Опыты с семенами в доу

Обновлено: 08.07.2024

Вводная часть
Подошла к концу неделя, в течение которой мы с вами много интересного узнали об овощах. Выясняли, какие овощи едят сырыми, а какие нужно готовить перед употреблением в пищу.
Ответы детей
На нашем огороде работали летом, а осенью собрали урожай. Какие овощные культуры мы знаем, и как их собирают? Какие срывают, выкапывают и срубают?
Ответы детей
А сейчас я хотела бы с вами выяснить, когда и как все эти овощи попали на наш с вами огород?

Ответы детей
Правильно. Мы их с вами сами посадили. А откуда мы взяли молодую рассаду, семена? А как они попали в магазин семян?
Ответы детей
Постановка цели эксперимента.
Я предлагаю с вами это сегодня выяснить. Согласны? И так, для начала эксперимента, давайте рассмотрим, какие овощные культуры у нас находятся на столе, их всего 10. Нам придется с вами разделиться на группы, чтобы все смогли побывать в роли экспериментаторов. Может быть, у кого-то из вас уже готов ответ на поставленный вопрос?
Ответы детей
Сейчас я буду по очереди предлагать вам достать из закрытой коробки по овощу и мы начнем экспериментирование.
Основная часть
Для проведения эксперимента дети выходят к столу для экспериментирования, надевают халаты, и высказывают свое предположение. Затем на разделочной доске разрезают овощ, рассматривают его, предлагают рассмотреть всем детям и делают вывод о том, что в овоще есть семена, соответственно, их достают из овоща, высушивают и весной сеют в открытый грунт или в домашних условиях сеют и выращивают рассаду.
Ответы детей, по результатам эксперимента: семена находятся в помидоре, баклажане, кабачке, перце, огурце, брокколи.
Физминутка:
Раз, два, три, четыре, (Ходьба на месте)
Дети овощи учили: (Прыжки на месте)
Лук, редиска, кабачок, (Наклоны вправо-влево)
Хрен, морковка, чесночок (Хлопки в ладоши).
Теперь мы с вами проведем эксперимент с картофелем.
Дети разрезают картофель, семян в нем не находят. Возникает вопрос: из чего же вырастает картофель, как он размножается?
Ответы детей
Предположительно, из личного опыта, дети могут дать правильный ответ, или воспитатель сообщает, что картофель в землю садится одним клубнем, на котором за лето нарастают новые.
Следующим овощем для эксперимента у нас становится лук.
Дети разрезают лук, семян в нем не находят. Возникает вопрос: из чего же вырастает лук, как он размножается?
Ответы детей
Предположительно, из личного опыта дети могут дать правильный ответ, или воспитатель сообщает, что лук в землю сажается семенными луковицами, которые за лето вырастают в большую луковицу.
Теперь мы с вами проведем эксперимент с морковью.
Дети разрезают морковь, семян в ней не находят. Возникает вопрос: как вырастает морковь? Дети предполагают, что морковь сажают в землю так же как и картофель. Делаю опровержение их предположениям.
Рассматриваем картинку с морковью, растущей на грядке. После чего, рассказываю о том, что среди зеленых листьев – ботвы, вырастают невзрачные цветы, из которых и вызревают семена, которые осенью собирают, высушивают и весной сеют в открытый грунт.
Последним овощем у нас осталась капуста.
Помогаю детям разрезать кочан капусты, семян в нем не находят, но находят кочерыжку. Дети предполагают, что именно из этой кочерыжки, которая очень похожа на корень, и вырастает новый кочан. Напоминаю детям, что мы весной сажали капусту небольшими ростками. Возникает вопрос, откуда берутся эти ростки?
Рассматриваем картинку с капустой, растущей на грядке. Рассказываю детям о том, что для того чтобы вырастить капусту, требуется целых два года предварительной работы. Для этого, в конце первого лета, на корне кочана нарастают маленькие кочаны, которые специально выращивают, а затем, как у моркови, на подросших кочанах вырастает ботва с цветочками, из которых после созревания и собирают семена капусты. Из этих семян в домашних условиях выращивают рассаду, которую затем высаживают в отрытый грунт.
Заключительная часть
Подведение итогов экспериментов.
Зарисовка результатов в картах наблюдения.
Надеюсь, вам понравились сегодняшние эксперименты. Что нового, необычного вы сегодня узнали? О чем сможете рассказать другим детям и родителям? Вы очень хорошо потрудились, за что получаете наклейки в блокноты ваших достижений.


Устроим весеннюю семенотерапию — узнаем много нового, наберемся сил у матушки природы и зарядимся позитивной энергией и положительными эмоциями! Вот какие весенние опыты для детей с семенами мы провели:

Для этого простого, но занимательного эксперимента нужно:

  • 2 стакана
  • 1 жестяная крышка
  • сушеный горох

Приготовления для эксперимента, не займут много времени. На один стакан поставьте жестяную крышку.Мы использовали крышку от коробки с леденцами. В другой стакан нужно доверху засыпать горох и залить его водой. Горох нужен самый обычный, который мы используем для приготовления блюд.

Стакан с горохом аккуратно поставить на жестяную крышку. Можно начинать наблюдения. Когда количество воды уменьшится, подлейте немного.


Вот небольшой кусочек нашего эксперимента, терпеливо отснятый сыном:

Стаканы желательно брать стеклянные с тонкими стенками. Мы взяли одноразовые пластиковые. Эксперимент получился, но он был несколько тихим.

Малышам интересен же сам рост семян и то, как растет горка над стаканом. Детям постарше можно объяснить, что это происходит потому, что горошины впитывают воду и набухают. Им нужно все больше места и нижние горошины начинают выталкивать верхние, освобождая себе место для роста. Горошины падают и громко ударяются о жестяную крышку.

После эксперимента несколько подопытных горошин перебрались в землю. Мальчишки ждут-не дождутся всходов и урожая. Неведомая сила маленького зернышка

Очень часто мы удивляемся и восхищаемся, видя как посреди дороги, сквозь толщу асфальта пробивается травинка. Представляете, какая неведомая сила кроется в маленьком семечке. Наш следующий опыт, показал удивительную силу и возможности зернышек фасоли.

Для проведения опыта необходимо:

  • прозрачный стаканчик
  • миска для разведения гипса
  • гипс
  • вода
  • несколько фасолин

Сначала в миску для разведения гипса насыпаем немного гипса и добавляем воду. Размешиваем смесь до образования вязкой кашицы. Теперь в прозрачный стаканчик наливаем на дно немного воды, кладем пару фасолин, заливаем гипсом. Потом еще пару фасолин и снова гипс.


Ставим стаканчик в теплое место. Вскоре гипс затвердеет. Периодически необходимо опрыскивать гипс из пульверизатора и наблюдать.

Такие маленькие, но невероятно сильные фасолины не сидели на месте. Верхние фасолины раскололи гипс уже на следующий день. Нижние фасолинки так сильно выпирали в стенки стаканчика, что деформировали его.


Этот эксперимент наглядно показал сколько силы таится в маленьких семенах. Зерна фасоли впитывали в себя воду и набухали. Увеличиваясь в размерах, они давили на гипс и раскалывали его, пропуская себе дорогу. Вот какие они удивительные и сильные зернышки и семена растений.

Этим экспериментом, я едва ли вас удивлю. Но проводить его и показывать удивительное детям — занятие интересное!

  • несколько половинок яичных скорлупок
  • семена кресс-салата
  • вату
  • воду

Скорлупки необходимо вымыть и и высушить. Можно нарисовать на них забавные рожицы. Заполняем скорлупки ватой с завернутыми в нее семенами. Устанавливаем скорлупки на подставку. Для этого можно воспользоваться картонными роликами, ячейками из-под яиц, или просто тарелочкой.

Теперь поливаем и наблюдаем. Уже через несколько дней (у нас через 4) начнут пробиваться ростки, словно у скорлупок выросли волосы, которые кстати говоря, успешно можно срезать и употреблять в пищу Правда теперь, опытным путем, мы знаем, что проводя такой опыт семян сыпать нужно побольше


И вновь удивительные свойства семян: они могут расти даже без земли. Все, что им нужно — это вода и питательные вещества, хранящиеся в самих семенах, ну, и в яичных скорлупках.

Вот такие необычные опыты для детей можно провести с семенами обычных растений. А вы проводите с детьми такие эксперименты?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средством экспериментов и наблюдений
за семенами растений.

АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ

Опираясь на научные подходы и принципы, лежащие в основе ФГОС дошкольного образования , которые предусматривают построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, где сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования, необходимо формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Смена приоритетов в системе образования выдвигает в число наиболее важных и существенных задач развитие индивидуальности каждого ребёнка, формирование его активной позиции в постижении окружающего мира, приобщение к основам культуры познания. Поэтому необходимо развивать познавательную и исследовательскую деятельность детей.

п.1.4. 7говорит о, том что одним из основных принципов дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

п.3.2.5. 4 говорит об условиях, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, которые предполагают: построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

п.4.6. о целевых ориентирах дошкольного образования относит следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования:

Целевые ориентиры: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет

Профессиональный стандарт педагога

п.4.2. Часть вторая: воспитательная работа Педагог должен. 5. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.

Актуальность и значимость проекта.

Прежде чем давать знания,

надо научить думать,

В старшем дошкольном возрасте, когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения. Одним из практических методов является экспериментирование, наблюдение.

Экспериментирование - практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. Экспериментирование для детей является ведущим способом познания мира. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям ознакомления с миром окружающей их живой и неживой природы. Когда дети проводят опыты, наблюдают они разговаривают, сравнивают, работают в коллективе, делают выводы и речь их обогащается.

Накопленные к 6 годам сведения об окружающем мире являются серьезной базой для дальнейшего развития познавательной области ребёнка. Процесс познания в этом возрасте предполагает упорядочивание информации (весь мир - это система, в которой все взаимосвязано). Понимание взаимосвязанности всего происходящего в нашем мире является одним из основных моментов построения ребёнком целостной картины путём сопоставления, обобщения, рассуждения и выстраивания высказываний, предвидений возможного развития событий. Такие качества являются предпосылками для успешного обучения детей в школе.

Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей. Практическая значимость и новизна, которая заключается в разработке цикла экспериментов, наблюдений, непосредственно- образовательной деятельности по формированию у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности к окружающему миру

Заинтересовавшись проблемой организации познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников , мною была исследована предметно пространственная среда и развитие интереса детей нашей группы .

По результатам беседы и наблюдений за детьми о предпочитаемом виде деятельности, я увидела:

1. дети самостоятельно не используют познавательно-исследовательскую деятельность(в частности экспериментирование)

2.предметно-пространственная среда в группе и на участке недостаточно оснащена

3.родители не обладают педагогической культурой в рамках данного проекта

Цель проекта : создание условий для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средством экспериментов и наблюдений за семенами растений и дальнейшего их проращивания.

Реализовать поставленную цель можно через решение следующих Задач:

1. Развивать познавательную активность детей , через умения дошкольников наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы, применять полученные знания на практике, развивать навыки самостоятельной работы.

2. Развивать умения опытным путем получить представление детей о необходимости света, тепла, влаги, для роста растений.

3. О богатить развивающую предметно-пространственную среду .

4.Воспитывать инициативность, самостоятельность, желание и умение работать сообща, уважать мнение сверстников

5. Повысить педагогическую культуру родителей с помощью консультаций, информационных стендов, совместных творческих работ с детьми.

Методы и приёмы:

- изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;

- наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;

- количественный и качественный анализ полученных результатов (диагностика);

- анкетирование и беседа с родителями.

Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной группы, родители воспитанников.

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь2015 - июль2016 )

Прогнозируемый результат: к концу реализации проекта :

У дошкольников повышается стремление к его познанию, проявляется познавательная активность.

Дети опытным путем находят знания о необходимых условиях для роста растений (на примере овса) , умения ухаживать за растениями.

У родителей повышается компетентность в вопросах развития познавательной деятельности.

I. ЭТАП - подготовительный

1.Изучение теоретической части развития вопроса.

2. Выявление уровня развития познавательных способностей детей 6-7 лет.

3.Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

6.Поиск художественной литературы: поговорки, стихи, сказки, загадки о семенах и растениях.

7. Анкетирование родителей с целью выявления отношения их к поисково- исследовательской активности детей

6.Приобретение необходимого оборудования: контейнеры, земля, удобрения, семена.

7.Собрать и оформить коллекцию семян.

2 ЭТАП –практический

Результаты проведенного мониторинга о предпочитаемом детьми вида деятельности показали следующие результаты :

По результатам опроса было выявлено, что познавательная активность детей снижена.

- приборы – помощники: увеличительные стекла, магниты, весы, микроскоп, песочные часы, компас;

- природный материал : камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил;

- технический материал : гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора;

- разные виды бумаги: обычная, картин, наждачная, копировальная;

- разнообразные коллекции , карточки – схемы проведения опытов, дневники экспериментаторов;

- утилизированный материал : проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы и т.д.;

- прочие материалы : воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла.

В оснащении уголка экспериментирования активное участие принимали дети и их родители.

Работа с родителями

Анкетирование родителей по развитию познавательных способностей детей.

34%родителей ответили, что экспериментирование детей проявляется в игровой деятельности: рисование (смешивание красок), конструирование, в играх с песком, водой, воздухом.

45%анкетированных родителей ответили, что дети часто продолжают начатые эксперименты в детском саду дома.

21%родителей принимают участие в экспериментальной деятельности ребенка.

По итогам анкетирования, можно сделать вывод, что родители уделяют внимание детям в вопросах экспериментирования, но им необходимо обогащение родительского опыта по развитию познавательных способностей детей.

План работы с детьми и родителями по реализации

Ответственные

2. Беседа с детьми о том, что"Для чего растению семена'', "Строение семян".

Расширять кругозор детей.

3Сбор коллекции семян

Развитие психических процессов (внимание, память, интеллект), воспитание в себе аккуратное, бережное отношение к найденным предметам .Активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

4.Рассматривание коллекций семян

развитие социально-коммуникативные навыков.

5.Знакомство со злаковыми культурами (рассматривание семян ржи, пшеницы, овса).

Развитие внимания, памяти, мышления

6.Сбор семян овса , подготовка емкости, земли

Воспитатель, родители, дети

7.Проведение беседы о пользе зелени овса для домашних птиц и животных.

развивать познавательный интерес, мотивировать к проращиванию овса

8.Постановка проблемы, "какие условия необходимы для прорастания семян овса?"

Посадка семян овса в разных условиях

Вызвать у детей познавательный интерес, побудить их к экспериментированию.

Развитие раскрепащенности детей, театрализованных способностей

9. Наблюдения за проращиванием семян в разных условиях

Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих семенах в разных условиях.

Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке. Введение дневника наблюдений

11.Изготовление травянчиков каждым ребенком, для своих животных

Использование полученных знаний о благоприятных условиях для прорастания растений

Воспитывать желание о необходимости выращивания зеленого овса – витаминный корм, который полезен птицам и животным

13.Рассматривание семян через лупу

Какое наше семечко.

Активизировать мыслительную деятельность детей, развивать способность анализировать увиденное, сделать умозаключение том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам.

расширять и уточнять представления о растительном мире, развивать наблюдательность (познавательное развитие).

Выращивание рассады (помидоры, огурцы, баклажаны, перец)

Продолжать формировать навыки посадки. Выяснить влияние размера и качества семени на скорость прорастания.

познакомить со способами проращивания семян показать, что в почве есть воздух. Показать ребенку, что стебель может проводить воду к листьям. Установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растения.

15.Труд в уголке природы

Продолжать формировать у детей правильность построения суждений и умения делать выводы. Введения дневника и схем.

Обогащение активного словаря детей, развитие связной речи, развитие восприятия художественной литературы

Продолжать развивать наблюдательность, умение замечать изменения в росте растений и правильно отражать наблюдения в рисунке. Развитие творческих способностей.

18.Труд в уголке природы Пикировка рассады.

Дать понятие детям о значении пикировки растений. Продолжать формировать трудовые навыки по уходу за растениями.

На протяжении всего проекта

Расширить знания детей о растениях; узнавать их по описанию, сравнивать и различать семена растений; концентрировать внимание, работать в коллективе. развивать экологические знания дошкольника, речевую и творческую активность, интерес к исследовательской деятельности. воспитывать эмоционально – ценностное отношение к природе;

20. Фоторепортаж «Как мы сажаем и

Привлечь к совместному труду всех детей в группе. Развивать творческие спасобности

21Труд в природе

Развивать желание ухаживать совместно со взрослыми за растениями на огороде.

22Труд в природе

Приобщать детей к посильной деятельности высадки рассады в огород. Продолжать знакомство с условиями необходимыми для жизни и роста растений в открытом грунте Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений. (полив, взрыхление, прополка сорняков)

23. Разучивание потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом, овощами и фруктами.

На протяжении всего проекта

Познакомить с фольклорными произведениями, связанными с огородом, овощами и фруктами,развивать восприятие музыки,худ.литературы,фольклора

воспитатель, музыкальный руководитель

использовать во время лепки ранее приобретённые навыки.

Подвести итог проделанной работы.

3 ЭТАП - заключительный

На основе проведенных бесед с детьми и наблюдений на середину исследования, можно сделать вывод, что уровень познавательно- исследовательской деятельности повысился.

Дети с родителями собрали коллекцию семян.

Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - тепло, растения - вода, растения – свет. Выяснили пользу зелени овса для домашних животных.

Результаты экспериментов фиксировали в рисунках.

Самостоятельно выращивали травянчика из семян овса для домашних животных.

В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой о семенах : поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации . проводились дидактические игры и игры-драматизации,игры-этюды.

Проводились рассматривание и сравнение семян (овса, укропа, огурцов, гороха, помидоров), посадка семян для рассады.

Вывод : В результате углубленной работы по данной теме, у детей удалось повысить умение самостоятельно выстраивать логическую цепочку знаний с целью выявления причинно - следственных связей, дети стали активнее задавать познавательные вопросы. Увеличился опыт творческой познавательной деятельности с помощью экспериментирования, осознания роста своих достяжений, чувства собственного достоинвтва, умение работать в коллективе . Уровень педагогической компетенции родителей по познавательному развитию повысился, родители активно участвуют в выполнении домашних заданий по экспериментированию, оформлении творческих отчетов. Родители охотнее обращаются за помощью к воспитателям, делятся своими впечатлениями .

Цель проекта: создать условия для реализации детьми собственных исследовательских проектов по выращиванию ростков в скорлупе.

Задачи проекта для воспитанников:

Образовательные:

  • закреплять умение получать информацию о новом объекте в процессе его исследования: наблюдать за объектами живой природы, выделять и описывать основные признаки, сравнивать свойства различных объектов живой природы;
  • учить выдвигать гипотезы, задавать вопросы;
  • опытным путем выявить условия необходимые для выращивания семян;
  • продолжать закреплять умение фиксировать этапы работы над проектом в дневник юного исследователя,
  • учить презентовать свой проект.

Развивающие:

  • развивать познавательную активность детей в процессе исследовательской деятельности;
  • развивать связную речь, умение рассуждать;
  • стимулировать самостоятельное формулирование выводов;

Воспитательные:

  • воспитывать доброжелательные взаимоотношения в ходе совместной работы.

Задачи проекта для педагога:

  • создание условий для формирования умения самостоятельно анализировать и решать проблемные вопросы при помощи исследовательских методов;
  • привлечение родителей к проектной деятельности.

Особенности проекта:

По доминирующей деятельности: исследовательский, практико-ориентированный.

По количеству детей: групповой.

По контингенту участников: старший дошкольный возраст

По продолжительности: краткосрочный: в течение месяца

Объект исследования: семена овса, петрушки, укропа, фасоль.

Предмет исследования: условия роста растений.

Участники проекта: родители, воспитатель, дошкольники.

  • дошкольники расширят представления о жизненном цикле растений, исследуют опытным путем условия необходимые для роста семян;
  • научатся презентовать свой проект;
  • научатся понимать причинно-следственные связи в природе растительного мира.

Оборудование: яичная скорлупа, вата или опилки, семена, вода, пустые лотки из-под яиц, инструменты и оборудование для опытов.

План работы воспитателя по подготовке проекта:

1.Сбор информации (интернет ресурсы).

2. Постановка цели проекта.

3. Продумывание алгоритма проекта. (воспитатель обсуждает план с родителями на родительском собрании).

5. Подбор интересных опытов с растениями, почвой, водой.

6. Организация переносной лаборатории по изучению почвы и наблюдению за растениями.

Этапы проекта

1. Подготовительный, теоретический.

2. Практический, исследовательский.

Дети совместно с родителями:

  • подготовка яичной скорлупы для посадки семян;
  • посадка семян и наблюдение за ростом ростков в первые 3-4 дня, наблюдения фиксируются детьми ежедневно в дневнике юного исследователя в свободной форме.

Дети совместно с воспитателем:

  • наблюдение за ростом ростков с третьего-четвертого дня посадки семян;
  • создание из яичной скорлупы персонажа: рисование рожиц, приклеивание пластиковых глаз;
  • проведение опытов, с целью выяснения наиболее оптимальных условий роста ростков.

3. Презентация детьми своего проекта:

  • подготовка презентации проекта совместно с родителями;
  • выступление.

Содержание проекта

- Чтение художественной литературы, рассматривание журналов, энциклопедий о жизни растений

- Исследование проросшего овса.

Цель: исследовать проросший овес, почву с помощью лупы, микроскопа. Понаблюдать за самим растением в течении дня.

Описание: воспитатель приносит в группу проросший овес в небольшом пластиковом контейнере. Пластиковый контейнер должен быть прозрачным, для того, чтобы дети смогли разглядеть проросшие семена растения. Воспитатель предлагает провести некоторые опыты с почвой, водой.

- Экскурсия в экологическую комнату с целью знакомства с различными семенами.

- Мотивация к созданию проекта: воспитатель предлагает детям вырастить собственное растение из данных семян, заранее обговаривает с детьми, что этапы роста необходимо фиксировать каждый день в дневнике юного исследователя.

-Игры на развитие мышления

Дети совместно с родителями подготавливаю скорлупу и высаживают в нее семена на выбор: овес, петрушка, укроп или фасоль. Поливают, наблюдают за ростом семян, результат наблюдения каждый день схематично зарисовывают в дневник юного исследователя.

- Наблюдение за ростом ростков в группе детского сада, этапы роста фиксируются в дневник юного исследователя;

- Игры на развитие мышления:

Первый- пятый день

-Продолжается наблюдение за ростом семян.
Проведение опытов:

Первый – третий день

  1. подготовительный этап: дети совместно с родителями подготавливают небольшой рассказ о получившемся персонаже.
  2. Выступления детей (дети разбиваются на три подгруппы)

Опыты проекта

Цель: познакомить с разнообразием семян; формировать умение отличать семена по внешним признакам.

Материалы и оборудование: лупа, семена укропа, петрушки, овса, тыквы, подсолнуха и др., фасоль.

Процесс: дети обследуют семена: сравнивают по форме, размеру, цвету.

Вывод: все семена отличаются по внешнему виду.

Цель: исследовательским путем выявить свойства почвы.

Материалы и оборудование: поднос, земля, лупа, микроскоп, пробирки, ложечки, весы

Процесс: Сначала дети собирают образцы почвы в пробирку в разных источниках, затем приносят их в группу для исследования. При помощи лупы определяем цвет, запах, сыпучесть или видим комочки; определяем какая почва на ощупь, взвешиваем на весах. При помощи микроскопа выявляем состав песка. Делаем выводы.

Материалы и оборудование: 2 стакана.

Детям дается два стаканчика - один с водой, другой - пустой, и предлагается аккуратно перелить воду из одного в другой. Почему вода льется?

Так как вода имеет свойство текучести, ее называют жидкостью.

Цель: опытным путем доказать необходимость воды для роста растения.

Материалы и оборудование: росток в скорлупе, вода.

Процесс: берем росток в скорлупе, в котором ростки достигли хотя бы 5 см. и перестаем поливать. Смотрим, что происходит с растением.

Итоги: Растение, которое обходилось без воды, завяло.

Цель: опытным путем доказать необходимость света для роста растения.

Материалы и оборудование: ростки в скорлупе.

Процесс: Помещаем один росток в скорлупе в темное место на неделю. Через неделю сравниваем его внешний вид с внешним видом растений на подоконнике.

Итоги: растение, находящееся в темном месте, увяло, а растения на подоконнике продолжают расти.

Цель: опытным путем доказать необходимость света для роста растения.

Оборудование и материалы: росток в скорлупе

Процесс: ставим росток в скорлупе на окно на три – четыре дня, затем разворачиваем лоток на 180 градусов, вечером наблюдаем за ростком.

Итоги: Листья растения повернулись к источнику света.

Цель: Узнать, дышит ли растение через листья.

Материалы и оборудование: росток в скорлупе, вазелин.

Процесс: намазываем толстый слой вазелина на поверхность нескольких листьев и ежедневно наблюдаем за растением.

Итоги: листья, на которых был вазелин, завяли.

Цель: опытным путем определить влияние холода на процесс роста растения.

Материалы и оборудование: росток в скорлупе, холодильник.

Процесс: берем один росток в скорлупе, в котором ростки достигли хотя бы 5 см. и помещаем в холодильник на несколько дней. Наблюдаем за растением.

Итоги: Растение в холодильнике значительно замедлит рост.

Игры проекта

Описание: воспитатель прячет предмет, можно просто держать его в руках за спиной, и просит задавать ему различные вопросы. Постепенно дети выясняют, что в руках у воспитателя.

Цель: называть как можно больше возможных признаков выращенных ростков. Команды соревнуются друг с другом, кто назовет больше признаков растения.

Цель: развивать фантазию, умение находить причинно-следственные связи.

  1. Росток перестал расти, почему?
  2. Стало темно
  3. Листья у растения пожелтели

Цель: создание условий для формирования умения самостоятельно анализировать и решать проблемные вопросы при помощи исследовательских методов.

Задачи:

Образовательные: закрепить некоторые знаний о растениях.

Развивающие: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; активизировать речь детей.

Воспитательные: воспитывать умение добиваться результатов, аккуратность.

Тема опытов:

Воспитатель: А вы знаете каким образом питаются растения?

Материалы и оборудование: 4 стакана с водой, пищевые красители, листья капусты.

Опыт: За день до занятия воспитатель подготавливает необходимое количество стаканов, заполняет их водой, подкрашенной пищевыми красителями. В каждый стакан сажается по листу цветной капусты. На утро наблюдаем - листья окрасились в разные цвета.

Цель: опытным путем определить, что растение выделяет кислород.

Материалы и оборудование: Большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, росток в скорлупе, лучинка, спички.

(За сутки совместно с детьми воспитатель помещает несколько ростков в скорлупе под банку, но сначала проверяет при помощи спичек, есть ли в банке кислород)

Воспитатель: Мы уже с вами знаем из опыта выращивания ростка в скорлупе, что растениям для жизни необходим воздух, как и всем живым существам на планете. Но откуда же берется воздух? (растения выделяют кислород) Попробуем это доказать.

Воспитатель: накопился ли в банке кислород можно узнать при помощи спички, так как кислород горит. Воспитатель помещает горящую лучину в банку и наблюдает вместе с детьми яркую вспышку пламени.

Вывод: Растения выделяют кислород.

Цель: систематизировать знания о циклах развития ростков в скорлупе.

Материалы: ростки в скорлупе.

Воспитатель делит детей по 4 человека с одинаковыми растениями. Дети сравнивают свои зарисовки этапов роста растений и составляют общую схему для всех растений с использованием символов, отражая основные этапы развития растения.

Итоги: Семена – семена с корнем –маленький росток – взрослое растение.

Затем воспитатель предлагает командную игру.

Задача детей — называть как можно больше возможных признаков выращенных ростков. Команды соревнуются друг с другом, кто назовет больше признаков растения.

  1. Росток перестал расти, почему?
  2. Стало темно.
  3. Листья у растения пожелтели.

Воспитатель: представьте себя цветами, деревьями или каким-нибудь другим растением, расскажите, что вам нравится, что вы не любите т.д.


Воспитатель: Молодцы ребята, вы сегодня хорошо справились со всеми задачками, которые подготовил нам профессор Светлячок. Теперь, ребята, записываем опыты в дневник исследователя

Читайте также: