Оценка инклюзивной образовательной среды школы

Обновлено: 08.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

«Организация инклюзивной образовательной среды

Автор: Воробьёва Елена Валерьевна, учитель начальных классов.

Описание проблемы

Кто – то, когда – то должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной, как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей, без окон.

Вот они главные истины эти:

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли.

Инклюзивное образование - это совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Моя задача как учителя - создать такую образовательную среду, в которой каждый учащийся в соответствии со своим темпом обучения и индивидуальными способностями осваивал базовую программу или ее повышенный уровень, такие условия, которые помогли бы реализовать в образовательном процессе восемь принципов инклюзивного образования:

- ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

- каждый человек способен чувствовать и думать;

- каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

- все люди нуждаются друг в друге;

-подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

- все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

- для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

- разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

На сегодняшний день сама проблема инклюзивного образования является актуальной. С каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается, и чтобы отвечать запросам общества, необходимо поддерживать культуру инклюзивного образования, реализовывать инклюзивную практику.

Для реализации ФГОС НОО и ФГОС обучающихся с ОВЗ, для формирования предпосылок универсальных учебных действий были созданы адаптированные образовательные программы. Я являюсь автором адаптированных основных образовательных программ вариант 5.1. вариант 7.1 (приложение № 1), организую, занятия в классе таким образом, чтобы все дети могли принять в них участие. При подготовке образовательного процесса я учитываю вид и сложность заболевания ребенка, его психофизические и личностные особенности, использую современные технологий обучения и формы взаимодействия учителя и ученика.

Цель и задачи

обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности обучающихся с ОВЗ; сохранение и укрепление здоровья обучающихся;

достижение планируемых результатов освоения АООП НОО обучающимися с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей ;

использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа: - мотивация к учебной деятельности;

-актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

- построение проекта выхода из затруднения;

- реализация построенного проекта;

- первичное закрепление с проговариванием во внешней речи ;

- самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;

- включение в систему знаний и повторение;

- рефлексия учебной деятельности.

выявление и развитие возможностей и способностей, обучающихся с ОВЗ через вовлечение в различные образовательные события разного уровня.

Целевая группа

Во 2 Д классе, в котором я работаю 2 год – 26 детей, из них 2 детей с ОВЗ (1 ребенок - V вида, 1ребенок - VII вида), в 4 Д классе – 27 детей, из 9 человек с ОВЗ (4 обучающихся - V вида, 5 обучающихся - VII вида).

Таким образом, адаптированными образовательными программами (вариант 5.1, 5.2, 7.1) всего охвачено 11 детей. У каждой группы детей свои потребности и своя система условий для успешного обучения.

Дети с диагнозом F 81.3, F 83 очень часто замкнутые, отмечаются признаки психоза или агрессивного поведения, они с большим трудом осваивают программу или вообще не могут ее освоить без специальных условий, отношение к учебе у таких детей отрицательное. (Приложение № 2).

hello_html_m233e8915.jpg

Группа детей с нарушениями речи – это дети с выраженными речевыми/языковыми (коммуникативными) расстройствами - представляют собой разнородную группу не только по степени выраженности речевого дефекта, но и по механизму его возникновения, уровню общего и речевого развития, наличию/отсутствию сопутствующих нарушений.

Таким детям присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, проявляющееся плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости движений, трудностью реализации сложных двигательных программ, требующих пространственно-временной организации движений (общих, мелких (кистей и пальцев рук), артикуляторных). У таких детей наблюдается нарушение письма (дисграфия) и чтения (дислексия), которые могут сопровождаться разнообразными неречевыми расстройствами и в сочетании с ними входят в структуру нервно-психических и речевых расстройств.

Разные дети включаются в образовательный процесс по-разному, каждому необходим свой период адаптации, своя индивидуальная образовательная траектория. Для того чтобы инклюзия была успешной, необходима и предварительная оценка особенностей и возможностей ребенка, и регулярная оценка эффективности (мониторинг) образовательного и воспитательного процессов для каждого обучающегося. Сегодня мы говорим о включении в общеобразовательный класс 3-4 и более учащихся с особенностями развития.

Каждый ребенок с ОВЗ, обращаясь за консультацией и помощью в ГПМПК, имеет протокол ГПМПК, в рекомендациях которого прописано, что для успешного обучения детей данной категории необходима адаптированная общеобразовательная программа, для каждой категории, своя и ряд специальных условий.

Для успешной реализации поставленных задач необходимо определить рабочие места в классе для каждого ребенка. Важно, чтобы каждый из детей с ОВЗ был в поле зрения учителя, чтобы при необходимости педагог мог оказать помощь ребенку: подбодрить или успокоить, дать совет, подсказку. Это места на 1 – 2 парте.

Большое внимание необходимо уделить воспитательной работе в классе, для того, чтобы дети с ОВЗ не ущемлялись другими детьми. В данной работе следует провести ряд бесед и тренингов, чтобы дети могли прийти к выводу: все люди на земле разные, однако, в каждом человеке есть что – то особое, какая – то изюминка: кто – то умеет петь, кто – то рисовать, кто – то добрый и отзывчивый, у кого – то хорошо получается решать задачи, а кто-то может сочинять стихи. Самое главное, что мы все вместе, мы одна большая семья. А в настоящей семье всегда гармония, взаимоуважение и вера в каждого члена семьи. В семье всегда в случае необходимости приходят на помощь друг к другу.

hello_html_4bf81267.jpg
hello_html_m599a1710.jpg

Каждый урок необходимо начинать с кинезиологических упражнений. Кинезиологические упражнения сопутствуют коррекции в отклонениях ЦНС, помогают сосредоточиться и организовать себя на работу.

hello_html_2805e22a.jpg
hello_html_m50a90507.jpg

Каждый урок следует планировать на основе дифференцированного подхода: это дозирование образовательной нагрузки ребенка, т.е. материал давать дифференцированно, как по интенсивности, так и по сложности.

При работе с детьми с ОВЗ необходим индивидуальный подход, благодаря которому каждый ребенок на уроке получает свою, пусть даже маленькую каплю успеха. Во время урока необходимо, что бы у детей была смена видов деятельности, что хорошо предупреждает утомление при выполнении работы.

Для работы над заданием, заранее разрабатываются карточки – помощники, в которых для каждой группы детей представлена подробная, пошаговая инструкция. (Приложение № 3).

hello_html_267e8f75.jpg

hello_html_11be1164.jpg

Очень важное место в работе с детьми с ОВЗ отводится парной и групповой работе. Именно в малой группе, при поддержке учителя и одноклассников у детей с ОВЗ формируются не только познавательные умения, но и коммуникативные.

hello_html_5b52ed27.jpg
hello_html_18715428.jpg

Задания составляются и распределяются таким образом, чтобы каждый ребенок в группе обязательно мог его выполнить и получить удовлетворения от выполненного задания. В этой работе более сильные дети класса могут оказывать помощь ребенку, которому сложно выполнить задания, благодаря чему у ребенка с ОВЗ исчезнет барьер неуспешности.

В работе с детьми с ОВЗ игровые формы работы, как на уроке, так и на переменах способствуют созданию благоприятной психологической атмосферы. Использование игры помогает сделать урок более интересным и увлекательным. Игра развивает умственную и волевую активность. Являясь сложным и одновременно увлекательным занятием, она требует огромной концентрации внимания, тренирует память, развивает речь. Игровые упражнения увлекают даже самых пассивных и слабо подготовленных учеников, это действительно, положительно сказывается на их успеваемости.

hello_html_7c3355c4.jpg
hello_html_m35e4e9cc.jpg

Помимо урочной формы работы с детьми необходимо использовать внеурочную деятельность. Все дети с ОВЗ должны быть задействованы в коллективных делах, вместе со всеми принимать участие в постановке и инсценировке спектаклей, праздников.

hello_html_m443e6154.jpg
hello_html_m6265be7d.jpg

hello_html_1cc2dcb3.jpg

Для развития мировоззрения учителю помогают экскурсии. Детям нравится обсуждать в непринужденной обстановке увиденное, делится впечатлениями (Приложение № 5).

hello_html_7da0dcc8.jpg
hello_html_655bdeae.jpg

Огромное значение для детей с ОВЗ оказывают встречи с интересными людьми нашего города.

Например, встреча с детским поэтом.

hello_html_m29b2f888.jpg

hello_html_2584edb4.jpg
hello_html_bddb350.jpg

Необходимо создавать условие для участия детей с ОВЗ в конкурсах, олимпиадах, конференциях .

Ведущую роль в обучении детей с ОВЗ отводится проектно – исследовательской деятельности. Всем известно, что д ети с ОВЗ сталкиваются с проблемами не только в обучении, но и в общении с окружающими. Проектная деятельность - это средство формирования универсальных учебных действий у школьников, в том числе и у детей с ОВЗ, направлено на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов). Проектно – исследовательская деятельность способствует развитию творческих способностей обучающихся, систематизирует знания, полученные в ходе учебного процесса. Кроме этого совместная проектная деятельность учащихся при работе в группе способствует формированию коммуникативных УУД (приложение № 6).

hello_html_2d9c2195.jpg
hello_html_12574de4.jpg

Партнеры (при наличии)

При работе с детьми с ОВЗ, один учитель должного результата не добьется. Работа должна осуществляться комплексно.

В работе с детьми с ОВЗ огромную помощь и поддержку, как учителю, так и родителям оказывает школьный психолог, учитель-логопед, председатель школьного консилиума.

На основе стартовой диагностики и путем наблюдения выявляются дети со слабой познавательной деятельностью. Далее учителем проводится коррекционная работа. В случае отрицательной динамики на помощь приходят специализированные люди.

На школьном консилиуме специалисты, во главе с председателем консилиума разъясняют пути решения возникшей проблемы и берут такого ребенка на сопровождение. Сопровождение осуществляется, пока у ребенка не появится положительная динамика, и ребенок не перестанет нуждаться в помощи узких специалистов.

Коррекционный курс « Коррекционно-развивающие занятия

Логопедические занятия

Цель логопедических занятий состоит в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи.

Для коррекционной работы детям назначается специальное время, как для групповой работы, так и для индивидуальных консультаций. Учитель – логопед обучила меня специальным хитростям, благодаря которым мои дети научились добиваться положительных результатов на уроках русского языка и литературного чтения. А приемы мнемотехники пригодились даже на уроках по окружающему миру.

Психокоррекционные занятия

Педагог – психолог еженедельно проводила коррекционные занятия, посещала мои уроки, оказывала помощь как консультативную для меня, так и для родителей.

Цель психокорреционных занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.

Целью занятий по ритмике является развитие двигательной активности обучающегося с ОВЗ в процессе восприятия музыки.

Коррекционная работа на занятиях ритмикой базируется на постоянном взаимодействии музыки, движений и устной речи: музыка и движения, музыка и речь, движения и речь, музыка, движения и речь. На занятиях осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся.

Не секрет, что формула успеха при работе с детьми с ОВЗ - общая коррекционная направленность процесса обучения.

Организация такой работы с детьми с ОВЗ дает положительные результаты, что подтверждается мониторингом педагога – психолога и отзывами учителей среднего звена.

Дети менялись на глазах. Рост в обучении, положительная динамика в межличностных отношениях. Обучающиеся стремятся познавать новое, с меньшей тревожностью смотрят на неизвестное. Продвигаются вперед, пусть даже путем проб и ошибок, но главное имеют большое желание меняться в положительную сторону. Верят в свои силы, в своих одноклассников, в педагогов, которые их окружают.

Для анализа динамики коррекционной работы с детьми ОВЗ (в соответствии с протоколами динамического наблюдения) педагогом – психологом была составлена следующая таблица за 2015- 16 уч. год

Внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) в инклюзивном образовательном процессе – это единая система контроля образовательного процесса в школе, обеспечивающая всестороннюю оценку факторов, влияющих на качество образования при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ [46].

ВСОКО представляет собой совокупность организационных структур, регламентов, диагностических и оценочных процедур, построенных на единой концептуально-методологической основе и направленных на оценку качества образовательного процесса, а именно соответствие содержания реализуемых образовательных программ и уровня образовательных достижений обучающихся требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов, с учетом запросов и потребностей всех участников образовательного процесса [55, 56, 63].

Основой для разработки системы оценки качества образования в инклюзивной образовательной организации являются нормативно-правовые акты федерального и регионального уровней, содержащие требования к организации процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) указывают на необходимость разработки локальной нормативной базы образовательной организации в части регулирования внутренней системы оценки качества образования [49, 50]. Основными параметрами, заложенными в основу такой оценки, могут являться:

  • оценка системы условий реализации адаптированных основных образовательных программ;
  • оценка образовательных достижений обучающихся;
  • оценка системы управления образовательной организацией;
  • оценка организации образовательного процесса;
  • оценка удовлетворенности родителей.

В качестве источников данных для оценки качества образования в инклюзивной школе используются:

  • результаты учащихся на ОГЭ, ЕГЭ;
  • внешний мониторинг образовательных достижений обучающихся 1–11 классов;
  • результаты участия учеников во Всероссийской олимпиаде школьников, иных олимпиадах регионального и Всероссийского уровней;
  • мониторинговые исследования, проводимые в соответствии с направлениями ВСОКО;
  • данные промежуточной и рубежной аттестации (четвертная, полугодовая), внутреннего мониторинга образовательных достижений обучающихся 1–11 классов;
  • данные по итогам посещения уроков, элективных курсов и курсов по выбору, внеурочных мероприятий, занятий системы дополнительного образования;
  • результаты интегративных показателей освоения программы коррекционной работы;
  • анализ деятельности специалистов сопровождения и деятельности психолого-педагогического консилиума (ППк);
  • социологические опросы.

Существенным отличием ВСОКО в инклюзивном образовательном процессе является то, что образовательный результат ребенка с ОВЗ не может оцениваться вне совокупности создаваемых для него специальных условий получения образования. Следует помнить, что образовательный результат может быть достигнут в максимальном своем выражении только при условии полного обеспечения образовательной организацией всех требований стандарта, соответствия созданных условий, которые своевременно корригируются и дополняются, особым образовательным потребностям ребенка.

При проектировании направлений ВСОКО в инклюзивной школе, основное внимание уделяется:

  • оценке качества разработанных адаптированных программ;
  • оценке качества организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ;
  • оценке образовательных результатов обучающихся с ОВЗ;
  • оценке кадровых условий реализации АООП.

По каждому направлению ВСОКО определяется группа оценочных параметров, совокупность которых позволяет сделать выводы об актуальном состоянии образовательного процесса, внести при необходимости изменения и корректировки.

Приведем пример оценочных параметров, которые может использовать образовательная организации при проектировании мониторинговых и иных процедур.

- представленность в АООП необходимых структурных элементов;

- целесообразность и своевременность внесения изменений в АООП;

- представленность в учебных планах всех необходимых предметных областей и коррекционно-развивающей области;

- оптимальное распределение часов урочной и внеурочной деятельности для обучающихся с ОВЗ;

- наличие индивидуализации образовательного процесса, через систему проектирования индивидуальных учебных планов, индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с ОВЗ;

- наличие разработанных образовательной организацией дифференцированных критериев оценки письменных и устных работ обучающихся с ОВЗ;

- соответствие уровня квалификации педагогических работников требованиям профессиональных стандартов;

В течение учебного года проводятся процедуры текущего и тематического контроля, включающего анализ документации, содержания программ, оценку результативности Программы коррекционной работы, анализ оценки достижений образовательного результата обучающимися с ОВЗ, анализ экспертной оценки личностных и метапредметных результатов, анализ результатов мониторинга психофизического и когнитивного развития, оценку внутришкольной среды, архитектурной доступности, соблюдения санитарных норм в учебном процессе, контроль деятельности специалистов и работы психолого-педагогического консилиума.

Анализ данных, полученных в ходе мониторинга, определяет необходимость изменений, которые корректируют специальные образовательные условия для обеспечения оптимального результата образовательных достижений обучающихся с ОВЗ.

Описание подходов к адаптации системы оценки достижений образовательных результатов приведено в Приложении.

Остановимся более подробно на вариантах адаптации контрольно-измерительных материалов для контроля качества обучения различных категорий обучающихся с ОВЗ.

Рассматриваются методы оценки инклюзивного образования в трёх основных моделях, реализуемых на практике.

ВложениеРазмер
statya_kirillovaio.docx 20.54 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Инклюзивное образование, долгое время бывшее для российского образования исключением, сегодня становится нормой. Дети-инвалиды и дети с ОВЗ посещают массовые ясли и сады, школы, лицеи и гимназии, учреждения дополнительного образования вместе со сверстниками. В организации образовательной среды, отборе содержания образования, способах его реализации на любой образовательной ступени функционируют три модели взаимодействия образовательных условий: инклюзии, интеграции, модель культурологического подхода в образовании.

Каждая из реализуемых моделей основывается на разработанных философских теориях и концепциях. Основой культурологического подхода является культурно-историческая теория Л.С.Выготского, в основе модели интеграции – концепция нормализации ребёнка, инклюзии – социальная модель инвалидности.

В случае, если особенности развития ребёнка позволяют ему осваивать социальные, культурные нормы, образовательные уровни, ассимилируясь в среде сверстников, то его образование строится в интегративной модели. Ценностью в данном случае выступает норма (или приближение к ней), а индикаторами успешности образования становятся присвоение его содержания, культурных норм, социализированность.

Если в силу объективного состояния ребёнка приближение к норме затруднено, то акцент в образовании переносится на воспитание толерантного отношения, уважения отличий, социальную адаптацию в инклюзивной среде. В ряду инклюзивных ценностей первым выступает различие между индивидами, а индикатором – адаптированность к среде.

В модели, реализующей культурологический подход, ценностью является развитие ребёнка, который включен в создание социокультурной развивающей среды. Это включение позволяет формировать способы проявления активности, основы социокультурного взаимодействия в мультикультурной среде. Данная модель более характерна для учреждений дополнительного образования, поэтому индикаторы успешности образования в ней будут достаточно разноплановыми, индивидуальными для каждого.

  • программы (авторские, индивидуальные, модифицированные, адаптированные, комплексные, обеспечивающие разноуровневость и поливариантность образования);
  • подходы (коррекционный, личностно-ориентированный, здоровьесберегающий, реабилитационный и др.)
  • методы (репродуктивный, эвристический, модельный, проблемный, игровой, контекстный, программированный и др.)
  • методики (предметные, авторские, коррекционные, реабилитационные и др.)
  • формы взаимодействия (исследования, проекты, игры, соревнования, фестивали, выставки и т.д.)
  • материально-технические условия (доступная среда, средства обучения и др.)
  • полисубъектное сопровождение и поддержка (психолого-педагогическая, медико-социальная, организованные в оптимальных для ребёнка и семьи формах: тьюторство, консультирование, коучинг, фасилитация и т.д.)
  • подготовительная и непрерывная работа со средой (по принятию инклюзивных ценностей)

Определение доли каждого из условий в образовании каждого ребёнка-инвалида, ребёнка с ограниченными возможностями здоровья очень специфично и индивидуально. Ребёнок включается в мультикультурную образовательную среду и новообразованием становится культурное развитие личности (культурологический подход), социальная компетентность (модель инклюзии), культурная ассимиляция со средой (модель интеграции). Образовательные воздействия при этом должны быть сбалансированы, учитывать способности ребёнка, не перегружать сохранные функции, но и не снижать доступного ему социального, культурного и учебного уровней (амплификация образовательных воздействий).

Модели взаимодействия образовательных условий функционируют, не исключая, а взаимно дополняя и обогащая друг друга. В одном образовательном учреждении, у одного педагога, на одном занятии могут быть представлены инклюзия, интеграция, культурологический подход к обучающимся – и это нормально. В современном обществе понятие нормы размывается, что создаёт множественность норм, адекватных задачам развития, обучения, культурным потребностям детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

  • уровень результата образования на каждой ступени;
  • структуру образовательной программы;
  • условия получения образования.

Оценка результата образования на каждой ступени требует иного подхода к составлению контрольно-измерительных материалов: дробление заданий, пошаговость выполнения, дозированная помощь, снижение объёма, такая интерпретация результата, которая позволяет видеть продвижение в усвоении материала, и любую оценку результата засчитывает как положительную.

Структура образовательной программы должна включать раздел социализации ребёнка, чего ранее в практике педагогов не случалось. Отсутствие теоретических знаний и практического опыта делает работу по социальной адаптации детей с ОВЗ малоэффективной, сводимой к внеклассной досуговой деятельности. Для развития этого направления работы школам необходимы социальные педагоги, которые личным участием и курированием классных руководителей и учителей-предметников смогут качественно изменить работу по социализации и социальной адаптации ребёнка с ОВЗ к образовательной среде.

Для оценки результатов инклюзивного образования детей с ОВЗ применимы:

  • адаптированные стандартные процедуры оценки уровня учебных действий и образовательных результатов;
  • биографический метод (отражает расширение круга и улучшение качества социальных контактов);
  • экспертный метод (как объективную оценку специалистами изменений в области обучения и социализации);
  • метод психодиагностики (как интегральный метод, позволяющий видеть динамику развития интеллекта и познавательной сферы, эмоционального и психосоматического состояний, особенностей личности и межличностных отношений).

В функционировании системы инклюзивного образования, переживающей этап становления, неизбежны проблемы и трудности, проявления неучтённых рисков и эффектов. Обнаруживает себя неготовность к совместному обучению социальной среды, персонала образовательных организаций. Перед специалистами встаёт проблема персонификации образования при массовом характере обучения, отбора содержания образования, нахождения оптимального соотношения социализации/социальной адаптации и образования, проблема объективной оценки в условиях группы/класса, противоречие между доминирующими ценностями культуры (знания, интеллекта как условий достижения желаемого социального статуса и экономического преуспевания) и ориентацией на здоровьесбережение и социализацию.

Социальная политика, проводимая на государственном уровне, предоставляет каждому человеку равные права и возможности, отсутствие дискриминации по каким-либо признакам. Гуманизация образования, формирование системы образования, открытого для каждого, создаёт более справедливые условия для конкурентной борьбы между людьми с различными возможностями и способностями, реализует принцип партнёрства на основе культурного диалога личностей.

ВЕБИНАР: Дислексия, дисграфия, дискалькулия у детей школьного возраста: методы нейропсихологической диагностики и коррекции

Трудности подросткового возраста: психологическая помощь учителям, подросткам и их родителям

Скоро

Оценка инклюзивного процесса в образовании

Автор

/module/item/name

Также Ульвия Микаилова рассказала об оценивании инклюзивного образования, которое проводилось в Азербайджане.

Елена Валентиновна Самсонова, кандидат психологических наук, доцент, руководитель Ресурсного центра развития инклюзивного образования ИПИО МГППУ, представила результаты работы научной группы Института проблем инклюзивного образования:

Светлана Владимировна Алехина, кандидат психологических наук, проректор по инклюзивному образованию МГППУ, директор Института проблем инклюзивного образования, модератор онлайн-семинара, отметила:

Читайте также: