Основоположник нидерландской школы живописи

Обновлено: 08.07.2024

Самые известные голландские художники жили в разные исторические периоды. Ян ван Эйк, Иероним Босх и Питер Брейгель Старший творили в эпоху Возрождения, когда и Северные и Южные Нидерланды были частью Герцогства Бургундского. Питер Клас, Рембрандт Харменс ван Рейн и Ян Вермеер по праву считаются одними из лучших мастеров Золотого века голландской живописи. А Винсента ван Гога многие искусствоведы признают ярчайшим постимпрессионистом конца XIX столетия.

У знаковых живописцев Голландии разные судьбы, но их роднит всемирная известность далеко за пределами маленькой исторической Родины.

Ян ван Эйк (1385 или 1390-1441)

Ян ван Эйк (Jan van Eyck) — наиболее именитый представитель ранней нидерландской живописи эпохи Северного Возрождения. Родился в городе Маасейке на территории современной Бельгии. В 1425 г. поступил на службу к герцогу Бургундии Филиппу Доброму на должность камердинера. Одновременно исполнял обязанности придворного художника и даже выполнял дипломатические поручения. Правитель благосклонно относился к подчиненному и платил ему щедрое жалование.

Эйк одним из первых в Северной Европе оценил преимущества масляных красок и способствовал росту их популярности среди коллег. Кисти мастера принадлежит первый в европейском изобразительном искусстве парный портрет семейной пары. Многие картины Эйка написаны в реалистической манере. Помимо портретного жанра широко известен по произведениям на религиозную тематику.

Последние годы жил и творил в Брюгге. Умер в 1441 г.

Наиболее известные работы:

Иероним Босх (около 1450-1516)

Босх (настоящая фамилия — Акен) родился в семье художника и с ранних лет обучался потомственному ремеслу. Всю жизнь провел в родном городке Хертогенбосе, женился на женщине из зажиточной купеческой семьи и не обзавелся детьми.

Много писал на религиозную тематику, но картины Босха значительно отличались от трудов современников. В них присутствуют ярко выраженный символизм, смелые фантазии и глубинное подсознательное начало.

До наших дней сохранилось всего 25 картин и несколько рисунков. Босх не имел привычки подписывать свои произведения, а после его смерти в 1516 г. вдова все имущество раздала наследникам.

Известные работы Босха:

Питер Брейгель Старший (1525-1569)

Питер Брейгель Старший (Pieter Bruegel de Oude) известен миру не только в качестве автора великолепных картин на религиозную и деревенскую тематику. Ему принадлежит еще одно почетное звание — родоначальника династии знаменитых голландских художников. Заметный след в искусстве также оставили два сына, два внука и правнук мастера.

Судьба Питера Брейгеля Старшего была далеко не простой, а жизнь — недолгой. До 40 лет карьера успешно шла в гору. Он обучался у хорошего учителя — Питера Кука Альста (Pieter Coecke van Aelst) в Антверпене и женился на его дочери, затем много путешествовал по Европе. Вернувшись домой, вел размеренную жизнь успешного живописца. Но все изменилось в 1526 г., когда армия герцога Альбы начала в Южных Нидерландах жестокий религиозный террор. В те годы невинно погибли тысячи земляков мастера, а сам он умер в атмосфере страха в возрасте всего 44 лет.

Известные произведения Брейгеля:

Питер Клас (1597-1660)

Биографические данные о Класе — очень скудны. Родился в пригороде Антверпена, но уже в 1620 г. переехал в Харлем, где вскоре добился признания. Создал собственную манеру рисования со скромной строгой композицией и цельностью светового решения. Помимо сына обучил ряд других учеников, впоследствии ставших признанными натюрмортистами — Флориса Дейка (Floris van Dijck), Кристиана Беренца (Christian Berentz), Эверта Алста (Evert van Aelst).

Известные картины Класа:

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)

Рембрандт (Rembrandt) — ярчайший представитель Золотого столетия нидерландской живописи. Его творчество отличается огромным жанровым разнообразием, мастерской игрой светотени и необычайной эмоциональной глубиной.

Судьба великого мастера была весьма неординарной. Он родился в зажиточной семье, рано начал обучаться рисованию, женился по большой любви на женщине из богатой семьи. К Рембрандту быстро пришел успех, на раннем этапе жизни он вел роскошную жизнь и имел множество заказов.

Но вскоре судьба нанесла ему сильный удар. От чахотки умерла жена, для воспитания сына пришлось нанять няню. В своих картинах маэстро продолжал использовать смелые новаторские идеи и это отпугнуло многих заказчиков. Постепенно дела шли все хуже и хуже. Мастер долго отбивался от кредиторов, но вынужден был признать себя банкротом.

Работы позднего периода стали венцом творчества Рембрандта, но были холодно приняты публикой. Мэтр умер спустя год после трагической гибели сына в нищете.

Известные полотна Рембрандта:

Ян Вермеер (1632-1675)

Ян Вермеер (Jan Vermeer) — голландский живописец XVII века в жанре портрета и городского пейзажа. Он писал картины на незамысловатые житейские сюжеты, но умело наполнял их любовью и уютом, мягким светом и лирическим настроением.

Жена родила ему 15 детей, 4 из которых умерли в младенчестве. Вермеер не отличался особой плодовитостью в творчестве. Он рисовал 1-2 картины в год, но заказчики платили хорошие деньги за работы.

Безоблачной жизни наступил конец с началом войны Голландии с Францией. Интерес к искусству сильно упал, катастрофически не хватало денег. Из-за сильных переживаний Вермеер умер от сердечного приступа в возрасте всего 43 лет.

Известные работы Вермеера:

Винсент ван Гог (1853-1890)

Винсент ван Гог (Vincent van Gogh) — гениальный самоучка, ярчайший представитель постимпрессионизма. Его творчество оказало огромное влияние на живопись всего XX века, а произведения в наши дни стабильно обновляют ценовые рекорды на аукционах.

Родился в семье протестантского пастора в деревушке на юге Нидерландов недалеко от бельгийской границы. До увлечения живописью он успел поработать в торговой фирме дяди и полгода занимался миссионерской деятельностью, пытаясь найти душевное спокойствие.

В 27 лет Винсент решает резко изменить жизнь и стать профессиональным художником, пытается создать семью, но неудачно. Еще через 5 лет уезжает в Париж, начинает увлеченно учиться живописи и знакомится с выдающимися коллегами того времени.

Ван Гог отличался необыкновенной творческой плодовитостью, но при жизни смог продать лишь одну картину. Непризнанный гений тяжело переживал жизненные и бытовые неудачи, у него развилась серьезная психическая болезнь, его даже на время поместили в клинику. Сломленный невзгодами Винсент выстрелил себе в сердце из револьвера и умер, истекая кровью, на руках родного брата.

Самые известные картины ван Гога:

Великие голландские мастера навсегда останутся в мировой живописи. Их картинами будут любоваться наши потомки через много лет. А на сайте Very Important Lot можно напрямую у авторов приобрести работы современных художников. Участвуйте в аукционах, чтобы купить произведения искусства разных эпох и стилей.

Сфор­ми­ро­ва­лась на ру­бе­же XIV и XV веков по­сле объ­е­ди­не­ния Южных и Северных Ни­дер­лан­дов под вла­стью Бур­гун­дии и про­су­ще­ст­во­ва­ла вплоть до от­де­ле­ния Со­еди­нён­ных про­вин­ций от Испанских Ни­дер­лан­дов в 1609 году.

Нидерландская школа про­шла эво­лю­цию от ин­тер­на­цио­наль­ной го­ти­ки (круп­ней­ши­ми цен­тра­ми ко­то­рой на дан­ной ис­то­рической тер­ри­то­рии бы­ли дво­ры гер­цо­гов Бер­рий­ских в Бур­же, Бур­гунд­ских в Ди­жо­не, при ко­то­рых ра­бо­та­ли братья Лим­бург, К. Слю­тер, Ж. Ма­лу­эль, М. Бру­дер­лам, мно­го­числ. ми­ниа­тю­ри­сты) к сти­лю т. н. арс но­ва, ко­то­рый рас­цвёл в XV веке в го­ро­дах Южных Ни­дер­лан­дов (твор­че­ст­во Р. Кам­пе­на и Ро­ги­ра ван дер Вей­де­на в Тур­не и Брюс­се­ле, Я. ван Эй­ка, Х. ван дер Гу­са, П. Кри­сту­са, Г. Да­ви­да в Брюг­ге и Ген­те, И. Бос­ха в Хер­то­ген­бо­се), но имел по­сле­до­ва­те­лей на се­ве­ре стра­ны (А. ван Ау­ва­тер и Герт­ген тот Синт-Янс в Хар­ле­ме).

В XVI веке нидерландская школа ста­ла од­ной из важ­ней­ших со­став­ляю­щих Се­вер­но­го Воз­ро­ж­де­ния, в её главном цен­тре - Ан­твер­пе­не раз­ви­ва­лось твор­че­ст­во мно­го­числ. пред­ста­ви­те­лей ро­ма­низ­ма, а так­же П. Брей­ге­ля Стар­ше­го. На­след­ни­ка­ми нидерландской школы с XVII века вы­сту­пи­ли фла­манд­ская (см. в статье Бель­гия) и гол­ланд­ская (см. в статье Ни­дер­лан­ды) шко­лы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нидерландская школа живописи и ее знаменитые художники.

Нидерланды – крупнейшая провинция Испании, нынешняя Бельгия. Богатые нидерландские города быстро шли по пути буржуазного развития, славились торговлей и ремеслом, промышленностью. Нидерландское искусство приобрело более демократический характер, чем искусство Италии. Устойчивыми были средневековые традиции. Художники Нидерландов не создали образ совершенного человека – титана. Человек у них не противостоит мирозданию, а связан с ним.

Ян ван Эйк родился в Маастрихте на рубеже 14 – 15 столетий. В 1425 году он стал придворным художником герцога Бургундии Филиппа Доброго. Пользовался его полным доверием и даже выполнял секретные миссии в Испании и Португалии. В эпоху Яна ван Эйка в Нидерландах была изобретена масляная краска. Ван Эйк усовершенствовал ее, научился класть один на другой тончайшие слои и добился огромных результатов.

На двойном портрете мы видим бракосочетание именитого итальянского купца, поселившегося в Брюгге, где жил художник. Картина наполнена символами, расшифровка которых позволяет понять ее смысл. Супруг изображен в одежде, которая была принята при дворе герцога Филиппа Доброго. Он снял обувь, так как совершается церковный обряд бракосочетания – то есть таинство. На стене висят хрустальные четки – подарок жениха невесте, они символизируют чистоту и благочестие невесты. За спиной Арнольфини – апельсины, крайне редкие в ту пору плоды, символизировавшие запретные плоды райского сада. Невеста – Джованна Ченами происходила из богатого рода. На ней зеленое платье. Зеленый символ плодородия, она не беременна, но ее поза подчеркивает линию живота, так как живот считался в средневековье - главным признаком красоты. На стене – зеркало, в котором отражены свидетели и сам художник, зеркало обрамлено изображением сцен Страстей и Воскресенья Христа, что вновь напоминает о религиозном характере брака. Красные драпировки супружеского ложа символизируют любовную страсть. На люстре горит одна единственная свеча – символ всевидящего ока Божия. Картина полна удивительной умиротворенности, домашнего уюта и молитвенной серьезности.

Полотно принесло Яну ван Эйку всеевропейскую славу. В то время он оказывал большое влияние на развитие живописи и в Италии.

Это самое прославленное произведение братьев Ван Эйк. Губерт, старший брат Яна принялся за триптих для церкви Святого Бавона в Генте, но умер в 1426 году, и брат продолжил его работу. В закрытом виде, то есть в обычные дни алтарь, представлял собой одноцветную, под деревянную скульптуру сцену, где присутствовали сам заказчик алтаря – Йодкус Вейдт и его жена Изабелла Борлют, Иоанн Креститель и Иоанн Богослов. Выше их изображений – Архангел Гавриил приносит благую весть Марии. Событие изображено в комнате Богоматери, а из ее ока открывается вид на Гент, где можно увидеть даже дом заказчика. Интерес к подробностям жизни – важнейшая черта Северного искусства. В комнате Марии – умывальник и полотенце – это символы чистоты и непорочности. Тройное окно обозначает Троицу. Когда по праздникам алтарь раскрывался, зрителя поражала яркая, многоцветная, потрясающая картина мироздания. 25 картин, 250 персонажей представало перед изумленными прихожанами.В центре восседает Бог-Отец в сверкающей тиаре с ниспадающей перевязью в священнических одеждах.У его ног царская корона – атрибут Христа.Слева – Богоматерь в плаще с застежками и в облегающем платье, справа – Иоанн Креститель. Справа и слева фигуры музицирующих ангелов. По бокам – обнаженные Адам и Ева, написанные без всякой идеализации с невиданной для того времени реалистичностью. Центр нижнего ряда – цветущий луг, на переднем плане – источник жизни, дальше – алтарь, покрытый пурпурной тканью, а на алтаре – Белый агнец, то есть ягненок, которому все спешат поклониться. Вокруг алтаря гирлянды ангелов в белых, бледно-розовых и светло – серых одеждах. Большое пустое пространство – зеленая лужайка с белыми полевыми цветами маргариток. Над алтарем в светящемся круге изображен Дух Святой в виде белого голубя. Если учесть, что агнец – символ Христа, то по вертикали Бог-Отец, Дух Святой и Христос выстраиваются в Троицу. Первый план слева – в серединном панно – коленопреклоненные пророки, те, кто уверовал в Христа еще до его рождения и прорек его скорый приход, здесь же ученые-язычники, философы, античные поэты, гентские бюргеры с густыми бородами, курносыми лицами, надутыми губами – свидетельство высокого реализма художника. Первый план справа – 12 апостолов и группа истинных служителей Евангелия, то есть священники, аббаты, епископы, папы. Они преклоняются в полном блаженстве, не глядя на агнца. Красные одежды, золотые ризы, митры, посохи, епитрахили, жемчуга, рубины, изумруды сверкают и переливаются на пылающем пурпуре – любимом цвете ван Эйка. Третий план за агнцем, на высоком холме – зеленый лес, апельсиновая роща, кусты роз и миртов в цветах и плодах. Слева выходит шествие мучеников, справа – святые жены с розами в волосах и с пальмовыми ветвями в руках. Перед нами бледно-голубые, синие, розовые и лиловые цвета. Мученики-епископы в синих одеждах. Еще дальше – темная полоса холмов и силуэт Иерусалима (колокольни, башни, шпили). А на последнем плане – далекие синие горы, чистое, голубое, подсвеченное ультрамарином в зените небо – поистине художник сумел изобразить все мироздание и пропел ему потрясающий гимн. По сложности сюжета, по блистательному мастерству исполнения и новизне приемов масляной живописи произведение Яна ван Эйка представляет собой одно из высших достижений искусства.

Главное в творчестве этого художника – утверждение реальности прекрасного мира, вот почему он творил в технике масляной живописи.

Перед нами монументальный образ старика-каноника, сурового, властного, надменного. В руках он держит книгу, перчатки и роговые очки. Атмосфера торжества и покоя при обилии деталей – обычная черта живописи художника. Мадонна некрасива, а ребенок кажется рахитичным, он написан без прикрас. В руках ребенка цветы, он ласкает попугая. По правую руку от Мадонны – Святой Донат в золотой митре и синем облачении, по левую, образуя кулису, - Святой Георгий, прекрасный юноша в доспехах из вороненой стали с насечкой. Он приподнимает шлем, кланяется и улыбается младенцу. Интерьер комнаты тоже довольно подробен: трон, балдахин с красным рисунком на черном фоне, сложная архитектура, темный мрамор, края цветных окон. Через окна интерьер связан с просторами природы. Под ногами Марии – мраморный паркет и прекрасный, персидский старый ковер.

Перед нами лоджии дворца, которые открывают перспективу на пространство, город, улочки, храм, деревья, холмы, реку – все это объединено золотистой дымкой. Ван Эйк утверждает ценность единичного человека, но он отказывается от героического профильного портрета.

Творчество Яна ван Эйка открывает блистательную историю нидерландской живописи.

Иеронимус Босх (1450 – 1526)

Один из крупнейших мастеров Северного Возрождения, считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Художник исключительной силы воображения. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе, который в те времена входил в состав Бургундского герцогства, а сейчас является административным центром провинции Северный Брабант в Нидерландах. Его загадочный стиль вдохновлен был средневековым мировоззрением. Его взгляд на мир мрачен, его искусство нравоучительно. Изгнание Адама и Евы из Рая он считал первопричиной зла в мире. Вечные муки и Ад – одна из важнейших его тем. Этим он близок величайшему поэту Италии – Данте.

Перед нами триптих. На левом панно – рай, обиталище человека до грехопадения. Среднее – всевозможное проявление греха невоздержности, страстей. Правое – изображение наказания за тягчайшие грехи – вечные муки в аду. Левое панно изображает последний день творения, когда Бог создал человека. Райский сад полон диковинных растений, животных: жираф, трехголовая птица. Посреди райского сада, на скале, усыпанной драгоценностями, высится Фонтан жизни. На среднем плане, справа – древо познания добра и зла. Корни его обвивает змея. Бог запретил человеку вкушать плоды с этого древа, но Адам и Ева нарушили запрет. Звери в раю уже пожирают друг друга, но человек еще не опустился до греховного поведения. Бог в образе Христа дает человеку в подруги Еву, скоро начнется земная история людей.

Среднее панно – это целый трактат о грехах плоти. Четыре скалы населены прелюбодеями, четыре – цифра четырех углов земли. Посреди сада купается Венера, которую в средневековье считали главной виновницей греха прелюбодеяния. Огромные ягоды земляники символизируют наслаждения плоти. Внизу, справа, Адам и Ева пребывают в пещере, где, по некоторым преданиям, нашли приют на земле. Обратим внимание на высокий горизонт на панно. Это делает фигуры маленькими и лишает их героического ореола.

Левое панно – изображение всевозможных, отталкивающих адских мук. Люди, пронзенные копьями, драконы, пожирающие грешников, музыкальные инструменты – символы любовного греха –к которым пригвождены грешники – неисчерпаема и мрачна фантазия художника. В верхней части Ада – традиционная картина пламени и серы. Внизу Дьявол пожирает грешников и низвергает их в смрад и нечистоты. Таково наказание за обжорство. На голове у страшилища – кастрюля. В левом нижнем углу демоны расправляются с людьми ударами ножей и мечей, вздымают пронзенные сердца, замахиваются игральной доской. Не все символы Босха поддаются расшифровке, но все они мрачны и говорят о трагическом взгляде на мир. Если Данте ведет нас через Ад к Чистилищу и в Рай, то Босх от Рая через земные грехи приводит нас в мрачный и ужасающий Ад.

Рогир ван дер Вейден (1399 – 1464)

Эмоциональность и точность в передаче деталей – одна из характернейших черт искусства Северной Европы. Шедевр Рогира ван дер Вейдена оказал большое влияние на искусство его времени.

Питер Брейгель Старший (1525—1569)

Величайший нидерландский художник 16 века. Творчески переработал уроки итальянской живописи, создал глубоко национальное искусство, опирающееся на нидерландские традиции и фольклор. В творчестве Брейгеля сложно переплелись юмор и фантастический гротеск, лиричность и эпичность картин мироздания.

Художник родился предположительно между 1525 и 1530 г. (точная дата неизвестна) в провинции Брабант, на границе нынешней Бельгии и Голландии. Брейгель начинал как подмастерье у крупного антверпенского живописца Питера Кука ван Альста, в 1551 был принят в члены Антверпенской гильдии св. Луки, где получил звание мастера. Около 1552 отправился в традиционное для европейских художников путешествие в Италию. Потрясенный древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения, морскими стихиями и живописными гаванями Средиземноморья, Брейгель приступает к первым живописным полотнам.

В 1563 году художник переселяется с семьёй в Брюссель.

В 1565 году были написана серия Картины месяцев или времён года. У Брейгеля в смене времён года основную роль играет природа, а люди, так же как и леса, горы, вода, животные, становятся лишь частью необозримого ландшафта. История человечества — только часть истории Вселенной; в пейзажах Брейгеля эта идея обретает форму и образ. На дальних планах его картин встают величественные и призрачные горы головокружительной высоты, открываются панорамы широких равнин с морскими берегами, его эпически-грандиозные ландшафты — воплощение вечных космических законов.

Чтобы не путать Питера Брейгеля с его сыном — тоже живописцем, Старшего позднее окрестили Брейгелем Мужицким.

Питеру Брейгелю было около сорока, когда армия испанского герцога Альбы с приказом уничтожить еретиков - протестантов в Нидерландах вошла в Брюссель. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Последние годы жизни художника прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Картины Брейгеля этого периода полны трагизма.

Человек — не вершина творения, а всего лишь одно из свидетельств могущства Творца. Небо и земля, растения и животные, сам человек и созданное руками его — все заслуживает благоговейного внимания. И это ощущение божественной драгоценности повседневного бытия, живущее в творчестве Яна ван Эйка, послужило во многом исходным пунктом развития реализма в истории европейской живописи.

Такой поразительный эффект внутреннего свечения достигался за счет послойного нанесения масляной краски на белую гипсовую грунтовку, тщательно отшлифованную и покрытую лаком.

Тут надо немного остановиться на открытии художника, давшем Толчок бурному распространению техники масляной живописи по Европе. Дело в том, что Яна ван Эйка долгое время считали изобретателем масляных. красок. Это не совсем так.

Красящие составы на основе растительных масел были известны еще в ХII в., но популярностью не пользовались:они долго сохли, часто блекли и растрескивались. Многие художники стремились улучшить старинные рецепты. Лишь Ван Эйк, где-то около 1410 г., нашел ту магическую формулу, которая делала краски быстросохнущими, позволяла живописцу наносить их плотными или прозрачными слоями, не опасаясь смешения. Теперь их можно было бесконечно варьировать по цвету, добиваясь невиданных ранее оттенков. И самое главное — тонкая масляная пленка наподобие линзы одновременно и отражала падающий свет, и вбирала его в себя, создавая тот самый эффект внутреннего сияния картины.

Читайте также: