Опыт с воздушным шариком в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Картотека опытов и экспериментов

Возрастная группа : старшая группа

Подготовила:

Деренская О.А., воспитатель ввк,

Шарик-магнит.

Понадобится надутый воздушный шарик и маленькие кусочки бумаги.
Потрите шарик о волосы. Поднесите к кусочкам бумаги - они прилипнут на шарик!
Опыт наглядно демонстрирует существование статического электричества. Когда мы трем шарик о волосы, он получает отрицательный электрический заряд. А так как разноименные заряды притягиваются, то к шарику притягиваются и бумажки, у которых есть кроме отрицательного и положительный заряд. Шарик будет притягивать не только бумажки, но и волосы, пылинки, прилипать к стене и даже искривлять тонкую струйку воды из крана.


Притяжение шариков.

Одноименные электрические заряды отталкиваются, разноименные - притягиваются. Этот физический закон можно продемонстрировать, заряжая шарики от разных материалов. Если оба шарика наэлектризовать трением о волосы, то подвешенные за нитки рядышком, они будут друг от друга отклоняться (трением о волосы мы наэлектризовали шарики так, что они оба приобрели отрицательный заряд). А если один из шариков наэлектризовать о какую-нибудь синтетическую ткань, а другой о волосы, то шарики начнут друг к другу прилипать. Т.е. они получили разный заряд - один шарик положительный, а второй - отрицательный.


Воздушный шарик в качестве реактивного двигателя.

Эта наглядная модель демонстрирует принцип работы реактивных двигателей. Подробно о том, как сделать такую машинку, я писала здесь .
Принцип ее работы в том, что струя воздуха, вырывающаяся из шарика, после того, как его надули и отпустили, толкает машинку в противоположном направлении.


Пневматический подъемник.

Во многих механизмах используют силу давления воздуха. Ее применяют в насосах, отбойных молотках, кузнечных мехах, станках на заводе и даже в обычной гармошке. Очень простую и наглядную модель пневматического подъемника можно сделать с помощью воздушного шара. Для этого понадобится ненадутый шарик и какой-нибудь груз (мы вместо груза поднимали кузов игрушечного самосвала).
Кладем шарик, сверху него ставим кузов и начинаем надувать шарик. Кузов поднимается!

Надуваем шарик углекислым газом.

В пластиковую бутылку через воронку насыпаем соду (мы насыпали 2 ст. ложки) и наливаем туда же немного столового уксуса (на глаз). Многим знаком этот опыт: так обычно показывают детям вулкан - в результате бурной химической реакции получается много пены, которая "убегает" из сосуда. Но в этот раз нас интересует не пена (это одна лишь видимость), а то, что получается в ходе этой реакции - углекислый газ. Он невидим. Но мы можем поймать его, если сразу же натянем на горлышко бутылки воздушный шарик. Тогда можно будет увидеть, как выделяющийся углекислый газ надувает шар.


Фокус с надуванием шарика в бутылке.

Подготовьте две пластиковые бутылки и два ненадутых воздушных шара. Все должно быть одинаковым, за исключением того, что в одной бутылке в дне надо сделать незаметное маленькое отверстие. Натяните шарики на горлышки бутылок и заправьте их внутрь. Проследите, чтобы вам досталась бутылка с дырочкой. Предложите устроить соревнование: кто первым надует шарик внутри бутылки? Итог этого соревнования предрешен - ваш партнер не сможет даже чуть-чуть надуть шар, а у вас это прекрасно получится.
Секрет фокуса в том, что для того, чтобы надувать шар в бутылке, понадобится место, куда он будет расширяться. Но вся бутылка уже заполнена воздухом! Поэтому шарику надуваться некуда. Чтобы это получилось, надо сделать в бутылке дырочку, через которую будет выходить лишний воздух.


Худеющий и толстеющий шарик.

То, что различные тела и газы расширяются от тепла и сжимаются от холода, можно легко продемонстрировать на примере воздушного шара.
В морозную погоду возьмите с собой на прогулку воздушный шар и там туго надуйте его. Если потом внести этот шарик в теплый дом, то он, скорее всего, лопнет. Это произойдет из-за того, что от тепла воздух внутри шара резко расширится и резина не выдержит давления.
Обратный опыт можно поставить с применением холодильника. Надуйте в теплой комнате воздушный шарик. С помощью портновского метра измерьте его окружность (у нас получилось 80,6 см). После этого положите шарик в холодильник на 20-30 минут. И снова измерьте его окружность. Вы обнаружите, что шарик "похудел" на почти на сантиметр (в нашем опыте он стал 79,7 см). Это произошло из-за того, что воздух внутри шарика сжался и стал занимать меньший объем.


Модель расширения Вселенной

Детям трудно понять тот факт, что наша Вселенная расширяется, но нет никакого центра этого расширения. Какой бы объект мы ни выбрали, остальные объекты от него удаляются во все стороны. Как это может быть, чтобы и от Земли все звезды и планеты "разбегались", и от далекой Альфа Центавра тоже "разбегались"? Где-то они же все скопятся? Или нет?
Расширение нашей Вселенной можно показать на модели из воздушного шарика. Для этого надо перед тем как надувать шарик, нарисовать на нем несколько звездочек (только очень маленьких, ведь они при надувании сильно увеличатся). Попросите ребенка понаблюдать, что происходит с расстоянием между звездами, пока вы будете надувать воздушный шар. Звезды будут удалятся друг от друга, но так, что от каждой отдельно взятой звезды остальные будут разбегаться в разные стороны. Все от нее и ни одной к ней!


Барабан из шарика.

Чтобы сделать простейший барабан, надо на консервную банку натянуть мембрану, сделанную из воздушного шарика. Подробнее о том, как его сделать, я писала здесь.
Опыт демонстрирует то, что звук, который мы слышим, получается из-за колебаний воздуха. Мембрана из шарика от удара колышится, эти колебания по воздуху доходят до барабанной перепонки в нашем ухе, которая тоже начинает колебаться, а мозг эти колебания преобразует в сигналы, которые мы воспринимает как "звук".

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие.

Вид детской деятельности: познавательно-исследовательская

Возраст детей : 5-6 лет

Цель: Создать благоприятные условия познавательно-исследовательской деятельности

• Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования

• развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

• Надутые воздушные шары в корзине

• Воздушный шарик, наполненный водой

• Кусочки цедры лимона и апельсина

• мелкие кусочки бумаги

Ход ООД:

Воспитатель встречает детей с воздушным шариком в руках

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Давайте с вами знакомиться. Меня зовут Елена Леонидовна. Передает шарик ребенку- он называет свое имя и передает шарик по кругу)

Вот мы с вами и познакомились, а помог нам в этом воздушный шарик! Ребята, а кто знает сколько лет воздушному шарику, сколько лет назад его придумали? (предположения детей)

Воспитатель: Ближе всего к правильному ответу был… Воздушному шарику 94 года. Его изобрел английский ученый и с тех пор воздушные шары пользуются большой популярностью во всем мире!

Ребята, а для чего нам нужны воздушные шары? (Высказывания детей)

Воспитатель: Вот сколько всего интересного можно делать с воздушными шариками! А еще, с помощью воздушных шариком мы можем узнать много интересного, проведя с ними несложные опыты. Вы хотели бы поэкспериментировать с воздушными шариками? (Ответы детей)

Дети и воспитатель подходят к столу, на котором стоит коробка с материалами, необходимыми для опытов, а рядом- корзина с шариками.

И так, для первого опыта нам понадобится свечка и спички.

(Воспитатель достает из коробки свечку, зажигает ее и ставит на стол. Достает из корзины воздушный шарик)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что произойдет с воздушным шариком, если подержать его над горящей свечей? (Предположения детей)

Воспитатель: А давайте проверим? Ребята, прикройте уши, чтобы не так громко был слышен хлопок шарика (Педагог подносит шарик к горящей свече- шарик лопается)

Ребята, вы были правы- наш шарик лопнул. А я предлагаю вам провести этот же опыт, только с другим шариком – вот с этим (воспитатель берет шарик, наполненный водой и держит его над свечкой – шарик не лопается)

Ребята, как вы думаете, почему этот шарик не лопнул, чем он отличается от предыдущего? (Дети рассматривают шарик, ощупывают его и высказывают свои предположения)

Воспитатель: Ребята, вы правильно заметили, что этот шарик наполнен водой. Секрет в том, что вода, находящаяся в шарике, "отбирает" все тепло свечи на себя, поэтому поверхность шарика не нагревается до опасной температуры и шарик остается целым!

Ребята, а при помощи чего еще можно лопнуть воздушный шарик? (Предположения детей)

Воспитатель: (достает из коробки апельсин) Ребята, как вы думаете, как лопнуть шарик при помощи апельсина? (Предположения детей)

Сейчас мы с вами проведем еще один опыт. Я предлагаю вам прикрыть ушки ладошками (Воспитатель срезает с апельсина небольшой кусок цедры, а после выдавливает из нее немного жидкости. Результат опыта - громкий хлопок, шарик лопнул)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему шарик так отреагировал на сок апельсиновой корочки? (Предположения детей)

А как вы думаете, лопнет ли шарик от сока лимонной корочки? (Предположения детей)

Воспитатель: А давайте проверим, кто хочет повторить опыт? (Желающие дети проводят опыт, используя кусочки цедры лимона и апельсина)

Воспитатель: Ребята, дело в том, что в цедре цитрусовых в высокой концентрации содержится вещество (лимонен, которое, растворяет резину. В нашем воздушном шарике резина очень тоненькая, так как он растянулся от находящегося в нем воздуха и это самое вещество без труда растворило его стенку в результате чего воздушный шарик взорвался!

Воспитатель: Для следующего опыта нам понадобятся воздушные шарики и маленькие кусочки бумаги. (воспитатель раздает детям шары и высыпает на стол конфетти) Ребята, попробуйте поднести шарики к бумаге и посмотрите, что происходит? (Высказывания детей) А теперь попробуйте потереть шарик о свои волосы, а затем поднесите их к кусочкам бумаги. (Дети проводят опыт)

Воспитатель: Ребята, что же произошло с нашими шариками? (Высказывания детей) Вы правы, шарики наэлектризовались и стали притягивать к себе кусочки бумаги. Шарик будет притягивать не только бумажки, но и волосы, пылинки, кристаллики соли, прилипать к стене и даже искривлять тонкую струйку воды из крана.

Ребята, Хотите провести такой же опыт с солью? (Дети трут шарики о волосы, воспитатель выставляет поднос с солью и манной крупой. Дети проводят эксперимент)

Воспитатель: а теперь попробуйте прислонить шарики к стене, только не забудьте их сначала наэлектризовать! (Дети проводят опыт)

Воспитатель: Ребята, я вижу, что вам очень понравились эксперименты с шариками!

• Какой эксперимент вам понравился больше всего?

• А какой эксперимент вас удивил больше всего?

• А что вы сегодня открыли для себя нового?

• Какой опыт вам бы хотелось показать дома родителям?

• А о чем вы расскажите друзьям, когда вернетесь в группу?

• Какой эксперимент вы без труда покажете, вернувшись в группу?

Ребята, я очень рада, что оказалась в вашем детском саду. Мне очень понравилась встреча с вами. Вы такие активные, любознательные!

• Какой молодей был…. Он так здорово отвечал на мои вопросы!

• Очень внимательной и наблюдательной была!

• …. почти угадала, сколько лет воздушному шарику!

• Очень смелые …. они не побоялись повторить опыт с шариком и апельсиновой и лимонной коркой

А сейчас, ребята, вам пора возвращаться к себе в группу. Забирайте с собой шарики- покажете ребятам опыт с наэлектризованным шариком! До свидания!

Нелопающийся шарик
Понадобится надутый воздушный шарик, скотч, металлическая спица или длинное шило.
Наклейте кусочки скотча на диаметрально противоположные точки шарика. Лучше будет, если эти точки близки к "полюсам" (т.е. верхушка и самый низ). Смело втыкайте шило или спицу так, чтобы они проходили через заклеенные скотчем участки.
Секрет фокуса в том, что хотя дырка образуется, но скотч не даст давлению разорвать шарик. А сама спица закроет собой дырочку, не позволяя воздуху выходить из нее.

Несгораемый шарик
Понадобится свечка, один надутый и один новый воздушный шар (этот второй шар надо наполнить водой из-под крана, а потом надуть и завязать так, чтобы вода осталась внутри).
Зажгите свечу, поднесите обычный шарик к огню - как только пламя его коснется. он лопнет-расплавится. А теперь подносим к огню шарик с водой. Огонь будет касаться шара, но с ним ничего не произойдет!
Этот фокус наглядно демонстрирует такое физическое понятие как "теплопроводность". Секрет фокуса в том, что вода, находящаяся в шарике, "отбирает" все тепло свечи на себя, поэтому поверхность шарика не нагревается до опасной температуры.

Шарик в банке Оборудование: стеклянная банка, воздушный шарик, горячая вода.

Описание: надуть шарик немного больше горлышка банки. Банку нагреть с помощью горячей воды.

Примечание: опыт требует времени. Когда часть шарика поместится в банку, выпустить воздух. Чтобы достать шарик, нужно развязать нитку. Можно налить в шарик воды , а в банку положить зажжённую бумажку.

Шарик в бутылке Оборудование: 2 бутылки, 2 воздушных шарика

Описание: засунуть шарик внутрь бутылки и натянуть шарики на горлышко. Надувать шарики. В одной бутылке надуется шарик, в другой нет.

Объяснение: для того, чтобы надуть шар в бутылке нужно место, куда он будет расширяться. Бутылка уже заполнена воздухом, и шарику надуваться некуда. Поэтому надо сделать в бутылке дырку, через которую будет выходить лишний воздух.

Примечание: для этого опыта лучше взять шарик из тонкой резины и бутылку небольшого размера.

Реактивный шарик

Оборудование: воздушный шарик

Описание: надуть воздушный шар и отпустить его, шарик совершает полёт.

Объяснение: Чтобы шарик летел дольше, надо его больше надуть, т.к. воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону.

Оборудование: воздушный шарик, кнопки

Описание: Воздушный шарик легко можно лопнуть, задев о кнопку. Но с большим количеством кнопок нужно приложить усилие, чтобы лопнуть шарик.

Объяснение: Из-за большого количества остриев, с которыми соприкасается шарик, давление на его оболочку оказывается незначительное. На острых гвоздях шарик может выдержать нагрузку в несколько килограммов.

Примечание: лучше использовать шарик из толстой резины.

Игла в шарике Оборудование: воздушный шарик, иголка.

Описание: проткнуть иголкой шарик, шарик не лопнет.

Объяснение: это зависит от места прокола. Проколоть нужно в точках наименьшего натяжения, расположенных в нижней и в верхней части шарика. Когда игла проходит сквозь стенки шарика, резина плотно её облегает и не даёт воздуху вырваться наружу, поэтому проткнутый шарик не сдувается.

Примечание: шарик надуть средней величины.

Отдели соль от перца

Оборудование: приправа с солью, цветной лист бумаги, воздушный шарик, шерстяная тряпочка.

Описание: насыпать приправу на лист цветной бумаги. Потереть шарик о шерстяную ткань и поднести к приправе, не задевая её. Приправа притянется к шарику, соль останется на бумаге.

Объяснение: при трении шарика о ткань из шерсти он наэлектризовывается и приобретает способность притягивать к себе некоторые предметы, словно магнит.

Примечание: лучше использовать крупную соль. Полностью отделить соль от приправы не удалось. Но видно и слышно, как примагничивались частички.

Надуваем шарик

Оборудование: воздушный шарик, сода, чайная ложка, воронка, бутылка с водой, уксус или сок лимона.

Описание: налить в бутылку уксус. В воздушный шарик насыпать соду. Натянуть шарик на бутылку. Шарик поднять, сода высыпается в бутылку, шарик начинает надуваться.

Объяснение: пищевая сода, смешанная с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.

Шарик-свисток
Надуваем шарик, вставляем свисток. Воздух начинает выходить из шарика через свисток и раздается свист.
На принципе колебания воздушных волн сделана игрушка из воздушного шарика и свиста. Громко, весело и со смыслом!

Шарик со стабилизатором
Для чего летательным аппаратам нужны стабилизаторы легко понять, попробовав запускать вот такой вот воздушный шарик с хвостом. Он ведет себя как маленькое привидение с моторчиком. Хвост надо так привязать к ненадутому шарику, чтобы его можно было надувать, а потом отпускать. Без хвоста такие шарики безумно мечутся по дому, а с хвостом их полет становится более спокойным и гармоничным. Но, все равно, получается ужасно забавно!

Подслушивающее устройство из шарика
Приложите надутый воздушный шарик к уху и послушайте - окружающие звуки будут слышны гораздо лучше. Если второй человек будет очень тихо шептать совсем рядом с поверхностью шара, то его голос будет слышаться как довольно громкий.
Дело в том, что в этом опыте воздушный шарик выступает как звуковая линза. Форма его поверхности собирает звуковые волны и направляет их в одну точку.

Барабан из шарика
Чтобы сделать простейший барабан, надо на консервную банку натянуть мембрану, сделанную из воздушного шарика.
Опыт демонстрирует то, что звук, который мы слышим, получается из-за колебаний воздуха. Мембрана из шарика от удара колышется, эти колебания по воздуху доходят до барабанной перепонки в нашем ухе, которая тоже начинает колебаться, а мозг эти колебания преобразует в сигналы, которые мы воспринимает как "звук".

Притяжение шариков
Одноименные электрические заряды отталкиваются, разноименные - притягиваются. Этот физический закон можно продемонстрировать, заряжая шарики от разных материалов. Если оба шарика наэлектризовать трением о волосы, то подвешенные за нитки рядышком, они будут друг от друга отклоняться (трением о волосы мы наэлектризовали шарики так, что они оба приобрели отрицательный заряд). А если один из шариков наэлектризовать о какую-нибудь синтетическую ткань, а другой о волосы, то шарики начнут друг к другу прилипать. Т.е. они получили разный заряд - один шарик положительный, а второй - отрицательный.

Воздушный шарик в качестве реактивного двигателя
Эта наглядная модель демонстрирует принцип работы реактивных двигателей.
Принцип ее работы в том, что струя воздуха, вырывающаяся из шарика, после того, как его надули и отпустили, толкает машинку в противоположном направлении.

Пневматический подъемник
Во многих механизмах используют силу давления воздуха. Ее применяют в насосах, отбойных молотках, кузнечных мехах, станках на заводе и даже в обычной гармошке. Очень простую и наглядную модель пневматического подъемника можно сделать с помощью воздушного шара. Для этого понадобится ненадутый шарик и какой-нибудь груз (можно использовать игрушечный самосвал).
Кладем шарик, сверху него ставим кузов и начинаем надувать шарик. Кузов поднимается!

Надуваем шарик углекислым газом
В пластиковую бутылку через воронку насыпаем соду (мы насыпали 2 ст. ложки) и наливаем туда же немного столового уксуса (на глаз). Получается углекислый газ.. Он невидим. Но мы можем поймать его, если сразу же натянем на горлышко бутылки воздушный шарик. Тогда можно будет увидеть, как выделяющийся углекислый газ надувает шар.

Худеющий и толстеющий шарик
То, что различные тела и газы расширяются от тепла и сжимаются от холода, можно легко продемонстрировать на примере воздушного шара.
В морозную погоду возьмите с собой на прогулку воздушный шар и там туго надуйте его. Если потом внести этот шарик в теплый дом, то он, скорее всего, лопнет. Это произойдет из-за того, что от тепла воздух внутри шара резко расширится и резина не выдержит давления.
Обратный опыт можно поставить с применением холодильника. Надуйте в теплой комнате воздушный шарик. С помощью портновского метра измерьте его окружность (у нас получилось 80,6 см). После этого положите шарик в холодильник на 20-30 минут. И снова измерьте его окружность. Вы обнаружите, что шарик "похудел" на почти на сантиметр (в нашем опыте он стал 79,7 см). Это произошло из-за того, что воздух внутри шарика сжался и стал занимать меньший объем.

Модель расширения Вселенной
Детям трудно понять тот факт, что наша Вселенная расширяется, но нет никакого центра этого расширения.
Расширение нашей Вселенной можно показать на модели из воздушного шарика. Для этого надо перед тем, как надувать шарик, нарисовать на нем несколько звездочек (только очень маленьких, ведь они при надувании сильно увеличатся). Попросите ребенка понаблюдать, что происходит с расстоянием между звездами, пока вы будете надувать воздушный шар. Звезды будут удаляться друг от друга, но так, что от каждой отдельно взятой звезды остальные будут разбегаться в разные стороны. Все от нее и ни одной к ней!

Сколько весит воздух?
Дети часто думают, что воздух вокруг нас - это пустота, ничто. Чтобы наглядно объяснить им, что воздух это тоже физическая субстанция, которая имеет определенные свойства, например, вес, можно провести этот опыт. Понадобятся рычажные весы и воздушный шарик.
Убедитесь, что весы хорошо уравновешены. После этого к одному концу весов подвесьте на ниточке воздушный шарик. А другой конец уравновесьте подходящим грузом. Столько весит надутый воздухом воздушный шарик (у нас вес шарика равнялся 8 пластмассовым монеткам). После этого выпустите воздух из шарика. Равновесие весов нарушилось. Чтобы его восстановить, надо убрать часть груза (мы убрали одну монетку). Значит, воздух, который был в шарике, весил ровно столько, сколько весил груз, который нам пришлось убрать (т.е. как одна пластмассовая монетка).

Шарик-магнит
Понадобится надутый воздушный шарик и маленькие кусочки бумаги.
Потрите шарик о волосы. Поднесите к кусочкам бумаги - они прилипнут на шарик!
Опыт наглядно демонстрирует существование статического электричества. Когда мы трем шарик о волосы, он получает отрицательный электрический заряд. А так как разноименные заряды притягиваются, то к шарику притягиваются и бумажки, у которых есть кроме отрицательного и положительный заряд. Шарик будет притягивать не только бумажки, но и волосы, пылинки, прилипать к стене и даже искривлять тонкую струйку воды из крана.

Луноход на воздушной подушке

Воздушный ароматизаторОбычные воздушные шарики яркие и красивые, но пахнут резиной.
Добавьте в шарик ароматическое вещество (пакетик ванильного сахара, несколько капель ванильной или лимонной эссенции для выпечки) или чуть сбрызните духами. Осторожно надуйте шарик и завяжите горловину ниткой.
Отложите шарик в сторону на 15 минут. Через четверть часа вы почувствуете ощутимый аромат. А если оставить шарик на более долгое время, вся комната пропахнет ванилью или духами!
Объяснение. Резиновая оболочка шарика представляет собой сеть из тонких резиновых волокон. Между ними имеются отверстия, через которые из шарика вылетают мельчайшие частички. Человек способен улавливать даже минимальные концентрации пахучих веществ в воздухе. В нашем эксперименте молекулы ароматического вещества вышли наружу из шарика, так как каждое вещество стремится равномерно распределиться в пространстве.

Моторная лодка Из пустого пакета из-под молока можно построить скоростной катер. А надутый — это превосходный мотор!
Разрежьте пакет из-под молока вдоль на две половинки, чтобы получилось два кораблика с носом (верхушка пакета) и кормой (его основание).
В корме проделайте ножницами небольшое отверстие, чтобы в него туго входило горлышко воздушного шарика. надуйте шарик, закрутите горлышко и крепко сжимайте его пальцами, не давая воздуху выйти. Просуньте закрученное горлышко сквозь отверстие в корме так, чтобы сам шарик оказался на кораблике. Но будьте осторожны: не выпускайте горлышко из рук ни за что на свете! Опустите кораблик в ванну с водой. Корма должна находиться у края ванну. Теперь отпустите горлышко. Отпустите шарик, и лодка лихо помчится по воде.

Объяснение. Энергия, которую вы затратили на надувание, заключена теперь внутри шарика. Отпустив горлышко, вы освобождаете эту накопившуюся энергию. Воздух из шарика начнет выражаться наружу. Сильный поток воздуха направлен в одну сторону, значит, лодка станет двигаться в противоположном направлении.

Шарик и апельсинПонадобится один апельсин, надутые шарики (сколько пожелаете).

Отрежьте от апельсина кусочек кожуры, как если бы вы чистили апельсин для еды. Надавив на кожуру, брызните соком цедры на надутый шарик. Шарик лопнет.

Объяснение: В цедре апельсина много такого вещества, как лимонен. Он активно растворяет резину, поэтому тонкий шарик не может ему противостоять.

Цель:Развитие познавательных и интеллектуальных интересов, активности и любознательности детей через познавательно-исследовательскую, экспериментальную, речевую деятельность. Задачи: Образовательные: - учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов, следуя определённым правилам; - способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха, использовать и читать карточки-схемы, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова. - дать представление о том, что ветер – это движение воздуха и познакомить с новыми свойствами воздуха ( нет формы, легче воды); - обобщить, закрепить ранее полученные знания о воздухе и его свойствах; Развивающие: - развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, умение выявлять причинно-следственные связи и делать элементарные умозаключения, а также память, интерес к познавательной деятельности; зрительное и слуховое восприятие. - совершенствовать умение связно и грамматически правильно передавать свои мысли, отвечая на вопросы. Воспитательные: - воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

ВложениеРазмер
sekrety_vozdushnogo_shaika.docx 25.32 КБ

Предварительный просмотр:

совместной интегрированной образовательной деятельности

педагога и детей старшего дошкольного возраста

Составила и провела

Лещева Светлана Васильевна

Развитие познавательных и интеллектуальных интересов, активности и любознательности детей через познавательно-исследовательскую, экспериментальную, речевую деятельность.

- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов, следуя определённым правилам;

- способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха, использовать и читать карточки-схемы, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.

- дать представление о том, что ветер – это движение воздуха и познакомить с новыми свойствами воздуха ( нет формы, легче воды);

- обобщить, закрепить ранее полученные знания о воздухе и его свойствах;

- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, умение выявлять причинно-следственные связи и делать элементарные умозаключения, а также память, интерес к познавательной деятельности; зрительное и слуховое восприятие.

- совершенствовать умение связно и грамматически правильно передавать свои мысли, отвечая на вопросы.

- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Оборудование и материалы:

Для детей: фартуки, шарики разных цветов, карточки-схемы, оборудование к опытам: тазы с водой, перчатка, стакан, салфетки, веера, трубочки и др.

-Дети, отгадайте загадку, тогда узнаете, что у меня в сундучке.

Его держу за поводок,

Хотя он вовсе не щенок.

А он сорвался с поводка

И улетел под облака. (ответы детей)

-Давайте посмотрим, правильно ли вы отгадали. Молодцы! Правильно. Это воздушный шарик.

-А шарик что-то хочет нам рассказать. Как вы думаете, о чём он может рассказать? Саша, как ты думаешь? А ты, Оля? А ты, Катя? Оказывается, у шарика есть свои секреты и он хочет с ними поделиться.

-Мы эти секреты попробуем узнать, а поможет нам в этом сказка и волшебный экран. Располагайтесь поудобнее и внимательно слушайте. (рассказ сопровождается слайдами на экране)

- Как вы думаете, что ? (ответы детей)

- Ему хотелось долететь до самого неба и покружиться среди облаков. Как вы думаете, мы можем помочь шарику осуществить его мечту? Как это сделать? (ответы детей)

-Ребята, а почему шарик называют воздушным?

-Чем заполнили шарик?

- А что такое воздух? (ответы детей)

- Правильно - это то, чем мы с вами дышим.

-Положите ладонь на грудь и почувствуйте, как она поднимается и опускается. Почему так происходит? ( потому что мы вдыхаем и выдыхаем воздух) А теперь закройте ладонью рот и нос, чтобы не дышать. Что вы почувствовали? ( не хватает воздуха) Какой вывод можно сделать? (воздух необходим для дыхания)

Воспитатель : (перечисляет: дерево, окно, люди, животные …)

-Молодцы! Справились с заданием.

-Посмотрите на картинку, что мы ещё можем рассказать о воздухе? (дети рассказывают по модели)

- Ребята! А вот если попасть в научную лабораторию, то можно при помощи опытов обнаружить воздух.

- 1, 2, 3, 4, 5 – вы хотите поиграть?

- Сегодня мы будем играть в исследователей воздуха и будем работать в научных лабораториях.

-Вы откроете секреты, только надо знать при этом! Что нельзя (дети продолжают с помощью моделей называть правила поведения): драться, кусаться, злиться, лениться, громко кричать и друг другу мешать!

А надо (дети продолжают с помощью моделей называть правила поведения): внимательно слушать, на вопросы отвечать и друг другу помогать!

Перед нами три лаборатории, нам нужно будет для работы объединиться в три группы. Я вам раздам карточки, и они вам подскажут к какому столу подойти каждому из вас!

- Молодцы! Вы быстро объединились в группы. Вместе и дело спорится быстрей. Посмотрите, внимательно, на столах лежат схемы, на них показано, как можно при помощи предметов обнаружить воздух. Выберите себе одну из карточек и при помощи предметов покажите и расскажите о том, как можно воздух обнаружить.

1. Дети за первым столом рассказывают о том, как при помощи вертушки, полиэтиленового пакета и стакана воды и трубочки можно увидеть воздух.

2. Дети за вторым столом рассказывают о том, как при помощи резиновой груши, дудочки и пластмассовой бутылки можно услышать воздух.

3. Дети за третьим столом рассказывают о том, как при помощи веера, шарика, листа бумаги можно почувствовать воздух.

- Ребята, как вы думаете, имеет ли воздух форму? (предположения детей) Подумайте, как это можно проверить? (ответы детей).

Возьмите резиновую перчатку, шарик надуйте их воздухом. Что вы видите? (перчатка приняла форму руки; взяли воздушный шар, надули, он принял форму шара)

- А теперь возьмите пустой стакан, переверните его ровно над поверхностью воды и опустите на дно миски с водой, а потом чуть наклонив, снова отпустите. Что вы видите? (что из стакана выходит воздух в виде пузырьков) -Проделайте тот же опыт, но на дно стакана предварительно приклейте салфетку. (после погружения в воду, салфетка осталась сухой)

- Что же доказывает этот опыт? Кто догадался? (ответы детей)

-Верно, что в стакане находился воздух, который не пустил воду в стакан. А раз воды нет, значит, она намочить салфетку не может, значит, в стакане есть воздух и он принял форму стакана.

Вывод: воздух не имеет формы, он принимает форму того предмета, в котором находиться.

Звучит звуковой сигнал.

В. Ребята, посмотрите, оказывается, пока мы с вами проводили опыты, первый секрет уже открылся. Как ты думаешь, что это за секрет? А ты, Ира? (ответы детей)

- Мы сидели, мы устали,

воздух дружно изучали,

а теперь пришла пора отдохнуть нам, детвора.

Шарики-Смешарики приглашают вас на весёлую разминку.

Физминутка со Смешариками (видеосопровождение)

В. Ребята, посмотрите, на волшебном экране ещё один секрет. Только мы начали играть, а секрет уже раскрыт. Что же это за секрет мы с вами разгадали? (ответы детей) . С шариками можно играть.

-Немножко отдохнули, а сейчас сказка продолжается. Воспитатель продолжает рассказ.

-Дети, как вы думаете, почему шарик полетел? (его погнал ветер) -А что такое ветер? (ответы детей) Давайте узнаем.

-Возьмите в руки веера и помашите им перед шариком. Что вы видите? (шарик движется) Почему он движется? Какой вывод можно сделать? Кто догадался первым? (ответы детей)

Вывод: веер движется и приводит в движение воздух. Образуется ветер. Наш опыт показывает, что ветер-это движение воздуха . Чем сильнее ветер, тем быстрее и дальше двигается шарик.

В. Ребята, посмотрите, на волшебном экране ещё один секрет. Как ты думаешь, что это за секрет? Спасибо тебе шарик. (ответы детей)

-Что же дальше было с шариком? Слушайте.

-Как вы думаете, что произошло с шариком?

-Попробуйте утопить шарики. (дети выполняют)

-Почему он не тонет? (высказывания детей)

-Оказывается, мы с вами выявили ещё одно свойство воздуха – воздух легче воды.

В. Ребята, посмотрите, ещё один секрет открылся. Как ты думаешь, что это за секрет? А ты? Оказывается, воздух, которым наполнен шарик не даёт ему утонуть.

-А где ещё используют это свойство воздуха? (высказывания детей) (надувной круг не даёт человеку утонуть, лодка резиновая)

-Что же было дальше с шариком давайте послушаем.

В-ль: Дети, вам понравилась сказка? Скажите, что мы сегодня на занятии делали? Посмотрите сколько секретов мы открыли. Сколько всего? Саша, тебе какой секрет понравился больше всего? А тебе? Какой это секрет по счёту? Вспомните, о каких свойствах воздуха помог узнать нам шарик? ( ответы детей)

-Молодцы! Вы славно потрудились!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты




Цель: Формирование у детей привычек здорового образа жизни.Задачи: 1. Воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни, умение заботиться о своем здоровье, сочувствие к своим ближним.

Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей старшего дошкольного возраста Заучивание стихотворения А. Павловой "Бабочка"

Конспект совместной образовательной области педагога и детей старшего дошкольного возраста по образовательной области "Речевое развитие" Заучивание стихотворения А.Павловой "Бабочка".

Конспект совместной деятельности педагога и детей старшего дошкольного возраста "Прощание с зимой".

Совместная деятельность педагога с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи. Детям предлагается выполнить несколько познавательных заданий, разгадать веселые загадки, поиграть в занимател.

материал содержит различные виды заданий по развитию мелкомоторных навыков.


Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста "День рождения воздушного шарика"

Предлагаю Вашему вниманию конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста "День рождения воздушного щарика"" на площадке ДОУ. Проведение подобных мероприятий способст.

Читайте также: