Гребенкин е в профилактика агрессии и насилия в школе читать

Обновлено: 08.07.2024

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Аннотация

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Проблема буллинга в подростковой среде не теряет своей актуальности уже много лет. С насилием в школе по результатам различных исследований сталкиваются постоянно или эпизодически порядка трети учеников.

Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология.Журнал Высшей школы экономики.2013.Т.10.№ 3.С.149—159.

Глазман О.Л. Психологические особенности участников буллинга // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена.2009.№ 105.С.159—165.

Кривцова С.В. Буллинг в школе VS сплоченность неравнодушных.Организационная культура ОУ для решения проблем дисциплины и противостояния насилию.М.: Норма, 2011.95 с.

Кривцова С.В., Шапкина А.Н., Белевич А.А. Буллинг в школах мира: Австрия, Германия, Россия.Образовательная политика.2016.№ 3 (73).С.97— 119.

Кутузова Д.А. Травля в школе: что это такое и что можно с этим делать // Психология и школа.2006.№ 4.C.54—72.

Лэйн Д. Школьная травля (буллинг).Детская и подростковая психотерапия / Под ред.Дэвида Лейна и Эндрю Миллера.СПб.: Питер, 2001.С.240—274.

Собкин В.С., Смыслова М.М. Буллинг в стенах школы: влияние социокультурного контекста (по материалам кросскультурного исследования) // Социальная психология и общество.2014.Т.5.№ 2.С.71—86.

Olweus D. Aggression in the schools.Bullies and whipping boys.Washington: Hemisphere Publishing Corporation, 1978.

Оlwеus D. Aggressors and their victims: bullying at school.Disruptive behaviours in schools / In H.Gault (ed.).New York: Wiley, 1984.P.57—76.

Olweus D., Catalano R., Jungertas J., Slee P., Smith P.K. The nature of school bullying: a crossnational perspective.London, UK: Routledge, 1999.Р.141— 145.

Roffey S. Addressing bully in schools: organisational factors from policy to practice // Educational and Child Psychology.2000.№ 17 (1).Р.6—19.

ПОДБОРКА КНИГ ДЛЯ РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ

В книге представлена программа работы с агрессивными, гиперактивными, тревожными и аутичными детьми: особенности личности и поведения таких детей, подробная программа тренинга, большой обзор игр.

Учебное пособие посвящено изучению форм и методов профилактики агрессивного поведения детей и подростков. Агрессивное поведение анализируется на основе социальной диагностики, выделяется его структура, формы и виды проявления. Особое внимание отводится анализу саморазрушительного поведения у детей и подростков, причин и факторов риска суицидального поведения.

Широко представлены технологии консультирования и техники коррекции агрессивных проявлений у детей и подростков. Психокоррекция агрессивного поведения детей представлена методами индивидуальной рациональной психотерапии, технологиями групповой работы.
Рассматриваются вопросы семейной терапии, а также психолого-социальной работы в детских учреждениях с детьми и подростками, склонными к агрессии.

Практическое руководство посвящено проблеме агрессивного поведения детей (в возрасте от 5 до 12—14 лет).
В книге приводится анализ характерологических особенностей агрессивных детей и их семей, представлен комплекс направлений коррекционной работы, позволяющий осуществить системный подход к существующей проблеме. Выделены направления коррекционной работы с агрессивными детьми. Каждое направление содержит набор психологических приемов, методов, упражнений и техник.
В работе рассматриваются факторы воспитания и стиля общения взрослых, которые способствуют агрессивному поведению детей. Подробно описаны обучающие приемы конструктивного общения с детьми.

Проблема роста детской агрессивности все более активно обсуждается в семье, школе, обществе. Где истоки детской агрессивности? Каковы педагогические и психологические приемы ее профилактики и коррекции?
В данной монографии использованы новые экспериментальные данные, описаны эпизоды повседневной жизни, анализируются пути преодоления детской агрессивности, возможности мирного завершения конфликтных ситуаций.

6. Игровая терапия: искусство отношений

В книге Г. Л. Лэндрета описывается история развития игровой терапии, теория психического развития ребенка, а также теоретические основы игровой терапии. Его книга — практическое руководство для занятий игровой терапией с детьми и в то же время неторопливый философский трактат о ребенке, его жизни и душе. Книга рассчитана на педагогов, социальных работников, психологов и, конечно же, родителей.

7. Шпаргалка для родителей. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми

Книга поможет воспитателям и учителям научиться понимать `сложных` детей выбирать оптимальные способы взаимодействия с ними. Авторы предлагают конкретные рекомендации по выявлению симптомов гиперактивности агрессивности тревожности, аутизма у детей. В книге содержится подробное описание практических приемов, игр и упражнений, способствующих адаптации таких `проблемных` детей, а также советы родителям.

Для психологов, воспитателей, учителей младших классов, студентов психологических и педагогических факультетов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обращение педагогического коллектива к проблеме агрессии и насилия среди школьников обусловлено тем, что школа является не только образовательным учреждением, но и местом, в котором ребенок нередко получает травматический социальный опыт, что нарушает психическое здоровье учащихся.

Каждый из нас, по-разному вспоминает время, проведенное в школе. Для одних оно связанно с радостными моментами, для других – с разочарованиями, обидами и унижением.

Естественно, большинство родителей желает, чтобы их дети непременно обучались в благополучной школе, в которой работают квалифицированные педагоги, имеется все необходимое для нормального и полноценного развития. Они ждут помощи от педагогов в установлении нарушенных контактов с собственным ребенком, преодолении сложности в общении, профилактики отклонений в интеллектуальном и личностном развитии, помощи в решении сложных вопросов и конфликтных ситуаций.

Учителя, психологи, социальные педагоги и администрация школы работают над тем, каким образом возможно снизить агрессивное поведение школьников и подобрать адекватные организационные и психолого-педагогические меры, позволяющие эффективно решать спорные и конфликтные ситуации. Задача это непростая, вследствие того, что школа является зеркальным отражением общества, а общество буквально пропитано насилием.

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Землянская средняя общеобразоватлеьная школа с углубленным изучением отдельных предметов

Профилактика агрессии и насилия в школе

как фактор сохранения здоровья учащихся

(доклад на педагогическом совете

Выполнила: Сухоруких Л.Г.,

МКОУ Землянской СОШ с УИОП

Обращение педагогического коллектива к проблеме агрессии и насилия среди школьников обусловлено тем, что школа является не только образовательным учреждением, но и местом, в котором ребенок нередко получает травматический социальный опыт, что нарушает психическое здоровье учащихся.

Каждый из нас, по-разному вспоминает время, проведенное в школе. Для одних оно связанно с радостными моментами, для других – с разочарованиями, обидами и унижением.

Естественно, большинство родителей желает, чтобы их дети непременно обучались в благополучной школе, в которой работают квалифицированные педагоги, имеется все необходимое для нормального и полноценного развития. Они ждут помощи от педагогов в установлении нарушенных контактов с собственным ребенком, преодолении сложности в общении, профилактики отклонений в интеллектуальном и личностном развитии, помощи в решении сложных вопросов и конфликтных ситуаций.

Учителя, психологи, социальные педагоги и администрация школы работают над тем, каким образом возможно снизить агрессивное поведение школьников и подобрать адекватные организационные и психолого-педагогические меры, позволяющие эффективно решать спорные и конфликтные ситуации. Задача это непростая, вследствие того, что школа является зеркальным отражением общества, а общество буквально пропитано насилием.

Агрессия и насилие как социокультурные явления

Агрессивное поведение – явление сложное. Среди причин, обуславливающих его, выделяют биологические, психологические и социальные. Причины агрессивного поведения можно условно разделить на две основные категории: психолого-биологические и социологические.

Проявление агрессии может быть весьма разнообразным. Исследователи различают два основных типа агрессивных проявлений:

Первая является заранее спланированным актом, цель которого – нанесения вреда или ущерба объекту. Вторая – средством достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом.

Агрессия различается по ряду признаков

агрессия, направленная во вне;

аутоагрессия, направленная против себя.

инструментальная агрессия – как средство;

враждебная агрессия – как самоцель.

3. Форма выражения:

4. Степень выраженности:

5. Наличие инициативы:

Особенно экстремальная физическая агрессия, направленная против индивидуумов с целью причинения им психического и физического ущерба – НАСИЛИЕ!

Формы насилия

Все агрессивные формы поведения, представляющие собой физическое воздействие на человека, включая ограничение свободы передвижений. И от обидчиков, и от жертв обычно можно услышать, что толкать, например, не так страшно как бить кулаком. В этой связи нужно заметить, что все формы физического насилия являются чрезвычайно опасными, что человека можно толкнуть так, что он упадет и расшибется насмерть

Вербальное и эмоциональное насилие

Этот вид поведения включает угрозы, например, угрозы совершения физического насилия, самоубийства, разрыва отношений. Намерение обидчика заключается в том, чтобы контролировать действия партнера и его /ее друзей. Такое поведение часто приводит к тому, что жертва чувствует себя запуганной, беззащитной, подавленной и с низкой самооценкой. Этот вид поведения может выражаться в унижении, принуждении и изолировании. Он имеет большее воздействие, если ему предшествовало физическое насилие, так как появляется элемент страха перед ухудшением ситуации

Уничтожение личного имущества (вандализм)

Речь идет об уничтожении имущества, которое дорого другому человеку, например, одежды, украшений, машины, альбома с фотографиями и др. Такая форма насилия не наносит жертве непосредственного физического ущерба, но ее целью является установление контроля над жертвой и причинение ей боли и страданий

Эта форма насилия направлена на грудь и половые органы. К ней же относятся оскорбления сексуального характера, принуждение к сексу, связанные с сексом угрозы и использование секса как орудия контроля

Причины агрессивного поведения у детей и подростков

На агрессивное поведение детей влияет комплекс факторов:

Персональные факторы (низкий уровень воспитания, неадекватная заниженная самооценка, высокая импульсивность, злоупотребление алкоголем, наркотиками, компьютерными играми, готовность к риску, ограниченное чувство самосохранения);

Поведенческие факторы (поведение, создающие помехи для окружающих, вандализм, бесцельное времяпровождение, прогулы и слабая успеваемость в школе, ранние сексуальные контакты, приводы в полицию, ранняя судимость);

Социальные факторы (культ насилия в обществе, влияние СМИ, отклоняющееся поведение родителей, низкий социально-экономический статус семьи, зависимость от социальной помощи, семейное и сексуальное насилие, друзья с отклоняющимся поведением).

А) Внутрисемейные конфликты (развод родителей, появление другого воспитателя, второго ребенка в семье, завышенные требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям и возможностям ребенка). Дети из неблагополучных семей имеют больше шансов стать правонарушителями, чем дети, воспитанные в хороших, благополучных семьях. Гиперопека или равнодушие со стороны родителей также могут спровоцировать агрессивное поведение у ребенка.

Б) Личные проблемы (наступление фазы полового созревания и связанные с этим проблемы физиологического и психологического характера). Недовольство собственной внешностью, неадекватное восприятие со стороны взрослых: Я взрослый, а Они обращаются со мной как с ребенком. Развитие критического мышления позволяет подростку ставить под сомнение поступки взрослых, протестовать против их морали. Проблемы с успеваемостью и приклеивание ярлыков (учителя и родители говорят, что ребенок неисправим, плохо воспитан или глуп). Для неуспевающих учеников агрессивное поведение является одним из средств, при помощи которых они компенсируют свою неуспеваемость.

Социальные причины (культ насилия, сформировавшийся в обществе, влияние СМИ, переполненные классы, раздражение и усталость от школы).

Подростковый период, период созревания, пубертат, всегда вызывал и вызывает

интерес у исследователей. Бурное биологическое развитие и стремлением к самостоятельности у подростков вызывают трудности во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Еще вчера послушный и спокойный ребенок, усердно занимающийся в школе и с удовольствием посещающий различные кружки-секции, сегодня – раздражительный и агрессивный бунтарь, практически потерявший интерес к школе и забросивший ранее любимые занятия.

Одной из трудно разрешимых проблем для педагогического коллектива является проблема воспитания у детей миролюбия, гуманного отношения к людям, стремление регулировать конфликтные ситуации или умение их избегать. Разрабатываются разные способы её решения. Безусловно, лучший способ – ПРОФИЛАКТИКА.

Основы социально-педагогической профилактики

Применительно к несовершеннолетним профилактическая деятельность может иметь место в двух случаях: когда негативные явления находятся ещё в зародышевом состоянии; когда ещё не проявляются, но высока вероятность их возникновения.

Задачи педагогической профилактики:

подготовка учителей для работы с трудными детьми; содействие улучшению

психолого-педагогическое просвещение родителей;

устранение психотравмирующей и социально опасной ситуации;

снижение риска злоупотребления токсическими веществами, наркотиками и

развитие и формирование самостоятельности и социальной компетентности;

изменение представлений о самом себе и об отношениях с окружающими.

Профилактическая работа заключается в раннем выявлении неблагополучных, агрессивных несовершеннолетних, проблемных семей, в оказании им своевременной педагогической, психологической, социальной и юридической помощи. Целью социальной профилактики является создание предпосылок и условий для формирования нормального адекватного человека. Поскольку социальные отклонения обусловлены многими причинами и проявляются в различных формах, следовательно, профилактические мероприятия должны быть также разнообразны. В обобщенном виде они могут быть определены как нейтрализующие и предупреждающие определенные ситуации, которые способствуют социальным отклонениям.

В школе внедряются как отдельные элементы профилактики (индивидуальная работа с неблагополучными семьям и школьниками), так и система профилактики, предназначенная для всех участников образовательного процесса (заседания совета профилактики), также в школу привлекаются различные узкие специалисты для работы.

В рамках профилактической работы проводятся беседы, просмотр видеоматериалов и фильмов, демонстрирующих специфические проблемы молодежи (секс, наркотики, насилие), санитарно-просветительская работа.

Я считаю, что детям создаются все условия, способствующие выплеску агрессивной энергии через социально одобряемые виды деятельности (кружки в нашей школе и школе искусств, спортивно-оздоровительный комплекс).

При внедрении профилактических идей и технологий нельзя игнорировать внешкольную деятельность ребенка, его контакты с другими институтами социализации, привлекать дополнительные ресурсы (сотрудников полиции, специалистов из отдела опеки, комиссии по делам несовершеннолетних, учреждений дополнительного образования, медицинских работников, родителей).

Система работы с трудными детьми:

I. Выявление.

1) Личные наблюдения классного руководителя и учителей предметников.

2) Индивидуальная работа с детьми и родителями.

3) Посещение на дому классным руководителем, соц. педагогом.

3) Решение Совета профилактики о постановке на внутришкольный учет.

4) Составление плана работы.

III. Профилактическая работа

1) Индивидуальные беседы.

2) Посещение на дому.

3) Контроль за посещаемостью и успеваемостью в школе.

4) Работа с семьёй.

5) Беседы с участковым, инспекторами ПДН, работниками прокуратуры, здравоохранения, просмотр фильмов.

IV. Порядок рассмотрения правонарушений учащихся

1) Беседа классного руководителя.

2) Беседа директора, социального педагога, зам. директора по воспитательной работе.

3) Совет профилактики.

V. Система работы по выполнению решений КДН и ЗП

1) Выписка из решения КДН и ЗП доводится до сведения ОУ в 5-ти дневный срок.

2) Школа информирует КДН и ЗП в 10-ти дневный срок о выполнении решений.

3) Отслеживание выполнения решений КДН и ЗП инспектором ПДН и соц. педагогом.

4) Школа осуществляет контроль за выполнением решения КДН и ЗП.

5) Совместные рейды по проверке выполнения решения (КДН и ЗП, ПДН, школа).

Читайте также: