Опыты с деревом в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Создавая благоприятные условия для полноценного развития детей в детском саду, воспитатели оборудовали группы для детского экспериментирования. В течение года дети учатся узнавать предметы из разных материалов, знакомятся со свойствами и качеством материала практическим путем, фиксируют результат в дневниках наблюдений и аргументируют свои суждения.

Тема: “Дерево и его свойства”. (средняя группа)

Цель: Расширить представления о дереве, его качествах и свойствах.

  • Обучающая: Познакомить детей со свойствами дерева. Овладеть средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта.
  • Развивающая: Развивать умение определять существенные признаки и свойства материала (структуру поверхности, твердость, прочность, не тонет, легкое)
  • Воспитывающая: Стимулировать желание для самостоятельного эстетического преобразования предметов.

Материалы: образцы дерева, лупы, дневники наблюдений, металлические и деревянные предметы, спички, емкости с водой, тонированная бумага, гуашь, опилки, молоточки, пила.

Предшествующая работа: рассмотрение игрушек, изготовление из дерева, чтение сказки “Пузырь, Соломинка и Лапоть”.

  1. сюрпризный момент – получение посылки разминка 2 мин
  2. для чего нужно дерево 2 мин
  3. свойства дерева, фиксирование результата 3 мин
  4. физкультминутка 2 мин
  5. свойства дерева, опыты 4 мин
  6. закрепление свойств дерева на сенсорной решетке 2 мин
  7. гимнастика для глаз 1 мин
  8. волшебные картины 3 мин
  9. итог занятия 1 мин

1. В. Предлагает детям открыть посылку, в ней глиняные поломанные игрушки, порван резиновый шарик, кораблик из дерева.

2. В. Спрашивает детей, почему одни игрушки оказались целыми, а другие сломаны?

3. Ответ детей: резина не прочная, глиняная игрушка хрупкая.

Развитие внимания. “Найди предметы из дерева” дети в окружающей обстановке находят предметы из дерева.

Опыт. Как узнать, сколько лет дереву?

В. Ребята вам сколько лет?

В. А как вы узнали?

О.Д. Мама сказала

В. А как узнать, сколько лет дереву?

О.Д. рассматривание спила дерева отмечают, что шероховатое, используя лупу, зарисовка колец – фиксирование результатов.

4. Работа на офтальмотренажере, и угловых тренажерах.

5. а) В. с Д. отмечает, что дерево твёрдое, но его можно: рубить, пилить, строгать.

В. распиливает брусок.

б) В. из чего сделаны спички?

В. почему их нельзя брать детям?

О.Д. можно обжечься, может быть пожар и т.д.

В. показывает, как быстро сгорает дерево

В. (полоролевая направленность) предлагает смастерить кораблики из дерева, взять гвозди (мальчикам), девочкам собрать матрешки.

Опыт. (Пускание корабликов по воде, и опустить гвоздик)

В. Почему гвозди тонут, а забитые в дерево нет?

О.Д. дерево легкое, а гвоздь тяжелый из металла тонет.

6. В. предлагает детям снять картинку и рассказать свойства дерева.

7. Гимнастика для глаз.

8. В. предлагает детям нарисовать волшебные картины (используется запись музыки) (дети рисуют гуашью и посыпают опилками)

В. Что больше всего понравилось?

В. что узнали нового?

Тема: “Магнит и его свойства”.

Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.

  • Познакомить детей с понятием “магнит”.
  • Сформировать представление о свойствах магнита.
  • Актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.
  • Развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы.
  • Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Материал: рукавица с магнитом внутри, металлическая и пластмассовая ложки, резиновый шарик, бумага, демонстрационный магнит, металлическая стружка, пластмассовые пуговицы, булавки, крючки, шкатулки, удочки, таз с водой, пластмассовыми рыбками и металлическими предметами.

На каждого ребенка: металл, пластмасса, резина, дерево, бумага, магниты, карандаш, таблицы для отметок.

Ход занятия

1. На столе у воспитателя коробка с “волшебной” рукавицей, деревянная лопатка, металлическая ложка, пластмассовая ложка, резиновый шарик, бумага.

- Ребята! Я купила в магазине рукавицу, да не простую, а волшебную. А в чем волшебство заключается, не знаю! А еще с рукавицей в коробке лежали разные предметы.

- Что это? (предметы)

- А как же нам убедиться в том, что рукавица волшебная? (выслушать предположения детей)

ОПЫТ: Надеть рукавицу, по очереди брать предметы.

- Что происходит с предметами?

ВЫВОД: Металлические предметы при разжимании не падают. Другие предметы падают. Рукавица перестает быть волшебной.

- Почему? (в рукавице есть что-то, что не дает падать металлическим предметам)

Предложить детям рассмотреть.

2. – Я предлагаю вам сегодня побыть маленькими исследователями.

- А как вы думаете, с чего начинает расследование ученый? (с опытов, экспериментов) И мы сегодня будем экспериментировать и изучать свойства магнита. Рассмотрите предметы и определите, из каких материалов они сделаны.

- Что произойдет с этими предметами, если поднести к ним магнит? (выслушать предположения детей)

ОПЫТ: По очереди подносить магнит к предметам.

ВЫВОД: Магнит притягивает железные предметы. Это происходит потому, что магнит – это куски стали или железа, обладающие способностью притягивать предметы из железа.

Предложить детям сделать отметки в таблицах.

- Ребята, я предлагаю вам сходить на рыбалку, а с чем ходят на рыбалку? (с удочками) А удочки у нас не простые, вместо крючков магниты.

- А вот и наш водоем, но что мы видим? (рыбки, гвозди, гайки…)

Предложить детям выловить не рыб, а мусор. По очереди дети очищают водоем от мусора.

- Вот так с помощью магнита можно сделать доброе дело!

4.- Какое свойство магнита вы сегодня узнали? (магнит притягивает металл)

- А еще магнит умеет “рисовать”!

- Как вы думаете, как?

ОПЫТ: Насыплем на бумагу железные опилки и положим на магнит.

ВЫВОД: Железные опилки повторили форму магнита. Магнит действует сквозь бумагу.

5. –Предлагаю вам решить такую задачку. У вас на столах стоят банки с водой, на дне скрепка.

- Как достать скрепку, не замочив рук?

ОПЫТ: Поднести магнит к банке.

ВЫВОД: Магнитная сила действует сквозь воду и стекло. Поэтому мы легко достали скрепку, не замочив рук.

- Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магнит используют при строительстве подводных сооружений.

- Ребята, я очень люблю шить, но у меня проблема, все мои швейные принадлежности: пуговицы, булавки, крючки – все перемешалось в шкатулке.

- Как можно быстро все разобрать, отделить металлические предметы от пластмассовых? (с помощью магнитов)

Провести игру-соревнование, предложить девочкам собрать пуговицы, а мальчикам булавки. Подвести итоги игры.

- Как еще использует человек магнит в своей жизни? (компас, магнитофон, магнитная доска…)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Программное содержание : познакомить детей с некоторыми свойствами дерева. Закреплять знания детей о деревьях, выявить знания о свойствах дерева, активизировать умение обследовать дерево посредством различных анализаторов. Развивать связную речь, мышление, внимание, обогащать словарный запас детей. Воспитывать бережное отношение к деревьям.

Демонстрационный материал : мнемокарточки с зарисованными опытами

- дети, послушайте песню

- скажите, вы все на свете знаете?

- а хочется узнать что-то интересное?

- отгадайте загадку и узнаете о чем пойдет речь

Зимой согревает. (дерево)

- какие деревья вы знаете?

- что есть у всех деревьев?

- что нужно дереву, чтобы оно росло?

Молодцы! Я вижу, что вы многое знаете о деревьях

Деревья нужно беречь, из них можно сделать много полезных предметов, которые так необходимы для жизни человека. А какие предметы можно сделать из дерева, вы узнаете из игры

Если ты захочешь спать, в спальне ждет тебя … (кровать)

Как приятно нашей Ане поваляться на … (диване)

Чтобы ноги отдохнули, посиди-ка ты на … (стуле)

Не страшны морозы, если ты сидишь в уютном … (кресле)

С пирогами чай попьем за обеденным … (столом)

Свитер, кофту, теплый шарф аккуратно сложим в … (шкаф).

А хотелось бы вам узнать о дереве ещё больше? Тогда я предлагаю пройти в специальную лабораторию, но сначала я вам расскажу о правилах поведения в ней.

1. Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая друг другу.

2. Нельзя ничего брать без разрешения старшего.

3. Каждую вещь клади на место.

4. Не разбрызгивай воду, все делай аккуратно.

Вы всё запомнили? Тогда предлагаю вам провести опыты с деревом? Каждый опыт зарисованный на карточку будем помещать на мнемодорожку, чтобы не забыть, какими полезными свойствами дерево обладает.
Опыт№1.
- Как вы думаете, дерево тонет в воде? Давайте проверим: опустим деревянную пластинку в емкость с водой. Почему не утонула деревянная пластинка?
Вывод: Дерево легкое, поэтому и в воде не тонет.
Опыт №2

- Ребята, а дерево теплое или холодное? Как узнать? Перед вами на столах лежат 2 ложки. Приложите деревянную ложку к одной щеке, а металлическую - к другой. Что вы почувствовали, от какой ложки холодней?
Вывод: Дерево удерживает тепло и не пропускает холод, поэтому из него строят теплые деревянные дома.
Опыт №3
- Возьмите в руки металлическую палочку и попробуйте ее сломать. (Не ломается) Значит, она какая? (Прочная).
- Теперь тоже самое проделайте с деревянной палочкой. Что можно сказать? (Палочка хрупкая, значит, дерево можно сломать.)
Вывод: деревья и деревянные предметы могут сломаться, обращаться с ними нужно аккуратно, не ломать.
- Ребята, а хотите побыть в роли деревьев? Выходите, у нас будет лес!
Физкультминутка.

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед –

Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. (Дети садятся на стульчики)

Опыт №4
- Нам предстоит провести еще один опыт. Возьмем точилку и попробуем поточить деревянный карандаш. (Точат карандаш.) Как вы думаете, если вам легко удалось поточить карандаш, какой можно сделать из этого вывод?

(Люди узнают свойства дерева для того, чтобы знать, как его обрабатывать и что из него делать.)

- Ребята, перед вами веселые и грустные смайлики. Определите настроение дерева и покажите соответствующий смайлик.

1. Если у дерева сломали ветку? Как будет чувствовать себя дерево хорошо или плохо?
2. Идет дождь. Дереву будет весело или грустно? (Весело, потому что дереву для жизни нужна вода).
3. Дует сильный ветер-ураган. Какие чувства будет испытывать дерево? (Дереву будет плохо. Могут сломаться ветки и само дерево может погибнуть).
4. Птицы прилетели на дерево. Понравится это дереву, почему? (Да, понравится потому что птицы его друзья, они вьют гнезда на его веточках
5. Если рядом с деревом разводят костер? Понравится это дереву? (Нет, не понравится- огнем может обжечь листочки или загореться все дерево)

- Ребята, оказывается у дерева, как и у человека может меняться настроение, значит деревья живые и их нужно беречь и охранять!

- А у меня есть волшебная деревянная палочка. Передавайте ее друг другу и назовите, что понравилось вам на занятии.

• воспитывать радость, удовлетворение от хорошо выполненной работы .

Воспитатель: Ой, что это? Написано д с № 23, детям старшей группы. Ребята, вы из старшей группы? Значит эта посылка вам. Давайте откроем посылку и посмотрим что там? А здесь письмо, прочитаем его?

Ребята, сколько тут всего. А где же подсказка? Вот она. А подсказка - Это загадка. Ну что, поможем Буратино выполнить задание? Слушайте внимательно загадку.

Его весной и летом.

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки.

Упали все рубашки.

Воспитатель: Вот и отгадка, так чём должна идти речь?

Воспитатель : А если предмет сделан из дерева, то какой он? (Деревянный). Значит надо говорить о дереве и предметах сделанных из дерева. Отберите деревянные предметы.

Дети отбирают деревянные предметы . Спросить, что они выбрали, почему и для чего нужен этот предмет.

Дидактическая игра на развитие внимания "Найди предметы из дерева" .

(Дети в окружающей обстановке находят предметы из дерева и называют их.)

Воспитатель: А какие ещё предметы делают из дерева?

Вы очень внимательны и поэтому назвали все предметы из дерева. Вот сколько нужных и полезных предметов можно сделать из дерева.

Воспитатель : Ребята, а какую ещё пользу приносят деревья?

Дети: Они помогают очистить воздух, пополняют землю кислородом, украшают природу, сохраняют тень в жаркий день.

Воспитатель: А сейчас я хочу пригласить вас в лабораторию. (А что означает это слово) В лаборатории проводят опыты и эксперименты. Хотите экспериментировать? (идём к столам).

Воспитатель: Опыт - это наблюдение за предметом в разных условиях, чтобы изучить его. Мы с вами проведём опыты с деревом.

Давайте с вами проведём эксперимент и посмотрим – утонет оно или нет? Мы возьмём 2 брусочка большой и маленький и опустим в воду.

Дети берут деревянные предметы, наливают в тазики воду и проводят эксперимент.

Воспитатель : Что вы наблюдаете? Что можно сказать о деревянных брусочках, которые находятся в воде? Они тонут или нет?

(Проделав опыт, дети делают вывод: дерево в воде не тонет)

Воспитатель: Ребята, о каком же свойстве дерева мы узнали?

Дети: Дерево не тонет в воде.

Воспитатель: да ребята дерево в воде не тонет, поэтому люди делают из дерева лодки, корабли и средства передвижения по воде.

Воспитатель : А сейчас следующий опыт. Посмотрите у меня 2 стакана (какие) деревянный и стеклянный. Сейчас я положу в них шарики. Скажите в стеклянное у стакане виден шарик?

Воспитател ь: А в деревянном стакане?

Воспитатель: Значит, дерево какое ? Непрозрачное. Это ещё одно свойство дерева .

Воспитатель : Ребята, вы наверно устали? Давайте отдохнём.

Во дворе стоит сосна.

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она. (поднимаемся на носочки)

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней, (руки вверх)

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)

Ветки гнутся взад-вперёд,

Ветер их качает, гнёт. (руками махи над головой)

Будем вместе приседать —

Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)

Мы размялись от души,

И на место поспешим. (Дети идут на места.)

Воспитатель: опыт. У вас на столах деревянные брусочки и металлические трубки приложите брусок к одной щеке, а пластину к другой. Что вы почувствовали, где холоднее?

Воспитатель: Значит дерево удерживает тепло и поэтому из него строят дома. чтобы в них было тепло, а из железа можно строить дом?

Воспитатель : А сейчас я попробую забить гвоздь в деревянный брусок и металлическую пластину и посмотрим что у нас получится. Забиваю гвоздь в брусок. Гвоздь легко вошёл в деревянный брусок?

Воспитатель : А сейчас вы попробуете заточить карандаш, получается? Появилась стружка. А из чего у нас сделаны точилки? Из металла. И гвоздь я забивала металлический. 3начит, какой мы делаем вывод: Что мягче дерево или металл? Значит, что можно сказать о дереве, оно мягче металла. А если дерево мягче, то оно легко поддаётся обработке, что мы с вами и видели. Из него можно вытачивать, выпиливать, вырезать различные предметы.

Воспитатель: Какие же свойства дерева мы узнали, проделав эксперименты?

  • Дерево не тонет в воде.
  • Не прозрачное,
  • удерживает тепло.
  • Оно легко поддаётся обработке.

Воспитатель : А теперь скажите, зачем людям знать свойства материала?

Дети: Люди узнают свойства материалов для того, чтобы знать, чем и как их обрабатывать и что из них делать.

Воспитатель : Да, ребята, людям необходимо знать свойства дерева, чтобы сделать вот такие красивые предметы (показ) . А чтобы они долго служили людям, надо бережно относится к ним. Я думаю, что вы все будете бережно относится ко всему, что нас окружает.

Мне было приятно с вами пообщаться. До свидания

Д/С № 23, детям старшей группы

Мне очень нужна Ваша помощь, чтобы разобраться со своим домашним заданием! Пожалуйста помогите мне его выполнить!

Цель: повышать интерес у детей к опытно-экспериментальной деятельности.

Образовательная: Познакомить детей со свойствами дерева. Закрепить с детьми правила безопасного поведения с огнем.

Развивающая: Развивать умение определять существенные признаки и свойства материала. Развивать мышление, внимание, обогащать словарный запас детей.

Воспитывающая: Воспитывать у детей познавательный интерес к предметному миру, использовать опыт для нахождения истины.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята, я узнала сегодня, что к нам в детский сад спешит гость, а кто это, попробуйте отгадать загадку.

Воспитатель:

Про все на свете знает он,

Советы всем дает,

Детей он очень любит

И каждый день их ждет.

Живет в лаборатории

Мудрый, старый дед.

Кто же это, дети?

Прошу вас дать ответ.

Дед Знай: Здравствуйте ребята. Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. Хотите быть исследователями?

Дети: Да.

А вот, что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем.

Дети: Лес.

Дед Знай: правильно. Лес – наш друг, где растут различные виды деревьев. Сначала дерево спиливают, затем очищают от сучьев, брёвна везут на фабрику, где их распиливают на доски, а затем изготавливают деревянные предметы.

Ребята, а какие предметы делают из дерева?

Дети: мебель, стулья, игрушки.

Дети: Да.

Дети называют правильные ответы и показывают соответствующую картинку.

Ход игры:

Если ты захочешь спать,

В спальне ждет тебя …

Как приятно нашей Ане

Чтобы ноги отдохнули,

Не страшны морозы, если

Ты сидишь в уютном …

С пирогами чай попьем

Свитер, кофту, теплый шарф

Аккуратно сложим в …

Дед Знай: Молодцы, вы очень внимательны и поэтому назвали правильно все предметы. Вот сколько нужных и полезных предметов можно сделать из дерева. А теперь давайте нашим глазкам дадим немного отдохнуть.

Глазки видят все вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть все дано –

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг, Погляжу на мир вокруг.

(Дети выполняют движения глазами в соответствии с текстом)

Сейчас я предлагаю поговорить о свойствах дерева и заняться исследованиями.

Опыт 1. Дерево легкое, не тонет.

  • Итак, первое свойство, которое мы исследуем, требует от нас проведения серьезного эксперимента. На столе емкости с водой и предметы на подносе. Возьмите металлический предмет и опустите его в воду. Что с ним стало и почему?

Дети:он утонул.

  • А теперь возьмите бумагу и опустите ее в воду. Что с бумагой и почему?

Дети:Она намокла и тоже утонула.

  • А теперь возьмите ткань и опустите ее в воду. Что с тканью и почему? Дети:Она намокла и тоже утонула.
  • А сейчас возьмите деревянный кубик и опустите его в воду. Что стало с кубиком и почему?

Дети: Кубик плавает, потому что он деревянный. Если дерево в воде не тонет, что стали строить люди из него?

Дети:Стали строить лодки и корабли.

Итак, первое свойство дерева мы выяснили. Кто его может назвать?

Дети:Оно легкое и не тонет.

Опыт 2. Дерево горит, дает тепло и свет.

  • Второй эксперимент мы не сможем провести, так как он очень опасный. Этот эксперимент я покажу по картинке. Если поджечь дерево, то оно начинает гореть. Огонь бывает большой и маленький, опасный и полезный. Посмотрите на иллюстрации и расскажите, может ли огонь быть другом человеку?

Дети: Да, может.

Дед Знай: А как он помогает?

Дети: Огонь нужен, чтобы греться, готовить пищу, жечь мусор, чтобы было светло.

Дед Знай: Что заметили люди, когда горит дерево, древесина?

Дети: Что становится светло и тепло. Можно разжечь костер в лесу. На костре можно приготовить пищу.

Дед Знай: А как вы думаете, когда огонь становится врагом человеку? Может он быть опасным?

Дети: Да.

Дед Знай: А когда? От чего может произойти пожар?

Дети: Когда люди неосторожно обращаются с огнем или когда дети берут в руки спички.

Дети:нельзя детям брать спички, поджигать траву, бумагу, оставлять мусор в лесу. Может произойти пожар. Брать спички и разводить огонь могут только взрослые.

Дед Знай: Какие беды приносят пожары?

Дети: могут погибнуть люди, животные в лесу, погибнет лес, насекомые.

Мы с вами выяснили второе свойство. Назовите его.

Дети: дерево горит, дает тепло и свет.

Опыт 3. Дерево сохраняет тепло.

Дед Знай: Теперь мы с вами попробуем выяснить следующее свойство.

  • Возьмем две кружки, деревянную и стеклянную с теплой водой
  • Какая кружка долго сохраняет тепло?

Дети: деревянная. В ней вода теплая. А в стеклянной кружке вода быстро остывает.

Мы с вами выяснили третье свойство дерева. Назовите его дети.

Дети: дерево сохраняет тепло.

Опыт 4. Древесина легко поддается обработке.

Дед Знай: Нам предстоит провести еще один опыт.

  • Возьмем точилку и попробуем поточить деревянный карандаш. (Точат карандаш.) Как вы думаете, если вам легко удалось поточить карандаш, какой можно сделать из этого вывод?

Дети:Дерево можно пилить, резать, точить.

Дед Знай: Мы с вами выяснили четвертое свойство дерева. Какое?

Дети: древесина легко поддается обработке.

Дед Знай:Юные исследователи, какие же свойства дерева мы узнали, проделав эксперименты?

Ответы детей:

1. Дерево легкое, не тонет.
2. Дерево горит, дает тепло и свет.
3. Дерево сохраняет тепло.
4. Древесина легко поддается обработке.

Дед Знай: Таким образом, дерево обладает многочисленными удивительными свойствами, поэтому человек его широко использует в быту.

Дед Знай: Мне было приятно с вами пообщаться. Я подготовлю для вас новые опыты и обязательно прийду к вам в детский сад. До свидания. До новых встреч!

Литература:

Интернет-ресурсы:

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Читайте также: