Классный час в начальной школе профилактика детского травматизма

Обновлено: 08.07.2024

Автор: Романенко Любовь Владимировна

Организация: МКОУ СОШ №22

Населенный пункт: Ставропольский край, Кочубеевский р–н, х. Стародворцовский

Цель: предупредить о возможных опасностях на перемене, уберечься от несчастных случаев. Техника безопасности детского травматизма.


Травматизм школьников наносит вред здоровью детей, вызывает тяжелые переживания родственников, одноклассников, учителей, родителей.
Сегодня на классном часе мы поговорим, как же избежать травм.

Ежедневно вы проводите в школе до 6 часов. Это довольно много, и потому наша общая задача научиться избегать опасных ситуаций, которые могу привести к травме.

КАКИЕ ЖЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ В ШКОЛЕ?

Почти половина (43,8%) всех травм возникают на перемене.

Сегодня на классном часе мы будем говорить об опасностях на перемене, и можно ли нам уберечься от несчастных случаев.

Группа школьников прижимает к стене одного из своих одноклассников. Всем весело. Кто-то уперся ногой в противоположную дверь. Всё увеличивается сила давления на стену, а главное на того, кто внизу. И в итоге?

Серьезную опасность во время перемен представляют радиаторные батареи центрального отопления. Если удариться о такую батарею головой, грудью или другой частью тела, можно получить серьезное повреждение.

Серьезную опасность во время перемен представляет и мебель в классе. Если удариться об угол парты, можно получить серьёзную травму

1.Категорически запрещается обижать младших и девочек

2. Категорически запрещается толкать друг друга,

все передвижения по школе делай шагом и по правой стороне.

3.Категорически запрещается бегать и прыгать в классе и коридоре

4.Запрещается бросаться различными предметами.

5.Категорически запрещается применять физическую силу!

6.Запрещается на лестнице бегать, толкать друг друга!

7.Категорически запрещается дразниться, употреблять непристойные выражения и жесты!

-Наша задача - вести себя правильно, избегать опасных ситуаций, которые могут угрожать вам, вашему здоровью.

Дети высказывает свое мнение.

-Сегодня мы с вами говорили о том , как уберечься от травм, приводили много примеров, просмотрели презентацию. Мне очень хочется надеяться ,что после нашей беседы вы будете внимательнее относиться друг к другу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи: обобщить знания учащихся по правилам поведения в различных ситуациях; учить предотвращать эти ситуации; развивать наблюдательность и внимательность, умение слушать и слышать сверстников.

Ход классного часа

Актуализация знаний

- Что на свете всего дороже? (жизнь)

- Как понимаете это слово? Что такое жизнь?

Жизнь – совокупность явлений, происходящих в организмах, особая форма существования…Физиологическое существование человека, животного.

Здоровье – правильная деятельность живого организма.

- Что влияет на наше здоровье? (питание, спорт, правильный отдых, вредные привычки, соблюдение правил безопасности…)

- Что такое безопасность?

Безопасность – положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь.

- Какое отношение имеет безопасность к здоровью?

III. Объявление темы классного часа

- Сегодня поговорим о правилах безопасности в различных ситуациях, о том как предупредить травматизм.

IV. Работа по теме

а) Определение понятий

- Что такое травма, травматизм?

Травма – повреждение тканей организма внешним воздействием (ушибом, ударом)

Травматизм – состояние организма, получившего травму.

- Ежегодно в России регистрируется около 2 млн. травм у детей до 15 лет. Около 900 тыс. травм случается в быту, 600-650 тыс. – на улице, 130-140 тыс. – в школе, 65-70 тыс. – при занятиях физкультурой и спортом.

- Каких травм больше всего? (в быту)

- Как предупредить травмы в быту?

б) Работа над загадками

- Я вам загадаю загадку. Назовите мне отгадку и объясните, какую опасность несёт этот предмет, как надо пользоваться этим предметом, чтобы не получить травму.

1. Маленького роста я, тонкая и острая. Носом путь себе ищу, за собою хвост тащу. (ИГЛА)

2. Кто готов свои 2 шпаги скрестить из-за бумаги. (НОЖНИЦЫ)

3. Всё ест, не наедается, а пьёт – умирает. (ОГОНЬ)

4. Плывёт пароход, то взад, то вперёд. А за ним такая гладь, ни морщинки не видать. (УТЮГ)

5. В маленьком амбаре держат 100 пожаров. (СПИЧКИ )

6. Без ног бежит, без огня горит, без зубов, а кусается. (ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК)

7. Лезвием острым я проведу, разрезать продукты я помогу. (НОЖ)

- Часто ли вы дома остаётесь одни?

- Чем вы заняты в это время?

г) Определение правил безопасности в доме (дополни высказывание):

- пролив воду, постарайтесь её вытереть…(иначе можно поскользнуться и упасть)

- вынимая вилку из розетки, не тяните за провод…(он может оторваться)

- не берите режущие предметы…(можно пораниться)

- выключайте электроприборы на ночь или когда уходите из дома или комнаты в общежитии…(может произойти короткое замыкание)

д) Аналитическая деятельность учащихся

- Давайте вспомним сказки, мультфильмы, рассказы, где нарушение основ безопасности жизнедеятельности привело или могло привести к печальным последствиям. Объясните, почему так произошло (могло произойти)?

- Как нужно было поступить правильно?

- Мы поговорили о травмах в быту. На втором месте – травмы на улице.

- Какие правила могут нарушить дети? Давайте вспомним правила поведения на прогулке, на улице.

- Менее часто (на третьем месте) встречаются травмы, полученные в школе.

- Очень много времени вы проводите в школе. Я вам рассказывала о детях, которые получили травмы в нашей школе. Вспомните, что с ними произошло.

- Какие правила надо соблюдать в школе, чтобы избежать травм и быть здоровым? (не бегать, не качаться на стуле, не играть с дверями, играть так, чтоб не было никому больно и т.п.)

V. Итог классного часа

- Много правил поведения существует. Для чего их придумали?

- Вспомните правила поведения в общежитии? Школе? На улице? Правила пользования электрическими приборами, канцелярскими принадлежностями?

- Надеюсь, что вы будете помнить и соблюдать все эти правила и останетесь здоровыми.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель : Нина Ивановна Тернавская

hello_html_103da9b0.jpg

Цель: повышение знаний об истоках детского травматизма;

влияние на изменение поведения детей в нужном направлении;

снижение числа травм до полной их ликвидации;

сформировать представления о наиболее распространённых, типичных опасных ситуаций, об альтернативных типах поведения с тем, чтобы в момент опасности ребёнок сам мог сделать выбор, знал, как ему следует вести себя в определённой жизненной ситуации и был готовым к последствиям своего выбора;

учить детей быть осторожными и внимательными.

Оборудование:

пословицы и поговорки о здоровье;

плакаты на тему здоровья;

рисунки, где дети пострадали от травм;

правила поведения в школе;

сюжетные картины на темы: а) падение с высоты, б) падение на ровном месте, в) ушибы от упавших предметов, г) ожоги, д) ранения, е) дети и животные, ё) приключения на воде, ж) падения в ямы, з) ушибы от избытка движения, и) инородные тела, й) опасные ситуации в играх

Ход мероприятия:

Учитель: Детский травматизм увеличивается из года в год. Детям младшего школьного возраста присущи подвижность, любопытство, переоценка своих сил, шаловливость, невнимательность, следование не всегда разумным примерам и советам других ребят. Ребята часто попадают в многочисленные опасные ситуации и нередко получают травмы. Больше всего травм дети получают во дворах, на улице, в школе.

А) Получение тяжёлых повреждений обусловлено падением детьми с высоты ( с дерева, забора, качели, велосипеда, с крыши и т. д. ).

-- Кто из вас, ребята, получал травму от падения с высоты? Как это происходило? Что вы чувствовали? Какие были последствия? Ваши действия, (ответы детей). - Как можно было избежать этого? (ответы детей).

Б) Учитель: травму можно получить при падении на ровном месте, с разбегу, зацепившись за камень, ветку, поскользнувшись и т. д..

- У кого из вас была такая ситуация? Как это случилось? Ваши действия ( ответы детей ).

- Что можно было сделать, чтобы избежать этого?

В ) Учитель : Нередко на детей падают тяжёлые предметы ( мебель, книжные полки, колонки и т. д. )

- Была ли у вас такая ситуация? Как это произошло? Ваши действия. ( Ответы детей ).

- Что нужно было сделать, чтобы этого не случилось?

Г ) Учитель : очень часто дети получают ожоги. – Что такое ожог? От чего его можно получить? У кого из вас были ожоги и как это случилось? (ответы детей ). Ваши действия.

- Как вы будете действовать, если получили ожог сами и кто-то другой в вашем присутствии? Что надо делать, чтобы избежать ожогов? ( Ответы детей ).

Д) Учитель : Бывают ранения ( порезы ) острыми предметами ( ножами, лезвием, стеклом, гвоздём и т. д.) . Такие травмы чаще всего происходят из-за невнимательности, неправильного обращения с острыми предметами.

- Были ли у вас такие случаи? Как это случилось? Ваши действия. ( Ответы детей ).

- Что можно было сделать, чтобы такого не случилось? ( Повторить правила пользования ножницами, иглой, ножом, острыми предметами ).

Е) Учитель: Нередко дети получают укусы от собак, кошек, хомяков, ушибы копытом лошадей или рогами коз, коров, быков и т. д.. Сильные ушибы возникают во время драк или жестоких шуток.

- Приведите примеры из своей жизни: как это было, почему, ваши действия? ( ответы детей).

- Как надо себя вести, чтобы не получать такие травмы? ( ответы детей).

Ё) Учитель: Многие дети не умеют плавать или плохо плавают, из-за этого попадают в опасные ситуации на воде.

- Кто из вас не умеет плавать или плохо плавает, но любит лезть в воду?

Ж) Учитель: По невнимательности дети часто попадают в ямы , колодцы, проруби и т.д..

- Были ли у вас такие случаи с вами или вашими знакомыми? Как это произошло? Ваши действия? Что надо делать, чтобы избежать такой опасности? (ответы детей).

З) Учитель: Дети могут получить травмы и в школе , бегая на переменах по лестницам, коридорах, ушибаясь об углы мебели или стены, сталкиваясь друг с другом.

- Приведите примеры из своей жизни. Как этого избежать? (ответы детей).

Повторить правила поведения в школе.

И) Учитель: У некоторых детей имеются дурные привычки грызть ногти, что-то постоянно сосать во рту (ручку, карандаш и т. д.), засовывать в нос или ухо какие-то предметы. С такими детьми часто случаются несчастные случаи. Их срочно привозят к врачам по поводу инородных тел в носу, ухе, проглоченных монет, булавок, пуговиц ( и т. д. ). Врачам надо потрудиться, чтобы помочь этим детям. А любители обкусывать ногти часто страдают воспалительными заболеваниями ногтевых фаланг пальцев, слизистой оболочки рта, воспаление кишечника.

- Были ли на вашей памяти такие случаи? С кем они произошли? Почему? Какие меры были приняты7 Чем закончился такой случай? (ответы детей).

Й) Учитель: Дети очень любят играть в подвижные игры . Для игр они часто выбирают неподходящие места: заброшенные старые дома или стройки, чердаки, крыши домов, сараев, колодцы, проезжую часть улиц и т. д.. В азарте игры они не замечают опасности: наступают на гвозди, битое стекло, куски ржавого железа и нанося своему здоровью вред.

- Расскажите, как и где вы любите играть, в какие игры. Подумайте, может ли произойти несчастный случай во время вашей игры на вашем месте? Что надо делать, чтобы этого не случилось? Приходилось ли вам видеть такую ситуацию? Как вы действовали? (ответы детей).

Учитель: Где бы не была получена ребёнком травма, он вынужден терпеть боль, переживать страх, а в тяжёлых случаях расплачиваться инвалидностью, своим здоровьем за свою невнимательность, непоседливость, шаловливость. В таких случаях родители перестают ходить на работу, водя ребёнка в больницу на уколы, перевязки, прививки. По несколько дней, недель, а то и месяцев дети не посещают школу, болеют и не всегда все повреждения излечиваются. Иногда остаются неизлечимые увечья: отсутствие руки, ноги, глаза, шрамы и т. д.. После черепно- мозговых травм бывают частые головные боли, неуравновешенность, снижение внимания, нарушение сна, ослабление памяти , зрения.

Так давайте же будем стараться не нарушать правила безопасного поведения в школе, дома, на улице, во дворе, на воде, во время игр, на уроке, на дорогах и т. д., чтобы быть здоровыми. Ведь здоровье – это самое ценное, что есть на ЗЕМЛЕ.

1. В здоровом теле – здоровый дух.

2. Здоровому всё здорово.

3. Здоровье – это наибольшее богатство.

4. Береги платье снову, а здоровье смолоду.

5. Без здоровья нет счастья.

6. Когда нет силы, то и свет не милый.

Учитель: В добрый час, дорогие дети, и доброго вам здоровья! Делайте всё для того, чтобы расти здоровыми, жизнерадостными, добрыми, сильными, счастливыми. А для того, чтобы стать такими, надо соблюдать правила поведения ВСЕГДА и ВЕЗДЕ.

Цель: Снижени е и преду преждение травмат изма в школе с реди учащих ся.

Задачи: Повторе ние и закреплен ие правил жиз небезопасн ости на дорогах, в

Повторение и закреплен ие навыков оказания первой медицинской помощи

при ожогах, ссад инах, пе реломах и дру гих несчастны х случаях.

Воспитывать чувство коллективизма, бережное отношение друг к другу,

- Положите р уки в удобное положение. Закройте глаза, слушайте мои слова и

мысленно рисуйте себе ка ртины, которые будут ассоциироваться с этими

- Какое у вас сей час настроение? На что о но похоже: на солнышко или на

- С таким наст роением надо к аждый день приходить в школ у. И все бу дет в

школе в полном п орядке если вы будете соблю дать правила поведения. В ы

- Но иногда дети за бывают эти п равила и тогда слу чаются травм ы. Об этом

( ученики делят картинки на две группы: дети поступают правильно - дети

Коза сидит на лавочке около домика, перематывает клу бок ниток. Два

козленка сидят рядом и разговаривают, два козлика бодаются, тр ое играют в

Коза: Семь козлят у меня: Вот о на моя семья. Как зовут, я их скажу , По

порядку расскажу: Вот Умейка – он умелый, Вот Бодайко – очень смелый,

Вот Д разнилка, вот Топту шка, Вот Мазилка, вот Болтушка. У меня одна

дочушка, Очень любит побо лтать, Не умеет помолчать. У меня один

козленок – Непоседа, постреленок. Больше всех его люблю , Малышом его

зову. (Козл ята садятся на лавочку у домика, и к оза обращае тся к ним.)

(Коза берет корзину и уходит. Козлята выходят из до мика, играют в

(Волк стучится. Ему резко открываю т. Он входит, потирая л об.)

Учитель: Какие травмы получили козлята и почему? (Вывешивают ся

плакаты: переломы, ушибы, ссадины, термические ожоги, электрические

- Вы знаете какую перву ю медицинскую помощь необходимо оказать при

Работа в гр уппах. (Определите п оследовательность оказания помощи)

- Молодцы! Н о давайте вернем ся к сказке, в едь она еще не закончилась.

- Ребята, кто из вас знает эти правила - поднимите ру ку!

- Ребята, вы вниматель но смотрели сказку и слушали прав ила

жизнебезопас ности. Т огда вы легко отв етите на мои вопрос ы:

– Ты пролил на с ебя горячий чай, что надо сделать в перву ю очередь?

- Вы показали мне и гостям, что знаете не только причины получения травм,

но и последовательность оказания первой помощи. И в заключении

- Устранение поражающего фактора. ( Если это пожар, то нужно загасить

- Осмотр пострадавшего. (Если имеет место о жог жидкость ю - необходимо

- Выяснение сост ояние пострадавш его. (Необходимо у знать, как себя

- Следить за с остоянием п острадавше го и не оставл ять одного. ( Чтобы

избежать осложнений при лечении, первым делом нужно быстро охладить

обожженный участок кожи. Сделат ь это можно погрузив ко нечность в

Оказание перв ой помощи при ударе электрическим т оком.

- Устранение п оражающего фак тора. ( Резу льтат можно д остичь

отключением ист очника тока, либо отведением ист оч ника воздействия от

пострадавшего. Сделать это нужно верёвкой либо палкой, причем

необходимо, чтобы в том или в другом случае эти предметы были сухими.

Нельзя касаться п острадавшего, на ходящегос я под действи ем тока ру ками.)

Читайте также: