно Гера играла в ней активную роль. Зевс полюбил Геру, когда она была девушкой, и превратился в кукушку, которую она поймала. Часто Гера изображается со скипетром в руке, наверху скипетра – кукушка. В дни праздников Геры женихи приближались к алтарю богини в масках кукушки. Брак Зевса и Геры оставался тайным 300 лет. Свадьба Зевса и Геры проходила в Кносской земле, в местности близ реки Ферена, где стоит храм в честь этого события. Боги пышно справили свадьбу Зевса и Геры. Все боги подносили дары повелительнице Гере, а богиня Земля-Гея вырастила из недр своих в дар Гере дивную яблоню с золотыми плодами. Зевс чтит ее высоко и сообщает ей свои планы, хотя и удерживает ее при случае в пределах ее подвластного положения.

Гектор - в древнегреческой мифологии старший сын Приама и Гекубы, главный троянский герой в "Илиаде". Гектор пользовался особым покровительством бога Аполлона, из чего некоторые античные авторы делают вывод, что Гектор был сыном Аполлона.
Когда Ахилл демонстративно отстранился от участия в войне после ссоры с Агамемноном, доспехи Ахилла одел его лучший друг - Патрокл. Принимаемый всеми за Ахилла, Патрокл сокрушил много троянцев и дошел до самых стен Трои, где его убил Гектор и забрал доспехи Ахилла.
Когда Фетида (мать Ахилла) на следующее утро принесла сыну новые доспехи, скованные богом Гефестом, Ахилл бросил вызов Гектору и убил его:

.. у Пелида сверкало копье изощренное, коим
В правой руке потрясал он, на Гектора жизнь умышляя,
Места на теле прекрасном ища для верных ударов.
Но у героя все тело доспех покрывал медноковный,
Пышный, который похитил он, мощь одолевши Патрокла.
Там лишь, где выю ключи с раменами связуют, гортани
Часть обнажалася, место, где гибель душе неизбежна:
Там, налетевши, копьем Ахиллес поразил Приамида;
Прямо сквозь белую выю прошло смертоносное жало;
Только гортани ему не рассек сокрушительный ясень
Вовсе, чтоб мог, умирающий, несколько слов он промолвить;
Грянулся в прах он,- и громко вскричал Ахиллес, торжествуя:
"Гектор, Патрокла убил ты - и думал живым оставаться!
Ты и меня не страшился, когда я от битв удалялся,
Враг безрассудный! Но мститель его, несравненно сильнейший,
Нежели ты, за судами ахейскими я оставался,
Я, и колена тебе сокрушивший! Тебя для позора
Птицы и псы разорвут, а его погребут аргивяне".

(Гомер, "Илиада", песнь 22-я)

После победы Ахилл привязал тело убитого Гектора к колеснице и протащил вокруг Трои.

Джон Флаксман - Триумф Ахилла

Джон Флаксман - Триумф Ахилла

Джон Флаксман - Вестница богов Ирида сообщает Приаму о смерти Гектора

Тело мертвого Гектора оберегал Аполлон, поэтому его не касались ни хищные звери, ни тлен. На совете богов Аполлон первым поднял голос в защиту того, чтобы отдать тело Гектора Приаму, в итоге Зевс приказал Ахиллу вернуть тело Гектора в Трою.

Christopher Logue - Оплакивание Гектора

Christopher Logue - Оплакивание Гектора

Гектор был женат на Андромахе. В "Илиаде" Гомера она изображена верной и любящей супругой, предчувствующей близкую смерть мужа. Перед одной из битв Андромаха при прощании говорит Гектору:

Муж удивительный, губит тебя твоя храбрость! ни сына
Ты не жалеешь, младенца, ни бедной матери; скоро
Буду вдовой я, несчастная! скоро тебя аргивяне,
Вместе напавши, убьют! а тобою покинутой, Гектор,
Лучше мне в землю сойти: никакой мне не будет отрады,
Если, постигнутый роком, меня ты оставишь: удел мой -
Горести! Нет у меня ни отца, ни матери нежной!
(. )
Гектор, ты все мне теперь - и отец, и любезная матерь,
Ты и брат мой единственный, ты и супруг мой прекрасный!

(Гомер "Илиада", песнь 6-я)

Гектор и Андромаха с сыном

Гектор и Андромаха с сыном

Сергей Постников - Прощание Гектора с Андромахой

Сергей Постников - Прощание Гектора с Андромахой

Джон Флаксман - Андромаха узнает о смерти Гектора

Джон Флаксман - Андромаха узнает о смерти Гектора

Jacques-Louis David - Андромаха скорбит над телом Гектора

Jacques-Louis David - Андромаха скорбит над телом Гектора

После взятия Трои сын Гектора и Андромахи был убит ахейцами, Андромаха стала наложницей сына Ахилла - Неоптолема. После смерти Неоптолема Андромаха становится женой Елена, брата-близнеца Кассандры. Андромаха и Елен царствовали в Эпире, где их застал во время своих странствий бывший соратник Гектора Эней.

Если сказать коротко, то "Илиада" великого слепца Гомера - это книга про войну. В ней много битв, крови, пота и смертей. Но есть в ней сцена, рисующая тихую идиллию. Она описана в Песне шестой "Прощание Гектора с Андромахой".

Эта глава "Илиады" рассказывает о короткой встрече главного героя троянцев Гектора с женой и сыном. Предстояла серьезная битва, и Гектор не знал вернется ли он живым с неё. Поэтому, улучив свободное время, отправился к себе во дворец. Но Андромахи, жены своей, там не застал.

Слуги сообщили, что Андромаха с сыном Астианаксом отправилась в башню на городской стене, чтобы наблюдать за битвой. Сразу же отправился туда Гектор и встретил Андромаху и сына, которого держала на руках прислужница.

Бросилась в объятия мужа Андромаха, стала умолять не идти на битву, остаться с ними в башне. Ведь нет у неё и их сына никого в мире, кроме любимого Гектора.

Но не мог так поступить Гектор. Долг и честь не позволяли ему остаться в безопасности, когда его друзья и воины будут погибать под стенами Трои.

Но обещал он вернуться в Трою победителем, соединиться с женой и сыном навеки.

Потом подошел Гектор к сыну своему Астианаксу, хотел взять его на руки. Но испугался мальчик испугался развевающейся на шлеме Гектора конской гривы, заплакал громко, прижался к служанке.

Улыбнулся нежно младенцу Гектор. Снял шлем, положил его на землю, взял Астианакса на руки и поцеловал. Высоко поднял Гектор сына к небу и молил громовержца Зевса о силе и славе своему сыну.

Но не сбылись ни обещания Гектора, остался и Зевс глух к мольбам его. Погиб Гектор, убили ахейцы Астианакса , унизили и пленили Андромаху.

Но до сих пор помнит мир о трепетной нежности великого воина к своей семье, о трагической судьбе верной его жены и жестокости войны, несущей только смерть и разрушение.

Мифология народов мира — у нас вся мифология, магия, история — мифические существа, боги, богини, духи, фейри — герои мифов и легенд. Мифология и мифические существа собраны из самых разных источников. Подробная информация практически о всех персонажах мифологии - о богах (асах и ванах), богинях, демонах, чудовищах, боги Скандинавии и Древней Греции. Правда заключается в том, что таких существ тысячи и мы каждый день встречаемся с ними в обычной жизни.

Андромаха — Греческая мифология

Андромаха

Андромаха в греческой мифологии супруга Гектора. Отцом Андромахи был Ээтион, царь мисийского города Фивы Плакийские. Во время Троянской войны Фивы были взяты и разорены Ахиллом, который убил Ээтиона и семерых братьев Андромахи (Гомер, Илиада, VI 413-428). В "Илиаде" Андромаха представлена верной и любящей женой Гектора, предчувствующей грозящую ему опасность (в сцене прощания Гектора с Андромахой, VI 370-502) и горько оплакивающей мужа после его смерти. После взятия Трои ахейцами, Андромаха лишается своего единственного сына Астианакта и как пленница сына Ахилла Неоптолема (Пирра) следует за ним в Грецию. В трагедии Еврипида "Андромаха" изображена её горькая доля и притеснения со стороны жены Неоптолема Гермионы. После гибели Неоптолема в Дельфах, Андромаха переселяется в Эпир вместе с Eленом, чьей женой она становится. В Эпире Андромаху застаёт во время своих странствий Эней (Вергилий, Энеида, III 294 след.). От Неоптолема Андромаха имела трёх сыновей, в том числе Молосса (героя-эпонима царства молоссов в Эпире) и Пергама; вместе с Пергамом Андромаха после смерти Елена вернулась в свою родную землю Мисию, где Пергам основал город, названный его именем. В историческое время здесь существовало святилище, посвященное Андромахе (Павсаний, I 11, 2).

Прощание Гектора с Андромахой. Постников С.П., 1863.
Прощание Гектора с Андромахой. Постников С.П., 1863.

Сцена прощания Гектора с Андромахой воплощалась в античном изобразительном искусстве, с 15 века - в европейском искусстве (вначале в книжной миниатюре, затем в живописи: Г. Лересс, А. Куапель, Дж. Б. Тьеполо и другие художники; в России в 18 веке - А. П. Лосенко "Прощание Гектора и Андромахи"); в 17-18 столетиях получил распространение сюжет "скорбящая Андромаха" (Ж. Л. Давид, Э. Вехтер и др.).

В европейской драматургии 17-18 веков созданы трагедии: "Андромаха" Расина, Дзено (послужила либретто для ряда итальянских опер) и др., в 20 веке "Андромаха" Э. Поссарта, "Пирр и Андромаха" Ф. Брукнера и др. В 18 - начале 19 столетия: свыше 20 опер - "Андромаха" Н. Порпоры, А. Саккини, А. М. Гретри, Дж. Паизиелло, "Астианакт" Дж. Б. Бонончини и др

Андромаха у тела Гектора. Ж. Л. Давид, 1783 год, Лувр
Андромаха у тела Гектора. Ж. Л. Давид, 1783 год, Лувр

Историческая справка.

Пергам (Pergamon, Pergamus) и Пергамское государство. Пергам — древний город в Мизии (Малая Азия) на реках Селинос и Кетейос, притоках Каика. Жители считали себя выходцами из Аркадии. Полководец Александра Великого, Лизимах хранил в Пергаме свою казну (9000 талантов). После смерти Лизимаха и Селевка Никатора казначей первого, Филетер, при помощи доставшейся ему казны Лизимаха овладел Пергамом и основал в 282 году до нашей эры самостоятельное Пергамское государство. Пергамские цари много заботились об украшении своей столицы, особенно Аттал I и Евмен II (147—159), обогативший знаменитую Пергамскую библиотеку, которая ещё во времена Клеопатры содержала до 200 тысяч томов. После превращения Пергамского государства в римскую провинцию (130 год до нашей эры) Пергам долго ещё оставался цветущим городом; лишь в византийскую эпоху он пришёл в упадок.

Читайте также: