Основоположником эволюционистской школы являлся

Обновлено: 07.07.2024

ЭВОЛЮЦИОНИ́ЗМ в со­ци­аль­ных нау­ках, на­прав­ле­ние (шко­ла) гл. обр. в эт­но­гра­фии / эт­но­ло­гии (со­ци­аль­но-куль­тур­ной ан­тро­по­ло­гии) и со­цио­ло­гии, ос­но­ван­ное на пред­став­ле­нии о по­сту­пат. про­цес­се раз­ви­тия ( эво­лю­ции ) че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ст­ва от низ­ших форм к выс­шим. Сто­рон­ни­ки Э. рас­смат­ри­ва­ли ис­то­рию как пря­мо­ли­ней­ный про­цесс пе­ре­хо­да от про­сто­го к слож­но­му, при­чём пред­по­ла­га­лось то­ж­де­ст­во ис­то­рич. пу­тей раз­ных на­ро­дов. На пер­вый план вы­дви­га­лось по­ня­тие куль­тур­ных уни­вер­са­лий: лю­бое яв­ле­ние куль­ту­ры не яв­ля­ет­ся уни­каль­ным – оно или су­ще­ст­во­ва­ло, или су­ще­ст­ву­ет, или бу­дет су­ще­ст­во­вать у ка­ж­до­го на­ро­да, а ис­то­рия пред­став­ля­лась сум­мой эво­лю­ций эле­мен­тов куль­ту­ры и со­ци­аль­ной струк­ту­ры. Э. раз­ви­вал­ся па­рал­лель­но эво­лю­ци­он­ному уче­нию в ес­теств. нау­ках, что пре­до­пре­де­ли­ло на­бор ме­то­дов, тео­рий и по­ня­тий Э. Осн. ме­тод Э. – по­строе­ние эво­люц. ря­дов, при ко­то­ром ис­сле­до­ва­лось раз­ви­тие каж­до­го со­цио­куль­тур­но­го фе­но­ме­на в кон­тек­сте всей че­ло­ве­че­ской куль­ту­ры (об­ще­ст­ва) без учё­та взаи­мо­свя­зей внут­ри ка­ж­дой куль­ту­ры, что ино­гда при­во­ди­ло к оче­вид­ным ошиб­кам. Важ­ным был так­же ме­тод пе­ре­жит­ков, по­зво­ляю­щий вос­ста­но­вить об­лик куль­ту­ры и об­ще­ст­ва в про­шлом (см. Пе­ре­жит­ков тео­рия).

Эволюцион́изм (эволюционная школа) — направление в антропологии и этнографии, сторонники которого предполагали существование универсального закона общественного развития, заключающегося в эволюции культуры от низших форм к высшим, от дикости к цивилизации и т. д. Главная идея эволюционистов заключалась в убеждении о полном тождестве исторических путей разных народов. Историю эволюционисты рассматривали как сумму независимых эволюций единичных элементов культуры и социальной структуры.

Содержание

Зарождение эволюционизма

Основные положения эволюционизма

  1. Классическая эволюционистская теория настаивала на существовании универсального закона развития человеческих культур.
  2. Человеческий род един, поэтому все люди имеют примерно одни и те же умственные способности и в сходных ситуациях будут принимать примерно аналогичные решения, что в свою очередь определяет единообразие культуры на сходных ступенях развития;
  3. В человеческом обществе имеет место непрерывное развитие, то есть прямолинейный процесс перехода от простого ко все более сложному. Таким образом общественное развитие идёт по законам эволюции;
  4. Развитие любого культурного элемента изначально предопределено, так как его более поздние формы формируются и зарождаются в более ранних. При этом развитие любой культуры многоступенчато, а ступени и стадии развития едины для всех культур в мире;
  5. Культурные различия народов вызваны их различными ступенями развития, а все народы и все культуры соединены между собой в один непрерывный и прогрессивно развивающийся эволюционный ряд.
  6. Первобытное общество, с точки зрения эволюционистов, имело единые для всех народов социальные, культурные и экономические модели. А современные бесписьменные народы рассматривались как пережиток древних времён. Предполагалось, что изучение их культуры ведет к реконструкции культуры первобытного общества в целом.

Критика эволюционизма

По мере дальнейшего развития науки и соответственно накопления новых фактических данных к концу XIX века все в большей мере стали проявляться слабые стороны эволюционизма, вступившие в противоречие с фактами реальной жизни. Собранный новый этнографический материал часто не подтверждал эволюционистские положения.

История эволюционизма

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. статью.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Эволюционная школа" в других словарях:

ЭВОЛЮЦИОННАЯ ШКОЛА — направление в этнографии 2 й пол. 19 в., сложившееся под влиянием эволюционного учения. Основные идеи ее представителей (Дж. Леббок, Э. Тайлор, А. Бастиан, Л. Г. Морган): культурное единство человечества, общие законы развития культур всех… … Большой Энциклопедический словарь

Эволюционная школа — направление в этнографии 2 й пол. 19 в., сложившееся под влиянием эволюционного учения. Основные идеи ее представителей (Дж. Леббок, Э. Тайлор, А. Бастиан, Л. Г. Морган): культурное единство человечества, общие законы развития культур всех… … Политология. Словарь.

эволюционная школа — направление в этнографии второй половины XIX в., сложившееся под влиянием эволюционного учения. Основные идеи её представителей [Дж. Леббок (J. Lubbock), Э. Тайлор, Дж. Мак Леннан, Дж. Фрейзер, А. Бастиан, Л. Г. Морган, в России Д. Н. Анучин,… … Энциклопедический словарь

Эволюционная школа — в этнографии, направление, сложившееся в период становления этнографической науки (2 я пол. 19 в.) под влиянием эволюционного учения (См. Эволюционное учение). Главные представители Э. ш. Дж. Леббок, Дж. Мак Леннан, Э. Тайлор, Дж. Фрейзер … Большая советская энциклопедия

ЭВОЛЮЦИОННАЯ ШКОЛА — в этнографии и археологии научное направление, сложившееся во 2 й пол. 19 в., в период оформления этнографич. науки как самостоятельной дисциплины. См. в статьях Этнография и Археология … Советская историческая энциклопедия

КУЛЬТУРНО-ЭВОЛЮЦИОННАЯ ШКОЛА — (школа Л. Уайта) направление неоэволюционизма, сформировалось в 60 е гг. в амер. культурной антропологии (Д.Ф. Аберле, Р.Н. Адамс, Р. Андерсон, Р. Карнейро, Г.Е. Докул, М. Харрис, Б. Меггерс, М.К. Оплер, М.Д. Салинс, Э.Р. Сервис и др.).… … Энциклопедия культурологии

Эволюционная химия — Эволюционная химия четвертая концептуальная система химии, связанная с включением в химическую науку принципа историзма и понятия времени, с построением теории химической эволюции материи. Эволюционная химия изучает процессы самоорганизации … Википедия

Эволюционная биология — Ископаемый археоптерикс, обнаруженны … Википедия

Мифологическая школа (этнография) — Эта статья о мифологической школе в этнографии и фольклористике. О мифологической теории происхождения христианства см. Мифологическая школа. Мифологическая школа мифологическое направление в этнографии и фольклористике, зародившееся в… … Википедия

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА — АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА, эволюционная школа, направление в европейской этнографии и фольклористике 2 й половины XIX в., главным образом в британской культурной антропологии (отсюда название). Сформировалась под влиянием эволюционного учения:… … Литературный энциклопедический словарь

В процессе с/тановления этнологии как науки возникали научные концепции, школы и направления, закладывающие ее основы. Первые теории и научные школы стали появляться с середины XIX в. Концепции, отличающиеся глубокой научностью и логикой, становились наиболее известными и влиятельными. К их числу относятся эволюционизм, диффузионизм, структурализм, американская школа исторической этнологии, функционализм, культурный релятивизм и др. Многие из ранних теорий и школ сохраняют свое значение и научную ценность и в настоящее время.

Г. Клемма, Т. Вайца и И. Унгера можно считать первыми представителями эволюционистского взгляда в этнологии. Идеи эволюционализма были подхвачены в других странах и получили дальнейшее обоснование и развитие. Английским этнологам Э. Тайлору, Дж. Мак-Леннану и Дж. Лаббоку принадлежит заслуга первыми представить развернутую эволюционистскую концепцию. В Германии формирование эволюционализма было представлено О. Пешелем, А. Бастианом и И. Липпертом. Во Франции видным представителем эволюционализма был Ш. Летурно, а в США — Льюис Генри Морган. Российский эволюционализм связан с именами К.Д. Кавелина, Л.Я. Штернберга, Н.И. Зибера и М М. Ковалевского.

Г. Спенсер (1820 — 1903) — известный английский философ и социолог, один из основоположников эволюционализма в этнологии. Спенсер полагал, что с ранних стадий человеческой истории природа человека медленно адаптируется. Под воздействием этих процессов происходят изменения человеческих качеств, они постепенно аккумулируются в популяции, передаваясь через традицию. Общество, по Спенсеру, развивается под влиянием внешних и внутренних факторов. К внешним факторам он относил влияние географической среды, а также соседних обществ и народов, к внутренним — физическую природу человека, разнообразие рас, особые психические качества каждого народа.

Ядром учения Моргана является обоснованная им на огромном фактическом материале теория о едином пути развития человеческого общества, об универсальности родовой организации. По Моргану, родовая организация была тем орудием, посредством которого общество было организовано и сохранилось. Теория Моргана сыграла большую роль в опровержении патриархальной теории, по которой основной ячейкой человеческого общества была патриархальная семья, воплощающая принципы частной собственности и власти отца.

Эволюционная школа создала первую стройную концепцию развития человечества и его культуры и исходила из признания идеи прогресса в общественном развитии, т. е. непрерывного перехода от простого состояния к более сложному. Культура как часть общества также всегда развивается от низшего к высшему путем непрерывных постепенных изменений. Культурные различия народов обусловлены их различными ступенями развития.

Однако по мере дальнейшего развития науки, накопления новых фактических данных к концу XIX в. все в большей мере стали проявляться слабые стороны эволюционистской теории, вступившие в противоречие с фактами реальной жизни. Собранный новый этнографический материал нередко не подтверждал эволюционистские концепции. Необходимы были поиски путей в исследованиях культуры, ее изменения и распространения. И тогда появились новые направления и школы, имевшие, как правило, антиэволюционную направленность, подвергающие сомнению теории исторического пути развития общественных явлений.

но с общеметодологическими научными установками и откры­тиями того времени. Среди них важнейшую роль сыграло утвер­ждение в науке принципа развития, в соответствии с которым из­менения в любой сфере объективного мира рассматривались как внутренне детерминированные. С помощью этого принципа были объяснены многие процессы в самых различных областях естест­вознания. Логическим завершением применения принципа разви­тия в естествознании XIX века стали появление и победа дарви­новской теории эволюции.

Совершившая переворот в разных областях естествознания и ставшая поэтому безраздельно популярной, идея эволюции не могла не проникнуть в только формировавшуюся науку о челове­ке и культуре. Многие этнологи-эволюционисты особо отмечали в своих трудах, что их творчество вдохновлялось успехами естест­вознания. Свою главную задачу сторонники эволюционизма ви­дели в открытии и обосновании общих закономерностей развития человеческой культуры, в сопоставлении уровней развития куль­туры разных народов.

Идеи эволюционизма нашли своих приверженцев среди этно­логов самых разных стран. Наиболее видными представителями эволюционизма стали: в Англии - Герберт Спенсер, Эдуард Тай-лор, Джеймс Фрезер; в Германии - Адольф Бастиан, Теодор Вайц, Генрих Шурц; во Франции - Шарль Летурно; в США - Льюис Генри Морган. Благодаря их исследованиям культура, представ­лявшаяся до этого как совокупность отдельных типов и форм, лишенная видимого смысла и единства, обрела целостность, была систематизирована и упорядочена, чему способствовало фунда­ментальное положение эволюционизма о прогрессе культуры и общества на основе единых для всего человечества универсальных исторических законов.

Тайлор не отрицал возможности регрессивных изменений в культуре в результате исторических и природных катаклизмов, но при этом был твердо убежден, что магистральным направлением в истории человечества является эволюционное прогрессивное развитие культур.

В своих рассуждениях он основывался на одной из главных идей эволюционизма: человек - это часть природы, развивающая­ся в соответствии с ее общими закономерностями. Поэтому все люди одинаковы по своим психологическим и интеллектуальным задаткам, у них обнаруживаются одинаковые черты культуры, развитие которых идет схожим образом, поскольку определяется схожими причинами. Разнообразие же форм культуры Тайлор понимал как множественность стадий постепенного развития, из которых каждая была продуктом прошлого и, в свою очередь, играла известную роль в формировании будущего. Эти последо­вательные стадии развития соединяли между собой в один непре­рывный ряд все народы и все культуры человечества, от самых отсталых до наиболее цивилизованных.

Подобно другим эволюционистам, Тайлор пытался применить к изучению явлений культуры естественнонаучный метод. Поэто­му основной задачей для него было приспособление естественно­научной классификации к потребностям этнологии. Единицами изучения для него были отдельные категории предметов и явле­ний духовной и материальной культуры, которые он уподоблял видам растений и животных, изучаемых натуралистами.

В своих книгах и статьях Тайлор неизменно стоял на точке зрения имманентного развития явлений культуры и постоянного прогресса человеческой культуры в целом. При этом прогресс культуры он представлял как устойчивое совершенствование яв­лений культуры. В подтверждение своих взглядов Тайлор приво­дил огромное количество фактов, располагавших культурные яв­ления в виде эволюционных рядов - от простого к сложному.

Эволюционистские взгляды Тайлора были существенным ша­гом вперед в этнологии. Они представляли собой стройную кон­цепцию единства исторического процесса и прогрессивного раз­вития культуры. Однако недостатки эволюционизма, и в частно­сти концепции Тайлора, тогда еще не выявились, ученые обрати­ли на них внимание позже. Идеи Тайлора имели последователей в разных странах и в короткое время стали господствующими в эт­нологии.

туры созданы людьми физически, умственно и морально неразви­тыми. При этом Спенсер полагал, что с ранних стадий человече­ской предыстории продолжается медленная адаптация человече­ской природы. Под воздействием этих процессов происходят мо­дификации человеческих качеств, они постепенно аккумулируют­ся в популяции, передаваясь непосредственно и через традицию. В силу различных условий и обстоятельств существования челове­ческих популяций эти качества оказываются у них неодинаково развитыми. Однако эти различия не являются абсолютными и мо­гут быть преодолены благодаря тому, что врожденные способно­сти человека имеют свойство совершенствоваться.

Идеи Спенсера были более популярны среди философов, а на развитие этнологии оказали незначительное влияние.

Основоположником немецкой этнологии и эволюционизма в Германии по праву считается Адольф Бастиан(1826-1905), круп­ный теоретик и организатор этнологической науки. Популярная в то время теория эволюции и огромные этнографические материа­лы, собранные Бастианом в девяти экспедициях в различные ре­гионы планеты, определили его намерение систематизировать их в форме единой теории. Основополагающей и исходной в эволю­ционном учении Бастиана является мысль о закономерном разви­тии человеческой истории, которая протекает от несовершенного к совершенному. В исследованиях народов Бастиан делал акцент на психологию, которая, по его мнению, является краеугольным камнем единого мировоззрения всех людей. В понимании Бастиа­на все первобытные люди имели одинаковую психическую струк­туру, так как обладали самой простой системой адаптации к ис-торико-географическим условиям. Единообразие человеческой психики выражается в элементарных идеях, схожих у разных на­родов и обусловливающих тем самым единство человеческой культуры. Каждый народ формирует собственный круг идей, ко-

торый определяет содержание его культуры. Пока этот народ жи­вет обособленной жизнью, его круг идей остается постоянным, но при контактах с другими народами заимствуются новые элемен­тарные идеи, которые стимулируют развитие культуры. На при­мере великих культур Бастиан доказывал, что развитие человече­ства происходит в форме круговорота, цикла, который способен продолжаться дальше, если новые раздражители дают стимул для этого. Основной вывод его исторического анализа состоял в том, что, чем больше народ связан со своей географической средой, тем меньше он подвергается историческим изменениям.

В теоретических взглядах Бастиана своеобразно сочетались психологизм и биологизация общественных явлений. Решение всех проблем своих исследований Бастиан искал в умственной предрасположенности человека, при этом культурное развитие человечества, как он полагал, происходит в процессе активных взаимоотношений с окружающей средой. В этом контексте Бас­тиан рассматривал мыслительную способность человека как часть его биологической сущности и считал, что его духовная жизнь полностью подчинена биологическим законам и с этих позиций и должна исследоваться. Как и другие его единомыш­ленники, Бастиан был убежден, что человеческий дух развивает­ся во времени, а причины и факторы, порождающие этот дух, составляют предмет этнологии, которую он относил к категории естественных наук.

на два больших периода: 1) ранний - это организация социальная, основанная на родах, фратриях и племенах; 2) поздний - органи­зация политическая, основанная на различном отношении людей к территории и собственности. Он писал, что родовая организа­ция явилась почти универсальной основой социального строя древнего азиатского, европейского, африканского, американского и австралийского обществ. Она была тем орудием, посредством которого общество было организовано и сохранялось.

Морган подходил к исследованию родовой организации наро­дов исторически. Он пытался найти зародышевую форму рода и видел ее в социальной организации австралийских племен. Разви­тую форму рода Морган усматривал на более высокой ступени общественного развития, ее примером он считал ирокезов. Нако­нец, позднюю форму рода (отцовскую) он находил у древних гре­ков и римлян архаической эпохи. В данном случае важными и ценными для этнологии были его идеи о превращении материн­ского рода в отцовский в связи с накоплением собственности и тенденцией передачи ее по наследству.

Однако определяющее значение для этнологии имели изучение Морганом общей истории первобытного строя и его попытка пе­риодизации первобытной культуры. Морган предложил разде­лить всю историю человечества на три этапа: дикость, варварство и цивилизация, а первые два этапа, в свою очередь, - на ступени (низшую, среднюю и высшую), отметив для каждой ступени спе­цифические конкретные признаки.

Предложенная Морганом периодизация позволила связать во­едино этнографические, исторические и археологические факты и

определить для каждого народа его место в общем ходе истории, дала возможность сравнить уровни развития народов. Это была первая универсальная система периодизации всемирной истории.

Эволюционная школа представляла собой первую, довольно стройную концепцию развития человека и его культуры и исходи­ла из признания идеи прогресса в общественном развитии. Ос­новные идеи эволюционизма состояли в следующем:

-человеческий род един, поэтому все люди имеют примерно одни и те же умственные способности и в одинаковых ситуациях будут принимать аналогичные решения; это обстоятельство опре­деляет единство и единообразие развития человеческой культуры в любой части света, а наличие или отсутствие контактов между различными культурами решающего значения не имеет;

- в человеческом обществе имеет место непрерывный прогресс, т.е. процесс перехода от простого состояния к более сложному; культура как часть общества также всегда развивается от низшего состояния к высшему путем непрерывных, постепенных измене­ний, количественного увеличения или уменьшения;

- развитие любого элемента культуры изначально предопреде­лено, так как его более поздние формы формируются и зарожда­ются в более ранних, при этом развитие культуры многоступенча­то; причем стадии и ступени едины для всех культур в мире;

- в соответствии с универсальными законами развития челове­ческих культур одинаковые стадии развития разных народов и их культур дают одинаковые результаты;

- общественное развитие идет по законам эволюции, свойст­венным живой природе, где источником развития служит межви­довая борьба за существование, выражающаяся в наслоении од­ного элемента на другой или в замене старого новым; в результате этой борьбы различные элементы культуры соответствующим об­разом взаимосвязаны;

-культурные различия народов вызваны их различными сту­пенями развития.

На основании этих принципов эволюционизма самими этноло­гами и их интерпретаторами делались весьма важные идеологиче­ские и практические выводы: если все народы идут по одному пу­ти развития и если вершиной этого пути являются европейские цивилизация и культура, то все народы в конечном счете должны прийти к ценностям европейской культуры. А это также означает, что если европейцы создают свои колониальные империи, то тем самым они помогают отсталым народам быстрее идти по пути культурного развития.

По мере дальнейшего развития этнологии, накопления ею но­вых фактических данных к концу XIX века все в большей мере

стали проявляться слабые стороны эволюционизма, вступавшие в противоречие с фактами действительной жизни. В частности, ис­ходя только из количественных изменений в культуре, представи­тели эволюционизма не могли и не стремились объяснить самоза­рождение культуры и ее составных частей, предполагая возникно­вение всех будущих культурных явлений из начала человеческой истории. Новые многочисленные данные этнографических экспе­диций зачастую не согласовывались с эволюционистскими уста­новками и требовали иного объяснения. Тогда начались поиски новых путей исследования культуры, ее возникновения, измене­ния и распространения. Именно поэтому появились новые на­правления и школы, имевшие, как правило, антиэволюционист­скую сущность. Часть этнологов и антропологов, разочаровав­шихся в эволюционизме, вообще отказалась от попыток теорети­ческих обобщений и обратилась к эмпирическим исследованиям.

Читайте также: