Праздный разговор краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Салтыков-Щедрин по праву признан лучшим сатириком девятнадцатого века. Это писатель, соединивший в своем творчестве такие направления, как беллетристика и журналистика. Он продолжил традиции Свифта и Рабле, направил по верному пути Булгакова, Зощенко и Чехова.

Начал писать Салтыков-Щедрин еще в юном возрасте. Первое произведение было написано им в возрасте шести лет и на французском языке. А первая публикация датирована мартом одна тысяча восемьсот сорок первого года.

Ответ:

Каждая сказка Салтыкова-Щедрина содержит в себе глубинную мудрость, поэтому ҹитателю все произведения кажутся удивительно интересными и поуҹительными. Сказки Салтыкова-Щедрина заставляют нас улыбнуться, ведь их сюжеты оҹень забавны, bio юмор далеко не главное в них. Основная цель автора показать несправедливость устройства мира и общества; подсказать ҹеловеку ответ на тот или иной злободневный вопрос. И ҹитатель продолжает переҹитывать сказки этого автора, удивляясь их актуальности и по сей день.

Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил наверняка запомнилась всем, кто проҹел ее хотя бы раз в жизни. Любой школьник или взрослый ҹеловек без труда вспомнит ее сюжет. Оказавшиеся на острове генералы едва не погибли с голоду. И спасителем их оказался самый обыкновенный мужик-крестьянин. В ҹем глубинная мудрость сказки? Генералы в данном слуҹае олицетворяют правящий класс, обладающий деньгами и властью. Мужик это народ, который своим трудом, потом и кровью делает существование сильных мира сего благополуҹным и комфортным. Но разве не ҹудовищно-несправедливо устроено общество, когда совершенно бесполезные генералы наслаждаются плодами чужого труда? А мужик работает не покладая рук, при этом не получает ровным счетом никакой благодарности. Генералы воспринимают его старания как нечто само собой разумеющееся.

Салтыков-Щедрин рисует в сказках столь яркие картины, что у читателя не остается ровным счетом никаких сомнений по поводу того, на чьей стороне автор. Писатель с едкой сатирой высмеивает пороки правящего класса, показывает истинное лицо его представителей, поражающее своей убогостью и глупостью. Например, сказка Дикий помещик повествует о том, как один помещик решил избавиться от простых людей и сделать благодаря тому собственную жизнь счастливой.

Бог исполнил его молитвы и убрал мужиков из имения. Во что же превратилась жизнь этого помещика?

Постепенно в его усадьбе и имении произошло полнейшее запустение, а сам он стал диким в прямом смысле. Эта сказка снова наводит нас на мысли о том, насколько велика роль простых людей в достижениях цивилизации. Правящий класс, имеющий титулы и деньги, оказывается совершенно беспомощным в решении самых простых вопросов. Автор с едкой иронией высмеивает чванство и высокое мнение о себе генералов и помещиков. Они уверены, что мир создан только для них и что простой народ существует лишь для того, чтобы выполнять их прихоти. Но стоит только волею судьбы лишиться помощников, как представители правящего класса мгновенно деградируют, как это произошло с генералами, когда на острове от голода они едва не съели друг друга, или с диким помещиком, который без должного надзора и ухода превратился в дикое и безобразное существо.

В сказках Салтыкова-Щедрина ҹасто действуют животные, рыбы, птицы. Но ҹитатель ясно видит в них ҹеловеҹеские ҹерты, желания, привыҹки. И так легко провести аналогию между премудрым пескарем и людьми, которые всю свою жизнь только и делают, ҹто пряҹутся от трудностей, не замеҹая, ҹто тем самым лишают свое существование смысла, делая его пустым, а себя несҹастными.

Объяснение:

Помещик все более дичал, а близлежащая местность все больше приходила в запустение без мужика. Но потом над ней пролетал косяк мужиков и высадил свой десант на эту землю. Снова появились продукты, снова жизнь пошла, как надо.

Помещик к тому времени ушел в леса. За изгнание мужика помещика осуждали даже лесные звери. Такие дела. Закончилось все хорошо. Помещика изловили в лесах, подстригли и даже научили снова пользовался носовым платком, но он все равно скучал по воле. Жизнь в поместье его угнетала теперь. Так можно закончить краткое содержание. Салтыков-Щедрин сказки создавал правдивые и наполненные моральным смыслом.

Главный герой сказки – пескарь (небольшая рыба). Молодой пескарь живет в реке среди множества других водных обитателей. Он хорошо знает, что жизнь в реке полна опасностей. Такая маленькая рыбка, как пескарь, может быть съедена большой рыбой, может быть поймана рыбаками и т.д.

Чтобы не стать ничьей добычей, молодой пескарь решает жить незаметно. Он устраивает себе нору. Днем он сидит и дрожит в норе. По ночам, когда все спят, он выходит на прогулку. В полдень, когда вся рыба сыта, пескарь выбирается из норы, чтобы добыть еду. Иногда, не найдя пищи, он сидит в норе голодный.

В конце концов пескарь не женится и не заводит детей. Он ни с кем не дружит, не общается с родственниками, нигде не бывает и не развлекается. Так пескарь проводит более 100 лет. Наконец он чувствует, что умирает.

Больной и старый пескарь наконец понимает, что прожил пустую, бессмысленную жизнь. Он хочет выйти днем из норы, но страх ему не дает это сделать. Окружающие рыбы считают пескаря дураком и остолопом. В конце концов пескарь погибает. Возможно, он становится добычей щуки или рака. Но скорее всего, он просто умирает от старости.

Сказки Салтыкова-Щедрина: общая характеристика и анализ

Свои первые три сказки писатель создал в 1869 году, но интенсивная работа в этом жанре протекала с 1883 по 1886 годы; создано было за это время 28 сказок из общего числа 32.

Среди прочих причин, побудивших Салтыкова-Щедрина обратиться всерьез к этому жанру, было желание донести свое слово непосредственно до народа, так как жанр сказки, ее образная система хорошо знакомы каждому русскому человеку с раннего детства.

Специфической особенностью сказок Салтыкова-Щедрина является то, что они содержат в себе проблемы и образы всего творчества писателя, в них отразилось идейно-тематическое богатство его сатиры, и они являются своеобразной, но органической частью творческого наследия художника.

Острая насмешка над утопическими иллюзиями сочетается с почти открытой пропагандой социалистических идей, и образ Карася не так уж прост: при всей своей наивности он в своих убеждениях последователен и, более того, готов к самопожертвованию.

Выбор образов, конечно, не случаен: корреспонденции в газеты пишут зайцы, медведи ездят в командировки, о конституции рассуждают рыбы.

При этом герои эти не условные, а полновластные художественные образы, полностью сохраняющие не столько облик, сколько свойства, повадки, которыми наделил народ именно этих животных.

Краткое содержание сказок Салтыкова-Щедрина за 2 минуты

Пояснения к опорной схеме.

1869, 1880–1886 гг. Первые три сказки опубликованы в 1869 году, остальные – на протяжении 1880–1886 годов. Создавались в эпоху реакции. Форма сказки избрана потому, что простому читателю этот жанр наиболее понятен и близок.

Особенности: писатель надевает маску сказителя, добродушного, бесхитростного балагура. За маской же скрывается саркастическая усмешка человека, умудрённого горьким жизненным опытом. Жанр сказки служит писателю своеобразным увеличительным стеклом, позволяющим выпукло представить читателю свои многолетние жизненные наблюдения.

Фантастика – форма, которую сатирик наполняет взятым из реальной жизни конкретным содержанием. И фантастика, и эзопова речь служат для реализации поставленной им перед собой задачи.

Излагаются события реальной действительности, показаны традиционные отношения барина и мужиков. С одной стороны – помещик-паразит (паразитизм помещика), с другой – труженики, кормильцы страны и в то же время – мученики.

Значение сказок.

Сказки – итог многолетних наблюдений писателя. Чтобы по-настоящему оценить их и понять, достаточно прочитать заключение цензора Лебедева: «…

Сказки направлены против общественного строя, порождающего паразитизм одних, нищету, бесправие – других, лишающего человека нравственных начал.

Обыватель –

  1. Постоянный житель какой-нибудь местности (устар.).
  2. Человек, лишённый общественного кругозора, с костными, мещанскими взглядами…
  • Итак, первое значение слова, как указывает словарь, устарело. А второе? Живёт? И вы можете это доказать?

В одних сказках действующие лица – представители животного мира, нарисованные зоологически верно, но в то же время являющиеся аллегорическими персонажами, олицетворяющие определённые классовые отношения в обществе. В других сказках героями являются люди, но и здесь сохраняется иносказание. Поэтому сказки не теряют своего аллегорического смысла.

Салтыков-Щедрин: краткое содержание небольших сказок

Баран-непомнящий

Богатырь — герой сказки, сын Бабы-Яги. Отправленный ею на подвиги, вырвал с корнем один дуб, другой перешиб кулаком, а увидев третий, с дуплом, залез туда и уснул, устрашая окрестности храпом. Слава его была велика. Богатыря и боялись, и надеялись на то, что он во сне сил наберется.

Но проходили века, а он все спал, не приходя своей стране на помощь, что бы с ней ни случилось. Когда же при вражеском нашествии к нему подступились, чтобы выручил, то оказалось, что Богатырь давно мертв и сгнил.

Его образ столь явно был нацелен против самодержавия, что сказка оставалась не напечатанной вплоть до 1917 г.

Дикий помещик

На ГлавнуюГДЗ:
Английский язык Алгебра Геометрия Физика Химия Русский язык Немецкий язык

Подготовка к экзаменам (ЕГЭ) Программы и пособия Краткое содержание Онлайн учебники Шпаргалки Рефераты Сочинения Энциклопедии Топики с переводами

АВТОРЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Баран-непомнящий — герой одноименной сказки. Стал видеть

неясные, волновавшие его сны, заставлявшие подозревать, что «мир не

Объясняя случившееся, овчар Никита предположил, что покойный

Богатырь — герой одноименной сказки, сын бабы-яги. От-

правленный ею на подвиги, вырвал с корнем один дуб, другой перешиб

кулаком, а увидев третий, с дуплом, залез туда и

уснул, устрашая окрестности храпом. Слава его была велика. Б. и

боялись, и надеялись на то, что он во сне сил наберется. Но проходили

века, а он все спал, не приходя своей стране на помощь, что бы с ней ни

случилось. Когда же при вражеском нашествии к нему подступились,

чтобы выручил, то оказалось, что Б. давно мертв и сгнил. Его образ

столь явно был нацелен против самодержавия, что сказка оставалась не

напечатанной вплоть до 1917 г.

Генералы — персонажи «Повести о том, как один мужик двух

острове в одних ночных рубашках и с орденами на шее. Ничего не

умели и, оголодав, чуть не съели друг друга. Одумавшись, решили

искать мужика и, найдя, потребовали, чтобы он кормил их. В

дальнейшем жили его трудами, а когда соскучились, он же соорудил

возвращении в Петербург Г. получили накопившуюся за минувшие

годы пенсию, а своему кормильцу пожаловали рюмку водки и пятак

Дикий помещик — герой одноименной сказки. Начитавшись

услышал слезные крестьянские молитвы, и «не стало мужика на всем

принять, ни самому не поесть, ни даже пыль с зеркала вытереть, да и

отступал и в результате одичал, стал передвигаться на четвереньках,

утратил человеческую речь и уподобился хищному зверю (однажды

чуть самого исправника не задрал). Обеспокоившись отсутствием

податей и оскудением казны, начальство повелело «мужика изловить и

привели его в более или менее приличный вид.

трезвостью, видя всюду распрю и одичалость. Над рассуждениями

Карася иронизирует, уличая его в совершенном незнании жизни и в

непоследовательности (Карась возмущается Щукой, но сам ест

ракушек). Однако признает, что «все-таки с ним одним по душе

подтверждает его правоты.

Здравомысленный заяц — герой одноименной сказки, «так здраво

Лисой, которая, наскучив его речами, съела его.

Карась-идеалист — герой одноименной сказки. Живя в тихой

заводи, благодушествует и лелеет мечты о торжестве добра над злом и

даже о возможности урезонить Щуку (которой отродясь на видывал),

что она не имеет права есть других. Ест ракушек, оправдываясь тем, что

своими речами, на первый раз был отпущен с советом: «Поди

на допросе Окунем, а в третий раз Щука так удивилась его возгласу:

черты современного писателю либерализма.

Кисель — герой одноименной сказки, «был до того разымчив и

Господа до того им пресытились, что и свиньям есть предоставляли, так

В гротескном виде здесь отобразились и крестьянская покорность, и

послереформенное оскудение деревни, ограбленной уже не только

Коняга — герой одноименной сказки, «обыкновенный мужицкий

поле раздолье, поэзия, простор; для К. оно — кабала… Для всех природа

эту сказку со стихотворением в прозе. В образе К. воплощена судьба

русского крестьянства (стоит сравнить эту сказку с буднями

но из опасливости все более умерял свои идеалы и стремления. Сначала

утешаясь соображением: «Сегодня я в грязи валяюсь, а завтра выглянет

Орел-меценат — герой одноименной сказки. Окружил себя целым

придворным штатом и согласился даже завести науки и искусства.

Однако вскоре ему это надоело (впрочем, Соловья прогнали сразу), и он

жестоко расправился с Совой и Соколом, пытавшимися обучить его

грамоте и арифметике, историка Дятла заточил в дупло и т. д.

Премудрый пискарь — герой одноименной сказки, «просвещенный,

отца об опасности угодить в уху и сделал вывод, что «надо так прожить,

завел ни друзей, ни семьи, жил-дрожал, удостоившись под конец даже

пискаря в гиперболизированной форме выражает смысл или, скорее,

всю бессмыслицу трусливых попыток «посвятить себя культу

Положилова и других щедринских героев. Характерно и замечание,

от него ведущий праздную жизнь. Олицетворение поместного

дворянства. Рассуждения пустоплясов о Коняге как о воплощении

представляют собою, как писал современный писателю критик,

мальчик. После проповеди о необходимости жить по

правде, сказанной, как вроде бы мимоходом о, С. решил так и поступать. Но и мать, и сам священник, и

Нынче этого нет, а было такое время, когда и между сановниками вольтерьянцы попадались. Само высшее начальство этой моды держалось, а сановники подражали.

Вот в это самое время жил-был губернатор, который многому не верил, во что другие, по простоте, верили. А главное, не понимал, для какой причины губернаторская должность учреждена.

Напротив, предводитель дворянства в этой губернии во все верил, а значение губернаторской должности даже до тонкости понимал.

И вот, однажды, уселись они вдвоем в губернаторском кабинете и заспорили.

- Между нами будь сказано, решительно я этого не понимаю, - сказал губернатор. - По моему мнению, если бы нас всех, губернаторов, без шума упразднить, то никто бы и не заметил.

- Ах, вашество, как вы так выражаетесь! - возразил ему удивленный и даже испуганный предводитель.

- Разумеется, я это конфиденциально… но ежели говорить по совести, то опять-таки повторяю: положительно я этого не понимаю! Представьте себе: живут люди мирно, бога помнят, царицу чтут - и вдруг к ним… губернатор!! Откуда? как? что за причина?

- А та и причина, что власть! - урезонивал его предводитель, - нельзя без оной. Вверху - губернатор, посередке - исправник, внизу - тысяцкий. А по бокам - предводители, председатели, воинство…

- Не случилось, но может случиться, вашество!

- Не верю-с. Ежели люди живут в свое удовольствие - зачем для них тысяцкий? Ежели они тихим манером нужды свои справляют, бога помнят, царицу чтут - что тут случиться может, кроме хорошего? И что тысяцкий может в данном случае устранить или присовокупить? Даст бог урожай - будет урожай; не даст бог урожаю - и так как-нибудь проживут. При чем тут тысяцкий? разве он может хоть колос единый в снопе убавить или прибавить? - Нет, он налетит, намутит, нашумит, да, того гляди, в заключение, еще в острог кого-нибудь посадит. Только и всего.

- Ну, не даром же посадит, а тоже за что-нибудь!

- Ах, вашество, ведь и тысяцкие разные бывают! Вот у нас, например…

- Нет, вы меня выслушайте. Я не об личностях веду речь и не парадоксами перед вами щегольнуть хочу. Я по опыту эту музыку знаю и даже на самом себе могу пример показать. Уезжаю я, например, из губернии - и что вдруг случилось? Не успел я за заставу отъехать, как вдруг во всей губернии наступило благорастворение воздухов. Полициймейстер - не скачет, квартальные - не бегут, городовые - не усердствуют. Даже и простецы, которые и о существовании моем досконально не знают, и те чувствуют, что из их жизни исчезла какая-то запятая, от которой им во всех местах больно было. Что сей сон означает? - спрашиваю я вас. А то, государь мой, что мой заступающий не все то может сделать, что я могу и что, следовательно, и служащим, и обывателям на всю эту разницу легче стало. Но вот я возвращаюсь опять к своему посту. Шум, треск, езда, беготня… Кто в фуражке ходил - бежит в треуголке; кто в полном удовольствии месяц прожил - снова приходит в унылость; все видят впереди бесконечную распостылую канитель… Да, впрочем, что же много об этом толковать! вы и на себе наверное хоть отчасти да испытали…

- Уж вы, Арефий Иваныч, коли что случится, гонца пришлите!

- Чему случиться! с богом!

- Ну, так прощайте; Капитолине Сергеевне кланяйтесь. Пошевеливай!

Только его и видели.

- Есть тот грех, - сказал он, - только все-таки не оттого… Просто отдохнуть хочется… вот и пользуешься.

- Или насчет торгов, ремесел, промыслов: сапожное там ремесло, огороднический промысел; в одном месте рогожки ткут, в другом - косы, серпы куют: зачем? почему? Где раки зимуют?

- Вашество! - прервал предводитель расходившегося губернатора, - да ведь я - обыватель здешний, а и я этого ничего не знаю!

- Да, по нынешнему времени, всего ожидать можно.

- Н-да, а между тем капуста у нас…

- Из Поздеевки - это верно; там и морковь, и репа - всякий овощ. Так-то всегда у нас. Мы по Эмсам да по Мариенбадам воду пить ездим, а у нас, в Поздеевке, своя вода есть, да еще лучше, потому что от мариенбадской-то воды желудок расстраивается.

- А скажите-ка, кто поздеевскую-то капусту завел? Небось губернатор? как бы не так! Мужичок, сударь. Побывал во времена оны какой-нибудь поздеевский Семен Малявка в Ростове, посмотрел, как тамошние мужички капустную рассаду разводят, да и завел, воротясь домой, у себя огородец, а глядя на него, и другие принялись.

- Это так точно, вашество, - вынужден был согласиться предводитель.

- И все у нас промыслы как-то местом ведутся. Тут - благодать, а рядом - нет ничего. Представьте себе, около этой самой Поздеевки деревня Развалиха есть, - так там об огородах и слыхом не слыхать, а все мужички до одного шерстобиты. Летом землю общим крестьянским обычаем работают, а зимой разбредутся кто куда и шерстобитничают. И тоже не губернатор завел, а побывал простой мужик Абрамко в Калязинском уезде и привез оттуда.

-Вот и понимайте теперь. Капуста, огурцы, шерстобитничество, сапоги, рогожи… все они, все обыватели! Вы думаете, у вас, в Растеряевке, колокольню кто построил? губернатор? Ан нет, купец Поликарп Агеев Параличев ее построил, а губернатор только на освящении был да пирог с визигой ел.

- А переславских сельдей кто первый коптить начал?

- Тоже верно. Не губернатор.

- А семгу-порог? а Кольскую морошку? а ржевскую и коломенскую пастилу? Губернатор? а?

- Позвольте, вашество! но ведь, кроме огородничества и бакалеи, есть и других предметов достаточно…

- Подати, например… Собирать их, взыскивать…

- А что такое подати? слыхали?

- Подати… это, так сказать, свидетельство принадлежности… - начал было предводитель, но запутался и умолк.

- Да, это так точно. И нагамят, и нашумят, и даже под рубашку заглянут; а какой в том результат - сами не знают! - грустно подтвердил предводитель.

Оба собеседника на минуту задумались.

- А народное продовольствие?

- И вам не совестно? - вместо ответа спросил его в упор губернатор.

Предводитель покраснел. Он вспомнил, как в начале года он, в качестве председателя земской управы, разъезжал по волостям и т. д. Вспомнил и застыдился.

- Так неужто же наконец… - воскликнул он и вдруг нечто вспомнил, - позвольте! вот вам предмет: содействие к соединению общества!

- Какого такого общества?

- Гм… так вы думаете, что я соединяю здешнее общество?

- И вы, вашество, и супруга ваша… Лукерья Ивановна.

Собеседники окончательно умолкли. И, может быть, им пришлось бы очень неловко, если б на выручку не явился из губернского правления казначей.

Это было 30-е число месяца. В этот день, как известно, производилась некогда получка жалованья, и казначеи всех ведомств являлись к начальникам с денежными книгами, которые очищались расписками в получении.

Губернатор принял от казначея пачку, не торопясь, пересчитал деньги, положил их на стол и расписался.

- Да-с! Это-с. Именно оно самое… это-с!

Читать сюжет сказки Праздный разговор

У каждого из них есть свое воззрение на мировое устройство. У каждого своего представления о том, как должна быть устроена вертикаль власти, все это зависит от того, какую должность они занимают.

Представитель дворянства настаивает на том, что общественное движение должно решать политические вопросы, таким образом они смогут учитывать пожелания общественности. Тогда бы управление было простым и понятным для всех остальных людей.

В таком случае губернатор не понимает, зачем столько управляющих, которые будут решать различные вопросы на местах.

При этом автор показывает, что если высокопоставленный чиновник приезжает в город, то начинается суматоха, которая показывает всю ничтожность населения, желания присмыкатся перед высокопоставленными чиновниками и желанием им угодить во всем. Таким образом, система никогда не меняется, все стараются угодить властям, поставленным выше остальных.

Праздный разговор

Несколько интересных материалов

Действие рассказа разворачивается в церкви. Пожилая женщина, пришедшая в храм, хотела заказать молебен за здравие и упокой своих родных и близких людей.

Действующий гражданский советчик Жмыхов готовится к празднованию своего юбилея. Праздничную речь, желая отличного здоровья и еще долгой службы вместе, говорит титулярный советчик Кратеров.

Как это не парадоксально, но крупные злодеяния попадают на скрижали Истории, а маленькие злодейства порицаются и презираются. Старый служака Топтыгин 1-й, произведённый Львом в чин майора, желал на эти скрижали попасть путём кровопролития.

Рыцарь Альбер приказывает своему слуге Ивану подать шлем. Шлем безнадежно испорчен, он насквозь пробит копьем. Иван успокаивает хозяина, он говорит ему, что рыцарь Делорж

Микропересказ : Губернатор утверждал, что он бесполезен. Предводитель дворянства спорил, но губернатор отверг все аргументы. Предводитель спросил, что же такое его жалование, а губернатор ответил, что это воздаяние.

Однажды губернатор и предводитель дворянства одной губернии поспорили.

👴🏻 Губернатор — воль­но­думец, ничему не верит и во всём сомне­ва­ется.

👨🏻‍🦳 Предводитель дворянства — мыслит тради­ци­онно, уважает началь­ство.

Губернатор утверждал, что не понимает, зачем существует его должность. Он приводил примеры из жизни, которые подтверждали, что без начальства народу живётся гораздо лучше.

Предводитель дворянства возражал, что должности губернатора, исправника, тысяцкого, предводителя, председателя и воинство нужны на случай непредвиденных происшествий. Но губернатор считал, что ничего плохого у обычных людей произойти не может, а если и произойдёт, начальство вряд ли сможет чем-то помочь.

Даст бог урожай — будет урожай; не даст бог урожаю — и так как-нибудь проживут. При чём тут тысяцкий? разве он может хоть колос единый в снопе убавить или прибавить?

Губернатор рассказал, что как только он выезжает за пределы губернии, там наступает благодать, и даже простые люди чувствуют, что жизнь стала приятнее и проще.

Предводитель дворянства ответил, что отъезд начальства воспринимается людьми как отдых, поэтому всем и становится легче жить. Но губернатор продолжил спорить, что в отдыхе нет ничего плохого, и людям незачем ждать отъезда губернатора, чтобы отдохнуть. Губернаторов даже хвалят так: говорят, что они никому не мешают. И самое лучшее, что может сделать занимающий эту должность человек — бездействовать.

Дальше губернатор принялся утверждать, что все полезные вещи делают мужики или купцы. Выводят новые породы растений, например, коптят рыбу или строят колокольни. А губернатор даже не в курсе, хотя должен всё о своей губернии знать.

Тогда предводитель дворянства наконец нашёл пример дела, которое не может делать никто, кроме начальства: сбор подати. Но губернатор опроверг и этот аргумент, сказав, что подати часто бывает не с чего собирать, например, в случае неурожая.

Не подошли и нравственность, народное просвещение, науки и искусства. Предводитель даже не стал приводить их в пример. Заикнулся было о народном продовольствии, но тут же застыдился и умолк.

Потом предводитель дворянства сказал, что губернатор содействует соединению общества. Но губернатор сказал, что это никому не нужно. Исчерпав аргументы, собеседники замолчали, и тут пришёл казначей, ведь был день, когда выдавали жалованье.

Губернатор принял пачку денег, пересчитал их и расписался в получении. Предводитель указал на деньги и спросил, что же тогда такое жалование. Как бы очнувшись, губернатор сказал, что это воздаяние.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Михаил Салтыков-Щедрин Праздный разговор

Праздный разговор: краткое содержание, описание и аннотация

Михаил Салтыков-Щедрин: другие книги автора

Кто написал Праздный разговор? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Михаил Салтыков-Щедрин: История одного города

История одного города

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Михаил Салтыков-Щедрин: За рубежом

За рубежом

Михаил Салтыков-Щедрин: Орёл-меценат

Орёл-меценат

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Праздный разговор — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

– Или насчет торгов, ремесл, промыслов: сапожное там ремесло, огороднический промысел; в одном месте рогожи ткут, в другом – косы, серпы куют: зачем? почему? Где раки зимуют?

– Вашество! – прервал предводитель расходившегося губернатора, – да ведь я – обыватель здешний, а и я этого ничего не знаю!

– Да, по нынешнему времени, всего ожидать можно.

– Н‑да, а между тем капуста у нас…

– Из Поздеевки – это верно; там и морковь, и репа – всякий овощ. Так‑то всегда у нас. Мы по Эмсам да по Мариенбадам воду пить ездим, а у нас, в Поздеевке, своя вода есть, да еще лучше, потому что от мариенбадской‑то воды желудок расстраивается.

– А скажите‑ка, кто поздеевскую‑то капусту завел? Небось губернатор? как бы не так! Мужичок, сударь. Побывал во времена оны какой‑нибудь поздеевский Семен Малявка в Ростове, посмотрел, как тамошние мужички капустную рассаду разводят, да и завел, воротясь домой, у себя огородец, а глядя на него, и другие принялись.

– Это так точно, вашество, – вынужден был согласиться предводитель.

– И все у нас промыслы как‑то местом ведутся. Тут – благодать, а рядом – нет ничего. Представьте себе, около этой самой Поздеевки деревня Развалиха есть, – так там об огородах и слыхом не слыхать, а все мужички до одного шерстобиты. Летом землю общим крестьянским обычаем работают, а зимой разбредутся кто куда и шерстобитничают. И тоже не губернатор завел, а побывал простой мужик Абрамко в Калязинском уезде и привез оттуда.

– Вот и понимайте теперь. Капуста, огурцы, шерстобитничество, сапоги, рогожи… всё они, всё обыватели! Вы думаете, у вас, в Растеряевке, колокольню кто построил? губернатор? Ан нет, купец Поликарп Аггеев Параличев ее построил, а губернатор только на освящении был да пирог с визигой ел.

– А переславских сельдей кто первый коптить начал?

– Тоже верно. Не губернатор.

– А семгу‑порог? а Кольскую морошку? а ржевскую и коломенскую пастилу? Губернатор? а?

– Позвольте, вашество! но ведь, кроме огородничества и бакалеи, есть и других предметов достаточно…

– Подати, например… Собирать их, взыскивать…

– А что такое подати? слыхали?

– Подати… это, так сказать, свидетельство принадлежности… – начал было предводитель, но запутался и умолк.

Читайте также: