Опера млада краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Волшебная опера-балет в 4 действиях. Сюжет и сценариум по С. Гедеонову.
Первое представление состоялось 20 октября 1892 года в Петербурге на сцене Мариинского театра.

Действующие лица:
Мстивой, князь Ратарский, бас
Войслава, его дочь, сопрано
Яромир, князь Арконский, тенор
Вегласный жрец Радегаста, баритон
Лумир, чешский певец, меццо-сопрано
Морена, подземная богиня, появляющаяся в I действии в образе старухи Святохны, меццо-сопрано
Чернобог, Кащей Бессмертный, хоры
Новгородец, тенор
Жена его, меццо-сопрано
Варяг, баритон
Тиун, бас
Мавр из Халифата, тенор
Торговец оружием, бас
Торговец шкурами, тенор
Торговка бусами и идолами (рарашками), сопрано
Торговка пряжею, меццо-сопрано
Торговка рыбою, меццо-сопрано
Тень княгини Млады, без слов
Тень царицы Клеопатры, без слов
Сенные девушки, оруженосцы и свита Мстивоя. Торговцы, молельщики, народ различных славянских земель. Жрецы и жрицы Радегаста, трубачи. Червь (Божество истребления злаков), Чума, Топелец (Божество наводнений и потоплений), лешие, оборотни, кикиморы, ведьмы, тени усопших. Тени танцовщиц, черных невольников к невольниц царицы Клеопатры. Призраки древних богатырей. Славянские боги.

Первое действие. Ратарский князь Мстивой давно мечтает присоединить к своим владениям богатое Арконское княжество. Для этого он задумал женить Арконского князя Яромира на своей дочери Войславе. Войслава любит красавца Яромира. Ради него она вместе с отцом пошла на страшное преступление — отравила невесту Яромира — юную Младу. Млада умерла, но Яромир продолжает думать о ней и по-прежнему любит ее. Мстивой осыпает упреками дочь и настаивает на том, чтобы Войслава любыми средствами приворожила Яромира. Ослепленная любовью, Войслава решает прибегнуть к злым силам. Старуха Святохна обещает княжне помощь богини зла Морены. Сердце Яромира будет принадлежать Войславе, если она согласится навеки стать рабыней богини зла. Войслава согласна. Раздаются оглушительные удары подземного грома, сверкает пламя, и Святохна, преобразившись в Морену, заверяет Войславу в том, что темные силы зла помогут княжне очаровать Яромира. Вскоре же Войслава убеждается в том, что Морена не обманула ее. Ко двору Мстивоя прибывает на праздник Купалы князь Яромир. В его сердце вспыхнула страсть к красавице Войславе. Радуется Мстивой — наконец-то его планы близки к осуществлению. Оставшись один, Яромир, засыпает. Перед ним возникает видение: появляется богиня добра Лада, а вслед за ней — тень Млады. Млада надевает на палец подаренное ей Войславой обручальное кольцо и тотчас, отравленная заключенным в нем ядом, умирает. В ужасе пробуждается Яромир. Он старается прогнать прочь воспоминания об ужасном сне. Пришедшие слуги зовут князя на праздник Купалы.

Второе действие. Праздник Купалы в разгаре: игры, танцы, обрядовые гаданья. Неожиданно появляется тень Млады. Она становится между Яромиром и Войславой. Маня князя, она увлекает его за собой. Вне себя от горя, княжна падает в объятия отца. Чтобы не омрачать праздника, Мстивой приказывает продолжать игры и пляски.

Третье действие. Поздней ночью в мрачное ущелье на горе Триглаве слетаются тени умерших, они кружатся в фантастическом танце. Всходит месяц. Его лучи освещают тень Млады, она зовет за собой Яромира. Он вновь пылко полюбил Младу, освободившись от чар злых сил. Млада знаками объясняет любимому, что она погибла от рук злодеев. Но пора расставаться — Млада, а вслед за ней и Яромир исчезают. Гремит подземный гром, возвещая появление злых сил. Слетаются кикиморы, ведьмы, выползают уродливые жабы и змеи. В неистовом вихре танца проносятся исчадия ада, злые божества — Чернобог, Кащей, Морена, Чума. Морена обращается к Чернобогу за помощью: богиня Лада не дает Яромиру забыть Младу, Чернобог должен разрушить чары Лады, тогда Яромир полюбит Войславу. По приказу Чернобога появляется тень Клеопатры. Мрачное ущелье преображается в роскошный египетский дворец. Рабыни и танцовщицы увеселяют возлежащую на богато убранном ложе Клеопатру. Из-под земли поднимается тень Яромира, рядом с ней возникает тень Млады, охраняющей любимого. Клеопатра танцует, пытаясь обольстить Яромира. Заметив, что любимый начинает колебаться, Млада рыдает. Вдруг раздается крик петуха, возвещающий приближение рассвета. Злые духи исчезают. Вновь грохочет подземный гром. Яромир просыпается и видит себя на склоне горы Триглавы. Тщетно пытается князь разгадать смысл своего вещего сна и решает обратиться за ответом к жрецам храма Радегаста.

Четвертое действие. Под вечер приходит Яромир к храму Радегаста. Он просит главного жреца разгадать его таинственный сон. Правда ли, что Млада погибла от руки злодейки? Жрец велит князю ждать перед храмом. Наступает ночь. Яромир сидит на ступенях храма. Возникают призраки древних славянских князей. Объявив, что Войслава отравила Младу, они призывают отомстить за ее смерть. Появляется Войслава и сознается в совершенном преступлении. Упав на колени, она умоляет Яромира полюбить ее. Вдруг на голове Войславы зловеще вспыхивает огненный венец — знамение Морены. Яромир выхватывает меч, закалывает Войславу и убегает. Перед смертью Войслава кличет Морену. Появившаяся богиня зла вызывает бурю, разрушает храм, затопляет город и проваливается сквозь землю вместе с трупом Войславы. Постепенно буря стихает, тьма рассеивается, над водой возвышается огромный камень. На нем, обнявшись, стоят тени Млады и Яромира Боги добра и светлые духи приветствуют их.

Первое действие
Замок ратарского князя Мстивоя. Девушки плетут венки для предстоящего праздника Купалы. Неспокойно на душе у Войславы: страстная любовь к молодому князю Яромиру толкнула ее на преступление – в сговоре с отцом она отравила с помощью золотого кольца свою соперницу и невесту Яромира, руйскую княжну Младу. Князь Мстивой негодует на то, что Яромир холоден к его дочери. Он лелеет корыстную мечту сделать Яромира своим зятем, чтобы присоединить к Ретре арконские земли. Тщетно Войслава призывает на помощь богиню любви Ладу. Старая нянька Святохна убеждает ее, что помощи нужно искать у Морены, богини подземного царства. Сердце Яромира будет принадлежать Войславе, если она согласится навеки стать рабыней богини зла. Войслава согласна. Раздается гром, все погружается во мрак, а на месте Святохны оказывается Морена. Богиня предупреждает девушку, что из царства тьмы нет возврата, и, отметив ее своим знаком, исчезает.
К Мстивою на праздник Купалы прибывает Яромир со свитой. Чары Морены начинают действовать – Яромир покорён красотой Войславы и клянется ей в любви. Мстивой приглашает гостей принять участие в пляске. Пока все готовятся к празднику, Яромир засыпает. Ему грезится сад, в котором он объясняется в любви княжне Младе. Светлые видения сменяют друг друга. Вот храм Световида в Арконе, где происходит бракосочетание Яромира и Млады. Среди гостей – любимая подруга Млады, Войслава. Она дарит невесте золотое обручальное кольцо. Млада надевает его и падает мертвой на руки Яромира. В смятении Яромир пробуждается. Слуги Мстивоя зовут его на праздник.

Второе действие
Долина перед Ретрою на берегу Долинского озера, вдали виден храм Радегаста. На праздник Купалы собрался торговый люд из славянских и далеких земель. Между полабскими и новгородскими купцами едва не разгорается ссора, но их успокаивает баян Лумир, напоминая об общем враге, тевтонских христианах. Проходит княжеская процессия, и вегласный жрец начинает обряд гадания. Мстивой призывает гостей потешить полабских князей веселой пляской. Следуют друг за другом литовская и индийская пляски, после чего начинается хоровод – коло, в котором девушки и парни выбирают себе пару и целуются. Тень Млады встает между Войславой и Яромиром, и князь, оставив свою новую невесту, устремляется за призраком. Войслава в отчаянии взывает к Морене, чьи чары оказались слабее любви Яромира к Младе. Мстивой, уводя дочь, велит не прерывать игр и танцев.

О концерте

Волшебная опера-балет в четырёх действиях (семи картинах); либретто композитора по сценарию С. Гедеонова и В. Крылова.
Первое исполнение: Петербург, Мариинский театр, 20 октября (1 ноября) 1892 года, под управлением Э. Направника.

Действующие лица:

  • Мстивой, князь Ротарский (бас)
  • Войслава, его дочь (сопрано)
  • Яромир, князь Арконский (тенор)
  • Вегласный, жрец Радегаста (баритон)
  • Лумир, чешский певец (альт)
  • Морена, подземная богиня, в I акте в образе Святохны (меццо-сопрано)
  • Тень княжны Млады (без речей)
  • Тень царицы Клеопатры (1-я танцовщица)
  • Чернобог, Кащей, Чума (божество болезней), Топелец (божество наводнений), Червь (божество неурожаев), чудовища, тени усопших, торговцы, жители Ретры, гости из других земель, жрецы и жрицы

Действие происходит в Славянских землях Балтийского поморья, в городе Ретре близ Лабы (Эльбы) в IX или X веке.

История создания

Композитора, тяготевшего к сказке, привлек сюжет из легендарной истории западных славян, живших в древние времена между Одером и Эльбой (отсюда наименование полабские — Эльба по-славянски Лаба) и по побережью Балтийского моря. У Доленского озера (Tollensee) находился главный город ратарского племени Ретра с храмом почитаемого всеми славянами бога Радегаста, а на острове Руяне (Рюгене) в Одерском заливе был расположен другой крупный славянский город — Аркона. В XII веке эти города были разрушены: Ретра — войсками Лотаря Саксонского, Аркона — датчанами. Полабские славяне были поглощены германцами и постепенно слились с ними.

Сюжет

Замок Мстивоя. Князь мечтает присоединить к своим землям Аркону. Он упрекает свою дочь Войславу. Страстно влюбленная в князя Арконы Яромира, она убила свою счастливую соперницу княжну Младу, подарив ей отравленное кольцо, но это не привело к желанной цели: Яромир тоскует о погибшей Младе и не думает о Войславе. Она должна приворожить к себе князя Арконы! Войславе нет дела до надежд отца на богатые земли Арконы, но ради того чтобы стать женой любимого, она готова на все. По ее приказанию приходит старая колдунья Святохна, которая обещает поддержку богини Морены, если Войслава станет навсегда ее рабой. Войслава согласна. Святохна превращается в Морену и обещает девушке, что все боги мрака будут на ее стороне.

Яромир встречает Войславу, и образ Млады меркнет, новая любовь охватывает его. Богиня Лада насылает Яромиру вещий сон — он видит, как Войслава дает Младе золотое кольцо, та надевает его на палец и умирает. Яромир не хочет верить страшному видению.

На берегу Доленского озера жители Ретры и гости из других земель собрались на праздник Купалы. Начинаются игры, пляски, священные обрядовые гадания. Яромир и Войслава принимают участие в коло — общем хороводе, — но между ними появляется видимая одному Яромиру тень Млады. Он следует за ней.

На гору Триглав слетаются тени усопших. Сюда тень Млады завлекла Яромира. Хор духов возвещает князю, что близок конец разлуки с любимой. Страшный подземный грохот заставляет духов исчезнуть. Скрываются и Яромир с Младой. Боги зла во главе со своим повелителем Чернобогом собираются на купальский шабаш. Морена просит Чернобога помочь ей отвлечь Яромира от Млады. Чернобог вызывает душу Яромира и тень египетской царицы Клеопатры. Если Клеопатра, перед красотой которой склонялись все, покорит князя Арконы, он забудет Младу, и тогда Войслава сможет увлечь его. Клеопатра страстно призывает Яромира. Полны неги и страсти ее танцы. Душа Яромира колеблется, но крик петуха разгоняет нечистую силу. Яромир просыпается на склоне Триглава. Таинственный сон тревожит его, за разгадкой он решает обратиться к жрецу могучего бога солнца, огня и войны Радегаста.

В Ретре у храма Радегаста неподалеку от Доленского озера идет торжественное жертвоприношение. Народ расходится. Вечереет. Приходит Яромир и просит жрецов разгадать тайну его снов. Верховный жрец обещает помочь; князь должен остаться на ночь у храма, тогда его предки откроют всю правду. Наступает ночь. Яромир слышит голоса древних князей, его предков, которые призывают к мести Войславе, отравившей Младу. Появляется Войслава и признается в преступлении, совершенном из-за любви к Яромиру. С ужасом замечает князь на голове княжны Ретры багровый огонек, означающий власть Морены. Войслава ненавистна ему. Девушка в отчаянии пытается уйти, но путь ей преграждают тени предков Яромира. Повинуясь их повелению, Яромир наносит Войславе удар мечом. Перед смертью она успевает воззвать к Морене. Появляется богиня зла и произносит заклинания, вызывающие страшный вихрь и землетрясение. Храм Радегаста рушится, озеро выходит из берегов, заливает развалины храма и Ретру, ее жители гибнут, все скрывается в облаках. Когда они рассеиваются, среди разлившегося озера видна скала — вершина Буж-камня, стоявшего близ разрушенного храма. На ней — призраки Яромира и Млады, которых приветствуют светлые боги.

Музыка

Различие мифологических концепций Римского-Корсакова и Вагнера наиболее глубоко раскрывается в их отношении к жанру — не как к оперной структуре, а как к веками созданной форме выражения, несущей определенные и всеобщие содержательные элементы.

Содержание

Действующие лица

  • Мстивой, князь ратарский — бас;
  • Войслава, его дочь — сопрано;
  • Яромир, князь арконский — тенор;
  • Вегласный жрец Радегаста — баритон;
  • Лумир, чешский певец — альт;
  • Морена, подземная богиня, появляющаяся в I действии в образе старухи Святохны — меццо-сопрано;
  • Чернобог — хор;
  • Кащей бессмертный — хор;
  • Новгородец — тенор;
  • Жена его — меццо-сопрано;
  • Варяг — баритон;
  • Тиун — бас;
  • Мавр из Халифата — тенор;
  • 1-й торговец — шкурами — тенор;
  • 2-й торговец — оружием — бас;
  • 1-я торговка — бусами и идолами (рарашками) — сопрано;
  • 2-я торговка — пряжею — меццо-сопрано;
  • 3-я торговка — рыбою — альт;
  • Без речей: Тень княжны Млады, Тень царицы Клеопатры, Сенные девушки, оруженосцы и свита Мстивоя. Торговцы, молельщики, народ различных славянских земель. Жрецы и жрицы Радегаста, трубачи, Червь (божество истребления злаков), Чума, Топелец (божество наводнений и потоплений), лешие, оборотни, кикиморы, ведьмы, тени усопших. Тени танцовщиц, черных невольников и невольниц царицы Клеопатры. Призраки древних богатырей. Славянские боги.

Действие происходит в IX и X веках в славянских землях Балтийского поморья, в городе Ретре, близ Лабы (Эльбы).

Что же касается оркестра, то, пожалуй, ни в одном произведении самого Римского-Корсакова, ни в сочинениях его последователей нет такой роскошной, фантастически изобретательной и абсолютно самобытной звукописи. Она гипнотизирует, завораживает, ослепляет и заставляет вновь и вновь восхищаться творением гения русской музыкальной классики.

Аудиозаписи

  • 1963 год. Войслава — Татьяна Тугаринова, Яромир — Владимир Махов, Морена — Нина Кулагина, Лумир — Валентина Клепацкая, Жрец Радегаста — Алексей Большаков, Мстивой — Алексей Королев, Новгородец — Юрий Ельников, его жена — Т. Ерофеева, Варяг — А. Тихонов, Мавр — В. Царский, Торговец шкурами — И. Картавенко, Торговец оружием — Е. Первышев, Торговка бусами — Л. Казанская, Торговка пряжей — Т. Антипова, Торговка рыбой — Н. Кулагина, хор и оркестр Всесоюзного радио, дирижер — Евгений Светланов.
  • 1991 год. Войслава — Маквала Касрашвили, Яромир — Олег Кулько, Морена — Галина Борисова, Лумир — Елена Заремба, Мстивой — Глеб Никольский, хор и оркестр Большого театра СССР, дирижёр — Александр Лазарев.
  • 2002 год. Войслава — Любовь Казарновская, Яромир — Гегам Григорян, Морена — Сусанна Порецки, Лумир — Брайан Осава, Мстивой — Тигран Мартиросян, хор и оркестр филармонии Сан-Франциско, дирижёр — Майкл Тилсон-Томас.

Ссылки

Кавказский пленник • Сын мандарина • Млада • Вильям Ратклиф • Анджело • Флибустьер • Сарацин • Пир во время чумы • Мадмуазель Фифи • Снежный богатырь • Матео Фальконе • Капитанская дочка • Красная шапочка • Кот в сапогах • Иванушка-дурачок

Читайте также: