Операция шаровая молния краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

70-е годы стали звёздным часом современных террористов. Знаменитые спецподразделения контртеррора вроде немецкой GSG-9 или советской "Альфы" только создавались. Поэтому теракты в разных концах света сыпались как из рога изобилия. Но именно к 70-м годам относится одна из самых ярких и эффектных операций спецназа против террористов во всей мировой истории.

Воскресенье, 27 июня 1976 года. В аэропорту Афин приземляется самолёт компании "Эйр Франс", следующий из Бахрейна. С борта сходят четыре человека — парочка из Германии, и два араба. Они как будто не знали друг друга, однако все четверо ожидали одного и того же рейса — лайнера из Тель-Авива, который приземлился в Афинах, чтобы оттуда лететь в Париж. Обычные люди, не привлекающие к себе внимания. Работавших в этот день в аэропорту гораздо больше беспокоила идущая забастовка работников наземных служб авиации, чем какие-то туристы. Досмотр не велся. Немцы и арабы спокойно заняли свои места в двух противоположных концах лайнера среди 230 пассажиров.

Захват

В действительности все паспорта этих четверых были поддельными, а в пакетах с надписью Duty Free лежал целый арсенал — пистолеты, автоматы, гранаты, пластит. Оба немца относились к "Революционным ячейкам" — леворадикальной группе в ФРГ, а оба араба — к "Народному фронту освобождения Палестины". Парижский рейс стал мишенью совместной акции двух террористических групп. Возглавлял налёт молодой человек по имени Вильфрид Бёзе. Как часто бывает, он считал себя идеалистом, и ради торжества справедливости был готов смело шагать по трупам.

Самолет Air France Airbus; Вильфрид Бёзе. Коллаж © L!FE Фото: © AP, twitter.com/TristanVX

Как только самолёт набрал высоту, террористы начали действовать. Немцы вломились в кабину пилотов, размахивая пистолетами; арабы взяли на мушку пассажиров. Никакого сопротивления никто не оказывал, самолёт был захвачен практически мгновенно. Позже одна из пассажирок вспоминала, что даже не поняла, что творится, пока стюардессы не попадали в проход с руками за головой.

Террористы тут же приступили к досмотру пассажиров. Мужчин отделили от женщин, заложников поодиночке обыскали. Террористов интересовали в первую очередь граждане Израиля, которых на борту находилось более 80. Пилотов под угрозой оружия заставили развернуть самолёт: вместо Парижа лайнер направлялся в ливийский Бенгази.

Как только в Израиле узнали о захвате, привели в боевую готовность части спецназа. Но пока было неясно, куда им выступать и что делать. Вопреки репутации "Моссада" как всевидящей и почти всемогущей разведывательной службы, как выяснилось, представления о Бенгази, службе безопасности аэропорта и даже о его устройстве у разведки были крайне туманны.

Пока чиновники обсуждали, что предпринять, на борту шла сегрегация. Террористы заставили пассажиров сдать документы и начали отделять евреев. Вся эта процедура проходила в жуткой духоте. Многим пассажирам уже делалось плохо от нехватки свежего воздуха. Одна из женщин, Патрисия Мартел, находящаяся на последних неделях беременности, упросила террористов отпустить её. Поразмыслив, Бёзе согласился: внезапные роды на борту создали бы ему проблему.

План спасения

Мартел оказалась первой, кто сообщил какие-то внятные сведения о террористах. Бёзе перенаправил самолёт к новому пункту назначения — в Уганду. Тамошний диктатор Иди Амин согласился принять борт с заложниками и террористами.

Мотивы Амина сложно объяснить. Пришедший к власти в результате переворота, этот тип отличался неуравновешенным характером, завёл в стране эскадроны смерти, учинившие разнузданный террор против политических противников и вообще всех, кто вызывал недовольство; мог застрелить человека просто из хулиганских побуждений и ко всем прочим добродетелям ел человечину. Словом, Амин был образцовым безумным диктатором и разрешение использовать свою страну в качестве базы для теракта было просто ещё одной выходкой в длинном ряду подобных. Лайнер летел в аэропорт Энтеббе, что на берегу озера Виктория. В Уганде террористов ждали ещё четверо палестинцев, а безопасность захватчиков обеспечивал батальон местной армии. По приземлении заложников вывели из самолёта и собрали в заброшенной аэродромной постройке.

Премьер-министр Израиля Ицхак Рабин. Фото: © AP Photo/Max Nash

Премьер-министр Израиля Ицхак Рабин. Фото: © AP Photo/Max Nash

Узнав, где находятся заложники, премьер-министр Израиля Ицхак Рабин собрал глав силовых ведомств и велел начать разработку плана спасения. Решающую роль в операции должна была сыграть группа "Сайерет Маткаль", спецназ Генштаба при помощи ещё нескольких армейских подразделений. Однако задача, стоящая перед ними, выглядела чрезвычайно трудно решаемой. Уганда — это не ближний свет, до Израиля от Энтеббе около 4 тысяч километров. А драться предстояло не только с террористами, а ещё и с солдатами, к тому же требовалось вытащить заложников живыми.

Диктатор Иди Амин; Аэропорт Энтеббе. Коллаж © L!FE Фото: © AP, Wikipedia.org

Террористы обнародовали требования: 5 миллионов долларов и освобождение 53 боевиков разных террористических групп, главным образом, находящихся в тюрьмах Израиля. Среди сидельцев, которых требовали освободить, были настоящие отморозки, ранее убившие множество людей. Преступники предупредили, что если их требования не выполнят, с 4 июля заложников начнут убивать.

Правда, кроме выдвижения требований, 29 числа террористы сделали неоценимый подарок спецслужбам. Захватчики освободили большую часть заложников — всех, кроме израильтян и экипажа самолёта — авиаторы решили остаться с заложниками в знак солидарности. Во время этой сепарации один из заложников сказал Бёзе, что прошел Аушвиц. Тот ответил: "Я не нацист, я идеалист".

Освобождённых заложников отправили в Париж. Так что теперь количество людей, которых было необходимо освободить, уменьшилось до 106. К тому же на свободе оказалось множество людей, знакомых с обстановкой в аэропорту Энтеббе, знающих, каков режим охраны, сколько террористов, где они находятся, как выглядит изнутри здание, где их держали. Вопрос о выполнении требований террористов быстро сняли с повестки: стоял вопрос только о том, как именно провести силовую операцию. Для того чтобы потянуть время, Рабин объявил о готовности к обмену заложников на заключённых и вступил в контакт с захватчиками.

Операция "Шаровая молния"

Команду по разработке плана спасения возглавил полковник Эхуд Барак — будущий премьер-министр. Он порывался лично возглавить акцию, но полковника убедили, что в штабе от него будет больше толку, чем в поле, и в Уганду полетел командир "Сайерет Маткаль" Йонатан Нетаньяху (брат известного политика).

Эхуд Барак. Фото: © AP/Jan Bauer

Эхуд Барак. Фото: © AP/Jan Bauer

Израильтяне нашли строительную фирму, когда-то возводившую здание аэропорта Энтеббе, у них имелись спутниковые снимки аэродрома. Кроме того, к делу подключили всех, кто когда-либо работал в Уганде, вплоть до туроператоров. Специально назначенные офицеры опрашивали освобождённых заложников. Среди прочего один из бывших пленников, отставной офицер, сообщил чрезвычайно ценные данные, в первую очередь — об отсутствии мин в здании старого терминала, где держали заложников.

В конечном итоге руководству государства предложили несколько планов операции. Предполагался парашютный десант, операция с акватории озера Виктория — при помощи соседней Кении, согласившейся предоставить свою территорию; и наконец, высадка посадочным способом с последующим вылетом домой. Предлагали даже высадить в Викторию боевых пловцов, которые бы добрались до аэропорта. Первоначально высадка с озера рассматривалась как основной вариант. К счастью, кому-то из штабистов пришло в голову уточнить, нет ли каких-нибудь сюрпризов в самом озере. Когда штабисты услышали ответ от офицеров на месте, у них волосы встали дыбом: в озере было полно крокодилов. Рисковать съедением собственной штурмовой группы израильтяне не стали.

Оставался единственный вариант: нападение с воздуха. Итоговый план не просто отдавал авантюрой, а выглядел настоящей русской рулеткой. Предполагалось посадить в Энтеббе тяжелый транспортный самолёт, в котором будет спрятан автомобиль, похожий на машину Иди Амина, и штурмовая группа… замаскированная под негров. Поддельные негры в угандийской форме с поддельной машиной и поддельным диктатором должны были одним броском преодолеть расстояние до здания, где держат заложников.

3 июля в Кению вылетела целая эскадрилья самолётов. Тяжёлые транспортные "геркулесы" везли спецназовцев, транспорт и снаряжение. Отдельный "боинг" использовался в качестве летающего командного пункта, и ещё один нёс медиков и их оборудование. Самолёты шли в режиме строгого радиомолчания. Кения согласилась помочь только при условии строгой конспирации.

Пока самолёты находились в воздухе, пока дозаправлялись в Найроби, пока штабисты вносили последние поправки в план, Иди Амин переживал свой звёздный час. С ним вели переговоры (в действительности ничего не значащие), ему безудержно льстили, короче говоря, диктатору создавали максимально комфортную, расслабляющую среду. Амин корчил героя, уверял, что освобождение группы заложников — его персональная заслуга, словом, наслаждался своим положением. В это время израильские спецназовцы делали странную для их рода занятий вещь. Они… чинили лимузин. Дело в том, что Амин перемещался на эффектно выглядящей машине очень старой модели. В Израиле найти точно такой же было проблемой, и, когда отыскали, обнаружилось, что этот драндулет ещё нужно починить, прежде чем ехать на нём на штурм.

Командир

Поздно вечером 3 июля "геркулесы" с десантом начали опускаться на взлётно-посадочную полосу аэродрома Энтеббе. К удивлению израильтян, аэропорт был ярко освещен. Посадка прошла как на учениях. Из недр самолёта выехал поддельный мерседес Амина, в котором сидел Йонатан Нетаньяху собственной персоной в сопровождении пары джипов. Машины фальшивого диктатора на полной скорости двинулись к старому терминалу. Им удалось приблизиться к часовым, но тут что-то пошло не так: спецназовцы начали стрелять слишком рано и стражи подняли тревогу. Нужда в маскараде отпала: штурмовики принялись палить по всему, что могло оказать сопротивление. Кто-то в панике отключил освещение аэропорта — на радость лётчикам второго самолета: им совершенно не улыбалось садиться прямо посреди перестрелки.

Террористы и угандийские солдаты оказались совершенно ошеломлены. Десантники вломились внутрь и благополучно перестреляли преступников. Правда, по ошибке спецназовцы застрелили ещё и одного заложника — тот бросился им навстречу, и беднягу приняли за террориста, в перестрелке погибли ещё два заложника. А прямо на пороге терминала огнём с вышки был убит Йонатан Нетаньяху. Однако на ход операции это уже не могло повлиять. Заложников погнали к самолётам, за ними рысью припустили спецназовцы. Благо отряды, прикрывавшие спасательную операцию, расстреляли угандийских солдат на вышках и стремительно прошлись по территории аэродрома огнём и мечом, уничтожая всё на своем пути. На всякий случай подорвали ещё и несколько истребителей ВВС Уганды. К моменту, когда самолёты с рёвом оторвались от взлётки и взяли курс на Кению, а оттуда на Израиль, на земле осталось 45 погибших угандийских солдат и семь убитых террористов.

премьера, триколор, тв, журнал

СЮЖЕТ

КОМАНДА И СОЗДАНИЕ

Большинство сцен ленты снимали в международном аэропорту Мальты. Буквально на следующий день после окончания съемок недалеко от съемочной площадки приземлился захваченный террористами ливийский самолет. У преступников были муляжи ручных гранат и пистолетов.

ОЖИДАНИЯ

Премьера фильма состоялась на Берлинском кинофестивале, правда, картина была заявлена вне конкурса. Первые зрители оценили ленту преимущественно положительно, отметив, что режиссер концентрировался не на экшене и кровавых сценах, а на идеализме террористов и их мотивации.


Лето 1976 года. Ведущие непримиримую борьбу за права Палестины противники государства Израиль испытывают острый дефицит поддержки, новых кадров и внимания со стороны далеких от Ближнего Востока стран. Дабы в очередной раз заставить обратить на себя взор дипломатов всего мира, группа палестинцев и два немецких радикала организуют угон самолета, летящего из Парижа в Тель-Авив. Захваченный лайнер совершает посадку в африканской Уганде, и более сотни заложников, среди которых много израильтян, оказываются в плену у террористов и угандийской армии, чей лидер Иди Амин планирует получить собственную выгоду от выдачи заложников. Перед правительством Израиля и лично премьер-министром Ицхаком Рабином встает непростой вопрос: вести ли с захватчиками переговоры или предпочесть силовой захват. Пока политики обсуждают возможности торга, армия готовит дерзкую операцию по проникновению на территорию чужой страны и обезвреживанию террористов.

Кадр из фильма

Единственным погибшим в ходе операции израильским военным оказался подполковник Йонатан Нетаньяху. Его младший брат Беньямин спустя некоторое время посвятил себя политике и в 1996 году вошел в состав правительства Израиля. В настоящее время он занимает пост премьер-министра страны

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Роль аэропорта Энтеббе сыграли воздушные ворота Мальты. По иронии судьбы спустя пару дней после окончания съемок фильма на этом летном поле приземлился захваченный ливийскими радикалами самолет. Как и в картине, террористы были вооружены гранатами и пистолетами

Кадр из фильма

Как бы то ни было, кино при всех этих парадоксах вполне себе смотрится – актерские работы здесь не самые впечатляющие, но часть сцен очень даже цепляют: диалоги героев Дени Меноше и Даниэля Брюля, трогательный телефонный разговор персонажа Розамунд Пайк. Временами картина склоняется к дешевым штампам вроде задумчивого взора Рабина на фоне рассвета или параллели между боевыми действиями и балетом, но ленте это придает красок и воздуха.

Кадр из фильма

Наверное, от нового прочтения событий 42-летней давности многим хотелось бы чего-то большего, чем констатация и без того очевидных фактов, но на что-то серьезное у Падильи сил не нашлось. Да, в фильме есть пара шпилек в адрес французов, которые махнули рукой на свой самолет, и американцев, которые якобы предпочли бы гибель заложников любым переговорам, но это все – остальное лишь бахрома, прикрывающая так и не препарированную проблему вторжения, которое устроил Израиль. Но когда-нибудь снимут фильм и об этом, история любит повышенное к себе внимание.

Захваченный самолет приземлился в Бенгази (Ливия), где его заправили, а после вылетел в Уганду и приземлился в аэропорту Энтеббе. В этом аэропорту к террористам присоединилось еще 4 человека. Террористы отделили из захваченных пассажиров евреев и израильтян и предъявили свои требования: освободить 40 палестинских заключенных, пребывающих в тюрьмах Израиля, и еще 13 заключенных палестинцев из Франции, Кении, Швейцарии и Западной Германии, а также выдать им крупную сумму денег. Угонщики самолета назначили срок до 1 июля, после чего намеревались расстреливать заложников. Террористы освободили заложников, не являвшихся евреями или подданными Израиля, и продолжали удерживать 106 заложников.

Все надежды дипломатического урегулирования конфликта рухнули, когда президент Уганды Иди Амин, создатель самого жестокого в Африке тоталитарного режима, позволил к группе угонщиков присоединиться нескольким террористам. Власти Израиля начали подготовку к военной операции. Удалось договориться о перенесении сроков на 4 июля, что давало израильским спецподразделениям время долететь до Уганды. Планирование операции включало и преодоление вооруженного сопротивления со стороны угандийских солдат.

В ходе операции израильские самолеты незамеченными долетели до Энтеббе, а на земле действовала другая группа военных, которая замаскировались под кортеж Амина, часто бывавшего здесь за эти дни. В результате слаженной работы израильских коммандос перестрелка непосредственно в зале аэропорта длилась 1 минуту 45 секунд, а вся операция по спасению заложников продолжалась 53 минуты. В ходе проведения операции под перекрестным огнем погибли трое заложников и один израильский военный, подполковник Йонатан Нетаньяху. Были убиты также 7 террористов и 24 угандийских военных, помогавших террористам.

операция Шаровая молния, операция Энтеббе, операция Йонатан, Уганда, угон самолета, палестинские террористы, Иди Амин

Читайте также: