Обучающее изложение по тексту ю дмитриева 4 класс школа россии
Обновлено: 05.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
Цель: совершенствовать умения восстанавливать деформированный текст, определять тему и тип текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с опорой на план, устанавливать связь между предложениями; развивать речь.
Тип урока: урок развивающего контроля.
Планируемые результаты
- обобщение представлений о композиции повествовательного текста;
- формирование умения определять тему и главную мысль текста;
- формирование умения устанавливать связи между частями текста;
- формирование умения составлять план в соответствии с композицией текста;
- формирование умения записывать текст изложения по плану.
Метапредметные
Познавательные: осуществлять анализ, синтез, делать выводы, обобщения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение.
Регулятивные: умение прогнозировать, определять цели урока, осуществлять самоконтроль написанного; составление плана и последовательности действий.
Коммуникативные: умение вступать в речевое общение, строить высказывания, работать в парах.
Личностные: проявлять внимание и любовь к живой природе, заботиться о животных
I. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок –
Мы скорей начнём урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя ленится,
Так как мы ученики!
II. Проверка домашнего задания.
(Учащиеся по цепочке читают слова, объясняют их написание и предлагают варианты переноса.)
III. Самоопределение к учебной деятельности.
- Ребята, мы знаем, что об одном и том же можно рассказывать и кратко, и подробно. Всё зависит от условий нашего общения. Например, придя домой, мы иногда подробно рассказываем родителям о целом дне школы или класса.
- Где ещё вы используете подробный пересказ?
- Умение подробно излагать - очень сложное, но в жизни оно необходимо каждому. С этой целью мы учимся писать подробные изложения.
-Что значит написать изложение? ( Запомнить текст и записать его по памяти).
- Чему вы будете учиться, работая над изложением? (Учиться создавать текст, учиться записывать текст).
(Учитель фиксирует цель на доске.)
IV. Работа по теме урока.
1.Восстановление деформированного текста. Упр.110 (стр.66).
- Прочитайте части текста.
- Прочитайте вводную часть текста. Как вы определили, что это первая часть? (Там описывается, где происходит действие рассказа. Первое предложение начинается со слова однажды.)
- Прочитайте вторую часть текста. Что помогло вам определить вторую часть? (Последнее предложение первой части по смыслу связано с первым предложением второй части.)
- Прочитайте третью часть текста. Объясните свой выбор. (В ней рассказывается, как мальчики поступили.)
- Прочитайте последнюю часть текста. Как вы поняли, что это заключение? (В этой части автор подводит итог всего рассказа.)
2.Беседа по содержанию.
- Когда вы слушали текст, перед вами возникла одна картинка или несколько?
(Несколько. Сначала увидели птенца на земле, потом как ребята кладут птенца в гнездо.)
- Определите тип текста.
- О чём говорится в тексте? Какова его тема?
- О какой птице идёт речь?
- Что вы знаете о дроздах?
- Как вы поняли, почему птенчик оказался на земле? (При сильном испуге дроздята могут выскочить из гнезда.)
- Как кричат дрозды в случае опасности? (Они кричат очень громко, отпугивая врагов.)
- Что главное хотел сказать автор? (Не проходи мимо если видишь, что кому-то нужна твоя помощь.)
- Как вы относитесь к поступку героев?
- Как бы вы поступили в подобной ситуации?
- Подберите заголовок к тексту.
Спасение птенцов.
Доброе сердце.
Хороший поступок.
Помощь пришла вовремя.
- Какой заголовок точно отражает тему текста? А какой - главную мысль?
3. Составление плана текста.
- На сколько частей можно разделить текст?
- Прочитайте первую часть. О чём из неё узнали?
- Как называется первая часть? (Это начало события, или завязка.)
- Прочитайте, как дальше развивается действие?
- Какая это часть? (Развитие действия.)
- Какой самый острый интересный момент?
- Как называется самый напряжённый момент? (Кульминация.)
- Прочитайте, чем всё закончилось?
- Эта часть называется … (Развязка)
- Что мы составили? (Схему текста повествования.)
- Определите главную мысль каждой части, озаглавьте их.
1. Тревожные крики птиц.
2. Птенчик в беде.
3. Птенец снова дома.
4. Первое знакомство.
- Что ещё кроме плана поможет вам написать рассказ? Что необходимо выписать из текста? (Опорные слова.)
- Какая часть речи поможет вам вспомнить ключевые действия? (Глаголы.)
- Выпишите слова - опоры к первой части.
1.Громкие голоса. Услышали, подошли, кружились, донёсся.
- Какая по виду вторая часть рассказа? (Описание.)
- Кого описывает автор? (Птенца.)
- Что описывает? (Тело, голову, клюв.)
- Если есть элементы описания, то кроме глаголов какие нужны слова? (Прилагательные)
- Какие слова нужно выписать?
2.Крошечный птенчик. Раздвинули, увидели, крошечный, головастый, большой, жёлтый, жалобно, попискивал.
- Какие слова возьмём из третьей части?
3. Птенец в гнезде. Водворили, смолкли, доносился, требовали, накормили.
- Какие слова возьмёте из последней части? (Впервые увидели.)
4. Лексическая работа.
- Как называет автор крики взрослых дроздов? (Громкие голоса.)
- Прочитайте, как кричал птенец. (Из травы доносился тоненький писк.)
- Опишите, каким был птенчик. Как вы понимаете значение слова головастый ?
Какими словами автор подчёркивает, что дрозды перестали кричать мгновенно? (Сразу смолкли.)
- Как автор заменяет в тексте слово птенцы , чтобы избежать повторов? (Птенчики, детишки.)
- Как автор называет взрослых птиц? (Дрозды, родители.)
5. Пересказ текста по плану.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
V. Продолжение работы по теме урока.
1. Орфографическая подготовка.
- Найдите в тексте группы однокоренных слов . (Птицы, птенцы, птенчик; писк, попискивал.)
- Вставьте пропущенные буквы в слова.
Тр..винки птен..чик р..здвинули птенч..к
кр..ям крошеч..ные ..ткрывал крош..чный
б..льшой круж..лись п..пискивал тон..нький
- По какому признаку слова распределили по группам?
- Назовите орфограммы корня.
- Какие орфограммы вы видите в приставках?
- Какие гласные пишутся в суффиксах?
2. Анализ предложений текста.
- Найдите в тексте предложения с однородными членами.
- Графически объясните постановку знаков препинания.
3. Работа над изложением.
(Учащиеся самостоятельно готовятся к изложению, пользуясь Памяткой 2. Затем пишут изложение по плану. Самопроверка, редактирование текста.)
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
среда, 22 сентября 2021 г.
Изложение по тексту Дмитриева "Птенец дроздов" для 4 класса
Использован учебник "Русский язык" 4 класс, 1 часть, Канакина, Горецкий, упражнение 110 страница 66
Прочитайте. Составьте из частей текст. Определите тему и главную мысль текста, подберите к нему заголовок. Какого типа этот текст: описание или повествование? Составьте план и напишите изложение по этому плану.
Составим текст: 4 абзац, 1 абзац, 2 абзац, 3 абзац.
Тема текста: спасение птенца дроздов.
Главная мысль текста: люди должны помогать птицам и зверям.
Заголовок к тексту: "Как мы спасали птенца".
Тип текста: повествование.
План текста для изложения
- Громкие крики дроздов.
- Птенец в траве.
- Водворение птенца в гнездо.
- Крошечные птенчики.
Опорные слова по абзацам:
Услышали, громкие, подошли, кружились, донёсся, тоненький.
Осторожно, раздвинули травинки, крошечный, головастый, жёлтый, попискивал, помочь.
Невысоко, виднелось, водворили, смолкли, доносился, голодные, требовали.
Изложение текста "Как мы спасали птенца" для 4 класса
Однажды мы с Димой услышали громкие голоса дроздов. Мы подошли к дереву, где кружились птицы. Из травы донёсся тоненький писк.
Мы осторожно раздвинули травинки и увидели птенца. Он был крошечный и головастый. Птенчик открывал большой, жёлтый по краям клюв и попискивал. Родители не могли ему помочь.
Невысоко на дереве виднелось гнездо. Мы водворили птенца в гнездо, и крики сразу смолкли. Но из гнезда ещё доносился писк. Это голодные птенцы требовали, чтобы их накормили.
Обучающее изложение в 4 классе по деформированному тексту.
Изложение деформированного текста
-Что значит написать изложение?
( Запомнить текст и записать его по памяти).
-Что необходимо для написания изложения?
- Чему вы будете учиться работая над изложением?
( Цель: Учиться создавать текст, учиться записывать текст).
О ком или о чём нам предстоит написать изложение? Отгадайте загадку:
Из семейства воробьиных. Буро-жёлтый, видом прост. Насекомых ест, малину Небольшой, но певчий…
Мы осторожно раздвинули травинки и увидели птенца. Птенчик был крошечный и головастый. Он то и дело открывал большой, жёлтый по краям клюв и жалобно попискивал. Родители не могли ему помочь.
Невысоко от земли среди веток виднелось гнездо. Мы водворили птенца в гнездо. Дрозды сразу смолкли. Только из гнезда ещё доносился писк. Это голодные детишки требовали, чтобы их накормили.
Так мы с Димой впервые увидели крошечных птенчиков.
Однажды мы с Димой услышали в лесу громкие голоса дроздов. Мы подошли к большому дереву, где кружились птицы. Из травы донёсся тоненький писк.
- Можно ли прочитанное назвать текстом?
(Нет связи между частями, все события перепутаны, нарушена последовательность).
-Верно, текста у нас нет, есть лишь отдельные его части. Помогите сложить их так, чтобы получился текст.
Откройте в учебнике стр. 66, найдите упр.110.
Для работы я предлагаю вам объединиться в пары и расположить части по порядку.
- Кто желает прочитать свой текст?
- Есть другие варианты?
Мы осторожно раздвинули травинки и увидели птенца. Птенчик был крошечный и головастый. Он то и дело открывал большой, жёлтый по краям клюв и жалобно попискивал. Родители не могли ему помочь.
Невысоко от земли среди веток виднелось гнездо. Мы водворили птенца в гнездо. Дрозды сразу смолкли. Только из гнезда ещё доносился писк. Это голодные детишки требовали, чтобы их накормили.
Так мы с Димой впервые увидели крошечных птенчиков.
Однажды мы с Димой услышали в лесу громкие голоса дроздов. Мы подошли к большому дереву, где кружились птицы. Из травы донёсся тоненький писк.
Беседа по содержанию.
- О чём рассказывается в тексте?
О том, как ребята нашли птенца, который выпал из гнезда и положили его обратно.
- Что мы определили?
-Что ещё надо определить готовясь к изложению?
Основную мысль. То главное, что хотел сказать автор.
Что главное хотел сказать автор?
Не проходи мимо если видишь, что кому-то нужна твоя помощь.
Как вы относитесь к поступку героев?
- Как бы вы поступили в подобной ситуации?
- Подберите заголовок к тексту.
Помощь пришла вовремя.
Анализ структуры текста.
- Когда вы слушали текст, перед вами возникла одна картинка или несколько?
Несколько. Сначала увидели птенца на земле, потом как ребята кладут птенца в гнездо.
- У вас возникло несколько сменяющих друг друга картин, следовательно, к какому типу речи отнесёте текст?
Это текст повествование.
-Вспомним из каких частей состоит любой текст повествования?
-Текст повествования состоит из 4 частей.
Прочитайте первую часть. О чём из неё узнали?
Однажды мы с Димой услышали в лесу громкие голоса дроздов. Мы подошли к большому дереву, где кружились птицы. Из травы донёсся тоненький писк.
- Как называется первая часть?
Это начало события или завязка .
- Прочитайте, как дальше развивается действие?
Мы осторожно раздвинули травинки и увидели птенца. Птенчик был крошечный и головастый. Он то и дело открывал большой, жёлтый по краям клюв и жалобно попискивал. Родители не могли ему помочь.
- Какая это часть?
Развитие действия.
- Какой самый острый интересный момент?
Невысоко от земли среди веток виднелось гнездо. Мы водворили птенца в гнездо. Дрозды сразу смолкли. Только из гнезда ещё доносился писк. Это голодные детишки требовали, чтобы их накормили.
- Как называется самый напряжённый момент ?
Кульминация.
Прочитайте, чем всё закончилось?
Так мы с Димой впервые увидели крошечных птенчиков.
- эта часть называется …
Конец события или развязка.
- Что мы составили?
Схему текста повествования.
Составление плана текста
Поработаем над каждой частью в отдельности.
В каком предложении отражено основное содержание первой части?
Из травы донёсся тоненький писк.
-Как можно короче выразить эту основную мысль? Сократите предложение до пункта плана.
Составление плана текста
Назовите предложение в котором выражена главная мысль второй части.
Мы осторожно раздвинули травинки и увидели птенца.
Сократите предложение до пункта плана.
2.Птенчик. (Крошечный птенчик.)
Составление плана текста
Каким предложением выражена главная мысль третьей части?
Мы водворили птенца в гнездо.
Как можно озаглавить эту часть?
2.Птенчик. (Крошечный птенчик.)
3.Птенец в гнезде. (Водворение птенца.)
Составление плана текста
Каково содержание последней части?
Так мы с Димой впервые увидели крошечных птенчиков.
Как одной фразой выразить основную мысль части?
2.Птенчик. (Крошечный птенчик.)
3.Птенец в гнезде. (Водворение птенца.)
4. Первая встреча. (Знакомство )и т.д.
Итак, ребята, у нас получился следующий план рассказа
2.Птенчик. (Крошечный птенчик.)
3.Птенец в гнезде. (Водворение птенца.)
4. Первая встреча. (Знакомство )и т.д.
- Что ещё кроме плана поможет вам написать рассказ? Что необходимо выписать из текста?
- Какая часть речи поможет вам вспомнить ключевые действия?
Выпишите слова - опоры к первой части.
Услышали подошли кружились донёсся
2.Птенчик. (Крошечный птенчик.)
3.Птенец в гнезде. (Водворение птенца.)
4. Первая встреча. (Знакомство )и т.д.
- Какая по виду вторая часть рассказа?
Кого описывает автор?
Тело, голову, клюв
Если есть элементы описания, то кроме глаголов какие нужны слова?
Какие слова нужно выписать?
Услышали подошли кружились донёсся
2.Птенчик. (Крошечный птенчик.)
Раздвинули увидели крошечный головастый большой жёлтый жалобно попискивал
3.Птенец в гнезде. (Водворение птенца.)
4. Первая встреча. (Знакомство )и т.д.
- Какие слова возьмём из третьей части?
Услышали подошли кружились донёсся
2.Птенчик. (Крошечный птенчик.)
Раздвинули увидели крошечный головастый большой жёлтый жалобно попискивал
3.Птенец в гнезде. (Водворение птенца.)
Водворили смолкли доносился требовали накормили
4. Первая встреча. (Знакомство )и т.д.
- Что значит водворили , как поняли это слово?
Водворить - поселить на жительство, поместить.
- Какие слова возьмёте из последней части?
Услышали подошли кружились донёсся
2.Птенчик. (Крошечный птенчик.)
Раздвинули увидели крошечный головастый большой жёлтый жалобно попискивал
3.Птенец в гнезде. (Водворение птенца.)
Водворили смолкли доносился требовали накормили
4. Первая встреча. (Знакомство )и т.д.
- Какие разные слова использует автор, чтобы не повторять одно и тоже слово птицы?
Птенчик, дрозды, родители, птенцы.
Выпишите из текста 5 трудных слов, этими словами вы сможете пользоваться при написании изложения .
Я вам буду говорить слова орфоэпически, как они произносятся, а вы повторять хором орфографически, как пишутся.
Представляю Вашему вниманию презентацию по русскому языку (4 класс) по теме: "Обучающее изложение "Помощь дроздам".
Обучающее изложение
Автор: учитель начальных классов
ГБОУ Школа №1389 г.Москва
Кукушкина Ольга Владимировна
учиться создавать текст и
Отгадайте загадку:
Из семейства воробьиных. Буро-жёлтый, видом прост. Насекомых ест, малину Небольшой, но певчий…
Мы осторожно раздвинули травинки и увидели птенца. Птенчик был крошечный и головастый. Он то и дело открывал большой, жёлтый по краям клюв и жалобно попискивал. Родители не могли ему помочь.
Невысоко от земли среди веток виднелось гнездо. Мы водворили птенца в гнездо. Дрозды сразу смолкли. Только из гнезда ещё доносился писк. Это голодные детишки требовали, чтобы их накормили.
Так мы с Димой впервые увидели крошечных птенчиков.
Однажды мы с Димой услышали в лесу громкие голоса дроздов. Мы подошли к большому дереву, где кружились птицы. Из травы донёсся тоненький писк.
- Можно ли прочитанное назвать текстом?
- Откройте в учебнике стр. 66, найдите упр.110.
Для работы я предлагаю вам объединиться в пары и расположить части по порядку.
- Кто желает прочитать свой текст?
Беседа по содержанию
- Какова тема текста?
- Какова главная мысль?
- Как вы относитесь к поступку героев?
- Как бы вы поступили в подобной ситуации?
- Подберите заголовок к тексту.
- Прочитайте первую часть.
Однажды мы с Димой услышали в лесу громкие голоса дроздов. Мы подошли к большому дереву, где кружились птицы. Из травы донёсся тоненький писк.
- Как называется первая часть?
Это начало события или завязка
- Прочитайте, как дальше развивается действие?
Мы осторожно раздвинули травинки и увидели птенца. Птенчик был крошечный и головастый. Он то и дело открывал большой, жёлтый по краям клюв и жалобно попискивал. Родители не могли ему помочь.
- Какая это часть?
Развитие действия
- Какой самый острый интересный момент?
Невысоко от земли среди веток виднелось гнездо. Мы водворили птенца в гнездо. Дрозды сразу смолкли. Только из гнезда ещё доносился писк. Это голодные детишки требовали, чтобы их накормили.
- Как называется самый напряжённый момент ?
Кульминация
Прочитайте, чем всё закончилось?
Так мы с Димой впервые увидели крошечных птенчиков.
- эта часть называется …
Конец события или развязка
- Что мы составили?
Схему текста повествования.
Составление плана текста
Поработаем над каждой частью в отдельности.
В каком предложении отражено основное содержание первой части?
Из травы донёсся тоненький писк.
-Как можно короче выразить эту основную мысль? Сократите предложение до пункта плана.
Назовите предложение в котором выражена главная мысль второй части.
Мы осторожно раздвинули травинки и увидели птенца.
Сократите предложение до пункта плана.
Каким предложением выражена главная мысль третьей части?
Мы водворили птенца в гнездо.
Как можно озаглавить эту часть?
3.Птенец в гнезде.
Каково содержание последней части?
Так мы с Димой впервые увидели крошечных птенчиков.
Как одной фразой выразить основную мысль части?
3.Птенец в гнезде.
4. Первая встреча.
Итак, ребята, у нас получился следующий план рассказа
3.Птенец в гнезде.
4. Первая встреча.
Выпишите слова - опоры к первой части.
Какие слова нужно выписать ко второй части?
- Какие слова возьмём из третьей части?
3.Птенец в гнезде.
- Что значит водворили , как поняли это слово?
Водворить - поселить на жительство, поместить.
- Какие слова возьмёте из последней части?
4. Первая встреча.
Я вам буду говорить слова орфоэпически, как они произносятся, а вы повторять хором орфографически, как пишутся.
Повторное чтение текста
В последний раз перед записью
Самостоятельная запись текста
Пользуясь планом и словами опорами, напишите изложение.
- Когда напишите, чем закончите работу?
- Что будете проверять?
(услышали, подошли, кружились, донёсся)
(раздвинули, увидели, крошечный, головастый, большой, жёлтый, жалобно, попискивал)
Читайте также: