Оморзак бабай краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Aлпамыш и Барчин обручены с колыбели. Oтцы их, братья Байбури и Байсары, знатные беки “шестнадцатиколенного племени Конграт”, долго были бездетными, пока не вымолили себе у бога детей. У Байсары родилась дочь, у Байбури – двойня: сын и дочь.

Поссорившись со своим братом, Байсары откочевал в страну калмыков. Здесь красавица Барчин вызывает к себе любовь богатырей калмыцкого шаха Tайча-хана. Чтобы избежать насильственного брака с ненавистными ей женихами, Барчин объявляет, что отдаст свою руку тому, кто выйдет победителем

из четырех состязаний. Состязания эти – скачка коней (“байга”), соревнование в искусстве владения луком, стрельба в цель и борьба.

Барчин втайне надеется, что победителем окажется ее нареченный – Aлпамыш, сын Байбури, за которым она отправляет послов на родину. Помощником Aлпамыша в этом трудном сватовстве явдяется один из калмыцких богатырей – Караджан, который из соперника и врага становится другом героя. Караджан на коне Aлпамыша Байчибаре обгоняет всех его противников, несмотря на коварство калмыков, которые связывают своего соперника и калечат его коня, вбивая ему в копыта гвозди.

вступает в единоборство с калмыцкими богатырями, после чего Aлпамыш завершает победу, поборов самого сильного из них – Кокальдаша.

Bместе с Барчин, ставшей теперь женою Алпамыша, победители возвращаются в Конграт. B стране калмыков остается только Байсары, который все еще не хочет помириться со своим старшим братом.

Bо второй части поэмы Aлпамыш, узнав о притеснениях, чинимых его тестю Tайча-ханом, снова отправляется в страну калмыков и по неосмотрительности попадает в плен к своим коварным врагам. Семь лет он проводит в зиндане (подземной темнице) калмыцкого шаха. Пищу ему доставляет пастух Кайкубат, случайно открывший место его пребывания. Дочь калмыцкого царя навещает его в темнице, влюбляется в него и помогает ему бежать из плена.

Oсвобожденный Aлпамыш побеждает Tайча-хана, убивает его и сажает на его престол пастуха Кайкубата.

Bо время семилетнего отсутствия Aлпамыша главою племени Конграт становится его младший брат Ултантаз. Hовый властитель жестоко угнетает народ, бесчестит старого отца Aлпамыша и преследует его малолетнего сына Ядгара, а Барчин принуждает выйти за него замуж. Aлпамыш, поменявшись одеждой со своим старым рабом, табунщиком Култаем, неузнанный, приходит на свадебный пир Удтантаза, освобождает жену и близких и убивает насильника.

Поэма заканчивается возвращением на родину добровольного изгнанника Байсары и воссоединением распавшегося племени Конграт под властью героя Aлпамыша.

-(тк1н д1рест1р81 Ж1лил Кейекбаевижады тура3ында 32йл1шк1н инек. Ата6лы тюрколог, к9ренекле я8ыусы ижадыбуйынса 3е88е5 и4еге881 ним1 ны7ыра6 6алды. Кемд1р 32йл1п 9т1.

Карипова Алина 32йл1й.

Ж. Кейекбаев – ар8а6лы 7алим 7ына т9гел, я8ыусы 31м о4та т1ржем1се. Ул1944йылда СССР Я8ыусылар Союзынаалына, Ж1лил Табынисеме мен1н 1ки1тт1р, 6обайыр8ар 31м проза 141р81ре ижад ит1. :ай3ы 7ына 141ре 24т2нд1 эшл1м13ен, Ж1лил Кейекбаев, 98ен баш6орт телене5 й1нле телм1ре 31м халы6 ижады, публицистика 31м н1фис 181би1т стилд1рен бер81й 9к т1р1н беле9се 71ж1йеп о4та стилист итептаныта.

№е8г1141р81 осра7ан нинд1й 39881р а5лашылманы(3ырт, уя, мис19 ебе)

!й81ге8 ошо 39881р8е5 м171н1л1рен 6арап 9т1йек.

№ырт- был осра6та тау8ы5 о8он булып 3у8ыл7ан 24к2 буйы -

Уя-ике тау ара3ында7ы со6ор

Мис19 ебе – т2пт2ге ат6а та7ын бератны 6ушарлап еге9 2с2н хе8м1т итк1н бау

К2пш1- стебель, 6ыуыш эсле тая6 3ыма6 н1м1

Ту4та6 – б1л1к1й й1йп1к 3ауыт – ту4та66а ел1к йыйыу

Емтек- 9леп ят6ан хайуан – аыйу баш6аса емтекянына килм1й

Т1пе-й1нлекте 3у7ып 6ы4ыу 2с2н та6та7а ултырт6ан ду7а р19ешенд1ге ау 6оралы – айыу8ы тотар 2с2н т1пе 18ерл1й81р

31914- ним1л1г1лер к95ел 3алыусан, ихлас. – Х2рм1т башта, олата3ыны5 х1б1рен1 б2т2нл1й ышанып, бик 31914 ты5лап ултыр8ы

71рлек-оят;, срам, обида

3уйыл- о8он сыбы6, 6ыуал; длинный прут

Б9к1н – чурбан (раньше его использовали вместо табуретки)

Юллатыу – э8ен1н барыу, идти по следам

Укыусылар, 141р8е нис1 2л2шк1 б9леп була?

31р б9лекк1 исем биреге8

(1.Омор8а6 бабай – к9пте к9рг1н кеше.

2. Ташбат6ан ауылы т1би71те

3. Омор8а6 бабай8ы5 айыу7а 3унар7а барыуы тура3ында.

4. Омор8а6 бабай8ы5 б1л1к1й са6та 3а8лы6та ажда3а к9ре9е

5. Омор8а6 бабай8ы5 3у4ар7а 3унар ите9е

6. Омор8а6 бабай8ы5 ен к9ре9е)

Кем ул Омор8а6 бабай? Уны5 нинд1й даны тарал7ан?Омор8а6бабай – бик к9пте к9рг1н кеше. 98 79меренд1 нинд1й ген1 тау8ар7а артылма7ан, нинд1й ген1 урманлар8ы 6ы8ырма7ан, нинд1й ген1 ер81р8е ай6ама7ан. Шулай булыу7а 6крама4тан, ул 3ис т1 бирешм1й 1ле. Омор8а6 бабай берва6ытта ла тая66а таянып й2р2м14. Атла7анда к19813ен д1бик т28 тота, е5ел 31м ышаныслы ба4а. Бабай 6артай7ан к2н2н1 тиклем я6ын-тир1л1 бикданлы 3унарсы бул7ан. 98 79меренд1 етмешл1п кен1айыу ал7ан, й2881н ашыу б9ре 3у66ан. Т2лк2, 3у4ар, бур3ы6тар8ы5 3анын Омор8а6 бабай и41пл1й 81 алмай.

Омор8а6 бабай характерында7ы нинд1й 3ы8ат 3е8г1 о6шай?Омор8а6 бабай эшс1н, шаян.

!8ип х1л-ва6и7алар8ы тасуирла7ан са6та топонимик атамалар8ы ер-3ыу исемд1рен д1 и41пк1 ала. Ташбат6ан ауылы 9рк1сле-9рк1сле тау8ар 6уйынында, (81ште ярындаятыуын, уны5 тир1-я7ында кеше ба4ма7ан урмандарбулыуын бел1бе8.Ауыл ни 2с2н Ташбат6ан тип атала?

Ауылдан т9б1н, йыл7а буйында, 8ур 3а8лы6 бар.№а8 уп6ынлы, к9терле;ситен1р1к барып, ая6 мен1н ба43а5, 3елкенеп тора. Ш 3а88ы5 урта3ында элг1ре 8ур берташ бул7ан. Бер81н-бер к2нд2 был таш, 3а87а батып, 71йеп бул7ан. Шу7а к9р1 уны Ташбат6ан 3а8ы тип й2р2т1л1р. Ауылды5 исеме л1шунан 6ал7ан.

Афарин. Бе88е5 ата-бабаларыбы88ы5 т2п ш2г2лд1ре5 бере3е 3унарсылы6 бул7ан. Улар мышы7а, 6уян7а, 6абан7а 3унар7а й2р2г1нд1р. №унарсылар мен1н т2рл2 6ы8ы6лы х1лд1р бул7ан. Омор8а6 бабай 8а 98ене5 ей1нен1 Х1йд1рг1 3унар ва6ытында бул7ан т2рл2 х1лд1р8е 32йл1й.

Омор8а6 бабай8ы5 айыу7а нисек 3унар ите9ен 32йл1ге8.(текстантабып 32йл1й81р) Ни 2с2н айыу ситк1 янтал7ан кешене к9рм1й?

(Айыукешене ба4тыр7анда, этшикеллебашын ю7ары к9т1реп й9герм1й, басын т9б1н ба4ып саба. Шу7а к9р1 ситк1 янтайып 6ал7ан кешенеул к9рм1й,башын 6ал6ытып 6арамайынса ая6 а4тына 6арамайынса, ары7ансы саба ла саба. К9т1рер ине, елк1бик 6алын, 3име8. Шу7а ла ул ая6 а4тына 6арап 6ына й9гер1.

Омор8а6 бабай8ы5 ей1не шундай 6ы8ы63ыныусан. Улолатайынан енд1р, ажда3алар тура3ында ла 3ораштыра

Убыр 1бейе, ажда3а, ен ке9ек мификзаттар тура3ында ним1л1р ишетк1неге8 бар. Рус мифология3ында улар7а о6шаш нинд1й заттар бар Рус мифология3ында Гуси – лебеди, Иван царевич и серый волк, Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Кощей бессметрный) 3.б. 1ки1тт1р81 6ур6ыныс енд1р, ажда3алар, убыр 1бей81ре бар:атын 3ары6тар8ы д2рр1 тип 6ыуа. К1з1не, 3ыйыр8ы, бес1й8е, тауы6ты нинд1й 39881р мен1н 6ыуалар.(3айт, бер1с, 6оош)Ошо 39881р8е д1фт1реге8г1 я8ы7ы8 Текста 6ара кис, 6ара к28 тиг1н 39881р осрай.Былар ним1? (былар текста 39р1тл19 саралары, эпитеттар) Ирт1, к2н, т2н, 6ыш, я8 й1й 39881ре мен1н ошондай 398б1йл1нешт1р т282г28.(шомло ирт1, 6ара к2н, утлы т2н, а6 мамы6лы 6ыш, д1ртле я8, йомарт й1й) Текстан 6ыра7ай й1нлект1р8е5 исемд1рен я8ып алы7ы8.Баш6ортостан урмандарында та7ы нинд1й й1нлект1р й1ш1й?Автор 141р81 та7ы нинд1й 39р1тл19 сараларын 6уллана?

Шулай у6 я8ыусы м161л-1йтемд1р8е ки5 6уллана. М-н :урк6ан7а 6уш к9рен1

Йом7а6лау. Йом7а6лап шуны 1йт13е кил1. Ж. Кейекбаев 141р81рене5 теле лексик я6тан да 39р1тл19 саралары я7ынан, стилистик й131тт1н д1бик бай 31м 3ы7ылмалы.

Рефлексия. У6ыусылар б2г2н д1ре4т1 бик 198ем 6атнашып ултыры7ы8. (8еге8г1 нинд1й ба3а бирер инеге8.К9881реге88е йомо7о8, Карипова Алина7а нинд1й билд1 6уябы8, ?1лиева Алина7а, В1хитова Элмира7а, Г1р1ев Самат6а.

№е8 й1ш1г1н ер81 Омор8а6 бабай ке9ек к9пте к9рг1н, кисерг1н олатай8ар тура3ында я8ып килеге8.

№98лект1р81ге 39881р мен1н 32йл1мд1р т282г28.

Д1рес тамам. №ау булы7ы8.

Т2м1н1к ауылыны5 тарихы

Рус мифология3ында Гуси – лебеди, Иван царевич и серый волк, Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Кощей бессметрный) 3.б. 1ки1тт1р81 6ур6ыныс енд1р, ажда3алар.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]


1.Значение слова бабай говорит о его тюркском происхождении. Слово бабай ('дед, старик') этимологи возводят к тюркскому заимствованию babá 'отец, дед' (Фасмер) . Также слово бабай употребляют и в более узком значении - “фантастическое существо в образе страшного старика, которым пугают детей”. Даль: “иногда в знач. детского пугала; Детей пугают и бабайкою, старухою, и тут сходятся производства от бабы и от бабая”.
Итак, бабай – это давно известное русскому языку ругательное слово тюркского происхождения.

2. Ёкарный (ёкхарный, ёханый) бабай - выражение любой эмоции, : удивления, досады, раздражения, радости и т. д. , используемое в значении междометия в шутливом разговорно-сниженном стиле, эвфемизм (выражение, используемое для замены другого, считающегося неприличным или неуместным) , провоцирующий первый звук бранной формулы ё… т… м… с заменой всей остальной части фразы неясным сочетанием (как, например, и восклицания “ёкаламэнэ”, “ёксель-моксель”, “ёлки-палки” и т. п.) . – Эта версия более здравая.

3. Популярная версия выражения “ёкарный бабай” – это искаженное “якорный бабай”. А выражение это якобы обозначало профессию: раньше так звались люди, которые занимались установкой и регулировкой якорных бакенов на Волге. Когда изменялся уровень воды, то у бакена, стоящего на якоре нужно было регулировать длину троса. А так как на эту должность принимали в основном отставных матросов, то есть пожилых людей (бабаев) , поэтому и пошло название “якорный бабай”. Слово бабай действительно употреблялось в астраханских и каспийских говорах в значении ''самый большой якорь на судне”, и значение это также восходит к тюркскому babá - отец, дед' (Аникин А. Е. ) – видимо, на почве контаминации значений слова бабай и возникла выдумка о неведомом “якорном бабае”.

Судя по книге "Век святого Скиминока" Андрея Белянина
Ёкарный бабай - это пожилой казах нетрадиционной сексуальной ориентации ;-(((

Доводилось мне в подростковые годы читать мнение одного автора энциклопедии о нечистой силе, что нас, детей девяностых, букой уже не пугают. Пугают милиционерами.

Букой меня и впрямь, вроде бы, не пугали, впрочем, милицией тоже, а вот бабаем – случалось. Дескать, будешь себя плохо вести (в тихий час шуметь) – вон, уже у забора дед с мешком стоит: ему только намекни, что безобразишь, – сразу в мешок. Соседи, мол, тут когда-то жили (давно дело было), у них этот дед так мальчика и унёс, искали-искали – так и не нашли.

Конечно, выглянуть в окно и посмотреть, есть ли у забора сей дьявольский старик, у малолетнего меня духу не хватало. Взрослые ведь не обманывают, а этот бабай такой сверхъестественный пенсионер, что, не ровен час, в мешок от одного только взгляда так и засосёт.

Это потом я узнал, что на службе у взрослых состоит целая педагогическая бригада страшилищ, дабы оказывать влияние на маленьких непосед.

Лично я из данного сборища столкнулся только с бабаем и неким злым колдуном, который крадёт у крикливых ребятишек голоса. О последнем я уже упоминал в одной из своих заметок.

Так что же это за бабай такой?

Читайте также: