Обязанности вахтера в школе в казахстане

Обновлено: 06.07.2024

1.1. Настоящая Должностная инструкция является внутренним нормативным документом [наименование компании], подразделения [подразделение], определяет собой задачи, права и ответственность Вахтера, а также критерии эффективности его деятельности.

1.3. Вахтер назначается на должность и освобождается от должности, в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом [должность руководителя компании и наименование компании] (далее - Компания).

1.4. Вахтер получает приказы, рабочие распоряжения от [должность] Компании.

1.5. Вахтер исполняет свои обязанности под общим руководством [должность], который является его непосредственным руководителем. Рабочие задания определяются непосредственным руководителем в виде письменных и (или) устных распоряжений. При этом охранник несет персональную ответственность за соблюдение положений законодательства РК при исполнении своих трудовых обязанностей.

1.6. В случае временного отсутствия Вахтера его обязанности выполняет [должность] или другой работник, назначенный приказом [должность руководителя компании] Компании, который в свою очередь приобретает предусмотренные настоящей Должностной инструкцией соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей. Вахтер является материально ответственным лицом, поэтому замещение его возможно с соблюдением процедуры инвентаризации, проводимой:

перед началом работы замещающего Вахтера лица на период временного отсутствия Вахтера;

перед началом работы Вахтера при выходе на работу Вахтера после временного отсутствия.

2. Квалификационные требования

2.1. К Вахтеру не предъявляются требования по образованию и опыту работы.

2.2. Вахтер должен знать:

2.2.1. положения и инструкции о пропускном режиме;

2.2.2. образцы подписей лиц, имеющих право подписывать пропуска на вынос и вывоз материальных ценностей или посещение организации;

2.2.3. образцы постоянных и разовых пропусков; правила и инструкции по охране объектов;

2.2.4. границы охраняемого объекта;

2.2.5. номера телефонов представителей администрации охраняемого объекта и дежурного по отделению полиции При выполнении обязанностей старшего по смене - 2-й разряд.

Фото с сайта kommunalnoniksic.me

Фото с сайта kommunalnoniksic.me

С введением подушевого финансирования школы смогут нанимать охранные агентства.

Кто обеспечивает безопасность детей в школах – пожилой вахтёр или профессиональный охранник? И кто должен этим заниматься на самом деле? Родители школьников надеются, что внести ясность и решить некоторые проблемы поможет подушевое финансирование. Его ввели с нового учебного года в Алматы, Шымкенте, Нур-Султане и ещё в 33 школах в Акмолинской, Актюбинской, Алматинской, Восточно-Казахстанской и Туркестанской областях, сообщили в АО "Финансовый центр" (МОН РК). Со следующего года к системе подключатся остальные школы.

В государственных школах за порядком следят вахтёры, сторожа и учителя

Раньше в школах работали инспекторы по делам несовершеннолетних (ювенальная полиция). Сейчас за безопасность отвечают несколько человек, но ни один из них не имеет соответствующих навыков и подготовки.

Вахтёр следит у входной двери за тем, кто заходит и выходит из учебного заведения, фиксируя всё в журнале посещений. Как правило, это пенсионеры или люди предпенсионного возраста, чаще всего – женщины. Никакой физической подготовки у них нет, и в критической ситуации они вряд ли смогут оказать отпор хулигану или преступнику. К вахтёрам, как правило, нет требований по образованию и опыту работы. У них обычный рабочий день, а зарплата, к примеру, в Алматы составляет чуть более 50 тысяч тенге в месяц.

Вахтёр записывает в журнале посетителей

Классный руководитель в Алматы по приказу управления образования "Об усилении мер безопасности" обязан принимать и передавать детей лично родителям. Это касается только учеников начальных классов, за детьми из среднего и старшего звена никто не закреплён. Такой порядок действует практически во всех школах Казахстана.

Сторож больше подходит под понятие "охрана", это его плюс и минус – он отвечает только за сохранность здания и имущества школы. К безопасности детей сторож не имеет никакого отношения. Его оклад в Алматы достигает 65 тысяч тенге (плюс-минус несколько тысяч). Чётких требований по этой должности тоже нет: на такую зарплату соглашаются либо пенсионеры, либо те, кто работает сразу в нескольких местах.

Камеры видеонаблюдения должны быть установлены в каждой школе

С 2010 года в школах действует комплексная система безопасности (КБС), включающая пожарную, охранно-тревожную системы и видеоконтроль. В управлении образования Алматы сообщают, что устанавливают такое оборудование частные компании, их услуги оплачиваются из бюджета. Полицейские проверяют наличие и работу этих систем.

Детские сады, школы, колледжи и вузы – уязвимые в террористическом отношении объекты. В связи с этим в Казахстане существуют требования по антитеррористической защите учебных заведений.

По данным Салтанат Азирбек, официального представителя департамента полиции Алматы, в 2019 году рабочая группа проверила на уязвимость в плане возможных терактов 1594 объекта, в том числе 438 учреждений образования. Полиция вынесла 634 предписания об устранении нарушений. По решению суда 99 собственников подвергнуты штрафу – в общей сложности в бюджет взыскано 33 миллиона тенге.

Частные школы стараются оправдать ожидания родителей

Управления образования не курируют частные школы, в том числе по вопросу охраны. Их собственники должны лишь соблюдать требования антитеррористической защиты объектов и соответствовать ожиданиям родителей. Расскажем на примере одной частной школы, как это обычно происходит.

Директор частной школы Tamos Education Ринат Ибрагимов считает, что большое внимание безопасности уделяется из-за того, что родители нынешних школьников – это те, кто вырос в 90-х. У них соответствующее мировоззрение и есть недоверие к миру, говорит Ибрагимов. Школа, утверждает он, прежде всего должна обеспечить безопасность жизни и здоровья ученика и уже потом давать качественное образование.

"Частная школа должна отвечать требованиям клиентов. Для этого у нас есть своя система безопасности. Подробности все рассказать не могу, но если вкратце, то на входе есть КПП – контрольно-пропускной пункт, территория школы находится под прицелами камер видеонаблюдения, зайти в школу посторонние не могут", – рассказывает директор.

Турникет на входе в школу

Если дети приезжают на школьных автобусах, они заезжают прямо во двор школы, где их встречают классные руководители. Ученики-пешеходы проходят через КПП, для этого надо приложить к сканеру именную карту. На мониторе компьютера охранника сразу появляется информация из базы данных: кто и во сколько прошёл на территорию школы. Передавать карты третьим лицам запрещено.

Важно: охрана не передаст ученика никому, кроме родителей.

Проверка документов на КПП

В штате четыре сотрудника охраны и их начальник. Каждые два часа они патрулируют территорию, просматривают помещения, чтобы не было никого постороннего. 70 камер установлены в помещениях и во дворе, записи с них хранятся в течение месяца. Каждую ночь дежурит один из охранников.

Отдел по подбору персонала частной школы обращается в специальные агентства для найма охранников.

"У нас есть требования, предъявляемые к кандидатам. Это должен быть мужчина среднего возраста. (. ) Должность ответственная и требует не только физической, но и психологической подготовки. Кандидат должен быть уравновешенным, спокойно общаться с людьми. Охранник – это наше лицо, потому что он первый, кого видят родители, заходя в школу", – считает директор школы Tamos Educatoin.

Безопасностью должны заниматься профессиональные охранники

В гимназии №79 в Алматы работают три сторожа и два вахтёра. Здесь установлены 21 камера внутреннего видеонаблюдения и 7 – наружного. Директор Раиса Цай говорит, что самостоятельно учебное заведение пока не может заключать договоры с охранными фирмами. Всё устроить можно было бы за счёт спонсора, но его нет.

"Наём охранных фирм за счёт сбора средств мам и пап запрещён. Конечно, хочется, чтобы каждый занимался своим делом: учитель – учил, а охранник – охранял. Ведь какой из педагога секьюрити? Надеюсь, проблема решится в рамках программы подушевого финансирования", – сказала Раиса Цай.

Директор школы-гимназии №1 в Шымкенте Гульназ Абильдаева придерживается иного мнения о родительском участии. Она считает, что им можно было бы организовать охрану.

"Если попечительский совет решит, то по инициативе родителей можно нанять охрану, но это могут расценить как коррупцию. Хотя было бы здорово, если бы была охрана", – говорит Абильдаева.

Баян Ордабаева из Павлодара, которая работает учителем начальных классов в школе №41, рассказала, что в холодное время года неудобно провожать детей.

"Я классный руководитель первоклассников. В этом году родители забирают и приводят детей сами, я только встречаю и провожаю в здании школы. А в прошлом году у меня были четвероклассники. Они сами добираются домой, но приходилось каждый день переводить их через дорогу на остановку. Особенно неудобно это осенью и зимой. Конечно, было бы хорошо, если бы этим занимались отдельные люди – ради безопасности самих же детей", – считает Баян Ордабаева.

Учителя против выполнения обязанностей охранника

В Нур-Султане, по данным управления образования, школы уже пользуются услугами частных охранных организаций, а конкурс проводится через портал госзакупок, так как эта деятельность лицензируется. Круглосуточная охрана стоит дорого, поэтому школы заключают договоры на дневное время, обычно нанимают двух-трёх охранников (их число зависит от того, сколько входных групп в здании). Ночью в школе посменно дежурят три сторожа.

Охранники, говорит директор школы №37 Алмагуль Сегизбай, за всем наблюдают через видеокамеры.

"Если возникают конфликты, они вмешиваются и вызывают администрацию. Следят, чтобы посторонние люди не заходили в школу. Просматривают оставленные пакеты и сумки – может, там кроется опасность какая-то. Это мужчины в хорошей физической форме. К таким людям отношение совсем другое, чем к вахтёрам, и у родителей, и у детей. В месяц это обходится в среднем в 120 тысяч тенге", – рассказала Алмагуль Сегизбай.

Около 3 млн тенге в год примерно расходует каждая школа в столице на услуги охранников, зарплату сторожей и противопожарную безопасность, сообщили в управлении образования Нур-Султана.

Школы Нур-Султана заключают договоры с охранными агентствами

Директора школ и гимназий говорят, что вопрос безопасности детей волнует родителей всё больше и больше. Отчасти это связано с тем, что в мессенджерах и соцсетях периодически появляются всякого рода "страшилки" о маньяках, похищениях детей и другое.

Но неприятностей можно ожидать и с другой стороны, откуда их быть не должно. Так, летом 2019 года из детского сада в Алматы женщина пыталась забрать чужого ребёнка, представившись его родственницей. Это была воспитательница детсада, которая хотела потом потребовать выкуп за малыша.

Родители хотят видеть, что делает их ребёнок в школе

Мама второклассницы из Павлодара Гульжан Сергазинова считает, что школы не могут обеспечить безопасность из-за переполненности.

"В нашей школе 8 первых классов, в каждом по 30 учеников. Классный руководитель с утра до обеда ведёт один класс, после обеда к ней приходит другой. 60 детей с самого утра до вечера. О какой безопасности может идти речь? Я звоню, чтобы спросить, где моя дочь, мне отвечают, что она ушла. Куда? Вахтёр больше боится потерять ключи от кабинетов, чем волнуется за детей. Он физически не помнит ни учеников, ни родителей. Даже если насильно выведут малыша, он ничего сделать не сможет, а скорее всего, просто не заметит", – опасается родительница.


По словам Сергазиновой, было бы больше пользы от видеокамер, которые, по её мнению, надо установить во всех помещениях школ, чтобы родители в онлайн-режиме по телефону могли наблюдать за детьми. Женщина готова платить за то, чтобы, к примеру, школа наняла охранное агентство.

Амина Абдрахманова из Алматы поддерживает эту идею. Она уверена, что от вахтёров в лице женщин пожилого возраста нет никакой помощи.

"Мы отдаём самое дорогое, что есть у нас в жизни, – своих детей. Как можно доверить их бабушкам стареньким, которые сидят на вахте? Им ведь самим помощь нужна. Что она может предпринять, если кто-то ворвётся в школу? Она даже приглядеть за детьми, пока за ними придут родители, не может. Любой человек преклонного возраста бесполезен на этом посту. В то же время – почему учителя должны охранять наших детей? Они же педагоги, а не телохранители", – считает Амина Абдрахманова.

Делом должны заниматься специально обученные этому люди, с которыми, отметила она, потом можно разговаривать предметно, если произойдёт какое-то ЧП.

Подушевое финансирование: школы смогут нанимать охранные фирмы

В мае 2019 года Министерство внутренних дел обсудило с Министерством образования и науки вопрос передачи обеспечения порядка в школах частным структурам. В результате был подписан меморандум между силовым ведомством и Ассоциацией охранных организаций Казахстана.

"Беда в том, что тендеры зависят от ценовой политики. Это значит: кто меньше установит цену, тот и выиграет. А кто может низкую цену установить? Маломощные организации, не имеющие ни опыта, ни материальных возможностей, ни кадровых ресурсов. Они выигрывают тендеры, потому что у них бросовые цены. Охранные агентства готовы сотрудничать с объектами образования. На рынке есть компании, которые могут охранять на должном уровне школьников", – говорит председатель ассоциации Анатолий Калинин.

В рамках подушевого финансирования государственные школы смогут заключать договоры с частными охранными агентствами. В Законе "Об охранной деятельности" прописаны требования к частникам. К примеру, сотрудниками могут быть лица:

  • старше 19 лет;
  • прошедшие специальный курс обучения охранника;
  • состоящие в частной охранной организации и другое.

Порядок в школах будут обеспечивать охранные агентства

Охранниками не могут быть:

  • лица, состоящие на учёте по психическому заболеванию, алкоголизму или наркомании;
  • приговорённые в течение одного года до принятия на должность охранника или в период нахождения на данной должности за совершение уголовного проступка по более 60 статьям Уголовного кодекса РК ("Убийство", "Изнасилование", "Клевета" и так далее);
  • привлечённые к ответственности за год или во время работы охранником по более 40 статьям Кодекса РК об административных правонарушениях ("Незаконное проникновение на охраняемые объекты", "Заведомо ложный вызов специальных служб", "Распитие алкогольных напитков или появление в общественных местах в состоянии опьянения" и другое);
  • уволенные менее 3 лет назад по отрицательным мотивам с государственной, воинской службы, из правоохранительных органов, судов и органов юстиции;
  • уволенные менее 3 лет назад по отрицательным мотивам с должности охранника частной охранной организации.

В требованиях прописано, что охранная фирма должна обеспечить физическую, юридическую подготовку сотрудника и полностью отвечать за его действия. Секьюрити обеспечивают техникой, спецформой, следят за его здоровьем.

Директор СОШ №23

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе квалификационных характеристик отдельных должностей специалистов государственных учреждений и казенных предприятий, общих для всех сфер деятельности, утвержденных приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан №119-п от 30.05.03 г. №141 от 28.06.03 г., коллективного договора школы №05020487 от 05.01.2009 г., Устава школы №1102/22 от 08.02.2010 г. и При составлении инструкции учтены также примерные рекомендации об организации службы охраны труда в образовательном учреждении системы Министерства образования Республики Казахстан.

1.2. вахтер назначается и освобождается от должности директором школы.

На период отпуска и временной нетрудоспособности вахтера школы его обязанности выполняют другие вахтеры школы.

1.3. вахтер подчиняется непосредственно заместителю директора школы по административно-хозяйственной работе (завхоз)

1.4. в своей деятельности вахтер школы руководствуется Конституцией и законами Республики Казахстан, Указами Президента Республики Казахстан, решениями Правительства Республики Казахстан, и органов управления образованием всех уровней по вопросам административно-хозяйственной деятельности учреждений образования; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом).

2. Функции

Основными направлениями деятельности вахтера является:

2.1. охрана и контроль за порядком в школе в дневное время;

3. Должностные обязанности

вахтер выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Проверяет целостность, порядок охраняемого объекта (замков и других запорных устройств; наличия пломб, противопожарного инвентаря; исправности сигнализации, телефонов, освещения) совместно с представителем администрации или сменяемым вахтером или сторожем.

3.2. принимает материальные ценности, имущество, мебель, инвентарь школы на ответственное хранение во время смены в порядке, установленном законодательством;

3.3. осуществляет контроль за надлежащим техническим и санитарно-гигиеническим состоянием зданий, сооружений, классов, учебных кабинетов, мастерских, спортзала, жилых и других помещений, иного имущества школы, а также столовой, буфета в соответствии с требованиями норм и правил безопасности жизнедеятельности;

3.6 организует соблюдение требований пожарной безопасности зданий и сооружений, следит за исправностью средств пожаротушения;

3.7. при выявлении неисправностей (взломанные двери, окна, замки, отсутствие пломб и печатей и др.), не позволяющих принять объект под охрану, докладывает об этом лицу, которому он подчинен, представителю администрации.

3.8. при возникновении пожара на объекте поднимает тревогу, извещает пожарную команду и противопожарное управление ДЧС области, принимает меры по ликвидации пожара. 3.9. дежурит на посту вахты школы; во время смены осуществляет пропуск работников, посетителей, автотранспорта на территорию школы и обратно по предъявлении ими соответствующих документов. 3.10. сверяет сопутствующие документы с фактическим наличием груза; открывает и закрывает ворота. 3.11. производит прием и сдачу дежурства с соответствующей записью в журнале. Содержит помещение в надлежащем санитарном состоянии. 3.12. обязан по вызову заместителя директора школы по административно-хозяйственной работе (завхоз) незамедлительно явиться в школу

4. Права

вахтер школы имеет право в пределах своей компетенции:

4.2. беспрепятственно посещать любые помещения школы для контроля за сохранностью имущества, соблюдением правил пожарной безопасности, производственной санитарии и безопасности труда без нарушения нормального течения образовательного процесса;

4.3. делать представления директору школы о привлечении к дисциплинарной и материальной ответственности работников школы за порчу имущества школы, нарушение правил техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности;

5. Ответственность

5.1. вахтер школы несет материальную ответственность за сохранность имущества и хозяйственного инвентаря школы, их своевременное восстановление и пополнение, соблюдение правил техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности в установленном законом порядке.

5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за неиспользование предоставленных прав, вахтер школы несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым кодексом РК. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, вахтер школы привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

5.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнение) своих должностных обязанностей вахтер школы несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым кодексом РК и (или) гражданским законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

6.1. работает в режиме по 12 часовому графику, утвержденному директором школы;

6.2. получает от зам. директора по административно-хозяйственной работе школы информацию нормативно-правового характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

6.5. систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с зам. директора по административно-хозяйственной работе (завхоз) школы;

Должен знать: положения и инструкции о пропускном режиме; образцы подписей лиц, имеющих право подписывать пропуска на вынос и вывоз материальных ценностей или посещение школы; образцы постоянных и разовых пропусков; правила и инструкции по охране объектов; границы охраняемого объекта; номера телефонов представителей администрации охраняемого объекта и дежурного по отделению полиции. правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; санитарные правила и нормы.

Должностная инструкция вахтера предназначена для определения обязанностей, прав и функций вахтёра на предприятии. Роструд настойчиво рекомендует инструкцию к применению, а ПФР и ФСС проверяют её наличие в составе трудовой документации. К этому нужно добавить, что должностная инструкция имеет юридическую значимость, так что отнестись к её составлению следует внимательно.

Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

  • Бланк и образец
  • Онлайн просмотр
  • Бесплатная загрузка
  • Безопасно

Образец должностной инструкции вахтера

1. Общие положения

  1. Вахтер состоит в оперативном подчинении заместителя директора по АХЧ.
  2. Вахтер нанимается на работу и увольняется с неё приказом директора учреждения, по предложению его заместителя по АХЧ.
  3. Кандидат на эту должность обязан соответствовать следующим требованиям:
    • среднее (средне-специальное) образование;
    • трудовой опыт не обязателен.
  4. В случае временного отсутствия вахтера (отпуск, командировка, лечение заболевания и пр.) его работу выполняет другой вахтер, назначенный руководителем АХЧ.
  5. Вахтер обязан разбираться в следующих вопросах:
    • актуальные требования к пропускному режиму;
    • основные административные акты, затрагивающие его трудовую деятельность;
    • правила общения с посетителями;
    • основной кадровый состав учреждения;
    • признаки действующих пропусков, как одноразовых, так и постоянных;
    • нормативы поддержания порядка на собственном рабочем месте;
    • контакты для оперативной связи с полицией, пожарными, администрацией учреждения;
    • образцы подписей ответственных лиц учреждения, имеющих право подписывать пропуска;
    • правила соблюдения пожарной безопасности, трудовой дисциплины и норм санитарии;
    • нормы общения с контрольным оборудованием на входе;
    • правила заполнения соответствующих рабочих документов;
    • внутреннее устройство здания, в котором проходит служба;
    • основные режимы работы учреждения.
  6. Вахтер при исполнении своих функций руководствуется:
    • действующими законами и актами местных органов власти;
    • документацией учреждения;
    • содержимым этой инструкции.

2. Функции

За вахтером закреплен следующий спектр задач:

  1. Обеспечение параметров пропускного режима в учреждении.
  2. Обеспечение сохранности забытых вещей.
  3. Информирование представителей администрации о проблемных моментах в своей зоне ответственности.
  4. Информирование представителей полиции, пожарных, других органов в случае чрезвычайных ситуаций.
  5. Текущая проверка целостности учреждения (дверей, замков и пр.).
  6. Мониторинг ситуации с противопожарной безопасностью на объекте.
  7. Поддержание порядка на своем рабочем месте.
  8. Помощь посетителям учреждения в пределах своей компетенции.
  9. Выполнение поручений руководителя по АХЧ в отношении помощи другим сотрудникам, в пределах своей компетенции.
  10. Выдача ключей от кабинетов и обеспечение их хранения на вахте.
  11. Внесение положенных записей в журнал дежурств.
  12. Совершение обхода объекта, в соответствии с правилами графика дежурств.

3. Ответственность

Вахтер несет ответственность в следующих ситуациях:

  1. Невыполнение возложенных служебных обязанностей или их ненадлежащее исполнение — в порядке, определенном в правилах учреждения и статьях трудового законодательства.
  2. Нарушения установленных норм и законов — в соответствии с действующими разделами административного, трудового, уголовного права.
  3. Причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определённых в действующем законодательстве.

4. Права

На работе вахтер владеет следующими правами:

  1. Вносить предложения руководству АХЧ по улучшению своих рабочих процессов.
  2. Получать от сотрудников учреждения ту информацию, которая нужна для эффективного выполнения своих рабочих функций.
  3. Требовать от руководства АХЧ создания условий, необходимых для выполнения своих должностных функций.

5. Условия работы

Вахтер имеет следующие особенности выполнения трудовой деятельности:

  1. На время работы он получает доступ к выделенному для него служебному помещению.
  2. График его работы предусматривает выходы в праздничные и выходные дни, в порядке, закрепленном в трудовом законодательстве и документах учреждения.
  3. Он получает премии и доплаты в порядке, который установлен в соответствующих документах работодателя.

Особенности составления документа

Действующее законодательство не устанавливает формальные параметры составления должностной инструкции. Это приводит к тому, что работодатель составляет её на базе общепринятых деловых стандартов. Согласно им документ формируется из четырех частей:

  • Общая часть.
  • Список функций сотрудника.
  • Его трудовые права.
  • Его ответственность за нарушения.

Если наниматель хочет детальнее прописать какие-то аспекты, он может включить и дополнительные разделы. Особо популярны:

  • Условия работы.
  • Порядок должностных отношений.
  • Критерии, применяемые для оценки трудовых результатов.

Внимание! Инструкция может составляться в двух вариантах: как приложение к трудовому договору и в формате локального правового акта.

Общий раздел

Вступительная часть, отведенная для описания основных трудовых аспектов. В ней перечислены следующие моменты:

  • Порядок подчинения сотрудника.
  • От кого зависит его наём и увольнение.
  • Какими положениями он должен руководствоваться.
  • Каковы требования к его стажу и образованию.
  • Какие конкретные умения требуются.

Основные пункты стандартны для сотрудников одного класса, но требуемые навыки прописываются нанимателем под его конкретные потребности.

Внимание! Параметры, очерченные в должностной инструкции, не должны выходить за границы, прописанные в трудовом договоре, а тем более противоречить им.

Функции

Данный раздел раскрывает понятие трудовой функции, необходимость которой закреплена в ст. 57 ТК. Поскольку в трудовом договоре она прописана в общей форме, то задача этого раздела — подробно разъяснить её положения. Особенно это касается второстепенных обязанностей, выполнения которых руководитель может потребовать от работника в случае производственной необходимости.

Внимание! Для вахтера рабочие функции могут разниться в зависимости от сферы деятельности работодателя, его размеров и других моментов. Так, в ряде организаций от него требуют выполнять охранные или контрольные функции, типа обхода здания и проверки целостности замков, запоров и пр.

Ответственность

Эта часть отведена под перечисление причин для наказания сотрудника за его проступки на работе. Обычно даются несколько пунктов, с самыми распространёнными нарушениями и мерами наказания. Их описание дается в общем формате, поскольку конкретная ответственность наступает лишь после соответствующих административных и судебных разбирательств.

Права

Список прав, данных в этой части, не должен дублировать их перечень, приведенный в ст. 21 ТК. Роль этого раздела — описать дополнительные права, предоставленные работодателем своему сотруднику. Их список может быть изменен из-за особенностей трудовой политики нанимателя, специфики его деятельности и пр.

Условия труда

Вспомогательный раздел, включаемый в инструкцию, если есть необходимость прописать какие-то особенности в отношении условий работы сотрудника. Если наниматель предоставляет сотруднику отдельное служебное помещение, рабочий инвентарь или требует от него нестандартного графика дежурств, то эти моменты закрепляются в данной части.

Составление должностной инструкции происходит в несколько этапов:

  • Её черновое написание на базе трудового договора.
  • Консультация по черновику с юристом, работником отдела персонала, непосредственным начальником сотрудника.
  • Составление чистового варианта, с учетом произведённых правок.
  • Распечатка на фирменном бланке, с включением основных атрибутов официального документа (реквизиты организации, дата составления и пр.).
  • Его отправка на утверждение руководителю организации.
  • Знакомство с содержанием документа кандидата на должность.
  • Вступление в силу инструкции после её подписания всеми сторонами: сотрудником, руководителем и теми, кто требуется по действующим нормам документооборота.

Внимание! Сотрудник имеет право на получение собственной копии инструкции. Она может быть предоставлена ему в бумажной форме или в виде файла, выложенного в локальную рабочую сеть. В последнем варианте из неё нужно предварительно убрать все персональные данные.

Читайте также: