Опера летучая мышь краткое содержание мариинский театр

Обновлено: 25.06.2024

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Ответственный концертмейстер – Марина Мишук
Режиссер-постановщик – Алексей Степанюк
Художник-постановщик и художник по костюмам – Вячеслав Окунев
Художник по свету – Евгений Ганзбург
Художник по видео – Виктория Злотникова
Хореограф – Илья Устьянцев
Коуч по сценической речи – Дмитрий Кошмин
Хормейстер – Павел Теплов

Краткое содержание

Действие первое
В богатом доме семейства Айзенштейн трудится хорошенькая горничная Адель, мечтающая стать актрисой. Альфред, поклонник ее хозяйки Розалинды, распевает под окном серенаду. В надежде остаться наедине с предметом своего обожания он передает Адели приглашение на бал-маскарад к князю Орловскому. Девушка в восторге, осталось только придумать повод, чтобы госпожа отпустила прислугу, и добыть подходящий наряд. Увы, Розалинда не поддается на уговоры своей горничной. Появляется хозяин, финансист Генрих Айзенштейн. У него плохая новость: за охоту в чужом поместье он должен сесть в тюрьму на восемь дней. Виновным Айзенштейн считает не себя, а своего адвоката Блинда. А вот и Блинд: он явился с обещаниями добиться пересмотра дела. Розалинда и Генрих обрушиваются на него с упреками. Адвокат уходит, супруги остаются наедине, и Генрих рассказывает Розалинде о своем случайном браконьерстве. В рассказе то и дело всплывают подробности, которые Айзенштейн хотел бы утаить от жены. Приходится импровизировать; в виртуозном вранье Генриху помогает зашедший в гости приятель, театральный директор Фальк. Втайне от Розалинды Фальк предлагает другу поехать на бал под именем некоего маркиза де Карамболя, а в тюрьму явиться с утра. Рискованная затея приводит Айзенштейна в восторг. Наступает миг прощания: супруги трогательно расстаются, и Генрих оставляет опечаленную Розалинду одну. Этим обстоятельством тут же пользуется Альфред, который располагается в доме своей возлюбленной как хозяин и начинает неумеренно пить вино. Директор тюрьмы Франк, приехавший арестовывать Айзенштейна, принимает Альфреда за мужа Розалинды и забирает его в тюрьму.

О спектакле

Продолжительность спектакля 3 часа
Спектакль идет с одним антрактом

Но год 2020 необычен во всех отношениях. И вот в Мариинском театре дают оперетту!

Как обычно, ловили состав. Гергиев за пультом. Розалиндой бесподобная Елена Стихина. Айзенштейн – бодрый Сергей Семишкур, Фальк – задорный Владислав Куприянов.

Все были ожидаемо прекрасны. Но!

В целом постановка хороша, масштабна, интересна. Изрядно порезана тюрьма. Выкинут (видимо за ненадобностью) лесничий с дробью. Зато бал дан в полной красе!

Всё на русском, в соответствии с любимым фильмом Яна Фрида. Всё строго по классике. Гости на бал не приходят в миниюбках и драных джинсах, а заключённые из тюрьмы не рассылают спам с мобильников.

Дамы прекрасны, напудрены и мило вальсируют. Кавалеры усаты, задорны и слегка пьяны. Чардаш, вальс, полька, король Буль-Буль Шампанский.

Так что море шампанского удовольствия и горы фруктов улыбок зрителям обеспечены.

Краткое содержание оперетты

Краткое содержание

Действие происходит в доме Генриха фон Айзенштайна и его супруги Розалинды. Горничная Адель давно мечтает стать актрисой. Она получает письмо с приглашением на торжество к русскому князю Орловскому. Адель в восторге, ведь князь – покровитель театра. Он поможет Адели исполнить ее мечту. Но грезы Адели прерывает своим появлением хозяйка дома Розалинда. Молодая дама верна своему мужу и не обращает внимания на ухаживания учителя пения Альфреда, который поет под окном серенаду. Притворная Адель отпрашивается у Розалинды на вечер, чтобы посетить умирающую тетю.

Краткое содержание оперетты

Врывается разъяренный супруг Розалинды вместе с другом, адвокатом Блиндом. Генрих проиграл процесс в суде и должен сесть в тюрьму. Но ведь супруги Айзенштайны приглашены сегодняшним вечером на бал. Как быть? Друзья договариваются обмануть Розалинду. Ей они сообщают, что Генрих отправляется в тюрьму, а сами спешат на бал. В тюрьму не поздно сесть и утром, после праздника.

Розалинда остается грустить, муж уезжает, а в дверях появляется влюбленный Альфред. И тут приходит Франк, начальник тюрьмы. Он решает, что Альфред — это хозяин дома и уводит, чтобы поместить в заключение. Альфред не сопротивляется, не желая компрометировать возлюбленную.

На балу у миллионера Орловского все герои выступают под чужими именами. Адель представляется знаменитой русской актрисой Ольгой. Айзенштайн становится французским маркизом. Франк, директор тюрьмы представляется французом по имени Шагри. С минуты на минуту должна появиться таинственная графиня из Венгрии, с которой никто пока не знаком. Айзенштайн попадает в дурацкую ситуацию, заявляя, что актриса из России — это его служанка. Все возмущены.

Появляется таинственная графиня. Это Розалинда, которую никто не узнает в маске. Влюбчивый Айзенштайн начинает ухаживать за собственной женой. Но Розалинда ни за что не соглашается снять маску. Она говорит, что Генрих сможет узнать ее впоследствии по часам, которые берет у него на память. Айзенштайн заинтригован и находится в предвкушении нового любовного приключения. Розалинда исполняет восхитительную арию и зажигательный танец, доказывая, что она действительно венгерская графиня.

А Генрих рассказывает присутствующим смешную историю о том, как подшутил над нотариусом Фальком. Однажды после маскарада пьяный Фальк, переодетый в костюм летучей мыши, был оставлен Айзенштайном ночевать на скамейке. Утром ему пришлось шествовать через весь город в карнавальном наряде. Народ после этого долго потешался над нотариусом. Злопамятный Фальк обещает скучающему Орловскому развлечение, какого он еще не видывал. А Генриху – отомстить за шутку. Постепенно веселье затихает, гости расходятся.

Утром в тюрьме появляется Франк. Навестить Альфреда приходит и Адель с подругой. Адель считает Франка французским шевалье, а он принимает Адель за русскую актрису. Появляется Айзенштайн, которого Франк все еще принимает за француза Ренара. Адель поет, доказывая тем самым, что она актриса. Заслышав чьи-то шаги, Адель с подругой прячется в камере.

Приходит в тюрьму и адвокат Блинд, который добился освобождения Генриха. Франк освобождает Альфреда. В тюрьму приходит и Розалинда, которая возмущена поведением мужа. Происходит объяснение Генриха с супругой. Генрих требует пояснений, как Альфред оказался в тюремной камере под его именем, А Розалинда в ответ уличает мужа в неверности, показывая ему часы.

Появляется князь Орловский. Он давно так не веселился. Айзенштайн посрамлен. Месть летучей мыши свершилась. Розалинда прощает супруга. Все песней славят любовь.

Мариинский театр поставил к Новому году "Летучую мышь". Знаменитая оперетта Иоганна Штрауса появилась на его сцене впервые. Спектакль стал новогодней премьерой, которая прошла на Новой сцене театра в постановке Алексея Степанюка и под музыкальным руководством Валерия Гергиева.

В эти праздники самую популярную оперетту Штрауса можно было увидеть только в Мариинском театре. Фото: Наташа Разина

В эти праздники самую популярную оперетту Штрауса можно было увидеть только в Мариинском театре. Фото: Наташа Разина

"Летучая мышь" Штрауса - это самая популярная в мире оперетта, которую в новогодние дни можно было увидеть в "живом" формате на сцене только в Мариинском театре. Все оперные дома Вены, Парижа, Берлина, Лондона, Нью-Йорка, куда туристы в прежнее время стремились за праздничным настроением и бокалом шампанского, сегодня закрыты. Трудно сказать, когда эта оперетта появилась бы в Мариинском театре, если бы не пандемия и связанный с ней образ летучей мыши. Валерий Гергиев проанонсировал это название еще летом, когда его театр вышел из многомесячного карантина.

Фото: Предоставлено Фондом Валерия Гергиева / Александр Шапунов

В оперетте Штрауса в оригинальной версии либретто К. Хафнера и Р. Жене доктор Фальк элегантно мстит своему другу Айзенштайну за то, что тот когда-то бросил его в подпитии на скамейке в парке в костюме летучей мыши, откуда его увезли в участок. Фальк пригласил всех на бал к князю Орловскому, любителю красивой жизни, социальных свобод, ненавистнику лицемерия и лжи. На этом балу горничная Адель получила на время статус маскарадной баронессы, а муж приударил за венгерской графиней, под маской которой скрывалась его жена. Под утро все оказались в тюрьме, где произошло всеобщее разоблачение, а вместе с ним и восстановление справедливости и гармоничного миропорядка.

В Мариинском театре предпочли вариант либретто Н. Эрдмана и М. Вольпина, испытанный советским кинематографом в одноименном фильме-оперетте. Многократно исполнявший увертюру к "Летучей мыши" в новогодних концертах, Валерий Гергиев тем не менее не торопился ставить оперетту, издавна украшающую афиши всех лучших оперных домов мира, включая Метрополитен Опера. Однако несколько лет назад он успешно рискнул поставить у себя мюзикл "Моя прекрасная леди" в режиссуре Роберта Карсена, где роль Элизы Дулитл блистательно исполняла солистка Мариинского театра Гелена Гаскарова, которой предстоит быть здесь одной из Розалинд.

И тогда и сейчас пришлось столкнуться с большой проблемой разговорных диалогов, которым оперные солисты должны были специально научиться, избавляясь кто от регионального акцента, кто от неумения четко артикулировать слова. Консультант по сценической речи Дмитрий Кошмин добился от большинства солистов блистательных результатов. И все же первые премьерные спектакли показали, что при всей красоте декораций Вячеслава Окунева, представившего на сцене все богатство орнаментов и интерьеров Югендстиля с мотивом загадочного сфинкса, синтетическую природу жанра оперетты придется шлифовать еще долго. Владеющие технологией оперного пения, солисты обнаруживали порой слабые стороны в мастерстве грациозных поз и быстроте реакций, без которых не бывает полноценной оперетты. В выигрыше оказались артисты с опереточным прошлым, как, например, тенор Александр Трофимов в партии Айзенштайна или те, кто пришли в Мариинский театр из режиссерских трупп "Зазеркалья", как Виолетта Лукьяненко (Адель), или Денис Закиров (Альфред) - из театра "Санктъ-Петербургъ опера". Они демонстрировали хлесткое интонирование слов и способность удерживать внимание зала в диалогах без помощи оркестра и музыки.

Не хватило спектаклю и остроты в алгоритмах движений героев и в сверкающей хореографии, вместо которой пришлось наблюдать слабые копии венского вальса и галоп. Темпоритм спектакля замыкало в неловких паузах между разговорными и музыкальными номерами. Сам маэстро иногда озадачивал предпочтением умеренных и медленных темпов, словно не скрывая своего желания неторопливо, в вольном стиле погрузиться в новый для себя жанр.

И все же невозможно было не заметить, как оперным певцам очень интересно освоить новый выразительный язык такой легкой и такой сложной оперетты. Объемно-примадонистой получилась Розалинда у сопрано Елены Стихиной, сумевшей найти в образе немало нюансов. Ей очень повезло с "цветником" партнеров: тенора-любовника Альфреда (Денис Закиров), мужа Айзенштейна в исполнении Александра Трофимова и его друга Фалька - Владислава Куприянова, успешно взявшего планку в опереточном амплуа. Да и Адель в исполнении Антонины Весениной прекрасно чувствовала себя в новом для Мариинского театра опереточном "доме", который очень неплохо выглядел для дебюта.

Читайте также: