Пушкин странник краткое содержание

Обновлено: 03.07.2024

Однажды, странствуя среди долины дикой,
Незапно был объят я скорбию великой
И тяжким бременем подавлен и согбен.
Как тот, кто на суде в убийстве уличен.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Сам странник по сути дела является обычным обывателем этого мира. Он — духовно истощенный человек, а с каждым новым вздохом пустота внутри него становится все больше. Так Пушкин изображает появление в нем внутренней тоски.

Я думаю, что выбор странника был очевидным. Он ушел, оставил все позади, но обрел надежду, то есть тот лучик света, что в нем когда-то угас. Если бы герой остался на том же месте, то, вероятнее всего, продолжил бы умирать изнутри.

Оно относится к поздней философско-религиозной лирике поэта и пронизано мотивами поиска смысла жизни, как и всё пушкинское творчество 30-х годов.

Существует предположение, что в сюжете произведения отразилась реальная история близкого приятеля Пушкина И. Киреевского, оставившего увлечение литературой, дом и семью ради духовного поиска.

В одних кругах воспринятый как сумасшедший, в других – одобренный, И. Киреевский своим внутренним выбором произвёл сильное впечатление на Пушкина и заставил поэта задуматься о собственной судьбе.

2. Литературное направление

Стихотворение написано в реалистических традициях. Оно отражает конфликт человека и общества.

3. Род

Данное стихотворение является лирическим произведением с элементами эпоса. Сугубо личное переплетается в нём с общечеловеческим, а исповедальное – с повествовательным.

4. Жанр

По жанру стихотворение напоминает притчу. В ней смыкаются пласты духовной и светской жизни.

Юноша с книгой в руках, указующий вперёд, даёт лирическому герою нравственный урок, что соответствует духу притчи.

5. Проблематика

Основные проблемы, затронутые в произведении:

  • поиск выхода из жизненного кризиса,
  • право на личную свободу в выборе пути,
  • смысл человеческой жизни.

6. Тематика

Пушкин обращается к темам разочарования, духовного кризиса, поиска правды. Этим темам противопоставлены темы побега, внутреннего освобождения, обретения веры.

7. Идея

Идея стихотворения состоит в том, что человек, скованный общественными и семейными обязательствами, в любую минуту может почувствовать бессмысленность своего существования.

Тогда ему понадобится новая жизненная стезя, ради которой он будет готов оставить всё, что когда-то любил. В полном отречении от прошлого он обретёт путь к Богу.

8. Пафос

Потопляемый в житейском море, человек с трудом спасается от бедствий и, наконец, устаёт бороться с бесконечными волнами. Душа его хочет спастись, начав новую жизнь по законам добра и справедливости.

В этом рвении к духовному освобождению и состоит пафос притчи.

9. Система образов

Образы стихотворения концентрируются вокруг идеи жизненного пути.

Если жизнь – это путь, то проходящий его – странник. У странника нет семьи, дома, места работы. Он живёт мыслью о Боге и следует всегда вперёд, за светом ещё неведомой, но уже приоткрывшейся ему Истины.

На его стороне находится юноша с книгой, который подсказывает герою, куда идти. Возможно, это один из ангелов, посланный Богом на помощь заблудшему.

Страннику и юноше противопоставлены образы родных поэта (его жены и детей), весь уклад домашней жизни с обязательным ночным сном, приличием поведения и благоразумием суждений, а также врач, о котором они вспоминают.

10. Центральные персонажи

Как уже было сказано, главный герой произведения, становящийся странником, а также юноша, указующий ему путь, находятся на одной ступени.

На другой помещаются их антагонисты: жена, дети, врач, которые олицетворяют общество и мирскую жизнь в целом.

И те, и другие по-своему правы, просто они расположены на разных уровнях познания мира.

Окружающие не могут понять причину его беспокойства и считают его умалишённым. В конце стихотворения появляются приятели героя, которые разными способами хотят остановить его и вернуть к прежней жизни. Одни смеются, другие бранят его, третьи хотят вернуть силой.

Эта картина усиливает одиночество странника среди людей.

11. Лирический герой

Но его герой мучим не простым желанием социальной свободы. Его тяготит неотвратимость Страшного Суда. Бог касается его души и вызывает в ней муки раскаяния за годы, прожитые в духовной слепоте.

12. Сюжет

В центре – фигура человека, оказавшегося на мрачном жизненном перепутье.

Вернувшись в семью и поведав о своей печали близким, странник не находит сочувствия. Его отправляют спать, списывая болезненное состояние его духа на усталость, но сон не приносит облегчения. Тогда жена и дети отступаются от героя, как от больного, – происходит окончательный разрыв с ними.

В тоске странник отправляется дальше и встречает юношу, который указывает ему на свет, который брезжит впереди. Заворожённый теплотой и яркостью этого света, герой следует за ним, чтобы найти тесные врата, ведущие в Царство Божье.

13. Композиция

Стихотворение имеет линейную композицию и состоит из 5-ти частей.

  • В первом фрагменте совершается завязка: герой остаётся наедине с вопросами о смысле жизни.
  • Во втором повествуется о его возвращении в дом.
  • В третьем показан конфликт с родными и окончательный уход из семьи.
  • Четвёртый фрагмент описывает встречу с божественным юношей и кульминационный момент, когда тот показывает герою путь.
  • В пятом эпизоде осуществляется развязка: герой покидает полный искушений мир.

14. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано шестистопным ямбом, женские и мужские рифмы чередуются

Рифмовка – парная (ААББ).

Такая организация поэтического текста характерна для баллад, притч, поэм и других произведений с выраженным эпическим началом.

15. Художественное своеобразие произведения

Звукопись произведения соответствует настроению каждого фрагмента.

Создаётся эффект какофонии, где все мысли и чувства, явленные через звук, вступают в противоборство.

Лексика стихотворения насыщена церковно-славянскими словами и оборотами. Она придаёт произведению иносказательности, отсылая читателя к библейским первоисточникам сюжета.

Там же, где он рассказывает о себе как бы со стороны, предложения сложны по структуре, полны инверсий. Это свидетельствует о сложности переворота, который совершается во внутреннем мире странника.

16. Средства художественной выразительности

Претерпевая тяжесть всех эти ролей, герой ищет путь к себе истинному, который мыслится ему только через встречу с Богом.

17. Значение произведения

Вообще мотив странничества является одним из основных в литературе духовного поиска. Странники всегда были частью русской культуры, они бродили по дорогам, пели духовные стихи, совершали паломничества к монастырям и искали правду Божью.

Подобный мотив в полную силу зазвучит в творчестве Гоголя, Тургенева, Толстого, Достоевского, Некрасова, Лескова, Чехова, Бунина, Горького, Шмелёва, Зайцева, Есенина, Клюева, Васильева, Платонова и многих других русских писателей.

18. Актуальность

Люди устают от культа потребления и начинают тосковать по традиционным ценностям: красоте, добру, правде.

Многие находят путь к личной свободе через веру в Бога. Уверовав, люди идут вперёд без оглядки на прошлое. Пушкин показывает нам сложность и благодатность этого пути.

19. Моё отношение

Даже самые близкие могут отвернуться от тебя в минуту испытания, но ты не должен отрекаться от выбранного идеала.

Почему-то мне подумалось, Пушкину было очень грустно, когда он писал эти стихи. Я с сочувствием отношусь к страданиям лирического героя.

20. Чему учит

И так я, сетуя, в свой дом пришел обратно.
Уныние мое всем было непонятно.
При детях и жене сначала я был тих
И мысли мрачные хотел таить от них;
Но скорбь час от часу меня стесняла боле;
И сердце наконец раскрыл я поневоле.

Мои домашние в смущение пришли
И здравый ум во мне расстроенным почли.
Но думали, что ночь и сна покой целебный
Охолодят во мне болезни жар враждебный.
Я лег, но во всю ночь все плакал и вздыхал
И ни на миг очей тяжелых не смыкал.
Поутру я один сидел, оставя ложе.
Они пришли ко мне; на их вопрос я то же,
Что прежде, говорил. Тут ближние мои,
Не доверяя мне, за должное почли
Прибегнуть к строгости. Они с ожесточеньем
Меня на правый путь и бранью и презреньем
Старались обратить. Но я, не внемля им,
Все плакал и вздыхал, унынием тесним.
И наконец они от крика утомились
И от меня, махнув рукою, отступились,
Как от безумного, чья речь и дикий плач
Докучны и кому суровый нужен врач.

Побег мой произвел в семье моей тревогу,
И дети и жена кричали мне с порогу,
Чтоб воротился я скорее. Крики их
На площадь привлекли приятелей моих;
Один бранил меня, другой моей супруге
Советы подавал, иной жалел о друге,
Кто поносил меня, кто на смех подымал,
Кто силой воротить соседям предлагал;
Иные уж за мной гнались; но я тем боле
Спешил перебежать городовое поле,
Дабы скорей узреть — оставя те места,
Спасенья верный путь и тесные врата.

Произведение поделено на пять частей, которые соответствуют этапам поиска цели. Акцент делается на сюжете. В начале говорится о том, что лирический герой путешествует среди дикой долины. Это описание относится к аллегории. Жизнь на земле представлена в качестве пустыни. Далее он чувствует тоску и скорбь. Мужчина не может понять причину этих грустных чувств. Но позже он встречает человека, который смог объяснить ему в чем дело. Такая скорбь происходит, потому что нет цели и герой понимает, что он грешен. Лирический герой приходит в свой город и всячески скрывает свои переживания от семьи. Но они так и просятся наружу и он говорит о том, что город погиб и нужно найти убежище.

Поэт хотел этим показать то, что человек отдаляется от своей цели и хочет найти спасение. Близкие думают, что поведение мужчины скоро пройдёт, затем им пришлось прибегнуть к строгости. Но в итоге они оставляют его в покое. Родные и близкие не могут понять его, потому что они не чувствуют то, что испытывает мужчина. В конечном итоге герой встретил юного парня, который читал книгу.

Пушкин с помощью аллегории показывает этого юношу, как пророка, имеющего мудрые знания. Он спрашивает странствующего человека о чем тот плачет. Главному герою очень помог этот вопрос и он признался, что должен умереть и предстать перед Божьим судом, но ему страшно это сделать. Странник интересуется у пророка о своей цели, задав вопрос о выборе пути. Тогда юноша дарит ему зрение и герой излечивается от слепоты и видит свет. У него появляется цель и он уже не идёт, а мчится. У родственников имеется разное мнение и реакция на побег мужчины. Одни смеются, другие жалеют и просят вернуться обратно. Но для главного героя этот город, как тюрьма и он покидает старую жизнь, чтобы найти тесные врата спасения. Они являются тесными из-за того, что не каждый сумеет пролезть в них и обрести спасение. Это было правильным решением. Если бы он остался на одном месте, то не получил бы надежду на что-то хорошее. Тоска бы грызла его душу изнутри.

Поэт написал стихотворение на философскую тему. Оно описывает душевные мучения и переживания простого человека. Но в итоге он прозрел и приобрёл цель, чтобы двигаться дальше, не останавливаясь.

Слушать аудио-стихотворение:

Читать похожие стихи:

Дваждую Сергея. Чувак словил ужас бытия, откровение, показавшее ему, что привычная реальность — набор заблуждений и путаницы, которые приводят всех, оставшихся под крылом культуры к реально несчастному существованию. Но это не донести словами, особенно тем, кто не хочет слушать. Ему стало одиноко как одиноко любому маку, что выбился вверх и увидел поле.
Он бы справился и сам, но ему повезло найти наставника, который дал ему наставления для преодоления пути к духовному просветлению. Кто-то из философов двигал тему, что Духовность — высшая форма развития личности, жаль что учение страдает от предрассудков, если бы не они, то прекрасных и сильных духом людей было бы значительно больше, а значит и мир бы стал невообразимо лучше. Просто бомбит от дословного восприятия религиозных писаний, когда они по сути являются мыслительными упражнениями для осознания и понимания того, что не описать простыми словами, так как это нечто новое, для чего хрен подберёшь вразумительное сравнение. То же относится к состояниям Нирваны, это как родившись в третьем измерении попытаться объяснить как выглядит мир с большим количеством измерений, приходится приходить к разным тренингам, упражнениям, доводя человека до момента, когда он сам осознает, что нужно было понять. Ну а там уже всё. Полная свобода что для воли, что для разума. Духовный человек — сверхчеловек, свободный человек, потому что сила высшей формы веры ультимативна. Восприятие мира, такое, что даже абсурдна мысль о том, что есть что-то невозможное. Я словил откровение при сильном опьянении самогоном и это изменило мою жизнь. Хотя кто-то может поймать этот момент, например, прочитав состав на упаковке сока или представив как растёт дерево.
Но в современных культурах не принято понимать такие вещи. Может потому что это бы навредило рыночной экономике, а может человек просто не готов принять такое осознание, ведь для этого нужно пройти этап отказа от всего мирского, в том числе и любимых людей, точнее привычного их восприятия.
Это не пропаганда религии, лол. Каждый волен сам для себя решить, чего хочет от жизни, как ни крути, это песочница и все мы тут равноправные её обитатели. Да и духовность не = религия, библия, коран и так далее. Духовность можно обрести своим собственным путём, просто это надёжные и проверенные временем источники.

…Как раб, замысливший отчаянный побег,
Иль путник, до дождя спешащий на ночлег.
Духовный труженик — влача свою веригу.

Из этого можно сделать вывод об образности стихотворения Пушкина. Такими ассоциативными рядами он расширяет рамки своего стихотворения, дает читателю более полный и яркий портрет своего героя, показывая его через схожие понятия. Александр Сергеевич помогает более точно прочувствовать образ лирического героя, все его перерождения и превращения, которые совершаются не только внешне, но и внутренне.
Он не обходит стороной и эпитеты: души пронзенной, мысли мрачные, мучительное бремя, жар враждебный, сон целебный и так далее. С помощью эти эпитетов Пушкин придает обычному состоянию героя яркую эмоциональную окрашенность, очень точно и четко показывая его нелегкое душевное состояние. Все внутри героя – темное, словно в душе его – полный хаос, черная дыра, которая поглощает его с каждой минутой, все больше и больше втягивая.
Далее обратимся к поэтическому синтаксису. В своем стихотворении Пушкин в огромном количестве использует риторические вопросы и восклицания. Пример риторических восклицаний являются:

. О горе, горе нам.
…Идет.

К риторическим вопросам можно отнести некоторые высказывания лирического героя из первой и второй части, например:

…Что делать буду я? что станется со мной.
…Обресть убежище; а где.

Также Пушкиным вводятся именительные представления:

…Вы, дети, ты, жена.

Читайте также: