Обручение в монастыре краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Один из ярких примеров – четыре первых такта Вступления к опере.

В процессе работы композитор исправлял не только музыкальный, но и литературный текст. Так, в серенаде Антонио из первого акта Прокофьев вычеркнул следующий текстовый фрагмент:

Над зачеркнутыми строками он записал:

Значительно бóльшая ритмическая свобода, достигнутая, благодаря изменениям, внесенным в исходный текст серенады Антонио, позволила Прокофьеву придать своеобразие музыкальному ритму, и обрести свободу мелодическую.

С. С. Прокофьев. Обручение в монастыре (Дуэнья). Либретто. Черновой автограф. – Ф. 617 (С. С. Прокофьев), № 4, л. 1.

С. С. Прокофьев. Обручение в монастыре (Дуэнья). Акты 3 и 4. Клавир с разметкой инструментовки. Автограф. – Ф. 617 (С. С. Прокофьев), № 2, л. 53.

С. С. Прокофьев. Обручение в монастыре (Дуэнья). Акты 1 и 2. Клавир с разметкой инструментовки. Автограф. – Ф. 617 (С. С. Прокофьев), № 1, л. 1.

С. С. Прокофьев. Обручение в монастыре (Дуэнья). Акты 3 и 4. Клавир с разметкой инструментовки. Автограф. – Ф. 617 (С. С. Прокофьев), № 2, л. 77.

Опера по либретто Шеридана была поставлена в 1775 г. с музыкой Томаса Линли, которая соседствовала с популярными мелодиями.

Прокофьев С. С. Интервью газете Moskow News от 24 октября 1940 г. // Прокофьев о Прокофьеве. Статьи и интервью / Ред.-сост. В. П. Варунц. – М., 1991. – С. 187.

Прокофьев С. С. Обручение в монастыре (Дуэнья). Метрические схемы стихотворных текстов. Автограф с карандашными пометами. – Ф. 617 (С. С. Прокофьев), № 6, л. 2.

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер-постановщик – Владислав Пази
Художник-постановщик – Алла Коженкова
Художник по свету –Анатолий Кузнецов
Ответственный концертмейстер – Марина Мишук
Балетмейстер – Николай Андросов

Краткое содержание

О спектакле

Мировая премьера: 3 ноября 1946 года, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинский)
Премьера постановки: 14 сентября 1996 года


Продолжительность спектакля 3 часа 45 минут
Спектакль идет с двумя антрактами

В Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко - премьера оперы С. С. Прокофьева “Обручение в монастыре”. Либретто самого композитора и М. А. Мендельсон-Прокофьевой на основе литературного сюжета Р. Б. Шеридана к опере “Дуэнья” Литли.

Сам автор признается, что перед ним стояла дилемма, на чем прежде всего сделать акцент - комической стороне произведения, или же подчеркнуть лиризм отношений между молодыми влюбленными. Он остановил выбор на втором. Итак, любовь, как всегда, открывает все двери, и никакой расчет этому не помеха. Как бы ни хотел папенька выдать дочь за богача, ничего у него не получилось. Ловкий рыботорговец Мендоза надеется получить в жены красавицу-дочь сельского дворянина Дона Жерома Луизу. Однако, девушка влюблена в другого, и решается бежать. Помогает ей в этом дуэнья. После многочисленных приключений молодые обретают счастье, а обескураженный отец еще и деньги.

Динамичный сюжет, яркие сцены, прекрасная музыка и вокальные партии - давно сделали “Обручение в монастыре” одним из любимых меломанами произведений.

Авторами нового спектакля стали Александр Лазарев, Александр Титель, Людмила Налетова. Заглавные партии исполнят ведущие солисты театра. Приглашаем заказать билеты на оперу “Обручение в монастыре”.

Действующие лица

  • Дон Жером, севильский дворянин (тенор)
  • Фердинанд и Луиза, его дети (баритон и сопрано)
  • Дуэнья при Луизе (контральто)
  • Антонио (тенор),
  • Клара, подруга Луизы (меццо-сопрано),
  • Мендоза, богатый рыботорговец (бас),
  • Дон Карлос, обедневший дворянин, приятель Мендозы (баритон),
  • Отец Августин, настоятель монастыря (баритон);
  • монахи: Отец Елустаф (тенор), Отец Шартрез (баритон), Отец Бенедиктин (бас); 1-й послушник (тенор), 2-й послушник (тенор),
  • Лауретта, служанка Луизы (сопрано),
  • Розина, служанка Клары (контральто или меццо-сопрано),
  • Лопез, слуга Фердинанда (тенор),
  • Приятель дон Жерома (без слов, играет на корнет-а-пистоне),
  • Само, слуга дон Жерома (без слов, играет на большом барабане).

Слуги, служанки, монахи, монахини, гости, маски, торговки.

Содержание либретто оперы

Действие происходит в Севилье в XVIII веке.

Площадь перед домом дона Жерома. Ловкий рыботорговец Мендоза сулит почтенному дворянину Жерому огромные прибыли в совместной торговле. Сделка будет скреплена рукою дочери Жерома — Луизы, которая станет женой Мендозы, Жером с восторгом описывает красоту дочери. Но и Мендоза не менее красноречиво рассказывает о достоинствах различных рыб, демонстрируемых его слугами. На смену старикам приходят молодые. Сын Жерома, пылкий Фердинанд, мечтает о прекрасной и своенравной Кларе д’Альманца. Сумерки привели Антонио под окно его возлюбленной Луизы. Свидание влюбленных прерывает голос рассерженного Жерома. Обеспокоенному Жерому кажется, что нет страшнее напасти, чем опека взрослой дочери. Он принимает решение немедленно выдать Луизу замуж за Мендозу. На улицах гаснут огни. Севилья погружается в сон.

Луиза мечтает о счастье с Антонио. Жених, избранный отцом, внушает ей чувство отвращения. Но упрямый старик поклялся не выпускать дочь из дому, пока она не исполнит его волю. Тщетно Фердинанд пытается защитить сестру, Жерома трудно переубедить. На помощь приходит дуэнья. Условившись с воспитанницей, она разыгрывает тайную передачу любовного послания от Антонио. Жером перехватывает письмо и в гневной запальчивости приказывает няньке покинуть дом. На этом и был построен план женщин: в платье дуэньи ускользает от отца Луиза.

На набережной Севильи бойко торгуют рыбой. Мендоза доволен — дела идут отлично. Карлос не разделяет восторгов друга. Он мечтает о предметах, достойных рыцаря: драгоценных камнях, оружии, золоте.

Очаровательные беглянки, Луиза и Клара д’Альманца, также покинувшая родной дом, но от злой мачехи, разрабатывают план дальнейших действий. Клара рассердилась на Фердинанда и рассчитывает найти себе приют в монастыре святой Екатерины. А Луиза, назвавшись именем подруги, просит подошедшего Мендозу разыскать Антонио. Просьба хорошенькой девушки по душе Мендозе: он полагает, что так сумеет отвлечь внимание молодого человека от дочери дона Жерома.

Медленно текут часы для Луизы, ожидающей Антонио. Но вот Мендоза вводит её возлюбленного. Радость молодых людей безгранична. Обманутый Мендоза также доволен, думая, что избавился от соперника. Он восторженно рассказывает новым друзьям о своей невесте и предстоящем её похищении. Луиза и Антонио лукаво ему поддакивают. Их сердца полны любовью, они счастливы, что нашли друг друга.

Дон Жером с упоением музицирует, разыгрывая с друзьями любовный менуэт. Но игра что-то не ладится. Жером никак не может понять, зачем дочь тайно бежала с человеком, предназначенным ей в мужья. Карлос приносит письмо от Мендозы с просьбой простить и благословить его. Послание с аналогичной просьбой приносит чумазый мальчишка от Луизы. Жером удивлен чудачеством дочери — почему бы не написать им вместе? — и благословляет обоих, заказывая в честь новобрачных парадный ужин.

В старом заброшенном саду женского монастыря одиноко бродит Клара: неужели ей суждено навек остаться среди монахинь? С обнаженной шпагой вбегает Фердинанд. Мендоза рассказал ему об измене возлюбленной, и он решил отомстить Антонио. Ослеплённый ревностью, Фердинанд не узнает Клару, представшую перед ним в монашеском одеянии. А Клара поверила наконец в искренность чувств Фердинанда и вслед за ним покидает смиренную обитель, желая соединить свою судьбу с любимым.

В пьяном разгуле проходит жизнь в мужском монастыре. Внезапное появление клиентов заставляет монахов обратиться к пению благочестивых псалмов: это Антонио и Мендоза пришли с просьбой обвенчать их с возлюбленными. Звон монет из оброненного просителями кошелька оказал магическое действие: настоятель согласен провести обряд венчания.

Аудиозаписи


Напишите отзыв о статье "Обручение в монастыре"

Отрывок, характеризующий Обручение в монастыре

Читайте также: