Либретто балета иван грозный краткое содержание

Обновлено: 03.07.2024

Содержание

История создания

Хронология спектаклей

  • Премьера — 20 февраля1975 года, Большой театр. Художник С. Б. Вирсаладзе, дирижёр А. М. Жюрайтис. Главные партии: Иван — Ю. К. Владимиров, Владимир Васильев, Анастасия — Н. И. Бессмертнова, князь Курбский — Борис Акимов. — Парижская Опера, балетмейстер — Ю. Н. Григорович, художник — С. Б. Вирсаладзе.
  • декабрь 2004 — Государственный Кремлёвский дворец. Театр Кремлёвский балет. В роли Ивана Грозного — Игорь Иебра Иглесиас, первый иностранец, исполнившим эту партию в России. [4]
  • 2005 — Grand Opera.

Записи спектаклей

  • 1978 — с открытия Третьего Международного артистов балета. Главные партии — Владимир Васильев, Людмила Семеняка, Борис Акимов.
  • 1990 — Иван Грозный — Ирек Мухамедов, Анастасия — Наталья Бессмертнова, Князь Курбский — Гедиминас Таранда.

Примечания

Литература, рецензии и ссылки

  • Балеты по алфавиту
  • Балеты Сергея Прокофьева
  • Балеты Григоровича
  • Балеты 1975 года
  • Иван Грозный

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Иван Грозный (балет)" в других словарях:

Иван Грозный (значения) — Иван Грозный имя собственное (имя с характеризующим прозванием), а также названия, связанные с общеизвестным именем первого царя Всея Руси; в английском переводе прозвание предстаёт в искажённом виде terrible, чему… … Википедия

Иван Грозный (Прокофьев) — У этого термина существуют и другие значения, см. Иван Грозный (значения). Иван Грозный музыка Сергея Прокофьева к одноименному кинофильму Сергея Эйзенштейна (1942). Получила известность как самостоятельное произведение, в том числе в… … Википедия

"Иван Грозный" — ИВÁН ГРÓЗНЫЙ , балет в 2 актах на муз. С. С. Прокофьева (муз. ред. М. И. Чулаки), сцен. и балетм. Ю. Н. Григорович. 20.2.1975, Большой т р, худ. С. Б. Вирсаладзе, дирижёр A. M. Жюрайтис; Иван – Ю. К. Владимиров, В. В. Васильев, Анастасия… … Балет. Энциклопедия

Балет — БАЛÉТ (франц. ballet, от итал. balletto, от позднелат. ballo – танцую), вид музыкально театрального иск ва, содержание к рого выражается в хореографич. образах. В ряду др. иск в Б. принадлежит к зрелищным синтетич., пространственно временным … Балет. Энциклопедия

Спартак (балет) — У этого термина существуют и другие значения, см. Спартак (значения). Спартак Спартак … Википедия

Советский балет — СОВÉТСКИЙ БАЛÉТ. Сов. балетное иск во освоило богатейшее художеств. наследие дореволюц. русского балета. После Окт. революции 1917 С. б. стал развиваться как часть новой культуры, многонац. и единой по художеств. принципам. В первые послереволюц … Балет. Энциклопедия

Золотой век (балет) — У этого термина существуют и другие значения, см. Золотой век (значения). Золотой век Золотой век Композитор Дмитрий Шостакович Автор либретто Александр Ивановский … Википедия

Звонари возвещают о восшествии на престол молодого царя Ивана IV.

Бояре недовольны его избранием, каждый из них считает себя не менее родовитым.

На смотринах невест Иван должен из молодых боярышень выбрать себе жену, будущую царицу. Его выбор останавливается на Анастасии.

Князь Курбский в отчаянии — в сердце его живет любовь к Анастасии. Теперь он потерял ее навсегда.

Тревожно звучит набат. Звонари сообщают о нашествии иноземцев. В битве Иван возглавляет русские полки. Рядом с ним и Курбский.

Смерть косит ряды сражающихся — но вестницы победы сулят близкое поражение иноземцам. Русские полки теснят врагов. Победа!

Анастасия ждет Ивана, тревожится за его судьбу.

С победой возвращаются русские воины. Радостна их встреча с любимыми. Иван и Анастасия вновь вместе. Ликует народ, празднует Русь свою победу над врагом.

Но вдруг страшная весть пронеслась по Руси — царь занемог. В смятении Анастасия. Бояре подняли головы, каждый претендует на трон. Но — грозен царь, нежданно излечившийся от недуга, не будет теперь от него пощады изменникам-боярам.

Действие II

Иван и Анастасия счастливы.

Бояре замышляют заговор, в который вовлекают Курбского. В их руках кубок с ядом, и первой жертвой становится Анастасия. В ужасе смотрит Курбский на смертельную агонию царицы. В страхе разбегаются бояре.

Звонари возвещают о смерти царицы, об измене боярской. В народе смута, готовая перейти в бунт.

Иван оплакивает Анастасию. В воображении его возникает призрак любимой.

Курбскому, страшащемуся мести Ивана, остается одно — бежать. Бояре ожидают мести царя.

В монашеских одеяниях появляются новые люди, которыми решил окружить себя Иван Грозный. Это опричники. Им доверяет царь извести крамолу на Руси, покончить с самовластием боярским. Схвачены бояре. Чинят расправу над ними опричники. Иван Грозный самолично вершит суд над ними.

Тяжелы раздумья Ивана. Человека, потерявшего любимую. Царя, окруженного врагами.
Преследуемый видениями, Иван терзается мыслью, что в своей борьбе утратил человечность и обрек себя на одиночество.
Исступленно ищет Иван Грозный выхода из сплетенного историей клубка противоречий.

Начало

В начале семидесятых Абрама Стасевича не стало, но Чулаки и Григорович самостоятельно продолжили работу над будущим балетом. Помимо оратории Стасевича, в канву произведения музыкальный редактор органически вплел еще три композиции Сергея Прокофьева.

В результате

Немного о создателях

балет иван грозный

балет иван грозный либретто

Нельзя не сказать и про композитора балета "Иван Грозный" Михаила Чулаки. До 1970 года он являлся директором Большого театра, был профессором Московской консерватории, автором нескольких балетов, издал мемуары и книгу об инструментах симфонического оркестра.

Как уже упоминалось, все действие разворачивается вокруг Ивана Грозного, Анастасии и Андрея Курбского. В первом акте молодой Иван начинает свое правление (перед зрителем 1547 год, Ивану семнадцать лет), чем крайне недовольны бояре, сами метившие на его место. Новый царь должен выбрать себе супругу – и он выбирает Анастасию, к которой питает симпатию и соратник Ивана Андрей Курбский. На Русь нападают чужеземцы, начинается битва, во главе которой молодой царь и Курбский. Войско царя одерживает победу и триумфально возвращается домой, но радость преждевременна: неожиданная болезнь сражает Ивана. Бояре с надеждой ждут освобождения престола, однако царь справляется с недугом и готов поквитаться с обидчиками.

юрий григорович

Центральные персонажи

Такую масштабную роль и сыграть требовалось с размахом. От артиста ждали не только хорошей физической подготовки, но и особенной харизмы, зритель должен был поверить, что перед ним – злодей. Григорович вспоминал, что под каждого нового исполнителя основной партии он подбирал танец и рисунок, репетируя и выбирая вместе с ним. Именно после того, как последний исполнитель роли в 1990 году уехал в Лондон, и на его место не смогли найти подходящего артиста, спектакль был закрыт.

Иван Грозный в спектакле показан, по общему мнению многих историков, гораздо более мягким, нежели он был на самом деле. Так, например, отношения реального царя и реального Курбского не строились лишь на любви обоих к одной и той же женщине – их противостояние было политического характера. Кроме того, не защищал настоящий Иван и русских земель, а лишь сам завоевывал для Руси все новые территории. Впрочем, Григорович на подобного рода упреки всегда отвечал одинаково – что это балет, который не ставил своей целью достоверное изображение исторических событий, здесь мотив несколько иного рода.

Первый исполнитель второй главной партии – Андрея Курбского – Борис Акимов, вспоминал, что роли Ивана и Андрея были построены на контрасте: один блондин, второй брюнет, один в темном костюме, другой в светлом и так далее. Задачей артиста являлось сделать своего Курбского таким же волевым, как Иван, но более лиричным.

Первые исполнители

балет в 2 актах

В России

За рубежом

балет иван грозный краткое содержание

Возвращение

После 1990 года о балете не было слышно долгое время – целых одиннадцать лет. А затем начался долгий путь возвращения на большую сцену. Сначала Григорович осуществил постановку для труппы Кремлевского балета, затем помог восстановить спектакль в Париже, в 2006 году поработал в Краснодаре.

В Большой же театр спектакль никак не возвращался, хотя попыток предпринималось множество разными людьми. Дело осложнялось тем, что наследники Сергея Прокофьева, жившие за границей, запрещали кому бы то ни было использование музыки своего великого предка. Разрешение дали лишь Григоровичу – и только в 2011 году. Так началась подготовка к возвращению легенды. В сентябре 2012 года были начаты репетиции, а два месяца спустя уже состоялся первый показ, ставший настоящим событием в мире искусства.

балет иван грозный композитор

Мнения

Зрители отмечали масштаб эпохи, который прекрасно удалось передать артистам, восторгались музыкой, органично легшей в спектакль, не переставали удивляться костюмам и сценографии. Все это, по их отзывам, создавало мощь и величие времени Ивана Грозного. Говорили также и о потрясающей игре главных персонажей, о том, как удивительно тонко эта тройка чувствовала друг друга (речь в данном случае идет о первом составе исполнителей).

Интересные факты

балет иван грозный сергей прокофьев

Балет на музыку Сергея Прокофьева. Действие постановки начинается с момента восшествия на престол молодого самодержца Ивана IV. Многие бояре недовольны его царствованием, поскольку считают, что не менее родовиты и также могут возглавить страну. Он выбирает себе жену из боярышень, в которую влюблен князь Курбский. Вскоре царь возглавляет войско в битве против иноземцев. Неся серьезные потери, русская армия под предводительством Ивана смогла разбить врага. Анастасия ждет царя и тревожится за его судьбу. После возвращения с похода царь занемог, бояре подняли головы, вновь каждый из них претендует на трон. Но грозный монарх, нежданно излечившийся от недуга, мстит изменникам-боярам. Князь Курбский идет на сговор с боярами и пытается отравить царя, но вместо него яд выпила его любимая царица. Потеряв супругу, Иван вершит суд над предателями. Окруженный врагами и преследуемый видениями царь теряет человечность и обрекает себя на одиночество. В спектакле принимают участие Анна Никулина, Виталий Биктимиров, Денис Родькин, Алексей Матрахов, Антон Кондратов, Александр Пшеницын, Александр Войтюк, Михаил Лобухин, Илья Воронцов и др. актеры. Мир балета Прокофьева прекрасен, что можно сказать и о данной постановке. Несмотря на существенные противоречия между главным героем и самой природой балета. Замысел спектакля основан именно на музыке, а не на истории и биографии персонажей, их психологических характеристиках и т.д., поэтому балет великолепно и легко смотрится на сцене.

Балет в 2 актах (18 сценах) на музыку С. Прокофьева (в музыкальной редакции М. Чулаки), сценарист и балетмейстер Ю. Григорович, художник С. Вирсаладзе, дирижер А. Жюрайтис.

Премьера состоялась 20 февраля 1975 года в Большом театре.

1. Звонари торжественно возвещают о восшествии на престол молодого царя Ивана IV. Народ преисполнен надежд, что новый царь прекратит междоусобицы бояр, от которых на Руси одни беды и смуты.

Бояре недовольны избранием Ивана IV. Каждый из них считает себя не менее родовитым. Иван требует от бояр прекратить раздоры во имя единства Руси, ибо только в нем будущее государства. Бояре настороженно встречают тронную речь молодого царя.

Молодые боярышни собрались на смотрины. Иван IV должен выбрать себе жену, царицу российскую. Его взгляд останавливается на Анастасии. Бояре недовольны ее неродовитостью. Иван и Анастасия остаются одни. Он признается ей в любви, она, преодолев смущение, готова ответить на его чувство.

Князь Курбский — знатный боярин. Он готов поддержать дело царя, но в его душе живет любовь к Анастасии. Князь в отчаянии.

Тревожно звучит набат. Звонари сообщают о нашествии иноземцев. В битве Иван возглавляет русские войска, доблестно сражающиеся с врагом. В гуще боя и храбрый полководец Курбский. Смерть косит ряды сражающихся. Но уже вестники победы сулят врагам поражение, русские полки теснят иноземцев.

Анастасия ждет Ивана. Она тревожится за него, вспоминает дни, проведенные вместе. С победой возвращаются русские воины. Народ ликует, приветствуя победителей. Ивана встречает Анастасия, их любовь взаимна и безмятежна.

Страшная весть прокатилась по Руси — болен царь. В смятении царица, в тревожном ожидании народ. Бояре жаждут захватить власть. Ссоры между ними, каждый претендует на царство. И вот уже одному удается оттеснить остальных и взобраться на трон.

Грозен царь, неожиданно излечившийся от недуга. Он безжалостно душит боярина, осквернившего царский трон. Теперь не будет пощады изменникам-боярам.

2. Иван и Анастасия счастливы. Их любовь проникнута страстью и нежностью, исполнена высшей гармонии.

В боярский заговор вовлекают Курбского. В руках у бояр кубок с ядом.

Первой жертвой становится царица. В ужасе смотрит Курбский на смертельную агонию Анастасии. Бояре расползаются в страхе.

Звонари возвещают о смерти царицы, об измене боярской. Народ бунтует.

Иван оплакивает Анастасию. В его воображении возникает призрак любимой, как воспоминание об утерянном счастье.

Курбский, страшась царского гнева, терзаемый муками совести, бежит из России. Бояре, боясь мести царя, охвачены паникой.

В монашеских одеяниях появляются новые люди, которыми решил окружить себя царь. Опричникам поручает Иван чинить расправу над боярами. Иван Грозный самолично вершит суд.

Тяжелы думы Ивана. Потерявший любимую, окруженный врагами, он обрек себя на одиночество и внутреннюю пустоту. Преследуемый видениями он исступленно ищет выход из сплетенных историей противоречий.

Звонари возвещают: вечно быть государству российскому!

Как всегда в балетах Григоровича велика была роль сценографии Симона Вирсаладзе. Она не только позволяла легко переходить от одной сцены к другой благодаря медленному вращению трех огромных полукруглых апсид, не только создавала дух изображаемой эпохи, используя мотивы древнерусской живописи — она создавала атмосферу этого мрачноватого и порой жестокого спектакля. Соратниками хореографа стали и первые исполнители: Наталья Бессмертнова, чья неповторимая пластика напоминала редкую птицу, в своих развевающихся одеяниях ненадолго залетевшая в этот жестокий мир; Юрий Владимиров, чей Иван был могуч, экспрессивен до резкости и легко поддавался чувству мести, доводя его до безумных зверств. Более тонок был рисунок царя у Владимира Васильева, однако присущее ему обаяние еще в большей степени делало из Ивана почти безупречного героя.

А. Деген, И. Ступников

На правах рекламы:
В классическом балете различают пять основных позиций ног и три позиции рук. Узнать, что такое основные позиции в балете , а также записаться на пробное занятие, вы можете на сайте московской школы танцев Экарте.

Читайте также: