Общеинтеллектуальное направление в школе это

Обновлено: 05.07.2024

Целесообразность названного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

· формирование навыков научно-интеллектуального труда;

· развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;

· формирование первоначального опыта практической деятельности;

· овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования.

ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Целесообразность данного направления заключается в воспитании способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран.

· формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания;

· становление активной жизненной позиции;

· воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени основного общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения образовательной программы основного общего образования.

Основные задачи:

- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

- использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;

- развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.

СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Целесообразность названного направления заключается в активизации внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на ступени основного общего образования, в формировании социальных, коммуникативных и конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.

Основные задачи:

• формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;

• формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме;

• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

• формирование основы культуры межэтнического общения;

• формирование отношения к семье как к основе российского общества;

• воспитание у школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшему поколению.

По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, выставки, защиты проектов.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Целесообразность названного направления заключается в обеспечении духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

Основные задачи:

• укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;

• формирование основ морали – осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;

• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

• принятие обучающимися базовых общенациональных ценностей;

• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;

• формирование основ российской гражданской идентичности;

• пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

• формирование патриотизма и гражданской солидарности;

• развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности использован план внеурочной деятельности.

План внеурочной деятельности предусматривает распределение обучающихся по возрасту, в зависимости от направления развития личности и реализуемых программ внеурочной деятельности.

План реализует индивидуальный подход в процессе внеурочной деятельности, позволяя обучающимся раскрыть свои творческие способности и интересы.

План организации внеурочной деятельности МОО СОШ №1 с.Малая Пурга.

Общеинтеллектуальное

Общекультурное

Спортивно-оздоровительное

Духовно-нравственное

Социальное

Недостающие часы компенсируются за счет посещения детьми учреждений дополнительного образования.

Таким образом, план внеурочной деятельности на 2016-2021 учебные годы создаёт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности обучающихся, способствует самоопределению учащихся в выборе профиля обучения с учетом возможностей педагогического коллектива.

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и других социальных групп; о российских традициях памяти героев Великой Отечественной войны; о международном экологическом движении; о христианском мировоззрении и образе жизни; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о логике и правилах проведения научного исследования; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе.

2.Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, миру, людям иной этнической или культурной принадлежности, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

3.Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыт волонтёрской деятельности; опыт заботы о малышах и организации их досуга; опыт самостоятельной организации праздников и поздравлений для других людей; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.

Данный кружок обеспечивает формирование следующих УУД:

- готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки,

взаимоотношения со сверстниками;

- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

-личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную

деятельность и взаимодействие с ее участниками.

-формирование основ российской гражданской идентичности, понимания

особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства

гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей

многонационального российского общества;

- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к

родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от

их возраста, национальности, вероисповедания;

- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного

поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное

использование речевых средств для решения задач общения с учетом

особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать

собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою

точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и

жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией,

представленной в разном виде и разнообразной форме;

- овладение методами познания, логическими действиями и операциями

(сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

- освоение способов решения проблем творческого и поискового

- умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной

задачей и культурой коллективного труда.

- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о

российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей

деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование

умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Раздел 1. В мире культуры

Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных

народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К.

Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р.

Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).

Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека

невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства.

Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.016)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности

Обучающихся - одно из условий реализации ФГОС основной школы

Бурцева Альфия Зиннуровна,

учитель русского языка и литературы

Я – учитель. Моя предначертанная миссия на Земле – обучение и воспитание учащихся. Хочется выполнить свою миссию достойно и достигнуть высоких результатов в выбранном поприще, а для этого надо находиться в постоянном творческом поиске, использовать инновационные педагогические технологии в урочное и внеурочное время, так как новое время требует от учителя эффективных подходов в процессе и обучения, и воспитания. Я хочу поделиться опытом работы с учащимися во внеурочное время.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС я понимаю образовательную деятельность, которая осуществляется в формах отличающихся от классно-урочной.

Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Внеурочная деятельность реализуется по следующим направлениям:

Целью данного направления является развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, логики мышления, привитие интереса к чтению, развитие читательского кругозора, а мероприятия проводятся через такие формы как познавательные беседы, олимпиады, общественный смотр знаний, интеллектуальные клубы, детские исследовательские проекты, школьные и внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, олимпиады, конкурсы и т.п.), экскурсии, круглые столы, диспуты, школьные научные общества, соревнования, проектная деятельность, клубные и волонтёрские мероприятия.

На лукоморском дубе,

На рыбке золотой

Он показал нам смысл

Он научил нас верить в чудо,

Если даже будет худо.

Он будет вечным, будет жить!

Мы будем им гордиться,

Пока в России Пушкин длится! (Латфуллина Гульназ)

- Самое главное в работе - не работать, а любить работу.

- И глаза смотрели на учителя и поднимали руки.

- У каждой части речи есть свои достатки и недостатки.

- Люди выбирают себе в друзья лучших из населения.

- Устаревшие слова - это слова, которые использовали в прошлом, но сейчас утратившие ректабельность.

- Мама – многофункциональная, т. к. она умела петь, танцевать, рисовать, ходить на руках.

- Местоимения нужны, чтобы не повторяться как попугаи.

-Части речи бывают самостоятельные, служебные и несамостоятельные.

- Жизнь без глаголов – это было бы также нелепо, как лысый медведь в Арктике.

- Ведь у каждой части речи своя особенность, и не будь их, наш язык и наша речь умерли бы, не успев родиться.

- Если у человека нет совести, то она не проснётся.

Члены кружка с большим интересом создавали свои красочные открытки, тематические книжки-малышки с загадками, пословицами, поговорками о животных, птицах, растениях, деревьях, цветах, изготавливали наглядные пособия и раздаточный материал для учебных занятий в школе и передавали их в дар учителям и ученикам.

1.Алиса, Пьеро, Мальвина. (Дикое животное).

2.Братья, Элиза, крапива. (Кустарник).

3.Вишенка, Чиполлино,кум Тыква. (Часть дома).

4.Герда, Королева,Кай. ( Животное Африки).

5. Дуремар, Тортилла, Базилио. (Кондитерское изделие )

6.Журка, Мартынка,Васька.(Месяц).

7.Заяц, колобок, медведь. (Часть лица).

8.Иванушка, копытце, Алёнушка. (Культурное полевое растение).

9.Крокодил, бабочка, пожар. (Бочка).

10. Ленивица,Рукодельница,нянюшка.(Дерево).

11. Муха-Цокотуха,комар,паук. (Домашнее животное).

12.Тотоша, Кокоша,Мойдодыр.(Нота).

13.Подружки, Снегурочка,костёр. (Осадки ).

14.Фрекен Бок, Малыш, Карлсон (Имя мальчика, которое употребляется в скороговорках).

15.Эльф, ласточка, Дюймовочка(Число).

Цель и задачи: развивать познавательный интерес к литературе, умение грамотно, логично, образно и убедительно говорить; расширять общий кругозор и обогащать речь учащихся; воспитывать культуру речи, любовь к русской литературе, способность работы в команде, чувство коллективизма и сотрудничества, терпимость к различным точкам зрения, уважения к соперникам.

Описание: данная работа предназначена для учащихся 10-11 классов при проведении внеклассных мероприятий.

Правила игры: предварительно класс делится на игроков и болельщиков, победители награждаются книгами, лучший игрок награждается хрустальной совой также определяется лучший вопрос для награждения, вопросы могут подготовить сами старшеклассники, ответ на вопрос игроки должны дать через одну минуту, игроки могут взять помощь болельщиков, дополнительную минуту, дать досрочный ответ, для музыкальной паузы пригласить участника художественной самодеятельности школы, приглашаются гости, из присутствующих учителей выбирается жюри.

Ход мероприятия.

В конкурсе участвуют команды (представление команд).

Прошу капитанов подойти для жеребьёвки, чтобы выяснить, кто первым начинает игру.

I раунд разминка.

II раунд конкурс капитанов.

III раунд художественный.

IV раунд зарубежный.

V раунд поэтический.

VI раунд фольклорный.

VII раунд теоретический.

VIII раунд символический.

IX раунд биографический.

X раунд заключительный.

Общеинтеллектуальное направление базируется на организацию научно-познавательной и проектной деятельности обучающихся.

Приобретение обучающимися социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни можно достичь лишь в том случае, если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир, т. е. познание жизни людей и общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений.

В связи с этим педагогам рекомендуется инициировать и организовывать работу школьников с воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героизме и малодушии, войне и экологии, классической и массовой культуре и других экономических, политических или социальных проблемах нашего общества. Поиск и предъявление школьникам этой информации не должны затруднять педагога, так как её можно найти в самых разных предметных областях познания.

При обсуждении такой информации эффективны внутри-групповые дискуссии.

В качестве примера назовём несколько потенциально дискуссионных тем из разных областей познания: заседания кружка любителей литературы, организуемые для воспитанников ДОУ, могут стать фактором приобретения школьниками опыта социального действия.

В рамках работы клуба любителей книги или вечеров семейного чтения можно проводить социально ориентированные акции по сбору книг для библиотеки сельской школы, находящейся в глубинке.

В кружках по предметам школьники могут изготавливать наглядные пособия или раздаточный материал для учебных занятий в школе и передавать их в дар учителям и ученикам. Деятельность предметных факультативов может стать социально ориентированной, если его члены возьмут индивидуальное шефство над неуспевающими школьниками младших классов.

Деятельность членов научного общества учащихся рекомендуется в этой связи ориентировать на исследование окружающего их микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения.

Подобные темы могут быть темами исследовательских проектов школьников, а их результаты могли бы распространяться и обсуждаться в окружающем школу сообществе.

Рекомендуются следующие формы внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления:

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Цель организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО — создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

Внеурочная деятельность образовательного учреждения направлена на достижение воспитательных результатов:

  • приобретение учащимися социального опыта;
  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.

Структура внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется через:

  • учебный план образовательного учреждения;
  • дополнительные образовательные программы общеобразовательного учреждения;
  • образовательные программы учреждений дополнительного образования детей;
  • классное руководство.


Направления, виды и формы внеурочной деятельности

Согласно ФГОС НОО Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. ФГОС НОО Российской Федерации определяет основные направления внеурочной деятельности.

Направления, виды и формы внеурочной деятельности очень тесно взаимосвязаны между собой.

Направления внеурочной деятельности:

  1. Спортивно-оздоровительное
  2. Духовно — нравственное
  3. Общеинтеллектуальное
  4. Общекультурное
  5. Социальное

Виды внеурочной деятельности:

  • Игровая деятельность
  • Познавательная деятельность
  • Проблемно — ценностное общение
  • Досугово — развлекательная деятельность
  • Художественное творчество
  • Социальное творчество
  • Трудовая деятельность
  • Спортивно-оздоровительная деятельность
  • Туристско-краеведческая деятельность

Формы внеурочной деятельности:

  • Кружок
  • Студия
  • Секция
  • Клуб
  • Объединение
  • Факультатив
  • Научное общество
  • Конференция
  • Слет
  • Игра
  • Соревнование
  • Турнир
  • Встреча
  • Концерт
  • Спектакль
  • Практика
  • Экскурсия
  • Культпоход
  • Туристический поход
  • Субботник
  • Десант

Формы внеурочной деятельности по направлениям:

Спортивно-оздоровительное:

  • Посещение спортивных секций
  • Организация экскурсий, Дней Здоровья и других спортивных соревнований.
  • Проведение бесед по охране здоровья.
  • Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток, зарядка перед уроками.
  • Динамические паузы и прогулки в начальной школе.
  • Участие в спортивных соревнованиях.
  • Работа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания.

Общекультурное:

  • Организация экскурсий в театры и музеи, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
  • Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
  • Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, области.

Общеинтеллектуальное:

  • Предметные недели;
  • Библиотечные уроки;
  • Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые;
  • Проектная деятельность;
  • Участие в научно-исследовательских конференциях;
  • Разработка проектов к урокам.

Духовно-нравственное:

Социальное:

Формы внеурочной деятельности по видам:

Словесно-логические

Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей.

  • Беседы на различные темы
  • Дискуссии
  • Собрания
  • Конференции
  • Лекции

Образно-художественные формы

Главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции.

Трудовые формы внеурочной деятельности

  • Работа на пришкольном участке
  • Работа по оформлению и уборке кабинета
  • Уход за комнатными растениями
  • Организация дежурства на переменах и в школьной столовой
  • Помощь школьному библиотекарю
  • Трудовые десанты

В современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда, когда ребёнок осознаёт, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в итоге своего туда.

Игровые (досуговые) формы работы

  • Совместные праздники
  • Подготовка концертов, спектаклей
  • Неделя театра, танца, вокала
  • Просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей
  • Соревнования
  • Конкурсы
  • КВНы
  • Туристические походы
  • Экскурсионные прогулки в парк
  • Экскурсионные поездки

Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные, интеллектуальные и др.

Психологические формы

  • Лекции
  • Беседы
  • Дискуссии
  • Психологические упражнения
  • Консультации
  • Тренинги

В формах этого типа основным средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Эти формы требуют специальных знаний и умений.

Результаты внеурочной деятельности

Все виды, направления и формы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.

Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Уровни результатов внеурочной деятельности

Первый уровень. 1 класс
Школьник знает и понимает общественную жизнь
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.Достигается во взаимодействии с педагогом

Второй уровень. 2-3 классы
Школьник ценит общественную жизнь
Получение школьником опыта переживания и формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).Достигается в дружеской детской среде.

Третий уровень. 4 класс
Школьник самостоятельно действует в общественной жизни
Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.Достигается во взаимодействии с социальным субъектом.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности воспитательной работы:

  • внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
  • улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
  • укрепление здоровья воспитанников;
  • развитие творческой активности каждого ребёнка;
  • укрепление связи между семьёй и школой.

Литература:

Системно-деятельностный подход, положенный в основу ФГОС НОО, предполагает развитие у учащихся универсальных умений и способов деятельности, когда задача педагогов состоит в помощи ребенку в самопознании, самораскрытии, в выработке и развитии способов, позволяющих ему приобрести опыт использования средств развития своей индивидуальности. Естественно, что этот подход должен в полной мере реализовываться и в процессе внеурочной деятельности: не давать ребенку готовую сумму знаний, а ставить его в ситуацию поиска, выбора.

Кроме того, опора на данный подход позволит

- объединить усилия всех участников данного процесса, что будет способствовать повышению его эффективности;

- расширить диапазон воспитательного воздействия на ребенка;

- включить ребенка в целостной интегрированный педагогический процесс;

- оптимально использовать кадровые, материально-технические, финансовые ресурсы учреждения.

В связи с этим роль школы заключается в создании системы благоприятных условий для осуществления такого процесса. Достижение этого связано не только с изменением содержания образования и средств педагогической деятельности, но и со значительной перестройкой всей организации жизни школы, её уклада.

При этом особое внимание необходимо уделять организации второй половины дня, когда открывается простор для педагогического творчества, когда вся деятельность строится исключительно на интересе школьников и их свободном выборе.

Идея организации второй половины дня не нова, она была широко обсуждаема в 70-80-х годах XX столетия и нашла свое подтверждение в научной литературе в работах известных ученых-психологов XX века В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина, которые указывали, что внедрение развивающего обучения наиболее успешно будет протекать при условии:

- многообразия видов деятельности и ее добровольности;

- превращения школы в школу-клуб.

Научным фундаментом организации внеурочной деятельности являются гуманистические идеи педагогики и психологии, теоретические разработки в области развивающего образования, дополнительного образования, педагогики сотрудничества, педподдержки А.Б. Воронцова, О.С.Газмана, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, М.В. Катуновой, С.Э. Каркалиной., Э.Г. Костяшкина, Г.Н.Кудиной,О.Е. Лебедева, З.Н. Новлянской, С.Д.Полякова, В.В.Репина, О.К. Репиной, Н.Л.Селивановой, Г.К.Селевко, В.А.Сластенина, Е.Н.Степанова, А.Н.Тубельского, Т.И.Шамовой, Б.Д.Эльконина и др.

Еще в 70-е годы XX века на практике (М.В. Катунова, С.Э. Каркалина, Э.Г. Костяшкин, А.Н.Тубельский и др.) была подтверждена необходимость, с одной стороны, и эффективность, с другой, организации второй половины дня с использованием различных видов деятельности для успешного развития личности ребенка.

Ребёнок уже с детства знакомится с различными видами деятельности. Он оказывается включенным в разнообразные отношения. Характер этих отношений будет влиять на процесс развития и социализации ребенка, формирования его позиции: позиции потребителя или позиции производителя материальных и духовных благ. Это, по мнению Григорьева Д.В. и Степанова П.В., – стержень социализации личности, показатель его развития и взросления (своими руками сделал поделку для младшего брата, вместе с друзьями сделали подарки для детского дома, ходили в экспедицию по очистке родников, рисовали панно для больницы, подготовили концерт для ветеранов и т.д.).

Процесс воспитания в школьном пространстве, безусловно, непрерывен, но следует различать потенциал урочной и внеурочной деятельности. Основой формирования гражданской позиции и социальной активности может явиться внеурочная деятельность школьников. Она имеет большее, чем урок временное пространство, большее количество субъектов – участников того или иного вида деятельности и несёт в себе приоритет воспитания в человеке тех или иных умений, навыков, личностных качеств.

Выбор направлений и наполнение конкретным содержанием каждого из направлений находится в компетенции образовательного учреждения.


Обратите внимание.

Во многих образовательных учреждениях встречается ошибка при определении направлений.

Например, научно-познавательное, патриотическое, художественно-эстетическое и др. не названы в ФГОС НОО.

Рассмотрим подробнее особенности организации каждого из указанных в ФГОС НОО направления.

Спортивно-оздоровительное направление

Основными целями реализации данного направления являются: способствовать

• освоению младшими школьниками основных социальных норм, необходимых им для полноценного существования в современном обществе (ведение здорового образа жизни, сохранение и поддержание физического, психического и социального здоровья);

• развитию позитивного отношения к базовым ценностям современного российского общества (например, в Саратовской области приоритетными базовыми ценностями являются: патриотизм, семья, здоровье, Отечество и т.д.);

• приобретению школьниками нового ценностно-окрашеного социального опыта, на основе которого они смогли бы в будущем выстраивать собственное социальное поведение.

В процессе реализации данного направления предполагается решение следующих задач: мотивирование школьников к участию в спортивно-оздоровительной деятельности; формирование и развитие детских общностей и коллективов, совместно участвующих в спортивно-оздоровительной деятельности; помощь младшим школьникам в осуществлении ими самостоятельного планирования, организации, проведения и анализа наиболее значимых для них дел и проектов спортивно-оздоровительной направленности.

Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности основывается на принципах: природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотизма, проектности, поддержки самоопределения воспитанника.

Наиболее эффективной, из применяемых в этом направлении технологий, можно считать технологию социального проектирования.

• подготовка учащихся к работе над проектом;

• разработка собственного варианта решения проблемы;

• реализация плана действий участниками команды;

• подготовка к защите проекта. Формирование портфолио;

Кроме этого, к использованию в образовательных учреждениях можно рекомендовать такие технологии как социальная проба и социальная практика.


Общеинтеллектуальное направление


Духовно-нравственное направление

В направлении духовно-нравственного развития обучающихся можно выделить следующие составляющие:

• воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

• воспитание нравственных чувств и этического сознания;

• воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

• формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

• воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

• воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Цель и задачи духовно-нравственного направления организации внеурочной деятельности обучающихся достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных социальных субъектов: государства, семьи, школы, традиционных религиозных и общественных организаций.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

На основе национального воспитательного идеала формулируется основная цель – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала;

• принятие обучающимся базовых национальных ценностей;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

• осознание ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;

• формирование основ российской гражданской идентичности.


Общекультурное направление

Задача общекультурного направления внеурочной деятельности состоит в формировании творчески активной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и других сферах жизни и деятельности. Первые элементарные представления о красоте, аккуратности и чистоте ребенок получает в семье, именно с этого начинается общекультурное воспитание.

У всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе общекультурного воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр, декоративно – прикладное искусство и другие виды художественного творчества.

Задача педагога воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала. Взаимодействие ребенка и любого вида искусства, прежде всего, начинается с восприятия.

Читайте также: