Кружок шахматы в школе статья

Обновлено: 05.07.2024

Какие полезные навыки и умения может привить современным школьникам игра в шахматы ?

Недавно мы рассказывали о нововведениях в российских школах . Сегодня поговорим подробнее о шахматах.

В России занятия шахматами как факультатив существуют в начальной школе ещё с конца 80-х годов XX века , а с 1994 года для них были выделены специальные учебные часы: 2 часа в первом классе, 3 — во втором и третьем классах . Шахматные проекты в различных регионах страны неизменно демонстрировали хорошие результаты, позитивно повлиявшие на школьников. Неудивительно, что чиновники постепенно приняли решение ввести этот предмет во всех образовательных учреждениях страны.

К весне 2019 года шахматы в качестве предмета для начальной школы были введены в 18 000 учебных заведений различных регионов России. А с сентября 2019 было решено сделать шахматы обязательным предметом , касающимся преимущественно учеников начальной школы.

В первом классе шахматы преподают 33 часа за учебный год, для учеников второго, третьего, четвёртого классов – на час больше, то есть 34 часа в год . Однако и детей постарше обучают шахматам в том количестве учебных часов, которое остаётся свободным после составления учебного плана на следующий год.

Тем не менее, возникает вопрос, действительно ли шахматы настолько полезны и даже необходимы для развития детей, что их нужно изучать в принудительном порядке и даже ставить оценки? Какие преимущества эта древняя игра может дать современным школьникам? Давайте разбираться.

Изучение шахмат в молодом возрасте вызывает активный рост дендритов – древовидных нервных клеток, которые передают сигнал от других клеток нейронам мозга, к которым они крепятся. Кроме перечисленного, в последнее время учёные пришли к выводу, что при обдумывании шахматной позиции одинаково активны оба мозговых полушария и даже мозолистое тело, которое, как считается, отвечает за гениальность . Неудивительно, что настолько эффективные тренировки ума помогают детям преуспевать в большинстве школьных предметов.

– Шахматы учат переносить жизненные трудности. Из-за своей спортивной составляющей шахматы закаляют бойцовский характер: у ребёнка формируются такие черты как твёрдая воля, решимость, эмоциональная устойчивость и стремление к победе. Но, хотя всем нравится побеждать, шахматы также учат принимать поражение. Как говорится, иногда ты даёшь урок, а иногда ты получаешь урок. Школьники извлекают опыт из проигрышей и возвращаются лучшими игроками. Как и в жизни, в шахматах важно уметь встать на ноги, когда сталкиваешься с неудачей, и вернуться сильнее и мудрее.

– Шахматы тренируют память. Эта замечательная игра предполагает необходимость помнить все ходы своих оппонентов, помнить, какие позиции могут помочь им в той либо иной ситуации, помнить огромное количество дебютов, миттельшпилей и эндшпилей. Причём играя ребёнок использует как долговременную, так и оперативную память, получая визуальную, цифровую, цветовую, стимульную информацию .

Они получают информацию из множества коротких видеороликов на YouTube или в социальных сетях и постоянно переключают внимание. Шахматы развивают умение оставаться сосредоточенным сколь угодно долго.

– Шахматы способны объединять людей и формируют характер. Это одна из старейших игр в мире, чья история насчитывает более 1500 лет. Она развивалась по мере того, как распространялась по всему миру и превратилась в игру, которую мы знаем сегодня. В результате это путешествие объединило людей разных культур, возрастов и традиций. Дети, играющие в шахматы, стремительно развиваются в личностном плане. Это помогает им избавиться от робости и застенчивости. Даже те, кто начинает занятия, боясь сказать лишнее слово, быстро раскрываются, становясь общительными, целеустремлёнными и настойчивыми .

– Шахматы развивают умение планировать и предвидеть. Характерной чертой всех шахматистов является то, что они постоянно планируют и прогнозируют, независимо от того, где находятся. Неудивительно, ведь во время игры в шахматы планирование является одним из самых необходимых навыков, который со временем становится частью личности и заставляет человека всегда следовать этой модели поведения .

Умение прогнозировать и даже предугадывать события, стремление просчитать любые варианты игры, навык принимать оперативные решения и делать гибкие ходы, всё это способствует превращению ребёнка в индивида со способностью к логическому мышлению и последовательным рассуждением.

– Шахматы создают творческую личность. Ребёнку во время игры нужно придумывать оригинальные и креативные идеи, чтобы удивить оппонента планом, которого тот не ожидает. Поскольку дети всегда хотят выиграть, в шахматах они неизменно изобретают всё новые творческие способы обыграть своих противников . Играя с соперником, школьник постепенно начинает играть и с самим собой, понимая, что моделировать ходы и их последствия куда эффективнее в уме, чем испытывать их сразу на практике.

Таким образом, мозг постепенно начинает не только запоминать и воспроизводить информацию, но также искать оригинальные идеи и нестандартные решения для достижения желаемого результата .

Это, конечно же, далеко не полный перечень полезных навыков, которые школьники могут развить с помощью шахмат. Но даже по этому списку понятна причина введения нового предмета в систему образования. Современный мир уже вступил в эру цифровых технологий, и детям прежде всего нужно быть готовыми к жизни в этом мире. А это значит, что нужно в первую очередь не накапливать знания, но быть способным оперировать ими, решать проблемные ситуации нестандартным путём. Всё перечисленное отлично осваивается именно при погружении в шахматы.

Вышеописанную пользу от внедрения шахмат в школьную программу понимают во всём мире. В США выплачивают существенные денежные гранты ученикам-шахматистам, имеющим звание или рейтинг . В Европе пытаются создать бесплатную шахматную секцию при каждой школе. Россия пошла дорогой шахматного всеобуча. Какой из этих путей окажется наиболее эффективным и успешным, покажет время. Пока же можно лишь с изрядной долей уверенности утверждать, что обязательные уроки шахмат в школах – это прекрасное начинание.

Если вам понравилась наша статья, ставьте лайк! А в комментариях можете предложить темы, о которых вам хотелось бы почитать на нашем канале.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Галиуллина Иркя 5 класс Тимерова Дарья 6 б класс

Тимербаева Дина 3 класс Секарина Милена 8 б

Хасаншина Язгуль 3 класс Закирова Алия 8 б

Хадиева Ландыш 3 класс Белоусова Виктория 8 б

Тимерханов Аяз 3 класс Никулин Никита 8 б

Саттаров Булат 2 класс Замалиев Роман 8 б

Гузаиров Азат 2 класс Тимурбаев Ильнар 4 Б

Кучер Кирилл 2 класс Яхин Радиф 4 Б

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\4 декбря 2012 концерт 001.jpg

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\мои фотки\4 декбря 2012 концерт 023.jpg

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\мои фотки\4 декбря 2012 концерт 019.jpg

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\мои фотки\4 декбря 2012 концерт 011.jpg
C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\мои фотки\4 декбря 2012 концерт 008.jpg

Конспект занятия в по шахматам 4 б класс

Конспект занятия в старшей группе

Цель: дать представление детям о ценности фигур.
Задачи:
• развитие внимания и логического мышления;
• обучение шахматным терминам;
• воспитание чувства, такта, уважения к своему партнёру.
Оборудование: шахматные доски, настенная шахматная доска, значки-смайлики.

Ход занятия

Шахматные загадки
1. Один раз погибает, а два раза родится. (Пешка)

2. Не живёт в зверинце,
Не берёт гостинцы,
По косой он ходит
Хоботом он водит.
(Слон)

Физминутка:
- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём. (приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим. (садятся за столы)

Вы хорошо справились со всеми заданиями, а теперь немного отдохнём

3.Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять! (сжимаем – разжимаем кулаки)
Вышли пешки погулять! (пальчики шагают по столу)
Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на столе)
А куда ему спешить? (разводят руки, пожимают плечами)
Прыгнет конь! Подковы звяк! (ладони вперёд и хлопок)
Необычен каждый шаг! (указательный палец)
А ладья упряма, (раскрытые ладошки скользят по столу
Ходит только прямо! вперёд)
Все фигуры встали стеной, (выпрямленные ладони перед собой на столе)
Им начинать этот сказочный бой.
Физминутка:
- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём. (приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим. (садятся за столы)

Закрепление: Сеанс показательной шахматной игры.

В связи с этим не случаен интерес к шахматам как к одной из самых эффективных игр, способствующих интеллектуальному развитию человека. Они преподаются в школах многих стран мира и как обязательный, и как факультативный предмет. Образовательный эффект этой игры отмечали философы, политические деятели, шахматисты и другие представители интеллектуальной элиты разных эпох, стран и народов.

Достоинство шахмат, как модели для изучения некоторых универсальных понятий и закономерностей в начальной школе заключается в том, что это игра, в процессе которой происходит одновременная и синхронная работа сразу двух полушарий головного мозга, развитие логического и абстрактного мышления.

Благодаря шахматам, в работу включается левое полушарие мозга, отвечающее за логический компонент и правое полушарие, которое отвечает за пространственное воображение, моделирование и создание возможных ситуаций. В школах уроков логики нет, а занятие шахматами учат детей логически мыслить и рассуждать, предугадывать и прогнозировать события, просчитать все возможные варианты и исходы игры, принимать оперативные решения и делать значительные решающие ходы – навыки, которые получает шахматист.

Во время занятий у ребёнка вырабатывается усидчивость, поскольку он концентрирует внимание на одном процессе и это важно для гиперактивных детей, которые с трудом могут усидеть пять минут на месте. Они становятся спокойнее, уравновешеннее.

Мнемические процессы ( запоминание, сохранение, воспроизведения, забывания, припоминание, узнавание, т. д.), интенсивно задействованы в шахматах, т.к. игрок использует как долговременную, так и оперативную память, используя при этом визуальную, цифровую, цветовую стимульную информацию. Улучшается успеваемость в школе, особенно по точным наукам.

Одним из важнейших качеств шахмат является то, что они могут стать школой творчества для детей, своеобразным выходом из одиночества и активный досугом, который позволяет утолить жажду общения и самовыражения. Играя с соперником, ребёнок постепенно начинает играть и с самим собой - и приходит к выводу, что моделировать ситуации и последствия ходов в уме куда эффективнее, чем испытывать их непосредственно на практике, мозг постепенно начинает работать не только на запоминание и воспроизведение информации, но и на поиск оригинальных идей и нестандартных решений для достижения желаемого результата.

Благодаря своей спортивной составляющей шахматы закаляют бойцовский характер: у ребёнка формируется эмоциональная устойчивость, твёрдая воля, решимость, желание побеждать и стремление к победе. При этом поражения, которые неизбежно постигают любого игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, видя в нём новую возможность для развития, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.

О том, почему так важно обучать школьников шахматам, с чего начать и как правильно использовать ресурсы этой уникальной игры, рассказал собравшимся автор и разработчик интерактивного УМК Петр Чернышев.

Чернышев

Почему именно шахматы?

Во-первых, это тот редкий случай, когда запрос на обучение игре в шахматы идет и от государства, и от родителей. В августе 2017 года министр образования Ольга Васильева отметила, что в российских школах среди бесплатных дополнительных занятий обязательно должны быть шахматные кружки. А в школах на родительских собраниях чаще всего звучат пожелания открыть именно шахматную секцию.

Во-вторых, шахматы – совершенно особая игра: и спорт, и наука, и искусство, да к тому же со всеми преимуществами увлекательного соревнования. Это игра с богатой историей: игра королей, рыцарей, ученых, игра, которой славился Советский Союз (кстати, в СССР во многих школах практиковали обучение учеников игре в шахматы).

В настоящий момент шахматы преподают как дополнительный или обязательный предмет в школах Китая, Арабских Эмиратов, Польши, Испании, Финляндии и многих других стран.

Полезны ли шахматы для будущей жизни школьников?

К тому же шахматы – игра с высоким социализирующим потенциалом. Скромные, застенчивые, спокойные по темпераменту дети могут раскрыться в шахматах, найти в игре ресурс, который придаст им уверенности и позволит полноценно заявить о себе. Более того, введение в школе такой дисциплины, как шахматы, откроет новый канал социализации для многих детей с ограниченными возможностями здоровья. Скажем, для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата шахматы оказываются чуть ли не единственным доступным спортом, к тому же таким, что и они получают возможность отличиться, обойти одноклассников. Эти успехи играют колоссальную роль в их дальнейшей судьбе.


Электронная форма учебника (ЭФУ) Шахматы. Учебник тактики.
Ступень 2 включена в состав учебно-методического комплекта (УМК) по предмету Шахматы 8,9,7 класса Чернышев П. А. Глек И. В. Викерчук М. И. Виноградов А. С. Шахматы. Учебник тактики. Ступень 2 соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. ЭФУ рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.

Как шахматы помогут детям достичь высоких учебных результатов?

Первая мысль, которая приходит в голову, – шахматы помогают при изучении математики. Это действительно так: гибкое мышление и привычка к постоянному поиску нестандартных решений – это большое преимущество при изучении точных наук. Именно через освоение игры в шахматы дети часто начинают увлекаться математикой.

Однако Петр Чернышев утверждает: это еще не все. Игра в шахматы способна развить у детей все четыре основных типа УУД.

Познавательные: дети учатся разыгрывать комбинации, выстраивают стратегию, мыслят системно, на много ходов вперед.

Регулятивные: неукоснительное следование правилам и самодисциплина. Шахматы не прощают тех, кто сдается и теряет контроль: нужно постоянно быть включенными в процесс, вести партию, ни на миг не расслабляться и постоянно думать, пока партия не окончена. Это серьезное испытание для новичка и, в случае успеха, большое достижение для ученика.

Коммуникативные: шахматы – это не только молчаливая, сосредоточенная игра. Это еще и разбор партий, обсуждение вариантов, озвучивание возможных ходов и сценариев.

Личностные: все аспекты сложно даже перечислить. Здесь и развитие воли, и самооценка, и возможность в некоторых ситуациях проявить рыцарское благородство. К тому же игра мотивирует, позволяет сохранить интерес к обучению.

Подойдет ли УМК для детей, которые никогда не играли в шахматы?

Учебник УМК для 5–6-х классов составлен так, чтобы азы игры в шахматы стали доступны абсолютно всем, даже новичкам. В учебниках дается много советов, задач, диаграмм, есть рубрики, где дети решают те или иные задания вместе с учителем. К тому же в учебнике встречаются занимательные задачки и интересные факты из истории, которые позволяют школьникам почувствовать себя знатоками.

Учебник содержит много упражнений, но их основная задача не заучить классические цепочки ходов, а снабдить удобным образцом по решению ситуативных задач.

Интерактивная версия учебника создана специально для того, чтобы в течение долгого времени подогревать интерес учеников, сохранять высокую мотивацию. Здесь можно смотреть видеоразборы партий с опытным гроссмейстером Игорем Глеком, прямо в учебнике разыгрывать свои решения задач, быстро получить обратную связь после удачного или неудачного хода.

Все это интересно, но для учителей достаточно ново. С чего начать, как учить?

Читайте также: