Описание кабинета биологии в школе

Обновлено: 05.07.2024

Кабинет биологии в моей школе внешне ничем не отличается от остальных кабинетов, но стоит только зайти внутрь и ты, словно, в научной лаборатории. В кабинете, по всему периметру развешены стеклянные полочки, на которых стоят микроскопы, три из которых световые, рядом с ними лежат стеклянные кубики с закрытыми внутри них различными насекомыми и травами. В кабинете, в четыре ряда стоят совсем новые парты на металлических ножках и со стеклянной столешницей. Чуть выше полок висят портреты известных биологов.

Когда мы входим в школьный кабинет нам сразу бросаются в глаза большие светлые окна. А как же без растений? На полках, на подоконнике и у стены стоят или висят множество различных цветов. В кабинете одна большая доска, на которой пишут мелком. Скелеты и всякие формы человека в нём есть. Картины известных биологов висят над доской. На учительском столе много различных микроскопов. Рядом с ними стоят не большие баночки в которых помещены животные и растения для опытов. Кабинет биологии самый интересный из всех!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Пояснительная записка

Автор (ФИО, должность)

Дохова Фатимат Абузедовна

учебного кабинета

Цель и задачи ресурса

Проанализировать состояние кабинета, его готовность к обеспечению требований стандартов образования, определить основные направления работы по приведению учебного кабинета в соответствие требованиям учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Возраст учащихся, для которых предназначен ресурс

Программа, в которой создан ресурс

Microsoft Office 2007

Методические рекомендации по использованию ресурса

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Черекского муниципального района КБР

Директор МКОУ СОШ№2 с.п.Жемтала

учебного кабинета

биологии № 26

Ответственный за кабинет № 26: Дохова Фатимат Абузедовна

Цель паспортизации учебного кабинета. План схема кабинета

Требования к кабинету биологии

Требования по охране труда и технике безопасности к учебным кабинетам

Инструкция по охране труда при проведении занятий в кабинете биологии

Инструкция по ТБ учащихся

Правила пользования учебным кабинетом

План эвакуации учащихся при чрезвычайной ситуации

Занятость кабинета начальных классов на учебный год

Инвентарная ведомость на имеющееся оборудование

10. Анализ работы кабинета начальных классов в учебном году

11. План работы кабинета на учебный год

12. Перспективный план развития кабинета биологии

13. Список учебной литературы, контрольно-измерительных материалов, тестов, сборников проверочных работ и др.

Цель паспортизации учебного кабинета:

Проанализировать состояние кабинета, его готовность к обеспечению требований стандартов образования, определить основные направления работы по приведению учебного кабинета в соответствие требованиям учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

План схема кабинета биологии

Кабинет биологии условно можно разделить на несколько зон:

рабочая зона учителя

рабочая зона учащихся

Условные (цифровые) обозначения:

рабочий стол учителя

рабочая зона учащихся

Требования к кабинету биологии

как базы для успешного выполнения образовательной программы.

1. Общие требования.

1.1. Наличие нормативной школьной документации на открытие и функционирование учебного кабинета:

Паспорт кабинета, оформленный с указанием функционального назначения имеющегося в кабинете оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, дидактических материалов и др.

1.2. Соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете.

1.3. Соблюдение эстетических требований к оформлению учебного кабинета.

2. Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета.

2.1. Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом, комплексом средств обучения необходимым для выполнения образовательной программы школы.

2.2. Соответствие учебно-методического комплекса и комплекса средств обучения (по профилю кабинета) требованиям стандарта и образовательной программы.

2.3. Наличие комплекса дидактических материалов, типовых заданий, тестов, контрольных работ и др. материалов для диагностики качества обучения и образовательного процесса (по профилю кабинета).

3. Требования к кабинету биологии.

Кабинет биологии должен удовлетворять следующим требованиям:

3.1. Кабинет биологии классов должен быть оснащен мебелью, приспособлениями для работы, ТСО, рабочим и демонстрационным столом.

3.2. Кабинет должен быть оснащен специальными средствами обучения:

Экранно-звуковыми пособиями: диафильмами, диапозитивами, транспарантами для графопроектора, кинофрагментами.

3.3. В кабинете биологии должны быть экспозиционные материалы:

Отражающие события внутренней и внешней жизни.

Организующие учащихся на овладение приемами учебной работы.

3.4. В кабинете должна иметься литература:

Образцы практических и самостоятельных работ учащихся.

Подборки олимпиадных заданий и т.д.

3.5. В кабинете начальных классов средства обучения должны быть систематизированы:

По видам (муляжи, модели,схемы, таблицы и т.п.)

3.6. В кабинете должны находиться раздаточные материалы:

Для организации индивидуальной, групповой, фронтальной самостоятельной учебной работы.

Для проверки знаний, умений (карточки-задания).

Для подготовки опережающих заданий.

3.7. Кабинет биологии должен отвечать санитарно-гигиеническим условиям, эстетическим и техническим требованиям.

Требования по охране труда и технике безопасности

к учебным кабинетам

I . Общие требования

Соответствия кабинета требованиям ВСН 50-86 (Ведомственные строительные нормы).

Наличие инструкции по охране труда и технике безопасности (обшей для кабинета, утвержденной приказом директора школы по разрешению профсоюзного комитета).

Соблюдение требований пожарной безопасности.

Соответствие освещенности требованиям санитарных норм.

II . Требования по технике безопасности и охране труда к кабинету биологии №26

Соответствие кабинета биологии требованиям ВСН 50-86, правилам противопожарной безопасности, электробезопасности.

Соответствие освещения требованиям санитарных норм (150 лк при лампах накаливания, 300 лк при люминесцентных лампах).

Соблюдение температурно-влажностного режима.

Требования безопасности к оборудованию.

Оборудование рабочих мест.

- исправность ручного инструмента (отсутствие заусенец), выбоина трещин на ручках, наличие металлических стяжных колец на кольцах ножниц)

Соблюдение норм переноски тяжестей (недопустимо привлечение к работам по переноске тяжестей учащихся моложе 15 лет).

Наличие инструкции по охране труда при выполнении лабораторных работ.

III .Санитарно-гигиенические правила работы в кабинете

Каждый учащийся обеспечен рабочим местом за партой в соответствии с его ростом.

Расстояние между рядами парт - 80 см.

Расстояние между рядом парт и наружной продольной стеной 100 см.

Расстояние между рядом парт и внутренней продольной стеной 100 см.

Расстояние от последних парт до стены , противоположной классной доске 85 см

Расстояние от первой парты до учебной доски 240 см.

Наибольшая удаленность последнего места учащегося от учебной доски не превышать 500 см.

Рассаживание учащихся производится с учетом их состояния здоровья.

Учитель постоянно следит за правильностью посадки учащихся за рабочим столом.

В целях профилактики нарушения осанки и развития косоглазия не менее двух раз в год менять учащихся в первом и третьем рядах.

Рабочее место учителя находится перед первым рядом (у окна), чтобы не загораживать учащимся часть доски.

В кабинете должен соблюдаться температурный режим (16 – 18 ◦ при относительной влажности 40 – 60%, температурные перепады в пределах 2-3 ◦)

Кабинет проветривается каждую перемену в отсутствии детей.

В осенний и весенний период проводить не менее двух чисток внутренних и наружных стекол. Внутренние стекла моются 1 раз в месяц. Два раза за учебный год проводить мойку плафонов.

В целях профилактики нарушения зрения 2-3 раза за урок обращать внимание детей на предметы, находящиеся за окном, вдали, чтобы дать глазам отдых

Требования электробезопасности

При пользовании электрооборудования каждый работник должен внимательно и осторожно обращаться с электропроводкой, приборами и аппаратами и всегда помнить, что пренебрежение правилами безопасности угрожает и здоровью, и жизни человека.

Во избежание поражения электрическим током необходимо твердо знать и выполнять следующие правила безопасного пользования электроэнергией:

1. Необходимо постоянно следить на своем рабочем месте за исправным состоянием электропроводки, выключателей, штепсельных розеток, при помощи которых оборудование включается в сеть. При обнаружении неисправности немедленно обесточить электрооборудование, оповестить администрацию. Продолжение работы возможно только после устранения неисправности.

2. Во избежание повреждения изоляции проводов и возникновения коротких замыканий не разрешается:

а) вешать что-либо на провода;

б) закрашивать и белить шнуры и провода;

в) закладывать провода и шнуры за батареи отопительной системы;

г) выдергивать штепсельную вилку из розетки за шнур, усилие должно быть приложено к корпусу вилки.

3. Для исключения поражения электрическим током запрещается:

а) часто включать и выключать компьютер без необходимости;

б) прикасаться к экрану и к тыльной стороне блоков компьютера;

в) работать с оборудованием мокрыми руками;

г) работать с оборудованием при нарушении целостности корпуса, изоляции проводов, неисправную индикацию включения питания, с признаками электрического напряжения на корпусе.

д) класть на оборудование посторонние предметы.

4. Запрещается под напряжением очищать от пыли и загрязнения электроооборудование.

5. Во избежание поражения электрическим током, при пользовании электроприборами нельзя касаться одновременно каких-либо трубопроводов, батарей отопления, металлических конструкций, соединенных с землей.

6. При обнаружении оборвавшегося провода необходимо немедленно сообщить об этом администрации, принять меры по исключению контакта с ним людей. Прикосновение к проводу опасно для жизни.

7. Спасение пострадавшего при поражении электрическим током главным образом зависит от быстроты освобождения его от действия током.

При возникновении пожароопасной ситуации или пожара персонал должен немедленно принять необходимые меры для его ликвидации, одновременно оповестить о пожаре администрацию.

Правила пользования учебным кабинетом.

Во время пребывания в кабинете необходимо соблюдать дисциплину:

входи в кабинет спокойно, не толкайся, пропускай вперёд девочек;

подойди к своему рабочему месту, осмотри его, в случае неисправности стола, стула, сообщи учителю;

не приноси с собой лишние вещи;

веди себя спокойно, не кричи;

в школу приходи не раньше, чем за 10-15 минут до начала занятий.

Нельзя без учителя включать свет, открывать форточку, переставлять мебель.

Во время перемены нельзя бегать по классу, коридору .

Помни, что большинство травм могут возникнуть вследствие недисциплинированного поведения: бег по помещению, спрыгивание со ступенек, подножка, толкание, драка, бросание друг в друга различных предметов, сталкивание друг с другом, подвижные игры в классе и коридоре.

План эвакуации из кабинета

hello_html_6cc45d2e.jpg

Занятость кабинета биологии № 26

Расписание уроков

Методические пособия по биологии

Сборник нормативных документов. Федеральный компонент государственного стандарта

Программно- методические материалы. 6-11 классы

Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия 6-7

Контрольные и проверочные работы 6-8

Активные формы и методы обучения биологии

Г.И. Лернер Тестовые задания по биологии для поступающих в вузы.

Самостоятельные работы учащихся по зоологии

Нестандартные уроки 5-11

Проверочные карточки и тесты по зоологии

Примерные программы по учебным предметам. Биология 6- 9 классы.

Дидактический материал. Растения

Энциклопедия пищевых лекарственных растений

Типовые экзаменационные варианты ЕГЭ

Биология в школе

Энциклопедический словарь по биологии

Г. И. Лернер. Уроки зоологии, тесты, вопросы, задачи.

Медоносные растения и их пыльца

Адыгэ къэк I ыгъэхэр

А. А. Калинина. Поурочные разработки по биологии: 6- 7 кл.

Типовые экзаменационные варианты ОГЭ

Растительный мир нашей Родины

Э.А. Каминская Общая генетика

Год издания (изготовления)

Задания для самостоятельной работы

Контрольные и проверочные работы

Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников основной школы

Активные формы и методы обучения биологии

Материалы для дифференцированной работы

1. Мультимедийный курс биологии - 7шт.

Анализ работы кабинета начальных классов № 8

в 2017 – 2018 учебном году .

Кабинет биологии № 26 в 2017 – 2018 учебном году использовался для проведения уроков учителем биологии Доховой Ф.А.. В кабинете обучались учащиеся 5-11 классов.

Кабинет пополнялся в течение всего учебного года. Систематически обновлялся учебно-методический комплект. Весь имеющийся материал систематизирован в папках, которые подписаны.

Продолжалось пополнение библиотеки и медиатеки новинками учебной, методической литературы.

Соблюдение гигиенических требований

Стены кабинета белого цвета. Этот цвет действует успокаивающе, способствует созданию рабочей дисциплины на уроке. Парты и мебель под цвет дерева не раздражают зрения. В кабинете достаточная освещенность.

Оснащение кабинета учебным оборудованием

В кабинете имеются выпускаемые промышленностью средства обучения, которые могут быть использованы в соответствии с действующими учебниками и программами: таблицы, раздаточный материал.

Выполнение требований к оформлению интерьера кабинета

Интерьер кабинета не перегружен, все экспонируемые материалы расположены на ярких стендах, функционально значимы и видны с каждого рабочего места: текст и рисунки достаточно крупные. Экспозиция стендов меняется с периодичностью в 1-1,5 месяца. На стене классная доска. Часть доски обладает магнитными свойствами для демонстрации с помощью магнитов.

Имеется паспорт кабинета, в котором отображены основные моменты функционирования учебного кабинета.

Продолжить формирование учебно-методического комплекса в соответствии с требованиями кабинета.

Пополнять медиатеку, видеотеку, начать формирование комплекта электронных пособий для использования на уроках.

Продолжить работу по накоплению: материалов для подготовки к олимпиадам и конкурсам; раздаточного материала для дифференцированной работы с учащимися.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание кабинета биологии в средней общеобразовательной школе.

на педагогическом совете приказом директора МКОУ

от 10.09. 2013 № 268

Положение об учебном кабинете истории, обществознания

в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Общие положения

Учебный кабинет биологии представляет собой особую развивающую среду, позволяющую реализовывать цели, ценности и принципы личностно-ориентированного и системно-деятельностного подхода. Эта развивающая среда способствует раскрытию индивидуальности каждого ученика, его творческой самореализации, поощряет к развитию у него инициативы и самостоятельности, создает возможности для обучения учащихся на основе их личной активности.

Развивающая среда в помещении учебного кабинета биологии способствует:

- переходу от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работ;

- формированию умений работать с различными видами информации и её источниками;

- формированию коммуникативной культуры учащихся;

- формированию системы универсальных учебных действий;

- развитию способностей к самоконтролю, самооценке, самоанализу;

- воспитанию высокоорганизованной личности.

На базе учебного кабинета проводятся учебные занятия, занятия по внеурочной деятельности.

2. Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета

2.1. Учебный кабинет биологии оснащен полным комплектом учебного оборудования в соответствии с действующими федеральными перечнями учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, утвержденными приказом Министерства образования Российской Федерации.

2.2. В учебном кабинете биологии должны быть в наличие нормативные документы, регламентирующие деятельность по реализации основной образовательной программы основного общего образования:

- федеральный государственный стандарт по предметам базисного учебного плана (далее БУП);

- образовательные программы по предметам БУПа;

-учебные программы по предметам БУПа;

-планируемые результаты обучения по предметам БУПа;

-расписание учебных занятий по обязательной программе, включая часы внеурочной деятельности;

- комплекс материалов для диагностики качества обучения по предметам БУПа;

- материалы для проведения стартовых, текущих, рубежных, годовых диагностических работ, в том числе в электронном виде;

- мониторинговые материалы за уровнем сформированности предметных, метапредметных навыков обучающихся.

2.3. Перечень технического оборудования, программного обеспечения учебно – методическими материалами (учебно - методическим инструментарием):

- аннотированные перечни цифровых образовательных ресурсов по предметам БУПа;

- аннотированные перечни аудиозаписей, слайдов, видеофильмов по содержанию предметов БУПа;

2.4. Укомплектованность кабинета техническими средствами:

- компьютер с программным обеспечением, модемом, подключением к Интернету, находящийся в локальной управленческой сети, с ЖК-монитором;

2.5. В кабинете должен быть предусмотрен паспорт кабинета с перечислением в ней имеющегося оборудования, приспособлений с указанием их инвентарного номера.

3. Руководство учебным кабинетом

Заведующий учебным кабинетом должен:

3.1. Принимать меры, направленные на обеспечение кабинета необходимым оборудованием и приборами согласно ФГОС второго поколения.

3.2. Содержать кабинет в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, предъявляемыми к учебному кабинету.

3.3. Обеспечивать кабинет различной учебно-методической документацией: каталогами, справочниками, инструкциями.

3.4. Обеспечивать надлежащий уход за имуществом кабинета.

3.5. Обеспечивать своевременное списание в установленном порядке пришедшего в негодность оборудования, приборов и другого имущества.

3.6. Организовывать внеклассную работу по предметам, отражать её в расписании работы кабинета.

3.7. Обеспечивать соблюдение правил техники безопасности, наличие правил поведения в кабинете, проводить соответствующие инструктажи с учащимися с отметкой в журнале инструктажа.

Организация кабинета Школьный кабинет биологии - это не только класс, где проводятся уроки биологии, факультативные и кружковые занятия и выполняются внеурочные задания, это и материальная база учебно- воспитательного процесса. Кабинет биологии способствует решению следующих задач: обеспечение учебного процесса необходимым оборудованием, повышающим эффективность обучения; широкому использованию технических средств обучения на уроках и внеурочное время; обеспечение учебным дидактическим материалом, соответствующему программному материалу; обеспечение необходимым оборудованием различных видов внеурочной и внеклассной работы. Кабинет биологии школы состоит из классной комнаты, лаборантской и уголка живой природы.







Лаборатория кабинета В лаборатории имеются: шкафы и стеллажи, стол для преподавателя, аналитические весы и пр. Натуральные объекты (гербарии, чучела, энтомологические коллекции) хранятся в шкафах с глухими дверками вдали от прямых солнечных лучей. Энтомологические и другие коллекции хранятся в специальных коробках, гербарии - в коробках или папках. Скелеты позвоночных животных хранят в закрытых шкафах.



Микропрепараты Микропрепараты хранятся в фабричной упаковке так, чтобы микропрепарат располагался горизонтально, что предохраняет его от оплывания. Наборы микропрепаратов располагают по классам и темам. Имеются комплекты микропрепаратов по ботанике, зоологии, анатомии и общей биологии.


Реактивы К хранению реактивов в кабинете предъявляется общие требования к хранению химических реактивов в школе. Наиболее употребительными реактивами являются следующие: раствор йода в йодистом кажи, крахмал, глюкоза, натрий бикарбонат, калий перманганат, известковая вода, спирт этиловый, формалин(40%), натрий хлорид (физиологический раствор, гипертонический раствор).



Учебно-методическое обеспечение кабинета Кабинет обеспечен: учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой школы; комплектами типовых заданий, тестов, контрольных работ, разноуровневых заданий для диагностики выполнения требований базового и повышенного уровня образовательного стандарта; учебниками по биологии, научной, научно-популярной, учебно–методической литературой для учителя и учащихся; картотекой по учету учебно–дидактического материала, учебного оборудования, картотекой заданий для осуществления индивидуального подхода при обучении, организации самостоятельных работ и упражнений учащихся, проведении контрольных работ.


Оформление кабинета Интерьер кабинета оказывает положительное эмоциональное воздействие на учителя и обучающихся. Интерьер функционально значимый: для оформления используются те материалы, наиболее часто используются на уроках биологии. Предметы постоянной экспозиции кабинета должны способствовать развитию основных биологических понятий (таких, как уровни организации живого, развитие органического мира, охрана окружающей среды). Имеется стендового материала с образцами успешного выполнения учащимися требований образовательных стандартов, анализом типичных ошибок, результатами интеллектуальных марафонов, олимпиад, конкурсов, выполнения учащимися творческих заданий. Наличие расписания работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативным занятиям, занятиям с отстающими и одаренными учащимися, консультаций.



Живой уголок Кабинет биологии должен отличаться от других кабинетов именно своей неповторимостью и особой атмосферой. Именно поэтому мы старались сделать в школе по истине Райский уголок, состоящий из более чем 50 видов самых разных растений. Все растения снабжены этикетками, где записано видовое название, семейство, происхождение растения. Этикетки прикреплены к цветочному горшку.


Орхидрариум С 2013 года в школьном кабинете биологии будет создан орхидрариум. Уже имеется коллекция нескольких видов орхидей: фаленопис, дендробиум, венерин башмачок, каттлея и др. Потрясающие лепестки бесподобных орхидей, распустившихся одна за другой на толстом зеленом стебле, несут в себе любовь, красоту, утонченность и необычайную нежность. Их обворожительные лепестки похожи на волшебные фонарики, освещающие округу своим безграничным теплом.


Орхидрариум Особого внимания заслуживает ни с чем не сравнимый вид драгоценной орхидеи Макодес (Macodes petola). Стебли этой необычной миниатюрной орхидеи стелются по поверхности субстрата и все время ветвятся, достигая в высоту 7- 8 см. Цвет бархатистых листьев варьирует от салатного и изумрудного до серо-зеленого с золотистыми жилками, которые блестят и мерцают на свету.





Лабораторное оборудование и техника безопасности Основной принцип размещения и хранения учебного оборудования - по предметам, видам учебного оборудования, с учетом частоты использования данного учебного оборудования. Кабинет оснащён противопожарным инвентарем и аптечкой, инструкцией по технике безопасности, а также имеется журнал вводного и периодического инструктажа по технике безопасности для учащихся.

(сочинение по заданному концу)

Я захожу в школьный кабинет. В нём мно­го цветов, они стоят на подоконниках, на столи­ке у стены, свисают с подвесных кашпо. Листья чистые, блестят. В углу у окна большой прямо­угольный аквариум. В нём в прозрачной воде покачиваются матово-зелёные водоросли, плава­ют, медленно шевелят плавниками разноцвет­ные рыбки: гупии, вуалехвосты, меченосцы.

Далее представлены природные зоны Зем­ли. Всё разнообразие флоры и фауны нашей планеты предстаёт перед глазами. Европа и Азия, Африка и Австралия, Южная Амери­ка и Антарктика - каждый материк имеет своё лицо с неповторимым миром природы.

Хожу по классу, как по музею природы. Здесь очень интересно. Это ведь школьный ка­бинет биологии. (239 слов)

Кабинет биологии – это специально оборудованное помещение для организации учебно-воспитательного процесса по биологии.

Можно выделить несколько функций кабинета биологии: учебно-воспитательная, научно-методическая, размещение учебного оборудования, справочная, учетная.

1. Учебно-воспитательная роль кабинета . В кабинете биологии происходит процесс обучения, воспитания и развития учеников. Должны быть удобные рабочие столы и стулья, большая и хорошо освещенная классная учебная доска, мел, смоченная губка для протирки доски. Стол учителя и доска используются для демонстрации наглядных пособий на уроке. На стене размещают экран, сбоку – телевизор, проектор.

В кабинете должен быть водопровод с раковиной. Вода нужна постоянно для практических работ, демонстраций, для ухода за растениями и животными. При отсутствии водопровода, воду держат в больших сосудах, пластиковых бутылях.

2. Научно-методическая роль кабинета . Кабинет – это место работы учителя биологии. Поэтому в нем должно находиться все то, что необходимо учителю для подготовки к уроку и другим видам занятий: программы; учебники; тесты по биологии; инструктивные материалы Министерства образования; дидактические материалы и т.д.

3. Размещение учебного оборудования . В кабинете биологии находится система наглядных пособий: натуральные объекты (комнатные растения, гербарии, скелеты и пр.); изображения натуральных объектов (таблицы, схемы, дискеты и пр.); раздаточный материал и дидактические карточки; приборы для демонстрации технических средств (проектор, телевизор, компьютер и пр.); лабораторное оборудование и инструменты для лабораторных (практических) работ на природе и в кабинете; химические реактивы; аптечка.

Основная часть учебного оборудования хранится в шкафах по типам пособий, разделам и темам программы с учетом объема, массы, габаритов и частоты использования и требований к хранению.

4. Справочная функция кабинета . Для быстрого получения информации о наличии в кабинете биологии того или иного оборудования, месте его хранения должна быть справочная картотека по основным разделам: литература, приборы, технические средства, каталоги учебных фильмов, дисков, таблицы, препараты, коллекции, гербарии и пр.

5. Функция учета и планирования кабинета . Учитель биологии как заведующий кабинетом, обязан вести книгу учета и паспорт кабинета. В книгу учета в алфавитном порядке по разделам надо записывать материальные ценности (лабораторную посуду, реактивы, наглядные пособия и пр.), регулярно записывают вновь приобретенное оборудование и материалы, отмечают факт списания устаревшего оборудования. Раз в год в кабинете проводят инвентаризацию, отчет сдают руководителю школы. В паспорте кабинета должны быть записаны основные сведения о кабинете.

Совершенствование материальной базы кабинета биологии и его работа выполняются на основе перспективного и годового планов.

Комплектование материальной базы кабинета биологии. В перечень учебного оборудования для преподавания биологии включены натуральные объекты, модели, муляжи, печатные пособия, экранные пособия и т.д. Обычно приобретают оборудование с учетом реальной наполняемости классов, а также материальной возможности школы. Для лабораторных и практических занятий необходимо приобретать не менее одного экземпляра оборудования на двух учеников.

Требования к кабинету биологии

Школьный кабинет биологии - это не только класс, где проводятся уроки биологии, факультативные и кружковые занятия и выполняются внеурочные задания, это и материальная база учебно–воспитательного процесса.

Кабинет биологии способствует решению следующих задач:

Обеспечение учебного процесса необходимым оборудованием, повышающим эффективность обучения;

Широкому использованию технических средств обучения на уроках и внеурочное время;

Обеспечение учебным дидактическим материалом, соответствующему программному материалу;

Обеспечение необходимым оборудованием различных видов внеурочной и внеклассной работы.

Кабинет биологии должен состоять из классной комнаты, лаборантской и уголка живой природы.

Учебно-методическое обеспечение кабинета

1. Обеспеченность средствами наглядности: натуральные объекты, гербарии, коллекции , влажные препараты, тушки и акрилаты; изобразительные средства: графические таблицы, контуры, аппликации , объемные модели и муляжи.

2. Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой школы.

3. Обеспеченность учащихся измерителями обученности по всем классам и темам.

4. Обеспеченность учащихся комплектами типовых заданий, тестов, контрольных работ, разноуровневых заданий для диагностики выполнения требований базового и повышенного уровня образовательного стандарта

5. Укомплектованность средствами обучения для обеспечения вариативной программы, программы дополнительного образования в рамках функционирования кабинета.

6.Обеспеченность кабинета учебниками по биологии, научной, научно-популярной, учебно–методической литературой для учителя и учащихся.

7.Наличие картотеки по учету учебно–дидактического материала, учебного оборудования, картотека заданий для осуществления индивидуального подхода при обучении, организации самостоятельных работ и упражнений учащихся, проведении контрольных работ.

Требования к оформлению кабинета

Интерьер кабинета должен оказывать положительное эмоциональное воздействие на учителя и обучающихся. Интерьер кабинета должен быть функционально значимым: для оформления используют те материалы, которые постоянно или наиболее часто используются на уроках биологии. Предметы постоянной экспозиции кабинета должны способствовать развитию основных биологических понятий (таких, как уровни организации живого, развитие органического мира, охрана окружающей среды).

1. Наличие периодически сменяющихся экспозиций по ботанике, зоологии, фенологии, достижений биологической науки, краеведческому материалу.

2. Наличие стендового материала с образцами успешного выполнения учащимися требований образовательных стандартов, анализом типичных ошибок, результатами интеллектуальных марафонов, олимпиад, конкурсов, выполнения учащимися творческих заданий.

4. Наличие расписания работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативным занятиям, занятиям с отстающими и одаренными учащимися, консультаций.

5. Организация живого уголка природы или зоодендрария.

6. Создание в кабинете фитодизайна из комнатных растений (не менее 30-40 видов).

7. При подборе растений в кабинете биологии прежде всего следует исходить из того, несколько эти объекты могут быть использованы на уроках и во внеклассной работе. Кроме того, необходимо учитывать роль растений в оформлении интерьера кабинета и их неприхотливость к условиям содержания. Растения целесообразно размещать на стойках, которые крепятся в простенках у края окон или на подставках. Все растения снабжают этикетками, где пишут видовое название, семейство, происхождение растения. Этикетки крепят к цветочному вазону.

1. Оснащение для демонстрации учебных фильмов, диафильмов, диапозитивов (затемнение, экран, подставка под диапроектор, электрооборудование).

2. Оснащение рабочего места учителя (дистанционное управление аппаратурой, затемнением, освещением).

3. Магнитофон и аудиозаписи.

4. Видеомагнитофон и телевизоры, электронный ММК;

5. Оборудование для автоматизированного контроля знаний (ПЭВМ, локальные сети программное обеспечение).

6. Наличие картотеки по фильмам, видеофильмам, диапозитивам, СД-дискам, электронным ММ пособиям.

1. Оснащение кабинета оптическими приборами: микроскопами, лупами, лабораторной посудой, экскурсионным оборудованием (пресс, ботанизирка, сачки, секаторы и др.)

2. Оснащение противопожарным инвентарем и аптечкой;

3. Наличие инструкции по технике безопасности;

4.Наличие журнала вводного и периодического инструктажа по технике безопасности для учащихся.

Документация на паспортизацию кабинета биологии:

Цель: Проанализировать состояние кабинета, его готовность к обеспечению требований стандартов образований, определить основные направления работы по проведению учебного кабинета в соответствии требованиям учебно–методического обеспечения образовательного процесса.

Учебное оборудование для кабинета биологии

Для выполнения программы образовательного стандарта по курсу биологии в образовательных учреждениях (ОУ) выделяется отдельный тематический кабинет. Красиво оформленный увлеченным педагогом, озелененный, уютный, предоставляющий возможности для расширения кругозора, проведения собственных исследований, кабинет биологии часто становится для детей любимым местом в школе.

Во многих ОУ существуют и используются в образовательном процессе живые уголки, где содержатся мелкие животные и растения. Существует также практика выделения небольших земельных участков для организации опытных ботанических посадок, проведения самостоятельных исследований школьниками.

Биология – один из самых интересных и многогранных предметов, для ее изучения требуется много наглядных пособий, дополнительных материалов и современных средств коммуникации, мультимедиа, различных устройств для обработки информации.

Паспорт кабинета биологии

Для лучшего планирования работы учителя, проверки готовности к учебному процессу и соответствия образовательному стандарту, а также учёта имеющегося технического обеспечения, литературы и пособий создается паспорт кабинета биологии. Он обновляется ежегодно, проходит утверждение в администрации ОУ и органах образования. Этот документ должен содержать полную информацию о помещении:

  • ФИО заведующего
  • Инженерно-технические подробности о площади, объеме, освещенности, наличии средств принудительной вентиляции, сантехники и электрификации помещения.
  • План учебного помещения, с указанием количества посадочных мест, мебели и стационарного оборудования.
  • Инвентарные описи имущества, включая пособия и лабораторные принадлежности.
  • Расписание использования.
  • Правила поведения.

Работа кабинета биологии

Здесь проводятся уроки, дополнительные занятия, практические и лабораторные работы.

Кроме того, учащимися ведется творческая деятельность под контролем преподавателя – оформляются тематические стенды, экспозиции, научные исследования и эксперименты.

Подводятся итоги исследований и опытов, проводятся семинары и конференции, готовятся материалы для участия во всероссийских научно-практических конференциях школьников.

Для обеспечения доступа к информации и исследовательской деятельности школьников в кабинете биологии необходимо иметь интернет, библиотеку, лабораторный комплекс, содержащий рекомендованные для образовательной программы технические средства, препараты и посуду.

Согласно требованиям ФГОС необходимо создание автоматизированных рабочих мест для преподавателя и учащихся.

Растения кабинета биологии

Согласно требованиям СанПиН в кабинете биологии не допускается наличие ядовитых и колючих растений. Также, для обеспечения положенного уровня освещенности помещения нежелательно размещение растений на подоконниках.

Опытные педагоги рекомендуют к разведению растения, принадлежащие к различным отделам и семействам, имеющие различные биологические особенности, позволяющие использовать их в качестве наглядных пособий на уроках. Так например, с помощью комнатных растений можно продемонстрировать:

  • Видоизменения корня. Корневища, луковицы, воздушные корни.
  • Листовую мозаику.
  • Виды вегетативного размножения.
  • Анатомические, физиологические, экологические различия некоторых отделов растений – водорослей, папоротникообразных, цветковых.

С помощью комнатных растений школьники под контролем преподавателя могут проводить эксперименты и собственные исследования, способствующие развитию личных качеств учащегося и формированию навыков научно-исследовательской деятельности.

Оформление кабинета биологии

Ответственность за оформление кабинета биологии лежит на администрации ОУ и преподавателе. По согласованию с администрацией ОУ и в соответствии с санитарными нормами и требованиями ФГОС в кабинете производятся ремонты и переоборудования.

Преподаватель отвечает за внутреннее оформление помещения, размещение растений, экспозиций, портретов ученых и прочих материалов. Опытные педагоги рекомендуют использовать в оформлении отдельный стенд, посвященный творческой деятельности и достижениям учащихся, где можно размещать сделанные ими фото, результаты олимпиад и участия в научно-практических конференциях.

Оборудование для кабинета биологии

На данный момент актуальным является перечень учебного оборудования, определенный приказом Минобразования РФ от 27-12-93 529. Согласно этому перечню кабинет биологии должен быть оснащен необходимым количеством наглядных пособий, плакатов, дидактических и раздаточных материалов, лабораторных микроскопов и посуды, муляжей и коллекций.

Кроме того, Минобрнауки распространило рекомендательный перечень 01.04.2005 № 03417, учитывающий существующий уровень развития технологий. В него, кроме вышеперечисленного, входят:

  • Компьютеры и оргтехника
  • Интерактивные доски и другие средства визуализации информации
  • Цифровые биологические лаборатории
  • Цифровые носители информации и средства мультимедиа для ее воспроизведения.
  • Программное обеспечение для создания баз данных, математических моделей, получения и обработки данных.

Техника безопасности в кабинете биологии

В кабинете биологии, оборудованном лабораторным комплексом и техническими средствами необходимо соблюдение правил ТБ.

В помещении должны быть доступные для прочтения учениками правила ТБ, должен вестись журнал ТБ. К лабораторным исследованиям школьники могут быть допущены только после ознакомления с инструкцией по ТБ и правилами пользования электронной и электрической аппаратурой, инструментами.

Школьники могут находиться в помещении только в присутствии преподавателя.

Также должны быть средства пожаротушения и аптечка на случай оказания первой помощи.

Все пособия, реактивы, посуда, инструменты, аппаратура – должны храниться в отдельном помещении или закрытых шкафах.

Требования к кабинету биологии

Основные требования определяются:

  • Санитарными нормами для общеобразовательных учреждений.
  • Образовательным стандартом и нормативными актами Минобразования.
  • Внутришкольными нормативными актами.

Кабинет биологии должен быть безопасен для учёбы, практических и лабораторных исследований. Оснащение помещения должно полностью обеспечивать выполнение образовательной программы, отвечать требованиям ФГОС.

Современный образовательный стандарт требует максимальной доступности научной информации, возможностей получения знаний как самостоятельно, так и с помощью преподавателя. Для этого необходимо наличие современных средств коммуникации, аппаратных возможностей для обработки информации.

Во многих школах разрабатываются Положения о предметных кабинетах, в которых излагаются нормы и правила использования помещения, требования к оснащенности пособиями, научно-методической и справочной литературой, техническими средствами. Обязательно прописываются санитарные нормы, правила ТБ и охраны труда, необходимость паспортизации помещения и ответственные за их выполнение.

Читайте также: