Обучающее изложение по тексту ю дмитриева 4 класс школа россии

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

Цель: совершенствовать умения восстанавливать деформированный текст, определять тему и тип текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с опорой на план, устанавливать связь между предложениями; развивать речь.

Тип урока: урок развивающего контроля.

Планируемые результаты

- обобщение представлений о композиции повествовательного текста;

- формирование умения определять тему и главную мысль текста;

- формирование умения устанавливать связи между частями текста;

- формирование умения составлять план в соответствии с композицией текста;

- формирование умения записывать текст изложения по плану.

Метапредметные

Познавательные: осуществлять анализ, синтез, делать выводы, обобщения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение.

Регулятивные: умение прогнозировать, определять цели урока, осуществлять самоконтроль написанного; составление плана и последовательности действий.

Коммуникативные: умение вступать в речевое общение, строить высказывания, работать в парах.

Личностные: проявлять внимание и любовь к живой природе, заботиться о животных

I. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок –

Мы скорей начнём урок.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя ленится,

Так как мы ученики!

II. Проверка домашнего задания.

(Учащиеся по цепочке читают слова, объясняют их написание и предлагают варианты переноса.)

III. Самоопределение к учебной деятельности.

- Ребята, мы знаем, что об одном и том же можно рассказывать и кратко, и подробно. Всё зависит от условий нашего общения. Например, придя домой, мы иногда подробно рассказываем родителям о целом дне школы или класса.

- Где ещё вы используете подробный пересказ?

- Умение подробно излагать - очень сложное, но в жизни оно необходимо каждому. С этой целью мы учимся писать подробные изложения.

-Что значит написать изложение? ( Запомнить текст и записать его по памяти).

- Чему вы будете учиться, работая над изложением? (Учиться создавать текст, учиться записывать текст).

(Учитель фиксирует цель на доске.)

IV. Работа по теме урока.

1.Восстановление деформированного текста. Упр.110 (стр.66).

- Прочитайте части текста.

- Прочитайте вводную часть текста. Как вы определили, что это первая часть? (Там описывается, где происходит действие рассказа. Первое предложение начинается со слова однажды.)

- Прочитайте вторую часть текста. Что помогло вам определить вторую часть? (Последнее предложение первой части по смыслу связано с первым предложением второй части.)

- Прочитайте третью часть текста. Объясните свой выбор. (В ней рассказывается, как мальчики поступили.)

- Прочитайте последнюю часть текста. Как вы поняли, что это заключение? (В этой части автор подводит итог всего рассказа.)

2.Беседа по содержанию.

- Когда вы слушали текст, перед вами возникла одна картинка или несколько?

(Несколько. Сначала увидели птенца на земле, потом как ребята кладут птенца в гнездо.)

- Определите тип текста.

- О чём говорится в тексте? Какова его тема?

- О какой птице идёт речь?

- Что вы знаете о дроздах?

- Как вы поняли, почему птенчик оказался на земле? (При сильном испуге дроздята могут выскочить из гнезда.)

- Как кричат дрозды в случае опасности? (Они кричат очень громко, отпугивая врагов.)

- Что главное хотел сказать автор? (Не проходи мимо если видишь, что кому-то нужна твоя помощь.)

- Как вы относитесь к поступку героев?

- Как бы вы поступили в подобной ситуации?

- Подберите заголовок к тексту.

Спасение птенцов.

Доброе сердце.

Хороший поступок.

Помощь пришла вовремя.

- Какой заголовок точно отражает тему текста? А какой - главную мысль?

3. Составление плана текста.

- На сколько частей можно разделить текст?

- Прочитайте первую часть. О чём из неё узнали?

- Как называется первая часть? (Это начало события, или завязка.)

- Прочитайте, как дальше развивается действие?

- Какая это часть? (Развитие действия.)

- Какой самый острый интересный момент?

- Как называется самый напряжённый момент? (Кульминация.)

- Прочитайте, чем всё закончилось?

- Эта часть называется … (Развязка)

- Что мы составили? (Схему текста повествования.)

- Определите главную мысль каждой части, озаглавьте их.

1. Тревожные крики птиц.

2. Птенчик в беде.

3. Птенец снова дома.

4. Первое знакомство.

- Что ещё кроме плана поможет вам написать рассказ? Что необходимо выписать из текста? (Опорные слова.)

- Какая часть речи поможет вам вспомнить ключевые действия? (Глаголы.)

- Выпишите слова - опоры к первой части.

1.Громкие голоса. Услышали, подошли, кружились, донёсся.

- Какая по виду вторая часть рассказа? (Описание.)

- Кого описывает автор? (Птенца.)

- Что описывает? (Тело, голову, клюв.)

- Если есть элементы описания, то кроме глаголов какие нужны слова? (Прилагательные)

- Какие слова нужно выписать?

2.Крошечный птенчик. Раздвинули, увидели, крошечный, головастый, большой, жёлтый, жалобно, попискивал.

- Какие слова возьмём из третьей части?

3. Птенец в гнезде. Водворили, смолкли, доносился, требовали, накормили.

- Какие слова возьмёте из последней части? (Впервые увидели.)

4. Лексическая работа.

- Как называет автор крики взрослых дроздов? (Громкие голоса.)

- Прочитайте, как кричал птенец. (Из травы доносился тоненький писк.)

- Опишите, каким был птенчик. Как вы понимаете значение слова головастый ?

Какими словами автор подчёркивает, что дрозды перестали кричать мгновенно? (Сразу смолкли.)

- Как автор заменяет в тексте слово птенцы , чтобы избежать повторов? (Птенчики, детишки.)

- Как автор называет взрослых птиц? (Дрозды, родители.)

5. Пересказ текста по плану.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

V. Продолжение работы по теме урока.

1. Орфографическая подготовка.

- Найдите в тексте группы однокоренных слов . (Птицы, птенцы, птенчик; писк, попискивал.)

- Вставьте пропущенные буквы в слова.

Тр..винки птен..чик р..здвинули птенч..к

кр..ям крошеч..ные ..ткрывал крош..чный

б..льшой круж..лись п..пискивал тон..нький

- По какому признаку слова распределили по группам?

- Назовите орфограммы корня.

- Какие орфограммы вы видите в приставках?

- Какие гласные пишутся в суффиксах?

2. Анализ предложений текста.

- Найдите в тексте предложения с однородными членами.

- Графически объясните постановку знаков препинания.

3. Работа над изложением.

(Учащиеся самостоятельно готовятся к изложению, пользуясь Памяткой 2. Затем пишут изложение по плану. Самопроверка, редактирование текста.)

О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.

среда, 22 сентября 2021 г.

Изложение по тексту Дмитриева "Птенец дроздов" для 4 класса

Использован учебник "Русский язык" 4 класс, 1 часть, Канакина, Горецкий, упражнение 110 страница 66

Прочитайте. Составьте из частей текст. Определите тему и главную мысль текста, подберите к нему заголовок. Какого типа этот текст: описание или повествование? Составьте план и напишите изложение по этому плану.

Составим текст: 4 абзац, 1 абзац, 2 абзац, 3 абзац.

Тема текста: спасение птенца дроздов.

Главная мысль текста: люди должны помогать птицам и зверям.

Заголовок к тексту: "Как мы спасали птенца".

Тип текста: повествование.

План текста для изложения

  1. Громкие крики дроздов.
  2. Птенец в траве.
  3. Водворение птенца в гнездо.
  4. Крошечные птенчики.

Опорные слова по абзацам:

Услышали, громкие, подошли, кружились, донёсся, тоненький.

Осторожно, раздвинули травинки, крошечный, головастый, жёлтый, попискивал, помочь.

Невысоко, виднелось, водворили, смолкли, доносился, голодные, требовали.

Изложение текста "Как мы спасали птенца" для 4 класса

Однажды мы с Димой услышали громкие голоса дроздов. Мы подошли к дереву, где кружились птицы. Из травы донёсся тоненький писк.

Мы осторожно раздвинули травинки и увидели птенца. Он был крошечный и головастый. Птенчик открывал большой, жёлтый по краям клюв и попискивал. Родители не могли ему помочь.

Невысоко на дереве виднелось гнездо. Мы водворили птенца в гнездо, и крики сразу смолкли. Но из гнезда ещё доносился писк. Это голодные птенцы требовали, чтобы их накормили.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающее изложение в 4 классе по деформированному тексту.

Изложение деформированного текста

-Что значит написать изложение? ( Запомнить текст и записать его по памяти). -Что необходимо для написания изложения? ( Необходим текст). - Чему вы будете учиться работая над изложением? ( Цель: Учиться создавать текст, учиться записывать текст).

-Что значит написать изложение?

( Запомнить текст и записать его по памяти).

-Что необходимо для написания изложения?

- Чему вы будете учиться работая над изложением?

( Цель: Учиться создавать текст, учиться записывать текст).

О ком или о чём нам предстоит написать изложение? Отгадайте загадку: Из семейства воробьиных. Буро-жёлтый, видом прост. Насекомых ест, малину Небольшой, но певчий… (Дрозд)

О ком или о чём нам предстоит написать изложение? Отгадайте загадку:

Из семейства воробьиных. Буро-жёлтый, видом прост. Насекомых ест, малину Небольшой, но певчий…

Конструирование текста. Мы осторожно раздвинули травинки и увидели птенца. Птенчик был крошечный и головастый. Он то и дело открывал большой, жёлтый по краям клюв и жалобно попискивал. Родители не могли ему помочь. Невысоко от земли среди веток виднелось гнездо. Мы водворили птенца в гнездо. Дрозды сразу смолкли. Только из гнезда ещё доносился писк. Это голодные детишки требовали, чтобы их накормили. Так мы с Димой впервые увидели крошечных птенчиков. Однажды мы с Димой услышали в лесу громкие голоса дроздов. Мы подошли к большому дереву, где кружились птицы. Из травы донёсся тоненький писк.

Мы осторожно раздвинули травинки и увидели птенца. Птенчик был крошечный и головастый. Он то и дело открывал большой, жёлтый по краям клюв и жалобно попискивал. Родители не могли ему помочь.

Невысоко от земли среди веток виднелось гнездо. Мы водворили птенца в гнездо. Дрозды сразу смолкли. Только из гнезда ещё доносился писк. Это голодные детишки требовали, чтобы их накормили.

Так мы с Димой впервые увидели крошечных птенчиков.

Однажды мы с Димой услышали в лесу громкие голоса дроздов. Мы подошли к большому дереву, где кружились птицы. Из травы донёсся тоненький писк.

- Можно ли прочитанное назвать текстом? -Почему? (Нет связи между частями, все события перепутаны, нарушена последовательность). -Верно, текста у нас нет, есть лишь отдельные его части. Помогите сложить их так, чтобы получился текст. Откройте в учебнике стр. 66, найдите упр.110. Для работы я предлагаю вам объединиться в пары и расположить части по порядку. - Кто желает прочитать свой текст? - Есть другие варианты?

- Можно ли прочитанное назвать текстом?

(Нет связи между частями, все события перепутаны, нарушена последовательность).

-Верно, текста у нас нет, есть лишь отдельные его части. Помогите сложить их так, чтобы получился текст.

Откройте в учебнике стр. 66, найдите упр.110.

Для работы я предлагаю вам объединиться в пары и расположить части по порядку.

- Кто желает прочитать свой текст?

- Есть другие варианты?

Конструирование текста. Мы осторожно раздвинули травинки и увидели птенца. Птенчик был крошечный и головастый. Он то и дело открывал большой, жёлтый по краям клюв и жалобно попискивал. Родители не могли ему помочь. Невысоко от земли среди веток виднелось гнездо. Мы водворили птенца в гнездо. Дрозды сразу смолкли. Только из гнезда ещё доносился писк. Это голодные детишки требовали, чтобы их накормили. Так мы с Димой впервые увидели крошечных птенчиков. Однажды мы с Димой услышали в лесу громкие голоса дроздов. Мы подошли к большому дереву, где кружились птицы. Из травы донёсся тоненький писк.

Мы осторожно раздвинули травинки и увидели птенца. Птенчик был крошечный и головастый. Он то и дело открывал большой, жёлтый по краям клюв и жалобно попискивал. Родители не могли ему помочь.

Невысоко от земли среди веток виднелось гнездо. Мы водворили птенца в гнездо. Дрозды сразу смолкли. Только из гнезда ещё доносился писк. Это голодные детишки требовали, чтобы их накормили.

Так мы с Димой впервые увидели крошечных птенчиков.

Однажды мы с Димой услышали в лесу громкие голоса дроздов. Мы подошли к большому дереву, где кружились птицы. Из травы донёсся тоненький писк.

Беседа по содержанию. - О чём рассказывается в тексте? О том, как ребята нашли птенца, который выпал из гнезда и положили его обратно. - Что мы определили? Тему текста. -Что ещё надо определить готовясь к изложению? Основную мысль. То главное, что хотел сказать автор. Что главное хотел сказать автор? Не проходи мимо если видишь, что кому-то нужна твоя помощь. Как вы относитесь к поступку героев? Гордимся, одобряем. - Как бы вы поступили в подобной ситуации?

Беседа по содержанию.

- О чём рассказывается в тексте?

О том, как ребята нашли птенца, который выпал из гнезда и положили его обратно.

- Что мы определили?

-Что ещё надо определить готовясь к изложению?

Основную мысль. То главное, что хотел сказать автор.

Что главное хотел сказать автор?

Не проходи мимо если видишь, что кому-то нужна твоя помощь.

Как вы относитесь к поступку героев?

- Как бы вы поступили в подобной ситуации?

- Подберите заголовок к тексту. Спасение птенцов. Доброе сердце. Хороший поступок. Помощь пришла вовремя.

- Подберите заголовок к тексту.

Помощь пришла вовремя.

Анализ структуры текста.

- Когда вы слушали текст, перед вами возникла одна картинка или несколько?

Несколько. Сначала увидели птенца на земле, потом как ребята кладут птенца в гнездо.

- У вас возникло несколько сменяющих друг друга картин, следовательно, к какому типу речи отнесёте текст?

Это текст повествование.

-Вспомним из каких частей состоит любой текст повествования?

-Текст повествования состоит из 4 частей.

Прочитайте первую часть. О чём из неё узнали? Однажды мы с Димой услышали в лесу громкие голоса дроздов. Мы подошли к большому дереву, где кружились птицы. Из травы донёсся тоненький писк. - Как называется первая часть? Это начало события или завязка .

Прочитайте первую часть. О чём из неё узнали?

Однажды мы с Димой услышали в лесу громкие голоса дроздов. Мы подошли к большому дереву, где кружились птицы. Из травы донёсся тоненький писк.

- Как называется первая часть?

Это начало события или завязка .

- Прочитайте, как дальше развивается действие? Мы осторожно раздвинули травинки и увидели птенца. Птенчик был крошечный и головастый. Он то и дело открывал большой, жёлтый по краям клюв и жалобно попискивал. Родители не могли ему помочь. - Какая это часть? Развитие действия.

- Прочитайте, как дальше развивается действие?

Мы осторожно раздвинули травинки и увидели птенца. Птенчик был крошечный и головастый. Он то и дело открывал большой, жёлтый по краям клюв и жалобно попискивал. Родители не могли ему помочь.

- Какая это часть?

Развитие действия.

- Какой самый острый интересный момент? Невысоко от земли среди веток виднелось гнездо. Мы водворили птенца в гнездо. Дрозды сразу смолкли. Только из гнезда ещё доносился писк. Это голодные детишки требовали, чтобы их накормили. - Как называется самый напряжённый момент ? Кульминация.

- Какой самый острый интересный момент?

Невысоко от земли среди веток виднелось гнездо. Мы водворили птенца в гнездо. Дрозды сразу смолкли. Только из гнезда ещё доносился писк. Это голодные детишки требовали, чтобы их накормили.

- Как называется самый напряжённый момент ?

Кульминация.

Прочитайте, чем всё закончилось? Так мы с Димой впервые увидели крошечных птенчиков. - эта часть называется … Конец события или развязка.

Прочитайте, чем всё закончилось?

Так мы с Димой впервые увидели крошечных птенчиков.

- эта часть называется …

Конец события или развязка.

Развязка. Развитие действия. - Что мы составили? Схему текста повествования. Кульминация. Завязка.

- Что мы составили?

Схему текста повествования.

Составление плана текста Поработаем над каждой частью в отдельности. В каком предложении отражено основное содержание первой части? Из травы донёсся тоненький писк. -Как можно короче выразить эту основную мысль? Сократите предложение до пункта плана. 1.Тоненький писк.

Составление плана текста

Поработаем над каждой частью в отдельности.

В каком предложении отражено основное содержание первой части?

Из травы донёсся тоненький писк.

-Как можно короче выразить эту основную мысль? Сократите предложение до пункта плана.

Составление плана текста Назовите предложение в котором выражена главная мысль второй части. Мы осторожно раздвинули травинки и увидели птенца. Сократите предложение до пункта плана. 1.Тоненький писк. 2.Птенчик. (Крошечный птенчик.)

Составление плана текста

Назовите предложение в котором выражена главная мысль второй части.

Мы осторожно раздвинули травинки и увидели птенца.

Сократите предложение до пункта плана.

2.Птенчик. (Крошечный птенчик.)

Составление плана текста Каким предложением выражена главная мысль третьей части? Мы водворили птенца в гнездо. Как можно озаглавить эту часть? 1.Тоненький писк. 2.Птенчик. (Крошечный птенчик.) 3.Птенец в гнезде. (Водворение птенца.)

Составление плана текста

Каким предложением выражена главная мысль третьей части?

Мы водворили птенца в гнездо.

Как можно озаглавить эту часть?

2.Птенчик. (Крошечный птенчик.)

3.Птенец в гнезде. (Водворение птенца.)

Составление плана текста Каково содержание последней части? Так мы с Димой впервые увидели крошечных птенчиков. Как одной фразой выразить основную мысль части? 1.Тоненький писк. 2.Птенчик. (Крошечный птенчик.) 3.Птенец в гнезде. (Водворение птенца.) 4. Первая встреча. (Знакомство )и т.д.

Составление плана текста

Каково содержание последней части?

Так мы с Димой впервые увидели крошечных птенчиков.

Как одной фразой выразить основную мысль части?

2.Птенчик. (Крошечный птенчик.)

3.Птенец в гнезде. (Водворение птенца.)

4. Первая встреча. (Знакомство )и т.д.

Итак, ребята, у нас получился следующий план рассказа План: 1.Тоненький писк. 2.Птенчик. (Крошечный птенчик.) 3.Птенец в гнезде. (Водворение птенца.) 4. Первая встреча. (Знакомство )и т.д. - Что ещё кроме плана поможет вам написать рассказ? Что необходимо выписать из текста? Слова опоры. - Какая часть речи поможет вам вспомнить ключевые действия? Глаголы.

Итак, ребята, у нас получился следующий план рассказа

2.Птенчик. (Крошечный птенчик.)

3.Птенец в гнезде. (Водворение птенца.)

4. Первая встреча. (Знакомство )и т.д.

- Что ещё кроме плана поможет вам написать рассказ? Что необходимо выписать из текста?

- Какая часть речи поможет вам вспомнить ключевые действия?

Выпишите слова - опоры к первой части. План: 1.Тоненький писк. Услышали подошли кружились донёсся 2.Птенчик. (Крошечный птенчик.) 3.Птенец в гнезде. (Водворение птенца.) 4. Первая встреча. (Знакомство )и т.д.

Выпишите слова - опоры к первой части.

Услышали подошли кружились донёсся

2.Птенчик. (Крошечный птенчик.)

3.Птенец в гнезде. (Водворение птенца.)

4. Первая встреча. (Знакомство )и т.д.

- Какая по виду вторая часть рассказа? Описание. Кого описывает автор? Птенца Что описывает? Тело, голову, клюв Если есть элементы описания, то кроме глаголов какие нужны слова? Прилагательные.

- Какая по виду вторая часть рассказа?

Кого описывает автор?

Тело, голову, клюв

Если есть элементы описания, то кроме глаголов какие нужны слова?

Какие слова нужно выписать? План: 1.Тоненький писк. Услышали подошли кружились донёсся 2.Птенчик. (Крошечный птенчик.) Раздвинули увидели крошечный головастый большой жёлтый жалобно попискивал 3.Птенец в гнезде. (Водворение птенца.) 4. Первая встреча. (Знакомство )и т.д.

Какие слова нужно выписать?

Услышали подошли кружились донёсся

2.Птенчик. (Крошечный птенчик.)

Раздвинули увидели крошечный головастый большой жёлтый жалобно попискивал

3.Птенец в гнезде. (Водворение птенца.)

4. Первая встреча. (Знакомство )и т.д.

- Какие слова возьмём из третьей части? План: 1.Тоненький писк. Услышали подошли кружились донёсся 2.Птенчик. (Крошечный птенчик.) Раздвинули увидели крошечный головастый большой жёлтый жалобно попискивал 3.Птенец в гнезде. (Водворение птенца.) Водворили смолкли доносился требовали накормили 4. Первая встреча. (Знакомство )и т.д. - Что значит водворили , как поняли это слово? Водворить - поселить на жительство, поместить.

- Какие слова возьмём из третьей части?

Услышали подошли кружились донёсся

2.Птенчик. (Крошечный птенчик.)

Раздвинули увидели крошечный головастый большой жёлтый жалобно попискивал

3.Птенец в гнезде. (Водворение птенца.)

Водворили смолкли доносился требовали накормили

4. Первая встреча. (Знакомство )и т.д.

- Что значит водворили , как поняли это слово?

Водворить - поселить на жительство, поместить.

- Какие слова возьмёте из последней части? План: 1.Тоненький писк. Услышали подошли кружились донёсся 2.Птенчик. (Крошечный птенчик.) Раздвинули увидели крошечный головастый большой жёлтый жалобно попискивал 3.Птенец в гнезде. (Водворение птенца.) Водворили смолкли доносился требовали накормили 4. Первая встреча. (Знакомство )и т.д. Впервые увидели

- Какие слова возьмёте из последней части?

Услышали подошли кружились донёсся

2.Птенчик. (Крошечный птенчик.)

Раздвинули увидели крошечный головастый большой жёлтый жалобно попискивал

3.Птенец в гнезде. (Водворение птенца.)

Водворили смолкли доносился требовали накормили

4. Первая встреча. (Знакомство )и т.д.

- Какие разные слова использует автор, чтобы не повторять одно и тоже слово птицы? Птенчик, дрозды, родители, птенцы.

- Какие разные слова использует автор, чтобы не повторять одно и тоже слово птицы?

Птенчик, дрозды, родители, птенцы.

Выпишите из текста 5 трудных слов, этими словами вы сможете пользоваться при написании изложения .

Я вам буду говорить слова орфоэпически, как они произносятся, а вы повторять хором орфографически, как пишутся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляю Вашему вниманию презентацию по русскому языку (4 класс) по теме: "Обучающее изложение "Помощь дроздам".

Обучающее изложение

Автор: учитель начальных классов

ГБОУ Школа №1389 г.Москва

Кукушкина Ольга Владимировна

 Цель: учиться создавать текст и записывать его.

учиться создавать текст и

 Отгадайте загадку: Из семейства воробьиных. Буро-жёлтый, видом прост. Насекомых ест, малину Небольшой, но певчий… (дрозд)

Отгадайте загадку:

Из семейства воробьиных. Буро-жёлтый, видом прост. Насекомых ест, малину Небольшой, но певчий…


Конструирование текста Мы осторожно раздвинули травинки и увидели птенца. Птенчик был крошечный и головастый. Он то и дело открывал большой, жёлтый по краям клюв и жалобно попискивал. Родители не могли ему помочь. Невысоко от земли среди веток виднелось гнездо. Мы водворили птенца в гнездо. Дрозды сразу смолкли. Только из гнезда ещё доносился писк. Это голодные детишки требовали, чтобы их накормили. Так мы с Димой впервые увидели крошечных птенчиков. Однажды мы с Димой услышали в лесу громкие голоса дроздов. Мы подошли к большому дереву, где кружились птицы. Из травы донёсся тоненький писк.

Мы осторожно раздвинули травинки и увидели птенца. Птенчик был крошечный и головастый. Он то и дело открывал большой, жёлтый по краям клюв и жалобно попискивал. Родители не могли ему помочь.

Невысоко от земли среди веток виднелось гнездо. Мы водворили птенца в гнездо. Дрозды сразу смолкли. Только из гнезда ещё доносился писк. Это голодные детишки требовали, чтобы их накормили.

Так мы с Димой впервые увидели крошечных птенчиков.

Однажды мы с Димой услышали в лесу громкие голоса дроздов. Мы подошли к большому дереву, где кружились птицы. Из травы донёсся тоненький писк.

- Можно ли прочитанное назвать текстом? -Почему? - Откройте в учебнике стр. 66, найдите упр.110. Для работы я предлагаю вам объединиться в пары и расположить части по порядку. - Кто желает прочитать свой текст?

- Можно ли прочитанное назвать текстом?

- Откройте в учебнике стр. 66, найдите упр.110.

Для работы я предлагаю вам объединиться в пары и расположить части по порядку.

- Кто желает прочитать свой текст?

Беседа по содержанию - Какова тема текста? - Какова главная мысль? - Как вы относитесь к поступку героев? - Как бы вы поступили в подобной ситуации?

Беседа по содержанию

- Какова тема текста?

- Какова главная мысль?

- Как вы относитесь к поступку героев?

- Как бы вы поступили в подобной ситуации?

- Подберите заголовок к тексту.

- Подберите заголовок к тексту.

- Прочитайте первую часть. Однажды мы с Димой услышали в лесу громкие голоса дроздов. Мы подошли к большому дереву, где кружились птицы. Из травы донёсся тоненький писк. - Как называется первая часть? Это начало события или завязка

- Прочитайте первую часть.

Однажды мы с Димой услышали в лесу громкие голоса дроздов. Мы подошли к большому дереву, где кружились птицы. Из травы донёсся тоненький писк.

- Как называется первая часть?

Это начало события или завязка

- Прочитайте, как дальше развивается действие? Мы осторожно раздвинули травинки и увидели птенца. Птенчик был крошечный и головастый. Он то и дело открывал большой, жёлтый по краям клюв и жалобно попискивал. Родители не могли ему помочь. - Какая это часть? Развитие действия

- Прочитайте, как дальше развивается действие?

Мы осторожно раздвинули травинки и увидели птенца. Птенчик был крошечный и головастый. Он то и дело открывал большой, жёлтый по краям клюв и жалобно попискивал. Родители не могли ему помочь.

- Какая это часть?

Развитие действия

- Какой самый острый интересный момент? Невысоко от земли среди веток виднелось гнездо. Мы водворили птенца в гнездо. Дрозды сразу смолкли. Только из гнезда ещё доносился писк. Это голодные детишки требовали, чтобы их накормили. - Как называется самый напряжённый момент ? Кульминация

- Какой самый острый интересный момент?

Невысоко от земли среди веток виднелось гнездо. Мы водворили птенца в гнездо. Дрозды сразу смолкли. Только из гнезда ещё доносился писк. Это голодные детишки требовали, чтобы их накормили.

- Как называется самый напряжённый момент ?

Кульминация

Прочитайте, чем всё закончилось? Так мы с Димой впервые увидели крошечных птенчиков. - эта часть называется … Конец события или развязка

Прочитайте, чем всё закончилось?

Так мы с Димой впервые увидели крошечных птенчиков.

- эта часть называется …

Конец события или развязка

Развязка. Развитие действия. - Что мы составили? Схему текста повествования. Кульминация. Завязка.

- Что мы составили?

Схему текста повествования.

Составление плана текста Поработаем над каждой частью в отдельности. В каком предложении отражено основное содержание первой части? Из травы донёсся тоненький писк. -Как можно короче выразить эту основную мысль? Сократите предложение до пункта плана. 1.Тоненький писк.

Составление плана текста

Поработаем над каждой частью в отдельности.

В каком предложении отражено основное содержание первой части?

Из травы донёсся тоненький писк.

-Как можно короче выразить эту основную мысль? Сократите предложение до пункта плана.

Назовите предложение в котором выражена главная мысль второй части. Мы осторожно раздвинули травинки и увидели птенца. Сократите предложение до пункта плана. 1.Тоненький писк. 2.Птенчик.

Назовите предложение в котором выражена главная мысль второй части.

Мы осторожно раздвинули травинки и увидели птенца.

Сократите предложение до пункта плана.

Каким предложением выражена главная мысль третьей части? Мы водворили птенца в гнездо. Как можно озаглавить эту часть? 1.Тоненький писк. 2.Птенчик. 3.Птенец в гнезде.

Каким предложением выражена главная мысль третьей части?

Мы водворили птенца в гнездо.

Как можно озаглавить эту часть?

3.Птенец в гнезде.

Каково содержание последней части? Так мы с Димой впервые увидели крошечных птенчиков. Как одной фразой выразить основную мысль части? 1.Тоненький писк. 2.Птенчик. 3.Птенец в гнезде. 4. Первая встреча.

Каково содержание последней части?

Так мы с Димой впервые увидели крошечных птенчиков.

Как одной фразой выразить основную мысль части?

3.Птенец в гнезде.

4. Первая встреча.

Итак, ребята, у нас получился следующий план рассказа План: 1.Тоненький писк. 2.Птенчик . 3.Птенец в гнезде. 4. Первая встреча.

Итак, ребята, у нас получился следующий план рассказа

3.Птенец в гнезде.

4. Первая встреча.

Выпишите слова - опоры к первой части.

Какие слова нужно выписать ко второй части? План: 2.Птенчик. раздвинули увидели крошечный головастый большой жёлтый жалобно попискивал

Какие слова нужно выписать ко второй части?

- Какие слова возьмём из третьей части? План: 3.Птенец в гнезде. водворили смолкли доносился требовали накормили - Что значит водворили , как поняли это слово? Водворить - поселить на жительство, поместить.

- Какие слова возьмём из третьей части?

3.Птенец в гнезде.

- Что значит водворили , как поняли это слово?

Водворить - поселить на жительство, поместить.

- Какие слова возьмёте из последней части? План: 4. Первая встреча. впервые увидели

- Какие слова возьмёте из последней части?

4. Первая встреча.

Я вам буду говорить слова орфоэпически, как они произносятся, а вы повторять хором орфографически, как пишутся.

Повторное чтение текста В последний раз перед записью прочитайте текст.

Повторное чтение текста

В последний раз перед записью

Самостоятельная запись текста Пользуясь планом и словами опорами, напишите изложение. - Когда напишите, чем закончите работу? - Что будете проверять?

Самостоятельная запись текста

Пользуясь планом и словами опорами, напишите изложение.

- Когда напишите, чем закончите работу?

- Что будете проверять?

План: 1.Тоненький писк. (услышали, подошли, кружились, донёсся) 2.Птенчик. (раздвинули, увидели, крошечный, головастый, большой, жёлтый, жалобно, попискивал) 3.Птенец в гнезде. (водворили, смолкли, доносился, требовали, накормили) 4. Первая встреча. (впервые, увидели)

(услышали, подошли, кружились, донёсся)

(раздвинули, увидели, крошечный, головастый, большой, жёлтый, жалобно, попискивал)

Читайте также: