Дом листьев краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Как я продирался через типографские катакомбы, цитатные ловушки и паутину перекрёстных ссылок.

Книге суждено было стать одним из знаковых экспериментов новейшей литературы и объектом небольшого интернет-культа. Участники онлайн-сообществ принялись разгадывать многоэтажные нарративные построения писателя. Поиски выхода из лабиринта продолжаются до сих пор.

В статье спрятаны три загадки в духе Данилевского. За разгадку полагается приз.

Где бы вы ни были в этот момент: в переполненном ресторане, или на безлюдной улице, или в собственной уютной комнате, — вы будете смотреть на себя, напрасно ища доказательств, что вообще жили на свете. Вы будете наблюдать со стороны, как великая загадка врывается, рвёт на куски ваше машинальное или сознательное, но беспомощное сопротивление.

Но даже если все три уровня заслуживают доверия, сам Дом остаётся зыбким и непознаваемым. Внутри он больше, чем снаружи. Коридоры меняются каждый раз, когда по ним проходят. Лабиринт реагирует на страхи блуждающих по нему людей. О Доме нельзя рассказать отстранённо и объективно: его можно только показать с помощью литературных игр разной степени головоломности.

Сборка рукописи по кусочкам, которой занимается Труэнт, также имела место в биографии писателя. В 1990 году Данилевский, тогда живший в Нью-Йорке, получил звонок с противоположного конца Америки: его отец, работавший в Лос-Анджелесе, находился при смерти. Марк сел на автобус и поехал на запад. В пути он написал повесть, которую хотел преподнести отцу в подарок.

Например, один читатель замечал галочку в углу страницы. Другой подсказывал объяснение: это тайный знак матери Джонни Труэнта, адресованный сыну, которому она присылает письма из психиатрической клиники. В русском издании галочка встречается на странице 106, её объяснение — на странице 643. При первом чтении такую деталь запомнить и самостоятельно разгадать непросто: приходят на помощь опытные книгонавты.

Пост о библиотеке, вдохновлённой Данилевским " data-image-src="https://leonardo.osnova.io/5dbe6764-dfb7-a4fb-466f-d70d64c02fc5/">

Так как действие книги происходит не только в мире нескольких авторов-героев, но и на страницах самой книги, все сюжетные перипетии и интеллектуальные хитросплетения находят отражение в играх со сносками. То, как они захлёстывают и перебивают друг друга, усложняют внешний вид страницы, пускают читателя по ложному следу, неотличимо от того, что в них, собственно, сказано.

Если в именах и городах фантазия автора ограничена некоторыми рамками, то в названиях издательств можно как следует развернуться. Что Данилевский и делает, обустраивая в подвалах страниц многочисленные тайники.

Всё это осложняется тем, что вымышленные источники переплетены с реальными. Встретив в девятой главе упоминание книги Пенелопы Рид Дуб, посвящённой лабиринтам и изданной в городе Итака, читатель может решить, что это очередная отсылка к древнегреческой мифологии (Итака — родина Одиссея, Пенелопа — его жена). Однако и автор, и город реальны: канадская исследовательница Пенелопа Рид Дуб работала в Корнеллском университете, расположенном в Итаке, штат Нью-Йорк.

Upd: Найдено! Книгу забрала Prelestny Kvark. Две другие загадки первым разгадал Владимир Загуляев.

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

Спасибо за статью, получила огромное удовольствие пока искала книгу. Найти "второй ряд снизу" оказалось сложнее, чем разгадать загадку :)

Ненавижу такую хуйню, когда автор испражнился - а хомячки растаскивают говно, пробуют на вкус пытаясь определить ингридиенты. Умные книги или умное кино не должны быть безумными или ублюдскими.

Согласен, но все же у людей разные взгляды.
Просто способ повествования выбивается из рамок и слишком нестандартно все, отсюда такое непринятие и отторжение.

Искусство в принципе никому ничего не должно. Оно либо нравится, либо нет, а о вкусах не спорят.

Для хорора это отлично заходит. Помню был фильм Враг например. Сначала смотришь а потом охреневаешь от новых открывающихся смыслов

А такая книга должна нести художественную ценность? Она - жвачка для ума, который любит докапываться и вытягивать новую информацию. Зачем сжимать и разжимать эспандер?

Комментарий удален по просьбе пользователя

Точнее и не скажешь.

а игра не может нести художественную ценность?

Комментарий удален по просьбе пользователя

Хорошая статья, спасибо. Буду заказывать книгу

Хм, нашел Non Gratum Anus, нашел Минотавр, а третье слово никак не могу

Может быть, "море"? Но что тогда название магазина? Сложна.

жирные буквы и ссылки, а третье не могу, думал может дело в сносках, может там координаты в цифрах магазина, но что-то не клеится

Комментарий удален по просьбе пользователя

Дочитал статью проходя мимо книжного)
Одна ебанутая книга - Кодекс Серафини - у меня в коллекции уже есть, пусть будет еще одна)

Комментарий удален по просьбе пользователя

1200 сегодня в Читай-Городе взяла

Кому нравятся эксперименты с текстом, советую "Дневники голодной акулы". Вполне себе обычное произведение с несколькими неожиданными сюрпризами. Если вдруг соберётесь купить — не пролистывайте книгу, можете испортить сюрприз.

Ещё не прочитал, но вспоминается Codex Seraphinianus.

Так как Prelestny Kvark и Владимир Загуляев всё разгадали, раскрою карты:

3. В статье есть пропущенные пробелы после некоторых знаков препинания. Если сложить буквы перед этими местами, получится "Ходасевич" (я ошибся в одном месте, поэтому вышло "Ходасеtвич"). Это название книжного магазина в Москве, где была спрятана книга.

Есть и ещё одна, последняя, загадка. Обнаружит её только сама Prelestny Kvark в найденной книге. Отгадка не предусмотрена =)

Если у вас плохие нервы - вам лучше не читать эту книгу. Если вы подвержены влияниям и чересчур впечатлительны - вам лучше не открывать ее. Если вы боитесь сойти с ума - вам лучше о ней не знать.

Замысловатая, умная и очень страшная книга.

Приложения к книге. Надо понимать они вставленны не просто так. Так или иначе, вы будете вынуждены судорожно перелистывать от начала книги к концу, улавливая и расшифровывая, воображая.

Главный герой мастер в тату-салоне. Живет в Калифорнии. Шныряется бывает, потрахивает девок, рассказывает им всякие небылицы и не гнушается на групповичок. В целом, романтичная душа. Погружен в себя и не может найти себе места в мире, испытывает отчуждение. В целом, его окружают довольно интересные индивиды. Тут он поселяется в заброшенный Дом. Начинается самое интересно. Он находит толстенную рукопись некоего Дзанпано. По оценкам местных Дзампано довольно-таки маргинальная личность. Внезапно, главный герой начинает читать эту самую рукопись, чувствуя, что начинает сходить с ума. Или ему кажется, что он начинает сходить с ума. Не суть. Рукопись параноидального характера, множество отсылок к фобиям человека. Основная - клаустрофобия. Ко всему прочему, в романе присутствует некая пленка Нэвидсона. Своего рода документальный фильм. В ней профессиональный и в достаточной степени известный фотограф снимает свою семью, с которой начинают происходить странные вещи. Главного героя всасывает в две истории, два пространства, откуда ему уже кажется не выбраться.


О принципиальности Данилевского среди издателей ходят легенды. Для того чтобы книга выглядела именно так, как он ее задумал, Марк поселился рядом с офисом Pantheon и несколько недель по пятнадцать часов в день руководил версткой. Когда редактор попросил Данилевского сократить многостраничный перечень имен в середине романа, тот в отместку увеличил список вдвое.

Как и бывает с подобными дебютами, успех не мог предсказать никто. Несмотря на сложность и непривычность, роман полюбился и читателям, и критикам. Только на родине его допечатывали полсотни раз, и шестнадцать лет спустя он продолжает переводиться — теперь и на русский язык.

Все книги Данилевского объединяет непривычная форма. Это эргодическая литература, требующая от читателя активного участия в создании текста. Там, где одни авторы держатся линейной структуры, а другие изобретают нелинейную, Данилевский (вслед за Набоковым, Борхесом, Павичем) оставляет нас с чемоданом деталей и инструментов и вдобавок прикладывает шифровку, позволяющую найти инструкцию по сборке — или то, что автор выдает за инструкцию. Одних читателей эта запутанность отпугивает, зато других вовлекает так сильно, как никакой традиционный нарратив по своей природе не способен.

О чем книга


Собственно, текст романа — смесь фрагментов этой рукописи, описания фильма, не слишком достоверных заметок Труэнта, писем его сумасшедшей матери, фотографий, стихов, интервью (Данилевский втискивает в сюжет Стивена Кинга, Хантера Томпсона, Стэнли Кубрика и собственную сестру), тысяч комментариев, сносок и дополнений. Поименованные и безымянные рассказчики погружаются в историю дома и в собственное безумие, изобретают коды, спорят друг с другом, врут, юлят и все больше запутывают читателя.


Мне говорили, что этот роман просто адски страшный, что я не смогу спать, есть и жить. Что я буду дрожать от страха. В действительности, эта книга скучна до жути и занудна.

Добрый день, дорогой читатель.

Эх, прочитай "Дом листьев", говорили они. Тебя будет трясти и колотить от страха, говорили они.

Данный роман, я начала читать из-за рассказов Дмитрия Быкова об этой книге. Этому писателю я доверяю в выборе литературы, но в последнее время я стала замечать, что он хвалит "заумные" и "пафосные" рукописи, которые вполне себе тяжелы в чтении.

Кстати, предисловие Быкова к роману намного интересней самой книги.

И вот захлопнув последнюю страницу, я могу сказать, это было занудно, скучно, и с большой просто огромной претензией автора на сложность, глубину и многоплановость.

Но расскажу об этой книге чуть подробнее:


Дом листьев. Марк Данилевский
Как всегда, немного полезной информации.
Год выпуска: 2019г

Жанр: подобие мемуаров,
Цена: 300р электронная версия
Издательство: Гонзо,
Где купить: Заказать на сайте Лабиринт, а вообще книгу довольно сложно найти в свободной продаже. Я скачивала эту книгу платно, выложив довольно кругленькую, для скачивания сумму.
Издание:

Аннотация:
Роман ужасов о стремительно расширяющемся доме; история о силе любви; сатира на псевдонаучные спекуляции; фундаментальное исследование о фильме, которого не существует, сделанное слепым стариком; записки из лабиринтов подсознания; сентиментальное блуждание по инфернальным кругам жизни - все это в бесконечном переплетении создает единый сюжет "Дома листьев".


Если вы слушали песню группы "Король и шут", о проклятом старом доме, то вы имеете представление о данном романе. Книга и песня перекликаются настолько, что не знай я, что композиция "КиШ" не нова, подумала бы, что группа вдохновлялась романом.

Книга разделена на две части.

В основной части, простой пропащий парень по имени Джонни, после смерти слепого старика получает в "подарок" его (дедову) рукопись про дом.

Был дед да помер, слепой и жутко злой.

Вторая - это собственно рукопись о доме. Точнее - это рецензия на фильм ужасов про странный дом.

Фильм ужасов называется "Пленки Нэвидсона" и повествует нам про семью фотографа, которые купили странное, невозможное жилище, в котором искривлено пространство и время.

Эти части скачут по роману в произвольном порядке, и иногда я путалась где пишет Дед, а где Джонни.

Для ОМ: я пишу без спойлеров.

Особенности.

Книга представляет собой нагромождение фрагментов. Пояснений, дополнений, интервью и рецензий. выглядит очень причудливо.


Есть пустые страницы, таблицы, схемы, черные страницы и фотографии.


Читать такое вот весело первые двести страниц, потом устаешь.

Кстати,"мучала" я этот роман долго недели две, что для меня рекорд. Большую часть времени я собиралась с духом для чтения, потому что некоторые куски романа представляли собой несвязный поток бреда, а некоторые наоборот вполне связную инструкцию по установлению котла, например.


Что понравилось в произведении.

  • Книга классно оформлена, и наверное в печатном варианте выглядит вообще потрясающе. Читаешь, и иногда ловишь себя на мысли, что это какая-то настоящая рукопись. Что данный фильм существует, старик существует. Парнишка по имени Джонни существует
  • Интересная задумка. Дом и правда пугает. Я также понимаю все эти аллюзии связанные с темнотой дома, слепотой старого писателя и угасающего разума Джонни. Мне отчетливо ясен замысел, и он сам по себе неплох.
  • Иногда действительно жутковато.

Что не понравилось или вызвало недоумение

  • Роман скучный, пафосный с претензией на экспериментальность. Все самые интересные фрагменты - это сцены из разгульной жизни Джонни, который напомнил мне Джесси Пинкмана из сериала "Во все тяжкие", такой же не особо образованный парень, без нормальный работы, денег, но зато постоянно упоротый. А вот части про Нэвидсона скучны просто до скрежета зубовного. Хотя именно они должны быть и жуткими и интересными.
  • В романе имеется целый пласт нечитабельного мусора, это и непонятные вставки и какие-то заметки, графоманские стихи, письма дневники. Рецензии на рецензии, долгие перечисления, таблицы и проч. Никакой атмосферности книги они не добавляют, а вот вопросы вызывают.
  • Книга мне чем-то напоминает роман Чбоски "Воображаемый друг", там также автор "запорол" очень хороший задел. Но здесь и задел не очень. И все попытки автора напугать разбиваются о кучу комментариев, сносок и записей, которые книге не нужны вовсе. Я если честно не знаю, ну неужели автор думал, что сто способов интерпретации мифа о минотавре кого-то развеселит, напугает, или заинтересует.
  • Повествование буксует, и часто стоит на мертвой точке там, где автору кажется, что он не очень много сносок вынес на поля и не накидал сторонних рецензий и размышлений, в итоге в книгу просто вгрызаешься, ее мучаешь, с ней воюешь. И ждешь, когда же будет интересно. А интересно уже и не будет.
  • Есть совершенно бессмысленное и жесточайшее убийство собаки, которое и к сюжету-то не имеет никакого отношения. Просто жесткая сцена ради жестокой сцены.


Атмосфера.

Но у книги есть атмосфера, этого не отнять. Иногда от чтения романа бегут мурашки по коже, часто кажется, что книгу писал кто-то не совсем в своем уме, и от этого и правда делается жутко.

В книге присутствует невероятная атмосфера старого дома, в котром окончательно спятило пространство и время, и если бы автор не нагромоздил в роман нечитабельных кусков, то вышло бы и правда жутковато.

Хотя, Кинг, например, пишет убедительнее и страшнее.

Персонажи.

Джонни Труэнт - простой пропащий парень, которому в наследство достался роман слепого старика. Потеряв работу, парнишка хочет отредактировать роман и привести его в божеский вид, но чертовщина описанная в книге влияет на его психику не самым хорошим образом.

Дзампано - слепой старик, написавший сценарий и разбор несуществующего фильма ужасов.

Нэвидсон - известный фотограф и персонаж ужастика, который переехал в странный дом.

Таким образом, в книге три слоя и три главных героя.
Мысли.

Книга повествует нам о потере разума, потере зрения и наконец, потере себя. И все эти три потери одинаково страшны и ужасны.

В общем и целом.

Все бы ничего, но роман просто неподъемен. Это не легкий сюр с гротеском пополам Любовницы Витгенштейна, не нагромождение образов Паланика и не сновиденческая проза Берроуза.

Это сухие заметки, таблицы и инструкции на полях, читать которые также интересно как телефонный справочник.

Больше всего книга похожа на роман Фаулза "Волхв", такая же скучная, псевдозаумная и затянутая.
Подведу краткие итоги.

Дом листьев. Марк Данилевский.

  • Издание очень оригинальное,
  • Интересна основная задумка,
  • Многослойное произведение.

Минусы:

Вердикт. Три за хорошую идею. Попробуйте почитать, возможно этот роман понравится вам больше, чем мне.

Читайте также: