Основоположник русской школы виртуозного исполнительства на балалайке

Обновлено: 04.07.2024

Цель: познакомить учащихся с творчеством В.В.Андреева.

Задачи:

  • познакомить с биографией В.В.Андреева, создателем русских народных инструментов и руководителем первого Великорусского оркестра;
  • послушать произведения в исполнении оркестра народных инструментов.

Ход урока

У русских инструментов тяжелая судьба. С давних времен на них ополчилась церковь, считая их предметами языческого культа и языческих обычаев.

Однако народ все же сохранил свои инструменты. В деревнях были распространены гусли, гудки (скрипки), рожки, свирели, бубны, деревянные ложки. Вместо домры появились балалайки. Повсюду играли на самоделках, аккомпанировали себе при исполнении народных песен. В конце 19 столетия народные инструменты находились на грани исчезновения. Новую жизнь им сумел дать выдающийся русский музыкальный просветитель Василий Васильевич Андреев (портрет В.В.Андреева).

Он родился 3 января 1861 г. в Бежецке, уездном городе Тверской губернии. Его отец, Василий Андреевич, был купцом первой гильдии, почетным гражданином Бежецка, попечителем городской больницы. Он владел несколькими тысячами десятин пашни и леса, которые пустил в оборот: разбил на участки и сдавал многочисленным арендаторам. Мать Софья Михайловна была из обедневшей дворянской семьи, обладала твердым характером, получила хорошее образование. Она прекрасно говорила по-французски, играла на рояле, пела, знала литературу. Ее стараниями в доме была собрана неплохая библиотека. Маленький Вася находился под неусыпной опекой няни. С ранних лет он соприкоснулся с фольклорной стихией и на всю жизнь запомнил сотни поговорок и прибауток, частушек, загадок и рифмованных детских моральных историй. Ему было полтора года, когда умер отец.

В 1872 отчим получил место в управлении железных дорог в Петербурге, и семья переехала в столицу, продав все бежецкое имущество: два дома с пристройками и землей. А 1875 году неожиданно умер отчим, и мать решили посвятить себя сыну. (показ памятника Андреева в Бежецке)

В 1884 году на основе старинных образцов бежецкий мастер Антонов смастерил В.Андрееву первую его балалайку. Василий быстро освоил ее и решил сделать концертным инструментом, что бы можно было выступать с игрой на ней со сцены. А для этого требовалось усиление звучности. Необходимо увеличить корпус инструмента, заменить передвижные перевязки постоянными ладами, чтобы рука не прыгала при игре. Андреев пришел к мастеру, Иванов заказ принял и уже к весне 1885 года, первая концертная балалайка была готова. На настоящей сцене в зале Благородного собрания в Петербурге Андреев появился лишь в 1886году. Много думал он о дальнейшем совершенствовании инструмента, необходимо было увеличить количество ладов.

К тому времени Андреев сформулировал свою цель: распространить усовершенсвованную балалайку по всей России, сделать ее любимым инструментом.

Пятиладовая балалайка стала весьма популярна в Петербурге.

Любителей балалайки становилось все больше, пора писать самоучитель, а в концертах выступали оркестры мандолинистов, гитаристов, концертинистов, балалаечников не было.

Андреев много работает, готовиться к поездке в Париж. Его цель- пропаганда инструмента. Виртуозно владея техникой игры на балалайке, он выступал и в качестве композитора для своего инструмента и для Великорусского оркестра.

Лучшие музыкальные силы столицы признали Великорусский оркестр и одобрили деятельность Андреева, только после огромного успеха за границей.

В 1891 г Андреев продолжает гастроли. Балалайка вошла в моду и быстро распространялась. Он решил создать нотную библиотеку.

В сезон 1894-95 Андреев проводит у себя в Петербурге по пятницам аристократические вечера. У него часто бывал Федор Иванович Шаляпин. Шаляпин и Андреев были близкими друзьями.

В 1898 году завершился отбор инструментов для оркестра. В оркестр введены жалейка, свирель, бубен, накры – род глиняных литавр, медные оркестровые литавры, звончатые гусли, ложки. Последним приобретением были редкостные прямоугольные гусли (17-18 век) в виде стола.

18 декабря музыканты дали концерт в Твери, в здании Дворянского собрания ( ныне Тверской гарнизонный Дом офицеров). Публика отбила себе ладони. Рецензент отметил высокое мастерство, замечательную сыгранность оркестра. Состав оркестра 22-24 музыканта. Цель: сделать оркестр образцовым. Андреев был дирижером- шлифовальщиком, дирижером-ювелиром.

С 1900 года Андреев гастролирует в Париже, Лондоне, Германии. На Всемирной выставке в Париже В.В.Андреев был награжден Орденом Почетного легиона и Большой золотой медалью Выставки.

В 1907 году стараниями Андреева в Марьино открылась школа и он стал ее попечителем. В Марьино Андреев оборудовал мастерскую для изготовления концертных инструментов (домры и балалайки), которые мастерил по своим чертежам С.И.Налимов.

В конце 1910 начале 1911 коллектив гастролировал в Америке, побывал Нью-Йорке, Филадельфии, Вашингтоне, Балтиморе, Бостоне, Чикаго и других городах.

Из России тысячами импортировались балалайки и домры. Великорусский оркестр был призван явлением международного значения.

Осенью 1912 г. Андреев проехал с оркестром по западной, южной и центральной России. Всего себя он отдал музыке. Своей семьи у него не было, всю жизнь Василий Васильевич прожил с матерью.

8 апреля 1918 г в помещении Театра музыкальной драмы Андреевский оркестр отметил свое 30-летие большим концертом, принятым зрителем с благодарностью и бурным одобрением. Юбилей был слабо отмечен в печати.

В ночь с 24 на 25 декабря 1918 г В.В.Андреев после продолжительной болезни умер. Похоронили его на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург).

В 1923 году Великорусскому оркестру было присвоено имя В.В.Андреева. Насчитывается около 40 произведений В.В.Андреева для балалайки и фортепиано. Благодаря В.В.Андрееву в настоящее время имеется балалайка от тона контрабаса до пикало.

Василий Васильевич любил Тверской край, старался, чтобы земляки его владели балалайками и домрами, помогал организовать ансамбли народных инструментов. Постоянно поддерживал коллектив в Бологом – оркестр, сформировался еще 1898 году. Откликнулся Андреев на просьбу тверского земства, принявшего решение о введении в школах преподавания народной музыки (1913 г).

В Твери традиции, основанные В.В. Андреевым в обучении на народных музыкальных инструментах, продолжают музыкальные школы, музыкальное училище им.М.П. Мусоргского, культпросвет училище им. Л.Н.Львова, Университет.

Василий Васильевич несмотря ни на какие трудности вывел народные инструменты в большое искусство. И в этом – его подвиг. В этом его великое дело!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Именно с концертной балалайки, изготовленной мастером В.В. Ивановым, начинается большой музыкальный путь В.В. Андреева. Вскоре, совместно с мастером Ф.С. Пасербским, Андреев разрабатывает и создает комплект инструментов, состоящий из семи балалаек различных размеров и различных по диапазону. Это дало возможность для коллективного музицирования. В.В. Андреев создает первый в России балалаечный кружок, в состав которого вошли молодые любители балалаечного искусства, представители разных слоев петербургского общества: А.А. Волков, В.А. Панченко, А.В. Паригорий, Ф.Е. Реннике, А.Ф. Соловьев, Д.Д. Федоров и Н.П. Штибер.

Положительно оценивая успех первого открытого выступления Кружка, пресса связывала его с общим успехом русских народных инструментов. Необходимо подчеркнуть, что в тот период не было четкого разграничения между понятиями ансамбль и оркестр. Первое выступление Кружка – 20 марта 1988 года - принято считать днем рождения национального русского народного оркестра.

Первые концерты кружка существенно изменили отношение высшего общества к возрожденному народом инструменту. Официальная пресса увидела теперь в русской балалайке инструмент, который может нести определенные эстетические и воспитательные функции.

В.В. Андреев после первых выступлений кружка поставил целью своей дальнейшей жизни популяризацию русских народных инструментов.

В 1890-1891 г.г. Андреев предпринимает две гастрольные поездки по России. Андреев сумел познакомить с русским народным оркестром московскую и провинциальную публику.

Несмотря на финансовые затруднения и формальный холодок со стороны государственных органов царской России, В.В. Андреев предпринимает на рубеже 80-90 годов XIX столетия ряд заграничных турне. Эти гастроли убедили его в полезности деятельности и укрепили в правоте действия. Везде и всюду русские народные инструменты с триумфальным успехом несли на себе миссию представительства великой русской нации.

В начале 1907 года над оркестром сгущаются тучи. Причина бедствия – серьезные материальные затруднения. Спасти оркестр могли только заграничные поездки и правительственная субсидия. И оркестр уезжает в Германию. После успешных выступлений в Германии, по совету Ф.И. Шаляпина осенью 1909 года Великорусский оркестр едет в Лондон. Этой поездкой андреевский оркестр открыл новый период триумфальных концертных турне по городам Европы и Америки.

Василий Васильевич пробудил в людях любовь, уважение, доверие к народным инструментам, которые забыли и в возрождение которых не верили. Ныне маленькая, скромная балалайка стала одним из самых распространенных и любимых музыкальных инструментов.

В самом начале своей работы по внедрению в быт народа усовершенствованных инструментов Андреев мечтал о том, чтобы повсеместно возникали кружки по обучению на балалайках. В декабре 1887 года Андреев открыл класс обучения на балалайке на Фонтанке, в Соляном городке. Много времени он отдает педагогической работе, передает опыт первым четырнадцати ученикам. Вскоре его ученики стали во главе вновь открываемых кружков.

В период 1896-1890 гг. В. Андреевым и С. Налимовым были сконструированы ансамблевые разновидности домры. И первые несколько десятилетий после своего нового рождения домра развивалась в русле оркестрового и ансамблевого исполнительства.

Формирование, развитие и становление национального русского народного оркестра невозможно бы было без сподвижников В.В. Андреева, которые, имея талант музыкантов, обладали качествами организаторов, преподавателей, активно развивали идею Андреева.

Первым среди них следует поставить имя Николая Петровича Фомина. Именно он является родоначальником репертуара для русского народного оркестра. Его блистательные обработки народных песен и сегодня остаются непревзойденными эталонами, а оригинальные сочинения – классикой этого жанра. Домры и балалайки встали на путь развития как полноценные академические инструменты.

Развитие коллективного исполнительства и создание оркестров русских народных инструментов по типу Великорусского стало основным в деятельности В.В. Андреева и его сподвижников. Примечательно, что реформы В.В. Андреева пришлись на время революций и смуты в России, период становления капиталистических отношений. Достаточно хорошо известно, что В.В. Андрееву после долгих попыток удалось получить поддержку Императора Николая II.

В 1912 году организуются летние курсы учителей. Было решено учредить классы: 1) Балалайки; 2) Домры; 3) Теории и гармонии музыки; 4) Постановки голоса; 5) Руководство хором.

Практическое изучение игры на всех инструментах, входящих в состав Великорусского оркестра.

Организация оркестра и дирижирования.

Выработка способов ознакомления со специальными методами преподавания для малограмотных и взрослых лиц, совсем не знающих музыки.

Всяческое содействие по организации оркестров и хоров в деревне, среди воинских чинов, рабочих, в учебных заведениях.

Оркестровые классы совместной и сольной игры.

После 1917 года идеи В.В. Андреева органично вписались в идеологию советской власти. Это позволило получить государственную поддержку развития исполнительства на народных инструментах и создать уникальную систему профессионального обучения от музыкальной школы до вуза. Повсеместное развитие самодеятельного творчества в отсутствии телевидения, средств звукозаписи позволило создать широкую сеть учреждений культуры и образования, систему селекции талантливых и одаренных детей, которые в дальнейшем становились профессиональными музыкантами.

Исполнительство на балалайке не могло ограничиться только рамками оркестрового музицирования. Первые солисты-балалаечники А.Д. Доброхотов, Б.С. Трояновский, Н.П. Осипов вводят в практику новые приёмы игры, начинают сотрудничать с композиторами.

Вера В.В. Андреева в предстоящий расцвет народной музыкальной культуры полностью оправдалась. Традиции народного искусства были сохранены, народные инструменты распространились повсеместно. Игре на них стали обучать в музыкальных школах, в училищах, консерваториях. Сегодня балалайка, домра, баян вышли на концертную сцену как сольные инструменты и как ансамблевые. Лучшие исполнители показывают свое мастерство в концертных залах, на различных конкурсах, проводят мастер-классы. Исполнительство на русских народных инструментах соединяет ярко выраженные национальные черты инструментов и высокие традиции русской исполнительской школы.

Андреев В. Материалы и документы. М., 1986

Баранов Ю. Подвижник музыки народной. М., 1988

Имханицкий М. История исполнительства на русских народных инструментах. Учебное пособие для высших и средних учебных заведений искусств и культуры. М., 2018

Имханицкий М. У истоков русской народной оркестровой культуры. М., 1987

Коломийцов В. Статьи и письма. Л., 1971

Колчева М. Просветительская деятельность В.В. Андреева и его великорусского оркестра. – В кн.: Вопросы музыкального исполнительства и педагогики. – М., 1976 (Труды РАМ им. Гнесиных, вып. 24).

Лачинов А. и Бекназаров Н. В.В. Андреев. – В кн.: Вальсы для балалайки и фортепиано. М.,1955

Максимов Е. Ансамбли и оркестры баянистов. М., 1966

Максимов Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов М., 1983

Максимов Е. Российские музыканты-самородки. М., 1987

Соколов Ф. В.В. Андреев и его оркестр. Л., 1962

Фадеева И. Второе рождение. – В кн.: Рассказы о музыке, вып. 2. М., 1972

Центральный государственный архив литературы и искусства (ЦГАЛИ) СССР, ф. 665

Андрей Александрович Горбачев и его роль в развитии исполнительства на балалайке

За последние двадцать лет исполнительство на балалайке значительно изменилось. Это произошло благодаря усилиям многих ведущих преподавателей и исполнителей. Среди них А. Горбачев.

Андрей Горбачев – представитель московской исполнительской и педагогической школ начал свое обучение в Воронеже в классе Заслуженного деятеля искусств России, профессора Ивана Викторовича Иншакова. Затем закончил Российскую академию музыки имени Гнесиных, где обучался у Народного артиста СССР, профессора Павла Ивановича Нечепоренко.

Что нового внес А. Горбачев в исполнительство?

А. Горбачев ввел в практику новые виды техники: тремоло по двум струнам в верхнем регистре, новые варианты гитарного пиццикато и соединение гитарного пиццикато с пиццикато одним и двумя пальцами.

Мастер Е.Н. Виноградов впервые изготовил для А. Горбачева инструмент с 31-м ладом.

Андрей Александрович Горбачев и его роль в развитии исполнительства на балалайке

В РАМ (ГМПИ) им. Гнесиных А. Горбачев был воспитан в одной из лучших систем по обучению исполнителей на балалайке. Занятия в классе профессора П.И. Нечепоренко, консультации и общение с профессорами В.Б. Болдыревым, В.Е. Зажигиным помогли молодому музыканту в становлении и профессиональном росте. Обучение в классе П.И. Нечепоренко позволило осмыслить и систематизировать практические навыки, отшлифовать техническое мастерство. Масштабность личности П.И. Нечепоренко предопределила развитие исполнительства на многие десятилетия.

Андрей Александрович Горбачев и его роль в развитии исполнительства на балалайке

Андрей Александрович Горбачев и его роль в развитии исполнительства на балалайке

С 1997 года начал преподавательскую деятельность в Тамбовском государственном музыкально-педагогическом институте им. С.В. Рахманинова. С 2000 года преподает в РАМ им. Гнесиных. С 2004 года доцент, заведующий кафедрой струнных народных инструментов, с 2010 года профессор. Среди учеников А. Горбачева более двадцати лауреатов Международных и Всероссийских конкурсов: К. Захарато, И. Кузнецов, О. Пискунов, И. Степанов, В. Дунаев, А. Моргунов, А. Баушев, К. Игнатьев, А. Вродливец, А. Николайчук, А. Тарасов, М. Киселев, А. Торяник, Д. Гальцев, С. Воронцов, У. Попова и другие.

В своей педагогической работе А. Горбачев опирается на опыт своих педагогов. В практику обучения введены обязательные ежедневные технические комплексы для каждого студента. Разработана система упражнений, которая позволяет с максимальной эффективностью подготовить студента к практической концертной деятельности. Класс Андрея Александровича Горбачева является своего рода лабораторией, в которой изучаются самые последние сочинений композиторов, проходит апробация новейших достижений в исполнительстве. В работе А. Горбачев опирается на мощную поддержку пианистов. Концертмейстеры в классе А. Горбачева выполняют не вспомогательную роль, а являются полноправными педагогами. Большую помощь в этом оказывает Т. Ханинова.

Наиболее важными поездками сам исполнитель считает гастроли и мастер-классы по России (Сибирь, Камчатка, Урал, Север страны). Именно там А. Горбачев находит талантливых молодых исполнителей, которые впоследствии становятся его учениками. В классе А. Горбачева обучаются студенты из Сибири (Иркутск, Новосибирск, Томск, Тюмень), Якутии, с Урала (Екатеринбург, Пермский край). Выпускники А. Горбачева отличаются самобытностью и индивидуальностью. А. Горбачев старается сохранить их личностное начало, раскрыть их творческий потенциал, помогает найти свой стиль, свой путь в творчестве.

Андрей Александрович Горбачев и его роль в развитии исполнительства на балалайке

Некоторые факты коротко:

Первое выступление на сцене состоялось в 1978 году.

География гастрольных поездок:

Австрия (2008), Англия (1991-1993), Венгрия (1997), Германия (с 2001 – ежегодно), Испания (2007), Латвия (1994, 1996, 1997, 2007, 2011), Польша (1997), Португалия (2008, 2009), США (1992, 2004, 2005, 2006, 2013), Украина (1994, 1995, 1997, 2003, 2010), Финляндия (2009, 2010, 2013), Франция (1995, 1998, 2000, 2003), Чехия (2010), Швейцария (с 2007 ежегодно), Югославия (1997), Япония (1994, 1995, 1998, 2001, 2007).

Гастроли по России: Камчатка (1995, 2001, 2012), Дальний Восток (2012, 2013), Сибирь (1994, 1995, с 2005 по 2012 ежегодно), Урал (1993, 1994, 1997, 1998, 2004, 2005, с 2010 – ежегодно), Север (ежегодно с 1995 по 2009, 2011), Юг (ежегодно с 1993 по 1997,2003, 2010), Поволжье (2007, с 2010 – ежегодно).

КОНЦЕРТМЕЙСТЕРЫ КЛАССА ПРОФЕССОРА А.А. ГОРБАЧЕВА

Татьяна ХАНИНОВА

Татьяна Ханинова

Татьяна Ханинова родилась на Украине. Выпускница Центральной музыкальной школы (класс преподавателя Е. Ховен), ГМПИ (РАМ) им. Гнесиных (класс проф. В.П. Стародубровского).

Заслуженная артистка России (2008), солистка Вологодской областной государственной филармонии им. В.А. Гаврилина (с 1997 по 2009 г.), концертмейстер РАМ им. Гнесиных в классе профессоров П.И. Нечепоренко, В.П. Круглова, Р.В. Белова.

Исполнительские интерпретации Татьяны Ханиновой отличаются нестандартностью мышления, яркостью подачи музыкального материала, элементами театральности на сцене. Удивительная природная энергетика и воспитание в недрах Центральной музыкальной школы позволили исполнительнице стать явлением и повлиять на развитие народно-инструментального жанра.

  • Училась в ЦМШ в одном классе с Михаилом Плетневым, Ольгой Ростропович, Владимиром Овчинниковым, Андреем Диевым.
  • Несколько раз с Татьяной Ханиновой занимался Дмитрий Шостакович.
  • Выступала с оркестром под руководством Виктории Дударовой.
  • Сыграла более двух с половиной тысяч концертов.
  • Сделала более двадцати фондовых записей на радио.

Нелли ПЧЕЛИНЦЕВА

КЛАСС ПРОФЕССОРА АНДРЕЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА ГОРБАЧЕВА

Русское чудо на берегах Невы

Петербургскую светскую жизнь молодой дворянин Василий Андреев начал с 1883 года. Обладая музыкальным и актерским талантом, Андреев часто участвовал в концертах и спектаклях с небольшими театрально-музыкальными номерами, а также бывал на спектаклях в Александринском театре. Вскоре произошла его знаменательная встреча с балалайкой в руках работника Антипа в селе Марьино и зародилась идея усовершенствования этого инструмента.


Работник Антип села Андреева Марьино

Уже в 1885 году петербургский скрипичный мастер Владимир Иванов изготовил по заказу Андреева балалайку. Обновленная балалайка была выполнена по образцу имевшейся у музыканта народной. Звуковые возможности инструмента значительно расширились, так как он был изготовлен профессиональным мастером из качественных материалов.


Василий Андреев в середине 1880х гг.

Выступления Андреева пользовались огромным успехом. Такого не ожидали от балалайки! После одного из таких концертов он был приглашен во дворец принца Ольденбургского на Дворцовой набережной. Здесь в феврале 1887 года состоялось одно из важных событий для деятельности Василия Андреева – концерт в присутствии Александра III и императорской семьи.


Император Александр III с семьей

Андреев без промедления отправился в мастерскую Пасербского на Караванной улице и вскоре для него была изготовлена новая балалайка. Основное изменение, давшее долгую жизнь инструменту – замена жильных передвижных ладов на врезанные металлические. Таким образом, балалайка стала хроматическим инструментом, на котором можно исполнить самую разнообразную музыку. В мастерской Пасербского на Караванной улице плотно занялись изготовлением инструментов для всех желающих научиться играть на балалайке. А таких было немало! Но для обучения игре на балалайке купить инструмент недостаточно, нужен еще учитель. Или самоучитель.


Балалайка Франца Пасербского

Теперь каждый, кто под впечатлением от игры Василия Андреева загорелся желанием научиться играть на балалайке, мог заказать инструмент в мастерской Франца Пасербского, а затем наведаться в магазин Федорова и приобрести самоучитель.


Объявление мастерской Пасербского

Несмотря на стремительный взлет популярности балалайки, это было только начало пути Василия Андреева. У музыканта появилось много учеников и последователей – назрела мысль о коллективной игре на балалайках. Унисон балалаек одного вида и диапазона не мог стать полноценным коллективом. Тогда Андреев загорается идеей создания разновидностей балалаек с разным диапазоном и возможностями. Через некоторое время в мастерской Пасербского были изготовлены разновидности балалаек – пикколо, дискант, альт, тенор, бас и контрабас.


Кружок любителей игры на балалайке

Первое выступление кружка состоялось 20 марта 1888 года в здании Городского кредитного общества на площади Островского, 7. Сейчас это здание используется похожей организацией – в нем расположен один из крупнейших банков города. Зал общих собраний Санкт-Петербургского городского кредитного общества использовался для концертов, литературных чтений, благотворительных вечеров.


Площадь Островского, 7

Как известно, выступление андреевского кружка имело потрясающий успех. От этой даты начинает свою историю Андреевский оркестр. Если вы окажетесь на площади Островского, обратите внимание на табличку установленную на доме 7 в честь этого события. А также загляните внутрь – интерьеры отреставрированы и сохранили свой великолепный первозданный вид!


Памятная доска о выступлении Кружка на Островского 7

Деятельность Андреева поддерживал Тертий Филиппов, большой любитель русской песни, занимавший высокую должность государственного контролера. Андреев часто бывал на его вечерах, которые проходили в доме служащих государственного контроля на набережной Мойки. Филиппов был не просто любителем – из своих служащих он собрал хор, исполнявший древнерусские песнопения и народные песни, был учредителем Песенной комиссии при Императорском русском географическом обществе, организовывал фольклорные экспедиции.

Усовершенствованная Василием Андреевым балалайка и вскоре присоединившиеся к ней домры и гусли в составе Великорусского оркестра объехали мир, дали жизнь оркестровому и сольному исполнительству на русских инструментах. Балалайки Семена Налимова и сейчас звучат в Андреевском оркестре и по всей России – их звучание поражает мягкостью и глубиной тембра. Исполнительство на балалайке продолжает развиваться. В середине XX века появилось академическое обучение на балалайке в средних и высших заведениях страны. По всей России продолжают дело Василия Андреева балалаечники-виртуозы и оркестры русских инструментов.


Семён Налимов

В течение 132 лет не прерывается история коллектива, созданного Андреевым – Государственного академического русского оркестра имени В. В. Андреева, бережно сохраняющего и развивающего традиции своего основателя.


Екатерина Ломова – культуролог, солистка Государственного академического русского оркестра им. В.В. Андреева

Читайте также: