Основоположники немецкой классической географической школы пространственная наука

Обновлено: 07.07.2024

Содержание
Вложенные файлы: 1 файл

Немецкая геополитическая школа.doc

В полном согласии с Ратцелем и Челленом Хаусхофер рассматривал пространство как детерминанту государственного развития. Под влиянием знаменитого англичанина Макиндера он видел мир в состоянии перманентной нестабильности, как арену борьбы двух политических элементов: морской и континентальной сил. Поиски способа решения этого конфликта привели Хаусхофера к формулированию концепции пан-регионов.

После прихода к власти Гитлера Хаусхофер активно сотрудничал с нацистами и пользовался их поддержкой. Это объяснялось не столько общей идейной близостью, сколько его личной дружбой со вторым человеком в нацистской иерархии Рудольфом Гессом, который был при нем личным адъютантом еще в годы первой мировой войны. Такие обстоятельства привели к тому, что после крушения фашистской Германии имя Хаусхофера. его идеи и в значительной степени сама геополитика как наука были дискредитированы в глазах мирового общественного мнения и научного сообщества. Однако на самом деле геополитические воззрения Хаусхофера и главарей третьего рейха значительно расходились. Свидетельством тому является его концепция континентального блока.

С этого момента начался закат звезды Хаусхофера. Бегство Гесса в Англию и казнь участвовавшего в антигитлеровском заговоре сына Альбрехта (тоже известного немецкого геополитика) довершили дело. Одновременно произошло падение популярности геополитики в Германии.


Лекции


Лабораторные


Справочники


Эссе


Вопросы


Стандарты


Программы


Дипломные


Курсовые


Помогалки


Графические

Доступные файлы (1):

Формирование различных национальных географических школ – это результат различных путей становления географии как науки, в которых отражаются не только общие тенденции развития географической мысли, но и своеобразные особенности ее эволюции в отдельных странах, свидетельствующие о многообразии путей становления географической науки.

Под научной географический школой в самом широком смысле понимается коллектив с лидером, разрабатывающий перспективное направление и признанный в научном сообществе. В более узком смысле научная школа – это творческое объединение единомышленников, работавших (или работающих) в одном перспективном направлении во главе с руководителем (иногда двумя руководителями), который, как правило, благоприятно сочетает черты талантливого ученого, богатого научными идеями, большого энтузиаста и организатора науки, одного из признанных лидеров крупного научного направления.

Научные школы отличаются духовными традициями, своей проблематикой и исследовательской программой, основной концепцией, особым подходом и стилем исследования и соответствующим им методом, масштабом (местные, общенациональные, интернациональные), характером направления (комплексные, междисциплинарные и отраслевые), объемом (т. е. количеством учеников и последователей и объемом их продукции) и качеством (т. е. уровнем достижений представителей школы). Следовательно, можно констатировать четыре признака научной школы: коллектив, наличие лидера, перспективного направления и признание. Формирование различных национальных географических школ – это результат различных путей становления географии как науки, в которых отражаются не только общие тенденции развития географической мысли, но и своеобразные особенности ее эволюции в отдельных странах, свидетельствующие о многообразии путей становления географической науки.

Национальные географические школы формируются и развиваются не изолированно друг от друга, а постоянно взаимодействуют, причем есть яркие примеры ученых, которые работали в различных школах, связывая их и взаимообогащая.

Одновременно с развитием отечественной географии формировались западные географические школы, в особенности – немецкая (с такими выдающимися представителями, как О. Пешель, Ф. Рихтгофен, Ф. Ратцель и др.).
^ Немецкая школа социально-экономической географии.

Основателем германской географической школы по праву считается Александр Гумбольдт (1769–1859) – известный путешественник и выдающийся ученый–энциклопедист. Его научное наследие составляет более 600 трудов. Будучи преимущественно естествоиспытателем, Гумбольдт обращал большое внимание на состояние естественной природной среды, однако сдержанно оценивал ее воздействие на формирование особенностей жизни народов, подчеркивая роль человека в изменении облика Земли.

После путешествия А. Гумбольдта по Южной Америке, которое он совершил в 1799–1804 гг., в Париже был издан 30–томный отчет о поездке, 26 томов которого представляют собой один из первых трудов по региональной экономической географии. В нем дается развернутая характеристика природных ресурсов и их использования, населения и особенностей политики Мексики – тогда наиболее благополучной страны региона.

Гумбольдт полагал, что единственно верным путем, ведущим к повышению общего благополучия страны, является более эффективное использование природных ресурсов. Он впервые говорит о необходимости строительства канала, который соединил бы Северную и Южную Америку, и считает, что наилучшим местом для этого является Панама.

Будучи глубоко верующим человеком, Риттер во всем видел скрытый смысл. Азия, отмечал он, олицетворяет собой солнечный восход – здесь зародились ранние цивилизации. Африке соответствует полдень, с которым ее роднит плавность очертаний и ровность климата; население Африки погружено в сонливость и избегает каких–либо внешних контактов. У Европы – символа заката – особое предназначение – в наибольшей степени выявить способности и достижения людей.

В 1913 г. немецкий географ Феликс Ауэрбах на основе обширного фактического материала доказал зависимость между численностью населения города и его рангом в иерархии городских поселений:

где Рп – численность населения города n–го ранга; Р1 – численность населения города 1–го ранга; N – ранг исследуемого города.


Геополитика по сути – одно из проявлений географического детерминизма в общественной жизни. Одна из концепций геополитики – противоречие между морскими и океаническими державами Запада (Афины в античный период, Англия в Новое время, США в конце XX – начале XXI в.) и континентальными державами Востока (например, Германия, Россия). Первые ориентированы на коммерцию, демократичны. Вторые – агрессивны во внешней политике, авторитарны – во внутренней.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 8 января 2012.

Школа пространственного анализа — научная школа в экономической географии, возникшая в 1950-х годах.

Содержание

Возникновение

Работы географов, экономистов и социологов, к которым прямо или косвенно восходит школа пространственного анализа, в основном касались теории шта́ндорта, теории центральных мест и типологии транспортных сетей с поиском их оптимальной конфигурации. Наиболее близки к школе пространственного анализа идеи Августа Лёша.

Первым географом, выступившим с позиций количественной революции как источника методологии географии, был Фред Шеффер. В 1953 году им была написана статья, в которой он подверг критике традиционную описательную географию. Шеффер, однако, не дожил до опубликования статьи, и первым активистом нового направления в географии стал Уильям Гаррисон, занимавшийся исследованиями в области географии транспорта. Однако доминировать в экономической географии новая концепция стала после выхода в 1956 и 1960 годах первых работ Уолтера Айзарда, представлявших новую методологию географического исследования, основанную на математическом моделировании размещения населения, промышленности, формирования сбытовых зон и транспортных сетей. Целью географии Айзард провозгласил анализ территориального распространения социально-экономических явлений для выявления законов их развития.

Расцвет

С начала 1960-х годов школа пространственного анализа становится преобладающим направлением в экономической географии, многие исследователи начинают изучать различные социально-экономические явления на предмет их соответствия моделям и шта́ндортам. Особенно популярным был анализ транспортных сетей и систем расселения. Результаты исследований оказываются неубедительными и с конца десятилетия научное направление начинает угасать. В то же время появляются работы теоретико-методологического плана, обобщающие накопленный опыт и пытающиеся создать на его основе новую научную парадигму. В целом все авторы сходились на том, что все географические явления, как природные, так и социально-экономические, имеют свои законы развития, которые могут быть выражены через математические (конкретно-геометрические) зависимости. Основными теоретиками школы пространственного анализа были Вильям Бунге, Питер Хаггет и Дэвид Харви.

Упадок

В середине XX века поиск пространственных закономерностей осуществляли многие зарубежные ученые (В. Кристаллер, А. Леш, Р.Хартшорн и др.). Развивая идеи о пространстве, например, Р. Хартшорн обосновал пространственно-временную парадигму.

Идея о неразрывной пространственно-временной организации жизнедеятельности людей с окружающей природной и социально-экономической средой положена в основу теории Лундской школы в Швеции (руководитель – профессор Т. Хагерстранд). Согласно этой теории, контакты индивидуумов друг с другом, а также с предметами и орудиями труда происходят на уровне микропространства в рамках суточного цикла жизнедеятельности, ограниченного окружения.

Пространственно-временная организация основывается на единстве людей и природы, то есть социального и географического пространства. Непрерывность социально-географического пространства основывается также на единстве интересов и целей человеческих общностей, где фундаментом является разум мировой цивилизации и конкретного индивидуума. Такое единство достигается в ходе преодоления внутренних противоречий – источников развития целостного пространства, а именно: идеологических, политических, религиозных, экологических, социально-экономических. Преодоление каждого из них происходит с большими сложностями и непредвиденными последствиями.

Большие противоречия существуют между социальной и географической составляющей социально-экономического пространства. Это обусловлено тем, что каждая часть целого стремится развиваться по своим собственным законам. Одна часть его – социальная – в тенденции быстро нарастает и расширяется, а другая – природная (географическая) – изменяется медленно, а по отдельным компонентам остается неизменной и даже сокращается. Разрешение данного противоречия, имеющего глобальный характер, возможно на новом ноосферном уровне, при условии опоры на нравственный и экологический императивы.

Непрерывность социально-географического пространства предполагает его дискретность, как частного, так и общего характера. Другими словами, социально-географическое пространство подвержено дифференциации.

Генетический подход.

Данный подход позволяет выявить генезис региональных систем, то есть социально-географического пространства в процессе исторического развития. Познание хода развития региона, его пространственных общностей дает возможность объяснить особенности его современного состояния, определить перспективы развития.

Важное значения для обеспечения региональной политики имеет изучение традиционного природопользования коренных народов. Это обусловлено тем, что традиционное природопользование является основой жизнедеятельности этих народов, необходимым условием их существования. Если не будет условий для занятия привычным трудом, то ассимилируются и коренные народы, одновременно исчезнет и уникальный исторический опыт экологической культуры, составляющей богатство не только коренных народов, но и всего человечества.

Геосистемный подход.

В региональных исследованиях использование геосистемного подхода позволяет более глубоко изучить строение сложных объектов, образованных из более простых, органически связанных между собой. Между природой и общественным человеком нет абсолютного разрыва, так как их объединяют единые биологические, химические и механические процессы. В природе и обществе существуют общие диалектические законы.

Использование геосистемного подхода позволяет решать задачи геоинформационного обеспечения региональных систем и проектов. В связи с этим развивается системное картографирование и прикладная геоинформатика.

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Основателем геополитики считается географ Фридрих Ратцель (1844 - 1904). В его работах по политической географии впервые сформулированы все основные тезисы будущих геополитических исследований. Позитивистская геополитика (реальная политика) исходит из утверждения о неизбежности столкновения интересов государств на международной арене.

1) размер государства увеличивается с развитием культуры нации;

2) рост государства сопровождается такими аспектами развития, как идеи, торговля, миссионерство, активность;

3) государство расширяется, присоединяя и поглощая политические - единицы меньшего значения;

4) граница - это периферийное орган, через который проявляется ее рост, сила или слабость и все изменения в организме государства. Сильной является государство, которое способно поддерживать тесные в связи между собственным приграничьем и сердцевиной, не допуская сепаратизма;

5) экспансия государства заключается в первоочередном захвате важнейших для ее развития регионов;

6) первоначальный импульс экспансии поступает в примитивных государств от более развитых цивилизаций;

Необходимым условием получения статуса мировой державы Ф. Ратцель считал развитие военно-морских сил и господства на море. Этим самым он начал еще одну важную для геополитики тему: значение моря для развития человеческой цивилизации и противостояния морских и континентальных мировых центров. Океаном будущего ученый считал Тихий океан, где в финальном для человечества противостоянии сойдутся Великобритания, США, Россия, Китай и Япония.

Всего Ф. Ратцель сделал первую серьезную попытку применения пространственного подхода для объяснения содержания политических событий.

Идея панрегионив снова вернулась в геополитику в конце XX в.

- Карл Шмитт (1887-1985). Главные из этих идей:

• гипотеза Большого пространства, согласно которой появление государств-континентов является исторической и геополитической необходимостью. К. Шмитт признавал культурную и этническую многообразие и широкую автономию составляющих. Его тезис о том, что формирование больших пространств вызывается НЕ агрессией, а политической волей государств или народов, является аксиомой современных интеграционных процессов.

Через сотрудничество К. Хаусхофера, А. Хаусхофера, К. Шмитта с нацистами развитие школы после Второй мировой войны прерывается. Однако ее отдельные идеи

Читайте также: