Тематическое рисование в начальной школе курсовая

Обновлено: 05.07.2024

Тематическое рисование в начальных классах, как один из основных видов работы по изобразительному искусству. Роль тематического рисования в развитии творческой фантазии, наблюдательной, мыслительной активности школьников в их художественно-эстетическом воспитании. Учет возрастных, индивидуальных особенностей и художественно-творческих способностей учеников начальных классов в процессе обучения рисованию на темы.

Связь тематического рисования с другими видами изобразительного искусства. Способы развития воображения и образного мышления детей в процессе занятий тематическим рисованием. Методика проведения урока рисования на тему в начальных классах. Принципы анализа и критерии оценки тематических рисунков.

Тематическое рисование является очень важным разделом работы на уроках изобразительного искусства. Оно представляет собой композиционное повествование средствами рисунка и цвета на темы определенных событий и впечатлений из окружающей жизни, а так же на темы сказок, песен, произведений литературы, и т. д. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки. Уроки тематического рисования – один из основных видов работы по изобразительному искусству в начальной школе. В содержание занятий тематическим рисованием входит изображение различных сюжетов из окружающей жизни, иллюстрирование литературных произведений, творческие сочинения картин на разнообразные темы, придуманные самими детьми.

2 Роль тематического рисования и развития творческой фантазии, мыслительной активности школьников в их художественно- эстетическом воспитании.

Тематическое рисование дает учащимся возможность приобрести умение передавать свои мысли и представления средствами изобразительного искусства, т. е. учит их пользоваться рисунком как графическим языком, языком художественных образов. Рисование на темы развивает творческие способности, приучает детей к самостоятельности в работе, дает возможность полнее выразить свои мысли и чувства. В рисунках композициях дети непосредственнее выражают свои впечатления, свой способ восприятия окружающего мира. Вывод: Рисовать на темы, значит, сочинять на основе впечатлений от увиденного, услышанного, прочитанного, выражая своё эмоциональное отношение.

3 Учёт возрастных, индивидуальных особенностей и художественно- творческих способностей учеников начальных классов в процессе обучения рисования на тему.

В тематических рисунках детей чаще всего изображаются дома, предметы окружающей обстановки, человек, который является труднейшим объектом для изображения, однако он является доминирующим мотивом детского рисования, т.к. больше всего интересует детей. Причем, человек и дом изображаются обычно фронтально, а машина - в профильном изображении. В тематических работах младшие школьники все предметы рисуют на одной горизонтальной линии. Дорога рисуется параллельными линиями из одного края листа в другой, столбы и деревья рисуются наклонными и в профиль, а озеро, речка, мост - сверху. В младших классах ставиться задача доступными средствами правильно разместить изображение на листе, передать смысловую связь между предметами, их пропорции, основную цветовую окраску. Развитие зрительных представлений, образного мышления, воображения, фантазии происходит в процессе эмоционально-эстетического отношения к изображаемым явлениям, событиям, поступкам персонажей

4. Связь тематического рисования с другими видами изобразительного искусства.

Тематическое рисование - одно из основных занятий по изобразительному искусству в школе, т.к. основывается на знаниях и умениях, полученных учащимися при наблюдении окружающей действительности, восприятии произведений искусства, рисунках с натуры, т.е. является результатом всех видов художественной деятельности. Это такой вид самостоятельной работы, который позволяет учителю проверить глубину всех знаний, умении и навыков учащихся в изобразительной деятельности. Уроки тематического рисования также тесно взаимосвязаны с декоративным рисованием, художественным конструированием и лепкой. Но особенно большое значение приобретает интеграция с такими уроками, как история, литература, музыка. Именно эти уроки дают те необходимые знания, которые помогают развить и воображение учащихся, и творческое мышление, способствуя активной работе над тематической композицией.

2.4 Принцип анализа и критерии оценки тематических рисунков. Критериями и показателями оценки результатов творческой композиции могут быть: композиционная организация изображения в листе; построение формы, передача пропорций; умение использовать цвет при создании композиции, выразительность; умение передавать собственное отношение к изображаемому через замысел; оригинальность композиции. Оценивается также соответствие детской работы теме, определенной идее (если тема и идея были заданы), анализ приобретенных художественно-творческих достижений в познавательной и созидательной деятельности (оценивается учащимся). Оценивание по данному критерию проходит через призму личностных достижений школьника, его художественно-творческого развития, возможности участия выполненной работы в выставках.

Цель работы - выяснить роль нетрадиционных техник рисования на урокахизобразительного искусства в начальной школе.
Эта цель будет достигнута путем решения двух задач:
выявление значения и места нетрадиционных техник рисования в системе преподавания изобразительного искусства в начальной школе;
описание видов, содержания, методов и приемов применения нетрадиционных техник рисования в начальной школе.

Содержание
Прикрепленные файлы: 1 файл

Нетрадиционные техники рисования в начальной школе.docx

гуманитарно-технологический институт (ФИЛИАЛ)

Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

(ОГТИ (филиал) ГОУ ОГУ)

Факультет педагогики и методики начального образования

Кафедра социальной педагогики, педагогики и психологии начального образования.

Нетрадиционные техники рисования в начальной школе.

ГОУ ОГУ 050708.5012.07.ОО

Глава 1. Возможности развития детей младшего школьного возраста

1.4.Виды нетрадиционных техник рисования, применяемые на уроках Изобразительного искусства в начальной школе ………………… 17

1.5. Воображение младших школьников ……………………………….. 22 1.6. Возрастные особенности проявления разных видов

Глава 2. Опытно-экспериментальные исследования возможностей развития детей на нетрадиционных уроках изобразительного искусства

2.1 Констатирующий этап: выявления уровня развития воображения младших школьников на нетрадиционных уроках ИЗО ………….29

2.2. Формирующий этап: разработка цикла занятий, направленных на развитие воображения младших школьников на нетрадиционных уроках ИЗО…………………………………………………… ……… 32

2.3. Контрольный этап: Выявление уровня развития воображения младших школьников на контрольном этапе ………………………40

Тема исследования является актуальной, так как основные силы учителя начальных классов должны быть направлены на активизацию творческих способностей и интереса к учебному процессу учащихся, с этой задачей нетрадиционные техники рисования справляются отлично. Они не только дают возможность не стандартно мыслить, но и усиливают у учащихся веру в себя.

Цель работы - выяснить роль нетрадиционных техник рисования на урокахизобразительного искусства в начальной школе.

Эта цель будет достигнута путем решения двух задач:

  1. выявление значения и места нетрадиционных техник рисования в системе преподавания изобразительного искусства в начальной школе;
  2. описание видов, содержания, методов и приемов применения нетрадиционных техник рисования в начальной школе.

Предметом исследования является процесс преподавания изобразительного искусства в начальной школе.

Объектом исследования являются использование нетрадиционных техник рисования на урокахизобразительного искусства в начальной школе.

Основными методами исследования являются анализ нормативных документов, методической литературы и систематизация полученных результатов.

Глава 1. Возможности развития детей младшего школьного возраста

Изобразительное искусство – искусство, которое создает на плоскости или в пространстве наглядное и осязаемое изображение видимого мира. Изобразительное искусство, как и любой другой вид искусства, - ярко выраженная творческая деятельность, в процессе которой создаются художественные образы – конкретно-чувственные образы, отражающиедействительностьи воплощающие эстетическое отношение к ней человека.

К изобразительному искусству относятся живопись, графикаскульптура, декоративное и прикладное искусства.

К сожалению, школьный предмет изобразительное искусство для многих детей и их родителей не воспринимается, как важные предмет, так как большинство из них не могут правильно оценить тот вклад, который вносит преподавание изобразительного искусства в начальной школедля гармоничного развития личности ребенка.

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа воображения, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущейличности.

Значение Изобразительного искусства для духовно- эстетического развития младших школьниковне вызывает сомнения, так как оно является собственно его сутью. Вискусстве сконцентрирован творческий опыт автора, его душевные переживания, чувства, идеалы. По средствам изучения произведений искусства, возможно познать чувства других людей, расширить кругозор. А по средствам обучению техникам рисования учащийся может научится выражать свои эмоции, чувства, переживания, по средствам изображения действительности или художественного вымысла, и делать это красиво.

Значение Изобразительного искусства для умственного развития младших школьников, тоже очень велико. Так как, благодаря рисунку ребенок может выразить не только свои чувства, но знания и умения, а так же приобрести множество новых. Изучение Изобразительного искусства на прямую отвечает за важнейшие знания человека: о формах, цвета, за их правильное восприятие; за умение работать с разнообразными инструментами и материалами.

При этом, времени на его изучение отводится мало. В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школе отводится, всего, 1 ч./ неделю, всего получается 134 часов в год. Если изучается интегрированный вариант учебного предмета – художественный труд как объединение изобразительного искусства и технологии, то на его изучение отводится 2 ч./ неделю, всего 268 часов в год.

Реформы в образовании стремятся гуманизировать образовательный процесс, то есть сделать основополагающими принципы уважения его личности, достоинства, принятие его личных интересов, запросов, целей, тем самым создать благоприятные условия для раскрытия его способностей,самоопределения.

Для реализации этих принципов в образовании востребован учитель с новым педагогическим мышлением, которые будет направлять свои усилия:

- на формирование творческой личности, раскрытие своеобразия индивидуального развития каждого ребенка, учитывая его собственную волю и жизненные устремления, когда ребенок является свободным субъектом школьной жизни, учебно-воспитательного процесса, всех видов деятельности;

- приоритет гармоничного комплексного воспитания человека перед дифференцированным процессом его обучения через использование всех видов деятельности детей (игровой, трудовой, художественной, учебной, спортивной), когда коллективная, фронтальная ее форма постепенно становится индивидуальной;

- творческое начало образования, деятельное ознакомление ребенка с миром, соединение обучения с художественным и производственным трудом.

Учитель изобразительного искусства, безусловно, должен обладать таким мышлением, воображением.

Главным ориентиром для преподавания ИЗОв начальной школе является Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования, имеющий так же название Стандарт второго поколения.А так же написанная на его базеПримерная программа по Изобразительному искусству в начальной школе.

1) воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

2) развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

3) освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно- прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

  1. совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
  2. развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  3. формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Основные задачи реализации содержания ИЗО: Развитие способностей к художественно-образному,эмоцио нально-ценностному восприятию произведении изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.

Изучение предмета ИЗОв начальной школе должно иметь несколько уровней результатов: предметные, метапредметные и личные результаты.

Рисование на темы, в отличие от рисования с натуры, является рисованием по представлению. Рисуя на тему, ребенок воспроизводит не то, что он видит перед собой, опирается не на зрительное восприятие, как при рисовании с натуры, а на имеющийся у него запас знаний и зрительных представлений о тех предметах, которые он рисует.

Рисование на темы расширяет круг наблюдений ребенка, что имеет большое значение в плане общего его развития. Рассматривая предмет, анализируя его с помощью учителя на уроках рисования с натуры, ребенок далеко не всегда умеет перенести полученные им навыки и умения в другие условия и применить их при других обстоятельствах. В этом легко убедиться, сравнивая рисунки детей, сделанные в классе с натуры, с рисунками, сделанными вне класса по представлению. В то время как изображение отдельных предметов, нарисованных с натуры учащимися в процессе их обучения, постепенно приобретает новое качество, их рисунки по представлению продолжают по-прежнему повторять все те же, часто уже не удовлетворяющие самих детей, но привычные им приемы изображения. Часто здесь получается разрыв, который тормозит творческое и художественное развитие ребенка.

Ребенок, любящий рисовать, много рисует по своей собственной инициативе. При этом, учитывая узкий круг предметов, которые могут служить для него моделью, он часто сталкивается с необходимостью изображать такие предметы, которые в классе ему не приходилось рисовать. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы обучение рисованию в школе, особенно в младших классах, не ограничивалось только рисованием с натуры. Обучая рисованию на темы, учитель помогает изобразительному творчеству детей, утверждая необходимую связь между рисованием с натуры и рисованием по представлению. Такой связью является использование в работе над темой зарисовок предметов, сделанных детьми с натуры, организованное наблюдение и анализ предметов, которые не могут быть нарисованы с натуры, но изображение которых часто встречается в их рисунках.

Но в тематическом рисовании, несомненно, наличествует один момент, характерный именно для этого вида рисования. Сочинение даже самой простой по своему содержанию темы требует, прежде всего, отбора объектов изображения (что надо изобразить, чтобы передать в рисунке ту или другую тему, каковы должны быть эти объекты и как их надо расположить в рисунке). Постепенное воспитание у детей элементарных умений раскрытия сюжета и образов в графической форме имеет большое значение во всестороннем их развитии, поддерживает и углубляет их способность к рассказыванию, чтению картинок, к литературному творчеству, развивает их воображение.

Рисование на темы, расширяя круг наблюдений ребенка, обогащая и уточняя его зрительные представления о характерных особенностях строения и формы предметов, способствует и скорейшему изживанию схематичности в рисунках детей, в изображении, например, дома, дерева и пр.

Тематическое рисование, то есть изображение детьми не отдельных предметов, служащих моделями для рисования с натуры в классе, а нескольких предметов из окружающей среды в их пространственной и сюжетной взаимосвязи, имеет важное учебно-воспитательное значение в I классе и в другом отношении.

Расстановка предметов в рисунке и передача сравнительных их размеров являются теми задачами, решение которых связано с тематическим рисованием. Первое понятие о глубине, о пространственном изображения при расположении предметов на рисунке дает осознание значения двух плоскостей в рисунке: горизонтальной плоскости (пол–земля), на которой располагаются предметы, и вертикальной плоскости (небо или стена), на фоне которой мы видим предметы. Ребенок 7–8 лет часто не учитывает этого, поэтому в рисунке детей деревья иногда размещаются на небе, а дорога, идя в глубину, продолжается и над горизонтом. Обозначение и учет вертикальной и горизонтальной плоскостей при расположении в рисунке предметов сразу вызывают у маленького рисовальщика пространственные представления, несмотря на то, что он имеет дело с двухмерной плоскостью листа. Вместе с тем понимание и учет этих двух плоскостей и их соотношений в рисунке являются наиболее трудными для детей 7–8 лет из всей суммы вопросов о пространственном расположении предметов по представлению.

Горшок с растением имел правильное вертикальное положение только на 15 рисунках, на 9 – скорей наклонное, чем вертикальное, на 13 рисунках горшок лежал на подоконнике. На большинстве рисунков горшок стоял не на плоскости подоконника, а на его ребре (31 рисунок из 36). Только пятеро учащихся нашли правильное положение горшка на плоскости подоконника. По-видимому, это определяется тем, что горизонтальная плоскость подоконника много уже плоскости стола, где стоял чайник, и детям было труднее действовать.

Наиболее сложным оказалось для детей расположить мяч. Только на трех рисунках задача решена правильно. Мяч лежит в глубине у стены, его основание расположено на горизонтальной плоскости пола, а верхняя часть находится на фоне вертикальной плоскости стены, что определяет точно его пространственное положение. На восьми рисунках мяч дан на линии, отделяющей пол от стены, причем в одном случае на уровне этой линии находится верх мяча, а в другом – его низ. На 23 рисунках мяч нарисован на горизонтальной плоскости пола в середине комнаты, а в некоторых случаях прямо на переднем плане. А на двух рисунках мяч изображен целиком на вертикальной плоскости, на стене, поэтому кажется, что он подпрыгнул и находится в воздухе.

Выработка у детей умения учитывать горизонтальную и вертикальную плоскости в рисунке и их соотношения при расположении предметов должна быть одной из основных учебных задач в работе над тематическим рисунком.

Очень важным моментом в тематическом рисовании Методика руководства является подбор тем и заданий.

В одном из первых классов мы провели следующий опыт: детям было дано задание нарисовать эти три дерева, но никаких указаний о расположении их на листе бумаги не давалось. После выполнения задания оказалось, что большинство детей (31 из 42) расположило деревья в ряд у самого нижнего края бумаги. При этом некоторые обозначали внизу узкую полоску травы или земли, а наверху почти такую же узкую полоску голубого неба.

Подобные упражнения проходят очень оживленно и активно, так как дети в поисках правильного расположения деревьев получают возможность действовать в заданном пространстве, учитывая плоскость земли на схеме как горизонтальную, на которой должны быть размещены деревья (одни ближе от нас, а другие дальше, одни впереди, а другие сзади), и плоскость неба как вертикальную, на фоне которой мы видим деревья.

Среди бытующих у детей 7–8 лет изобразительных схем особенно широко распространено и крепко держится стереотипное изображение дома с забором. Одноэтажный домик с треугольной крышей, с большой трубой, из которой идет спиралевидный черный дым, и забор, непременно в виде частокола, – так сплошь и рядом рисуют московские дети, хотя с уверенностью можно сказать, что они гораздо чаще видят многоэтажные дома и каменные или металлические ограды в виде решеток. Рисуют при этом без всякого увлечения, пассивно, повторяя, по-видимому, им самим надоевшую заученную схему, которую они не знают, как и чем заменить.

Ограды, решетки рисовались детьми с большим увлечением. В стремлении сделать красивую решетку, отличающуюся от решетки, нарисованной соседом, некоторые дети в узор решетки вносили много от себя.

Так наблюдение, толкнувшее детей на открытие, что даже такой объект изображения, как ограда, может быть дан по-разному, по-своему, что ее можно в рисунке сделать красивой, пробудило в них творческие искания, опиравшиеся на эстетическое отношение к изображаемому, что, в свою очередь, отразилось и на технике выполнения рисунков.

Перед выполнением этого задания детям было дано поручение в праздничные дни 1 Мая понаблюдать какой-нибудь дом, красиво украшенный к празднику флагами, флажками, звездами и гирляндами. Общее расположение предметов в рисунке было указано детям словесно. Без этого выполнение рисунка не обеспечило бы решения тех задач, которые определяли учебное содержание этого задания.

Рисунок, как всегда, был начат с нанесения легкой линии, обозначающей землю. Затем детям было предложено нарисовать красивый московский дом, многоэтажный, с широким входом, припомнив тот дом, который они наблюдали; с обеих сторон дома нарисовать ограду, за ней – деревья; перед домом нарисовать грузовик, троллейбус или легковую машину, кому что больше нравится. А над домом изобразить самолеты, какие мы видим в день 1 Мая, когда они летят на парад.

Таким образом, это задание должно было показать умение детей расставить предметы в рисунке с учетом ближе–дальше и дать хотя и элементарный, но живой образ городского дома, ограды, деревьев, с их характерными особенностями и деталями.

Наконец, это задание требовало правильного проведения вертикальных и горизонтальных линий, правильного расположения окон, то есть умений, которые опираются на глазомер и технические навыки.

Для уточнения зрительных представлений детей о конструкции и форме различного рода транспортных машин и самолетов, которые до сих пор на уроках рисования ими не рисовались, детям были показаны их изображения. Таблицы не снимались, поэтому дети могли не только посмотреть, но и срисовать ту машину, которую им хотелось изобразить.

Анализ рисунков показал следующие результаты: а) по линии передачи пространственных соотношений из 57 учащихся двух первых классов плохо справилось с заданием только 9 человек. В их рисунках – ограда прозрачная, а стволов деревьев не видно или, наоборот, ограда сплошная, а стволы деревьев видны насквозь; б) по линии передачи образа (дом, дерево, ограда) из 57 детей 13 дали бедные, схематичные, мало отличающиеся от стереотипного изображения образы; в) технически неудовлетворительно выполнено 16 рисунков (кривые линии, небрежная и неровная раскраска, грязные рисунки – таких 8).

Таким образом мы видим, что продвижение учащихся по всем трем основным направлениям, определяющим содержание обучения рисованию в I классе, – образ, пространство, технические навыки – идет, по существу, равномерно.

Опыт работы показывает, что в I классе большое положительное значение для развития тематического рисунка детей имеет одновременное наблюдение ими предметов и явлений действительности под руководством учителя и показ им соответствующего иллюстративного материала. Наблюдение помогает уяснить детям, как мы видим предметы в пространстве и какие они на самом деле, показ учит, как их изображать.

Все перечисленные темы мы относим к первому циклу как объединенные общей целью обогащения и уточнения зрительных представлений и изобразительных средств передачи в рисунке таких предметов, как дерево, здание, ограда, автомобиль и пр., и подведения детей к сознательному овладению простейшими приемами изображения пространственных соотношений предметов в рисунке, определяемых пространственными понятиями: ближе, дальше, впереди, сзади.

Наряду с такого рода темами, где основными методами уточнения и обогащения образов предметов в рисунках детей является наблюдение действительности и рассматривание картины под руководством учителя, большое значение имеет рисование на темы, связанные с изображением по представлению предметов, ранее рисованных с натуры. Рисование на такие темы развивает у детей способность переносить знания и умения, полученные в процессе рисования с натуры, на рисование по представлению.

После того, как ветка была нарисована, детям было предложено украсить ее игрушками. При этом их спросили, что из того, что они рисовали, может служить для украшения новогодней елки. Дети отвечали, что такими украшениями могут быть разноцветные флажки на веревочке и красные флажки на палочке, блестящие бусы и шарики, которые они рисовали с натуры. Учащихся предупредили, что, рисуя игрушки, они должны учитывать их размер по отношению к ветке елки. Крупные и тяжелые игрушки не вешают на елку. Под их тяжестью согнутся и некрасиво опустятся легкие, гибкие веточки. Располагая игрушки на нарисованной ветке, следует помнить, что шарики, гирлянды бус, флажков, прикрепленные к елке за конец нитки, висят вниз, закрывая собой часть веточки, флажки на палочке прикрепляются к елке так, что палочки имеют вертикальное положение, а сам флажок находится наверху и своей плоскостью также закрывает часть елки.

Необходимо обратить на это внимание детей, повесив на прикрепленную на доске ветку елки, какое-нибудь украшение. Это важно, так как дети часто, располагая на рисунке игрушки, рисуют их с обеих сторон ветки, причем одни игрушки висят вниз, а другие вверх.

На доске был повешен цветной рисунок, изображающий различных рыбок и водяные растения. Указывалось на разнообразие формы и окраски рыбок, разбиралось строение водяных растений, их сходство с уже знакомыми детям видами растительных форм. Одни похожи по своему строению на елочку, другие имеют листочки и т.д. Рисунок не снимался с доски весь урок.

Рисунки детей на данную тему показали, что почти все дети решили задачу, лишь на двух рисунках из 39 не было учтено пространственное взаимоотношение рыбок и водорослей.

Подводя итоги всему сказанному, можно сделать следующие выводы: тематическое рисование имеет большое значение в обогащении изобразительных средств учащихся I класса. Оно способствует уточнению изображения предметов, рисуемых детьми по представлению, отходу от стереотипа и овладению учащимися элементарными приемами расположения предметов в рисунке с учетом ближе – дальше. Вместе с тем тематическое рисование под руководством учителя положительно влияет на самостоятельные занятия детей рисованием. Организованно наблюдение детей вне класса, связанное с рисованием, расширяет круг наблюдений детей. Положительное влияние оказывает на детский тематический рисунок показ и анализ иллюстративного материала с изображением предметов, которые дети должны рисовать по представлению при условии, что этот материал не превращается в образец для копирования.

Развитие наглядно-образного мышления детей среднего дошкольного возраста на занятиях по конструированию из бумаги (оригами) в ДОУ

cosareva.elena@yandex.ru

Тематическое рисование является интереснейшим и нужнейшим разделом учебного предмета "изобразительное искусство". В этот вид рисования входит изображение по памяти, выполнение иллюстраций к литературным произведениям, а также сочинение рисунков на заданные сюжеты. Именно этот вид рисования дает самый богатый материал для познания мира и для приобретения умения видеть и изображать увиденное по памяти, а так же с помощью воображения. Этот вид рисования является наиболее творческим, где школьники изображают разнообразные сюжеты и решают сложные композиционные задачи.

Тематическое рисование необходимо преподавать в органической связи не только с остальными разделами изобразительного искусства, но и другими школьными предметами. Связь эта выражается, прежде всего, в развитии эстетического отношения к жизни и искусству, в развитии зрительных представлений и творческого воображения у школьников. Из таких дисциплин, как физическая культура, музыка, окружающий мир, литературное чтение и пр. можно почерпнуть много сюжетов для тематических рисунков. Эти предметы дают фактический материал, который ученики могут использовать в создании художественных композиций. Лучшие работы с успехом можно применять потом как наглядные пособия на уроках по различным предметам. Например, литературное чтение дает возможность иллюстрировать басни, сказки, стихи, рассказы и т.д. Уроки физкультуры способствуют развитию отчётливых двигательных ощущений, а это очень помогает школьникам ярче и выразительнее передавать движение в своих рисунках. Дополняя различные движения, дети овладевают пространственными и временными понятиями об окружающей действительности. Чтобы правильно изобразить фигуру человека в движении, следует учитывать законы биомеханики. Нельзя, например, изобразить бегущего человека, у которого левая рука и левая нога одновременно выдвинуты вперёд, что представляет собой дискоординацию движения. И таких примеров можно привести много.

В области обучения тематического рисования в школе преследует следующие цели: создавать рисунки на заданную или выбранную тему, находить более выразительное решение сюжета, наблюдать окружающий мир, компоновать эскизы и использовать их при выполнении окончательного рисунка, делать наброски с натуры, добиваться выразительного цветового конструктивно-пропорционального решения рисунка с учётом явлений перспективы, учиться видеть прекрасное в жизни и передавать его в рисунках.

В числе воспитательных задач на уроках тематического рисования следующие: развитие зрительной памяти, пространственных представлений, образного мышления; воспитание художественного вкуса интереса и любви к изобразительному искусству и к наблюдению самой жизни; развитие творческих способностей; развитие навыков творческой переработки впечатлений, переживаний.

Исходя из этих целей и задач, а так же положений психологии и дидактических принципов педагогики, которые обязывают учитывать возрастные особенности учащихся, добиваться сознательного усвоения детьми учебного материала, выполнять требования наглядности, последовательности и систематичности обучения, программа устанавливает конкретные задачи и содержания тематического рисования в разных классах средней школы.

В третьем и четвёртом классах больше внимания и времени уделено рисованию на темы из окружающей действительности. В третьем классе требуется определять тему и сюжет рисунка, выразительно его компоновать, передавать характер изображаемых персонажей.
Кроме того школьники должны развивать умение изображать фигуру человека в действии, передавать пространство, учитывая многоплановость расположения предметов, а также зрительное уменьшение предметов по мере их удаления.

В четвёртом классе основной задачей является дальнейшее изучение окружающей жизни и природы с последующим выполнением рисунка на заданную тему. При иллюстрировании сказок детям следует выделять человека как действующие лицо, а педагог должен развивать эмоциональную сторону детской фантазии.

В пятом классе школьников можно уже заинтересовать целенаправленным наблюдением явлений действительности, у них развивается наблюдательность и зрительная память, вырабатывается активное отношение к выбору ракурса, уровня зрения, умение находить выразительное решение темы.

В шестом классе происходить дальнейшее развитие навыков наблюдения разнообразных явлений жизни, совершенствуется умение делать рисунки на заданную или самостоятельно придуманную тему. Учащиеся должны творчески подходить к рисованию на тему. Достичь этого им помогают знания, умения и навыки в изображении человека, природы и объектов окружающей действительности, которые они получают на других уроках изобразительного искусства. Главное здесь – знание пропорций и строения фигуры человека и животных, основ перспективы.

Темы сюжетных рисунков могут быть одинаковыми для детей начальной и средней школы. В то же время учебные задачи, поставленные пред учащимися, в разных классах будут различны. Отсюда и решение сюжета будет различное, в зависимости от уровня общего развития детей, от запаса накопленных ими знаний. Если с требованиями перспективы правильности цветового, тонового и светотеневого решений и т.д. учащиеся начальной школы знакомятся в элементарной форме, то ученики средних классов имеют больше знаний и от них требуется более углублённая проработка задачи по этим разделам. Каждый из этих разделов имеет большое конкретное содержание, которое необходимо раскрыть перед школьниками, обучить их применять эти знания в тематическом рисовании.

На уроках тематического рисования воспитание художественного вкуса, интересы и любви к изоискусству достигается, во-первых, обучением основам реалистического изображения окружающей действительности и основам композиции, во-вторых, путём связи тематики бесед об изобразительном искусстве с вопросами, касающимися выполнения сюжетных рисунков (разъяснением школьникам в этих беседах роли и значении композиционных решений в картинах художников, роли формы, цвета и т.п. для выразительности произведений), в-третьих, путём специальных бесед о художественном вкусе с использованием различного иллюстративного материала.

Косарева Е.А
Учитель изоискусства
Школы №581
Приморский район С-Пб
2012 год.

Читайте также: