Опера альцина краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Рыцарь Руджер попадает на заколдованный остров, которым правят две сестры-волшебницы, Альцина и Моргана. Они завлекают к себе путников, а натешившись их любовью или столкнувшись с непокорностью, превращают пленников в камни, деревья или животных. Этой участи избегают трое: Руджер, которого всерьёз полюбила Альцина, полководец Оронт, снискавший благосклонность Морганы, и мальчик Оберто, ставший пажом обеих сестёр. Оберто попал на остров вместе с отцом, который бесследно исчез; мальчик не знает, что Альцина превратила его во льва.

В поисках Руджера на остров прибывает его невеста, девушка-рыцарь Брадаманта, одетая в мужские доспехи. Она выдаёт себя за собственного брата и называется именем Ричард. Её сопровождает наставник, мудрый маг Мелисс (в поэме Ариосто имелась добрая волшебница Мелисса, но в опере этот персонаж сменил пол). Красота мнимого Ричарда пленяет обеих сестёр, особенно ветреную Моргану, что создаёт ряд двусмысленных ситуаций.

Однако цель Брадаманты — найти Руджера и объясниться с ним. К своему ужасу, девушка убеждается, что Руджер не узнаёт её и ничего не помнит о собственном прошлом. Мелисс объясняет Брадаманте, что виною всему — чары Альцины. Маг развеивает наваждение; опомнившийся Руджер просит прощения у Брадаманты. Тем не менее одержать окончательную победу над Альциной непросто. Хотя волшебница уже поняла, что Руджер больше не любит её, она жаждет любой ценой удержать его.

Альцина призывает на помощь силы тьмы, но в отчаянии понимает, что они больше ей не подвластны. Остаётся военное противостояние. Руджер и Брадаманта с помощью волшебных средств, полученных от Мелисса, одолевают в сражении Оронта. Мольбы Альцины о пощаде напрасны; её царство должно быть уничтожено. В финале оперы Альцина и Моргана бесследно исчезают вместе со всеми сотворенными ими иллюзиями. Рыцари, превращенные ранее в скалы, деревья и зверей, обретают человеческий облик; мальчик Оберто обнимает своего отца, а Руджер и Брадаманта празднуют победу.

Альцина очень противоречивый образ, согласно сюжету, она — злодейка, играющая судьбами и жизнями людей ради собственных прихотей. В поэме Ариосто она практически бессмертна, и хотя выглядит юной и прекрасной, стара как мир и давно пресытилась всеми земными радостями. Тем не менее чуткий слушатель не может удержаться от сочувствия к этой коварной, опасной, но искренне любящей и страдающей женщине.

В последнем терцете, когда Руджер и Брадаманта вместе нападают на Альцину, а она лишь умоляет о пощаде, напоминая рыцарю о своей любви к нему, сочувствие слушателя невольно оказывается на стороне отверженной и униженной волшебницы.

Георг Фридрих Гендель / George Frideric Handel

Действующие лица:

Альцина (сопрано), Руджеро (сопрано/контратенор), Брадаманте (меццо), Моргана (сопрано), Оронте (тенор), Мелиссо (бас).

Одна из наиболее популярных в настоящее время опер Генделя. Написана на его любимый сюжет из Ариосто. Отметим постановки 1960 (Венеция, реж. Дзеффирелли, в заглавной партии Сазерленд), 1979 (Грац, реж. Купфер) и 1993 (Ковент Гарден, реж, С. Уодзуэрт).

Дискография: CD — Decca. Дир. Бонинг, Альцина (Сазерленд), Руджеро (Берганса), Брадаманте (Синклер), Моргана (Шутти), Оронте (Альва), Мелиссо (Фладжелло).

На одном из островов живет прекрасная волшебница Альцина вместе с любимой сестрой Морганой и военачальником Оронте. Рыцарей, которые попадают на её остров, знаменитая волшебница превращает в странных существ, мало похожих на людей.

Единственное исключение – Руджеро, которого Альцина полюбила и оставила ему человеческий облик. Руджеро, околдованный волшебными чарами Альцины, потерял голову — и в объятиях волшебницы забыл о своей невесте Брадаманте.

Но невеста не захотела мириться с участью брошенной и покинутой возлюбленной — решив отомстить за поруганную честь, за боль и страдания, она, под видом своего брата Риччардо, отправляется в дальнюю дорогу, в сопровождении верного друга Мелиссо, на поиски своего возлюбленного Руджеро.

Терцет: Брадаманта, Руджеро и Альцина

Брадаманта

Не слушай обманщицу,

Мой возлюбленный жених.

Альцина

Какие обманы? Напротив, мне жаль его;

я оплакиваю его судьбу.

Руджеро

Брадаманта

И ее обещания, и ее клятвы.

Альцина (Руджеро)

Руджеро

Оставь меня навсегда.

Альцина (Брадаманте)

Брадаманта, у твоих ног…

Брадаманта

Альцина (Руджеро)

Ты идешь на смерть.

Руджеро

Я уповаю на небеса.

Альцина (Брадаманте)

Ты, скорбная вдова,

Будешь его оплакивать.

Руджеро (Брадаманте)

Не слушай ее, она лжет.

Альцина (Руджеро)

Это не любовь и не ревность…

Брадаманта

Альцина (Брадаманте)

Я хочу видеть тебя счастливой.

Руджеро

Что за фальшивые слова!

Альцина (Брадаманте)

Я не хочу оскорбить тебя.

Руджеро

Альцина (Руджеро)

Я не обманываю тебя!

Брадаманта

Альцина

Жестокая женщина! Злой тиран!

Мне не нужно вашей жалости.

Руджеро

Не надейся на нее.

Брадаманта

Руджеро

Альцина

Лишь терзанья, лишь мученья…

Руджеро

Лишь радость, лишь счастье…

Альцина

…будут плодом вашей верности.

Руджеро, Брадаманта

…будут плодом нашей верности.

(входит Оронт, Руджеро пытается волшебным перстнем разбить урну;

Альцина пытается ему помешать)

Альцина

Ах! Мой Руджеро, что ты хочешь?

Руджеро

Хочу освободить несчастных, которых ты заточила.

Альцина

Брадаманта

Позволь мне разбить ее.

(Брадаманта пытается разбить урну, Альцина препятствует ей)

Альцина

Несчастная, ах, нет!

Моргана

Во имя жизни, которую я тебе сохранила, остановись…

(входят Мелиссо и Оберто)

Мелиссо (к Руджеро)

Разрушь гнездо порока;

Верни остальным жизнь!

Руджеро

Оронт

Мелиссо, Брадаманта

Разбей ее, Руджеро!

Альцина, Моргана

Руджеро разбивает урну, и тут же все вокруг рушится, заколдованный остров исчезает,

рыцари обретают человеческий облик, среди них Астольфо, который обнимает Оберто.


Парижская опера, 1999 г.
Оркестр Лез Ар Флориссан.
Дирижер – Уильям Кристи, режиссер – Роберт Карсен.
Альцина – Рене Флеминг (сопрано),
Руджеро - Сьюзен Грэхем (меццо-сопрано),
Моргана – Натали Дессей (сопрано),
Брадаманта – Кэтлин Кульман ((контральто),
Оронте – Тимоти Робинсон (тенор),
Мелиссо – Лоран Наури (бас),
Оберто – Хуанита Ласкаро (сопрано)


Краткое содержание

Увертюра. Океан. Шторм. Кораблекрушение.

Первое действие

1 картина. Пустынный берег острова. Брадаманта, переодетая рыцарем, выброшена на песок. Она встречает мальчика Оберто, который ищет своего отца. Появляется Моргана, возвещающая о правительнице Острова – волшебнице Альцине. Хор славит райский остров. Перед Брадамантой возникает видение – магический дворец Альцины; очарованный Руджеро на коленях перед волшебницей. Брадаманта в ярости. Она считает, что Руджеро изменил ей.

2 картина. Покои Альцины. Волшебница влюбляет в себя каждого, кто оказывается на острове, а потом превращает их в деревья, камни, ручьи и животных. Альцина разглядывает в колдовском зеркале прибывшего на остров “Риккардо”. Руджеро ревнует. Брадаманта-“Риккардо” тайком проникает в покои Альцины, но Руджеро не узнает свою возлюбленную. Моргана влюбляется в “Риккардо” с первого взгляда. Брадаманте удается надеть на руку Руджеро волшебное кольцо, которое должно снять чары. Руджеро прозревает и узнает в Брадаманте своего друга Риккардо. Брадаманта пытается объяснить, что она переодета в доспехи брата, но Руджеро принимает ее рассказ за новые козни Альцины и убегает.

3 картина. Волшебные сады Альцины. Чтобы успокоить Руджеро, Альцина готовится превратить “Риккардо” в камень. Моргана просит отпустить “рыцаря”. Мальчик Оберто умоляет помочь найти своего отца, не подозревая, что Альцина превратила его во льва. Руджеро наконец узнает свою невесту и готов с ней бежать. Альцина узнает об “измене” Руджеро. Сердце ее разбито. Моргана застает в объятиях Руджеро и Брадаманты и угрожает отомстить. Руджеро клянется освободить заколдованный остров.

Второе действие

1 картина. Подземелье. Альцина готовит магическое зелье и призывает темные силы на помощь. Но колдовские чары ее на этот раз бессильны – в ней самой поселилась любовь. Симфоническая картина. Являются добрые и злые сны, кошмары и призраки, между ними вспыхивает битва.

2 картина. Площадь перед дворцом Альцины. Моргана страдает от неразделенной любви.
Альцина, разрывающаяся между любовью и местью, решает все-таки отомстить беглецам и устраивает погоню.
Руджеро готов принять бой, защитить свою возлюбленную и освободить остров. При помощи волшебного оружия и щита Горгоны он рассеивает войска Альцины. Потеряв надежду, Альцина решается на злую месть – дав копьё в руки мальчика Оберто, она просит его убить льва. Но лев ложится к его ногам, и Оберто понимает, что это его заколдованный отец. Он проклинает Альцину. Альцина остается одна. В ней нет ни ревности, ни любви, только страдание. Чары ее разрушены, она и Моргана исчезают. Исчезают сады и дворцы, волшебный остров пустеет. Заколдованные пленники снова принимают человеческий облик. Наши герои вновь оказываются на пустынном берегу.

Читайте также: