Служба сопровождения коррекционной школы

Обновлено: 05.07.2024

Служба сопровождения

В специальном (коррекционном) образовательном учреждении осуществляется формирование службы сопровождения, в задачу которой входит не только помощь в преодолении трудностей в обучении, но и работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, обеспечению условий для коррекции и развития личности, защите прав воспитанников, а также дальнейшей успешной социализации в обществе, профессионального становления.

Сопровождение – это комплексная деятельность специалистов, направленная на создание социально-психологических условий для полноценного развития, успешного обучения, воспитания, социализации ребенка.

Цель – формирование необходимых правовых, социально-экономических, социокультурных, психолого-педагогических и иных условий для полноценного развития, жизнеустройства и адаптации в обществе воспитанников школы; создание условий для позитивной социализации учащихся, а также детей-сирот, выпускников, детей из замещающих семей; создание системы психолого-педагогической и социально-правовой помощи воспитанникам и выпускникам; оказание своевременной, комплексной, личностно-ориентированной, социально-педагогической, психологической и медицинской помощи всем участникам образовательного процесса.

Задачи:

  1. Оказывать своевременную социально-психологическую помощь и поддержку учащимся, выпускникам, родителям (лицам их замещающим), педагогам по проблемам обучения и воспитания.
  2. Профилактика возникновения проблем развития ребенка (психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходные периоды).
  3. Осуществлять правовую защиту всех участников образовательного процесса.
  4. Развивать индивидуальные способности учащихся, их интересы, склонности, чувства, межличностные отношения.
  5. Оказывать содействие выпускникам в получении профессионального образования и последующем трудоустройстве.
  6. Развивать психолого-педагогическую компетентность учащихся, родителей, учителей.
  7. Коррекция имеющихся недостатков в развитии, обучении, поведении учащихся.
  8. Повысить качество подготовки воспитанников к выбору профессии, адаптации в учреждениях профессионального образования.
  9. Определить максимальное число детей-сирот в замещающие семьи.

Формы сопровождения:

  • консультирование;
  • диагностика;
  • мониторинг;
  • коррекционно-развивающая работа;
  • профилактика;
  • просвещение;
  • наставничество, шефство;
  • передача детей-сирот в семью на время;
  • посещение по месту проживания;
  • профориентационные мероприятия, знакомящие детей с разными профессиями, производствами, специалистами.

Направления психолого-медико-социального сопровождения:

1 Школьная служба сопровождения Специальной ( коррекционной ) школы 657 VIII вида Приморского района Санкт - Петербурга учебный год

2 Цели и задачи школьной службы сопровождения Координация деятельности специалистов различного профиля с целью оказания помощи в условиях коррекционной школы; Реализация системного подхода в решении задач специализированной помощи детям с нарушениями в психофизическом развитии Предупреждение возникновения проблем развития ребенка; Помощь обучающимся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации; Оказание консультативной помощи педагогам, родителям, обучающимся

3 Проблемы, решаемые ШСС Ребенок Социальные проблемы Учебные проблемы Психологические проблемы Медицинские проблемы

4 Схема взаимодействия специалистов Школьной службы сопровождения Специалисты ШСС АППО ПНД ОУ и ДОУ ПМСЦ ГМППК ОДН Поликлиники НМС Центр Семьи Муниципальное образование Администрация школы Учитель Воспитатель Классный руководитель Родители Медсестра школы Внешние организации Внутри школы

5 Направления деятельности ШСС Профориентаци- онное Диагностическое Правовое Консультативное Социальное Просветительское ШСС Коррекционно- развивающее Лечебно- оздоровительные Профилактическое

6 Школьная служба сопровождения Учитель Воспитатель Социальный педагог РЕБЕНОК Учитель- логопед Педагог- психолог Учитель- дефектолог ЛФК Медицина

7 Учитель- логопед Педагог- психолог ЛФК Медицина Учитель- дефектолог Социальный педагог Учитель Воспитатель

8 Учитель- логопед Взаимодействует с педагогами школы и специалистами ШСС Проводит обследование и диагностику речевых нарушений Ведет просветительскую работу Осуществляет коррекционную работу Консультирует родителей, педагогов Определяет динамику

9 Выявляют проблемы обучения и воспитания Обеспечивают коррекционную работу при обучении и воспитании Изучают индивидуальные особенности ребенка Поддерживают постоянную связь с родителями Создают благоприятную микросреду и положительный эмоционально- психологический климат в классе (группе). Взаимодействуют со специалистами школы Учитель Воспитатель Обучают и воспитывают

10 Взаимодействует с внешними организациями Проводит изучение социальной среды ребенка Работа с классным руководителем, воспитателем и родителями Выявляет учащихся, склонных к правонарушения м и проводит работу по предотвращению правонарушений Проводит индивидуальные и групповые беседы с учащимися Занимается профориентацией Социальный педагог

11 Консультирует педагогов и родителей Проводит обследования Проводит групповые и индивидуальные занятия Осуществляет связь с учителем, воспитателем и другими специалистами Учитель- дефектолог

12 Профилактика гиподинамии и нарушения осанки Проведение массажа по согласованным с врачом схемам Взаимодействие с врачом ЛФК поликлиники Коррекционная работа по различным нарушениям осанки Обеспечение повседневного санитарно-гигиенического режима Просветительская работа по здоровому образу жизни ЛФК Медицина Ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием детей Обследование и диагностика Консультации родителей, педагогов

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Деятельность службы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

В школе-интернате функционирует служба психолого-педагогического сопровождения обучающихся (воспитанников) с ОВЗ.

Она представлена следующими специалистами:

- педагог-психолог - 1 ст.

- учитель-логопед - 1 ст.

- учитель-дефектолог – 1 ст.

- социальный педагог- 2 ст.

- тьютер – 1 ст

- ассистент (помощник) – 1ст.

К о р р е к ц и о н н ая р а б о т а, осуществляемая службой психолого-педагогического сопровождения п р е дс т а в л яет с о б ой с ист е му пс и х ол о г о -п е да г о г ич е с к и х и м е д и ц и нс к их с р е д ст в , н а пра в л е нн ых на пр е о д о л е н и е и /и л и о сл а б л е н ие н е д о с т а т к ов в п с и хи ч е с к о м и ф и з и ч е с к о м раз в и тии о б у чающ и х с я (воспитанников) с ОВЗ.

В с о о т в е т ств и и с т р е б о в ан и ями Ф Г ОС д л я о б у чающи х ся (воспитанников) с ОВЗ ц е ль ю к о рр е к ци о н н о й р а б о ты я в л яе т ся с о з д а ние с ист е мы к о м п л е к с н о г о п с и х ол о г о- м е ди к о - п е да г о г ич е с к о г о с о пр о в о ж д е ния пр о ц е с с а о с в о е н и я А ОО П образования о б у чающими с я (воспитанниками) с ОВЗ, п о з во л яюще й у ч и ты в а ть их о с о б ы е о б ра з о в а те л ь н ы е п о т р е б н о с т и на о с но в е о с у щ е ст в л ен и я инд ив и д у а ль но г о и ди ф ф е ре н ц ир о в а нн о г о п о д х о да в о б ра з о в а те л ь н о м п р о ц е с с е.

За д а ч и к ор рекц и о н н о й р а б о т ы :

выя в л е н ие о с о б ы х об р а з о в а те л ь н ых п о т р е б н о с т ей о б у чающ и х ся (воспитанников) с ОВЗ;

о с у щ е ст в л ение и нд ив и д у а ль но ор и ен т и ро в а н н ой пс и х о л о г о -м е д и к о - п е д а г о гич е с к о й п о м о щи де т ям с о г ра ни че н ны м и в о з м о ж н о с т ями з до ров ь я с у че т о м о с о б е нн о с тей п с и х о ф и зи ч е с к о г о раз в ит и я и и н ди в ид у а ль ных в о з м о ж н о стей о б у чающ и х ся (воспитанников) (в с о о т в е т ствии с ре к о м е н д а ци я ми п с и х ол о г о - м е ди к о - п е да г о г ич е с к ой к о ми с с и и);

разр а б о т к а и р еа л иза ц ия и нд иви д у а ль ных у че б н ых п л а нов, ор г а н иза ц ия и н д и в и д у а ль н ы х и г ру ппо в ых за н ят и й д л я дет е й с у че т о м и н ди в ид у а ль ных и т ип ол ог и ч е с к и х о с о б ен н о с т ей п с и х о ф из и ч е с к о г о разви ти я и и н д ив и д у а ль ных в о з м о жн о ст е й о б у чающ и х с я (воспитанников) ;

р еа л изац и я сист е мы ме ро п р ия т ий по с оц и а ль н ой ад а п т а ци и о б у чающ и х ся (воспитанников) с ОВЗ;

о к азан и е р о дите л я м (за к о н н ым п р е дс т авител я м) о б у чающ и х ся (воспитанников) с ОВЗ к он с у л ь т а тив н ой и ме т о ди ч е с к ой п о мо щ и п о меди ц и н ск и м, с оц и а ль ным, пра в овыми д ру гим в о п р о с а м, с в язан ны м с их в о с п и т а н ием и о б у чен и ем.

Х а ра к т е р и с т и к а о сн о вн ы х н ап р авле н ий к о р р екц и о нн о й р а б о т ы

О сно в ны м и н а п р а в л ен и я к о р р е к ц и о н н о й р а б о т ы я в л я ю т ся:

Д и а г н ос ти ч е с к ая ра б от а , к о т о р ая о б е сп е ч и в ает выя в л ен и е о с о б е н н о ст е й р аз в и тия и з д о р ов ь я о б у чающ и х с я (воспитанников) с ОВЗ с цел ь ю с о з да ни я б л а г оп р и ят н ых у словий д л я о в л а д ен и я ими с о д е р ж а ни е м о с н ов но й о б ще о б р а з о в а те л ь но й п р о г рам м ы.

П ро в е д е н и е д иа г н о с тич е с к о й р аб о т ы пр е дп о л аг а ет о с у щ е ст в л ени е :

п с и х ол о г о -п е да г ог и ч е с к о г о и м е д и ц и нс к о г о о бсл е д о в а ния с цел ь ю выя в л ен и я о с обы х о б р а з о в а те л ь н ых п о т р е б н о с т е й детей :

раз в и т ия п о з на в а те л ь н о й с феры, сп е ц и ф и ч е с к их т р у дн о ст е й в о в л ад е н и и с о д е р жа н ием об ра з о в а н ия и п о те н ци а ль ны х в о з м о ж н о с т е й ;

раз в и т ия эм о ц ио н а ль н о - в о л е в о й с ф е ры и л и чн о ст ны х о с о б е н н о с т ей о б у ча ю щ и х с я (воспитанников) ;

о п р е д еле н ие с оц и а ль н ой с и т у ации раз в и т ия и у слов и й с еме й но г о в о с п и т а н ия у че н и к а ;

м о ни т ор ин г а д и на м ики р аз в и т ия о б у чающ и х ся (воспитанников), и х у с пеш н о с т и в о с в о е н и и ад а пт ир о в ан но й о с н ов н ой общ е о б р а з о в а те л ь н о й п р о г ра мм ы об щ е г о о бра з о в ан ия ;

а н а л и з а р е з у л ь т а т ов о бсл е д о в ан и я с цел ь ю п р о е к тиро в а н ия и к о рре к т и ров к и к о рр ек ц и о н ны х м е р о п ри ятий.

В п р о ц е с с е д иа г н о с тич е с к о й р а б о ты и с п о ль з ую т ся сл е д у ю щие фо р мы и ме т о д ы р а б о т ы:

с б о р с в е д е н ий о ре б е н к е у п е да г о г ов, р о д и т е л ей (законных представителей) ( б е с е ды, ан к е т и р о в а н ие, и нт е р в ь ю и р о в а н ие);

пс и х о л о г о - п е да г о гич е ск и й э к с п е ри ме н т ;

на б л ю де н ие за обучающимися (воспитанниками) в овремя у че б н ой и вн е у р о ч н ой деятел ь н о сти;

б е с е ды с обучающимися (воспитанниками) , у ч и те л ями и р о дите л ями (законными представителями);

и з у че н и е р а б о т р е б ен к а ( т е т р а ди, ри с у нк и , п о дел к и и т .п . ) и д р.;

о ф о р м л е н ие д ок у мен т ац и и ( п с и х о л о г о - п е д а г о г и ч е с ки е д н ев н и к и на б л ю д е н ия за у чащим и ся и др.).

1.3. Служба сопровождения является структурным подразделением образовательного учреждения, которая создается в его рамках и предназначена для осуществления процесса психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся данного учреждения. В службу входят специалисты разного профиля: педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, медицинские работники, освобожденные классные воспитатели и др.

1.4. Руководство Службой сопровождения осуществляет заведующий (руководитель Службы), назначаемый приказом руководителя образовательного учреждения. Все специалисты Службы осуществляют совместную деятельность по сопровождению в соответствии с должностными инструкциями, функции всех специалистов четко определены. К деятельности службы могут привлекаться учителя, воспитатели, родители учащихся, руководители кружков (секций), мастера производственного обучения и преподаватели, представители общественных объединений и другие заинтересованные лица.

1.6. Основными принципами работы Службы являются:

  • приоритет интересов ребенка
  • непрерывность и комплексный подход в организации сопровождения
  • рекомендательный характер оказания помощи и услуг
  • работа по методу междисциплинарной команды

2. Цели и задачи Службы сопровождения

2.1. Цель деятельности Службы сопровождения в образовательном учреждении заключается в организации психолого-медико-социального сопровождения образовательного процесса путем реализации комплекса превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на создание условий для успешного развития, обучения и социализации личности. При этом объектом сопровождения является образовательный процесс, предмет сопровождения – ситуация развития ребенка.

2.2. Задачи Службы сопровождения

  • Защита прав и интересов личности детей, обучающихся, воспитанников, обеспечение безопасных условий их психического и физического развития и обучения, поддержка и содействие в решении психолого-педагогических и медико-социальных проблем;
  • Квалифицированная комплексная диагностика возможностей и особенностей развития ребенка с целью как можно более раннего выявления детей, требующих особого внимания специалистов для предупреждения возникновения проблем обучения и развития;
  • Содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: реализация программ преодоления трудностей в обучении, нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; содействие выбору образовательного и профессионального маршрута; участие специалистов Службы сопровождения в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и способностям учащихся;
  • Развитие психолого-педагогической и медико-социальной компетентности всех участников образовательного процесса – обучающихся, педагогов, родителей;
  • Содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса, содействие педагогическому коллективу в оптимизации социально-психологического климата образовательного учреждения;
  • Психолого-педагогическая помощь родителям (лицам, их заменяющим), педагогам и воспитателям обучающихся, требующих особого внимания специалистов;
  • Консультативно-просветительская работа среди обучающихся, педагогов, родителей;
  • Профилактическая работа и пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся, педагогов, родителей;
  • Участие специалистов Службы в психолого-медико-педагогической экспертизе профессиональной деятельности педагогов, воспитателей семейно-воспитательных групп, приемных родителей; в экспертизе образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий и иных средств обучения.

3. Организация деятельности Службы сопровождения

3.1. Состав специалистов Службы сопровождения определяется целями и задачами образовательного учреждения. Специалисты Службы организуют свою деятельность в соответствии с принципами, перечисленными в п. 1.6. данного Положения.

Основными направлениями деятельности руководителя Службы сопровождения являются:

  • Организация перспективного и текущего планирования деятельности Службы;
  • Обеспечение выполнения требований нормативно-правовых актов к содержанию и результатам комплексного сопровождения участников образовательного процесса;

Руководитель Службы сопровождения выполняет следующие функции:

  • Координирует работу специалистов Службы по выполнению годового, текущего плана деятельности, коррекционно-развивающих программ; организует и совершенствует методическое обеспечение процесса сопровождения;
  • Снабжает специалистов Службы необходимой информацией по вопросам нормативно-правового обеспечения, повышения квалификации;
  • Организует работу по созданию и обеспечению условий для оказания комплексной помощи участникам образовательного процесса;
  • Осуществляет контроль за качеством и эффективностью оказываемой участникам образовательного процесса психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
  • Участвует в организации и проведении аттестации специалистов Службы на вторую и первую квалификационную категорию, участвует в экспертизе;
  • Проводит проблемный анализ процесса сопровождения и результатов деятельности специалистов Службы;
  • Вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса;
  • В конце учебного года представляет отчет о работе Службы сопровождения руководителю образовательного учреждения.

3.2. Решение о сопровождении ребенка и его семьи принимается совместно всеми специалистами службы на психолого-медико-педагогическом консилиуме.

3.3. Специализированная помощь участникам образовательного процесса, а также содействие в профессиональной деятельности специалистов Службы сопровождения в образовательном учреждении оказывается учреждениями, предназначенными для углубленной специализированной помощи детям, имеющим проблемы в обучении, развитии и воспитании: районными, городскими и областным Центрами психолого-медико-социального сопровождения.

3.4. Научно-методическое обеспечение деятельности службы сопровождения в образовательном учреждении осуществляется научными учреждениями, подразделениями высших учебных заведений, Вологодским институтом развития образования, Центрами повышения квалификации педагогических работников образовательной системы, а также научными учреждениями Российской Академии образования.

3.5. Служба сопровождения работает в тесном контакте с учреждениями и организациями образования, здравоохранения, социальной защиты семьи и детства, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел и прокуратуры, общественными организациями, оказывающими помощь образовательным учреждениям в воспитании и развитии обучающихся (воспитанников).

4. Основные направления деятельности Службы

К основным направлениям деятельности Службы относятся:

4.1. Психосоциальная диагностика - проведение исследований социально-психологического климата образовательного учреждения; определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин трудностей в обучении, развитии, социальной адаптации; выявление реальной и потенциальной групп социального риска;

4.2. Психокоррекционная работа – совместная деятельность педагога-психолога, социального педагога, учителя-дефектолога (детского психотерапевта, психиатра, невролога), учителя-логопеда по разработке психокоррекционных программ воспитания; организация и проведение социально-психологических тренингов, ролевых игр, групповых дискуссий среди учащихся, родителей, педагогического коллектива по развитию общих и специальных способностей участников образовательного процесса.

4.3. Психолого-педагогическое и медико-социальное просвещение участников образовательного процесса с целью создания условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;

4.4. Психологическое и социально-педагогическое консультирование участников образовательного процесса по различным психолого-педагогическим и социально-медицинским проблемам, вопросам самоопределения, личностного роста, взаимоотношений; помощь учащимся и родителям (законным представителям) в преодолении трудной жизненной ситуации; консультирование педагогов, других работников образовательного учреждения, органов опеки и попечительства, Управления внутренних дел, учреждений социальной защиты, здравоохранения, Комиссии по делам несовершеннолетних и др. по вопросам воспитания и обучения несовершеннолетних.

4.5. Исследование социума образовательного учреждения и микрорайона с целью изучения их воспитательного потенциала и организации взаимодействия;

4.6. Социально-педагогическая и психологическая профилактика возможных неблагополучий в детско-подростковой среде в условиях образовательного процесса; предупреждение явлений дезадаптации обучающихся, фактов асоциального поведения; разработка рекомендаций педагогам и родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития; пропаганда здорового образа жизни;

4.7. Организационно-методическая деятельность:

  • анализ и обобщение результатов сопровождения, разработка рекомендаций по его совершенствованию, обработка материалов научных исследований;
  • участие в методических объединениях, семинарах-практикумах, конференциях по проблемам воспитания и социализации,
  • участие в разработке и реализации программ оздоровления воспитанников с учетом состояния их здоровья;
  • организация и проведение семинаров, тренингов и консультаций по овладению инновационными методиками;
  • формирование банка данных достижений отечественной и зарубежной науки и практики по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению.

4.8. Выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите, опеке и попечительстве с целью защиты законных прав и интересов несовершеннолетних, в т.ч. приоритетного права ребенка на жизнь и воспитание в семье.

5. Примерная документация Службы сопровождения

5.1. Единая для всех специалистов Службы:

  • Перспективный, годовой план работы (план работы на месяц, неделю), утвержденный руководителем образовательного учреждения;
  • Графики работы специалистов (на неделю, месяц, полугодие), утвержденные руководителем учреждения;
  • Социальный паспорт учебного заведения, который составляется социальным педагогом на основе данных социальных паспортов классов, групп;
  • План-график тематических групповых консультаций и консультаций для отдельных категорий родителей;
  • Проекты по наиболее актуальным направлениям и программы занятий;
  • Карты психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей (учащихся, воспитанников), нуждающихся в комплексном сопровождении;
  • Документы психолого-медико-педагогического консилиума;
  • Список детей, нуждающихся в сопровождении;
  • Годовой анализ работы Службы.

5.2. Отдельными специалистами Службы сопровождения ведется служебная документация согласно должностным инструкциям и положениям о кабинетах, утвержденных руководителем образовательного учреждения.

5.3. Должностные инструкции и Положения о кабинетах находятся у специалистов и руководителя Службы.

6. Ответственность специалистов Службы сопровождения

6.1. В установленном законодательством РФ порядке специалисты Службы несут ответственность за:

  • неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка учреждения, законных распоряжений руководителя Службы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей;
  • жизнь и здоровье детей во время занятий;
  • необоснованное вынесение заключения по обследованию ребенка в рамках своей компетенции, повлекшее за собой ухудшение физического или психического здоровья последнего;
  • соблюдение прав и свобод личности ребенка;
  • конфиденциальность полученных при обследовании материалов;
  • ведение документации и ее сохранность;
  • соблюдение трудовой дисциплины, правил производственной санитарии и противопожарной безопасности;
  • сохранность рабочего места, материальные ценности, взятые под расписку у материально ответственного лица.

Читайте также: