Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни в школе

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Директор школы _______ С. Н. Саплешина.

по оздоровлению

и пропаганде здорового

образа жизни

Составлено социальным педагогом 1кв. категории Сальниковой Ольгой Викторовной

1. Актуальность.

Приоритетным направлением современной государственной политики является сохранение и укрепление здоровья населения Российской Федерации. ВОЗ определяет здоровье, как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и инвалидности.

По данным ученых, здоровье человека только на 10-15% зависит от деятельности учреждений здравоохранения, а на 50-55% – от условий и образа жизни людей, важной составляющей частью которого является активный отдых и физическое совершенствование. Общеобразовательное учреждение на селе является интеллектуальным, культурным, образовательным центром, играет важную роль в формировании ЗОЖ участников образовательного процесса (УОП).

Вопрос формирования, сохранения и укрепления здоровья детей и подростков школьного возраста имеет особую социальную значимость, так как от этой категории населения зависит здоровье нации.

Важным фактором, влияющим на состояние здоровья детей и подростков школьного возраста, является и их условия проживания, атмосфера в семье, в классном коллективе, образовательное пространство школы.

Часть контингента обучающихся имеет хорошие бытовые условия – они проживают в отдельных квартирах или домах, имеют все необходимое для занятий. Однако, до 10% учеников живут в домах, где бытовые условия далеки от идеальных. До 20% учащихся живут в неполных семьях, до 23% - в многодетных семсемьях, до 1% - в семьях условно благополучных (ежегодно цифры меняются, не превышая данные показатели). Эта категория обучающихся нуждается в особой поддержке и защите.

1. Невысоким исходным уровнем здоровья обучающихся (в силу воздействия экологических и экономических факторов).

2. Недостаточным пониманием важности и сущности формирования ЗОЖ и профилактики заболеваний всех обучающихся.

2. Нормативно-правовое обеспечение Программы

1. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утверждено Верховным Советом РФ 22.07.1993 № 5487-1).

2. Об образовании (ФЗ, ст. 51).

3. О физической культуре и спорте в РФ (ФЗ № 329 от 04.12.2007 г.).

4. Конвенция о правах ребенка ( принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.)

8. Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации.

9. Концепция охраны здоровья здоровых в РФ (Приказ Минздрава РФ от 21.03.2003 г. № 113).

10. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде (Приказ Минобразования РФ от 28.02.2002 г. № 619).

11. Положение о социально-гигиеническом мониторинге (Постановление Правительства РФ от 01.06.2009г. № 426).

3. Стратегическая цель Программы.

Создание комплексной системы формирования здоровья, ЗОЖ и обеспечение полноценных условий ее успешного и длительного функционирования.

4. Задачи Программы.

1. Обеспечение внутришкольного взаимодействия и социального партнерства по вопросам сохранения и укрепления здоровьяобучающихся..

2. Формирование у УОП мировоззрения и эмоционально-ценностного отношения к ЗОЖ, содействие развитию приоритетов здоровья.

3. Формирование внутришкольной среды, ориентированной на ценности здоровья и ЗОЖ. Создание условий учебы, работы и отдыха, обеспечивающих физический, психологический комфорт и высокую работоспособность, реализацию принципов ЗОЖ.

4. Повышение уровня информированности обучающихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья через создание и поддержание постоянно действующей информационной и образовательной системы, направленной на мотивацию к ЗОЖ, привлечению к активному отдыху, занятиям физической культурой, туризмом и спортом педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей).

5. Использование всех ресурсов лечебно-профилактических учреждений района для укрепления и восстановления здоровья обучающихся, эффективной профилактики заболеваний, обеспечение доступности и полноценности профилактических услуг.

6. Формирование и совершенствование системы мониторинга здоровья, факторов риска и уровня информированности по вопросам сохранения и укрепления здоровья.

7. Духовно-нравственное воспитание обучающихся.

5. Принципы реализации Программы.

Реализация Программы базируется на следующих принципах:

1. Научность – использование сведений, положений и методов, подтвержденных наукой и практикой.

2. Системность – комплексная взаимосвязь различных методов управления здоровьем и формирования ЗОЖ.

3. Преемственность – вовлечение в процесс формирования навыков ЗОЖ воспитанников дошкольных учреждений и выпускников школы.

4. Региональная специфика – учет территориальных и экологических факторов, влияющих на уровень здоровья и на формирование ЗОЖ.

5. Адресность - учет индивидуальных особенностей обучающихся.

6. Сроки реализации Программы.

2 этап – 2019-2020 гг. – реализация мероприятий Программы.

3 этап – 2020-2021 гг. – оценка эффективности, корректировка и реализация мероприятий Программы.

7. Ресурсы для решения поставленных задач

В школе обучается не более 100 учащихся. Педагогический коллектив состоит из 20 преподавателей, среди которых 80% преподаватели с высшей и первой квалификационной категорией

методические

материально-технические

Наша школа – это современное типовое здание с большими оконными проемами, просторными рекреациями, светлыми классными кабинетами. В школе имеется спортивный зал, оборудованный необходимым спортивным инвентарем, который регулярно обновляется. На территории школы имеется спортивная площадка.

Также имеется школьная столовая, которая рассчитана на 68 посадочных мест .

Для оказания первой доврачебной помощи имеется медицинский кабинет.

8. Основные направления работы в рамках реализации Программы

8.1. Развитие материально-технической базы Школы

- ежегодный косметический ремонт, озеленение учебных кабинетов школы, осветительными приборами, ТСО с учетом санитарных норм для различных возрастных контингентов обучающихся

- ежегодный ремонт, обновление инвентаря в спортивных залах, на спортивной площадке школы.

- ежегодный ремонт, пополнение и обновление оборудования школьной столовой.

8.2. Научно-образовательная и просветительская деятельность по формированию ЗОЖ

Научно-обоснованная система обучения здоровью и ЗОЖ в школе позволяет наиболее полно реализовать задачи Программы. Данное направление осуществляется путем реализации следующих мер:

1. Всестороннее информирование обучающихся, их родителей (законных представителей) в вопросах сохранения и укрепления здоровья:

- проведение классных и общешкольных внеклассных мероприятий, обучающих приемам и методам сохранения и укрепления здоровья, правовым вопросам охраны здоровья;

- использование возможностей учебных дисциплин для акцентирования внимания на вопросах ЗОЖ (с учетом специфики учебных предметов, профориентации учащихся).

2. Включение обучающихся в исследовательскую деятельность по проблемам здоровья:

- проведение исследований, подготовка обучающимися исследовательских работ по проблемам здоровья;

- подготовка обучающимися докладов и рефератов на темы, связанные с разными аспектами здоровья человека и ЗОЖ;

- выпуск буклетов, пособий для сверстников по проблемам здоровья;

3. Привлечение обучающихся и преподавателей к пропаганде ЗОЖ:

4. Разработка учебно-методического обеспечения формирования ЗОЖ, в том числе и с использованием современных ИКТ.

8.3. Организация досуговой деятельности и активного отдыха

В школе создана система работы по формированию культуры здоровья в процессе досуговой деятельности и активного отдыха, что позволяет поддерживать высокий уровень психического и физического здоровья всех участников образовательного процесса.

Данное направление осуществляется путем реализации следующих мер:

2. Привлечение обучающихся к участию в творческих конкурсах, конференциях различного уровня (областных, региональных, всероссийских и т.д.); проведение творческих конкурсов внутри школы, развитие движения КВН и социального проектирования.

4. Поддержка спорта, туризма; привлечение к участию в соревнованиях различного уровня; сотрудничество с ДЮСШ, спортивными клубами и центрами.

8.4. Развитие физической культуры и спорта

Данное направление осуществляется путем реализации следующих мер:

1. Развитие системы физкультурно-спортивного образования и воспитания обучающихся:

– разработка и внедрение рекомендаций по объему двигательной активности в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся;

– проведение мониторинга обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом;

– выполнение норм всероссийского физкультурно-спортивного комплекса обучающимися школы

2. Пропаганда физической культуры и спорта среди обучающихся:

– выявление интересов, потребностей и мотивации обучающихся и определение эффективности работы по пропаганде физической культуры и ЗОЖ;

- привлечение к участию в спортивных мероприятиях родителей обучающихся

8.5. Сохранение и укрепление психического здоровья

В свете современной социально-экономической ситуации проблема сохранения психического здоровья становится первоочередной, в том числе для учащихся детей и подростков.

Психологическая поддержка обучающихся ведется в следующих направлениях:

- через внеурочную деятельность обучающихся осуществляется внедрение комплекса профилактических мероприятий по сохранению и укреплению психического их здоровья;

- оказание адресной психологической помощи обучающимся в решении проблем личностной сферы и межличностного взаимодействия;

- повышение уровня стрессоустойчивости обучающихся.

8.6. Организация сбалансированного рационального питания

Рациональное сбалансированное питание, соответствующее возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, является одним из основных факторов, определяющих гармоничное развитие организма школьников.

Данное направление осуществляется путем реализации следующих мер:

1. Обеспечение условий для удовлетворения потребностей обучающихся в качественных услугах организации горячего питания. Технология приготовления пищи, оборудование столовой соответствует нормам СанПиН

2. Мониторинг качества питания ( создана бракеражная комиссия; к оценке особенностей и характера собственного рациона и режима питания приглашаются родители ).

8.7. Профилактика табакокурения, наркомании, алкоголизма и других форм зависимости.

1. Побуждение школьников к осознанному принятию верного решения на организацию ЗОЖ.

2. Предоставление обучающимся альтернативных способов удовлетворения их потребностей в самовыражении и социальном развитии – физическая культура и спорт, культурные мероприятия и различные формы активного отдыха.

3. Создание обстановки в школе, защищающей обучающихся от влияния различных форм психофизической зависимости.

8.8. Мониторинг здоровья.

Комплексный, динамический мониторинг здоровья является основой системы оздоровительных и профилактических мероприятий.

Данное направление осуществляется путем реализации следующих мер:

1. Динамический мониторинг здоровья детей с использованием физиологических, антропометрических, психологических показателей здоровья.

2. Составление и коррекция оздоровительных и профилактических мероприятий на основе мониторинга.

3. Мониторинг соблюдения санитарно-гигиенических и эргономических норм организации учебной и трудовой деятельности.

8.9. Деятельность по совершенствованию медицинского обслуживания.

Медицинский работник ФАП осуществляет комплекс мероприятий, направленных на формирование, сохранение и укрепление здоровья, профилактику и снижение заболеваемости, обеспечивает своевременность и доступность медицинской помощи для обучающихся и преподавателей.

Данное направление осуществляется путем реализации следующих мер:

- ежегодный профилактический осмотр обучающихся и преподавателей.

- выявление заболеваний на ранних стадиях;

- индивидуальная оценка состояния здоровья с учетом факторов риска;

- совершенствование обеспечения и проведения ежегодных осмотров, динамического наблюдения за здоровьем.

8.10. Создание условий для обучающихся с ограниченными физическими возможностями

Обучение в школе лиц с ограниченными физическими возможностями – важная социальная, педагогическая и медицинская задача по интеграции их в общество В нашей школе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья нет.

В случае возникшей необходимости данное направление может осуществляется путем реализации следующих мер:

1. Разработка и внедрение в практику школы системы сопровождения образовательной деятельности обучающихся-инвалидов.

2. Адаптация программ обучения и воспитания к психофизиологическим особенностям детей с ОВЗ.

3. Обеспечение поддержки обучающимся с ОВЗ в вопросах социализации их в обществе.

8.11. Духовно-нравственное воспитание обучающихся.

8.12. Информационное обеспечение Программы

Информационное обеспечение играет важную роль в популяризации ЗОЖ.

Данное направление осуществляется путем реализации следующих мер:

1. Формирование информационного пространства на основе сочетания различных форм учебной и внеучебной деятельности, в том числе пропагандистской, медико-профилактической, досуговой, физкультурно-оздоровительной, спортивной и др.

2. Разработка и проведение информационных кампаний, популяризирующих ценности ЗОЖ на основе систематичности, регулярности, непрерывности, преемственности информационного воздействия.

3. Организация обучения обучающихся методам и формам пропаганды ЗОЖ среди различных категорий и групп населения.

4. Анализ эффективности и корректировка пропагандистского воздействия на формирование целевых установок ЗОЖ у обучающихся.

9. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:

совершенствование пропаганды здорового образа жизни и занятий физической культурой и спортом;

повышение уровня всестороннего гармоничного развития обучающихся и преподавателей, направленное на формирование и развитие культуры личности;

максимальное вовлечение обучающихся и их родителей в спортивно-массовую и физкультурно-оздоровительную деятельность;

сокращение количества болеющих обучающихся;

Расширение спортивно-оздоровительной,материально-технической базы школы.

Критерии оценки достижения результатов по каждому направлению:

Направление деятельности

Критерии оценки (количественные или качественные)

Развитие материально-технической базы школы

Материально-техническая база школы соответствует санитарно-гигиеническим требованиям для успешной учебы, работы и отдыха, обеспечивает физический, психологический комфорт и высокую работоспособность всех УОП, реализацию принципов ЗОЖ . Сформирована внутришкольная среда, ориентированная на ценности здоровья и ЗОЖ.

Научно-образовательная и просветительская деятельность по формированию ЗОЖ

Уровень информированности обучающихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья высокий. Создана и постоянно действует информационная и образовательная система, направленная на мотивацию к ЗОЖ, привлечение к активному отдыху, занятиям физической культурой, туризмом и спортом обучающихся и их родителей (законных представителей)

Организация досуговой деятельности и активного отдыха

Высокий уровень мотивации учащихся к участию в творческих мероприятиях, занятиям в ОДО различной направленности, в т.ч. спортивно-оздоровительной. Увеличение численности обучающихся, занимающихся спортом, правильно организующими свой досуг.

Развитие физической культуры и спорта

Уровень физической подготовки учащихся стремится к повышению

Сохранение и укрепление психического здоровья

Уровень стрессоустойчивости обучающихся значительно повысился

Организация сбалансированного рационального питания

Количество учащихся, охваченных горячим питанием –100%.

Профилактика табакокурения, наркомании, алкоголизма и других форм зависимости

Снижение количества родителей и детей , имеющих вредные прмвычки

Мониторинг здоровья

Ежедневный мониторинг посещаемости обучающихся, предупреждение эпидемий, снижение количества простудных и вирусных заболеваний.

Деятельность по совершенствованию медицинского обслуживания (совместно с ЦРБ)

Проводится ежегодный профилактический осмотр всех УОП, своевременная необходимая вакцинация, своевременная диагностика хронических заболеваний. Снижение роста заболеваемости среди УОП

Создание условий для УОП с ограниченными физическими возможностями

Создана и внедрена программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся инвалидов, обеспечивающая их успешное обучение и социализацию

Духовно-нравственное воспитание обучающихся

Разработан и внедрен ежегодный план совместных мероприятий духовно-нравственного образования и воспитания школьников с шостьенским женским ставропигиальным монастырем .

Формирование здорового образа жизни с использованием здоровье сберегающих и здоровье формирующих технологий в современной школе


Без имени-1.jpg

На современном этапе развития человеческого общества проблема сохранения здоровья подрастающего поколения продолжает оставаться актуальной.

Проведённые в последние годы исследования свидетельствуют о неуклонном ухудшении состояния здоровья детей и молодёжи России [1, 2, 3, 4]. Одной из основных причин такого положения является то, что у подрастающего поколения не сформирована устойчивая мотивация на здоровый образ жизни (ЗОЖ) и нет ясного понимания, как следует заботиться о своём здоровье. Школьники не всегда могут противостоять негативному влиянию со стороны окружающей среды. Развитие информационных технологий, ускорение темпов жизни также повышают требования к физической и психической выносливости детей, их адаптационным способностям [1, 4, 5, 6, 7, 8].

Анализ исследований свидетельствует о том, что здоровье сбережение – явление многоаспектное и междисциплинарное.

Качество жизни – понятие важное не только для здравоохранения, но и для всех сфер жизни современного общества, т.к. основная цель всех институтов общества – благополучие человека. Составляющими качества жизни являются: психическое благополучие; социальное благополучие; физическое благополучие; духовное благополучие.

Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и в то же время защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Основное его содержание составляют следующие элементы: оптимальный уровень двигательной активности; закаливание, увеличение сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям; рациональное питание; соблюдение режима труда и отдыха; личная гигиена; экологически грамотное поведение; психическая и эмоциональная устойчивость; сексуальное воспитание; отказ от вредных привычек; безопасность труда и поведения, позволяющая избежать травм и других повреждений.

Здоровье сберегающее образование обеспечивает необходимые условия для полноценного естественного развития обучающихся и способствует формированию у них осознанной потребности в здоровье, пониманию основ ЗОЖ, обеспечивает практическое освоение навыков сохранения и укрепления физического, психического и нравственного здоровья.

Здоровье сберегающее образование включает участников этого процесса, а также соответствующие цели (здоровье сбережения), содержание и здоровье сберегающие технологии [9]. Здоровье сберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они могли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером.

Профилактика и коррекция школьно обусловленных и социально значимых нарушений и заболеваний школьников

На протяжении уже более чем двадцатилетнего периода сохраняется тенденция снижения показателей здоровья детского населения. Данные официальной статистики и показатели профилактических обследований ежегодно свидетельствуют о негативных тенденциях в состоянии здоровья подрастающего поколения.

Организация детей в коллективы и их длительное пребывание в образовательных учреждениях позволяет на протяжении всего периода обучения эффективно осуществлять профилактические мероприятия, в том числе оздоровительные программы и формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) подрастающего поколения.

ЗОЖ связан с выбором личностью позитивного в отношении здоровья стиля жизни, что предполагает высокий уровень гигиенической культуры отдельных социальных групп и общества в целом.

К гигиенически рациональным формам поведения относится поведение, способствующее повышению защитных сил организма, а также поведение, направленное на борьбу с вредными привычками, влияющими на здоровье. Повышение защитных сил организма включает в себя оптимальный режим различных видов деятельности и отдыха, рациональное питание, оптимальную двигательную активность, физическую культуру, закаливание, соблюдение правил личной гигиены, медицинскую активность и динамическое слежение за собственным здоровьем, позитивное гигиеническое поведение.

Усиление профилактической направленности современного здравоохранения предусматривает формирование ответственности детей, подростков и их родителей за своё здоровье и здоровье окружающих.

Отношение к здоровью, здоровье сберегающее поведение и ЗОЖ являются одним из важнейших составляющих элементов культуры общества. ЗОЖ предполагает поведение и стиль жизни, способствующие сохранению, укреплению и восстановлению здоровья. ЗОЖ связан с выбором личностью позитивного в отношении здоровья стиля жизни, что предполагает высокий уровень гигиенических знаний, гигиенической культуры отдельных групп и общества в целом. Одной из составных частей ЗОЖ является воспитание культуры населения в отношении собственного здоровья.

Применительно к детям необходимо постоянно иметь в виду, что не всегда сам ребёнок может обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности. Многое зависит от родителей, организаторов образования, педагогов. В этом смысле ребёнок пассивен, но от того, как организована его жизнедеятельность, во многом будет зависеть и его будущее поведение.

В настоящее время актуальной медико-социальной проблемой является высокое распространение среди школьников факторов риска, которые ВОЗ рассматривает как ключевые индикаторы здоровья. Особое беспокойство вызывает высокая распространённость неблагоприятных факторов риска, обусловленных образом жизни, которые формируются уже в начальной школе. Факторы риска, обусловленные образом жизни, являются управляемыми. В связи с этим важным направлением профилактики заболеваний среди учащихся является формирование у детей и подростков стереотипов ЗОЖ, тогда как дефицит знаний у обучающихся по вопросам ЗОЖ способствует распространению факторов риска, провоцирующих возникновение функциональных расстройств, неинфекционных и инфекционных заболеваний.

Без имени-2.jpg

Литература

1. Баранов А.А., Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: руководство для врачей /А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева. – М., 2006. – 412с.

3. Онищенко Г.Г. Проблема улучшения здоровья учащихся и состояние общеобразовательных учреждений. Гигиена и санитария. – М.: Медицина, 2005. - №3. – С. 40-43.

4. Проведение мониторинга состояния здоровья детей и подростков и организация их оздоровления: метод. рекомендации /А.А. Баранов – М., 2006. – 47с.

5. Баранов А.А. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания обучения и трудовой деятельности: руководство для врачей /А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева – М., 2007. – 352с.

6. Ильин А.Г. Состояние здоровья детей подросткового возраста и совершенствование системы их медицинского обеспечения: автореф. дис. … д-ра мед наук – М., 2005. – 54с.

7. Конова С.Р. Состояние здоровья детей и совершенствование медицинской помощи в условиях первичного звена здравоохранения: автореф. дис. … д-ра мед наук – М., 2007. – 53с.

8. Ямпольская Ю.А. Физическое развитие школьников Москвы в последние годы (2005-2007). Актуальные вопросы педиатрии: материалы XII Конгресса педиатров. – М., 2008. – С. 402.


Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Для построения профилактических программ важно понимать на какую категорию населения направлено воздействие, каковы его временные рамки, осуществляется ли это воздействие на саму личность или на окружающую ее среду и в какой форме это происходит.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, пропаганда, профилактика

Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно.

Высшее благо медицины — здоровье, говорили древние греки. Однако традиционно, современные медики, занимаясь лечением многих болезней, мало уделяют внимание учению о здоровье, при этом отсутствуют научно обоснованные формы и принципы изучения здорового человека, индивидуальных его особенностей и резервов. Вряд ли можно достичь оптимального, стабильного здоровья чрезмерным увеличением числа медицинского персонала, расширением сети специализированных больниц, безграничным ростом лекарственных препаратов [1].

Здоровье человека — это не только отсутствие болезней и благополучие. Это в большой степени наличие гигиенического мировоззрения и гигиенической культуры. Санитарное просвещение — это важное направление в профилактической медицине. Гигиеническая культура рассматривается как один из важных ресурсов здоровья [3].

Здоровый образ жизни является важным фактором здоровья (повышает трудовую активность, создает физический и душевный комфорт, активизирует жизненную позицию, защитные силы организма, укрепляет общее состояние, снижает частоту заболеваний и обострений хронических заболеваний). В здоровый образ жизни включают разные составляющие, но большинство из них считаются базовыми:

‒ воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;

‒ окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;

‒ отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков;

‒ питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;

‒ движение: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения, с учетом возрастных и физиологических особенностей;

‒ формирование межличностных отношений в трудовых коллективах, семьях, отношения к больным и инвалидам;

‒ гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены;

Поскольку основные факторы, определяющие состояние здоровья населения, связанные с образом жизни и окружающей среды, для того чтобы снизить распространенность негативных факторов риска и уменьшить их влияние на человека, необходимо формировать и поддерживать стремление людей к позитивным изменениям в образе жизни через обеспечение их достоверными медико-гигиеническими знаниями, создавать соответствующие мотивации и отношение к здоровью, вырабатывать умения и навыки здорового образа жизни и предупреждения заболеваний. При пропаганде здорового образа жизни используются методы устной, печатной, наглядной (изобразительной) и комбинированной пропаганды. Метод устной пропаганды является наиболее эффективным. Он включает лекции, беседы, дискуссии, конференции, викторины. Метод печатной пропаганды охватывает широкие слои населения. Он включает статьи, листовки, памятки, стенные газеты, буклеты, брошюры и т. п. Комбинированной метод — метод массовой пропаганды, при которой происходит одновременное воздействие на слуховые и зрительные анализаторы.

Здоровье ценилось с древних времён. Человеку нужно было выживать: добывать себе пищу, обеспечивать себя жильём и одеждой, отбиваться от врагов.

Большое значение закаливанию и физической культуре уделялось в Древней Греции, а спартанское воспитание стало символом аскетического воспитания, отличной физической и духовной подготовки. Именно в Греции зародились Олимпийские игры, названные так в честь горы Олимп, где, по древнегреческим преданиям, жили боги.

В Древнем Риме воины славились силой, выносливостью, отвагой, что достигалось тренировками. Однако, завоевав полмира, древние римляне забыли о воздержании, перестали разбавлять вино водой, и стали устраивать многодневные пирушки. Началось нравственное разложение с последующим разрушением империи.

Под пропагандой здорового образа жизни понимают широкий спектр деятельности — от просветительских и выездных программ работы с населением до использования средств массовой информации — деятельности, направленной на то, чтобы люди ответственнее относились к своему здоровью и располагали необходимой информацией для его сохранения и укрепления.

Важный метод укрепления здоровья населения — это обучение населения здоровому образу жизни, пропаганда и информирование их о той важной роли, которую каждый человек играет в сохранении собственного здоровья и благополучия общества [2]. Поэтому пропаганда формирования здорового образа жизни населения требует создания массированной информационно-пропагандистской кампании с использованием широкого спектра разнообразных средств, с широким использованием средств массовой информации — печати, радио, телевидения и др.

Основы по привитию навыков здорового образа жизни закладываются в детском и подростковом возрасте. Поэтому пропаганде здорового образа жизни среди детей и подростков необходимо уделять особое внимание и осуществлять целенаправленное просвещение как детей, так и их родителей. Учебные заведения, являясь интеллектуальными, культурными, образовательными центрами, играют важную роль в формировании здоровья участников образовательного процесса, в обучении и воспитании навыков здорового образа жизни, в увеличении трудового потенциала общества в целом.

Особое место в пропаганде здорового образа жизни среди подрастающего поколения и пожилых людей принадлежит работникам социальной сферы, а их основной задачей является правильный выбор форм и направлений данной работы. Пропаганда осуществляется по следующим направлениям:

‒ индивидуальная работа с подопечными;

‒ организация групповых встреч в коллективах;

‒ пропаганда здорового образа жизни при переписке и компьютерном общении;

‒ публикация информации о здоровом образе жизни в печати и другие формы.

Пропаганда здорового образа жизни среди детей и подростков должна носить профилактический характер: предлагать альтернативу, возможность выбора своего места в жизни; заинтересовать разнообразными увлечениями. Важно, чтобы подростки поняли, что в реальной жизни есть очень много увлекательного и интересного. Это — занятие спортом, увлечение музыкой и т. д. Работа должна вестись в тесном сотрудничестве с образовательными учреждениями. Наиболее приемлемые формы работы — беседы, книжные выставки, просмотры, обзоры, уроки здоровья и др.

Средства массовой информации в пропаганде здорового образа жизни должны убедительно показывать значение физической культуры и спорта в воспитании населения, профилактике болезней, продлении активного долголетия, борьбе с наркоманией, курением, употреблением алкоголя, другими негативными явлениями и способствовать:

‒ повышению у людей интереса к физическому совершенствованию, раскрытию ценности физической культуры;

‒ популяризации самостоятельных занятий с широким использованием природных факторов;

‒ формированию в массовом сознании понимания жизненной необходимости здорового образа жизни.

Здоровье молодого поколения сегодня напрямую связано не только с состоянием общественного здравоохранения, но и с самим образом жизни людей. В связи с этим определены основные задачи и цели проводимых мероприятий: многоуровневый подход к организации профилактических мероприятий, изменение образа жизни, разработка и реализация образовательных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья подростков и молодежи, формирование у каждого из них активной мотивации к укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих.

Таким образом, пропаганда и формирование здорового образа жизни включает:

‒ создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на повышение уровня знаний всех категорий населения о влиянии и возможностях снижения всех негативных факторов на здоровье;

‒ привлечение населения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.

Обязательным условием эффективности этой работы являются ее целенаправленность, плановость и непрерывность проведения. Большое значение в основе формирования здорового образа жизни занимают личностно-мотивационные качества данного человека, его жизненные ориентиры. Никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если человек сам не будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения. Как видим, пропаганда здорового образа жизни — очень важная и ответственная социально-педагогическая задача.

Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка.

Здоровый образ жизни — это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды; позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Как показывают большинство рекомендаций, для построения профилактических программ важно понимать, на какую категорию населения направлено воздействие, каковы его временные рамки, осуществляется ли это воздействие на саму личность или на окружающую ее среду и в какой форме это происходит. Учитывая все эти факторы можно определить основные направления профилактических работ [1].

  1. Иргашев Ш. Б.. “Медицинская валеология”. Ташкент, 2012. — 335 с.
  2. Ибадуллаева Х. Т. “Основы валеологии”. Учебное пособие, Ташкент, 2010. — 124 с.
  3. Филиппов П. И. Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни / П. И. Филиппов, В. П. Филиппова. — М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003. — 288 с.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, здоровье, пропаганда, физическая культура, массовая информация, образ жизни, окружающая среда, собственное здоровье, бесценное достояние, гигиеническая культура.


Название проекта: «Я выбираю ЗОЖ - здоровый образ жизни!

Аннотация проекта.

«Приобрести здоровье – храбрость,

сохранить его – мудрость,

Франсуа Волетер.

Данный социальный проект был создан с намерением изменить существующее отношение к своему здоровью среди воспитанников Центра через пропаганду здорового образа жизни в подростковой среде, возможность практически повлиять, силами самих воспитанников, на осознанный выбор в пользу здорового образа жизни, жизненные установки и ценностные ориентиры воспитанников нашего Центра.

Для реализации проекта были определены следующие направления деятельности.


1) Исследование факторов влияния на ценностные ориентации воспитанников Центра, проведение социологических опросов среди подростков и их родителей (законных представителей) и формирование через изучение данных факторов ценностного отношения к своему здоровью.

2) Формирование ключевых компетенций:

- коммуникативных компетенций: навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе;

- здоровьесберегающих компетенций: знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности.

3) Повышение информационной осведомленности воспитанников о социально значимых заболеваниях, таких как наркомания, табакокурение, ВИЧ-инфекции, алкоголизм.

4) Вовлечение детей и подростков в общественную, спортивную, творческую жизнь Центра путем разработанной системы тренингов и проведения большого количества различных мероприятий, направленных на повышение интеллектуального потенциала и пропаганду здорового образа жизни.

5) Сотрудничество с партнерскими учреждениями и организациями для совместной деятельности.

1. Описание проекта.

1.1. Введение.

1.2. Обоснование выбора темы.

1.3. Актуальность проекта.

1.4. Цель проекта.

1.5.Задачи проекта.

1.6. Прогнозируемые результаты.

1.7. План реализации проекта.

1.8. Реализация проекта.

1.1. Введение.

1.2. Обоснование выбора темы.

Поспорили однажды Здоровье и Счастье о том, кто из них важнее.

Они обратились к мальчику.
— Мальчик, что для тебя важнее — счастье или здоровье?
— Конечно же, счастье! – не задумываясь, ответил мальчик.
— Ты счастливый?
— О! Да, я счастливый!
— Вот видишь! — захлопало в ладоши Счастье и подпрыгнуло от радости. — Я же говорю, что счастье главнее.
— А скажи, мальчик, ты здоров? — задало следующий вопрос Здоровье.
— Да, я здоров!
— Везет тебе! — вмешалась в разговор проходившая мимо женщина. — Мне бы твоё здоровье, тогда и я была бы счастлива.

А в XXI веке проблема Здоровья вышла в разряд первостепенных проблем.

Учеными-педагогами, медиками, социологами и политиками отмечается, что современная социально-экономическая ситуация, падение уровня жизни и экологическое неблагополучие отрицательно сказываются на здоровье всего населения, но более всего на здоровье детей и молодежи, что вызывает особую тревогу.¹

По данным Национального Центра проблем формирования здорового образа жизни, более 40% школьников среднего и старшего возраста курят, до 39% эпизодически употребляют алкоголь, до 17% пробуют наркотические вещества, до 41% вступают в ранние половые контакты. В связи с этим в десятки раз возросло количество венерических заболеваний, в том числе СПИДа среди детей и подростков. Число родов и абортов среди несовершеннолетних остается на высоком уровне (более 9 тысяч абортов в год) 2.

Это в значительной степени актуализирует роль всех социальных институтов, призванных решать обозначенные задачи. Немаловажная роль среди них принадлежит оздоровительным Центрам, которые выступают, во- первых, как учреждение, способствующее социализации и развитию ребёнка; во-вторых, как возможность реализации образовательных и оздоровительных программ, в том числе с использованием нетрадиционных для школы форм; в-третьих, как база социально-педагогического творчества и совершенствования существующих методик организации педагогического взаимодействия.

¹ Баслаева Н.М., Савкин В.М. здоровье нации: стратегия и тактика (о проблемах здравотворчества в регионах России) // Валеология. 1996, №2, с. 35 – 37.

1.3. Актуальность проекта.

Огромную роль в становлении человека как личности играет образ его жизни, который, в свою очередь, зависит от образа мышления и сформированности жизненных установок. Здоровье – ни с чем не сравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым.


Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20 %- от действия окружающей среды, 10 %- от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% - зависит от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

В последнее время показатели здоровья населения ухудшаются. Исходя из медицинского обследования, проводимого в последние годы, видно, что особую тревогу вызывает здоровье детей.

Все дети, проходящие через социально – реабилитационный центр, имеют сложный медицинский статус, что часто обусловлено их социальной запущенностью. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека, то ясна роль воспитания в этом вопросе. Именно поэтому формирование здорового образа жизни ребенка имеет первостепенное значение.

Здоровый образ жизни в единстве его компонентов биологического и социального представляет собой социальную ценность, укрепление которой — важнейшая задача любого цивилизованного общества.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.

ЗОЖ - это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.
Существуют и иные точки зрения на здоровый образ жизни:

Авторы, пишущие на эту тему, включают в ЗОЖ разные составляющие, но большинство из них считают базовыми:


• воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
• окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
• отказ от вредных привычек: самоотравления легальными наркотиками (алкоголем, табаком) и нелегальными;
• питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
• движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (например, гимнастика), с учётом возрастных и физиологических особенностей;
• гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
• закаливание.


На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его умственных установок. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты ЗОЖ:

• эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, сложными ситуациями;

• интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;
• духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм.

ЗОЖ зависит от:

— объективных общественных условий, социально-экономических факторов;
— конкретных форм жизнедеятельности, социально-экономических факторов, позволяющих вести, осуществлять ЗОЖ в основных сферах жизнедеятельности: учебной, трудовой, семейно-бытовой, досуга;
— системы ценностных отношений, направляющих сознательную активность людей в русло ЗОЖ.

Читайте также: