Осень патриарха краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Главным героем данного произведения является патриарх определенного государства, название которого не фигурирует в книге. Он уже длительное время является главой государства, срок его нахождения на этой должности настолько велик, что не все из жителей помнят его имя.

Автор рассказывает об истории того, как Саракиас (предполагаемое имя патриарха) стал занимать этот пост. В этом ему помогли английские моряки.

Очень трепетно Саракиас относится к своей матери. Он часто навещает ее и очень любит. Женщина занимается раскраской птиц.

Практически на протяжении всего романа автор рассказывает разнообразные нелепые истории, легенды, случаи из жизни патриарха. Но, нетрудно заметить, что все они достаточно противоречивы и нелогичны. Такое впечатление, что автор умышленно рассказывает все это, чтобы читателя не удивляла некоторая абсурдность.

Главный герой – патриарх предстает перед читателями настоящим деспотом. Об этом свидетельствуют многочисленные ситуации из его жизни, которые автор весьма красочно и интересно описывает. Одним из таких событий являлась инсценировка собственной смерти Саракиасом. Патриарху было любопытно, что на самом деле думают люди о его многозначительной персоне. Как оказалось, многие откровенно ненавидели патриарха, а его смерть стала настоящим освобождением. Узнав о таком положении дел, после своего воскрешения Саракиас жестоко расправился с теми, кто был недоволен его правлением. Показателен и те моменты, когда главный герой развлекается со служанками, школьницами. Он не видит ничего предосудительного в подобных утехах, позволяя себе абсолютно все, на что хватит фантазии.

Чему же учит данный роман? Удивительно, но тема данного произведения – одиночество. Патриарх глубоко одинокий человек в своем сумасшествии. Власть погубила его и превратила в настоящего тирана.

О П мы узнаем из череды историй, рассказов и случаев из его реальной жизни. Некоторые истории вызывают противоречия, поэтому невозможно узнать, что в этих рассказах правда, а что вымысел. С течением произведения, образ П предстает мифичным, вряд ли бывшим на самом деле.

Саракиас (предположительное имя Патриарха) питает трепетные чувства к матери, часто навещает её. Она разукрашивает птиц.

Патриарх суровый диктатор, и истории, которые с ним происходят, удивляют своей нелепостью, а иногда и жестокостью. Так, он инсценирует свою смерть, дабы проверить, кто будет оставаться ему верен. Когда он это выясняет, жестоко наказывает неугодных ему людей, кто не оказал должного почтения к его смерти.

Патриарх, несмотря на свою власть, в душе очень одинокий человек, именно власть и сгубила его душу. Он стал чрезмерно деспотичным, жестоким и неразборчивым в связях человеком.

В повести мы узнаем, что главному герою удалость победить смерь, он находится в двух мирах одновременно – в реальной жизни, и уже потустороннем мире. Не только характер героя сменяется с течением времени, но и его внешность. Он предстает нам и в образе честолюбивого рыцаря, и в образе фантастического чудовища с нереальными лапами, когтями птицы и глазами игуаны. Главный герой предстает причиной всего, что происходит в мире.

Также читают:

Рассказ Осень патриарха (читательский дневник)

Популярные сегодня пересказы

Стояло знойное лето. Вечером, когда становилось прохладно, на берег реки Катуни приходил старик. Он садился на одно и то же место и любовался закатом. Огромное солнце медленно заходило за горы. Старик неподвижно сидел и наблюдал за ним.

Денис и Мишка вошли в школьный зал, где обычно проводились занятия по музыке. Там сидел учитель пения Борис Сергеевич и играл на рояле. Ребята сели на подоконник и стали слушать.

Патриарх — центральный персонаж романа, представляющий собой обобщенный образ латиноамериканского диктатора. Лишенный конкретных черт, максимально обобщенный образ П. оказывается воплощением самой идеи власти, ее магического воздействия на человеческое сознание. Реальные характеристики президента сведены к минимуму: родился он, по-видимому, в первой половине XIX в., его мать, бедную птичницу, зовут Бендисьон Альварадо, имя его — Са-кариас (что не вполне достоверно), президентом его сделали английские моряки, дата смерти точно неизвестна. Рассказ о П. слагается из множества легенд, историй, сплетен, побасенок о различных событиях, якобы или действительно происходивших в его жизни. О П. ничего не известно доподлинно, ибо любые сведения о нем тотчас вызывают в памяти рассказчика противоположные воспоминания, и, таким образом, каждый эпизод из жизни диктатора (рассказ о его двойнике и фиктивной смерти, о безответной любви к звезде карнавала Мануэле Санчес, о законной жене П. Летисии Назарено и ее сыне, разорванных собаками, о матери президента Бендисьон Альварадо, ее смерти и канонизации и др.) приобретает некую амбивалентность, являясь то ли правдой, то ли вымыслом, то ли историческим фактом, то ли легендой. Постепенно фигура П. все больше и больше мифологизируется, теряя конкретные очертания — физиологические, пространственные, временные — и обретая статус вечного и незыблемого.

Патриарх - центральный персонаж романа, представляющий собой обобщенный образ латиноамериканского диктатора. Лишенный конкретных черт, максимально обобщенный образ П. оказывается воплощением самой идеи власти, ее магического воздействия на человеческое сознание. Реальные характеристики президента сведены к минимуму: родился он, по-видимому, в первой половине XIX в., его мать, бедную птичницу, зовут Бендисьон Альварадо, имя его - Са-кариас (что не вполне достоверно), президентом его сделали английские моряки, дата смерти точно неизвестна. Рассказ о П. слагается из множества легенд, историй, сплетен, побасенок о различных событиях, якобы или действительно происходивших в его жизни. О П. ничего не известно доподлинно, ибо любые сведения о нем тотчас вызывают в памяти рассказчика противоположные воспоминания, и, таким образом, каждый эпизод из жизни диктатора (рассказ о его двойнике и фиктивной смерти, о безответной любви к звезде карнавала Мануэле Санчес, о законной жене П. Летисии Назарено и ее сыне, разорванных собаками, о матери президента Бендисьон Альварадо, ее смерти и канонизации и др.) приобретает некую амбивалентность, являясь то ли правдой, то ли вымыслом, то ли историческим фактом, то ли легендой.

Постепенно фигура П. все больше и больше мифологизируется, теряя конкретные очертания - физиологические, пространственные, временные - и обретая статус вечного и незыблемого.

Роман Маркеса рассказывает нам миф о властителе, но миф не как данность, а как живой процесс мифотворчества.

Роман "Осень патриарха" - это повествование о сотворении мифа, о присущей народу способности придавать форму мифа всему, что недоступно рациональному осмыслению и анализу. "Мы", рассказывающее о диктаторе, - это целое, состоящее из различных голосов, взглядов, вариантов интерпретации того или иного события, преувеличений, искажений, фантазий. Именно это "мы" делает фигуру президента такой, какой она предстает со страниц романа, превращая некоего человека в мифического патриарха. В романе Маркеса показан весь механизм процесса сотворения мифа: перед читателем проходит сначала череда разрозненных событий, отрывочных сведений, которые постепенно начинают оформляться в картину мира, в центре которой стоит полубог (в стране официально объявлено, что Бендисьон Альварадо родила сына непорочным зачатием), получеловек.

Как и положено мифологическому герою, он легко преодолевает границу жизни и смерти, которые становятся для него тождественными состояниями, ибо он всегда то ли умер, то ли жив; его причастность двум мирам подчеркнута постоянно меняющимся (в восприятии рассказчика) обликом П., он то кажется утонченным рыцарем, то животным чудовищем, у которого огромные слоновьи ноги и ступни с ястребиными когтями, хребет и немигающие глаза игуаны; он - причина всего, что происходит в мире (например, учебный выстрел из тяжелой гаубицы был воспринят народом как "причина грозного катаклизма, ибо вслед за выстрелом началась ужасная буря").

Читайте также: