Образовательные потребности в доу

Обновлено: 05.07.2024

Если проанализировать потребности, озвученные педагогами нашего ДОУ, их можно рассматривать в соответствии с пирамидой потребностей А. Маслоу. Общий перечень потребностей можно разделить на базовые первичные и высшие потребности.

Желание иметь хорошую зарплату и соцобеспечение, психологическое спокойствие и стабильность, возможность осуществлять свою деятельность в условиях хорошей материальной обеспеченности образовательного процесса выражают физиологические потребности и потребности в безопасности. Повышение уровня заработной платы не входит в компетенцию руководителя ОУ, но с введением стимулирующих надбавок педагоги могут значительно повысить свои доходы при условии профессиональной компетентности и способности выдавать качественный результат своей работы. В условиях скудного бюджетного финансирования руководитель должен уметь изыскать средства на пополнение материально-технической базы – это возможно путем введения платных образовательных услуг, привлечения спонсорских средств и внедрения инновационных технологий.

Потребность в принятии выражается желанием педагогов работать в хорошем, сплоченном коллективе, взаимодействовать с адекватными родителями воспитанников. Благоприятная атмосфера в коллективе во многом зависит от руководителя учреждения, от его способности доверять сотрудникам, прислушиваться к их мнению, уважать их опыт, а также от его умения построить отношения между учреждением и родителями воспитанников: стремиться, чтобы качество услуг соответствовало запросам заказчиков – родителей, но и не потакать всех прихотям, противостоять необоснованным претензиям, защищать своих сотрудников на всех уровнях, наладить дисциплину как сотрудников, так и родителей.

Потребность в признании педагога удовлетворяется за счет признания его профессиональной успешности путем установления тех же стимулирующих надбавок за качество работы, выдвижения и поощрения участия в различных профессиональных конкурсах, средствами нематериального стимулирования. Руководитель должен и может установить в коллективе доверительные и уважительные отношения.

Потребность в самореализации педагога удовлетворяется при обеспечении возможности для педагогов повышения их квалификации, проведения аттестации, различных творческих потребностей. В учреждении должна быть налажена работа по содействию педагогам в реализации таких потребностей. Педагоги должны иметь возможность проходить курсы повышения квалификации, должны быть созданы условия для самообразования и внутрикорпоративного обучения, непосредственный руководитель должен курировать прохождение аттестации. В учреждении могут быть созданы условия для реализации творческих порывов, нельзя ограничивать педагогов рамками сухих планов и программ.

Все чаще в дошкольных и школьных учреждениях нам встречаются дети, чьи образовательные потребности выходят за границы условной общепринятой нормы, так называемые “дети с особенностями в развитии”.

К ним можно отнести две категории детей:

Первая категория – это одаренные дети.

Вторая категория - дети с физическими и (или) психологическими проблемами, которым необходимо создание специальных условий образования для полноценного гармоничного развития личности.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одаренность часто проявляется в успешной деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный техническим конструированием ребенок может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять аналогичной активности ни в дошкольной, ни в специально организованной свободной деятельности (кружке, клубе юных техников и др.). Кроме того, одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так, ребенок, в более старшем возрасте, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение от педагогов. Поэтому в работе на выявление одаренных детей очень важна системная работа педагогического коллектива детского сада по развитию способностей и дарований дошкольников с родителями.

В основе педагогической проблемы одаренности лежит познавательная деятельность ребенка. Одаренные дети отличаются широтой восприятия мира, острым ощущением того, что происходит вокруг, их мозг находится в постоянной работе [2, c. 205]. Обучение и воспитание таких детей с использованием современных методик составляет одну из главных задач модернизации существующей системы образования в связи с тем, что у них сильно развита познавательная потребность, которая становится барьером на пути становления их личности и самосовершенствования.

Если ребенок опережает сверстников по развитию, то многие в его окружении считают, что ему будет легче заниматься в школе, а в дальнейшем найти свое предназначение в жизни. На самом деле перед такими детьми почти всегда возникают не малые трудности дома и в образовательных учреждениях.

Как правило одаренных детей в образовательных учреждениях можно разделить на два типа: 1 тип - дети значительно преуспевающие на занятиях. У них, как правило, хорошо развита речь, они так же обладают огромным словарным запасом, с удовольствием занимаются решением сложных задач, не терпят вмешательства и навязывания им готового ответа.

2 тип - к нему относятся дети, имеющие дар, не связанный с учебной деятельностью. Это может быть игра на музыкальных инструментах,рисование, танцы, спорт и т. д. Здесь возможна ситуация, что ребенок может даже отставать от программы образовательного учреждения, ему становится не интересно на занятиях, потому что он многое не понимает, не усваивает. На этой основе возникают непонимания с родителями и учителями, которые ожидали увидеть в нем отличника. На помощь педагогам приходит развивающее обучение, которое учитывает особые потребности и главное возможности таких детей. Оно включает в себя специальные методические рекомендации и программы, направленные на эффективное взаимодействие с ребенком, а главной его задачей является развитие творческого мышления.

Ко второй категории детей “c особенностями развития” – относят детей с физическими и (или) психологическими проблемами здоровья.

Кто же такой ребенок с ОВЗ?

Федеральный закон № 273-ФЗ “Об образовании в РФ” определяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий [6, статья 2 п. 16]. Получение заключения ПМПК – важнейший этап в подтверждении статуса ребёнка с ОВЗ.

И эта категория детей чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, дети с задержкой и комплексными нарушениями развития, а также речи (заикание, ЗРР).

Коррекционно-развивающая работа с ребенком с ОВЗ имеет свои особенности. Все большее распространение получает интегрированное инклюзивное воспитание детей с отклонениями в условиях специальной коррекционной группе в общеобразовательном детском саду и среди сверстников в обычной группе. Даже дети со значительными нарушениями могут быть интегрированы по 2-3 человека в обычную группу, но при этом им требуется не только индивидуальный подход, но и специальное обучение. Довольно часто ПМПК рекомендует родителям определить ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в группу компенсирующей направленности или группу комбинированной направленности, где осуществляется инклюзивное образование. Такой подход позволяет активнее включать детей с ограниченными возможностями здоровья в жизнь социума и прививать им навыки общения.

В соответствии с ФГОС ДО и с учётом Примерной образовательной программы дошкольного образования логопеды, дефектологи разрабатывают адаптированную образовательную программу для детей с ОВЗ – либо основную, либо индивидуальную, в зависимости в какой группе находится ребенок (компенсирующей или комбинированной направленности).

При правильном и вовремя начатом развитии ребенка многие отклонения в дальнейшем становлении можно значительно смягчить. В настоящее время наблюдается рост количества ребят с тяжелыми нарушениями, но вместе с этим благодаря использованию новейшего оборудования, современным коррекционным программам многие дети достигают нужного уровня развития в своей возрастной категории.

Так же нельзя не отметить, что и ребенок с ОВЗ может быть “одаренным” в той или иной области. Одним из методов выявления одаренных и талантливых детей с ОВЗ являются различные соревнования, викторины, конкурсы, олимпиады, а так же исследовательская деятельность детей.

Важные задачи, стоящие перед педагогами - это выявление детей с “особыми образовательными потребностями”, развитие их образовательных и творческих способностей, учитывая индивидуальные особенности развития ребенка. В свовей работе необходимо ориентироваться на организацию успеха ребёнка в учебной и творческой деятельности, путем опоры на его положительные, сильные качества.

4. Болотов В. А. Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях. Метод. письмо Министерства образования РФ- М., 2002. - 12 с.

5. Галагузова М. А. Социальная педагогика. Курс лекций. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. М., 2000 - 416 с.

6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации" - статья 2 п. 16.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

образовательные потребности и профессиональные затруднения педагогов ДОУ в с.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

образовательные потребности и профессиональные затруднения педагогов ДОУ в с.

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в связи с перех.

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в связи с переходом на ФГОС ДО

Задачи: - анализ информации о готовности педагогических кадров МБДОУ к работе.

Задачи: - анализ информации о готовности педагогических кадров МБДОУ к работе в новых условиях, умении проектировать и реализовывать образовательный процесс с учетом ФГОС ДО; - выявление основных проблем, испытываемых педагогами МДОУ в ходе введения ФГОС ДО; - уточнение содержания запросов педагогов на необходимые информационные и научно-методические ресурсы; - выявление мотивационных условий, благоприятных для профессионального развития педагога в условиях введения ФГОС ДО.

Объект проектирования: образовательные потребности и профессиональные затрудн.

Информационная основа проекта: Информационной основой проекта послужили следу.

Анализ кадрового потенциала педагогов МБДОУ Возрастной состав:

Анализ кадрового потенциала педагогов МБДОУ Возрастной состав:

Коэффициент образованности

Коэффициент работников, имеющих дошкольное образование

Коэффициент работников, имеющих дошкольное образование

коэффициент квалификации

Педагогический стаж

Участие в мероприятиях различного уровня

Участие в мероприятиях различного уровня

Прохождение курсов повышения квалификации педагогами МБДОУ . Год прохождения.

Прохождение курсов повышения квалификации педагогами МБДОУ . Год прохождения КПК 2010 2011 2012 2013 2014 2015 Число педагогов прошедших курсовую подготовку 5 3 - 2 - 4

мониторинг образовательных потребностей и профессиональных затруднений педаго.

мониторинг образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов МБДОУ в связи с введением ФГОС ДО Вопросы Проблема, профессиональные затруднения Задачи ФГОС Задачи понятны Оценка соответствия образовательной деятельности ДОУ требованиям Стандарта Приведение нормативно-правовой базы ДОО в соответствие с ФГОС Формирование содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогическихработников Отбор содержания и форм работы для повышения квалификации педагогов Внесение изменений в образовательную программу дошкольного образования: структура, условия, результат освоения Разработка вариативной части, результата освоения, системы мониторинга Обеспечение психолого-педагогических условий реализации программы Непонятно как прописать реализацию этих условий в Программе Оценка индивидуального развития детей: педагогическая диагностика психологическая диагностика Проводить или нет оценку индивидуального развития детей, подходит ли для этого диагностические материалы к используемым программам. Обтекаемо сформулированы целевые ориентиры, непонятно как с ними работать Создание условий, обеспечивающих поддержку индивидуальности и инициативы детей Как создать эти условия в непосредственно-образовательной деятельности, в условиях переполненных групп Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и сверстниками Непонятно как это построить на практике и описать в Программе Условия профессионального развития педагогических и руководящих работников

Предложения по форме устранения образовательных потребностей и профессиональн.

Предложения по форме устранения образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов МБДОУ в связи с введением ФГОС ДО Создать ТГ, разработать единые шаблоны документов; Внедрить опыт других детских садов в своем ДОУ; Провести ПДС, или семинар-практикум с разработкой вопросов, по которым педагоги ДОУ испытывают затруднения; Консультации, практикумы; Практические показы деятельности с детьми; Внесение в план финансово-хозяйственной деятельности расходов, связанных с дополнительным профессиональным образованием руководящих и педагогических работников по профилю их деятельности

Анализ возможных рисков и способов их преодоления при решении проблем образов.

Анализ возможных рисков и способов их преодоления при решении проблем образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов МБДОУ в связи с введением ФГОС ДО

Возможности повышения профессиональной компетентности педагога ДОУ 1. Повышен.

Возможности повышения профессиональной компетентности педагога ДОУ 1. Повышение квалификации педагогов ДОУ можно осуществлялось в следующих формах: Организация системы самообразования педагогов (формы отчета – семинары для коллег в ДОУ и за его пределами, Дни открытых дверей, оформление папок-передвижек, стендовые доклады) Обобщение и презентация педагогического опыта работы (проведение методических мероприятий, участие в конференциях и МО) Аттестация педагогических кадров. Курсы повышения квалификации по темам введения ФГОС ДО в воспитательно-образовательный процесс. Использовать дистанционные курсы повышения квалификации педагогов, как альтернативу выездным КПК, так как можно одновременно обучить больший процент педагогов. 2. Рациональность расстановки кадров При расстановке кадров учитывать профессиональный и образовательный уровень каждого педагога, стаж работы, сложившиеся в коллективе традиции, так педагог-стажист работает в паре с педагогом, имеющим меньший опыт работы, осуществляя наставничество и методическую поддержку. 3. Принятие нормативных документов позволило оптимизировать работу педагогического коллектива ДОУ по внедрению ФГОС ДО, 4. Создавать в МБДОУ профессиональный педагогический коллектив, повышающий квалификацию, для этого осуществлять индивидуальный подход к каждому работнику, стимулировать его на повышение уровня своей педагогической компетентности. 5. Создание в МБДОУ эффективной программы развитию МБДОУ в связи с переходом на ФГОС ДО с учётом образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов

Очень важно воспитателям, учителями и родителям знать об основных потребностях детей !

Наверное, все мы согласимся с тем, что самое главное в жизни родителей – это дети , у которых есть много потребностей !

Но как стать хорошими родителями ? Этому не учат в детском саду или в школе. Наша первая школа – это наш первый ребенок.

А теперь обратим наше внимание на пять основных потребностей ребенка .

На первом уровне, более высоком – потребность в безопасности.

Семейные традиции и ритуалы – отличный способ дать ребенку чувство стабильности и безопасности. Это может быть что угодно: еженедельный семейный обед, вылазка на природу с ночевкой в одно и то же время года, походы на спортивные матчи, ежемесячная генеральная уборка, в которой участвуют все члены семьи. Главное – сделать мероприятие обязательным. Подобные традиции не только дают чувство стабильности, но и сплачивают семью и дарят теплые воспоминания на всю жизнь.

Дети гораздо сильнее взрослых нуждаются в теплой и мирной семейной атмосфере. В случае возникновения ссор и скандалов, ребенок чувствует угрозу: его устоявшемуся безопасному миру грозит опасность. Не нужно делать маленького человечка свидетелем выяснения отношений, а если конфликт уже произошел при ребенке, то и мириться нужно на его глазах.

Так, малыш научиться понимать, что на смену плохому всегда приходит хорошее, и в будущем, став случайным свидетелем ссоры, не станет испытывать такую сильную тревогу.

2.Потребность ребёнка в безусловной любви и уважения.

Малыш нуждается, чтобы его уважали просто так , ни за что, окружали любовью, которая не ставит условий.

Детям необходимо чувствовать, что их уважают. Поэтому отношение к ним должно быть самым внимательным, обращение - вежливым и обходительным. Детям нужно, чтобы их ценили и видели в них полноценных людей, необходимо, чтобы их уважали как независимых личностей, обладающих собственной волей и желаниями.

Если обращаться с ребенком без должного уважения, его самооценка будет резко снижаться, он будет вызывающе держаться с окружающими. В конечном счете он совсем отобьется от рук.

Например, фразу "Извини, солнышко, сейчас у меня нет ни одной свободной минутки" сказать так же легко, как и фразу "Прекрати меня дергать! Не видишь - я занят?". Первая отнимет у вас не больше времени, чем вторая. Но на ребенка эти фразы подействуют совершенно по-разному. Обычная вежливость способна порой произвести сильнейшее впечатление.

Удовлетворить потребность ребёнка в любви и заботе подойдут такие фразы:

Потребность ощущать собственную значимость.

Чувствовать свою значимость означает для ребенка чувствовать собственную силу, влияние, ценность, чувствовать, что "я что-то таки значу". Эта потребность проявляется в самом нежном возрасте. Однажды я видела, как мать и дочь зашли в лифт и женщина собралась нажать кнопку. "Нет, я, дай я!" - закричала малышка и стала на цыпочки, пытаясь дотянуться повыше. Еще был случай, когда я пытался помочь ребенку пристегнуть ремень безопасности: "Я сам все сделаю!" - возмутился мальчик. Здесь ребенок ощутил свою значимость.

Если дети не чувствуют себя нужными и полезными , а в наше время это одна из главных детских проблем), если у них не получается удовлетворить эту свою потребность "законно", дети, скорее всего, попытаются привлечь к себе внимание каким-либо далеко не безобидным способом.

Устанавливая слишком жесткие ограничения, родители тем самым ослабляют в ребенке веру в собственные силы.

В общении с детьми умение внимательно слушать и полностью "быть здесь" особенно важно. Причем для такого общения не обязательно специально выделять время. Даже если у вас есть всего пара свободных минут, вы вполне можете полностью посвятить себя малышу - вести себя так, словно в эти несколько минут для вас никого, кроме него, не существует.

Внимательно выслушав ребенка, мы не только помогаем ему почувствовать его значимость: потом он с удовольствием выслушает и нас.

4 Потребность принятия.

Ребенку нужно, чтобы в нем видели самодостаточную, уникальную личность, а не просто копию родителей, которую необходимо подогнать под родительские стандарты идеального сына или дочери.

Принимать детей - значит слушать их, стараться понять и признавать за ними право на собственное мнение, свои чувства, желания и представления. Если же родители всем своим видом дают понять, что дети не вправе о чем-то думать и что-то чувствовать, то тем самым они словно намекают, что их дети не вполне нормальны. Дети, скорее всего, не станут слушать таких родителей, и никакого позитивного воздействия на их поведение оказать уже не удастся.

Принятие не означает вседозволенность. Я не призываю вас разрешать ребенку делать все, что ему вздумается. Наоборот, все вредное и опасное следует пресекать. Приятие ребенка таким, какой он есть, поможет вам устранить враждебность в ваших отношениях и исключить саму возможность борьбы за власть в семье. Отдавайте должное его достижениям; не волнуйтесь по пустякам; акцентируйте внимание на позитивных моментах; когда нужно сказать " нет ", делайте это с любовью к ребенку.

5 . Пятая и высшая потребность – самоактуализация, то есть потребность в саморазвитии, личностном росте, раскрыть свои таланты, научиться быть самостоятельным. Но для дошкольника эта потребность не так актуальна ее время придёт в подростковом возрасте. И к этому времени ребёнок должен подойти не с пустыми руками. С вашей помощью у него будут хорошие помощники: это безусловная родительская любовь и умение принимать свои чувства и желания, которые помогут ему понять себя и самореализоваться.

Читайте также: