Олимпиадные задания по русскому языку 7 класс 1 вариант школьный тур

Обновлено: 02.07.2024

Цели и задачи: Проверить знания учащихся по пройденному материалу, воспитывать интерес к литературе, развивать память.

Оборудование и материалы: раздаточный материал

Использованные источники художественные произведения, учебник русского языка, книги Розенталя, словари.

1. В документах Кунгурской приказной избы конца XVII века есть такие записи:

Какое значение имело раньше слово рухлядь? Каково современное значение этого слова? Какова роль прилагательных при слове рухлядь?

3. Расставьте ударения в следующих словах: алфавит, партер, средства, шофер, положил, красивее, документ, километр, случай, хозяева, вечеря, иконопись, включится, клала, мощностей, запорошенный, положила, оксюморон, боязнь, эпилог, мальчиковый, мельком, сливовый, сажень, исподволь, средства, задолго, засахарить, алкоголь, первообразный.

5. Может ли в состав подлежащего входить имя существительное в родительном падеже? Если да, подберите примеры.

7. Каким частям речи свойственны окончания:

А) -ый, -ого, -ому, -ый (-ого), -ым, -ом;

8. Какой морфемой являются выделенные части слов: всемирный, полубольной, ежедневно?

9. Определите, сколько раз встречается звук в следующих предложениях.

[ж] Тихонько жужжит жук, визжит и дрожит.

[ш] Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

[т] Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.

10. Звук [Э] или [О]: атлет, житье-бытье, бытие, иноплеменный, современный, недоуменный, хребет, решетчатый?

Нажмите, чтобы узнать подробности

(6 баллов) Какими русскими словами-синонимами можно заменить заимствованные слова?
Трасса, дискуссия, авеню, маэстро, фиаско, шеф.

(2 балла) В какой из приведенных пар фразеологизмов отношения иные, чем в остальных?
Тертый калач – стреляный воробей,
два сапога пара – одного поля ягоды,
ни рыба ни мясо – ни богу свечка ни черту кочерга,
сесть на мель – сесть в калошу,
что есть духу – во все лопатки.

(10 баллов) Решите орфографическую задачу. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Непр…тязательный вкус, пр…бывать за границей, дружить со сверс…никами, непр…одолимый страх, их ровес…ники, искать пр…станища, пр…ломление лучей в воде, непр…ходящие ценности, непр…хотливое животное, камень пр…ткновения

(5 баллов) К каким частям речи относятся слова?

Пять, пятеро, пятый, пятерочка, пятка, впятером

(5 баллов) Прочитайте отрывок из школьного сочинения.

Человек сам может выбрать свой дом согласно собственных принципов: кто-то выберет для себя небольшую квартиру, там уютно, кто-то предпочтёт мегаполису деревню и будет жить в собственном доме, потому что он с природой близок.

Укажите в тексте все грамматические ошибки и недочёты. Объясните, в чём заключаются эти ошибки. Перепишите отрывок сочинения без ошибок и недочётов, сохранив в целом первоначальный смысл.

(5 баллов) Прочитайте текст орфографического правила.

Чтобы правильно написать гласные в суффиксах ˂….˃ и ˂….˃, надо просклонять существительные с этими суффиксами. Если ˂….˃ный звук выпадает, то в суффиксе надо писать букву ˂….˃, если ˂….˃ный звук не выпадает, то в суффиксе надо писать букву ˂….˃ .

1. Восстановите школьное орфографическое правило: вставьте пропущенные фрагменты.

2. Сформулируйте название этого орфографического правила

3. Приведите примеры его использования.

(1 балл) В придуманном слове (или в сочетании слов) посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин. Пример: эфиоп Яро (орфоэпия).

Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин врастапки.

(6 баллов) Прочитайте фрагменты текстов и определите лексическое значение подчёркнутых слов. (Текст переводить не требуется.)

1) Человѣци подобни суть облакомъ, иногда въ ино мѣсто воздухомъ носими.

2) Цесарь же осклабися, зря на нь, и повелѣ ему, да будеть въ гребцех его. Милошане же зане носиша и на руках и цесарскою чьстию чтиша и, бьени быша.

Максимальный балл за все выполненные задания- 41

Олимпиада по русскому языку в 7 классе (ответы)

(1 балл) С какой частью речи не употребляются предлоги?

Причастие; 2) имя прилагательное; 3) местоимение; 4)глагол; 5)имя

Ответ: глагол

(6 баллов) Какими русскими словами-синонимами можно заменить заимствованные слова?
Трасса, дискуссия, авеню, маэстро, фиаско, шеф.

дискуссия- обсуждение, рассмотрение, спор

авеню- улица, проспект, аллея

фиаско- провал, проигрыш, несчастие, крах, неудача, крушение, гибель

шеф- глава, начальник, руководитель, хозяин, директор.

(2 балла) В какой из приведенных пар фразеологизмов отношения иные, чем в остальных?
Тертый калач – стреляный воробей,
два сапога пара – одного поля ягоды,
ни рыба ни мясо – ни богу свечка ни черту кочерга,
сесть на мель – сесть в калошу,
что есть духу – во все лопатки.

Ответ

Все пары фразеологизмов, кроме СЕСТЬ НА МЕЛЬ – СЕСТЬ ВКАЛОШУ, — синонимы. Сесть на мель – попасть в трудное положение, а сесть в калошу – поставить себя в неловкое положение

(10 баллов) Решите орфографическую задачу. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Непр…тязательный вкус, пр…бывать за границей, дружить со сверс…никами, непр…одолимый страх, их ровес…ники, искать пр…станища, пр…ломление лучей в воде, непр…ходящие ценности, непр…хотливое животное, камень пр…ткновения

Непритязательный вкус, пребывать за границей, дружить со сверстниками, непреодолимый страх, их ровесники, искать пристанища, преломление лучей в воде, непреходящие ценности, неприхотливое животное, камень преткновения

(5 баллов) К каким частям речи относятся слова?

Пять, пятеро, пятый, пятерочка, пятка, впятером

Ответ: Пять-числит, пятеро-числит, пятый-числит, пятерочка-сущ, пятка-сущ, впятером-наречие

(5 баллов) Прочитайте отрывок из школьного сочинения.

Человек сам может выбрать свой дом согласно собственных принципов: кто-то выберет для себя небольшую квартиру, там уютно, кто-то предпочтёт мегаполису деревню и будет жить в собственном доме, потому что он с природой близок.

Укажите в тексте все грамматические ошибки и недочёты. Объясните, в чём заключаются эти ошибки. Перепишите отрывок сочинения без ошибок и недочётов, сохранив в целом первоначальный смысл.

Критерии и ответы

2. Человек сам может выбрать свой дом согласно собственным принципам: кто-то выберет для себя небольшую квартиру (ему там уютно), кто-то предпочтёт мегаполису деревню и будет жить в собственном доме, потому что он душой близок к природе.

За каждую найденную и удовлетворительно объяснённую ошибку по 1 баллу. 2. За переписанный отрывок, в котором исправлены замеченные и не допущены новые ошибки, – 2 балла. Всего 5 баллов.

(5 баллов) Прочитайте текст орфографического правила.

Чтобы правильно написать гласные в суффиксах ˂….˃ и ˂….˃, надо просклонять существительные с этими суффиксами. Если ˂….˃ный звук выпадает, то в суффиксе надо писать букву ˂….˃, если ˂….˃ный звук не выпадает, то в суффиксе надо писать букву ˂….˃ .

1. Восстановите школьное орфографическое правило: вставьте пропущенные фрагменты. 2. Сформулируйте название этого орфографического правила

3. Приведите примеры его использования.

Критерии и ответы

Чтобы правильно написать гласные в суффиксах -ЕК- и -ИК-, надо просклонять существительные с этими суффиксами. Если ГЛАСНЫЙ звук выпадает, то в суффиксе надо писать букву Е, если ГЛАСНЫЙ звук не выпадает, то в суф- фиксе надо писать букву И . Правило называется: правописание гласных в суффиксах существитель- ных -ЕК- и -ИК-. Примеры: замочек (замочка); перчик (перчика).

1. За верно восстановленное правило – 2 балла.

2. За адекватное название правила – 2 балла.

3. За достаточное количество примеров его использования – 1 балл. Всего 5 баллов.

(1 балл) В придуманном слове (или в сочетании слов) посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин. Пример: эфиоп Яро (орфоэпия).

Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин врастапки.

Критерии и ответы

Приставка. Всего 1 балл.

(6 баллов) Прочитайте фрагменты текстов и определите лексическое значение подчёркнутых слов. (Текст переводить не требуется.)

1) Человѣци подобни суть облакомъ, иногда въ ино мѣсто воздухомъ носими.

2) Цесарь же осклабися, зря на нь, и повелѣ ему, да будеть въ гребцех его. Милошане же зане носиша и на руках и цесарскою чьстию чтиша и, бьени быша.

Критерии и ответы

1) Носими – носимы от носить: мчать, увлекать с собой силой своего движения (о буре, ветре, воздухе) (3 балла)

2) Носиша – носили. Носити на рукахъ – проявлять к кому-либо большое внимание (3 балла). Всего 6 баллов.

Дайте шутливое толкование предложенных слов.

Модель ответа.

  1. Радист (филос.) – оптимист, человек, который всему рад.
  2. Рогатка – корова.
  3. Полупроводник – один проводник на два вагона.
  4. Предпосылка – почтовое уведомление.
  5. Спичка (англ.) – маленькая речь.

Критерии оценивания.

За каждый пример – 1 балл. Учитывается любой ответ, по смыслу схожий с данным в модели. Принимается также любой ответ, который осмысленно толкует отдельные части предложенных слов.

Итого 5 баллов.

Задание № 2 (3 балла)

Модель ответа.

Сбивчивость – 2) сбивчивый – сбивка – сбивать – 1) сбить бить.

Сбивчивость – здесь: нелогичность, путаность, расплывчатость, противоречивость, неровность (и другие синонимы).

Критерии оценивания.

За каждое вставленное слово – по 1 баллу.

За верно определённое значение – 1 балл.

Итого 3 балла.

Задание № 3 (5 баллов)

Определите лексическое значение слова, выделенного в приведённом ниже фрагменте. Обоснуйте свой ответ с помощью словообразовательного анализа и анализа морфемного состава этого слова.

Модель ответа.

Особенность (или самобытность, или обособленность, или индивидуальность, или самостоятельность, или специфичность; допустимо: своеобразие.

Установить такое значение помогает тот факт, что, по-видимому, существительное самость было получено путём суффиксации основы местоимения сам. Суффикс —ость- – суффикс отвлечённых существительных, обозначающих абстрактные понятия, как кротость, близость и др.

Критерии оценивания.

  • За указание верного лексического значения или его адекватного эквивалента – 2 балла.
  • За верное указание на производящую основу – 1 балл.
  • За указание на значение суффикса -ость- и на то, что особенность/ самобытность и пр. – отвлечённые существительные, – по 1 баллу (всего – 2 балла).

Итого 5 баллов.

Задание № 4 (6 баллов)

Модель ответа и критерии оценивания.

  1. аффикс
  2. окончание
  3. приставка
  4. суффикс
  5. постфикс
  6. интерфикс

По 1 баллу за каждый правильно вставленный термин.

Итого 6 баллов.

Задание № 5 (5 баллов)

Даны белорусские слова: лёгкаатлет, жыццеапiсанне, цемнавокi, агнямёт, грязелячэнне Заполните пропуски: л_гк_верны, ц_мн_валосы, жыцц_радасны, в_гн_трывалы (огнеупорный), кра_вiд. Попробуйте перевести последнее слово.

Модель ответа и критерии оценивания.

Легкаверны, цёмнавалосы, жыццярадасны, вагнетрывалы, краявiд – по 0,5 балла за каждый верно заполненный пропуск, итого 4 балла (8 пропусков).

Пояснения

Важно отметить три явления:

  1. Русской е, не чередующейся с ё, в первой предударной позиции соответствует белорусское я, в остальных позициях е (это правило распространяется и на соединительный гласный).
  2. Если в первом корне сложного слова имеется чередование с о или ё, пишется а/е, если во втором слове ударение падает на первый слог, и о/ё, если не на первый.
  3. После твёрдых согласных соединительный гласный а (либо указание на аканье в целом).

Итого 5 баллов.

Задание № 6 (4 балла)

Даны словосочетания на чешском языке в именительном падеже единственного и множественного числа и их переводы на русский язык. При чешских существительных в скобках указан род:

dobrý vůz (муж. хороший воз (телега)) – dobré vozy (хорошие возы (телеги));

mezinárodní výbor (муж. международный комитет) – mezinárodní výbory (международные комитеты);

starý hrad (муж. старый зáмок) – staré hrady (старые зáмки);

nová kniha (жен. новая книга) – nové knihy (новые книги);

jarní řeka (жен. весенняя река) – jarní řeky (весенние реки);

malé město (сред. маленький город) – malá města (маленькие города);

podzimní jablko (сред. осеннее яблоко) – podzimní jablka (осенние яблоки).

Примечание. Буквы ý, í, é, á читаются как долгие гласные [и] после твёрдых, [и] после мягких, [э], [а]. Буква ů читается как долгий гласный [у]. Буква h читается как украинский звук [г]. Буква ř читается как слитный звук [рж]. Буквосочетание mě читается как [мн’э].

Переведите на чешский язык: старые книги, осенние возы (телеги), маленькие замки, весенние города.

Модель ответа и критерии оценивания.

Staré knihy (1 балл), podzimní vozy (1 балл), malé hrady (1 балл), jarní města (1 балл).

Итого 4 балла.

Задание № 7 (4 балла)

Этимология – это раздел языкознания, занимающийся исследованием происхождения слов. Так, данные, полученные этимологами и историками языка, позволяют установить, что слова из столбца А являются исторически однокоренными друг другу. Восстановите их, зная, что в столбце Б представлены их толкования или иные подсказки и что в столбце В указано количество букв слова в столбце А.

А Б В
орган защиты у некоторых насекомых 4
сокрушаться; сочувствовать, соболезновать, сострадать 6
официальное заявление с просьбой об устранении какого-либо непорядка, несправедливости 6
наушничать, ябедничать 10

Модель ответа и критерии оценивания

А Б В
жало орган защиты у некоторых насекомых 4
жалеть сокрушаться; сочувствовать, соболезновать, сострадать 6
жалоба официальное заявление с просьбой об устранении какого-либо непорядка, несправедливости 6
жаловаться наушничать, ябедничать 10

За каждое верное указанное слово – 1 балл.

Итого 4 балла.

Задание № 8 (10 баллов)

Даны следующие названия городов: Ярославль, Пронск, Переяславль, Алапаевск, Изяславль, Бабушкин, Александровск, Ладушкин, Амурск, Лукоянов, Калязин, Михайлов, Иркутск, Нариманов.

Разделите эти слова на 4 группы в соответствии с их историческим словообразовательным элементом. Подробно прокомментируйте ваше решение.

Модель ответа и критерии оценивания.

  1. Ярославль, Переяславль, Изяславль;
  2. Пронск, Иркутск, Александровск, Алапаевск, Амурск;
  3. Бабушкин, Калязин, Ладушкин;
  4. Лукоянов, Михайлов, Нариманов.

Слова распределены на группы в зависимости от суффикса, который они имели в своём составе:

За каждое верно отнесённое слово – 0,5 балла (7 баллов за 14 слов). Итого 7 баллов.

Итого 10 баллов.

Задание № 9 (8 баллов)

Даны следующие предложения.

Разделите эти предложения на две равные группы в зависимости от того, какой синтаксически обусловленный смысл получает выделенное слово при использованном в предложении сказуемом. Поясните ваше решение. Что общего с синтаксической точки зрения у выделенных слов?

Модель ответа и критерии оценивания.

Группа 1 Группа 2
1. Старик разжёг костёр. 3. Бельё сохнет.
2. Солдат бежит. 5. Почтальон промок под дождём.
4. Девочка рассказывает сказку. 6. Стена рухнула.

За верное отнесение слова к группе – 0,5 балла. Всего 3 балла.

Общее у выделенных слов: все они являются подлежащими в соответствующих предложениях (1 балл).

Различие в семантической роли: в словах первой группы имена существительные указывают на активно действующего участника ситуации (он контролирует эту ситуацию) (2 балла); в предложениях второй группы – напротив, на пассивного участника ситуации, который претерпевает какие-либо изменения в ходе не контролируемых им внешних воздействий (2 балла).

Принимается ответ, верный по сути, можно без использования терминологии.

Итого 8 баллов.

Задание № 10 (4 балла)

Как известно, фонетика русских диалектов может существенно отличаться от фонетики литературного языка: могут наблюдаться различные отклонения от нормы, может не происходить известных чередований и т. д. В современных псковских говорах обнаруживаем следующие слова: но́ ха, ска́ хывать, ве́хать, дыхать.

images/slideshow/fact11.jpg

Русский язык и литература для всех

Русский язык и литература для всех

Русский язык и литература для всех

Олимпиада по русскому языку для 7 класса

В 7 классе задания для школьного этапа по русскому языку достаточно сложные: нужно объяснить значения слов, записать числительные словами, найти грамматическую основу, определить количество звуков, правильно записать слова.

ОЛИМПИАДА

РУССКИЙ ЯЗЫК

7 КЛАСС

1 этап

№1. Выделите грамматические основы в тексте. Сколько простых предложений в нём содержится?

Вдруг лебедей метнулась пара…
Не знаю чья была вина…
Закат замлел над дымкой пара
Алея как поток вина.
В. Брюсов.

№2. Какое лингвистическое явление использовано в рифме стихотворения (смотри текст задания №1)? Раскройте содержание этого термина?

№3. Перепишите первую строку текста задания №1. Какие звуки передаёт буква Е в словах первой строки текста?

№4. Запишите словами следующие сочетания и сложные слова. Назовите два самых длинных слова: на 385-й день, 86-копеечный, 56-процентный, 42-градусный, 30-тонка, 250-летие.

№5. Объясните лексическое значение выделенных слов в тексте. Являются ли эти значения прямыми или переносными. Докажите своё решение.

Но свежее пахнет зеленями

Молодой озябший чернозем,

И струится чище над полями

Звездный свет в молчании ночном.

№6. Докажите, что фраза (Не) (за) чем вот здесь прятаться имеет несколько вариантов орфографического и пунктуационного решения, а значит, и неодинакового понимания.

2 этап

№1. Определите количество звуков в выделенных словах. Докажите свое решение.

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

№2. Какое слово является самым длинным? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно правильно (слитно, через дефис, раздельно) написать перечисленные слова. В каких случаях нельзя правильно выбрать написание? Почему?

(Шерсте)заготовительная контора, (вечно)синее небо Флоренции, вера в (высоко)даровитого художника, (желтовато)пышные волосы, (густо)исписанные стихами листы, (все)побеждающая сила, (мало)осведомленный читатель, (вызывающе)развязный тон, (микроскопически)малая величина.

№3. Какое слово является лишним в подборке слов? Докажите своё решение лингвистически:

а) зеленеть, зеленеют, зелень, зеленый; б) кекс, парикмахерская, брудершафт.

№4. Выделите грамматические основы в тексте. Сколько простых предложений в нём содержится?

Я вольный ветер, я вечно вею…
Волную волны, ласкаю ивы…
В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
Лелею травы, лелею ивы.
К. Бальмонт

№5. Объясните значения фразеологизмов. Употребите их в предложении. В какой ситуации вы их употребляете?

Бабушка надвое сказала, собака на сене, филькина грамота.

№6. Почему в словах вратарь, звонарь, пахарь суффикс – АРЬ выделяется, а в слове секретарь нет?

3 этап

№1. Расставьте ударение в словах: ворожея, торги, дозвонишься, древко, гравировать, облегчить, апостроф, форзац, завсегдатай, танцовщица, кремень, щавель, тигровый, диспансер.

№2. Как правильно писать слово (с,ссу(ж,жж)е(н,нн)ый? Обоснуйте свой ответ.

№3. Какие значения, не зафиксированные толковыми словарями, имеют в современной речи слова: зелёные, кинуть, мышка, стучать, тормозить, париться, забить.

Постарайтесь сформулировать словарное определение этих значений.

№4. Перед вами предложение на непонятном языке, расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложения. Можно ли сделать морфемный и морфологический разборы всех слов, его составляющих? Докажите. Какие грамматические категории невозможно определить, не зная значения слов? Возможны ли варианты?

Флюка грибно затрушела горизаясь мысню бжела.

№5. Что объединяет все эти фразеологизмы? Объясните их значения. Придумайте с ними предложения. В какой ситуации вы их употребляете в своей жизни? Заваривать кашу, расхлёбывать кашу, кашу маслом не испортишь, с (кем-то) каши не сваришь, мало каши ел, каша в голове, (сапоги) каши просят.

№6. Разберите по составу слова и подтвердите ваш разбор словообразовательными цепочками: сногсшибательно, осточертеть, сутолока, понадобилось, добродетельный.

«Безумный! Иль мнишись бессмертнее нас,

В небытную ересь прельщенный?

Внимай же! Придет возмездия час,

Писанием нам предреченный,

И аз, иже кровь в непрестанных боях

За тя, аки воду, лиях и лиях,

(Так Курбский писал к Иоанну).

№8. В международном детском лагере встретились мальчики Ян, Ованес, Джон, Джек, Вано, Жан, Хуан, Иоганн, Хосе, Иван. Определите, кто из какой страны приехал. Найдите лишнее имя. Обоснуйте свой ответ.

4 этап

№2. Части пословиц потеряли друг друга. Соберите их вместе, используя обе части:

  • Коня узнают по зубам… Конь играет удилами… Хороший – умом… Что хорошему человеку помеха… Человека – по речам… Болтун – языком… Плохой человек славится озорством… То дурному – утеха…
  • Горькое сладким – трудно… Бранить лучше в глаза… Из слушанного – знания… Сладкое горьким сделать легко… Хвалить – за глаза… Из капель получается море…

Итак, все его путешествия ограничивались поездками с толпою таких же негодяев, как он, в Петровский, в Сокольники и Марьину рощу. Можете вообразить, что они не брали с собой тетрадей и книг, чтобы не казаться педантами. Приятели его… были всё молодые люди, которые встречались с ним в обществе, ибо в то время студенты были почти единственными кавалерами московских красавиц, вздыхавших невольно по эполетам и аксельбантам, не догадываясь, что в наш век эти блестящие вывески утратили своё прежнее значение.

№4. Прочитайте текст, преобразуйте его в диалог, уместный в описанной ситуации. Используйте, где это нужно, и прямую речь. Добейтесь того, чтобы не было повторов. Объясните, почему для разных людей самым ценным ориентиром оказалось разное.

Путешественник оказался в незнакомом городе и спрашивает у прохожих, как пройти к музею. Один человек посоветовал ему найти купола, дойти до церкви, потом повернуть направо, там будет музей. Но другой человек решил, что так идти не совсем удобно. Он предложил дойти до мечети, а от нее повернуть налево, таким образом можно сократить путь. Путешественник прошел обеими дорогами и выяснил, что затраченное время оказалось одинаковым. Ему было непонятно, почему эти люди спорили. Об этом он записал в своем дневнике.

№5. Как называются люди, живущие в Петербурге, Одессе, Томске, Харькове, Пскове, Курске, Ярославле?

№6. Укажите, чем отличаются выделенные омонимичные слова (да – да; как – как). Спишите предложения, расставив знаки препинания и выделив грамматические основы.

Мороз не велик, да стоять не велит. Два друга – мороз да вьюга. Как вольго дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханьем весны. Вся жизнь развертывается легко и быстро, как свиток.

Живало-бывало, - Жил дед да с другой женой. У деда была дочка, у бабы была дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернешься – бита и недовернёшься – бита. А родная дочь что ни сделает – за все гладят по головке: умница. Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела – ещё до свету… Ничем старухе не угодишь – все не так, все худо. Ветер хоть шумит, да затихнет, а старая баба расходится – не скоро уймется.

А вот как начинается немецкая сказка (в буквальном переводе):

У одной вдовы было две дочери, одна из которых была прекрасна и прилежна, а другая некрасива и ленива. Но она любила больше некрасивую и ленивую, так как та была ее родной дочерью, а другая должна была выполнять всю работу и быть в доме золушкой.

Сопоставьте фрагменты из сказок: чем они похожи и чем отличаются? Какая вам больше нравится? Почему? Вспомните названия сказок со схожим сюжетом. Кто их авторы?

№8. Перепишите следующие слова в таком порядке:

  • Слова, где есть разделительный Ь
  • Слова, где только мягкие согласные звуки
  • Слова, где звуков столько же, сколько и букв

Целый день лежит тюлень,
И лежать ему не лень.
Жаль, тюленье прилежанье -
Не пример для подражанья.
Б. Заходер.

Читайте также: