Основоположником эволюционистской школы являлся
Обновлено: 07.07.2024
ЭВОЛЮЦИОНИ́ЗМ в социальных науках, направление (школа) гл. обр. в этнографии / этнологии (социально-культурной антропологии) и социологии, основанное на представлении о поступат. процессе развития ( эволюции ) человеческого общества от низших форм к высшим. Сторонники Э. рассматривали историю как прямолинейный процесс перехода от простого к сложному, причём предполагалось тождество историч. путей разных народов. На первый план выдвигалось понятие культурных универсалий: любое явление культуры не является уникальным – оно или существовало, или существует, или будет существовать у каждого народа, а история представлялась суммой эволюций элементов культуры и социальной структуры. Э. развивался параллельно эволюционному учению в естеств. науках, что предопределило набор методов, теорий и понятий Э. Осн. метод Э. – построение эволюц. рядов, при котором исследовалось развитие каждого социокультурного феномена в контексте всей человеческой культуры (общества) без учёта взаимосвязей внутри каждой культуры, что иногда приводило к очевидным ошибкам. Важным был также метод пережитков, позволяющий восстановить облик культуры и общества в прошлом (см. Пережитков теория).
Эволюцион́изм (эволюционная школа) — направление в антропологии и этнографии, сторонники которого предполагали существование универсального закона общественного развития, заключающегося в эволюции культуры от низших форм к высшим, от дикости к цивилизации и т. д. Главная идея эволюционистов заключалась в убеждении о полном тождестве исторических путей разных народов. Историю эволюционисты рассматривали как сумму независимых эволюций единичных элементов культуры и социальной структуры.
Содержание
Зарождение эволюционизма
Основные положения эволюционизма
- Классическая эволюционистская теория настаивала на существовании универсального закона развития человеческих культур.
- Человеческий род един, поэтому все люди имеют примерно одни и те же умственные способности и в сходных ситуациях будут принимать примерно аналогичные решения, что в свою очередь определяет единообразие культуры на сходных ступенях развития;
- В человеческом обществе имеет место непрерывное развитие, то есть прямолинейный процесс перехода от простого ко все более сложному. Таким образом общественное развитие идёт по законам эволюции;
- Развитие любого культурного элемента изначально предопределено, так как его более поздние формы формируются и зарождаются в более ранних. При этом развитие любой культуры многоступенчато, а ступени и стадии развития едины для всех культур в мире;
- Культурные различия народов вызваны их различными ступенями развития, а все народы и все культуры соединены между собой в один непрерывный и прогрессивно развивающийся эволюционный ряд.
- Первобытное общество, с точки зрения эволюционистов, имело единые для всех народов социальные, культурные и экономические модели. А современные бесписьменные народы рассматривались как пережиток древних времён. Предполагалось, что изучение их культуры ведет к реконструкции культуры первобытного общества в целом.
Критика эволюционизма
По мере дальнейшего развития науки и соответственно накопления новых фактических данных к концу XIX века все в большей мере стали проявляться слабые стороны эволюционизма, вступившие в противоречие с фактами реальной жизни. Собранный новый этнографический материал часто не подтверждал эволюционистские положения.
История эволюционизма
- Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. статью.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое "Эволюционная школа" в других словарях:
ЭВОЛЮЦИОННАЯ ШКОЛА — направление в этнографии 2 й пол. 19 в., сложившееся под влиянием эволюционного учения. Основные идеи ее представителей (Дж. Леббок, Э. Тайлор, А. Бастиан, Л. Г. Морган): культурное единство человечества, общие законы развития культур всех… … Большой Энциклопедический словарь
Эволюционная школа — направление в этнографии 2 й пол. 19 в., сложившееся под влиянием эволюционного учения. Основные идеи ее представителей (Дж. Леббок, Э. Тайлор, А. Бастиан, Л. Г. Морган): культурное единство человечества, общие законы развития культур всех… … Политология. Словарь.
эволюционная школа — направление в этнографии второй половины XIX в., сложившееся под влиянием эволюционного учения. Основные идеи её представителей [Дж. Леббок (J. Lubbock), Э. Тайлор, Дж. Мак Леннан, Дж. Фрейзер, А. Бастиан, Л. Г. Морган, в России Д. Н. Анучин,… … Энциклопедический словарь
Эволюционная школа — в этнографии, направление, сложившееся в период становления этнографической науки (2 я пол. 19 в.) под влиянием эволюционного учения (См. Эволюционное учение). Главные представители Э. ш. Дж. Леббок, Дж. Мак Леннан, Э. Тайлор, Дж. Фрейзер … Большая советская энциклопедия
ЭВОЛЮЦИОННАЯ ШКОЛА — в этнографии и археологии научное направление, сложившееся во 2 й пол. 19 в., в период оформления этнографич. науки как самостоятельной дисциплины. См. в статьях Этнография и Археология … Советская историческая энциклопедия
КУЛЬТУРНО-ЭВОЛЮЦИОННАЯ ШКОЛА — (школа Л. Уайта) направление неоэволюционизма, сформировалось в 60 е гг. в амер. культурной антропологии (Д.Ф. Аберле, Р.Н. Адамс, Р. Андерсон, Р. Карнейро, Г.Е. Докул, М. Харрис, Б. Меггерс, М.К. Оплер, М.Д. Салинс, Э.Р. Сервис и др.).… … Энциклопедия культурологии
Эволюционная химия — Эволюционная химия четвертая концептуальная система химии, связанная с включением в химическую науку принципа историзма и понятия времени, с построением теории химической эволюции материи. Эволюционная химия изучает процессы самоорганизации … Википедия
Эволюционная биология — Ископаемый археоптерикс, обнаруженны … Википедия
Мифологическая школа (этнография) — Эта статья о мифологической школе в этнографии и фольклористике. О мифологической теории происхождения христианства см. Мифологическая школа. Мифологическая школа мифологическое направление в этнографии и фольклористике, зародившееся в… … Википедия
АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА — АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА, эволюционная школа, направление в европейской этнографии и фольклористике 2 й половины XIX в., главным образом в британской культурной антропологии (отсюда название). Сформировалась под влиянием эволюционного учения:… … Литературный энциклопедический словарь
В процессе с/тановления этнологии как науки возникали научные концепции, школы и направления, закладывающие ее основы. Первые теории и научные школы стали появляться с середины XIX в. Концепции, отличающиеся глубокой научностью и логикой, становились наиболее известными и влиятельными. К их числу относятся эволюционизм, диффузионизм, структурализм, американская школа исторической этнологии, функционализм, культурный релятивизм и др. Многие из ранних теорий и школ сохраняют свое значение и научную ценность и в настоящее время.
Г. Клемма, Т. Вайца и И. Унгера можно считать первыми представителями эволюционистского взгляда в этнологии. Идеи эволюционализма были подхвачены в других странах и получили дальнейшее обоснование и развитие. Английским этнологам Э. Тайлору, Дж. Мак-Леннану и Дж. Лаббоку принадлежит заслуга первыми представить развернутую эволюционистскую концепцию. В Германии формирование эволюционализма было представлено О. Пешелем, А. Бастианом и И. Липпертом. Во Франции видным представителем эволюционализма был Ш. Летурно, а в США — Льюис Генри Морган. Российский эволюционализм связан с именами К.Д. Кавелина, Л.Я. Штернберга, Н.И. Зибера и М М. Ковалевского.
Г. Спенсер (1820 — 1903) — известный английский философ и социолог, один из основоположников эволюционализма в этнологии. Спенсер полагал, что с ранних стадий человеческой истории природа человека медленно адаптируется. Под воздействием этих процессов происходят изменения человеческих качеств, они постепенно аккумулируются в популяции, передаваясь через традицию. Общество, по Спенсеру, развивается под влиянием внешних и внутренних факторов. К внешним факторам он относил влияние географической среды, а также соседних обществ и народов, к внутренним — физическую природу человека, разнообразие рас, особые психические качества каждого народа.
Ядром учения Моргана является обоснованная им на огромном фактическом материале теория о едином пути развития человеческого общества, об универсальности родовой организации. По Моргану, родовая организация была тем орудием, посредством которого общество было организовано и сохранилось. Теория Моргана сыграла большую роль в опровержении патриархальной теории, по которой основной ячейкой человеческого общества была патриархальная семья, воплощающая принципы частной собственности и власти отца.
Эволюционная школа создала первую стройную концепцию развития человечества и его культуры и исходила из признания идеи прогресса в общественном развитии, т. е. непрерывного перехода от простого состояния к более сложному. Культура как часть общества также всегда развивается от низшего к высшему путем непрерывных постепенных изменений. Культурные различия народов обусловлены их различными ступенями развития.
Однако по мере дальнейшего развития науки, накопления новых фактических данных к концу XIX в. все в большей мере стали проявляться слабые стороны эволюционистской теории, вступившие в противоречие с фактами реальной жизни. Собранный новый этнографический материал нередко не подтверждал эволюционистские концепции. Необходимы были поиски путей в исследованиях культуры, ее изменения и распространения. И тогда появились новые направления и школы, имевшие, как правило, антиэволюционную направленность, подвергающие сомнению теории исторического пути развития общественных явлений.
но с общеметодологическими научными установками и открытиями того времени. Среди них важнейшую роль сыграло утверждение в науке принципа развития, в соответствии с которым изменения в любой сфере объективного мира рассматривались как внутренне детерминированные. С помощью этого принципа были объяснены многие процессы в самых различных областях естествознания. Логическим завершением применения принципа развития в естествознании XIX века стали появление и победа дарвиновской теории эволюции.
Совершившая переворот в разных областях естествознания и ставшая поэтому безраздельно популярной, идея эволюции не могла не проникнуть в только формировавшуюся науку о человеке и культуре. Многие этнологи-эволюционисты особо отмечали в своих трудах, что их творчество вдохновлялось успехами естествознания. Свою главную задачу сторонники эволюционизма видели в открытии и обосновании общих закономерностей развития человеческой культуры, в сопоставлении уровней развития культуры разных народов.
Идеи эволюционизма нашли своих приверженцев среди этнологов самых разных стран. Наиболее видными представителями эволюционизма стали: в Англии - Герберт Спенсер, Эдуард Тай-лор, Джеймс Фрезер; в Германии - Адольф Бастиан, Теодор Вайц, Генрих Шурц; во Франции - Шарль Летурно; в США - Льюис Генри Морган. Благодаря их исследованиям культура, представлявшаяся до этого как совокупность отдельных типов и форм, лишенная видимого смысла и единства, обрела целостность, была систематизирована и упорядочена, чему способствовало фундаментальное положение эволюционизма о прогрессе культуры и общества на основе единых для всего человечества универсальных исторических законов.
Тайлор не отрицал возможности регрессивных изменений в культуре в результате исторических и природных катаклизмов, но при этом был твердо убежден, что магистральным направлением в истории человечества является эволюционное прогрессивное развитие культур.
В своих рассуждениях он основывался на одной из главных идей эволюционизма: человек - это часть природы, развивающаяся в соответствии с ее общими закономерностями. Поэтому все люди одинаковы по своим психологическим и интеллектуальным задаткам, у них обнаруживаются одинаковые черты культуры, развитие которых идет схожим образом, поскольку определяется схожими причинами. Разнообразие же форм культуры Тайлор понимал как множественность стадий постепенного развития, из которых каждая была продуктом прошлого и, в свою очередь, играла известную роль в формировании будущего. Эти последовательные стадии развития соединяли между собой в один непрерывный ряд все народы и все культуры человечества, от самых отсталых до наиболее цивилизованных.
Подобно другим эволюционистам, Тайлор пытался применить к изучению явлений культуры естественнонаучный метод. Поэтому основной задачей для него было приспособление естественнонаучной классификации к потребностям этнологии. Единицами изучения для него были отдельные категории предметов и явлений духовной и материальной культуры, которые он уподоблял видам растений и животных, изучаемых натуралистами.
В своих книгах и статьях Тайлор неизменно стоял на точке зрения имманентного развития явлений культуры и постоянного прогресса человеческой культуры в целом. При этом прогресс культуры он представлял как устойчивое совершенствование явлений культуры. В подтверждение своих взглядов Тайлор приводил огромное количество фактов, располагавших культурные явления в виде эволюционных рядов - от простого к сложному.
Эволюционистские взгляды Тайлора были существенным шагом вперед в этнологии. Они представляли собой стройную концепцию единства исторического процесса и прогрессивного развития культуры. Однако недостатки эволюционизма, и в частности концепции Тайлора, тогда еще не выявились, ученые обратили на них внимание позже. Идеи Тайлора имели последователей в разных странах и в короткое время стали господствующими в этнологии.
туры созданы людьми физически, умственно и морально неразвитыми. При этом Спенсер полагал, что с ранних стадий человеческой предыстории продолжается медленная адаптация человеческой природы. Под воздействием этих процессов происходят модификации человеческих качеств, они постепенно аккумулируются в популяции, передаваясь непосредственно и через традицию. В силу различных условий и обстоятельств существования человеческих популяций эти качества оказываются у них неодинаково развитыми. Однако эти различия не являются абсолютными и могут быть преодолены благодаря тому, что врожденные способности человека имеют свойство совершенствоваться.
Идеи Спенсера были более популярны среди философов, а на развитие этнологии оказали незначительное влияние.
Основоположником немецкой этнологии и эволюционизма в Германии по праву считается Адольф Бастиан(1826-1905), крупный теоретик и организатор этнологической науки. Популярная в то время теория эволюции и огромные этнографические материалы, собранные Бастианом в девяти экспедициях в различные регионы планеты, определили его намерение систематизировать их в форме единой теории. Основополагающей и исходной в эволюционном учении Бастиана является мысль о закономерном развитии человеческой истории, которая протекает от несовершенного к совершенному. В исследованиях народов Бастиан делал акцент на психологию, которая, по его мнению, является краеугольным камнем единого мировоззрения всех людей. В понимании Бастиана все первобытные люди имели одинаковую психическую структуру, так как обладали самой простой системой адаптации к ис-торико-географическим условиям. Единообразие человеческой психики выражается в элементарных идеях, схожих у разных народов и обусловливающих тем самым единство человеческой культуры. Каждый народ формирует собственный круг идей, ко-
торый определяет содержание его культуры. Пока этот народ живет обособленной жизнью, его круг идей остается постоянным, но при контактах с другими народами заимствуются новые элементарные идеи, которые стимулируют развитие культуры. На примере великих культур Бастиан доказывал, что развитие человечества происходит в форме круговорота, цикла, который способен продолжаться дальше, если новые раздражители дают стимул для этого. Основной вывод его исторического анализа состоял в том, что, чем больше народ связан со своей географической средой, тем меньше он подвергается историческим изменениям.
В теоретических взглядах Бастиана своеобразно сочетались психологизм и биологизация общественных явлений. Решение всех проблем своих исследований Бастиан искал в умственной предрасположенности человека, при этом культурное развитие человечества, как он полагал, происходит в процессе активных взаимоотношений с окружающей средой. В этом контексте Бастиан рассматривал мыслительную способность человека как часть его биологической сущности и считал, что его духовная жизнь полностью подчинена биологическим законам и с этих позиций и должна исследоваться. Как и другие его единомышленники, Бастиан был убежден, что человеческий дух развивается во времени, а причины и факторы, порождающие этот дух, составляют предмет этнологии, которую он относил к категории естественных наук.
на два больших периода: 1) ранний - это организация социальная, основанная на родах, фратриях и племенах; 2) поздний - организация политическая, основанная на различном отношении людей к территории и собственности. Он писал, что родовая организация явилась почти универсальной основой социального строя древнего азиатского, европейского, африканского, американского и австралийского обществ. Она была тем орудием, посредством которого общество было организовано и сохранялось.
Морган подходил к исследованию родовой организации народов исторически. Он пытался найти зародышевую форму рода и видел ее в социальной организации австралийских племен. Развитую форму рода Морган усматривал на более высокой ступени общественного развития, ее примером он считал ирокезов. Наконец, позднюю форму рода (отцовскую) он находил у древних греков и римлян архаической эпохи. В данном случае важными и ценными для этнологии были его идеи о превращении материнского рода в отцовский в связи с накоплением собственности и тенденцией передачи ее по наследству.
Однако определяющее значение для этнологии имели изучение Морганом общей истории первобытного строя и его попытка периодизации первобытной культуры. Морган предложил разделить всю историю человечества на три этапа: дикость, варварство и цивилизация, а первые два этапа, в свою очередь, - на ступени (низшую, среднюю и высшую), отметив для каждой ступени специфические конкретные признаки.
Предложенная Морганом периодизация позволила связать воедино этнографические, исторические и археологические факты и
определить для каждого народа его место в общем ходе истории, дала возможность сравнить уровни развития народов. Это была первая универсальная система периодизации всемирной истории.
Эволюционная школа представляла собой первую, довольно стройную концепцию развития человека и его культуры и исходила из признания идеи прогресса в общественном развитии. Основные идеи эволюционизма состояли в следующем:
-человеческий род един, поэтому все люди имеют примерно одни и те же умственные способности и в одинаковых ситуациях будут принимать аналогичные решения; это обстоятельство определяет единство и единообразие развития человеческой культуры в любой части света, а наличие или отсутствие контактов между различными культурами решающего значения не имеет;
- в человеческом обществе имеет место непрерывный прогресс, т.е. процесс перехода от простого состояния к более сложному; культура как часть общества также всегда развивается от низшего состояния к высшему путем непрерывных, постепенных изменений, количественного увеличения или уменьшения;
- развитие любого элемента культуры изначально предопределено, так как его более поздние формы формируются и зарождаются в более ранних, при этом развитие культуры многоступенчато; причем стадии и ступени едины для всех культур в мире;
- в соответствии с универсальными законами развития человеческих культур одинаковые стадии развития разных народов и их культур дают одинаковые результаты;
- общественное развитие идет по законам эволюции, свойственным живой природе, где источником развития служит межвидовая борьба за существование, выражающаяся в наслоении одного элемента на другой или в замене старого новым; в результате этой борьбы различные элементы культуры соответствующим образом взаимосвязаны;
-культурные различия народов вызваны их различными ступенями развития.
На основании этих принципов эволюционизма самими этнологами и их интерпретаторами делались весьма важные идеологические и практические выводы: если все народы идут по одному пути развития и если вершиной этого пути являются европейские цивилизация и культура, то все народы в конечном счете должны прийти к ценностям европейской культуры. А это также означает, что если европейцы создают свои колониальные империи, то тем самым они помогают отсталым народам быстрее идти по пути культурного развития.
По мере дальнейшего развития этнологии, накопления ею новых фактических данных к концу XIX века все в большей мере
стали проявляться слабые стороны эволюционизма, вступавшие в противоречие с фактами действительной жизни. В частности, исходя только из количественных изменений в культуре, представители эволюционизма не могли и не стремились объяснить самозарождение культуры и ее составных частей, предполагая возникновение всех будущих культурных явлений из начала человеческой истории. Новые многочисленные данные этнографических экспедиций зачастую не согласовывались с эволюционистскими установками и требовали иного объяснения. Тогда начались поиски новых путей исследования культуры, ее возникновения, изменения и распространения. Именно поэтому появились новые направления и школы, имевшие, как правило, антиэволюционистскую сущность. Часть этнологов и антропологов, разочаровавшихся в эволюционизме, вообще отказалась от попыток теоретических обобщений и обратилась к эмпирическим исследованиям.
Читайте также: