Око мира краткое содержание

Обновлено: 01.07.2024

ОБЩИЕ МОМЕНТЫ

Мир . Ну конечно он там есть! Там такой мирище (. ) да еще и с отсылками к нашему (. ) и даже карта есть, и к каждой части увеличенный и более подробный кусок!

В каком мире нет жуткого дремучего леса, зловещих руин, и прочего добра, и конечно деревни?!

Шир с хоббитами VS Эмондов Луг с деревенщинами

И те, и другие упрямые и не путешествуют дальше точки Х.

Народности
Хоббитов, эльфов и гномов, и много кого еще, я пока не встретила

Но я видела толпы людей из разных королевств

Маги Средиземья VS Айя / Айз Седай (фракции на все цвета радуги)

Где вы видели фэнтезийный мир без магов? Хоть Петрушкой назови, а маг он и есть маг

Мордор и приграничные территории VS Шайол Гул и Проклятые земли с Запустением

Окей, ну есть у них там гора, в недрах которой заточен Ба`алзамон , а рядом с ним его ближайшие приспешники Отрекшиеся (30 шт, явно больше чем Назгулов). А много ли мест где можно было бы заточить такого злодея? И какая земля не захирела бы после этого?

Саурон и Кольцо всевластия VS Ба`алзамон , Око мира и три деревенщины

Ба`алзамон скорее похож на нашего главного по Аду, чем на извращенного силами зла эльфа. Впрочем, у Толкиена тоже много отсылок к христианству/католичеству, да и мало ли кто этим не балует?

И нет, у Ба`алзамона нет Всевидящего ока. У него есть вороны и прочие любители мертвечины и помоев, и еще до черта последователей

Великая битва при Хельмовой Пади (например) VS битва в Тарвиновом ущелье

Назгулы (9 шт) VS Мурддраалы (очень много)

Назгулы - девять владык из расы людей, порабощённых Кольцом Всевластия и ставших слугами Саурона

Мурддраалы – командиры драгкаров и троллоков и ближайшие родственники последних, более похожие на людей и имеющие множество способностей от Ба`алзамона

Орки VS Троллоки и Драгкары

Назначение одно – цепные псы войск главного злодея

Орки - изначально созданы падшим Вала Мелькором при помощи чёрной магии — мутанты из пойманных им новосотворённых эльфов

Троллоки – мутанты похожие на скрещенных людей с животными, но от последних больше, конечно. Жрут все подряд и друг друга тоже

Драгкар - человекоподобное существо с перепончатыми крыльями как у летучей мыши. Оба вида были созданы Агинором (Ишар Моррад Чуайн) одним из самых передовых ученых-биологов Эпохи Легенд (т.е +/- нашей эпохи)

БРАТСТВО КОЛЬЦА (9 шт) VS … назовем их для краткости ГЕРОЯМИ (7-8 шт)

БРАТСТВО КОЛЬЦА

Фродо Бэггинс - главный хранитель кольца, хоббит

Сэмуайз Гэмджи, Перегрин Тук и Мериадок Брендибак – друзья Фродо, хоббиты

Гэндальф Серый — член Белого совета, маг-Истари

Гимли, сын Глоина — гном из Эребора

Леголас, сын Трандуила — эльфийский принц из Лихолесья

Арагорн, сын Араторна — наследник Исилдура и королевского престола Арнора и Гондора

Боромир, сын Дэнетора — военачальник Гондора

ГЕРОИ

Ранд ал’Тор – та`верен – деревенщина-пастух, кольца не дали, но дали меч, который не один раз спасал ему жизнь… а потом до кучи и еще кое чего дали

Перрин Айбара - та`верен – деревенщина-кузнец и по ходу романа обретет одну полезную способность

Мэт Коутон - та`верен – деревенщина-оболтус с луком и по ходу романа вляпается по уши

Эгвейн ал’Вир – деревенщина, которая не хотела пропустить все веселье, а потом оказалась со способностями к магии – я даже не удивилась

Найнив ал’Мира – Мудрая деревенщина, которая хотела вернуть остальных деревенщин домой, и тоже (ну естественно) оказалась со способностями к магии

Морейн из Айз Седай – маг (назовем это так) и горячая дамочка (иначе это никак не назвать)! Посох у нее тоже был, но он запаршивел в пути. А вот что до намерений, то тут интрига не раскроется даже в конце книги

Лан Мандрагоран – Страж служащий Морейн, некоронованный король погибшего королевства – ой ну ладно, почти Арагорн, только без сломанного меча и папаши наломавшего дров

Том Меррилин – менестрель, мудрый мужик, который пытался помочь та`верен хотя бы не помереть. Не любил Айз Седай и не без оснований

6. Действие произведения происходит в вымышленной вселенной. Эмондов Луг. Двуречье. Местечко, до которого редко доходят люди. Этакая деревенька на краю мира, о которой знают и помнят несколько человек.

8. Повествование начинается с описания ужасной битвы. Льюс Тэрил Теламон повсюду видит в своём дворце мертвецов, ищет Илиену — свою любимую жену. Но натыкается на Элан Морина — Шайтана. Льюс понимает — жена мертва. А его битва с Шайтаном идёт с начала времён — тогда, когда Колесо времени сделало свой первый круг. Льюс сам убил всех во дворце, будучи в беспамятстве. Льюс впитал в себя Единую Силу и вместо него на местности появилась гора. Мужчина в чёрном был разгневан и обещал вновь встретиться с Драконом. Потому что их битва не кончится — до скончания времён. И раскололся Мир.

Мирное время после тяжёлой зимы, ожидание праздника — Бэл Тейна. Предвкушение весеннего тепла и народных гуляний. Приезжают менестрель Том и торговец Фейн — хотя Эмондов Луг расположен на окраине, и редкий гость посещает эти края. Ранд и его отец едут на лошадях, но внезапно Ранд видит мрачного безликого всадника, схожего с тенью, — Мурддраала. Он пугается, но отец оборачивается и никого не видит. Ранд встречается с друзьями — Мэтом и Перрином, и с девушкой Эгвейн, к которой испытывает взаимную симпатию. Эгвейн учится у Найнив — местной Мудрой. Размеренная жизнь потревожена знакомством с леди Морейн и Ланом – её стражем. К вечеру Ранд с отцом отправляются на ферму. Ночью на них нападают троллоки. Отец Ранда тяжело ранен, он находится на грани смерти. В бреду признаётся, что Ранд не его сын. Отца смогла спасти Морейн, будучи Айз Седай. Она же говорит троим друзьям, что именно за ними охотятся троллоки, чтобы отдать их Исчезающему (Мурддраалу). Нужно уходить из города в Тар Валон — в Белую Башню, где живут Айз Седай. Эгвейн, как и менестрель Том, решает составить героям компанию. Оказывается, что Эгвейн тоже может стать Айз Седай. Найнив, нашедшая героев, недовольна этим, а девушка воодушевлена. В дальнейшем выясняется, что Найнив тоже является Айз Седай, причём весьма могущественной, если станет развивать свои способности, которые она научилась контролировать и подавлять. В процессе пути они вновь натыкаются на троллоков, предварительно переночевав в таверне. Пытаются укрыться в городе призраков и встречают Мордета, но даже там их находит Мурддраал. Они бегут и разделяются. Ранд, Мэт и менестрель Том оказываются на корабле во главе с Домоном, а Перрин и Эгвейн — в лесу. Там же они встречают Илайаса, разговаривающего с волками. Оказывается, что Перрин тоже обладает этой способностью. Менестрель остаётся сражаться с троллоками, чтобы дать возможность парням сбежать и укрыться. Они остаются в гостинице Кэймлин. Там их находит Морейн (и другие) и говорит, что Мэту необходимо попасть в Белую Башню, иначе проклятие кинжала, вынесенного из Шадар Логота его убьёт. Найнив признаётся в любви Лану, но Страж не может ответить взаимностью — его сдерживает долг перед Морейн. Они проходят через Пути в Фал Дара. Происходит битва, Ранд побеждает Агинора. Выясняется, что Ранд способен направлять Единую Силу. Он не хочет становиться Лжедраконом и быть использованным Айз Седай. Око Мира исчезло, вместо него появились сломанная печать Тёмного, Рог Валир и Знамя Дракона. Ранд боится своей силы, он не хочет никому причинить вред и не хочет сходить с ума. Он планирует держаться подальше от Айз Седай. Морейн узнаёт, что Дракон возродился.

9. Как же хороша эта серия книг… Серьёзно. Редко можно встретить столь качественное и чувственное фэнтези. В нём есть всё — проработанный вымышленный мир, живые и темпераментные персонажи, прекрасный сюжет, отличные диалоги, неугасающая интрига и особая атмосфера. С первых глав к героям возникает огромная симпатия и сочувствие. Они оказываются в обстоятельствах, которые выдержит далеко не каждый. И начинают постоянное развитие. Покидают родной дом, искренне надеясь в скором времени вернуться. Но, увы, их уже захватил водоворот событий и назад дороги нет. Здесь проявляется первая важная мысль — герои, жаждущие приключений, с радостью поменяли бы их на безопасный и уютный дом в кругу друзей и родных. Их мечты столкнулись с незавидной реальностью. Одно дело — смотреть со стороны на великие битвы и совершенно другое — участвовать в них. Испытывать рок, своё предназначение быть кем-то великим — спасителем или злодеем, стоять перед выбором, который окажет влияние на весь мир. Именно это преодоление, желание понять себя столь захватывающе в этой книге. Нет однобокого рассмотрения и понимания персонажей (как главных, так и второстепенных). Они раскрываются с разных сторон по ходу сюжета. И, конечно, стиль и язык Джордана — это явное мастерство. Слова превращаются в картинку. И вот уже кажется, что читатель скачет на коне рядом с Рандом, смотрит вдаль, слышит стук копыт и дуновение холодного ветерка, развевающего полы плаща. И хочется закутаться поплотнее, чтобы пронизывающие порывы не сбивали дыхание. И хочется быть осторожнее, чтобы приспешники Тёмного не учуяли, не устроили погоню. А в смутных мечтах мелькают танцы в честь Бэл Тейна и тёплый костёр в камине, рядом с которым стоит ароматная похлёбка. Прекрасная книга. Советую к прочтению.

*В книге показан народец, этакая коммуна, проповедующая непротивление злу, отрицание насилия и злобы даже в форме защиты. Нужно подставлять вторую щёку и смиряться. Ничего не напоминает? Но при этом их лидер… как-то подозрительно заполыхал злобой и жгучей ненавистью, когда с ним стали спорить и приводить весьма убедительные аргументы…



Однажды, в Эпоху Легенд и Сказаний в царской семье родился необычный ребенок. Спустившийся с высоких гор отшельник нашел на его теле 32 признака великого человека и сказал, что суждено ему стать либо великим царем, либо великим святым. 29 лет этот ребенок прожил как принц, а затем понял одну простую истину – никакое богатство не сможет избавить человека от страданий, болезней и старости. И только путь самопознания единственный путь, который поможет в постижении причин страданий человека.

Так бывший принц стал нищим, просящим милостыню на улице, затем учеником многих философов, отшельников и святых. Он жил в юго-восточной индии и шесть лет провел в аскезе, пока не понял, что страдания плоти и отказ от мира не помогут обрести ему знание. И тогда он сел под фикусовым деревом и поклялся, что не встанет, пока, пока не познает Истину. Спустя 49 дней он очнулся, познав природу человеческих страданий, основой которых является невежество, т.е. непонимание себя и окружающего мира. Бывший принц, нищий и просто человек, ищущий истину считал, что люди замкнуты в бесконечном цикле перерождений внутри Колеса Сансары, и именно это приносит им несчастья и беды, они любят то, что не должны, они страдают от того, что должно приносить им счастье и часто занимаются совсем не тем, чем хотели бы. Но если суметь выйти за пределы этого бесконечного цикла, покинуть Колесо Сансары, тогда можно стать Просветленным, то есть Буддой.

ОБЗОР БЕЗ СПОЙЛЕРОВ

Найнив, самая молодая ученица Мудрой, врачует рану местному фермеру, который умудрился напиться во время стрижки овец, немудрено что острыми ножницами он поранил и овцу и себя.

Собравшись на короткий отдых, взрослые рассказывают ребятне истории. Об Эпохе Легенд, завершившейся три тысячи лет назад, об удивительных устройствах, которые использовали Единую силу для того чтобы ездить по земле и даже летать. А еще о Темном, от одного имени которого всех вокруг бросает в дрожь, Драконе, который то ли сражался с Темным, то ли принял сторону Тени, но в любом случае именно он расколол мир, и об Отрекшихся Айз Седай, сражавшихся в рядах армии Темного. Никто уже и не помнит толком, что там случилось, но все эти имена по-прежнему пугают и детей, и взрослых. Да, они стали страшилками, которые рассказывают на ночь, так же, как и троллоки и мурддраалы, но все же, от этого не становится менее страшно. Как хорошо, что Эпоха Легенд давно канула в Лету, и сейчас совсем другие времена. Единственное, что по-настоящему беспокоит Эгвейн, так это странные вороны на деревьях, наблюдающие за ней и другими детьми.

После короткого пролога, который немного приоткрывает завесу тайны над событиями прошлого, и в котором читателю изначально почти ничего не понятно, но очень интересно, мы переносимся в настоящее время. Найнив уже стала Мудрой, Эгвейн готовится заплетать волосы, Мэт, Перрин и Ранд стали уже взрослыми юношами.

Характеры главных героев проработаны автором до мелочей. Это хорошие добрые и наивные ребята, выросшие вдали от большого мира и никогда не бывавшие за пределами Двуречья. Именно поэтому я очень переживал за них, когда они покинули родные края. Они похожи на неоперившихся цыплят, которые внезапно оказались посреди большого мира, о котором знают лишь по рассказам. И если бы не леди Морейн, Лан и менестрель – книга могла бы закончиться так и не начавшись. Больше всего я переживал за ребят, когда они впервые остались одни в большом городе. Пусть и ненадолго, но все же. Они не привыкли к такой жизни, не знают кому верить, кому нет, никогда не видели таких высоких домов и такого количества людей. Были моменты, когда я чувствовал себя ребенком, который на особо драматичных местах книги просит маму прочитать и потом сказать, все ли хорошо закончилось.

Тем нее менее этих сельских ребят нельзя назвать неженками и тугодумами. Попав в сложные обстоятельства, они вынуждены адаптироваться и учиться чему-то новому. Да, это очень медленный и болезненный процесс, но все же путем проб и ошибок они учатся и словно губка впитывают в себя новую информацию. У них крепкое здоровье и хорошая закалка, полученная во время работы дома, они умеют охотится и бесшумно ходить по лесу, привычны к большим физическим нагрузкам. Все это помогает им выжить, как в пути, где за ними охотятся троллоки, мурдраалы и слуги Темного, так и в городах, где порой обычный человек опаснее самого Темного. Забегая вперед скажу, что и в первом и втором томе цикла главные герои продолжают развиваться, характеры усложняются, цели, мотивы и поступки становятся не такими очевидными. Они уже не боятся всех подряд, но и не доверяют каждому, у них появляются свои мысли в отношении происходящего, и они строят свои планы. Но при этом они все еще слишком наивны и доверчивы. Вот вы, будучи достаточно взрослым человеком, доверились бы незнакомцу, который внезапно появился посреди разрушенного древнего города и попросил помочь вынести сокровища? Скорее всего нет. А ребята поверили, ведь они выросли на таких сказках.

Вначале я был уверен, что главный герой книги – Ранд. Но затем Роберт Джордан использовал сюжетный поворот и стало понятно, что все персонажи являются главными героями книги. Словно опытный режиссер и кинооператор Джордан взмахом руки переводит камеру с одного персонажа на другого, фокусируя внимание читателя на самом важном и глубже раскрывая личность и мотивы каждого героя. В книге нет ни одного лишнего персонажа, абсолютно у каждого есть своя история, мотивы и желания. Я был очень удивлен, когда сиюминутные персонажи, которые, казалось бы, введены исключительно для того, чтобы двигать сюжет, затем появлялись во второй книге, играя при этом важную роль, или вообще добавляя новую сюжетную линию.

Изначально сюжет в книге довольно линейный, но после того, как главные герои покинули Двуречье, все резко меняется. Появляются дополнительные сюжетные линии, яркие и местами даже более интересные, чем основной сюжет. Опять же я был поражен тем, что, к примеру, одна сюжетная линия, связанная с Мэтом, казалось бы, закончилась, затем внезапно получила продолжение и в дальнейшем долгое время играет роль чуть ли не основного сюжета. И такое часто встречается в книге. Некоторые приключения главных героев глубже раскрывают историю мира, другие помогают им чему-то научиться и лучше понять себя самих, третьи же напрямую влияют на их поступки и решения. Как и положено в хорошем классическом фэнтези – так или иначе все сюжетные арки перекликаются и влияют на основной сюжет.

В целом, это все, что я могу рассказать о первой книге без спойлеров.

ВНИМАНИЕ! ВОТ С ЭТОГО МОМЕНТА НАЧИНАЮТСЯ СПОЙЛЕРЫ

Роберта Джордана часто обвиняли в том, что в его книгах довольно много феминизма и много доминирующих женских персонажей, с другой стороны его же обвиняли в том, что он недостаточно внимания уделил феминисткам. Вот, что он сам говорил по этому поводу:

Просто, я решил сделать мир, в котором феминизм победил настолько давно, что о сама проблема уже забыта. Обитатели этого мира могут удивиться, увидев женщину-охранника торгового каравана, но только из-за малого количества таких женщин (поскольку оружие охранника — меч, копье, алебарда — требует большой силы мыщц плечевого пояса, то и пользоваться им чаще берутся люди с более развитым плечевым поясом). Но если торговец, или судья, или грузчик оказывается женщиной, в описании этому не уделяется дополнительного внимания. Подумайте сами, в течение трех тысяч лет самая могущественная группа людей в этом мире состоит исключительно из женщин. На самом деле, Айс Седай во многих отношениях больше других заражены сексизмом. Для большинства из них, Страж — по определению мужчина. Мысль о Страже-женщине кажется им дикой и даже пугающей

Одним из поворотных моментов для меня стало приключение главных героев в руинах древнего города Шадар Логот. Как известно из канонов фэнтези, в каждой книге этого жанра обязательно найдется Темный Лес, Проклятое Болото или Страшная Гора, и как бы герой не петлял по миру, судьба обязательно его туда занесет. Но если многие авторы ограничиваются поверхностным описанием таких мест, то Роберт Джордан уделил много внимания истории этого города и его проклятия. Постепенно, на протяжении книги он добавлял и добавлял деталей из истории этого города, пока наконец-то не сложилась ясная картинка происходящего, которая глубже погружает читателя в историю мира. Сам город и некое абсолютное, почти непознаваемое Зло, проникшее в него, мне напомнили произведения Лавкрафта. Временами атмосфера и даже подход к описанию очень похожи. Кроме того, Мэтт все-таки не удержался и взял оттуда кинжал и вот с этого момента начинается еще одна очень серьезная сюжетная арка, влияющая на основной сюжет и в целом на все события книги. Мало того, автор смог привязать сюда и торговца Фейна, который был слугой Темного и в целом производил впечатление незначительного персонажа, до поры до времени конечно.

Сам город Шадар Логот стал отправной точкой, поле которой главные герои вынуждены были разделиться. Именно с этого момента автор начал тщательно прописывать каждого героя по отдельности. Перрин обнаруживает способности говорить с волками, Мэтт несет проклятый кинжал, который меняет его, Ранд неосознанно вынужден использовать Единую Силу, о чем сам еще даже не подозревает. Найнив и Эгвейн получают дополнительные цели и мотивацию, кроме того автор постепенно выводит их на первый план, глубже раскрывая характеры. Поэтому если вначале мне был более всего интересен Ранд и именно его я считал главным героем книги, то постепенно мне стали интересны абсолютно все персонажи, включая менестреля, который еще сыграет свою роль.

Ну и конечно же я не могу не упомянуть Колесо Времени, вокруг концепции которого фактически выстроен весь мир цикла. В первой книге оно описывается довольно поверхностно, но, если провести аналогии с Колесом Сансары, то можно представить себе что-то вроде огромной прялки, которая ткет саму ткань Вселенной. Спицы в прялке отражают Эпохи, которые уходят и возвращаются вновь с новым поворотом Колеса. Отчасти Колесо является воплощением самого Времени, в котором собраны воедино добро и зло, все события и жизни каждого живого существа. И все это вместе сплетается в Великий Узор. Кроме того, для каждой эпохи существует собственный Узор, называемый Узором Эпохи. Жизнь человека – это всего лишь одна из мириадов нитей в узоре. И в Каждой Эпохе рождаются особые люди, которых называют та`верен, их жизнь отражают особые нити, и сила их заключается в том, что они могут притягивать к себе других людей, создавая Узор вокруг себя. Колесо Времени использует их как основу для Та'марал'айлен, Паутины Судьбы - особого плетения в Узоре, и та'верен - центр Паутины. Та'верен обладают особой удачей - Узор частично оберегает их, чтобы сохранить плетение.

И вот, фактически, такими Та'верен являются главные герои книги, и все остальные, кто помогает им, становятся частью Узора.

Нити, Узор, Великий Узор и Паутина Судьбы фактически являются отражением одного и того же – извечного вопроса человека о его судьбе, только в разных масштабах. От судьбы одного конкретного человека, до судьбы целого мира, а то и Вселенной. И конечно же все герои книги, особенно та`верен, задаются самым главным вопросом – это я хозяин своей судьбы, или судьба ведет меня туда, где я должен быть? Могу ли я что-то изменить или я лишь инструмент в руках того, кто создал Колесо? Этим же вопросом, но немного с другим философским подтекстом, задавался Будда Шакьямуни и тысячи философов, мыслителей и писателей, живших после него. Я уверен, что каждый, кто читает этот обзор, тоже хотя бы раз в жизни задавал себе этот вопрос.

Я рассказал о книге все, что хотел рассказать и, пожалуй, нам уже пора прощаться. Сейчас я пишу обзоры по второй и третьей книгам цикла, а в целом планирую сделать обзоры всех книг цикла. Кто знает, Колесо плетет как желает Колесо.


Колесо плетёт так, как желает того Колесо. Впечатляющая детальная вселенная Р. Джордона начинается с "Ока мира"

"Колесо времени" я хотела начать давно, но что-то останавливало. Я не очень люблю длинные книжные серии (а Джордоновская именно такая), как впрочем и сериалы. Они держат тебя как в капкане, если ты вдруг не дошёл до финала, остаётся чувство какой-то незавершенности, ощущение не доверенного до конца дела. В общем, откладывала, тянула, пока муж не уговорил.


За последние 4 года я предприняла 7, а то и 10 попыток вчитаться в "Око мира", но мир почему-то не затягивал. Пока во время реабилитации после вакцинации в очередной раз не открыла уже бумажный вариант и не обнаружила, что четверть книги я волей-неволей осилила. Внутри сработала установка "довести дело до конца", и я завалилась в кресло с книгой, чаем и температурой. Деваться особо было некуда, ничего не хотелось, и художественная магия, наконец-то, сработала. Меня заинтересовало, и я "проглотила" книгу пока недомогала.

Итак, "Око мира" – первая книга цикла "Колесо Времени". Последние 3 книги были восстановлены с записей и написаны уже после гибели самого автора. Полный цикл включает в себя:

Моя удобная читалка напрочь отучила меня держать в руках бумажные экземпляры. Однако книги у меня есть и иногда я всё же открывала "Око мира" ради карт и редких иллюстраций.


Сюжет и герои

Сюжет прост и даже тривиален, если бы не одно НО. Джордану удалось сделать его увлекательным за счёт персонажей. Давно я не припомню такой книги, где мне хотелось бы сопереживать главным героям. Эти исключение.

Похоже автор отличный психолог. Персонажи не просто хорошо поработаны, они реалистичны. Их поведение понятно, хоть и не всегда предсказуемо, но вполне оправдано их возрастом. И самое главное – герои почти Мэри Сью. Почти. Наверное, даже Мэри Сью, но отличие в том, что наши герои не просто умны, красивы и талантливы, у них есть проблемы. Очень, очень большие проблемы, а не сова, натянутая на глобус. И противостоят им не какие-то картонные плохиши с соседнего двора, а такие же выдающиеся и талантливые враги. Проще говоря, нам предлагают посмотреть на схватку лучших из лучших. Согласитесь, на это любопытно глянуть хоть одним глазком.

Собственно, в центре повествования троица деревенских парней, которым только что исполнилось по 17 лет. В ночь праздника в городе Ранду, Мэту и Перрину приходится в спешном порядке покинуть родные пенаты, спасая свою жизнь от преследующих их монстров. В эту компанию, исключительно по собственной инициативе, вклинивается настойчивая девушка Ранда, от которой фиг отвяжешься. Ведёт всю эту компанию ведьма-чужестранка со своим верным стражем. И да, за ними ещё увязался менестрель и знахарка-альтруистка.


Безумно понравилось наблюдать за взрослением персонажей. Такое редко встречается в книгах. Когда герою приходится столкнуться с нуждой, опасностью, голодом, угрозой ограбления и даже убийства, а спрятаться не за кого. Это довольно травмирующий опыт для каждого из нас и именно это заставляет сопереживать героям.

Причем Джордан показывает медленные поэтапное изменения личности. Знаете, не как у Мартина. Когда в первых главах: вот посмотрите это Джон Сноу – несчастный сирота, а дальше хоба – и Джон Сноу – лучший мечник Севера. WTF? А где обидные промахи и поражения, где ежедневные выматывающие тренировки и медленный черепашьими темпами прогресс?

Тоже самое у Роулинг. Тут Гарри Поттер выходит на поле и садится на метлу, а вот Гарри – выдающийся игрок в квиддич и капитан команды. Разве это реалистично? Где боль некомпетентности, с которой все мы вынуждены сталкиваться каждый божий день? Вот у Джордана её можно хлебнуть полной чашкой. Из-за чего герои кажутся настоящими, а их неудачи принимаешь, как свои.

Но вернёмся к сюжету. Основой, конечно же, является конфликт между добром и злом. Куда ж без него? На стороне света, естественно, наши герои. На темной половине, конечно же, сама Тьма. Примечательно, что её цели бесхитростны, но весьма амбициозны – конец всего сущего. В связи с этим, традиционного вопроса "а почему бы вам не договориться?" вообще не встаёт. Чего нельзя сказать, например, о "Властелине колец". Ну серьёзно, вот чего пристали к Саурону? Пусть живёт в своем Мордоре и занимается своими мордорскими делами. Примерно такая же претензия к Роулинг. Что такого ужасного в Волан-де-Морте? Вот правда. Он не предлагает никого сжигать в печах или расстреливать, а договориться с ним никто не пробовал. В общем, на фоне Джордановского конфликта и Роулинговский и Толкиеновский кажутся немножко высосанными из пальца.

Любовной линии как таковой нет, если не считать чувства между Рандом и Эгвейн. Будут и другие неожиданные симпатии героев друг к другу. Весьма любопытно наблюдать за тем, как одни чувства, которым ничего не препятствует, умирают. В то время, как другие, совершенно невозможные и несвоевременные, усиливаются.

Мир и повествование

Признаться честно, я много слышала о грандиозности мира Джордона и окунувшись в него я не разочаровалась. Он огромен, сложен и раскрывается постепенно. Приготовьтесь к тому, что поначалу будет ни черта не понятно, как это обычно и бывает. А по прочтении нескольких книг многое останется нераскрытым. Впрочем, как именно работает мир Колеса придется разбираться самостоятельно. Картину мира нужно собирать по кусочкам из книг. Как любил отвечать Джордан на самые каверзные вопросы: "Читай и узнаешь".


Вот например, помните, какой помпаж у фанатов Роулинг вызывала ничем необоснованная победа кухарки-мага над лучшим боевиком Волдеморта? Логика мира словно течение реки. Лодку повествования всё время тащит вниз. Её может выкинуть на берег, разбирать о камни, утопить или поглотить водопадом. Но лодка не может взлететь в воздух будто воздушный шар. Таковы правила. Логика Роулинговского мира диктовала другого исхода того боя, но автор, оказавшись в тупике повествования, нарушила её, сделав свой мир неправдоподобным. Всё потому что миру магов не хватает физики, законов, ограничений, которые распространялись бы не только на мир и героев, но и самого автора.

Джордану не нужно намекать читателю, кто тут силен. Всё зависит от того, сколько ты можешь черпнуть из источника и как распорядишься полученным. Бездарно или с умом и фантазией. Собственно, порядок сил становится очевиден в прямом боестолкновения двух направляющих с отрёкшимся в финале. И сразу отпадают все сомнения и вопросы, зачем Айз Седай волокла из деревни, рискуя жизнью, этого мальчонку-пастуха.


Что касается повествования, то оно неспешное, местами затянутое и мне вполне понятно почему. Невозможно передать долгие скитания героев, их мытарства, ужас и отчаяние, детально не прописав на бумаге. Это создаёт ощущение серьезности происходящего, его монументальности, даже эпохальности. Опять же хорошо ощущается время. Ты понимаешь, что прошел ни день или два, а что путешествия заняли долгие недели. Проговаривать этого автору нет нужды, и без того становится ясно.

Экшон и движуха тоже присутствуют и их довольно много. Собственно, первая стычка случится уже в 5-й главе и дальше по нарастающей, а до этого будет детальное погружение в быт и обычаи Двуреченцев. Последующие события покажут насколько сильно контрастирует их быт со всем тем, что придётся пережить нашей пятёрке. Жизнь их к такому не готовила.

Кстати, очень понравился способ быстрой телепортации персонажей на карте. Мне кажется, Джордан нашёл довольно изящное решение, чтобы не перегружать сюжет одними только скитаниями по миру.

Моменты и сцены, которые мне особенно понравились

  • Бегство из Тар Валона – это прям прыжок из огня да в полымя. Только выскользнули из цепких лап неприятеля и тут же угодили в ловушку другого. Вот прям наглядная демонстрация того, как герои вынуждены рассуждать и действовать, исходя из обстоятельств, а не в угоду автору. Морейн – женщина со стальными, пардон, шарами, как опытный шахматист пытается вникнуть в скрытые мотивы врага и действовать от обратного, притом, что ей наступают на пятки и времени подумать нет. Самое время паниковать и бегать в ужасе с криком "О боже, нам конец!"
  • Проклятие Машадара. Эта легенда мне напомнила кинговское "Оно". Однако у Джордана воплощение городской жадности, гнева и ненависти в виде всепоглощающего голодного кошмара, блуждающего в древних застенках порисован куда ярче и более наглядно, на мой взгляд.
  • Скитания Ранда, Мэта и Перрина. Мне понравилось наблюдать за ростом героев. Как простак, плут и деревенщина меняются, превращаясь во что-то большее. Из "Ока мира", конечно, ещё не понятно во что именно. Это покажут только последующие книги. Сейчас мы наблюдаем только самое начало этих преображений.
  • Момент, когда Ранд чуть было не совершил самовыпил в гостинице Кэймлина, прихватив с собой Мэта.

Новая издание

Поскольку мой муж – фанат Джордановского цикла, я решила сделать ему подарок к новому году. Заказала на Озоне новое издание. Пока вышло только 7 книг, но они великолепны. Цветная карта на форзаце, красивая иллюстрация на развороте, а третья книга, наконец-то, в нормальном человеческом переводе. Муж в восторге.

Читайте также: